Назад в будущее в какой год
Спустя почти 26 лет, в фильме впечатляет то, как много технологических тенденций угадали авторы, несмотря на то, что многое так и осталось фантастикой.
Перемещения
"Дороги? Там, куда мы едем, они нам не нужны", – как раз одно из несбывшихся обещаний.
Тем не менее летающий автомобиль, кажется, вот-вот будет создан. Бостонская компания Terrafugia, например, обещала начать продажу летомобиля еще в 2012 году, но пока что дело движется со скрипом.
Хоть создатели фильма и были убеждены, что вертикальные взлеты к 2015 году станут нормой, с одной деталью они попали в точку.
Прислушайтесь к шуму проезжающих автомобилей в фильме, и вы услышите почти неразличимое жужжание, ассоциирующееся с Toyota Prius и другими гибридами и электромобилями.
Идея, что мусор, брошенный в преобразователь энергии мистера Фьюжна, обеспечит автомобиль топливом, остается лишь фантазией.
Тем не менее работы по переработке отходов в энергию для автомобилей ведутся во многих лабораториях.
В Бристоле и Бате недавно были пущены "фекалобусы", работающие на энергии от переработанных пищевых отходов и продуктов жизнедеятельности. Имеются также попытки преобразовать в биотопливо отходы, например, от производства виски.
Оплата Биффом поездки в такси с помощью скана большого пальца не так уж отличается от того, как современные авто заводятся с помощью электронных ключей или от того, как мы оплачиваем проезд в такси не наличкой, а через приложения, типа Uber, Gettaxi и множество других.
Даже легендарная доска-аэроборд из сцены погони, стала к сегодняшнему дню не такой уж диковинкой.
Lexus представил парящую доску-аэроборд в августе этого года, хотя работает она только при наличии специального магнитного покрытия на поверхности.
А совсем недавно появилось видео, в котором скейтбордист Тони Хоук осваивает версию конкурента, доску Hendo, работающую на схожей магнитной технологии.
И буквально накануне министерство транспорта Австрии разрешило использовать пока несуществующие летающие доски.
А вот штрих-код в качестве регистрационных знаков автомобилей дальше апрельской шутки не пошел.
"Умная" одежда
Говорящая куртка Марти Макфлая стала предвестником сегодняшнего поголовного увлечения среди инженеров и дизайнеров идеями о носимых устройствах.
Наша одежда сегодня все еще не способна высушить нас, если мы намокли, но некоторые новаторы в мире моды экспериментируют с вплетением в ткань электроники.
Что касается ухода за телом, то мы пока не можем стирать с лица прожитые годы, как это сделал Док при помощи "омолаживающей процедуры".
Однако 6,7 млн уколов ботокса и 1,2 млн химических пилингов, проведенных за прошлый год в США, показывают, что многие по крайней мере, пытаются.
Восстание роботов
Дроны в фильме появляются мимолетно, но вполне органично.
Медиаорганизации, в том числе Би-би-си, стали прибегать к помощи беспилотников, снабженных камерами, для придания новых перспектив новостным историям - даже если они и не отваживаются, по соображениям безопасности, направлять дроны на события с большим скоплением народа - как в сцене фильма, где задействован робот-камера USA Today.
Дроны, выгуливающие собак, уже стали реальностью. По меньшей мере, если верить всему, что можно найти на Vimeo или YouTube.
Другой тип робота, который встречается в фильме, - автомат-заправщик автомобилей.
В Нидерландах несколько лет назад в рамках проекта TankPitstop уже были проведены испытания такого робота. А Tesla ведет разработку подобного заправщика для электрических авто.
Развлечения
К счастью, голографического сиквела фильма "Челюсти" нам пока удалось избежать.
Но вот от 3D-технологий, несмотря на их не самую высокую популярность, киноиндустрия отказываться не намерена: последней новинкой в этой области стала система лазерной проекции, которая, по слухам, делает изображение ярче, отчетливей и чище.
Плоскоэкранный телевизор, который можно смотать в рулон, показанный в доме Макфлаев, напоминает гибкую панель LG. Как сообщается, такая панель скоро появится в коммерческих продуктах.
В прошлом году компания Samsung представила свой новый телевизор Bendable TV с диагональю 85 дюймов (216 см) с изогнутым экраном, который пользователь может переводить в плоский режим с помощью пульта дистанционного управления.
А телевизоры с голосовым управлением уже прочно укоренились в реальности.
"Умные" очки, но не смартфоны
В фильме нам лишь намекают на то, что Марти видит через свои хайтек-очки. А компания JVC, производитель супер-очков в фильме, бывшая прежде одним из лидеров рынка потребительской электроники, утратила свой былой статус.
Но некоторые из сегодняшних громких имен делают ставки на различные формы технологии, будь то голографические шлемы - как, например, у компании Samsung, - гарнитура виртуальной реальности Oculus Rift, разработанная Facebook, или вторая инкарнация Google Glass.
Впрочем, самое большое упущение фильма в фантазиях про будущее – пожалуй, отсутствие мобильных телефонов.
В одной из сцен Марти-младший даже разговаривает по телефону-автомату компании AT&T, которая первой стала продавать iPhone, что добавляет иронии.
Точно так же трудно не заметить упущения, когда в фильме используется газета, а не сенсорный экран, чтобы предупредить Марти о предстоящем аресте. Притом что на момент выхода фильма такие технологии уже существовали.
В "Космической одиссее 2001 года" Стенли Кубрика, вышедшей на экраны двадцатью годами ранее, уже был показан "ньюспад".
Будущее оффлайн
Впрочем, не стоит, пожалуй, подходить к фильму слишком критически, особенно, учитывая тот факт, что "Всемирная паутина" была изобретена в том же году, когда вышел фильм, а Тим Бернерс-Ли создал свой первый интернет-браузер лишь год спустя.
Этим можно объяснить, почему CD-ROMы и их более крупные аналоги, лазерные диски, так выделяются в грудах мусора.
Аналогичным образом, в ту пору, когда электронная почта даже еще не имела названия, не удивительно, что футуристы фильма представляли себе, что факс из тротуара станет вершиной прогресса.
Однако и это не слишком объясняет, почему дом Макфлаев весь уставлен факсимильными аппаратами.
Трилогия о Марти Макфлае и Доке стала одной из первых кинофраншиз, закрепила восьмидесятническую моду на 1950-е и предсказала многие реалии нашего времени. Кроме одной — безжалостной ревизии истории и культуры. О прошлом и будущем, которые мы потеряли, рассказывает Андрей Гореликов.
Время утопии
Первая часть будущей трилогии о приключениях Марти Макфлая символично вышла после 1984 года, во время новых надежд. Экономический кризис семидесятых закончился, новый президент США Рейган уверенно ведет страну к процветанию, хотя его консервативная политика нравится не всем. Зато на глазах у молодого поколения начинает осуществляться фантастическое будущее. Персональные компьютеры скоро будут доступными, культура видеоигр уже формируется. Телевидение стало отличным развлечением — на канале MTV показывают причудливые футуристические клипы.
Соответственно, околонаучная фантастика снова в моде. Адепты sci-fi, нерды и гики — новые панки десятилетия. Их образ был воспет, например, в молодежных комедиях «Месть придурков» и «Ох уж эта наука!». Но, чтобы тренд окончательно закрепился, потребовались безусловный кинохит и рука мастера.
Главным поп-режиссером середины 1980-х был Стивен Спилберг, уже снявший «Индиану Джонса» и «Инопланетянина». Как и Джордж Лукас, он догадался эксплуатировать «мягкую» научную фантастику, так любимую подростками (в первой половине десятилетия была настоящая волна подросткового сай-фая — «Военные игры» , «Последний звездный боец» , «Исследователи» , «Настоящие гении»).
При этом Спилберг был родом из 1970-х, в прагматичной и эскапистской реальности нового десятилетия ему пришлось адаптироваться после кризиса Нового Голливуда. Например, в 1979-м критика довольно холодно приняла его масштабный сатирический фильм «1941» . Над сценарием этой военной комедии работали и два молодых автора — Роберт Земекис и Боб Гейл. А через год не без помощи Спилберга (и тоже без особого успеха) вышли сделанные дуэтом «Подержанные автомобили». Спилберг помог и в продвижении давно задуманного Земекисом и Гейлом проекта о путешествии подростка во времени. От сценария прежде отказалась Disney, которая сочла некоторые моменты сюжета скандальными. Universal была согласна, но просила убрать слово «будущее» из названия фильма. «Надеюсь, это шутка?» — осведомился Спилберг.
Принц на DeLorean
Проводником зрителей в будущем (и прошлом) стал семнадцатилетний Марти Макфлай. По выражению Земекиса, вечно удивленный чужак в чужой стране, классический герой приключенческого романа. Одновременно Макфлай был порождением своего времени, плотью от плоти восьмидесятых. В первых версиях сценария герой был более припанкованным, но потом стал хорошим парнем и всеобщим другом, хотя и с горячим нравом. Четыре месяца после начала съемок Макфлая играл Эрик Столц. Если бы фильм вышел с ним в главной роли, возможно, Столц по сей день был бы большой звездой. Либо наоборот — у Земекиса были дурные предчувствия. Столц казался ему слишком «трагическим». Поэтому режиссер принял трудное решение уволить ведущего актера прямо посреди съемок и добиться приглашения Майкла Джея Фокса, который и рассматривался как первый кандидат на роль, но оказался связан контрактом.
Несколько необычно выглядит дружба подростка Макфлая с «чокнутым профессором» Эмметом Брауном по прозвищу Док. Созданный Кристофером Ллойдом образ эксцентричного гения довольно традиционен и мало привязан к конкретному времени. Поэтому профессор в любой эпохе на своем месте. Ллойд играл своего Дока с оглядкой на Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковского. Кроме того, фигура ученого, приручающего молнию, связана для Америки с рассказами о естествоиспытателе и отце-основателе государства Бенджамине Франклине. Док с помощью громоотвода заряжает машину времени, а Франклин, приманив молнию с помощью воздушного змея, доказал ее электрическую природу. Кстати, Док даже похож на портрет Франклина с 200-долларовой купюры. Важность образа Дока для политического курса США не просто домысел. Именно Эммета Брауна цитировал Рейган, рекламируя свои реформы: «Там, куда мы направимся, нам не нужны дороги».
Макфлай, вероятно, подружился с Доком из-за общей любви к машинам. Начиная с 1950-х автомобиль стал практически обязательным сюжетообразующим атрибутом молодежного кино (примеров множество, от «Бунтаря без причины» до «Выходного дня Ферриса Бьюллера»). И что за машина появляется у Марти в фильме? Она почти полноценный третий герой! DeLorean рассекает пространство-время со скоростью молнии; он есть на каждом постере фильмов трилогии и преображается в каждой ее части. А ведь этого протагониста могло бы и не быть. В английском языке нет очевидной игры слов в выражении «машина времени», и вместо DeLorean в первых вариантах сценария фигурировала комната, а затем… холодильник. Но автомобиль оказался идеальным выбором: в первобытном, по выражению Земекиса, образе огненной колесницы воплотилась вся надежда XX века на науку как на новую религию и волшебство.
Последняя великая эпоха
Выбор 1950-х как главного пространства действия не был случайным. Восьмидесятые обращались к пятидесятым как к последнему времени невинности и благоденствия. Президентом страны был бывший актер, чей пик карьеры пришелся как раз на послевоенное десятилетие. Рейган, очевидно, считал то время золотым веком и делал Америку снова великой по старым лекалам, заодно ностальгически запустив новый виток холодной войны.
Мода 1980-х копировала пиджаки, рубашки и джеймс-диновские кожаные куртки 1950-х годов. Любимый Марти Хьюи Льюис, Рик Эстли, Duran Duran, даже Мадонна в своих видеоклипах признавались в любви эпохе Элвиса и рокабилли. Режиссеры восьмидесятых вспоминали свою молодость, как Скорсезе («Бешеный бык») или Коппола («Пегги Сью вышла замуж»). Даже молодой Джармуш в «Более странно, чем в раю» и «Таинственном поезде» отдает должное эстетике эпохи, которую застал ребенком. А пионером тут был Лукас с его «Американскими граффити», вышедшими еще в начале 1970-х. Да, 1970-е были не только эпохой панка и глэм-рока — с 1974-го на АBC шел популярный ретросериал «Счастливые дни», а завершилось десятилетие «Бриолином» с Траволтой. Эхо этой ностальгии будет звучать вплоть до 1990-х. Помните сцену из «Криминального чтива», где тот же Траволта и Ума Турман отплясывают под Чака Берри в тематическом кафе?
Прошлого нет
21 октября 2015 года был объявлен Днем Back to the Future. Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд в костюмах героев выступили на телевидении. Nike подарила Фоксу кроссовки без шнурков, Universal выпустила трейлер к «Челюстям 19». Мир вспомнил, что фильм предсказал удивительно верно: видеосвязь, прототипы планшетов, бесконтактные видеоигры, курорт во Вьетнаме (Спилберг в это особенно не верил), наконец, хипстерскую моду на одежду. В остальном мы, скорее, вспоминаем, чего лишились после завершения трилогии. Прежде всего, оптимизма.
Впрочем, на все эти упреки есть ответ. Дело в том, что Док и Марти путешествуют не в настоящих прошлом и будущем, а лишь в отражениях-образах разных эпох, созданных массовой культурой. В своих путешествиях они видят только то, что уже знает зритель. Неслучайно Земекису меньше всего понравилось работать над будущим. Но и тут он чаще обращался не к своей собственной фантазии, а к штампам сай-фая. Например, в будущем были летающие машины. «Мы знали, что их не изобретут, но никак не могли не снять такое», — пояснял сам режиссер. Художественные решения Земекису подсказывала сама всеобщая вера в прогресс, характерная для восьмидесятых. Четвертый фильм про Дока и Марти сегодня невозможен просто потому, что изменились наши представления о прошлом — теперь оно представляется токсичным, неправильным, недостойным ностальгии. Обратите внимание, как сегодняшнее кино смотрит на те же рейгановские 1980-е: теперь они поле для страшилок вроде сериала «Очень странные дела».
Антон Уткин
Режиссер фантастического кино
Анатастасия Вихронова
Будущее по соседству
Почти 20 лет назад он бы такого не сказал. Во время промотура в честь выхода фильма доведённый до ручки однотипными вопросами журналистов Земекис с серьёзным видом заявлял, что ховерборды действительно изобретены и съёмочной команде посчастливилось ухватить тестовые образцы. Тысячи подростков по всему земному шару сгрызали ногти и умоляли Санту принести ховерборд от Mattel. С годами увядала и их вера в чудеса, и шутка Земекиса.
Планшеты и компьютеры
Планшет, на котором Марти предлагают поставить подпись, — чтобы по доброй традиции вложиться в починку часов на городской ратуше.
Антон Уткин
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Компьютеры стали меньше, но не радикально. Взгляните на фото из 1985-го, астронавт держит в руках чудовищно дорогой по тем временам ноутбук, но вполне настоящий. В фильме встречаются и подобия планшетных компьютеров. Но в телефоны и планшеты я не очень верю — серьёзной работой на них не займёшься, а планшеты в фильме как раз подчинены исключительно мелким задачам: подписи и верификации личных данных.
Ховерборд, летающий скейт
Земекис действительно хотел получить «уютное» будущее — для этих целей к работе над фильмом был приглашён художник Джон Белл. Ему вручили сценарий и попросили визуально объяснить, что такое ховерборды. Белл пропал на пару месяцев, вернулся с кипой эскизов… и целых два года терпеливо ждал, пока Земекис и Гейл воевали с продюсерами. Фильму был дан «зелёный свет», и стало понятно, что без присутствия Белла на площадке грядущее будет слишком восьмидесятническим.
За полмесяца компания Hendo успешно закончила сбор средства на Kickstarter и 21 октября 2015 года грозится показать настоящий ховерборд, левитирующий на высоте нескольких сантиметров. Создатели Hendo очень любили фильм и потратили более десяти лет на придумывание и сборку прототипа: а в начале 2014 года канал Funny Or Die устроил добрый пранк, представив псевдоховерборд HUVr, реальность которого засвидетельствовали Моби, Кристофер Ллойд и Тони Хоук. После лавины обиженных комментариев FoD были вынуждены официально извиниться за то, что вновь подарили зрителям мечту и разбередили старые раны.
АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Летающих скейтбордов у нас всё ещё нет. Вернее, они есть, но это всё равно не совсем то, что обещали.
Мультиэкран
2015 год, по версии Земекиса, сулил нам мультиэкран для видеоконференций и просмотра сотен каналов (реализовавшийся в виде Skype и Smart TV).
АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Никаких сотен телеканалов в привычном для восьмидесятых понимании сейчас нет, хотя счёт на них идёт куда крупней. Стриминговые сервисы видео-по-запросу всех мастей и калибров понемногу выигрывают гонку у кабельного телевидения даже в таких отсталых в телекоммуникационном плане странах, как США, но увидеть эту технологию из восьмидесятых было очень трудно — как и уже существовавший в университетах, но совсем не массовый интернет.
Машины с «переносным реактором»
В 2015-м автомобили, насколько видно по модификации ирландской DeLorean DMC-12, переделывали в автолёты, с реакторами, поглощающими пищевые отходы и пластиковые бутылки пепси. Такая комбинация не только позволяла летать, но и помогала в проблеме переработки мусора. Для летающих автомобилей будут соответственно устроены автомагистрали в воздухе — с разметкой и парящими знаками.
Летающие машины, очаровывавшие и Джо Белла, и Сида Мида, разрабатывавшего дизайн «Бегущего по лезвию», — камень преткновения. Оба арт-директора по образованию были автомобильными дизайнерами: потому, прорабатывая реалистичные сценарии для других объектов, они всё равно отрывались на автомобилях, уделяя много времени дизайн-решениям.
Попасть в точку с левитацией не удалось во многом из-за сменившихся мировоззрений: сейчас, когда фокус делается на альтернативные источники энергии и совместное «осознанное» потребление, вместо технологических прорывов нас ожидают новые социальные механики, меняющие самый принцип взаимодействия с автомобилем.
Совсем хардкорные фанаты фильма даже нашли объяснение тому, что мы движемся в какое-то неправильное будущее: как сообщает Futurepedia, мы не передвигаемся на летающих машинах лишь потому, что в конце третьего фильма Марти и Док что-то сделали не так на Диком Западе (что — сказать сложно, потому что это что-то случилось уже за кадром), и мы оказались в другом временном рукаве.
АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Летающих машин нет: внесерийные прототипы не в счёт, а машины, находящиеся в серийном производстве, крепко стоят на земле.
Умные одежда и обувь
Рынок одежды и обуви выбрал другое направление: «ум» проявляется не в подгонке под потребителя, а в связи пользователя с его гаджетами и анализе его биометрических параметров. В этом проявляется уже упоминавшаяся разница мировоззренческих установок: «найки» МакФлая адаптируются под него, в то время как мы потребляем умные, но серийные модели с предустановленными размерами.
АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Умная обувь так и не появилась: «реплика» модели от Nike, вышедшая в 2011 году, мимикрирует под модель из фильма, но не обладает той же технологией. Я почти у всех кроссовок поменял шнурки на Hickies — надевать и снимать их стало приятнее, но это очень низкотехнологичный апгрейд. Подогрев? Обдув? Просушка? Аккумулятор с микроконтроллером в подошве? Индукционная зарядка? Эх!
Анастасия вихорнова
дизайнер и антрополог, исследующая технологический прогресс и особенности его восприятия
АНТОН УТКИН
режиссёр фантастического кино и сооснователь студии Lateral Summer
Самое главное в другом. Будущее часто наивно рисуется красивой приятной утопией, где люди ходят в серебристой одежде, всегда лето, все счастливы и так далее. Понятно, что гуманист Земекис рисует эту утопию нарочито, но вот как раз её-то и не сложилось. Мы живём в очень беспокойное время, и сюжет книги Вернора Уинджа Rainbows End куда ближе к нашей реальности, чем Back to the Future (что не делает кино менее интересным — просто это, конечно, сказка не про жизнь).
А жизненное будущее конструируется в движении от частного к общему, через множество взаимосвязей. Сейчас я живу в Сан-Франциско в районе Мишн; он заметно пострадал от землетрясения и пожара 1906 года; дому больше сотни лет. Вот у меня на кухне потолок. На нём лепнина, явно ар-деко, ей тоже сто лет в обед, она уже три раза замазана и закрашена, но всё равно, зараза, проступает. Ниже — рама люстры, судя по облику, примерно тех же времён — её и не меняли. От люстры уходит байпас, в который вставлен электрический провод — раньше, видимо, люстра светила газом, а когда делали ремонт и переходили на электричество, решили не ломать потолок, а пустить жгут с проводами в обход, он там налево вверх торчит, по потолку и стене с выключателем. Ну и лампочки: раньше были, уверен, лампы накаливания, сейчас CCFL, а через пару лет будут ещё более экономичные и долговечные LED.
Нормальное будущее никогда не бывает чистеньким, светленьким и белым, как в чистовом рендере начинающего архитектора. Это старая фиговина из камня, на которой привинчена новая фиговина из стали, на которой сверху приклеена ещё более новая фиговина из композитных материалов, на которую навинчен трансклюкатор на Arduino 15.0, управляющийся через LTE и Wi-Fi. Самое настоящее будущее выглядит именно так.
Читайте также: