Настольная игра не может быть описание
Когда я не могу сыграть партию с друзьями, я развлекаю сама себя.
В настолки можно играть и в одиночку: издатели часто предусматривают возможность игры в соло-режиме. Расскажу о своих фаворитах: надеюсь, они помогут вам скрасить одинокие вечера.
В конце статьи — бонус для тех, кому скучно раскладывать игру только для себя: несколько сайтов, на которых можно поиграть в настолки онлайн.
Сундук приключений
Сколько стоит: 990 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: Hobby Games
Время партии: 15—30 минут
Это компактная и быстрая игра с простыми правилами. По сюжету игроки спускаются в подземелье, где встречают драконов и сундуки с сокровищами. В зависимости от везения и умения рассчитывать силы игроки могут вернуться в таверну прославленными или сбежать из подземелья ни с чем.
Правила игры «Сундук приключений»PDF, 5 МБ
Правда, и подземелья, и драконы, и сами герои — воображаемые: вместо игрового поля и фигурок на столе только разноцветные кубики, карточки с описанием способностей героев и жетоны, которые понадобятся для подсчета очков.
Играть можно в одиночку или компанией до четырех человек. Но отличаться партия будет мало: герои все равно спускаются в подземелье по очереди и встречаются с чудовищами один на один — только в коллективной игре за злодеев кубики кидают другие участники.
Хитрый ход
Сколько стоит: 990 Р
Доставка: 300 Р Почтой России
Где купить: «Лавка игр»
Время партии: полчаса-час
«Хитрый ход» — это бесконечный генератор логических задач. У игрока есть планшет с клетками, которые нужно заполнять по особым правилам в зависимости от их цвета, и шесть кубиков. В каждый бросок нужно выбирать поочередно три кубика с максимальным значением или три кубика с минимальным значением и стараться расставить их в клетки так, чтобы получить как можно больше бонусов.
Правила игры «Хитрый ход»PDF, 102 КБ
Благодаря тому, что на кубиках всякий раз выпадают разные комбинации, играть можно сколько угодно, соревнуясь с собой за новые рекорды.
Магомаркет
Сколько стоит: 1240 Р
Доставка: от 250 Р Почтой России
Где купить: «Веселая сова»
Время партии: 3—15 минут
«Магомаркет» — это приключенческая игра-пятиминутка. Эльф, маг, варвар и гном охотятся за артефактами, но только не в фэнтези-мире , а в обычном супермаркете, и их действия ограничены по времени. Игрокам нужно успеть найти артефакты и выбежать из магазина до тех пор, пока не истечет время в песочных часах.
Правила игры «Магомаркет»PDF, 7,6 МБ
Заиграться не получится: песок в колбе рассчитан всего на 3 минуты, а фрагменты поля, которые заставляют игроков переворачивать часы, встречаются не так уж и часто — так что дольше 15 минут партия не продлится.
Есть и другие ограничения: участники могут общаться друг с другом только жестами, а игрок-одиночка не видит перед собой всех действий, которые доступны его героям. В любом случае игрокам придется нащупывать баланс между скоростью решений и их результативностью: еще неизвестно, у кого это получится лучше — у команды или у единственного игрока, вынужденного оценивать ситуацию сразу за всех героев.
Exit-квест
Сколько стоит: от 590 Р
Доставка: от 300 Р
Где купить: «Звезда»
Время партии: час-полтора
Настольная игра для тех, кто соскучился по квест-румам: те же головоломки, только с помощью коробки и воображения. В набор входит книга с изображением стартовой комнаты и заданиями, карточки — ключи к решениям и несколько странных предметов без всяких пояснений. Дальше разбираться придется самостоятельно: искать зацепки, которые помогут найти выход, и отгадывать загадки.
Правила игры «Полярная станция» из серии «Exit-квест» PDF, 5,8 МБ
Эта игра одноразовая: ответы на загадки будут известны после первой партии, а чтобы решить некоторые задачи, игроку потребуется резать, мять и разрисовывать элементы из набора. Если игра понравится, можно выбрать коробку с другим сюжетом: в этой серии их уже больше десяти.
Крепость Маджонг
Сколько стоит: 2290 Р
Доставка: от 350 Р Почтой России, экспресс-доставка по Москве — от 499 Р
Где купить: «Игротайм»
Время партии: от 45 минут
Соревновательная версия классического пасьянса: участникам нужно по очереди разбирать готовый замок, чтобы из его «кирпичиков» собирать свои крепости. Выигрывает игрок, чья конструкция будет выше.
Правила игры «Крепость Маджонг»PDF, 27,5 МБ
С теми, кто играет в одиночестве, соревнуется искусственный интеллект — Дракон Изобретательности. Один ход игрок делает за себя, а следующий — за Дракона по описанному в правилах алгоритму. Дракон не строит крепость, но мешает делать это игроку, забирая кости из игры.
Сколько стоит: 5900 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: Game-house
Время партии: полтора часа
«Серп» — стратегия в необычном мире: крестьяне соседствуют с огромными роботами, а за территории борются несуществующие государства — Русвет, Кримея, Нордик, Полания и Саксония. Чтобы победить, игрокам приходится накапливать ресурсы, торговать, строить здания, создавать роботов, завоевывать земли и оборонять границы от агрессивных соседей.
Правила игры «Серп»PDF, 14,3 МБ
В одиночном режиме нужно бороться с искусственным интеллектом, ходы которого прописаны на специальных карточках. Двигать фигурки за воображаемого противника придется самостоятельно, но победить его будет непросто — особенно на максимальном уровне сложности.
Властелин колец: странствия в Средиземье
Сколько стоит: 5490 Р
Доставка: от 109 Р Почтой России
Где купить: Hobby Games
Время партии: около часа на одну кампанию
Это приключение в знакомом мире Толкина: игрок собирает отряд из нескольких героев и отправляется в путешествие по Средиземью. Все как в книге, только цель — не уничтожить кольцо Всевластия, а защитить границы Шира от варгов или помочь северному дозору противостоять наступлению Тьмы.
Правила игры «Властелин колец: странствия в Средиземье»PDF, 18,9 МБ
Хотя персонажей в отряде несколько, они побеждают или проигрывают только все вместе — поэтому не так уж важно, управляет ли каждым героем отдельный игрок или всем отрядом руководит единственный капитан. Для партии нужно установить мобильное приложение Journeys in Middle-earth , которое поможет разложить игровые элементы на поле и расскажет, что именно происходит с отрядом во время путешествия. Каждый раз приложение заново комбинирует элементы сюжета и части игрового поля — перепроходить игру можно практически бесконечно.
Особняки безумия: вторая редакция
Сколько стоит: 5690 Р
Доставка: от 109 Р Почтой России
Где купить: Hobby Games
Время партии: два-три часа на одну кампанию
В первой редакции «Особняков безумия» нужно как минимум два участника: один становится хранителем тайн мира, а остальные — исследователями, которые должны эти тайны разгадать. Во второй редакции игроки противостоят не друг другу, а электронному помощнику — а значит, играть за группу ученых можно в одиночестве.
Правила игры «Особняки безумия: вторая редакция»PDF, 11,8 МБ
На первый взгляд игра кажется клоном «Властелина колец», только в других декорациях: игрок так же управляет командой из нескольких персонажей, а специальное приложение руководит противниками — в этом случае монстрами из книг Говарда Лавкрафта. Но отличий больше: если «Властелин колец» предполагает сражения, то в «Особняках безумия» сильнее детективная составляющая.
Приложения тоже отличаются: в «Особняках безумия» иллюстрации красочнее и подробнее, взаимодействий с ними больше, а тексты более длинные и литературные. Основная игра происходит в смартфоне, а реальное игровое поле, фигурки персонажей и монстров просто помогают проникнуться атмосферой.
Детектив: игра о современном расследовании
Сколько стоит: 2950 Р
Доставка: от 250 Р Почтой России
Где купить: «Веселая сова»
Время партии: два-три часа на одно дело
В этой игре тоже придется разгадывать загадки и исследовать комнаты, только уже без всякой мистики. Игрок руководит действиями агентов «Антареса» — спецслужбы, которая расследует сложные и запутанные дела.
Правила игры «Детектив: игра о современном расследовании»PDF, 4,3 МБ
Как и положено детективам, у игроков есть доступ к особой базе данных и интернету. Во время партии придется сличать отпечатки пальцев с уликами, сравнивать ДНК задержанного с ДНК убийцы, читать статьи на Википедии или искать место преступления на «Гугл-картах».
Чтобы выиграть, недостаточно восстановить картину преступления. Нужно еще уложиться в сроки, а также предоставить суду веские доказательства: из одних догадок дела не сошьешь. В одной коробке 5 историй, и они связаны между собой — лучше не делать между партиями большие перерывы, иначе потом будет сложно вспомнить, кто есть кто и какие к кому вопросы.
Карманный детектив
Сколько стоит: 299 Р
Доставка: по тарифам Почты России
Где купить: «Единорог»
Время партии: около часа
Эта игра похожа на предыдущую, но проще: игрок тоже расследует преступление, ищет улики и соблюдает дедлайны, но для этого ему требуется только колода карт. В ней находятся зацепки, в том числе ложные: чтобы определить, на что обращать внимание, а что чепуха, понадобится внимание, логика и иногда даже интуиция.
В этой игре нет сложных правил и механик: нужно просто вытягивать карты и думать, как информация поможет раскрыть дело.
Бонус: где поиграть в настольные игры онлайн
Если нет возможности встретиться с друзьями, можно найти других игроков на специальных ресурсах. Вот они.
Board Game Arena — сервис для партий в настольные игры прямо в браузере. В базе много известных игр, в том числе и на русском языке: например, «Каркассон», «Продано!» и «Семь чудес». Подключиться к партии можно бесплатно.
Tabletop Simulator — это программа, которую нужно покупать в «Стиме». За 419 Р игрок получает доступ более чем к 1000 настольных игр.
Некоторые нужно докупать отдельно: например, «Серп» обойдется в 189 Р в отличие от пяти с лишним тысяч за настоящую коробку. По умолчанию все игры на английском, но для некоторых есть любительские переводы.
Настольные игры и компьютерные игры имеют право на жизнь — просто по отдельности.
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Я слегка драматизирую, но суть от этого не меняется: настольные адаптации видеоигр в подавляющем большинстве случаев абсолютно не стоят своих денег. Бывалые настольщики прекрасно это знают, а вот фанаты видеоигр-первоисточников, на которых и наживаются издатели, не всегда понимают, на что подписываются. И если вы — один из них, то, надеюсь, этот текст спасёт вас от потенциального разочарования. Я обрисовал три основные причины, почему наспех вкладываться в настолки по мотивам видеоигр — это рискованная идея, особенно если вы только начинаете осваиваться в хобби.
Инструментарий настольных игр жёстко ограничен
Прелесть видеоигр в том, что они взаимодействуют с игроком (а игрок — с ними) множеством различных способов одновременно: в науке это называют «мультимедийностью». Графика на экране, звук в наушниках, голосовой чат через микрофон, текст, ввод команд с клавиатуры и/или мыши, вибрация геймпада, руля или джойстика — в процессе игры мы зачастую воспринимаем и передаём информацию сразу по нескольким каналам. Причём у этих каналов так много возможных комбинаций, что в руках разработчиков они складываются в совершенно непохожие друг на друга системы, которые дают аудитории совершенно разный опыт. Например, условный сетевой шутер, где игрок смотрит на окружающий мир глазами персонажа, требует хорошей реакции, меткости и сноровки. А в 4Х-стратегии можно неторопливо изучать карту с высоты птичьего полёта, передвигать юниты, копаться в деревьях исследований… Даже человек, впервые севший за компьютер, едва ли их спутает.
Иногда настолки комбинируют приёмы из разных медиумов. В детективе «Место преступления» особое приложение для смартфона сканирует карты и позволяет исследовать локации в режиме дополненной реальности
Настольные же игры, в силу своей аналоговой природы, лишены подобной роскоши. Они вынуждены общаться с пользователем на совсем другом языке: с помощью карт, фигурок, кубиков и фишек — то есть материальных компонентов, которые можно потрогать. Конечно, иногда разработчики внедряют в формулу цифровые элементы вроде специальных приложений-компаньонов, однако тактильность всё равно остаётся ключевым отличием настольных игр от компьютерных. Именно по этой причине некоторые аспекты видеоигр либо плохо поддаются адаптации в настольный формат, либо не поддаются в принципе. Геймдизайнерам ведь приходится думать не только над механиками, но и над тем, как вообще реализовать их в виде картона, дерева и пластика, — а это накладывает ощутимые ограничения.
К примеру, Resident Evil 2 заставляет игрока чувствовать себя уязвимым с помощью фиксированной камеры и ограниченных углов обзора, но в настолках нет даже понятия «камеры», а без неё и хоррор получается так себе. Или возьмём StarCraft — её адаптация сменила жанр на пошаговую стратегию. Почему? Потому что в настольной RTS такого масштаба, где игрокам нужно действовать в реальном времени, гонка за максимальным APM (количеством действий в минуту) обернулась бы неиграбельным бардаком. Представьте: у всех одно поле, все постоянно тянутся к нему руками, передвигают туда-сюда горы фигурок и физически мешают друг другу. Из-за подобных нюансов геймдизайнерам логичнее подгонять проверенные временем настольные механики под ту или иную франшизу, чем вставлять видеоигровые туда, где они точно не приживутся.
XCOM: The Board Game и «Адреналин» хороши тем, что они заимствуют только самые важные черты компьютерных первоисточников и не пытаются адаптировать в настольный формат всё подряд. Первая убедительно передаёт ощущения от менеджмента базы (пускай и без сражений), а вторая — напряжение и скорость арена-шутеров в духе Quake
Но, допустим, разработчики совершили невозможное: кропотливо адаптировали все до единой механики первоисточника, продумали необходимые компоненты, прописали правила — и всё, вроде бы, сделано как надо. Тогда возникает другая проблема: человеческое восприятие крайне чувствительно к нагрузке. Проводя время за видеоиграми, мы, как правило, не замечаем (или не задумываемся), сколько всего происходит «за кулисами»: скрипты, поведение ИИ, математические вычисления, процедурная генерация локаций или лута — словом, за всё, что связано с функционированием механик, отвечает машина. А вот в настолках этот неблагодарный труд целиком лежит на плечах самих игроков. Иногда он даже приносит определённое удовольствие, однако стоит авторам хотя бы немного переборщить с объёмом правил и «движущихся деталей», как геймплей из развлечения превращается в работу.
В оригинальной Dark Souls не жаль много раз подряд погибать на одном и том же боссе: после загрузочного экрана длиной в пять секунд можно возродиться у костра и попытаться вновь. В настольной же версии после каждой смерти нужно вручную возвращать врагов на места и «перезагружать» локацию, и чем больше умираешь (а это, на секунду, важная часть первоисточника), тем больше времени тратишь на утомительную рутину. Другой пример — сравнительно недавняя адаптация Crusader Kings. Она и так считается одной из самых простых песочниц Paradox Interactive, но авторам настольной игры пришлось ужать её до размеров спичечного коробка — иначе игроки утонули бы в информации, которая обычно спрятана в нескольких десятках таблиц. И люди всё равно жалуются, что даже в сильно урезанном виде она получилась слишком запутанной.
У тяжёлых настолок вроде Fire in the Lake о войне во Вьетнаме или Pax Pamir об Афганистане времён «Большой игры» тоже есть своя аудитория, просто куда более нишевая. А продукты по лицензиям, как ни крути, ориентированы на массовый рынок
Другими словами, дизайнерам нередко приходится жертвовать полнотой игрового опыта настолок ради нашего же комфорта. К тому же, здесь важную роль играют чисто экономические нюансы: картон, пластик и (особенно) дерево стоят денег, так что издательствам нужно считаться с реалиями рынка. Объём содержимого коробки прямо влияет на количество компонентов и стоимость производства, а из них уже складывается ценник. Сколь бы хорошей ни получилась игра, какой в ней смысл, если она окажется не по карману аудитории? Остаётся искать компромиссы. Линейка Arkham Horror Files от издательства Fantasy Flight Games насчитывает почти десяток проектов, и каждый использует разные компоненты в зависимости от масштабов геймплея. В камерных «Особняках безумия» много качественных пластиковых фигурок, в «Ужасе Аркхэма», где действо переносится в целый город, их роль выполняют картонные фишки на подставках. А в его карточной версии и подставок нет — пластик поднял бы цену крохотной игры выше желаемой планки.
В «Gloomhaven. Мрачная гавань» , которая уже несколько лет удерживает титул настолки номер один по версии Boardgamegeek, у героев пластиковые фигурки, а у орд монстров — картонные фишки. Иначе игра была бы абсурдно дорогой
Настольные игры по умолчанию рассчитаны на мультиплеер
Периодически на рынке появляются проекты, ориентированные конкретно на одного игрока, но это скорее исключение из правила: однопользовательский сегмент в настольной индустрии развит довольно слабо. В большинстве случаев нужно собрать компанию хотя бы из двух человек, а чаще — трёх или четырёх. Это такая же особенность медиума, как и тактильность: приглашая кого-то сыграть в настолку, мы заключаем с ними социальный договор и делим эмоциональный опыт. Благодаря этому настольные игры служат отличным способом познакомиться с новыми людьми или получше узнать старых знакомых.
Вот только некоторые эмоции раскрываются куда ярче, если переживать их в одиночестве — это подтвердит любой, кто хоть раз в жизни проходил великолепную сюжетную видеоигру. God of War, The Last of Us, Disco Elysium — не суть важно. Когда мы одни и ничто не отвлекает от процесса, эффект погружения усиливается: мы лучше проникаемся атмосферой, замечаем мелкие детали, уделяем внимание сюжету, персонажам, отдельным механикам. Короче говоря, получаем гораздо больше отдачи. А в случае с настольными играми достаточно просто поднять взгляд с поля и увидеть, что рядом сидят живые люди, — и всё, иллюзия моментально рассеивается. Тем более что в процессе наверняка придётся общаться с ними, сражаться, обсуждать планы, подавать пиво из холодильника… В общем, ни о каком погружении даже речи нет. Да, при желании, в некоторые настолки можно играть одному: иногда разработчики прописывают для этого особые правила или включают в состав игры какой-нибудь простенький ИИ, завязанный на карты. Но и опыт вы тогда получите совсем другой, причём не факт, что он будет лучше. Тут уж придётся выбирать меньшее из двух зол.
Настольная Bloodborne вполне удачно передаёт ощущения от боёвки, но воссоздать настроение Ярнама ей просто не под силу — а многие полюбили игру именно за антураж
Присутствие других людей также влияет и на менее очевидные нюансы: например, на динамику. Мы можем наслаждаться видеоиграми в том темпе, в каком нам удобно, и принимаем это за данность. Захотелось посидеть полчасика после работы? Легко. Есть настроение провести в Breath of the Wild все выходные? Запросто. Нужно отойти, чтобы заварить чай, вырастить сына и посадить дерево? Включи паузу и занимайся делами, никто не торопит. В настольных играх про всё это можно забыть, потому что на них тратите время не только вы, но и ещё два-три человека, которым не особенно весело ждать, пока вы пятнадцать минут размышляете над следующим ходом. А вам, в свою очередь, не особо весело ждать, пока походит кто-то ещё, — возникает так называемый «даунтайм». Причём время даунтайма обычно прямо пропорционально количеству игроков: возможно, звучит глупо, но чем больше за столом людей, тем меньше они играют. Это абсолютно естественная закономерность, и порой она способна серьёзно навредить темпу геймплея, особенно если говорить об адаптациях экшенов. Проводить многоступенчатые комбо в настольной Devil May Cry (да, она существует) не так круто, когда над составом комбо можно размышлять буквально по пять минут. Gears of War и Doom — абсолютно разные по скорости шутеры — в настольном формате теряют всю индивидуальность.
Ну и, естественно, нельзя не сказать про нарратив. С повествованием в настольных играх всё в принципе не очень здорово — зачастую даже в тех, что продвигают сюжет как одну из главных фишек. Во-первых, у студий редко хватает бюджета, чтобы нанять профессиональных сценаристов, а это сильно сказывается на качестве литературных текстов. Во-вторых, чтобы эти тексты поместились в коробку с игрой, хоть в отдельной книге, хоть на карточках, их нужно делать короткими — а рассказать внятную историю с жёстким лимитом на слова непросто. Теперь прибавьте к этим производственным сложностям тот факт, что сценарий должен работать на целую компанию, а не одного человека. Нужно делать его максимально коротким, простым и доступным, чтобы он не отнимал слишком много времени: в конце концов, не всем игрокам интересен нарратив — некоторые просто терпят его, чтобы поскорее добраться до геймплея.
С другой стороны, настолки всё равно способны рассказывать яркие истории — просто они возникают органично, во время игры. Полная партия в Twilight Imperium легко займёт десять часов, но вспоминать её вы будете ещё долго
Издатели не стесняются грабить собственную аудиторию
Пожалуй, ключевой аргумент против вложений в настолки по мотивам видеоигр — это Kickstarter, где в основном и обитают подобные проекты. И дело тут вовсе не в риске быть обманутым (это как раз случается нечасто), а в совершенно нахальном, манипулятивном отношении к потребителю. Издатели ведь не дураки: они осознают, что продукт по лицензии — это крайне лёгкий способ срубить денег на впечатлительной публике. Нужно просто завлечь её чем-нибудь грандиозным, пустить пыль в глаза, чтобы она не обращала внимания на посредственный геймдизайн и сомнительное портфолио разработчиков. Как правило, этого добиваются тонной красивых, но бессмысленно дорогих фигурок. Или эксклюзивными дополнениями, которые не появятся в розничной продаже: в конце концов, ничто так не прожигает дыру в кошельке, как синдром упущенной выгоды.
Взгляните на недавнюю кампанию по сбору средств на настольную Bloodborne от CMON: авторы просили $200 000, но получили $4 млн меньше чем за двадцать минут. Вместе с базовой коробкой любезно предлагают взять шесть дополнений, каждое из которых стоит как отдельная настолка — и занимает примерно столько же места. Сомневаетесь, стоит ли тратить довольно внушительную сумму на контент для ещё не вышедшей игры? Справедливо, но второго шанса не будет: в будущем эксклюзивы придётся перекупать из рук втридорога, так что или сейчас, или никогда. Авторы настольных игр на Kickstarter даже не пытаются скрыть, как нагло они выжимают прибыль из покупателей, потому что схема работает: мыши плачут и колются, но продолжают грызть метафорический кактус. И хотя Bloodborne, судя по первым отзывам, получилась на удивление неплохой игрой, поощрять столь хищническую бизнес-практику — затея сомнительная. Она ничем не отличается от агрессивных микротранзакций, распила видеоигр на миллион DLC и других невинных шалостей, за которые мы так любим ААА-индустрию.
Студия Steamforged Games приобрела дурную репутацию как поставщик самых спорных и при этом громких игр по лицензиям. Dark Souls, Resident Evil, Horizon Zero Dawn, а скоро к ним присоединится и Monster Hunter.
Разумеется, я не осуждаю тех, кто вкладывает по $250-350 в такие мероприятия: взрослые люди могут распоряжаться своими финансами как душе угодно. Вдобавок миниатюры в таких проектах обычно получаются действительно классными: если раскрасить их и поставить на полку, то никто даже не догадается, что это не официальный мерч, а лишь компонент настолки. Проблема в том, что успех дорогущих «кикстартеров» из раза в раз посылает издателям тлетворный месседж. Сборы подтверждают, что главное — позаботиться о красивой обёртке, ведь игры по известным франшизам продаёт не первоклассный геймдизайн, а бренд и тонны пластика, без которого можно было бы легко обойтись. Владельцев лицензий такие вещи не волнуют: они видят достойные цифры и безропотно отдают свои IP на растерзание.
В настольных играх не всегда нужно соревноваться со своими друзьями — иногда в роли противника выступает сама игра.
Такие настолки называются кооперативными: в процессе партии игроки поддерживают друг друга, чтобы сообща победить монстров или просто выжить. Обычно победить можно только вместе — если погибнет один, проиграют все.
В этой статье — 7 кооперативных игр с разным сюжетом: от веселой настолки для всей семьи до тяжелой психологической драмы по мотивам реальных военных действий.
Зомби в доме
Сколько стоит: 1490 Р
Где купить: «Мосигра»
Количество игроков: от 2 до 5
Длительность партии: 30—60 минут
Это семейная настолка про милых зомби, в которую можно играть с детьми. Монстры здесь совсем не страшные, партия быстрая, а правила простые — нужно ходить по полю, открывать карточки-сюрпризы и полагаться на удачу.
По сюжету игроки заплутали в дороге и наткнулись на особняк в лесу. Как назло, внутри оказались зомби и другие опасные существа. Задача команды — спастись: найти бензин и ключи от машины и сбежать или победить главного босса.
В процессе партии игра может превратиться из кооперативной в соревновательную: если игрока кусает зомби, он не умирает, а сам превращается в ходячего мертвеца и начинает охотиться за друзьями.
Пандемия
Сколько стоит: 2510 Р
Где купить: «Игровед»
Количество игроков: от 2 до 4
Длительность партии: 45 минут
Обзор и правила игры
Все как в жизни: в мире появляются заболевания, которые стремительно захватывают города и страны. Чтобы остановить пандемию, нужно изобрести вакцину и вылечить жителей. Действовать надо быстро: если болезни распространятся по всей карте или от начала пандемии пройдет слишком много времени, планета обречена.
Игроки получают роли разных специалистов со своими способностями: например, ученый может изобрести лекарство быстрее других, а диспетчер — помочь врачу добраться до пациентов. Победить болезнь получится только у команд, которые смогут грамотно распределить силы: в каком именно городе случится следующая вспышка эпидемии, определяют случайные карты.
Несмотря на простой сюжет и незамысловатые правила, настолка реиграбельна: после неудачной партии хочется взять реванш, а для тех, кто справился с болезнями на раз-два, предусмотрено несколько уровней сложности. Еще у игры есть дополнение с новыми ролями и игровыми событиями — «Пандемия: на грани», а в самостоятельных играх из серии «Пандемия: наследие» персонажей можно развивать: от партии к партии они будут приобретать дополнительные умения.
Как победить выгорание
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее самиЗапретный остров
Сколько стоит: 1330 Р
Где купить: «Игровед»
Количество игроков: от 2 до 4
Длительность партии: 30—40 минут
Подробные правила игры
Эта игра похожа на «Пандемию»: здесь тоже нужно играть против времени. Цель игроков — отыскать четыре артефакта исчезнувшей цивилизации на острове, который стремительно уходит под воду. Для победы необходимо не только найти все артефакты, но и успеть собраться всем вместе в определенной точке, откуда героев заберет вертолет.
Перед каждой партией остров формируется заново: игроки перемешивают и случайным образом раскладывают на столе карточки с разными объектами, например лесом или смотровой башней. Где именно спрятаны артефакты, заранее неизвестно — чтобы их получить, игрокам придется перемещаться по острову, осушать его участки, обсуждать тактику игры и принимать совместные решения. Чтобы усложнить игру, можно начать партию с более высокого уровня воды на острове: так времени на поиски будет меньше, а значит, действовать придется еще более слаженно.
Тем, кто уже покорил остров и мечтает о следующих приключениях, разработчики предлагают игры с похожей механикой, но в другом антураже. В «Запретной пустыне» игрокам понадобится отыскать части летательного аппарата и спастись от песчаной бури, а во время партии «Запретного неба» — построить по чертежам ракету и замкнуть электрическую цепь, несмотря на бушующий шторм.
Робинзон Крузо
Сколько стоит: 3990 Р
Где купить: Hobby Games
Количество игроков: от 1 до 4
Длительность партии: 1—2 часа
Обзор и правила игры
О главной задаче игроков легко догадаться по названию настолки: в «Робинзоне Крузо» герои должны выжить на необитаемом острове. Каждый игрок выбирает персонажа со своим характером и особенностями, но победить можно только всем вместе — если хоть один герой погибнет, миссия будет считаться проваленной.
В игре несколько сценариев: можно спасаться от племени людоедов или пытаться организовать на острове собственную колонию. Если вы успешно справились со всеми сценариями, переигрывать их будет все равно интересно: в настолке много рандомных событий, поэтому действовать придется уже в новых условиях. Ход игры зависит даже от количества участников в партии — четверым игрокам потребуется больше еды, а если играть вдвоем, можно сэкономить ресурсы, но противостоять опасностям острова будет труднее.
Андор
Сколько стоит: 3500 Р
Где купить: «Мосигра»
Количество игроков: от 2 до 4
Длительность партии: 60—90 минут
Подробные правила и раскладка «Андора»
«Андор» — фэнтезийное королевство, по которому путешествует классическая команда героев: воин, лучник, гном и волшебник. Каждый раунд — один день из жизни персонажей, в течение которого они выполняют определенную миссию и узнают часть истории: в конце партии она сложится в законченную легенду.
Механика игры похожа на компьютерные ролевые игры — герои сражаются с монстрами, посещают волшебные места, прокачивают навыки и собирают экипировку. Освоить правила просто: нужно выбрать персонажа, разложить поле и начать играть — настолка научит всем тонкостям игрового процесса во время первой партии.
Ужас Аркхэма
Сколько стоит: 3990 Р
Где купить: Hobby Games
Количество игроков: от 1 до 6
Длительность партии: 2—4 часа
Обзор и краткие правила игры
Эта игра по мотивам книг Говарда Лавкрафта считается культовой среди настольщиков: первое издание появилось еще в 1987 году, а сейчас продаются коробки с третьим изданием. Игру можно усовершенствовать дополнениями или выбрать карточную версию, но я рекомендую начать с классической — с большим красочным полем.
Действие происходит в городке Аркхэм штата Массачусетс. Однажды там открылись межпространственные врата, из которых выходят монстры — в том числе легендарный Ктулху. Чтобы победить, игрокам нужно примерить на себя роль детективов, провести расследование, разобраться со странными событиями, победить монстров и запечатать врата. Если затянуть игру, монстры заполнят весь город, а затем и весь мир.
Партия занимает несколько часов и длится неспешно: в этой настолке довольно много игрового текста — игра отчасти напоминает интерактивную книгу. Правила достаточно запутанные, разобраться в них может быть сложно даже опытным игрокам в настольные игры.
Это моя война
Где купить: в магазинах закончилась, но можно найти на «Авито»
Количество игроков: от 1 до 6
Длительность партии: 1—2 часа
Обзор и правила игры
Действие происходит в городе, охваченном гражданской войной, — сюжет основан на реальной осаде Сараева. Игроки получают роли обычных людей, которые пытаются выжить: обустроить убежище, найти припасы и медикаменты, защититься от солдат и бандитов. У персонажей нет сверхспособностей, зато есть слабости: они страдают от недоедания, нехватки никотина, впадают в депрессию.
Игру легко освоить — участники узнают правила прямо во время партии. Но играть может быть тяжело психологически: настолка не учит доброте и не награждает за хорошие действия, а большинство событий не приносят радости — случайная встреча на улице наверняка превратится в ограбление, а помощь голодным прохожим может стоить жизни члену команды, которому уже не достанется еды. Привычного баланса персонажей в игре нет: рукастому инженеру выжить в жестоком мире войны будет значительно проще, чем девушке с неустойчивой психикой.
Хотя действия игроков отражаются на других персонажах, исход игры не всегда от них зависит: многие события происходят случайно и могут кардинально изменить ситуацию на поле. Иногда кажется, что задача этой игры — не развлечь игроков, а показать, как выглядит война для конкретного человека.
Победа может выглядеть странно — большинство персонажей погибли, а у единственного выжившего раны и депрессия. Но такое редкость — в этой игре чаще проигрываешь.
В холодные осенние вечера, когда за окном бушует ветер или бьёт по стеклу дождь, самое время достать с верхних полок громоздкого шкафа настольные игры, чтобы душевно и весело провести несколько часов в тёплой компании друзей. Но как выбрать среди огромного количества ярких коробок самую лучшую и увлекательную игру? Для меня, пожалуй, это один из самых сложных вопросов. Кому-то нравятся простые и динамичные карточные игры, а кому-то – долгие и сложные стратегии. Тут, как говорится, дело вкуса. Но исходя из личного игрового опыта, я решила выделить 15 лучших, на мой взгляд, настольных игр для больших и маленьких компаний, которые с лёгкостью скрасят унылый вечер и помогут хорошо провести время с друзьями.
Кстати, игра была создана по мотивам одноименного фильма ужасов Джона Говарда Карпентера с Куртом Расселом в главной роли, который я от души рекомендую посмотреть. Грамотная режиссура, атмосферность и продуманный саундтрек сделали кинокартину действительной интересной и захватывающей.
Читайте также: