Описание аукциона 12 стульев
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о лотах, которые примут участие в торгах, в частности, об экземплярах из части «Рок-самиздата».
Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ
Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ
Для справки, Александр, а он мой почти ровесник, когда-то, ближе в концу 80-х, работал учителем математики в Медновской средней школе Калининской области. Увлекся роком, стал ездить на фестивали, а потом их организовывать. Издал массу хрестоматийных книг о русском роке, в том числе «Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок- самиздата. История. Антология. Библиография». В основу этого труда и легла коллекция, которая сейчас выходит на торги.
Почти 200 номеров журналов, выпускавшихся вручную, на ксероксах или у знакомых типографов буквально по всему Союзу: в Магадане и Калининграде, в Медвежьегорске и Колтушах. От культовых изданий, таких как «Рокси» и «Урлайт», до практически неизвестных даже знатокам региональных журналов — рукописной «Субанды», алматинского «ЗГГА», «самого дамского рок-журнала» из Владивостока «Штучка» и прочее. Майк Науменко и Виктор Цой. Макаревич, Шевчук, Кинчев, Янка, Умка, Башлачев, Летов, Земфира и еще многие-многие. Первые интервью. Первые ч/б фото.
В основной части аукциона я бы выделил два наиболее мне лично интересных лота. Оба связаны с авангардом. Первый — уникальнейший экземпляр издания «Тринадцать» (1917 года), подписанный устроителю, Юрию Анненкову, россыпью «звездных» современников — от Михаила Кузмина до Тамары Карсавиной, от Мандельштама до Адамовича. А второй — книга стихов футуриста Алексея Крученых и одиннадцатилетней девочки Зины В. (это 1913 год), оформленная, между прочим, Казимиром Малевичем.
Для покупателей.
1. Укажите вашу ставку в комментариях к лоту, если ставок еще нет или задайте вопрос продавцу касательно товара.
2. Если ставки уже есть в комментариях и вы хотите указать цену выше, нажмите "Ответить" человеку с самой высокой ставкой и укажите новую цену.
3. Если вы сделали ставку, вы обязаны сделать репост объявления с лотом и не удалять его до окончания торгов. К тому же вы с легкостью сможете следить за ставками, так как объявление с лотом появится у вас на стене.
4. Перебивайте цену других покупателей пока считаете это целесообразным.
5. Вы должны задать все вопросы продавцу касательно лота до того, как сделаете ставку.
6. Ваша ставка выиграет, если ее никто не перебьет в течении 48 часов, а минимальное количество участников, заявленных продавцом будет достигнуто.
7. В случае выигрыша свяжитесь с продавцом для согласования процедуры покупки товара.
Споры и жалобы.
1. Аукцион "12 СТУЛЬЕВ" не несет ответственности за порядочность покупателей и продавцов, а также за несоответствие товара описанию.
2. Все участники аукциона имеют право подать жалобу, если замечены нарушения правил.
3. За систематические нарушения участники будут лишаться права участвовать в торгах и выставлять лоты на продажу.
В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. в городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она сообщает ему, что в один из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они бежали после революции, ею зашиты все фамильные драгоценности. Воробьянинов срочно выезжает в родной город. Туда же отправляется исповедовавший старуху и узнавший о драгоценностях священник Федор Востриков.
Примерно в то же время в Старгород входит молодой человек лет двадцати восьми в зеленом в талию костюме, с шарфом и с астролябией в руках, сын турецко-подданного Остап Бендер. Случайно он останавливается ночевать в дворницкой особняка Воробьянинова, где и встречается с его бывшим хозяином. Последний решает взять Бендера себе в помощники, и между ними заключается что-то вроде концессии.
Начинается охота за стульями. Первый хранится здесь же, в особняке, который ныне «2-й дом соцобеса». Заведующий домом Александр Яковлевич (Альхен), застенчивый вор, устроил в дом кучу своих родственников, один из которых продал этот стул за три рубля неизвестному. Им оказывается как раз отец Федор, с которым Воробьянинов вступает на улице в схватку за стул. Стул ломается. Драгоценностей в нем нет, но зато становится ясно, что у Воробьянинова с Остапом появился конкурент.
Компаньоны переезжают в гостиницу «Сорбонна». Бендер отыскивает на окраине города архивиста Коробейникова, хранящего у себя на дому все ордера на национализированную новой властью мебель, в том числе и на бывший воробьяниновский ореховый гарнитур работы мастера Гамбса. Оказалось, что один стул был отдан инвалиду войны Грицацуеву, а десять переданы в московский музей мебельного мастерства. Пришедшего вслед за Бендером отца Федора архивариус обманывает, продавая ему ордера на гарнитур генеральши Поповой, переданный в свое время инженеру Брунсу.
На Первомай в Старгороде пускают первую трамвайную линию. Случайно узнанного Воробьянинова приглашают на ужин к его давней любовнице Елене Станиславовне Боур, подрабатывающей ныне гаданием. Бендер выдает собравшимся на ужин «бывшим» своего напарника за «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору» и призывает к созданию подпольного «Союза меча и орала». На будущие нужды тайного общества собирается пятьсот рублей.
На следующий день Бендер женится на вдове Грицацуевой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь уходит от нее, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул — пуст, и они с Воробьяниновым уезжают на поиски в Москву.
Концессионеры останавливаются в студенческом общежитии у знакомых Бендера. Там Воробьянинов влюбляется в молоденькую жену чертежника Коли — Лизу, ссорящуюся с мужем на предмет вынужденного, из-за нехватки средств, вегетарианства. Случайно оказавшись в музее мебельного мастерства, Лиза встречает там наших героев, ищущих свои стулья. Выясняется, что искомый гарнитур, семь лет провалявшийся на складе, именно завтра будет выставлен на аукцион в здании Петровского пассажа. Воробьянинов назначает Лизе свидание. На половину суммы, полученной от старгородских заговорщиков, он везет девушку на извозчике в кинотеатр «Арс», а затем в «Прагу», ныне «образцовую столовую МСПО», где позорно напивается и, потеряв даму, оказывается наутро в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане. На аукционе Бендер выигрывает торг на цифре двести. Столько денег у него есть, но нужно ещё заплатить тридцать рублей комиссионного сбора. Выясняется, что денег у Воробьянинова нет. Парочку выводят из зала, стулья пускают в продажу розницей. Бендер нанимает окрестных беспризорников за рубль проследить судьбу стульев. Четыре стула попадают в театр Колумба, два увезла на извозчике «шикарная чмара», один стул покупает на их глазах блеющий и виляющий бедрами гражданин, живущий на Садово-Спасской, восьмой оказывается в редакции газеты «Станок», девятый в квартире у Чистых прудов, а десятый исчезает в товарном дворе Октябрьского вокзала. Начинается новый виток поисков.
«Шикарная чмара» оказывается «людоедкой» Эллочкой, женой инженера Щукина. Эллочка обходилась тридцатью словами и мечтала заткнуть за пояс дочь миллиардера Вандербильдшу. Бендер легко меняет один её стул на украденное ситечко мадам Грицацуевой, но незадача в том, что инженер Щукин, не выдержав трат супруги, съехал накануне с квартиры, взяв второй стул. Живущий у приятеля инженер принимает душ, неосмотрительно выходит, намыленный, на лестничную площадку, дверь захлопывается, и, когда тут появляется Бендер, вода уже льется вниз с лестницы. Открывшему дверь великому комбинатору стул был отдан едва ли не со слезами благодарности.
Попытка Воробьянинова овладеть стулом «блеющего гражданина», оказавшегося профессиональным юмористом Авессаломом Изнуренковым, заканчивается крахом. Тогда Бендер, выдав себя за судебного исполнителя, уносит стул сам.
В бесконечных коридорах Дома народов, в котором находится редакция газеты «Станок», Бендер наталкивается на мадам Грицацуеву, приехавшую в Москву искать мужа, о котором узнала из случайной заметки. В погоне за Бендером она запутывается в многочисленных коридорах и уезжает в Старгород ни с чем. Тем временем арестованы все члены «Союза меча и орала», распределившие между собой места в будущем правительстве, а затем в страхе донесшие друг на друга.
Догоняя театр, сообщники попадают в начале июля в Сталинград, оттуда в Минеральные Воды и, наконец, в Пятигорск, где монтер Мечников соглашается за двадцатку похитить необходимое: «утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, утром — стулья». Чтобы добыть деньги, Киса Воробьянинов просит милостыню как бывший член Государственной думы от кадетов, а Остап собирает деньги с туристов за вход в Провал — пятигорскую достопримечательность. Одновременно в Пятигорск съезжаются бывшие владельцы стульев: юморист Изнуренков, людоедка Эллочка с мужем, воришка Альхен с супругой Сашхен из собеса. Монтер приносит обещанные стулья, но только два из трех, которые и вскрываются (безрезультатно!) на вершине горы Машук.
Тем временем колесит по стране в поисках стульев инженера Брунса и обманутый отец Федор. Сперва в Харьков, оттуда в Ростов, затем в Баку и наконец на дачу под Батумом, где на коленях просит Брунса продать ему стулья. Жена его распродает все, что можно, и высылает отцу Федору деньги. Купив стулья и разрубив их на ближайшем пляже, отец Федор, к своему ужасу, ничего не обнаруживает.
Театр Колумба увозит последний стул в Тифлис. Бендер и Воробьянинов едут во Владикавказ, а оттуда идут пешком в Тифлис по Военно-Грузинской дороге, где им и встречается несчастный отец Федор. Спасаясь от погони конкурентов, он залезает на скалу, с которой не может слезть, сходит там с ума, и через десять дней его снимают оттуда владикавказские пожарные, чтобы отвезти в психиатрическую больницу.
Концессионеры добираются наконец до Тифлиса, где находят одного из членов «Союза меча и орала» Кислярского, у которого «одалживают» пятьсот рублей на спасение жизни «отца русской демократии». Кислярский спасается бегством в Крым, но друзья, пропьянствовав неделю, отправляются туда же вслед за театром.
Сентябрь. Пробравшись в Ялте в театр, сообщники уже готовы вскрыть последний из театральных стульев, как тот вдруг «отпрыгивает» в сторону: начинается знаменитое крымское землетрясение 1927 г. Все же вскрыв стул, Бендер и Воробьянинов ничего в нем не обнаруживают. Остается последний стул, канувший в товарном дворе Октябрьского вокзала в Москве.
В конце октября Бендер находит его в новом клубе железнодорожников. После шуточного торга с Воробьяниновым за проценты с будущего капитала Остап засыпает, и несколько повредившийся в рассудке за полгода поисков Ипполит Матвеевич перерезает ему бритвой горло. После чего пробирается в клуб и вскрывает там последний стул. Бриллиантов нету и в нем. Сторож рассказывает, что весной случайно нашел в стуле сокровища, спрятанные буржуазией. Оказывается, на эти деньги и было построено, ко всеобщему счастью, новое здание клуба.
Пересказал И. Л. Шевелёв. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Во вторник 19 апреля завсегдатаи московских букинистических аукционов в практически полном составе собрались в отеле «Националь», чтобы наблюдать и участвовать в торгах нового аукционного дома «12-й стул». Это тот случай, когда «новый» знакомый на самом деле оказался старым добрым другом: организатором торгов «12-й стул» является антикварный салон «Среди коллекционеров».
К началу торгов в зале почти не было свободных мест, хотя начинались торги «12-го стула» в пять часов в будний день. Выбор времени, кстати, был весьма символичным: тот самый аукцион в Петровском пассаже, на котором Остап Бендер торговался за гарнитур мадам Петуховой, тоже начинался в пять часов. И объективно это лучшее время для начала торгов. Публика не успевает переутомиться и разойтись, как бывает в случае, когда аукционы поздно начинаются, а потом затягиваются чуть ли не до полуночи. Пусть не все успевают приехать к началу торгов лично, но всегда есть альтернатива торговаться онлайн, по телефону или оставить заочный бид.
Все эти возможности участники прошедшего аукциона использовали с размахом. Боролись почти за каждый лот, одинаково активно торговались в зале, по телефонам, через Интернет и по заочке. Очень активен на первых порах был интернет: многочисленные онлайн-ставки порой даже не давали выступить со своим предложением тем, кто был в зале. То же можно сказать и о телефоне. Этот первый час торгов, по моим ощущениям, и задал общий тон мероприятию, настроив всех бороться за лоты и покупать их.
А рассказать о том, что именно было куплено и по каким ценам, я предоставлю самим организаторам.
Мария Онучина, AI
Устойчивым спросом на аукционах пользуются книги по отечественной истории. С подъёмом от первоначальной цены на торгах «12-й стул» реализовано сочинение барона Г. Танненберга, посвящённое Императрице Екатерине II. Труд историка Н. И. Костомарова «Сорок лет: (Малороссийская легенда)» (1881) превысил старт в 9 раз и был продан за 50 тыс. рублей.
Сразу четыре участника торгов страстно желали приобрести первое издание известного сочинения историка, журналиста Николая Полевого «История Петра Великого» (1843). Полукожаные переплёты эпохи и низкий старт (15 тыс. рублей) настроили претендентов на упорную борьбу, и лот ушёл за 75 тыс. руб. Оживление в зале вызвал выставленный на торги роман Николая Греча «Чёрная женщина» (1834). Сам автор так писал о содержании своего сочинения: «Лет за двадцать пред сим слышал я в одном приятельском кругу невымышленный рассказ о жизни человека, который в младенчестве своём был испуган одним страшным явлением во время московской чумы. Это явление сделалось ему неразлучным спутником, предвещало ему счастие и беду, радость и печаль, успех в деле — и неудачу и исчезло только с того времени, как повторилось пред глазами мечтателя в действительности». Стартовав с 45 тыс. рублей, книга ушла покупателю за 80 тыс. рублей.
Недорого (за 55 тыс. рублей) был продан полный комплект многотомного издания мемуаров первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка «Путь новой Турции» (1929–1934). Большой интерес проявили покупатели к книгам, объединённым в украинскую подборку: «Народные южнорусские сказки» (1869–1870) Х. А. Алчевская «Туга за сонцем», «Основа: южно-русский литературно-учёный вестник», «Воссоединение Украины с Россией» (1954, цена 8 тыс. рублей), «Дело об убийстве Адальберга Вагнера викария Харьковской католической церкви» (1905 г.) и др.
Полностью распроданы издания из раздела «Морская тематика»: выше старта ушли «История кораблекрушений» (1799–1800, лот № 7), сочинение русского мореплавателя Отто Евстафьевича Коцебу «Путешествие в Южный океан» (1821–1823), «Записки флота капитана Рикорда о плавании его к Японским берегам» (1851), «О купеческом судостроении в России» (1859–1863), книга В. М. Головнина «О состоянии Российского флота в 1824 году…», «Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия» (1864), книга для юношества М. Лялиной «Русские мореплаватели», «Морская сила в Балтийском море» Г. Кирхгофа (1908–1910). и др.
Традиционно хорошо продаются на аукционах книги и художественные альбомы на театральную, прежде всего балетную, тематику. С многократным превышением старта на аукционе ушли сочинения знатока балета Константина Аполлоновича Скальковского (1843–1906) и очаровательная хромолитографированная книжка «Петрушка, уличный театр. Списанный со слов уличного паяца» (1900). Лубочное издание, легко преодолев старт в 3 тыс. рублей, ушло за 38 тыс. рублей.
Не остались без внимания книги по охоте и рыбной ловле. Самой дорогой книгой раздела стал труд Василия Алексеевича Левшина «Книга для охотников до звериной и птичьей ловли, также до ружейной стрельбы и содержания певчих птиц» (1813–1814). Новым владельцем первой книги на русском языке, посвящённой охоте и любительской рыбалке, щедро сдобренной анекдотами и охотничьими тайнами, стал участник в зале. Экземпляр «Синеморских рыболовных промыслов» (1895) в тёмно-синем тканевом переплёте эпохи отправился к покупателю за 90 тыс. рублей.
На предаукционной выставке неизменный интерес у посетителей вызывал малотиражный журнал (с текстом, напечатанным на ротаторе) «Курсант». На торгах были проданы два номера этого периодического издания (оба — 1920 г.), цена молотка — 38 тыс. рублей.
На аукционе предлагалась подборка изданий, посвящённых развитию мясной промышленности в СССР. Покупателей привлекли «Мясокомбинат имени А. И. Микояна» (1936 г.), книга Г. В. Бабина «Колбасное производство» (1936 г.).
Успехом пользовались парадные издания дореволюционного времени. Капитальный труд немецкого историка Фридриха Готтенрота (1840–1917) «История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён» (в двух томах, 1911) в издательских переплётах ушёл за 340 тыс. рублей; книга Генриха Вёльфлина «Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения» (1912) в издательском переплёте с металлической накладкой с портретом Леонардо да Винчи на передней крышке — за 85 тыс. рублей.
За 380 тыс. рублей была продана подборка журналов «Строительство Москвы» за 1924–1941 гг., в оформлении которых принимали участие известные графики и художники 1920–30-х годов Эль Лисицкий, Г. Клуцис, В. и Г. Стенберги, С. Телингатер, И. Рерберг, В. Ёлкин и др.
Спросом пользовались недорогие занимательные книжки и издания на бытовую тематику и с практическим применением. «Вечные темы»: взаимоотношения мужчин и женщин, вопросы брака и семьи, правильного употребления спиртных напитков, успешного изучения иностранных языков, на которых в дальнейшем «в самое короткое время можно без посторонней помощи читать, писать и говорить», всегда интересовали коллекционеров, любителей книг и антиквариата. Были проданы «Медицинская флора…» Э. Винклера (1855, в подносном индивидуальном переплёте эпохи), «Лечение гипнозом морфинистов, алкоголиков и курильщиков» (1906), «Новейший полный самоучитель английского языка…» (1893), «Умственное и нравственное воспитание детей…» Е. Н. Водовозовой, «Кризис и безработица» (1906), «Пьянство, его причины, лечение и юридическое значение» (1889, экземпляр из собрания врача-психиатра, директора первой алкогольной лечебницы Александра Михайловича Коровина), «Что нужно знать о спиртных напитках» (1925), «Как переплетать книги» (1925), комедия из еврейской жизни О. Нотовича «Брак и развод». Ожесточённая борьба развернулась за самоучитель по плаванию 1915 года, обещавший научить плавать как рыба любого всего за двадцать уроков. Вопросы распределения рабочего времени, скорее, его уплотнения в пределах 24 часов, также волновали собравшихся на аукционе и участников в Интернете, — книга П. М. Керженцева «Борьба за время» (1924) из собрания автора ушла за 18 тыс. рублей.
Топ московских торгов последнего времени — работы художницы Татьяны Мавриной. На аукцион были приняты уникальные экземпляры авторских альбомов Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996), рисунки в которых были созданы в 1980-е годы. В альбом «Зима и люди» вошли 112 рисунков, исполненных акварелью и тушью, в альбоме «Дни» — 46 рисунков. На эти два лота претендовали несколько участников, торговавшихся в зале, в Интернете и по телефону. Победителем стал известный коллекционер, альбомы прописались в замечательном московском собрании.
Читайте также: