Некрономикон есть ли на самом деле
Оригинал статьи ("Necronomicon Info", Ryan Parker) одно время располагался в интернете, однако впоследствии по каким-то причинам текст статьи был ликвидирован. Различные версии, а также переводы этой статьи помещались на многих сайтах и публиковались в многочисленных изданиях (андерграундных), однако чаще всего в усечённом виде. Здесь представлена полная версия статьи. Редакция альманаха расценивает данную работу как весьма оригинальное объединение скрупулёзного исследования творчества Лавкрафта и дальнейшего развития его мифологии, причём не без элементов фальсификации. Можно определённо утверждать, что ряд "погрешностей" Паркера, которых набирается не так уж и мало, были введены в повествование умышленно. В предлагаемой статье комментируются и поясняются далеко не все упомянутые мистические, мифологические и т. д. термины, однако, это вовсе не означает, что непрокомментированные термины являются "изобретением" самого автора. Комментарии к статье были составлены (Para Bellum и Dr. Dunkelstein) с целью поддержать и развить общее направление статьи: одновременное исследование творчества Лавкрафта и дальнейшее развитие его мифологии.
Содержание:
; Часть первая - Мифы Некрономикона согласуются с работами Лавкрафта!
; Часть вторая - Некрономикон и древняя арабская магия
• Заимствованные имена
• Азатот
• Йог-Сотот
• Ньярлатхотеп
; Часть третья - Источники по древней магии
• Ирем - Город Столпов
• Руб-Эль-Хали
• Безумный Поэт
• Джинн
• Хадхулу
• Шайтан, Левиафан и Тиамат
• Кутулу
• Арабская мистическая поэзия
• Заимствованные имена
• Рекомендуемая литература по арабской мифологии, мистицизму и маги
• Шумер и Египет
; Часть четвёртая - Мифы Некрономикона и современная магия
• Алистер Кроули
• Антон Шандор ЛаВей
• Кеннет Грант
• Енохианская Магия
; Часть пятая - Архетипы в творчестве Лавкрафта
Начнем с упоминаний Ирема у ГФЛ:
«..Абдула Альхазред написал свой трактат примерно в 700 году нашей эры. Он посетил руины Вавилона, побывал в таинственных подземельях Мемфиса и провёл десять лет в великой пустыне на юге Аравии, которую в древности называли Роба эль Халиех, что значит «Пустое Место», и которую нынче арабы называют Дана, то есть «Красная»; согласно поверьям, там обитают злые духи и демоны смерти. Люди, которые там якобы побывали, рассказывают об этой пустыне множество странных и невероятных вещей. …О его безумии также бытует множество легенд. Он утверждал, что видел легендарный Ирем, Город Колонн, и открыл в пустыне под руинами некоего безымянного города невероятные летописи и жуткие тайны расы, предшествующей человечеству» (История Некрономикона).
«Однажды он прислал мне письмо, в котором коснулся этой темы с вдохновением, достойным истинного поэта. Старинный серебряный ключ, написал он, откроет нужные двери, преграждающие доступ в коридоры пространства и времени, которые протянулись до Границы. Она стала заповедной для людей с тех пор, как Шаддад с его страшным талантом воздвиг и спрятал в аравийской Петре величественные соборы и бесчисленные минареты тысячеколонного Ирема. По словам Картера, полуголодные дервиши и обезумевшие от жажды кочевники возвращались, желая рассказать о монументальных воротах и гигантской руке, высеченной над замковым камнем, но ни один человек не прошел через эту арку и не сказал, что его следы отпечатались на темно-красном от зноя, раскаленном песке. Картер полагал, что ему необходим ключ, которого пока напрасно ждала эта гигантская рука». (Врата серебряного ключа)
«Великий каменный город Р'льех, с его монументами и надгробиями исчез под волнами; и глубокие воды, полные единой первичной тайны, сквозь которую не может пройти даже мысль, оборвали и это призрачное общение. Но память никогда не умирает, и верховные жрецы говорят, что город восстанет вновь, когда звезды займут благоприятное положение. Тогда из земли восстанут ее черные духи, призрачные и забытые, полные молвы, извлеченной из-под дна забытых морей. Но об этом старый Кастро говорить не вправе. Он резко оборвал свой рассказ, и в дальнейшем никакие попытки не могли заставить его говорить. Странно также, что он категорически отказался описать размеры Старейшин. Сердце этой религии, по его словам, находится посреди безвестных пустынь Аравии, где дремлет в неприкосновенности Ирем, Город Колонн». (Зов Ктулху).
«В Йемене я разговаривал с одним стариком, который вернулся живым из Багровой пустыни; он видел Ирем, Город Столпов, и в подземных святилищах поклонялся Нугу и Йебу! Иэ!» (Последний опыт).
Итак, Ирем – «город столпов» или «город колонн» (в разных переводах) находится в пустыне Роба эль Халиех на юге Аравии. Строительство его величественных соборов и бесчисленных минаретов связано с именем Шаддада, царя адитов, которые в арабской традиции относятся к расе гигантов.
Ирем преграждает доступ в коридоры пространства и времени, протянувшиеся до Границы, и является одним из центров культа Ктулху.
Точный источник, откуда Лавкрафт позаимствовал название Ирем, известен. Это Священный Коран. В блокноте, принадлежавшем писателю, была обнаружена выписка из девятого издания «Энциклопедии Британика»
«Из статьи «Аравия» Энциклопедия Британика . II—255. Доисторические мифические племена Ад на юге, Тхамуд на севере, Тасм и Джадис в центральной части полуострова. «Описывается блестящий Ирем, город Колонн (как называет его Коран), предположительно воздвигнутый Шаддадом, последним правителем племени Ад в районе Хадрамаута, которые после уничтожения его подданных остается полностью, как говорят арабы, невидимым обычному зрению, но иногда – очень редко – появляется перед глазами путешественникам, которым благоприятствуют небеса».
В рассказе «Лампа аль-Хазреда», дописанным Огюстом Дерлеттом, Ирем отождествляется с Безымянным городом, построенным расой рептилий, из одноименного рассказа ГФЛ. Однако, как следует из самого текста этого рассказа и из «Истории Некрономикона» Ирем и Безымянный город – два разных места, хотя, судя по всему, они расположены недалеко друг от друга.
Кеннет Хайт, эксперт по мифологии Ктулху, отмечает, что образы Ирема, Безымянного города и Р'льеха представляют собой архетипы исчезнувших с лица земли городов, погрузившихся под воду или в пески.
В «Безымянном городе» ГФЛ выстраивает тройные параллели с арабской легендой об уничтожении Ирема. Ирем появляется, после того как Безымянный город уходит в пески, как его человеческая имитация. За падением Ирема следует возвышение Мекки. Рептилоиды, населявшие Безымянный город, рвут на куски первопроходца древнего Ирема, после чего их столица погружается под землю. Жители Ирема – адиты – прогоняют пророка Худа – «первопроходца» Мекки, после чего Ирем гибнет. Ирем представляет собой для Мекки то же самое, что Безымянный город для Ирема. (Kenneth Hite. Lost in Lovecraft: A Guided Tour of the Dark Master's World: Exploring Arabia's Mythic Cities// Weird Tales № 348).
Кто же не смотрел «Эш против зловещих мертвецов» или не слышал о могущественной и таинственной книге - «Некрономиконе»? Этот фолиант собрал вокруг себя целую ауру из легенд и сплетен. Существует ли эта книга в реальности или это лишь плод воображения Говарда Лавкрафта? Давайте попробуем разобраться.
Создатель «Некрономикона» и его история
Одна из версий появления этой книги уверяет, что ее написал безумный поэт Абдул Альхазред где-то в 700 году. Он начал путешествовать по мину еще в подростковом возрасте. Его приключения начались на Ближнем Востоке. Затем несколько лет он жил у развалин Вавилона, а после этого познавал мудрость в Месфесе с египетскими жрецами.
Одним из последних его путешествий, в котором он прошел целое десятилетие, было в пустыне Руб аль Кхали, что в переводе означало «пустая четверть». Местные обходят это место десятой дорогой и считают его проклятым. По их мнению тут обитают приспешники сатаны и злые духи.
Интересно! Сегодня пустыня Руб аль Кхали называют иначе — Дахна.
Но вообще, что такое «Некрономикон»? Это книга, в которой описывается история расы, жившей на земле до людей. Их магические ритуалы, история создания мироздания, появления планет и самого космоса. И именно в Дахне по древней легенде был утерян таинственный город Ирам — город, построенный джином.
Именно джины по арабским легендам жили на земле до людей. Они были могущественными существами, но по неизвестным причинам решили покинуть это место. Сейчас они живут в другом измерении, погруженные в сон или находятся там в замороженном состоянии.
Ирам был уничтожен самим Аллахом и похоронен под песками пустыни. Вместе с остатками города там хранится множество знаний этой могущественной цивилизации. Чтобы открыть ворота в этот город человеку необходимо было погрузиться в состояние фаны, когда дух покидает тело и сливается с пустотой.
Только избранный мог пройти этот путь. Множество путешественников, чтобы постичь знания джинов, пытались войти в это состояние с помощью медитаций, транса, а некоторые даже использовали наркотики. Но по известным данным получилось только у Абдул Альхазреда.
Он попал в этот город и нашел множество старинных манускриптов в которых таились запретные знания. Именно эта свитки помогли ему написать «Аль Азиф» - первое название «Некрономикона». Соответственно, изначально фолиант был написан на арабском языке.
Интересно! Именно поэтому Абдул был «безумным поэтом», потому что те, кому помогали джины считались «маджун», то есть одержимые силой или безумные.
Сам Абдул не получил от написания этого фолианта ничего. Даже о его смерти ничего не известно. Однажды, уже в старости, он вышел из дома и больше не вернулся. Но по легенде, прямо на улице его разорвали на части невидимые силы.
Что было с книгой дальше
Рукопись сохранилась даже после исчезновения автора. В 10 веке ее перевели на греческий язык, а уже в 1230 на латынь. Считается что всего по миру гуляет 96 копий этого фолианта, и только 7 из них имеют настоящую магическую силу: 5 на арабском, 1 на английском, еще один на греческом. И как бы не пытались представители разных культур уничтожить ее, книг все равно было ровно 96.
Но реальна ли эта книга? Многие уверенны, что да. Но сам Говард Лавкрафт в последних письмах своим друзьям честно сказал, что «Некрономикон» появился в его голове и не имеет отношения к реальности.
Некоторые исследователи, желая доказать подлинность книги, тесно связывают ее с другими историческими документами, вроде египетской «Книги Мертвых». А некоторые даже пытаются написать свои версии этой книги.
Несмотря на множество копий и подделок, возможно и к лучшему, что подлинная книга остается в тени? Никто не знает, что именно скрывают в себе страницы этого фолианта, но по поверью там описаны все тайны мироздания, сотворения космоса и вселенной, способы порабощения человеческих душ, и кто знает что еще.
Кто достоин познать все величие этой книги и есть ли такой человек вообще?
A книга, переплетенная человеческим телом и написанная кровью, книга, наполненная заклинаниями для воскрешения мертвых и вызова древних существ, Некрономикон навлекает на своих читателей безумие и даже смерть.
© Фэндом
Некрономикон
Считающийся одной из самых опасных книг в мире, «Некрономикон» - это литературное творение, которое путешествует между пределами фантастики и жестокой реальностью.
Говорят, что, поскольку эта копия верна, люди, осмелившиеся прочитать Некрономикон и изучить содержащиеся в нем пророчества, заклинания, заклинания и суждения, часто впадали в безумие или смерти. Считая, что эта книга существует, есть те, кто утверждает, что все оригинальные копии такого названия хранятся под замком в очень частных библиотеках или коллекциях.
Следовательно, за любыми следами, которые могут указывать на их местонахождение, скрываются политические и религиозные организации. Довольно странно для книги, которую другие считают фальшивой, не так ли? Часть этих консультантов и заинтересованных сторон утверждает, что этот объект никогда не существовал больше, чем в повествовательном воображении, пытаясь опровергнуть любые данные или подозрения относительно их местонахождения.
Происхождение Некрономикона
Скандал начался с американского писателя Лавкрафта, автора нескольких историй о привидениях и дьявольских красках, известного прежде всего своими рассказами о Ктулху Мифос, но также напомнил о предполагаемом создании «Некрономикона» и глубоком знании оригинального Некрономикона.
Согласно гениальному уму этого литератора, Некрономикон не существует на планете Земля истины, он был изобретен им и ничем иным. Если так, Лавкрафт скрывал бы фантастический инструмент с достаточной информацией, чтобы раскрыть ужасное происхождение человечества, темные ритуалы, практикуемые там, и другие исследования оккультизма.
По словам Ловеркрафта, идея Некрономикона пришла ему во сне. Как он переводит, «Некрономикон» означает «Образ [или изображение] Закона мертвых», однако лучшей этимологией будет «Книга, классифицирующая мертвых».
Лавкрафт только намекает на книгу, делая первое упоминание о ней в своем рассказе. 'Собака' в 1924 году. В истинно лавкрафтовском стиле Некрономикон появляется рассказ за рассказом, как шепот ужаса. Его работы были основаны на неизвестном, основанном на естественном страхе перед тем, чего мы не понимаем.
Первая страница рукописи «Истории Некрономикона» Лавкрафта © Wikimedia Commons
Автор пугает читателей, вызывая в памяти существ, которые напоминают нам о том, насколько мы, люди, на самом деле бессильны и слабы. Он отражает намёки на нас и земных существ в своих монстрах, делая их ещё более устрашающими.
Однако Ловеркрафт неоднократно настаивал на том, что и книга, и имена, использованные в его романе, вымышлены, и он сам их создал. Факт, который не слишком убедил исследователей в паранормальных явлениях, потому что многое из того, что описывает писатель, таинственным образом совпадает с другими фактами и предположениями оккультизма.
Вдобавок в своей биографии Лавкрафт, кажется, оставляет данные, необходимые для более сложного отслеживания дьявольской работы. Благодаря этим заметкам мы смогли создать карту, которая адресована первоначальному автору настоящего Некрономикона, а не новеллизации американца; Было обнаружено, что Абдул аль-Хазред и другие относящиеся к делу заметки были созданы астрологом Абу Али аль-Хасаном или еврейским мистиком Альхазеном бен Джозефом. Книга насчитывала более 1000 страниц, и уцелевших экземпляров нет. Такой демонический материал по сей день остается загадкой, что может быть хорошо!
Предполагается, что существует «тысяча и один» способов того, как она зародилась на Ближнем Востоке, прошла через греческий и латинский мир, чтобы быть переведенной, управляемой и унаследованной современной Европой, а затем прибыть в Америку и развязать культ как странный, так и странный. опасно.
Наследие Некрономикона
После смерти Лавкрафта в 1937 году его близкий друг и писатель Август Дерлет продолжил наследие Лавкрафта, внося свой вклад в Мифы Ктулху. Дерлет объединил свое воображение с воображением Лавкрафта. Он ссылался на страшную книгу, сохраняя наследие.
Идея этой устрашающей книги также привела к созданию Necronomicon Press, небольшого издательства, базирующегося в Род-Айленде. Основанная в 1976 году, почти через 40 лет после смерти Лавкрафта, пресса печатала бесконечные произведения Лавкрафта и Некрономикона, вдохновляющие авторов и писателей.
Известный писатель-хоррор Нил Гейман включил намёки на Некрономикон во многие свои работы и сотрудничал с Терри Пратчеттом для создания Некротеликомникона. Судя по названию, это книга для мертвых. На латыни он называется «Liber Paginarum Fulvarum», что переводится как «Книга желтых страниц». Эта дань уважения Лавкрафту предназначалась для призыва ужасающих демонов и других темных существ и была представлена в ряде работ Геймана и Пратчетта. Эти двое создали собственный кружок Лавкрафта с их веселой данью уважения оригиналу.
Сказать, что Лавкрафт стирает границы между реальными и вымышленными произведениями, а различные намеки на Некрономикон в художественной литературе вызывают у некоторых веру в то, что где-то существует истинная копия этой ужасной книги. Несколько писателей воспользовались этой верой, напечатав свои собственные Некрономиконы, чтобы удовлетворить спрос.
Самую читаемую версию написал Саймон. Впервые он был опубликован Magickal Childe, одним из самых известных оккультных магазинов Нью-Йорка, в 1977 году в роскошном издании в кожаном переплете. Позже он был выпущен в мягкой обложке, охватив гораздо более широкий круг читателей. Версия Некрономикона Саймона претендует на звание шумерского гримуара, переведенного с греческого манускрипта, чтобы мы могли его прочитать.
Выводы
Фанатики со всего мира поставили перед собой задачу исследовать и отыскать вышеупомянутую книгу, но, если они будут найдены, подробности их чтения так и не были раскрыты. Это даже был случай подделок и мошенничества со стороны шарлатанов в сети, которые гарантируют, что они могут получить копии оригинального Necronomicon.
Мы не знаем, действительно ли существует проклятая книга, которая может вести нас к разрушению, но если есть сомнения, и если Лавкрафт скрыл исследование, изначальное для его обнаружения, мы должны принять во внимание, что на планете есть стихи с темной силой, чтобы повредить разум его читателя и атаковать все человечество.
Легенда о существовании некоего древнего манускрипта по некромантии, магические символы и заклинания которого содержат методику призывания мёртвых, начинается с «беседы демонов». В арабских сказках это словосочетание означает звуки, издаваемые цикадами. Именно так и переводится первоначальное название книги «Kitab al-Azif».
Автор её — Абдулла аль-Хазред — безумный поэт из Саны (Йемен), живший приблизительно в начале VIII века, был хорошо образован, знал иностранные языки, много путешествовал и десять лет жил в великой аравийской пустыне Руб-эль-Хали, по поверьям, населённой чудовищами и злыми духами. Здесь демоны доверили аль-Хазреду тайны древних и научили сатанинским ритуалам. Последние годы жизни аль-Хазред провёл в Дамаске, где и написал зловещую книгу «Китаб аль-Азиф».
Двести лет спустя византийский учёный Теодор Филет перевёл «аль-Азиф» на греческий, дав ему название «Некрономикон» — «Закон мёртвых». По приказу патриарха Константинополя Михаила против Теодора начались гонения, а манускрипты с переводами были сожжены. Однако несколько экземпляров сохранились и разошлись по миру. Теперь книга стала известна под новым, греческим названием, которое употребляется гораздо чаще, чем первоначальное арабское.
Арабский оригинал давно утерян. Но сделанные с него переводы ещё в начале XX века хранились в Британском музее, Национальной библиотеке Франции, библиотеке Гарвардского университета, библиотеке Ватикана и университете Буэнос-Айреса, откуда накануне Второй мировой войны были вывезены и сокрыты в разных местах мира.
Согласно другому преданию, на самом деле существует только один подлинный «Некрономикон», написанный чернилами, сделанными из человеческой крови. Непостижимым образом он вдруг объявляется в разных местах, сам выбирает себе хозяев, готовых к сотрудничеству с адом, и открывает им врата в потусторонние миры.
Сны дедушки Теобальда
На самом деле ни «Некрономикона», ни безумного араба аль-Хазреда никогда не существовало. Как и вся общедоступная литература такого рода, это была обычная подделка, а первое упоминание о книге «Kitab al-Azif» впервые появилось лишь в 1923 году в фантастических рассказах американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта.
В письмах к друзьям, которые Лавкрафт, представлявший себя старцем, нередко подписывал как «дедушка Теобальд», писатель заявлял об этом не однажды. Вот лишь два из таких заявлений: «Нет и никогда не было никакого Абдуллы аль-Хазреда и «Некрономикона», поскольку я придумал эти имена сам»; «Я долгое время ссылался на определённые выдержки из «Некрономикона», действительно считая неплохим развлечением придание правдоподобия этой искусственной мифологии путём обширного цитирования».
В одном из писем, написанных в последний год жизни, Лавкрафт объясняется ещё подробнее: «Имя «Абдулла аль-Хазред» придумал для меня кто-то из взрослых (я не могу вспомнить, кто именно), когда мне было 5 лет, и после прочтения «Арабских ночей» я страстно возжелал стать арабом. Годы спустя мне пришло в голову, что будет забавно использовать его в качестве имени автора запретной книги. Название «Некрономикон». пришло ко мне во сне».
Кошмарные сны, населённые уродливыми чудищами, мучили Лавкрафта всю его недолгую и поразительно несчастливую жизнь — сорок семь лет его земного бытия судьба упорно стояла к нему спиной. Детство, омрачённое бедностью и болезнями, сумасшествие родителей (его отец Уилфрид Скотт Лавкрафт и мать Сара закончили свои дни в психиатрической лечебнице), короткий несчастливый брак с деспотичной, не понимавшей его женщиной, спорадическая, плохо оплачиваемая литературная работа, и в конце — преждевременная мучительная смерть от рака кишечника, полученного в результате хронического недоедания.
Несмотря на дурную наследственность и невозможность по состоянию здоровья посещать школу, Лавкрафт рано, когда ему не было ешё и четырёх, начал читать, а в семь лет уже писал стихи и новеллы в духе любимого писателя Эдгара По.
От родителей ему достался полный «букет» неврозов и душевных проблем, которые, вероятно, и были причиной ночных кошмаров, наполненных жуткими монстрами. Лавкрафт позже перенесёт их на страницы своих фантастических рассказов, впервые «скрестив» два ранее независимых жанра - научную фантастику и ужасы. А когда один из них — «Дагон» — опубликует в 1923 году американский журнал «Загадочные истории», будущая стезя писателя определится окончательно.
17 марта 1937 года Лавкрафт был похоронен в семейной могиле на кладбище городка Провиденс (Провидение), штат Род-Айленд, где прожил всю свою сознательную жизнь за исключением нескольких лет, когда вместе с женой уезжал в Нью-Йорк. Литературная слава, как это чаще всего и бывает, найдёт его посмертно. Да и то далеко не сразу.
Гениальный розыгрыш
Впервые «книга безумного араба» возникает в рассказе «Пёс», написанном в 1923 году. Собственно, то, что Лавкрафт упомянул некую вымышленную книгу, даже мистификацией не было. Приём этот и сейчас достаточно распространён среди писателей-фантастов. Не ставил он своей целью и собрать «Некрономикон» в нечто более-менее цельное — цитаты из него так и остались разбросанными по страницам разных лавкрафтовских книг. Собственно, и книг никаких при жизни писателя не существовало, если не считать небольшого сборника рассказов «Морок над Инсмутом», изданного в 1936 году. Но смертельно больной Лавкрафт даже подержать его в руках не успел.
Скорее всего, странные рассказы писателя-любителя, придуманные им монстры и древняя книга, вызывающая мёртвых, затерялись бы в подшивках газет начала прошлого века, пополнив список подобных сочинений, печатавшихся ради гонораров, если бы не любители фантастики Август Дерлет и Дональд Вандрей. После смерти писателя они создали сначала «Лавкрафтовский кружок», а затем и издательскую компанию Arkham House, специально для того, чтобы печатать книги своего кумира и его последователей.
Это спасло Лавкрафта от забвения - после того как в Arkham House были выпущены сборники лавкрафтовских рассказов, творчество писателя заинтересовало и другие издательства - сначала в Соединённых Штатах, а затем и европейские.
Дерлету пришло в голову «выдернуть» из рассказов Лавкрафта ссылки на «Некрономикон», собрать их воедино и издать от первого лица -Абдуллы аль-Хазреда. Он несколько раз переписывал «Некрономикон» заново, компонуя его из тех или иных частей, переставлял местами разные куски, сокращал или, наоборот, расширял текст. Работа была увлекательной, но безрезультатной - до типографии книга так и не дошла. Вещь, видимо, получилась скучноватая, если даже члены «Лавкрафтовского кружка», видевшие её в рукописном виде, не проявили поначалу к ней интереса.
А вот идея лавкрафтовцам пришлась по душе и даже нашла продолжение в самиздатовском «Некрономиконе», выданном за перевод знаменитого Джона Ди, якобы случайно обнаруженном в хранилище одной из европейских библиотек. В первой половине XX века, когда увлечение оккультизмом и мистикой приобрело невиданный масштаб, фигура британского алхимика и астролога уже одним своим именем освящала подобное издание. Для большего правдоподобия книгу ещё и стилизовали под репринтное издание, выполнив форзац и иллюстрации так, как они могли бы выглядеть в издании средних веков.
Так начался миф о «книге безумного араба». Новый виток легенда получила в 1977 году, когда к 40-летию со дня смерти писателя в США был выпущен первый печатный «Некрономикон», положивший начало целому потоку изданий, претендовавших на звание подлинного творения древнего мага.
Ктулху проснулся
Желающих подойти к краю бездны и вступить в мир смерти немало находилось во все века. Одними руководило отчаяние или любопытство, другими — жажда знания, но большинством — тщеславное желание через мир мёртвых повелевать миром живых.
Исторические «Книги Мёртвых» — древнеегипетская или тибетская — в подобном качестве не годились, ведь они предназначались для помощи усопшим в загробной жизни, а не для того, чтобы живые беспокоили мёртвых для своих нужд. Поэтому некий манускрипт (обязательно освящённый древностью!), с помощью которого можно вызывать различную нечисть из других миров, рано или поздно должен был появиться.
Описывая книгу, Лавкрафт говорит, что во всех библиотеках «Некрономикон» хранится за семью замками, так как книга опасна для чтения и может повредить физическому и психическому здоровью читающего. Но и это, и то, что все персонажи его произведений, читавшие «книгу безумного араба», приходят к ужасному концу, - всего лишь творческий приём, используемый писателем для нагнетания атмосферы. К подобному прибегают многие литераторы.
Но легенда оказалась сильнее: Лавкрафту отказываются верить. Родилась даже версия о том, что у выдуманного им араба существовал исторический прообраз, и книга его реальна, но писатель, ставший невольным медиумом и каналом передачи древних оккультных знаний, отрицал её существование только по одной причине: понимал опасность.
Скажи кто-либо сочинителю фантастических рассказов из небольшого американского городка, что столько авторитетных в оккультных кругах «исследователей» будут когда-нибудь всерьёз спорить, на каком языке был написан оригинал «Китаб аль-Азиф» - арабском или шумерском, он наверняка посмеялся бы. С чувством юмора у Лавкрафта, как известно, всё было в порядке, не случайно же он считается не только отцом ужаса, но мастером прекрасных пародий. Да и к придуманным им монстрам относился с изрядной долей иронии, рассматривая свои творения исключительно как средство заработка.
Сто лет спустя выясняется: смеяться, увы, не над чем. И больше не берёт оторопь, почему при столь простой и очевидной картине так живуч миф о «Некрономиконе». Те, кто верит в существование ужасной книги, владеющей ключами к могуществу тёмных сил, вовсе не безумцы и наверняка понимают, какой непереносимый удар по хрупкой психике человека может нанести параноидальный, невротический страх перед жизнью.
В моду вошли различные чёрные культы, в которых образы вампиров, злых духов и демонов окружены романтическим флёром, а сатана представляется символом могущества и свободы. Интернет буквально пестрит не только описанием ритуалов и магических формул для заклинаний сил тьмы, но и объявлениями: «продам душу дьяволу», «хочу продать душу дьяволу за деньги», «продам душу дорого» и другими подобными. И не приходится сомневаться - души эти молоды и, скорее всего, одиноки.
Как не вспомнить фантазмы Лавкрафта о злобном божестве Ктулху: «Культ этот не умрёт до тех пор, пока звёзды вновь не придут в правильное положение и тайные жрецы не призовут Ктулху из его могилы, дабы он вдохнул жизнь в своих подданных и снова воцарился на земле. Время это будет легко распознать, ибо тогда человечество уподобится Великим Древним: вольным и диким, не ведающим различия между добром и злом, не признающим законов и морали; и все люди станут кричать, убивать и веселиться. Освобождённые Древние научат их новым способам кричать, убивать и веселиться, и вся земля запылает в огне экстаза и свободы».
Читайте также: