Место науки и образования в утопиях нового времени и в реальной жизни 16 18 вв
Развитие естественных наук вНовое время
Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор;
Харисова Лейсан Мунирзяновна, магистрант
Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)
XVII век, с которого начинается эпоха, называемая Новым временем, считают периодом зарождения классической науки. В ее начале находится творчество Галилео Галилея. Основной вклад Галилея в науку состоял в том, что он ввел в физику понятие ускорение и сформулировал принципы инерции, инерциальной системы и относительности. Введение понятия ускорения позволило раскрыть сущность воздействия физической силы, принцип инерции показывал тождественность покоя и равномерного прямолинейного движения, а принцип относительности указал на эквивалентность различных инерциальных систем отсчета. Все эти выводы Галилей получил путем обобщения и математического описания проведенных им же экскрементов. Поэтому именно он является отцом математического естествознания. Развитие естествознания, его математизация вело к перевороту и в теории познания. Такой революционный шаг был сделан Рене Декартом в его работе «Рассуждения о методе». Очевидность и доказательность рассуждения была положена в основу методологии всякого рассуждения, сформулированного Декартом в виде принципа очевидности. Он считал, что разуму доступно абсолютно все, что позволяет отнести его взгляды к рационалистическим. Если Галилей заложил основы классической механики, то Декарт свел к ней сущность мироздания, видя в последней лишь два вида материи: мыслящую и протяженную. Такой взгляд на мир был продиктован и созданной им аналитической геометрией, которая позволяла свести пространственные отношения к числовым. Согласно Декарту мир созданный Богом, в последующем развивается по божественным законам, суть которых доступна мыслящему разуму. При этом он считал, что материя, в том числе и живая, обладает только механическими свойствами. Против такого упрощенного взгляда выступит Ньютон, после чего XVIII в. станет ареной борьбы между последователями Ньютона и Декарта.
В 1687 году Ньютон издает «Математические начала натуральной философии», где излагает законы динамики, включая закон всемирного тяготения. Этот труд стал основанием как для классической механики, так и для физики на последующие двести лет. Другим вкладом Ньютона в науку была корпускулярная теория света. Крупнейшим достижением физики первой половины XIX в. является возникновение концепции поля. Ее автором был Майкл Фарадей. Эта концепция дала новое видение природы вещества, ибо атомы теперь переставали быть самостоятельными частицами, а представляли собой лишь сгустки силовых линий поля. Но теория электромагнитного поля была создана лишь во второй половине XIX Джеймсом Максвеллом. Во взглядах на природу пространства, наука придерживалась тогда принципов евклидовой геометрии. Эта позиция была усилена механикой Ньютона, которая рассматривала материю, пространство и время как три независимых субстанции. В 1829 году профессор Казанского университета Николай Лобачевский опубликовал работу «Начала геометрии», в которой впервые были изложены идеи неевклидовой геометрии. И уже в 1867 году Бернхард Риман описал такое n-мерное пространство, где евклидова геометрия является лишь ее частью, которой соответствует пространство с нулевой кривизной.
С XVIII века начинаются заметные изменения в астрономии, которая приступает к изучению звезд и их скоплениям именуемых галактикой. Пионером в этой области является английский астроном Вильям Гершель, открывший существование двойных и кратных звезд, а также свыше 2,5 тысяч туманностей. Он первым оценил размеры нашей Галактики, а также размеры и расстояние до других галактик. Появляется первая полностью научная теория развития Вселенной. Иммануил Кант, в отличие от Ньютона, отказался от идеи божественного «первотолчка», заменив ее идей возникновения вращения под воздействием гравитационных сил.
В биологии, в первую очередь усилиями французского естествоиспытателя Жоржа Бюффона и шведского натуралиста Карла Линнея формируется концепция трансформизма (ограниченной изменчивости видов под воздействием среды). Она стала предтечей перехода биологии на эволюционистские позиции. Эволюционистская теория основывалась на трех гипотетических теориях: ламаркизма, катастрофизма и униформизма. В 1859 году Чарльз Дарвин публикует работу «Происхождение видов», в которой излагает свою эволюционную теорию, где связывает наследственность и изменчивость в живой природе. Решающую роль в эволюции Дарвин отдает неопределенной изменчивости. Во-вторых, согласно его мнению, регулирующим фактором является естественный отбор, в процессе которого полезные мутации сохраняются, а вредные — отбрасываются. Теория естественного отбора стала первой фундаментальной теорией в биологии и последней в построении классической картины мира.
Ньютоновская механика, лежащая в основе классической науки, рассматривает только обратимые процессы, т. е. протекающие как в прямом, так и обратном направлении. Однако тепловые процессы текут только в одном направлении — от горячего к холодному, и они являются необратимыми. Изучением этих процессов занят раздел физики — термодинамика, с которой и начался прорыв в неклассическую науку. Философские истоки неклассической науки начали формироваться еще в XVII веке в учении о «вторичных качествах» Дж. Локка. Окончательное философское оформление оно получило конструктивистской концепции И. Канта [1]. Но лучшей проекцией ее идей в область науки стал классический позитивизм [2; 3]. В дальнейшем из позитивистской идеи выросла вся аналитическая философия науки, которую можно рассматривать в качестве методологической основы неклассической науки [4].
В физике XIX века проявлением неклассических идей было появление теории энтропии, введенной Рудольфом Клаузиусом. Согласно этой теории в замкнутой системе энтропия не может убывать. Как выяснилось, если энтропия не изменяется, то мы имеем дело с обратимым процессом, а если увеличивается — то с необратимым. Тем самым предметом научного исследования стали необратимые процессы. Эту теорию развивает Людвиг Больцман, который водит формулу энтропии. Эта формула дает статистическое истолкование энтропии. Общий же смысл ее состоит в том, что характер процесса в макроскопической системе определяется микроскопической (поведением молекул) и идет в направлении от менее вероятного состояния к более вероятному. Фундаментальное отличие данного подхода от классического, состоит в том, что анализ макроскопической системы напрямую увязан с микроскопическими системами, а результат истолковывается в терминах вероятности. Так, на основе статистической физики впервые возникла неклассическая наука. Дальнейшее исследование необратимых термодинамических процессов приведет к созданию постнеклассической науки.
В 1895 году Вильгельм Рентген обнаруживает лучи, которые, пройдя сквозь непрозрачные тела, засвечивали фотобумагу; в 1896 году Анри Беккерель открывает явление радиоактивности, а в 1897 году Джон Томсон открывает электрон. Вскоре выясняется, что масса электрона зависит от его скорости. А это означало, что понятие масса имеет не вещественную, а электромагнитную природу. Это в свою очередь привело к тому, что понятие материя, и связанные с ней универсальные законы утратили свой привычный смысл. Ситуацию, сложившуюся в физике в конце XIX века Анри Пуанкаре охарактеризовал как «кризис физики». По сути, указанный тезис означал крах классической науки. Пуанкаре первым ввел в научный оборот словосочетание «принцип относительности», в основе которого лежало знаменитое «преобразование Лоренца». Уравнение Лоренца показало, как при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой должны изменятся время и геометрические размеры системы. Это преобразование указывало на ошибочность «принципа относительности», сформулированного отцом классической механики Галилеем, который, как известно, утверждал о неизменности указанных параметров при переходе от одной инерционной системы к другой. Развитие «принципа Лоренца» привело Пуанкаре к утверждению о взаимосвязи массы и энергии. Эти же идеи были положены в основу теории относительности Эйнштейном, которая означала переход от механической картины мира к релятивистской [5; 6]. Все это привело к существенным изменениям в мировоззрении ученых ХХ века. Развитие стало толковаться не как кумулятивный процесс, а сложное динамическое взаимодействие множества систем [7].
В исследовании анализируются взгляды на образование, воспитание и труд в произведениях утопического жанра: «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Определяется место и роль науки в утопических государствах.
Ключевые слова: утопия, Т. Мор, Ф. Бэкон, образование, воспитание, наука, труд.
В истории утопии возникали разные взгляды на идеальное устройство жизни человека. С момента появления «Утопии» Томаса Мора впервые были заложены традиции утопического жанра в литературе. В истории общественной мысли утопическая литература всегда привлекла внимание исследователей к проблемам государственного и общественного строя в утопиях. Однако исследователи уделяли мало внимания вопросам образования и воспитания. Усиление внимания к данной проблеме связано непосредственно с тем, что образование играет важную роль в жизни человека. Поиск идеальной системы образования и воспитания остается актуальным и в наше время.
В данном исследовании анализируются следующие английские утопии: «Утопия» Т. Мора и «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.
Томас Мор и гуманисты эпохи Возрождения выступали против схоластики и соответствующей ей системы образования, чтобы путем просвещения сделать жизнь людей гуманнее и справедливее, опираясь на идеи христианства [7; 36]. В «Утопии» Т. Мора образованию и воспитанию отведено особое место. По замыслу автора, оно включает в себя духовное и физическое развитие. Так, в разделе «О занятии ремеслами» Т. Мор пишет следующее: «У всех мужчин и женщин есть только одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают» [4; 66]. Кроме земледелия, жители Утопии должны изучать ремесло. В стране, в которой отсутствует частная собственность, жители трудятся на благо общества. Утопийцы осознали необходимость добиваться личного счастья совместным трудом, следуя новому принципу коллективизма — антиподу индивидуализма. [8; 66]. Труд обязателен для всех, но разные виды труда не равны друг другу по достоинству, так же как не равны и люди [4; 94]. Следовательно, труд в утопии обязателен для всех и труду обучают всех с детства при помощи игры.
Программа умственных занятий гармонически сочетается с физическими упражнениями и трудом. Предусматривается внешний контроль над выполнением обязанностей жителей утопии. Исключением является занятие науками в свободное время от ремесла и земледелия. «И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых» [4; 71]. Таким ученым автор дает возможность занимать должности «послов, духовенства, траниборов и глав государства» [4; 71]. Поэтому тем, кто желает войти в сословие ученых, необходимо проявить к этому способности и талант. Также, ученые могут обучать наукам любых других желающих в специально отведенные часы отдыха в Утопии. Однако, если ученый не оправдал надежду, то он обратно возвращается к занятию ремеслу [4; 134]. Кроме того, отдельно обучением мальчиков и юношей занимаются священники, по их рекомендации производится выделение граждан «для основательного прохождения наук» [4; 136]. Английский мыслитель выражал мечту гуманистов о том, чтобы обществом управляли люди наиболее образованные и добродетельные [3; 95].
А. Л. Мортон утверждает, что образование у Т. Мора представлено в виде непрекращающейся попытки постичь мир. В ней участвует весь народ. Если и выделялись люди, специально посвятившие себя наукам, то они не составляли замкнутой касты, отгораживавшейся от народа, но были передовым отрядом, вождями движения, к которому мог примкнуть любой и каждый. Ученость ценилась и уважалась не как нечто самодовлеющее или признак особой социальной принадлежности, но как средство для полного развития человеческих способностей [5; 34].
Следовательно, для Т. Мора, справедливо, то общество, в котором, чтобы стать ученым, необходимо проявить свои способности и талант. Только ученые получают доступ к власти и решают главные проблемы в идеальном государстве. Совместный труд — это счастье для людей, он объединяет всех, «и в итоге у них получается изобилие во всем» [4; 72]. В этом обществе люди равны и имеют равный доступ к занятию наукам, все с детства обучаются, и только самые способные получают дополнительные возможности.
Другая утопия, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона повествует об обществе, в котором образование и наука занимают центральное место. Название «Новая Атлантида» связана с трудом Платона «Атлантида», и главным ее отличием является жизненность и независимость Атлантиды от разрушительных сил природы [2; 137–138]. В этом произведении под видом описания утопического государства, излагается программа государственного колледжа экспериментальных наук [2; 144]. Сочинение Ф. Бэкона повлияло на общеевропейское движение за создание научных академий. [2; 138].
Гуманисты Нового времени отводили науке и образованию особую роль. В огромных успехах техники производства и в способности человека подчинять себе окружающий его мир и свою собственную судьбу гуманисты черпали уверенность в будущем прогрессе человечества. Гуманисты верили в то, что человек в состоянии собственными руками и разумом добыть счастье в этом мире. Человека и природу они рассматривали не в противопоставлении друг другу, а в их единстве [6; 91].
Автор воображаемого государства описывает «Соломонов дом», в котором избранные ученые располагают различными материалами и сооружениями для научных изобретений посредством опытов и экспериментов. «Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным» [1; 263]. Замкнутость и элитарность сочетается в нем с универсальностью его функций. Общее число полноправных членов Дома невелико — 36 человек [2; 153]. Помимо основных членов Дома Соломона, имеется какое-то число новопосвященных и учеников, а также многочисленные слуги и помощники. [2; 154].
«Не каждое изобретение может быть обнародовано обществу и государству, некоторые из них должны храниться в тайне среди ученых» [1; 273]. Тем самым, разрешалась социально-этические проблемы, связанные с ответственностью за последствия научных открытий [2; 162].
Как и в «Утопии» Т. Мора, труд — это основа жизни и счастья людей. Однако в работе Ф. Бэкона уделено мало внимания социальной стороне жизни в утопии. Между тем, Ф. Бэкон рассматривал поиск знания как высшую цель человеческой деятельности и как высшее наслаждение человека. [2; 156]. Наука, прогресс знания выступают в «Новой Атлантиде» как единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила, способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и процветающим [2; 160].
«Бэкон больше всего расходится с Мором во взглядах на воспитание. Для Мора воспитание было делом общественным и коллективным, имевшим целью умножить счастье всего народа и обогатить его интеллект. Для Бэкона это было занятием коллегии специалистов, самым щедрым образом награждаемых государством и работающих в совершенной изоляции от масс» — утверждает историк А. Мортон [5; 40]. Но, как следует из работы Т. Мора, самые способные и талантливые имеют право входить с состав ученых, которые освобождаются от физического труда и получают доступ к управлению государством.
Следовательно, в утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкон отводит образованию и науке высокое положение в государстве. Наука определяется как движущая сила в развитии государства и общества. К занятию наукой допускается ограниченное количество лиц. Однако нам ничего не известно про обучение и воспитание детей. Работа Ф. Бэкона считается незаконченной, так как не все сферы жизни затронуты в утопии.
Таким образом, образование и воспитание на примере данных утопий имеет ряд схожих идей: единство духовного и физического развития жителей утопии; самые талантливые и способные допускаются к занятию науками; образование и воспитание начинается с детства; в каждой из утопий труд в почете. В утопии Т. Мора образование представляет собой обязательный институт, через который должны пройти все жители утопии. В то время как в утопии Ф. Бэкона доступ к образованию должны получать самые способные и талантливые. Однако авторы утопий рисуют государство, в которых наука и образование занимают почетное место. Благодаря этому в утопическом государстве процветает спокойствие и справедливость со стороны правителей. Авторы утопий не обходят вниманием деталей каждой стороны жизни в утопии и описывают преимущества воображаемых ими государств. Многие из этих идей остаются полезными и необходимыми для реализации в мире равенства и справедливости, к которым всегда стремились мыслители разных эпох.
Новое время (XVI-XVIII вв.) вошло в историю как период великих исследований и открытий.
Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.), морского пути в Индию Ваской да Гама (1497-1499 гг.), кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1519-1522 гг.) стали возможны только благодаря развитию сфер судостроения и навигации. Именно достижение берегов Индии Магелланом, который двигался на Запад от Европы, стало первым доказательством шарообразности Земли.
В то же время Николай Коперник (1473-1543 гг.) доказывает, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот, как это считалось доселе. Так была раскрыта гелиоцентрическая модель Солнечной системы.
Появление в начале XVII века телескопа способствовало ряду открытий в астрономии. Галилео Галилей описывает спутники крупных планет, видит часть кольца Сатурна и солнечные пятна. Ученому присущи и фундаментальные открытия в физике, такие как закон инерции и особенности свободного падения тел.
Христиан Гюйгенс (1629 – 1695 гг.) продолжает опыты Галилея и изобретает маятниковые часы.
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) открывает Закон всемирного тяготения, а Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) – Закон сохранения кинетической энергии.
Бурное развитие механики привело к Промышленной революции (конец XVIII- начало XIX вв.) и формированию мануфактурной эпохи.
Ответ:Великие географические открытия дали новые знания о мире. Развитие мануфактур, рост городов рождали потребность в точных науках. Изменение образа жизни пробуждало интерес к жизни человека. Ученые-гуманисты признавали за человеком возможность понять и объяснить окружающий мир. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления и убеждение, что человечество может улучшить мир.
Новые вопросы в История
Кроссворд колониальная политика Европейских держав и страны Востока
Х Исторические источники о тюрках. Урок 2 Определи информацию, не соответствующую сведению. «Стреляя, он заставляет лошадь скакать вперед и назад, впр … аво и влево, вверх, и вниз. Он успевает пустить десять стрел, прежде чем хариджит успеет пустить одну. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с легкостью, недоступной хариджиту даже на ровной местности. У тюрка четыре глаза: два спереди и два на затылке»Тюркская лошадь была ловкой и выносливой на войне.Тюркский воин был быстрым и искусным стрелком.Тюрки свободно сидели на коне.Арабские войска были более умелыми, чем тюрки.Немаловажную роль в военных походах сыграли лучники.
В чём многие учёные раннего Нового времени видели главную цель науки?
Из-за колониального характера аграрной политики царизма вопрос занимал центральное место в правовой деятельности казахской интеллигенции начала ХХ век … а. Помогите пожалуйста
Читайте также: