Марио сирони желтый грузовик в каком музее
  Выставка в Национальной галерее в Риме
Сподвижник модернистов и соратник фашистов
Вчера в Национальной галерее современного искусства в Риме открылась большая ретроспектива Марио Сирони (Mario Sironi), чье имя связано не только с авангардистскими течениями ХХ века — футуризмом, метафизической живописью и экспрессионизмом, но, главным образом, с пропагандистским искусством фашистской Италии. Будучи одним из любимых художников Бенито Муссолини, Сирони в 30-40-е годы выполнял по заказу государства монументальные работы и одновременно писал камерные портреты. Выставка, занимающая два этажа галереи и включающая в себя более 400 произведений — живопись, рисунки, фотографии фресок и мозаик, архитектурные и театральные эскизы — впервые столь полно показывает две стороны творчества художника, чьи работы практически не выставлялись после его смерти в 1961 году.
Марио Сирони родился в 1885 году в Сасаре (Сардиния). По настоянию отца в 1902 году поступил на технологический факультет Римского университета, однако под влиянием своих друзей-футуристов — Джакомо Балла, Джино Северини и Умберто Боччони — занялся живописью. Короткое время увлекался метафизической живописью, затем выработал свой собственный стиль: монументальный экспрессионизм с абстрактной аллегорикой. В 1919 примкнул к фашистской партии. Был одним из основателей Novecento ("ХХ век") — направления, апеллировавшего к национальным традициям и ясной форме — которое Муссолини начал поддерживать в противовес своим старым соратникам-футуристам. В 30-40-е годы Сирони — один из крупнейших художников-монументалистов Италии. Им выполнены мозаики и фрески для Римского университета, Народного дома в Милане, для павильона миланской Триеннале 1933 года (работы не сохранились). Одновременно писал статьи об искусстве в фашистскую газету Popolo d`Italia. После войны был отстранен от всех должностей как пособник фашистского режима.
Еще десять лет назад о Марио Сирони знали лишь искусствоведы и коллекционеры. Для широкой публики он исчерпывался определением "коллаборационист". И несмотря на то, что таким великим мастерам ХХ века, как Джорджо де Кирико, Карло Карра, Луччо Фонтана, работавшим по заказам правительства Муссолини, жизненные ошибки были прощены, Сирони так и остался в числе неудобных фигур. Пожалуй, дело было в том, что он слишком приблизился к высшим сферам тоталитарного государства. Еще бы — перед его картинами выступал сам дуче. Как считают некоторые исследователи, причиной альянса художника с фашистским движением послужила таинственная психологическая драма, пережитая им в юности, от последствий которой он не мог избавиться всю жизнь. Этот надлом отразился на его живописи 20-х годов. Несмотря на весь ее суровый монументализм, она оставляет ощущение одиночества, экзистенциальной заброшенности человека в городе и мире. Большинство картин Сирони этого периода поступили на выставку из частных собраний. В музеях их немного. Своего рода компенсацией для художника стала эстетическая программа "государственного искусства" — Novecento. Ее принципы были сформулированы соратницей Муссолини, редактором Popolo d`Italia Маргарет Сарфатти: "Ясность формы и сдержанность концепции, никакого разложения, ничего эксцентричного, исключение всего произвольного и темного". С 30-х по 40-е годы Сирони занимался исключительно монументальными работами — вместе со своими старыми друзьями Де Кирико и Карра. Но у себя в мастерской он продолжал писать свою психодраматическую сюиту, не надеясь, что эти картины увидят зрители. Он был прав — до самого последнего момента.
Марио Сирони (итал. Mario Sironi, 12 марта 1885 года, Сассари — 13 августа 1961 года, Милан) — итальянский художник, представитель итальянского футуризма и новеченто.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Марио Сирони родился в семье инженера, и сам в 1896—1902 годах изучал в Риме технические науки. После получения диплома поступил в частную школу живописи. Во время своего обучения в Риме Сирони знакомится с будущими основоположниками итальянского футуризма Маринетти, Северини и Боччони, с которыми его затем связывают узы дружбы долгие годы.
В 1908 году художник едет с Боччони в Германию и Францию, а в 1913 году отправляется в Париж, где изучает современную живопись, увлёкшись кубизмом.
Со вступлением Италии в Первую мировую войну Марио Сирони уходит добровольцем в армию, что не мешает ему рисовать.
В 1922 году Марио Сирони в качестве художественного критика начинает сотрудничать в газете «Il Popolo d’Italia» («Народ Италии»), выпускавшейся Муссолини.
После Второй мировой войны работы художника принимали участие на выставках современной живописи документа I, II и III в Касселе (соответственно в 1955, 1959 и 1964 годах).
ТВОРЧЕСТВО
В работах Сирони начиная с 1908 года ощущается сильное влияние живописи Боччони. В 1914 году римский галерист Джузеппе Спровиери впервые выставляет на «Свободной футуристической выставке» 16 работ Сирони. Через год Маринетти объявляет о вступлении Сирони в миланскую группу футуристов.
В его работах 1917/1918 годов ощущается существенное влияние метафизической живописи, тем не менее первая персональная выставка художника прошла в 1919 году в «Каса д’арте Брагалья» (Casa d’arte Bragaglia) — единственном существовавшем в Италии футуристическом художественном салоне. Эта выставка была в журнале «Валори пластици» (Valori Plastici), печатном органе, ориентировавшегося на «метафизическую живопись», подвергнута резкой критике.
The Cyclist 1916 The White Horse 1919 The yellow truck 1919К 1920 году художник постепенно отходит от футуристического искусства и в том же году, совместно с художниками Леонардо Дудревиллем, Акилле Фуни и Луиджи Руссоло издаёт художественный манифест «Contra tutti i ritorni in pittura» («Против любого повторения в живописи»), где художники настаивали на создании окончательного, определённого стиля и формы в рисовании.
В 1932 году, совместно с художниками Энрико Прамполини и Джерардо Доттори, участвует в организованной в Риме грандиозной Mostra della Rivoluzione Fascista («Выставки фашистской революции»), украсив её залы футуристическими работами.
В годы правления в Италии фашистского режима Марио Сирони пользовался покровительством властей и выполнял многочисленные заказы по монументальной настенной живописи, создавал мозаики и барельефы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1922 году, совместно с 6 другими художниками, образует художественную группу новеченто.
«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию», — так открывает «Manifesto del Futurismo» в парижской газете Le Figaro в 1909 году молодой и пока неизвестный поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Именно он возглавил движение футуристов в начале ХХ века. С таким лозунгом, казалось бы, в творчестве футуристов не было места любви в романтическом представлении.
Любовь к будущему и Италии
Появление футуризма в Италии во многом определено политическими и общественными настроениями того периода. В начале ХХ века «продвинутая» итальянская молодежь устала от того, что их страна может предложить миру только захоронения прошлого. Все это они воспринимали как тяжелый груз, который тащит Италию на дно.
В культурном отношении, футуризм занимает экстремальную позицию и выступают за радикальное изменение всего: литературы, искусства, театра, танца, моды, образа жизни в целом. Будущее — это новая религия. Индустрия поможет поднять Италию из руин прошлого и поставить в один ряд с великим державами. Неслучайно Маринетти и Муссолини тесно общались, ведь патриотизм футуристов принимает форму национализма и отказа от свободы во имя страны.
Любовь к «машине»
«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы,… — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».арио Гвидо дал Монте, Поезд
Футуристы с оптимизмом и страстным предвкушением ждали индустриальной революции. Они воспевают ее внешние признаки: скорость, вечное движение, бессонница, рев машин, запах горючего, — все это должно стать новым ценностями мироустройства.
«Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами…; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей;… и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры… шелестят на ветру…»Benedetta Cappa Marinetti, Luci + rumori di un treno notturno («Свет и шумы ночного поезда»)
По сути футуристы обожествляли технологию и индустрию в целом, воспринимали ее живым мега-существом, которое определяет жизнь каждого и ведет цивилизацию в светлое будущее. В своих работах они слепо воспевали ее подобно тому, как делали их предшественники в отношении женщин — только теперь они упиваются механической красотой машины (в обобщающем понятии), которая «обжигает и пачкает щеки углем».
«Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины».
Их восхищение было настолько сильно, что они утверждали, что видят шумы и звуки индустриализации и передают его в картинах, которые ревут моторами мотоциклов, скрипят рельсами паровозов и гудят клаксонами машин.
Хочу посвятить пост монументальным работам Марио Сирони. (О станковых я уже писал).
Известно, что он сотрудничал с фашистами, бывшими у власти, делал по их заказу монументальные работы.
Думаю, что это одна из причин, почему его работы в архитектуре не так известны, как станковые.
Хотел бы обратить внимание, что в отличие от советского (и от немецкого) большого стиля у художников Новеченто
совсем другой пафос. Никакой темы "светлого будущего", перерастающей в мещанское настоящее.
Только трагический героизм, только пафос борьбы. Некоторые вещи перекликаются с нашими 20-ми,
а ещё больше - с работами "шестидесятников" Андрея Васнецова и Николая Андронова.
Италия между искусством и нукой. 1935. Картон.
Картон на ту же тему - к росписи аудитории университета. 1935.
Подготовительный картон к росписи. 1935.
К той же работе.
Однако, что-то помешало сделать Сирони роспись такой же прекрасной, как картоны.
К росписи в том же университете "Венеция, Италия и Исследования". 1936-37.
"Венеция, Италия и Исследования". 1936-37.
Композиция с конной статуей. 1936.
Фигура с деревом. 1937.
Фигура с деревом. 1936. Мозаика.
Классическая фигура. 1936.
Фигуры и дом. 1937.
Две фигуры. 1932.
Два солдата. 1936.
Композиция. 1936.
Архитектурная композиция. 1936. Напомнила работы Андрея Васнецова.
Дань Джотто. 1953.
Картон из Музея Современного Искусства в Риме.
Витраж "Ла Карта". (Видимо, название газеты). 1931-32.
Министерство индустрии, Рим.
Читайте также: