Миронов 12 стульев фрагменты
Ироничное и смешное представление, в котором парочка авантюристов охотится за стульями работы мастера Гамбса.
Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник. художника: Вы рисовать умеете?
Здесь Александр Яковлевич, обладавший сверхъестественным чутьём, понял, что сейчас его будут бить — может быть, даже ногами.
Отдай колбасу! Отдай колбасу, дурак! Вернись, я всё прощу!
Месье, же не манж па сис жур. Гебен зи мир битте этвас копек ауф дем штюкброт. Господа, же не манж па. сис жур. Господа, подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату. бывшей кадетской фракции. бывшей Государственной Думы!
Тенденции
Великий комбинатор
К дню рождения Александра Ширвиндта: сегодня обаятельному любимцу многих стукнуло 87
Фальшивая фраза из "12 стульев"
И вновь с вами книга "Мемасики временных лет", которая расследует, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения. Сегодня, в честь недавнего юбилея Андрея Миронова, мы с вами поговорим о крылатой фразе "Скажите мне как художник художнику".
Вы опять скажете - а здесь-то зачем искать автора? Он общеизвестен. И действительно - афоризм "Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?" лежит, наверное, во всех сборниках цитат Ильфа и Петрова. На крупнейшем книжном портале "Литрес", например, она занимает почетное второе место по популярности в списке цитат из "12 стульев".
И все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство - этих слов в романе нет. А что есть? А вот:
В каюте первого класса Остап, лежа с башмаками на кожаном диване и задумчиво глядя на пробочный пояс, обтянутый зеленой парусиной, допрашивал Ипполита Матвеевича:
- Вы умеете рисовать? Очень жалко. Я, к сожалению, тоже не умею.
Он подумал и продолжал:
- А буквы вы умеете рисовать? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то попали сюда как художники. Ну, дня два можно будет мотать, а потом выкинут. За эти два дня мы должны успеть сделать все, что нам нужно.
Более того, этой фразы нет и в первой отечественной экранизации "12 стульев", сделанной Леонидом Гайдаем, несмотря на множество нарисованных демотиваторов.
И только во второй экранизации, четырехсерийном телевизионном фильме 1976 года, Андрей Миронов с неподражаемой интонацией действительно опрашивает Кису "как художник художника".
Откуда же взялся этот фразеологический оборот? Надо сказать, что в творческой среде выражение "как художник художнику" употреблялось повсеместно и задолго до выхода фильма.
Оно есть в дореволюционном письме скульптора Марка Антокольского: "Все это, приблизительно, хоть и в иных словах, я писал В.В., но мне хочется отвечать тебе совсем другое, а именно как художник художнику. Для тебя не ясно, почему я рад, что делаю "Инквизицию" теперь, а не 30 лет назад". (цит. по Феликс Аранович. Надгробие Антокольского. Эрмитаж, 1982)
Или вот вам другой пример от писателя Виталия Губарева, знаменитого тем, что в качестве журналиста "открыл" Павлика Морозова, а в качестве писателя - написал "Королевство кривых зеркал" и множество других хороших сказок. У него в повести "Монтигомо - Ястребиный коготь" (1965 г.) есть такой диалог:
— Завидую, как художник художнику! С кем в ресторан собираетесь?
— Не твое дело. Ты вот что скажи, художник: поручение выполнил?
Но чаще всего это выражение почему-то встречается не у живописцев, а у театральных и кино-режиссеров.
Так, великий Таиров, как вспоминал Ильинский, однажды высказался достаточно жестко: „Как художник художнику я бы вам подал руку, несмотря на разницу наших убеждений, но вы управляете театрами. Вы пользуетесь своей властью для того, чтобы душить и давить меня как художника" (Ильинский Игорь. Сам о себе. М.: Всероссийское театральное общество, 1961 г.).
Очень это выражение любил и кинорежиссер Александр Довженко.
Он то в письме замечал: "Пишу тебе как художник художнику и как дорогому другу", то на выступлении в Московском Доме архитектора 10 августа 1942 года отмечал: "Благодарный Корда (английский режиссер Александр Корда - ВН) за все его картины и за эту, граждански честную и откровенную, - я хочу ответить ему как художник художнику, тоже откровенно. ".
А теперь вспоминаем, что автором сценария телеверсии "12 стульев" был знаменитый театральный и кинорежиссер Марк Захаров - и не удивляемся. Он и является настоящим автором афоризма "Скажите мне как художник художнику: вы рисовать умеете?".
Но вообще, несмотря на то, что все забыли настоящего автора, Марку Анатольевичу впору позавидовать. Сделать свою шутку органичной частью романа, который в нашей стране давно стал эталоном хорошего юмора - это не каждому удается.
Это отрывок из моей книги "Мемасики временных лет", рассказывающей об истории появления в русском языке тех или иных расхожих выражений.
― Дядь, дай десять копеек. Ну дай десять копеек. Десять копеек дай!
― Может, тебе дать еще ключ от квартиры? Где деньги лежат?
― Мой папа был турецко-подданный.
― Но начать карьеру многоженца без дивного серого в разводах костюма было невозможно.
В двух словах
Убийство, месть, любовь и приключения. И все это - на фоне отеля "Гранд Будапешт". И еще там бегут из тюрьмы!
Зачем стоит перечитать цитаты из фильма "12 стульев"
- вспомнить, что слабые отблески человечности еще встречаются на этой варварской бойне, которая некогда была известна как цивилизация.
А теперь - цитаты
1 серия
― Там все есть для счастья, меня там только нет,
И это значит - что я там буду!
― Дядь, дай десять копеек. Ну дай десять копеек. Десять копеек дай!
― Может, тебе дать еще ключ от квартиры? Где деньги лежат?
― Это была историческая тирада. Хотя в момент ее произнесения молодой человек еще не подозревал, что фраза обречена на бессмертие. Действительно, это прозвучало эффектно.
― Ну что, отец, невесты в вашем городе есть?
― Кому и кобыла невеста.
― Больше вопросов не имею.
― Н-да. В таком доме и без невест.
― Наших невест давно на том свете с фонарями ищут. Здесь государственная богадельня - старухи здесь живут на полном пенсионе.
― Те, что до исторического материализма родились?
― Что ж в этом доме до исторического материализма было?
― Когда было?
― При старом режиме?
― А, при старом режиме барин мой здесь жил.
― Буржуй?
― Не, предводитель дворянства.
― Пролетарий, значит?
― Сам ты пролетарий! Я ж тебе говорю - предводитель.
― Разговор с умным дворником, слабо разбиравшемся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно.
― Ну что, дедушка, хорошо бы вина выпить?
― А, эээ. у. угости.
― За мной не пропадет.
― Ну договорились.
― Так я у тебя переночую?
― А хоть всю жизнь живи, раз хороший человек.
― Мой папа был турецко-подданный.
― Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-либо делу, постоянно кидала его в разные концы страны.
― И теперь привела в Старгород - без носков, без ключа, без квартиры, и без денег.
― Но начать карьеру многоженца без дивного серого в разводах костюма было невозможно.
Танго
― Странствуя по свету, словно птица,
Преодолевая жизни путь,
Изредка, однажды, иногда, как говорится,
Я б хотел забыться и заснуть.
― С безумной силою, я тихо повторяю,
Поймите милая, поверьте милая,
Вы мой кумир, я не покину вас.
Встреча: Остап и Ипполит Матвеич
― Вот, барин, из Парижу приехал.
― У нас хоть и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
― Здравствуй, Тихон, что это тебе взбрело в голову? Я приехал не из Парижа.
Отлично. Вы приехали из Кологрива, навестить свою покойную бабушку.
― Ипполит Матвеич еще никогда не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя плохо.
― Куда ж вы пойдете? Вам торопиться некуда, за вами придут!
― Ипполит Матвеич не нашелся, что ответить, и стал недружелюбно глядеть на Бендера.
― В конце концов, без помощника трудно, - подумал Ипполит Матвеич, - а жулик он, кажется, большой, такой может быть полезен.
Бриллиантовый дым
― Ипполит Матвеич рассказал Остапу Бендеру, первому встреченному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умершей тещи.
В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и восторженно восклицал: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся!"
― А уже через час оба сидели за шатким столом, и упираясь друг в друга головами, читали длинный список драгоценнностей.
― Выбор неплохой. Камни, я вижу, подобраны со вкусом. И сколько вся эта музыка стоила?
― Семьдесят-семдесят пять.
― Хмм, теперь, значит, полтораста тысяч.
― Только вы, дорогой товарищ из Парижа, плюньте на все на это!
― Как плюнуть?
― Как же вам плюнуть-то. Слюной! Как плевали до эпохи исторического материализма. Сколько было стульев?
― Двенадцать, гостиный гарниттур.
― Давно сгорел ваш гостиный гарнитур, в печах!
― Спокойно, спокойно, спокойно. За дело берусь я, заседание продолжается.
Остап хочет 60 процентов, Ипполит Матвеич предлагает 10-15 процентов. Остап разочарован
― Вы пошлый человек, любите деньги больше чем надо.
― А вы не любите денег?
― Нет!
― Зачем же вам такая сумма - 60 процентов?
― Из принципа!
― Все же 15 процентов.
― А больше ничего не хотите?
― Нет.
― Может, вы хотите, чтобы я работал бесплатно, дал вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
― В таком случае простите, у меня есть все основания полагать, что я и один справлюсь со своим делом.
― В таком случае, у меня есть все основания предполагать, как говорил Энди Таккер, что и я один справлюсь с вашим делом.
― Мошенник!
― Ну так и быть, пятьдесят процентов: половина моя, половина наша!
― Ведь это же грабеж среди бела дня!
― Ну хорошо. Только из уважения к личности БЫВШЕГО ПРЕДВОДИТЕЛЯ.
― Тсс. А.
― . дворянства я готов работать из сорока процентов. Лед тронулся?
― Тронулся, тронулся.
― По рукам. о ясный предводитель команчей.
― Я не потреплю никаких команчей!
― Ну хорошо. Я буду называть вас фельдмаршалом.
― О, пролетарий умственного труда, работник метлы! Это конгениально! Ваш дворник - большой пошляк.
― Придется отложить опрос свидетеля до утра. Будем брать живьем!
― Что за лавочничество? Начинать полуторастотысячное дело - и ссориться из-за восьми рублей. Учитесь жить шикарно!
Утро нового дня. Ипполит Матвеич позеленел.
― Вы с ума сошли!
― Аптекарь говорил, что это радикально черный цвет! Это "Титаник"! Контрабандный товар.
― Контрабандный? Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.
― Жить с такими усами в Советской России не рекомендуется. Голову попробуем отмыть, усы придется сбрить.
Опрос Тихона
― Начал хорошо. Не разменивайся на детали, говори главное.
― Весной 1918 года вся наличная мебель была отвезена в уездный жилотдел.
― Может ведь!
― Окромя одного стула, который забрал завхоз 2 дома соц.собеса.
― Стул здесь? А? В доме?
― Так точно! Стул в богадельне, на первом этаже стоит, в помещении культурно-массового сектора.
― Вопросов больше нет. Быстро на опхомелку!
― Будем брить, и немедленно.
― . я не могу.
― Почему?
― Это невозможно.
― А. Усы вам дороги как память?
― Оставлю все, что в моих силах.
― Не забудьте записать на мой дебет два рубля - за бритье и стрижку.
― Почему ж так дорого, ведь это стоит сорок копеек?
― За конспирацию, фельдмаршал!
― Сборный пункт - в дворницкой. Парад-але!
Голубой воришка
― Об этом человеке следует сказать особо.
― Завхоз второго дома старсобеса был не просто ворюга. Он был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог.
― Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.
Сводный духовой оркестр
― Ну хорошо. А где остальные инструменты?
― После слов "остальные инструменты" Альхену стало невыносимо стыдно. Он давно уже продал почти все духовые инструменты, и сейчас испытывал страшные муки.
― Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения. Но тем не менее жили в доме на старушечьих правах и крали в доме все, что не успевал украсть Альхен.
― Сейчас нажрутся - станут песни орать. Всю капусту у нас сожрали на месяц вперед, сволочи.
― Да-да.
― Новая партия старушек?
― Это сироты.
― Дети Поволжья? Тяжелое наследие царского режима?
/* Пока Остап обедал - отец Федор перехватил стул. Ой.
Жар в ладонях
― А где же ваши усы, уважаемый Ипполит Матвеич?
― А где же ваша борода, святой отец?
― Это не ваше имущество.
― А чье же?
― Не-ваше-не-ваше.
― А-чье-же-а-чье-же?
/* Ну тут, как вы понимаете, драка. И раскурочивание содерживамого стульчика. И пустота.
― А где же наш стульчик?
― Так, здесь нет, здесь нет, здесь нет.
― Ты кому продал стул?
― Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественнным чутьем, понял, что сейчас его будут бить. Может быть, даже ногами.
― Слушай меня, жертва аборта! Перекупщик блондин или брюнет, быстро, рост, приметы!
― Я не знаю! Я старался не смотреть ему в глаза! Я даже отворачивался.
― Почему?
― Мне было стыдно.
/* Статья 114 уголовного кодекса - дача взятки лицу при исполнении служебных обязанностей.
― Заседание продолжается, господа присяжные заседатели.
Ипполит Матвеич, отец Федор и Остап Бендер
― Ну что, батюшка, нашли?
― А вы?
― Вы, батюшка, аферист, я вам морду набью.
― Руки коротки.
― Вы просто, батюшка, ворюга.
― Че ж я у вас украл?
― Использовали в своих интересах тайну исповеди.
― Скоро на место происшествия неожиданно прибыл сам технический директор и главный руководитель концессии.
― После его появления отец Федор предупредительно занял удобную позицию в глубине пустыря.
― Стул из богадельни?
― Он использовал в своих интересах тайну исповеди!
― Здесь Ипполит Матвеич сообщил главному концессионеру обо всех подлостях отца Федора.
― Кислое дело. Пещера Лихтвейса - таинственный соперник. Надо его опередить.
― Я его.
― Что вы его? Что вы его?
― Опережу, - подумал Ипполит Матвеич, но промолчал, однако его душа наполнилась уверенностью, и он неожиданно предложил:
― Морду бы ему набить.
― Морду мы ему пощупать всегда успеем. Сейчас важно отыскать следы остальных одиннадцати стульев.
― А когда же будем бить морду?
― Во второй серии.
Конец первой серии.
2 серия
Слесарь, попугай и гадалка
― Слесарь-интеллигент со средним образованием.
― Хозяйка "Модной и Шляпной Мастерской" Елена Станиславовна Боур прогорев на мануфактурных спекуляциях, в последнее время все чаще прибегала к другому, не менее увлекательному роду занятий.
― Должна вас предупредить, девушка, что за сеанс меньше пятидесяти копеек я не беру.
― Вдова, не знавшая преград в стремлении отыскать нового мужа, согласилась платить установленную цену.
― Вас надо гадать на Даму Треф.
― Но я всегда была Червонная Дама.
― Черновое определение вдовьей судьбы было дано уже через несколько минут.
― Вдову ждали большие и мелкие неприятности, а на сердце у нее лежал трефовый король, с которым дружила бубновая дама.
― Набело гадали по руке. Линия жизни простиралась так далеко, что конец ее заехал в Курск, и если линия говорила правду, вдова должна была бы дожить до Страшного Суда.
― Все это гадалка объясняя вдове, употребляя слова и термины, принятые в среде графологов, хиромантов и лошадиных барышников.
― Если бы Ипполит Матвеич увидел ее сейчас. то никогда не узнал бы Елены Боур, старой своей возлюбленной, о которой секретарь суда сказал стихами, что она "К поцелуям зовущая, вся такая воздушная".
Слесарь-интеллигент - это звучит гордо
― Это был кипучий лентяй. Целыми днями он бегал по городу, распоряжался, давал ценные советы. Ему было не до работы.
― Однако венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами дома номер 7.
― Полесов обязался привести железные ворота дома в полный порядок. Два дня у него ушло на расклепку ворот, после чего Виктор Михалыч совершенно охладел к воротам.
― Больше всех от этой затеи пострадал дворник дома номер 7. Он потерял свой еженочный заработок. Ворот не было. Нечего было открывать. И загулявшим жильцам не за что было отдавать свои гривенники.
― А однажды вечером случилось страшное. Говорят, что злоумышленники будто бы унесли даже закипающий во дворе самовар.
― При наличии отсутствия пропитанных шпал это будет не трамвай, это будет одно горе!
И ведь что интересно.
Чему как бы учат нас цитаты из фильма "12 стульев" (1976)
В конце концов, без помощника трудно. А жулик он, кажется, большой, такой может быть полезен.
Так подумал Ипполит Матвеич. И это был ошибочный ход его мысли.
Смотрите хорошее кино - и будет вам счастье.
И помните: начать карьеру многоженца без дивного серого в разводах костюма невозможно.
Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:
А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок - книгу "365 цитат о любви". Самые трогательные, неожиданные и смешные.
Ссылки по теме
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня.
Брат-2 (- Русский, сдавайся! - Русские не сдаются. )
Даун Хаус (Человек! Виски! Мне и этому офицеру)
ДМБ (- Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу. А он есть.)
Достучаться до небес (На небе только и разговоров, что о море и о закате. )
Тенденции
Великий комбинатор
К дню рождения Александра Ширвиндта: сегодня обаятельному любимцу многих стукнуло 87
Фальшивая фраза из "12 стульев"
И вновь с вами книга "Мемасики временных лет", которая расследует, откуда в русском языке взялись те или иные устойчивые выражения. Сегодня, в честь недавнего юбилея Андрея Миронова, мы с вами поговорим о крылатой фразе "Скажите мне как художник художнику".
Вы опять скажете - а здесь-то зачем искать автора? Он общеизвестен. И действительно - афоризм "Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?" лежит, наверное, во всех сборниках цитат Ильфа и Петрова. На крупнейшем книжном портале "Литрес", например, она занимает почетное второе место по популярности в списке цитат из "12 стульев".
И все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство - этих слов в романе нет. А что есть? А вот:
В каюте первого класса Остап, лежа с башмаками на кожаном диване и задумчиво глядя на пробочный пояс, обтянутый зеленой парусиной, допрашивал Ипполита Матвеевича:
- Вы умеете рисовать? Очень жалко. Я, к сожалению, тоже не умею.
Он подумал и продолжал:
- А буквы вы умеете рисовать? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то попали сюда как художники. Ну, дня два можно будет мотать, а потом выкинут. За эти два дня мы должны успеть сделать все, что нам нужно.
Более того, этой фразы нет и в первой отечественной экранизации "12 стульев", сделанной Леонидом Гайдаем, несмотря на множество нарисованных демотиваторов.
И только во второй экранизации, четырехсерийном телевизионном фильме 1976 года, Андрей Миронов с неподражаемой интонацией действительно опрашивает Кису "как художник художника".
Откуда же взялся этот фразеологический оборот? Надо сказать, что в творческой среде выражение "как художник художнику" употреблялось повсеместно и задолго до выхода фильма.
Оно есть в дореволюционном письме скульптора Марка Антокольского: "Все это, приблизительно, хоть и в иных словах, я писал В.В., но мне хочется отвечать тебе совсем другое, а именно как художник художнику. Для тебя не ясно, почему я рад, что делаю "Инквизицию" теперь, а не 30 лет назад". (цит. по Феликс Аранович. Надгробие Антокольского. Эрмитаж, 1982)
Или вот вам другой пример от писателя Виталия Губарева, знаменитого тем, что в качестве журналиста "открыл" Павлика Морозова, а в качестве писателя - написал "Королевство кривых зеркал" и множество других хороших сказок. У него в повести "Монтигомо - Ястребиный коготь" (1965 г.) есть такой диалог:
— Завидую, как художник художнику! С кем в ресторан собираетесь?
— Не твое дело. Ты вот что скажи, художник: поручение выполнил?
Но чаще всего это выражение почему-то встречается не у живописцев, а у театральных и кино-режиссеров.
Так, великий Таиров, как вспоминал Ильинский, однажды высказался достаточно жестко: „Как художник художнику я бы вам подал руку, несмотря на разницу наших убеждений, но вы управляете театрами. Вы пользуетесь своей властью для того, чтобы душить и давить меня как художника" (Ильинский Игорь. Сам о себе. М.: Всероссийское театральное общество, 1961 г.).
Очень это выражение любил и кинорежиссер Александр Довженко.
Он то в письме замечал: "Пишу тебе как художник художнику и как дорогому другу", то на выступлении в Московском Доме архитектора 10 августа 1942 года отмечал: "Благодарный Корда (английский режиссер Александр Корда - ВН) за все его картины и за эту, граждански честную и откровенную, - я хочу ответить ему как художник художнику, тоже откровенно. ".
А теперь вспоминаем, что автором сценария телеверсии "12 стульев" был знаменитый театральный и кинорежиссер Марк Захаров - и не удивляемся. Он и является настоящим автором афоризма "Скажите мне как художник художнику: вы рисовать умеете?".
Но вообще, несмотря на то, что все забыли настоящего автора, Марку Анатольевичу впору позавидовать. Сделать свою шутку органичной частью романа, который в нашей стране давно стал эталоном хорошего юмора - это не каждому удается.
Это отрывок из моей книги "Мемасики временных лет", рассказывающей об истории появления в русском языке тех или иных расхожих выражений.
Читайте также: