На какой улице расположен памятник 12 стульев
Если Вы в душе хоть немножко авантюрист или просто поклонник творчества Ильфа и Петрова, то Вам непременно нужно навестить главного героя всем известного романа.
Скульптура бронзового «сына турецкоподданного» была открыта 22 июля 2000 года на Итальянской улице рядом с домом 4. Некогда в этом доме располагался ресторан «Золотой Остап», ресторана уже вы там не найдете, но вот сам Остап со своим легендарным стулом по-прежнему на месте. Одет он, так как все привыкли его видеть, в пиджак, фуражку и со знаменитым шарфом на шее. В правой руке Остапа Бендера папка с досье на подпольного миллионера А.Корейко.
Расположение памятника вызвало неоднозначное отношение в обществе. Некоторые считают, что ему не место в центре города, а для большинства великий комбинатор – известный литературный герой, памятник которому установлен не только в Питере, но и во многих других городах России. Как бы то ни было, этот памятник считается популярным среди туристов и к нему выстраиваются очереди из желающих сфотографироваться, ну и разумеется для того что бы проделать определенные действия.
Естественно что как и у большинства памятников, у скульптуры Остапа тоже есть свои приметы. Так что все желающие запастись везением для совершения какого либо авантюрного дела надо, потереть памятнику нос. А тем, кто хочет много денег и «ключи от квартиры где эти деньги лежат» просто необходимо присесть на стул и попросить помощи у Остапа.
Открытие памятника состоялось в честь 100- летия этого литературного героя. В закладке памятника принимали участие Александр Ширвиндт и Арчил Гомиашвили, сыгравший роль Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев». Если внимательно присмотреться к скульптуре, то в ней можно найти сходство и с Андреем Мироновым и Сергеем Юрским, которые когда-то, исполняли роль в фильме «Золотой теленок».
Мебельный гарнитур из 12 изящных кованных стульев украшает площадку между Нарышкиным бастионом и Комендантским домом в Петропавловской крепости. Композиция была подарена городу художником Валерием Николаевичем Галкиным и Гильдией кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.
Первоначально стулья задумывались как фонтаны-шутихи, стилизованные под "работы мебельной мастерской Гамбса" из знаменитого произведения Ильфа и Петрова "12 стульев", но подружиться с водой не получилось. После переосмысления и переработки идеи появилось философское размышление о времени, исполненное в металле.
Стулья, размещенные по кругу, напоминают циферблат часов. Самые крупные из них установлены на осях, соответствующих цифрам 3, 6, 9, 12 и очень напоминают троны из современной сказки.
Каждый предмет из мебельного гарнитура выполнен по традиционной кузнечной технологии разными мастерскими, поэтому ни один из стульев не повторяется. Вставки из цветного стекла - работа Ирины Суворовой и Игоря Томского.
В Год литературы (2015) Секция по чтению Российской библиотечной ассоциации провела опрос на тему "Памятник литературному герою". Читателям надо было выбрать, памятник какому литературному герою они хотели бы видеть в своём городе. Первое место занял Остап Бендер; с огромным перевесом он обошёл и Шерлока Холмса, и Тома Сойера, и Маргариту.
Помните, как в романе "12 стульев" Остап Бендер говорил одному из героев: "Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо!"?
Остап Бендер, конечно, не Ленин, но памятников ему накопилось тоже немало — и рукотворных, и не рукотворных. Главный нерукотворный памятник — это любовь. Ну а рукотворные установлены в нескольких городах России и Украины.
Памятники Остапу Бендеру и другим героям "Двенадцати стульев" и "Золотого телёнка" есть в Бердянске, Харькове, Одессе, Чебоксарах, Элисте, Пятигорске, Санкт-Петербурге и других городах. Я хочу показать, на мой взгляд, лучшие и самые известные из них.
1. Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах
Скульптор В.П. Нагорнов
Скульптурная композиция установлена в 2012 году на пешеходной улице, местном Арбате — бульваре Купца Ефремова. Мы приходили сюда в ресторан ""Ехрем хуса" (бул. K. Ефремова, 10). И сколько раз приходили, столько раз посидели на стуле между Остапом и Кисой. Памятник стоит как раз возле ресторации и Музея пива.
На памятнике есть табличка с цитатой из "Двенадцати стульев": "Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар… А? Это будет очень эффектно!".
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
— Дядя! — весело кричал он. — Дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:
— Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал».
Этот эпизод фильма по роману «12 стульев», как многие другие эпизоды картины, снимались в Рыбинске.
В этом году фильму режиссера Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили, Сергеем Филипповым, Михаилом Пуговкиным, Натальей Крачковской и другими знаменитыми артистами в ролях исполняется 50 лет.
– Узнаете кадр и место? – задал вопрос своим подписчикам в соцсети «ВКонтакте» глава Рыбинска Денис Добряков. – На мой взгляд, в Рыбинске снята самая лучшая экранизация этого романа Ильфа и Петрова. Как думаете, стоит вернуть сюда героев в виде жанровой городской скульптуры? Мостовая сохранилась.
Пост был размещен 1 апреля. Многие восприняли это как шутку. И напрасно. На днях градостроительный совет согласился с установкой нового арт-объекта на улице Стоялой в створе с Волжской набережной.
Скульптуру представил Александр Прохоров – архитектор, скульптор, руководитель московской «Арт-студии», которая сотрудничает с музеями Московского Кремля, краеведческими музеями городов Золотого кольца России, ФГУП «Оружейная палата Московского Кремля». Прохоров предложил два эскизных варианта, рыбинские эксперты выбрали Остапа с беспризорником.
Легенда о стульях
В 1971 году лидером советского кинопроката стала комедия режиссера Леонида Гайдая «12 стульев». Эпизоды фильма снимали в нескольких городах, но улочки купеческого Рыбинска – в большинстве кадров. Мы узнаем Стоялую, Волжскую набережную, железнодорожный вокзал, музей, каланчу – места, ставшие знаковыми. Купеческие и мещанские дома стали живыми декорациями к экранизации романа Ильфа и Петрова, за это, по мнению краеведов, Гайдай и выбрал наш город для съемок.
С мая по июль 1970 года в массовых сценах фильма снялись сотни рыбинцев. На вступительных кадрах картины – конопатый беспризорник лет восьми-десяти клянчит у пришедшего в Старгород Остапа десять копеек и, получив вместо них яблоко, слышит сакраментальную фразу: «А может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!».
Роль уличного мальчишки сыграл рыбинский школьник. Мы попытались его разыскать, но узнали лишь, что его имя Александр Лапшин, он учился в школе № 38, располагавшейся в то время у драмтеатра, и жил на улице Урицкого. На этом следы теряются.
Как рассказывают знавшие Сашу в детстве соседи, кинематографисты присмотрели его в толпе зевак. Рыжий конопатый пацан вполне вписывался в контекст сценария. Был он веселый, подвижный, учился так себе, но хулиганом не был. Однако рассказывают, что судьба его пошла по кривой, и где-то в двухтысячных Лапшина не стало.
Зато находятся новые персонажи. Нам удалось выйти на еще одного участника съемочного процесса.
Дорогая квитанция
Учитель истории из рыбинской школы № 23 Геннадий Волков снимался в массовке на пароходе «Скрябин» будучи восьмиклассником.
Школьники сыграли моряков, снующих на палубах. Лиц не рассмотреть, как ни вглядывайся – их там мелькает множество. В перерывах юноши бегали к звездным актерам за автографами, но не все спешили оставить ребятне памятную подпись.
Мосфильмовскую квитанцию на три честно заработанных рубля юные артисты так и не обменяли – оставили на память. Хотя по тем временам это были немаленькие деньги – на них можно было поесть в ресторане, сходить в кино или купить кило «Докторской», но что-то тогда подсказало школьникам, что есть вещи дороже денег. И правда, пятьдесят лет прошло, а мальчишеские воспоминания живы, словно это было вчера.
Интересно, что одна пара ног в этом кадре принадлежит самому режиссеру Гайдаю. После нескольких неудачных дублей с ногами актеров он задействовал свои – подлиннее. Еще любопытный факт: героям пришлось резать и портить эксклюзивный гарнитур, выполненный по спецзаказу мебельными мастерами Арабских Эмиратов. Достать в СССР мебель работы Гамбса было почти нереально, а воссоздать ее никто из русских краснодеревщиков не взялся.
«12 стульев» – не единственная картина, в которой снялся рыбинец Геннадий Волков. В 1970-м на экраны вышел советский историко-революционный фильм «Поезд в завтрашний день», местом съемок которого тоже стал Рыбинск. В нем Геннадий исполнил роль беспризорника на вокзале. Правда, лента попала в категорию «полочных» – по идеологическим соображениям ее запретили.
По резиновой мостовой
Еще один свидетель съемок фильма в Рыбинске, Владимир Коршунов, вспоминает, что Стоялую – тогда она называлась Пролетарской – замостили резиновой имитацией булыжной мостовой.
– Улицу покрыли резиной как ковром. Сверху немного присыпали песком – визуально полная имитация камня. Мальчишками мы бегали по ней, резина чуть проминалась. Еще помню, как привезли на грузовике свинью – такого огромного хряка я никогда не видел. Его долго сгружали из кузова, видимо, он совсем не хотел становиться кинозвездой. Но в конце концов стал, – смеется Владимир.
Фасады Стоялой покрыли рисованными вывесками. Особенно хорош тогда стал «Гарнизонный универмаг» – был такой магазин когда-то в Рыбинске.
Фильм снимали у Черемухи рядом со старым деревянным мостом, которого сейчас нет. На Советской площади – в кадр не раз попала пожарная каланча. Усадьба Наумовых – тогда это была библиотека имени Энгельса – превратилась в Старсобес. От лестницы музея-заповедника отъезжает коляска Эллочки-Людоедки с двумя стульями. И, конечно, дом на углу Стоялой и Чкалова, прозванный в народе домом мадам Грицацуевой. Сегодня его судьбой обеспокоено рыбинское сообщество. Но это совсем другая история.
Читайте также: