Марс бог войны в какой мифологии
Марс — один из трех богов, стоявших по главе римского пантеона, главной чертой которого была двойственная природа: он не только покровительствовал крестьянам и считался хранителем Рима, но и был богом войны, как Арес в греческой мифологии. В честь персонажа названа планета Солнечной системы и месяц март.
История появления и образ бога Марса
Будучи богом плодородия и повелителем растительности, Марс особо почитался древними римлянами. Его боялись за то, что он в гневе был способен легко уничтожить урожай или скот, и одновременно уважали — ведь если умаслить божество, то несчастья пройдут стороной. «Хороший» Марс защищал урожай от бурь и заморозков, свирепствовавших в северной части страны, отгонял злых духов, помогал пасти стада и присматривал за хозяйством.
Сохранилось еще одно имя Марса — Градив, которое происходит от глагола «увеличивать», то есть от его усилий зависела численность поголовья скота и объем урожая. Исследователи также полагают, что это слово — производное от «шагать». Позднее, когда Марс стал богом войны, это означало, что он идет (шагает) впереди римского войска.
Постепенно Марс обрел новые функции — встал на защиту городских стен и начал помогать армии на полях битв с врагом вместе с воинственной богиней Беллоной. Хоть его и отождествляют с греческим Аресом, но все же римский покровитель солдат почитался на родине больше, потому что эти два божества имели важное отличие: Арес отвечал за войну разрушительную, с убийствами и грабежами, а Марс считался создателем порядка. Он не просто помогал завоевывать земли, но и отвечал за благополучие подвластных территорий и защищал от коварных соседей. А вот Беллона как раз наделяла войны жестокостью, олицетворяла опустошение и смерть.
Перед сражениями Марсу преподносили щедрые жертвенные дары, а вернувшись с победой, презентовали лучшего коня из квадриги. В царском дворце хранилось копье бога, а также его щит, который, по преданию, упал с неба, став предвестником военных успехов римлян. Позднее правитель Нума Помпилий приказал создать 11 подобных щитов, чтобы воры не смогли вычислить настоящий. По другой версии, оружие покоилось в храме, возведенном в честь Марса. Перед военным походом полководец брал в руки копье со щитом и призывал:
Многие неискушенные историей обыватели думают, что Марс это калька с римского бога Ареса. Но это верно лишь отчасти. Марс играл гораздо большую роль в римском пантеоне нежели Арес. Разница между двумя этими богами скрывается даже в отношении почитавших их народов к своим божествам.
Когда речь заходит о религии древних римлян многие сразу же думают, что римляне просто «списали» своих богов с греческих. Мол, римляне завоевали Грецию и так им понравилась греческая религия, что увезли они заморских богов к себе домой. Действительно, может показаться, что Марс это копия греческого бога Ареса. На самом деле это не так, хотя мифы об их рождении практически идентичны у обоих народов.
Рождение Марса
Как-то раз богиня семьи и домашнего очага Юнона сильно обиделась на своего мужа громовержца Юпитера. Настолько сильной была её обида, что задумала она родить ребенка без участия супруга. Искусственного оплодотворения в то время еще не было и поэтому решила Юнона найти особое зелье, которое позволило бы ей забеременеть. По пути заглянула она к богине Флоре.
Флора из чувства женской солидарности посочувствовала Юноне, но отказывалась помогать, потому что боялась Юпитера. Но Юноне видимо не хотелось бродить по всей Вселенной в поисках зелья беременности, и она стала упрашивать Флору ей помочь. Жена Юпитера даже заплакала от отчаяния и обиды на супруга. Флора трижды то соглашалась, то отказывалась помогать Юноне – настолько она боялась мести Юпитера.
На четвертый раз Юноне надоело реветь и она дала Флоре нерушимую божественную клятву, что никогда не сдаст Юпитеру Флору. Флора подумала и согласилась помочь. Она рассказала, что у неё есть один чудесный цветочек, который помогает любому существу во Вселенной забеременеть стоит лишь его коснуться.
Тут Флора снова подумала, что взболтнула лишнего и Юноне пришлось еще долго уговаривать её показать цветок. Выплакав не один литр слез богине семьи удалось все же убедить Флору вынести цветок. Как только Юнона дотронулась до цветка внутри неё зашевелился плод. А через положенное время на свет родился мальчик, которого нарекли Марсом.
Чем отличаются боги?
Как видим, легенды о рождении двух сыновей старших богов похожи. А есть ли отличия вообще Марса и Ареса? Дело в том, что Арес был богом кровавой и несправедливой войны. Он воевал ради добычи, крови, смерти. Марс же вдохновлял римлян на победы, его чтили как творца порядка из хаоса войны. Марс, ко всему прочему, также помогал налаживать римскую власть в завоеванных провинциях. Также бог, по мнению римлян, защищал новые земли от набегов соседей.
Это прозвучит странно, но изначально Марс не был богом войны как его греческий коллега. Сын Юноны почитался как бог растений, природы, плодородия. Римляне боялись, что Марс в гневе может убить скот, уничтожить урожай. Поэтому Марсу приносили жертвы в виде кусочков пресного хлеба и козьего молока. Откусив хлеба и запив его молоком, Марс, по мнению римлян, должен был смилостивиться и не насылать вредителей, дождь или засуху на невозделанные поля.
Римляне свято почитали Марса и преподносили ему щедрые подарки. Марс видел, что его влияние растет в народе и начал менять профессию. Сначала он был покровителем урожая и скота, а после уже помогал защищать стены города. Таким нехитрым образом Марс переквалифицировался из полевого божества в бога войны.
Изменение в функциях Марса связано с территориальным расширением сначала Римского царства, а позже Республики. Легионеры нуждались в могущественном покровителе, который бы вдохновлял их на победы. Марса даже считали отцом основателей Рима. Дескать, Марс спустился с Олимпа и провел ночь со жрицей богини Весты. Возможно, Рея Сильвия выдумала связь с богом, поскольку весталкам во время служения строго запрещалось вступать в отношения с мужчинами.
В честь Марса рядом с Римом появилось Марсово поле, где впоследствии для Марса было воздвигнуто святилище. В то время считалось, что для безопасности Рима легионам нельзя появляться в городе. В храме на Марсовом поле служили специальные жрецы – салии. Их было 12 и все они были из состоятельных римских граждан – патрициев.
Марс - бог войны
Если верить мифам римлян одному из царей Рима, 1 марта какого-то года с неба прилетел щит и чуть не дал по голове. Царь решил, что это знак и щит сделает римских солдат могучими воинами. По приказу царя изготовили ещё несколько щитов. Их отдали на хранение салиям. В будущем командующие легионами перед военными походами обязательно молились богу войны на Марсовом поле перед магическими щитами.
С наступлением первых морозов щиты убирали и доставали только 1 марта. Считалось, что весна – это благоприятное время для начала войны. Именно поэтому 1 марта салии облачались в доспехи и проводили особую церемонию. Они должны были пройти по всему Риму и останавливаться у дверей всех святилищ Марса с молитвами.
Примечательно, что когда Марс стал богом войны, римляне перестали приносить ему жертвы. Но не потому, что стали жадными или высокомерными по отношению к богу. Считалось, что Марс сам найдет себе жертв на поле боя, т.е. бог просто не нуждался в жертвах, потому что трупов на поле боя было предостаточно.
Римляне чтили Марса гораздо сильнее, чем греки Ареса. В первую очередь, потому что Марс считался основателем и покровителем Рима. Профиль Марса был помещён на монеты, для бога даже изменили календарь и назвали один месяц в его честь – март.
При всем при этом Марс оставался богом плодородия и ему продолжали приносить жертвы. В году было три дня посвященных ему. В конце зимы его молили о военных победах, а в начале марта Марса просили о хорошем урожае. В начале октябре же бога чествовали за боевые победы и даже стали приносить жертвы – лучшего коня из четверки лошадей, тянущих колесницу.
Марс никогда не был главным римским божеством, но его почитали наравне с Юпитером. Арес о таком мог только мечтать. Вообще различия между богами довольно существенны. Но обоих богов поклонявшиеся им народы наделили жестокостью. Хоть римляне и привнесли в образ бога войны новинку – они очень тонко подметили изменения в характере человека прошедшего войну. Ведь помимо жестокости у ветеранов войны появляется остервенение. Марс у римлян склонен впадать в такую крайность. Возможно, именно поэтому в жены он себе взял Венеру, у которой в голове гулял ветер. Так две божественные крайности нашли друг друга.
Бог войны и плодородия. Он олицетворял дикие леса, а позже стал символом доблести, чести и силы. Покровитель римской армии, жестокий и смелый воин. Марс был одним из трех величественных божеств римского пантеона.
Marspiter- «Марс-отец».
Священные животные: волк, конь, бык, дятел.
Происхождение
Отождествление с другими божествами
Отождествляется с греческим богом Аресом .
Богом плодородия Марса сделала история его рождения. Несмотря на то, что отцом бога считается Юпитер , по мифу Юнона (мать Марса ) родила сына благодаря волшебному цветку. Этот цветок богиня получила из рук Флоры (богиня растительного мира).
Один из мифов гласит, что Марс влюбился в богиню мудрости и красоты Миневру . Однако из-за собственной робости не решился рассказать ей о своих чувствах. Бог обратился за помощью к пожилой богине нового года Анне Перенне . Та согласилась от имени Марса просить руки Миневры . Но богиня красоты ответила отказом. Тогда Перенна решила разыграть Марса и пригласила его на встречу от имени Миневры . Когда Марс прибыл на место, он обнаружил женщину, закутанную в длинное одеяние с головы до ног, ее лицо скрывала вуаль. Бог поднял ее и увидев лицо Перенне в ужасе отскочил. Такой розыгрыш еще долго веселил римских богов, которые смеялись над доверчивостью Марса .
По мифу, одна из жриц Марса скрываясь в ночи от преследующего ее волка забрела в пещеру и встретив бога войны подверглась насилию. Жрица родила близнецов Рема и Ромула . Однако ее обвинили в нарушении обета невинности и казнили. Родившихся малышей сбросили в Тибр в ящике. Ящик пристал к берегу и разбился, детей нашел волк, который принес их в свою стаю. Малышей приняла волчица, которая их вскормила. Когда братья выросли, они захотели возвести свой город. Из-за выбора местоположения города у них возник конфликт. Когда спор перерос в драку, Ромул убил Рема . Вскоре он раскаялся в своем поступке, а когда город был построен назвал его в честь брата- Рим.
Супругой бога стала богиня воинственности и храбрости Нерио . По мифу, ее бог войны похитил. Она сопровождала Марса на всех сражениях.
Сегодня мы познакомим вас с верховным божеством римской мифологии, боге неба, дневного света, грозы. Само собой, вы наверняка уже догадались, что речь пойдет о великом Юпитере, который успешно был перенят римлянами у греков, но с достаточно сильными изменениями и отклонениями образа.
Происхождение Юпитера
Собственно говоря, римляне практически целиком умыкнули у греков историю рождения Юпитера, который у последних ассоциировался с Зевсом. Собственно говоря, Юпитер – это сын Опи и Сатурна, и начать его историю нужно немного издалека.
В плане правления Сатурн был куда более приятным лидером, но так было совсем недолго. От собственного отца он получил пророчество, что за свои действия он поплатится в свое время, что у него родится сын, который впоследствии свергнет его. Сатурн, опасаясь за собственную власть, начинает пожирать собственных детей одного за другим, пока Опс не подкладывает ему камень, вместо маленького Юпитера.
Но, как и в Греции, Опс (Рея) не могла воспитывать ребенка подле Сатурна. Ей пришлось оставить ребенка в пещере на горе Иде, на попечение судьбы. И тут многие легенды расходятся. Так, например, одни истории говорят, что Юпитер вырос на молоке волчицы, которая нашла его, но впоследствии его стало не хватать. Кроме того, имеются и упоминания о том, что маленького Юпитера кормили пчелы своим медом, за что они получили способность иметь детей, не создавая пар. Также есть и легенда, в которой о Юпитере заботились медведи.
Однако, у ученых существует теория, согласно которой, Юпитер – это собирательный образ верховенствующего бога, взятого из мифологии различных индоевропейских племен. Например, основная часть Юпитера была взята с греческого Зевса, а впоследствии дополнилась мифами о скандинавском Торе. Кроме того, у ряда итальянских племен были верховенствующие боги, так или иначе связанные с четвергом, а именно четверг и являлся официальным днем Юпитера в римской мифологии.
Становление Юпитера
Как бы там не было, а Юпитер вырос, набрался сил и возмужал. И действительно, ему удалось свергнуть Сатурна и самому стать верховным богом. Правда, в греческой мифологии уделен целый раздел их битве, которая называлась Титаномахией. Но в римской все происходит куда проще. Более того, если вам интересна история молодых годов Юпитера, то о них вы можете прочитать в нашей статье о Зевсе.
Мы же, чтобы не повторяться, пойдем по основным отличиям Юпитера в римской мифологии. По сути, в римской мифологии он обладал еще большей властью, чем Зевс в греческой. Римляне считали, что без воли Юпитера на земле вообще ничего не может произойти.
Считалось, что живет он на самых высоких горах, где они соприкасаются с небом и закрываются тучами и облаками. Абсолютно все живое и неживое на земле было подвластно ему. Любые признаки истолковывались римлянами, как веление Юпитера.
Например, участок земли, в который попадала молния, считался у римлян священным. Жрецы мгновенно отправлялись туда, чтобы совершить жертвоприношение, в результате которого они впадали в транс и им открывалось видение, в котором Юпитер излагал им свою волю.
Со временем, римское общество развилось настолько, что просто называть Юпитера старшим и главенствующим богом им показалось мало. Таким образом, на него повесили еще несколько функций:
- Ответственный за грозу, дождь, гром и молнии.
- Спаситель, способный всегда установить правду и наказать виноватого.
- Во время римских походов, Юпитер стал еще и дарующим победу. И не удивительно, только помощью Юпитера и Марса римляне могли объяснить непобедимость своей армии.
- Юпитер приобрел и функцию покровителя, причем не только Рима, но и всех его союзных племен.
- Юпитер строго следил, чтобы все клятвы, даваемые людьми, соблюдались, а также наказывал клятвопреступников.
- Частично Юпитер стал считаться богом земледелия, а если быть точнее – плодовитости земли.
- Римляне считали Юпитера и своим защитником. Они свято верили, что только благодаря Юпитеру, границы их священной империи непоколебимы.
Юпитер стал для римлян не просто верховным богом. Большинство его спутников – это его родственники, либо братья и сестры (как, например, Плутон, Церера, Нептун, Веста и Юнона), но и дети (Марс, Меркурий, Минерва и другие). В отличие от греческого Зевса, Юпитер не был единоличником. Для принятия какого-либо решения он созывал совет, состоящий из 12 верховных богов. Только вместе они принимали решения, а впоследствии передавали его оракулам, которые уже растолковывали их и передавали в массы.
Внешний вид Юпитера
Рекомендуем по теме
Образ римского Юпитера подается в мифологии под большим вопросом. Иногда Юпитер представал в качестве почтенного мужчины, в годах, о чем говорили полоски седины в его кудрявых волосах на голове и бороде. Но нередко Юпитер представал и в облике молодого юноши, у которого даже еще борода не успела отрасти. Тем не менее, опознать его можно было все по тем же кудрям, а также по атрибутам власти.
Собственно говоря, вне зависимости от возраста, Юпитер описывался как статный, хорошо сложенный, мужчина, мускулистый, кучерявый, с тонким прямым римским носом и большими глазами. Внешность его, вне зависимости от принятого облика, всегда вызывала почтение и уважение людей.
Как правило, в отличие от греческих скульпторов и художников, римский Юпитер редко представал перед людьми голышом. Как правило, на нем всегда была накидка, которая, как минимум, скрывала его пояс.
Также практически всегда Юпитер изображался со своими атрибутами власти. В одной его руке был или скипетр, или стрелы-молнии, которыми он часто пользовался, чтобы наказать виноватых или просто, чтобы что-то передать людям. В другой же его руке изображалась статуэтка Ники Самофракийской. Еще чаще вместе с Юпитером изображался орел – символ его власти и могущества, который впоследствии перекочевал на герб Римской Империи.
Поклонение Юпитеру
Начнем с того, что вместе с Юноной и Минервой, Юпитер олицетворял собой капитолийскую триаду. Не стоит путать ее с Архаической триадой, в которую также входил Юпитер, но уже вместе с Марсом и Квирином. Архаическая триада – это тройка богов-создателей Рима. Капитолийская же триада – это важные боги, отвечающие за основные направления римской жизнедеятельности.
Название и культ Капитолийской Триады прослеживается со времен возведения огромного храма в центре Рима. Данный храм посвящался не только Юпитеру, но и Юноне, и Минерве, которые играли не меньшую роль для римлян, пускай они и признавали верховенство Юпитера.
Кроме того, жрецы проходили долгое и серьезное обучение, т.к. малейшая ошибка или неправильно истолкованное предсказание могло обернуться трагедией для римского народа. Скорее всего, подобные ошибки сразу же карались смертью, ибо количество желающих на эту «работу» было неограниченным.
Известно и множество других храмов. Так, например, известно о существовании храма Юпитера вблизи арки Тита, недалеко от холма Палатин, а также храм Юпитера в Сирии и многие другие. Но ни один из них не мог сравниться с таким древним, огромным и историческим местом, как капитолийский храм Юпитера. Только представьте, площадь храма достигала 3.3 км², и это во времена до нашей эры.
К сожалению, время и человеческие пороки не пощадили великий храм. Множество раз он переименовывался, пока христианство не сменило язычество, и пока храм был не стерт с лица земли, оставив после себя лишь небольшие остатки фундамента. Тоже самое касается и других храмов, которые были уничтожены временем и другими религиями. Тем не менее, сохранилось множество скульптур Юпитера, одна из которых находится в Эрмитаже, созданная в 1 в н.э.
Значение Юпитера в римской мифологии
Как мы уже сказали ранее, Юпитер имел важнейшее значение в римской мифологии. Ни один из богов не мог сравниться с ним в силе и величии. Даже Марс, как бы его не славили, всегда стоял после Юпитера. Не удивительно, что римляне пользовались любым поводом, чтобы воздать почести верховному богу.
Так, например, известно, что консулы и императоры, вступая на престол, обязательно подносили великолепные дары в капитолийский храм Юпитера. При этом обязательно верховному богу приносили жертвы. Как правило, в этих церемониях участвовал и сенат, и народ.
Не меньшее значение играл Юпитер и в военные времена. Несмотря на то, что сама война считалась делом Марса, нередко полководцы взывали именно к Юпитеру, с просьбой о победе. Ведь они считали, что даже Марс должен подчиняться приказам своего названного отца. Тем не менее, римские генералы всегда благодарили своего покровителя, обязательно преподнося ему жертвенные приношения после удачных походов.
В честь Юпитера римляне регулярно устраивали праздник, проходивший в сентябре. Вообще, сам праздник состоял из одного дня, но Юпитера настолько почитали, что праздноваться он мог неделями, а состоял он не только из жертвоприношений, но и из игр, песен, танцев и других развлечений.
Образ Юпитера настолько укоренился в жизни римлян, что еще долгое время, даже после христианизации, образ верховного бога продолжал существовать веками. Правда в несколько иных образах, но все же.
Читайте также: