Мафия 3 интересные факты
Почему третья часть мне понравилась даже больше сиквела.
Для начала, стоит обозначить мою позицию с точки зрения опыта общения с серией "Мафия". Мне 27 лет, играю в игры сколько себя помню. Впервые увидел первую часть в 2002 году на обложке популярного тогда журнала, чуть позже был куплен пиратский диск - невероятный восторг и любовь навсегда. Во вторую часть играл уже через много лет в менее романтическое время - купил в Steam, опять же был в восторге. Но с повторными прохождениями появилось чувство, словно что-то здесь не так.
И вот третье пришествие состоялось. Честно говоря, я до конца не верил, что когда-нибудь снова увижу на мониторе заставку Mafia. Но это случилось и я чертовски рад.
Главный герой Линкольн Клей только вернулся из Вьетнама. Линкольн - негр, а в 1968 году быть негром на юге США не самое удачное решение. Пытаясь выжить и как-то заработать Линкольн отправляется грабить банк, но "друзья" прокидывают сразу после раздела добычи. все родные мертвы, а Линкольн лежит на койке в церкви, чудом выжив после выстрела в голову (видимо, мозг для бандитов не самая важная часть тела). Но уже скоро охотники станут жертвами.
Иногда по ночам, я клянусь, наверху слышны шаги в солдатских ботинках. Я понимаю, что это всего лишь старый дом скрепит и стонет половицами… Но каждый раз думаю – а вдруг это Линкольн Клей пришел по мою душу?
История Mafia 3 простая и банальная - главный герой мстит за семью, убивая мафиози одного за другим, добираясь до самой верхушки. Но у разработчиков удалось рассказать её эпично - мощные катсцены с забойной музыкой и кровавыми убийствам здесь стоят на первом месте. Сценаристы сделали нечто отличное от первой и второй части, показав "Мафию" не со стороны дорогих костюмов, красивых женщин и блестящих авто, а со стороны простых людей, которые тонут в крови. Плюс интересно ощутить и почувствовать тему расизма - узнать как это было, когда тебе нельзя зайти в кафе или прачечную. А потом зарезать пару местных конфедератов, которые всё ещё мечтают вернуть рабство.
Компанию Линкольну составят несколько очень качественно проработанных персонажей такие как святой отец с сигаретой в руках или развесёлый сотрудник ЦРУ Донован. А главный мафиозный босс Сэл Маркано буквально каждым своим появлением в кадре бесит и хочется пустить пару пуль в ублюдка. Тем приятнее будет наблюдать, как мы отберём у него всё, что ему дорого. Кусок за куском, район за районом, человека за человеком - Клей заберёт у старика всё. А потом придёт и за его жизнью.
Уверен, если бы в игре была только сюжетная компания, без открытого мира и попыток растянуть игру однообразными заданиями - её бы приняли гораздо лучше. Журналистам чем короче игра - тем лучше, меньше работы, а школьные эксперты скачали бы с торрента и, пробежав за 10 часов, были бы вполне довольны.
В принципе, если не покупать, то игра свои деньги оправдывает.
Неужели вы скажете, что кампания Mafia III хуже истории Вито? В Mafia II удовольствие приносило всё: прекрасные машины, музыка, атмосфера города, физика, интересные мисии и локации, смена времён года, даже весельчак Джо. Всё было прекрасно, кроме сюжета и главного героя. Я перепроходил игру в прошлом году и просто не понимал - почему я должен играть гопником, который за лишний доллар сделает что угодно? Вспомните только реакцию героя на звонок сестры, когда она говорит, что больше не хочет его видеть - каменное лицо! Абсолютное равнодушие. Его реплики постоянно заставляли меня скрежетать зубами, единственная мотивация Вито - деньги, тачки и тёлки.
Вито собственной персоной. Как же постарел. Видимо, деньги счастья не принесли.В той же серии GTA бандиты всегда были интересными, индивидуальными (не считая безымянного парнишки из GTA 3), безумными как Тревор в конце концов, но Вито словно "ровный пацанчик" из соседнего двора. Наверное, только таким ребятам и может быть интересна эта захватывающая история "как пацан к успеху шёл". Поэтому Линкольн, пусть он и банальный мститель-каратель, но всё же гораздо более подходит на роль главного героя в игре.
При желании, в Mafia III можно воплотить былую мечту и убить Вито. Ещё игра наконец-то даёт ответ на вопрос, который годами волновал миллионы геймеров - что же случилось с Джо? Оказалось, он в сделку всё-таки входил. Хотя никакого объяснения событий разработчики нам не дают - ясно, что камео Джо не имеет смысла и вставлено в игру исключительно ради хайпа.
Что же ещё есть хорошего в Mafia III, кроме компании? Например, прекрасно сделанный город и атмосфера 1968 года - главный плюс игры для меня. Великолепный Нью-Бордо состоит из совершенно разных по духу районов: чёрное гетто, болота с аллигаторами, богатые белые районы, французский квартал. И снова тоже самое ощущение, как в далёком детстве, когда ты словно переносишься в прошлое и наслаждаешься приключением. И ведь таких GTA-подобных игр в разных исторических эпохах не так уж и много: GTA, Godfather, Mafia, The Saboteur и. всё? Такое чувство, что создание города, авто и атмосферы уже не считается чем-то важным у геймеров, а воспринимается как должное.
Сюда же добавим шикарную музыку, которая станет лучшим другом геймера. Box Tops, Jefferson Airplane, Rolling Stones, Johnny Cash, Creedence, Animals с их бессмертным "House of the Rising Sun". Каждая песня хит, каждая поездка на маслкаре по старому городу под новую песню - бесценна. Вот же оно! Вот то, что мы испытывали в первой части и во второй - приключения, поездки, музыка, машины, атмосфера. Всё это есть в Mafia III.
Игровая серия Mafia со времен City of Lost Heaven считается чуть ли не эталоном песочницы с сюжетом. В случае Mafia мы имеем дело с детально переданным гангстерским миром, с его правилами и законами, но атмосфера гангстерских фильмов – это только половина очарования «Мафии». Другая половина – изумительный, драматический, кинематографичный сюжет, рассказывающий историю одного конкретного человека, историю его взлета и падения… Само собой, официального анонса Mafia 3 ждали многие. А когда эта игра была все-таки анонсирована, ее встретили как с радостью, так и с опаской – а ну как получится слабый проект, недостойный великой серии? В этой статье мы постараемся прикинуть, чего же нам ожидать от Mafia 3.
1. Прежде всего, стоит запомнить главное: Mafia 3 будет иной, совершенно непохожей на две предыдущие игры. Это объясняется в том числе и сменой времени действия. 30-е и 40-е годы остались далеко позади, теперь время действия – 60-е годы. Совершенно новая эпоха, время масл-каров и рок-н-рола. Место действия – Новый Орлеан с его душными улочками и подворотнями.
2. Главный герой стал чернокожим. Парень по имени Линкольн Клэй – дитя улиц, бывший беспризорник, не понаслышке знакомый с миром мафии. Точнее, не совсем мафии: Клэй воевал во Вьетнаме, а вернувшись домой, влился в уличную чернокожую банду. Вот только его кореша чего-то не поделили с настоящими, итальянскими мафиози. В итоге всю банду Линкольна истребили. И теперь Клэю остается только жестоко мстить итальянцам. А попутно – строить свою собственную бандитскую империю в условиях конкуренции с мафией. Как видим, основная концепция более похожа на Grand Theft Auto, об уличном парне, ранее бывшем никем, но в итоге ставшем королем. Хотя и отголоски истории простого таксиста из Lost Heaven здесь тоже заметны.
3. Стиль – вот что отличало первые игры. И здесь этот стиль совсем другой. Мы не случайно вспомнили Grand Theft Auto. Похоже, Mafia 3 будет ставить экшен впереди сюжета. Она будет набита многочисленными перестрелками и драками, а вот драму и личные переживания героев разработчики намерены отодвинуть куда-то на задворки истории. Мы хотели бы ошибиться, но пока в отношении стиля все кажется грустным. Месть на первом месте. О семье никто даже не вспоминает, честь также где-то на десятом месте. Интересно, что и Lost Heaven тоже была изначально клоном GTA, но отличал ее именно собственный неповторимый стиль. Будем надеяться, и Mafia 3 будет чем ответить «автоугонщикам».
4. А вот настоящей «изюминкой» игры будет поднятая здесь тема расизма. В 60-х годах в США, особенно в Новом Орлеане, чернокожих воспринимали как людей второго сорта. И это найдет свое отражение в геймплее: будут целые районы, в которых Клэю не стоит появляться без прикрытия вооруженных друзей. А если все же пришлось появиться там в одиночку, то лучше вести себя тихо и незаметно: местные граждане вполне могут устроить суд Линча над чернокожим пареньком за малейшую провинность.
6. Вито Скарлетта, главный герой Mafia 2, будет одним из лейтенантов Линкольна Клэя. Интересная связь с предыдущей игрой, ведь раньше Вито был одним из самых преданных бойцов итальянской мафии, а теперь вот мы увидим его поседевшим, немного усталым и работающим на чернокожего парня Клэя. Кроме того, получается, что Вито – чуть ли не единственный персонаж, который появился во всех трех «Мафиях». Среди других лейтенантов – девушка Кассандра, глава гаитянской банды, и Берк, возглавляющий группировку ирландцев. Похоже, «семья» Линкольна Клэя будет по-настоящему разношерстной. Кстати, лейтенанты не всегда будут верными: их лояльность к главному герою меняется на протяжении всей игры, и влияют на их преданность поступки Клэя. Вполне возможно, мы увидим даже полноценную войну главного героя с его бывшими лейтенантами.
7. Саундтрек – очень важная черта всех игр серии Mafia. В нашем случае из колонок будет доноситься музыка 60-х: Джимми Хендрикс, The Beatles, The Rolling Stones. Как нам кажется, поклонники рок-н-ролла должны быть в восторге.
8. Куда же в «Мафии» без открытого мира? Разумеется, будет он и здесь, причем этот мир должен стать по-настоящему детально проработанным. Мы увидим конфликты между молодыми людьми на улицах, в которые может вмешаться главный герой. Горожане заняты своими делами, кто-то играет на гитаре, другие устраивают мирные демонстрации, однако если вдруг они увидят у вас в руках оружие – непременно вызовут полицейских. Разработчики в этом смысле постарались сделать свою игру максимально похожей на реальный мир. Опять-таки, действия Линкольна будут влиять и на жизнь города. Но как именно мы сможем влиять на мир Нового Орлеана, пока не известно.
9. В плане геймплея нас ждет стандартный коктейль из стрельбы, драк и погонь на автомобилях. Но и здесь есть свои особенности. Во-первых, разработчики особое внимание уделили стелс-составляющей, которая вынуждает Клэя прятаться за укрытиями во время выполнения некоторых заданий. Во-вторых, перестрелки здесь больше похожи на Uncharted, нежели на GTA или Mafia: стрельба подана очень эффектно и зрелищно, с красивыми скольжениями по капотам машин и выстрелами из-за укрытий. Вместе с тем – и здесь также уделяется большое внимание реалистичности – главный герой может одновременно носить только два вида оружия. Кроме того, не будет автоматического восстановления здоровья, популярного в экшенах. Однако в том, что касается погонь на машинах, о реалистичности разработчики позабыли. Машины разгоняются слишком быстро, а при столкновениях выделывают просто невероятные кульбиты. Впрочем, разработчики утверждают, что в финальной версии все будет как надо.
10. Кстати, мы сможем угонять машины, как и в предыдущих играх. А если мы угоняем машину с пассажиром, его можно будет либо вытолкнуть из транспортного средства, либо просто застрелить.
В любом случае, Mafia 3 смотрится как минимум интересно. Сеттинг 60-х годов не заезжен, уже только благодаря достоверной передаче той эпохи игра может получиться очень достойной. С другой стороны, мы можем получить скорее «GTA в 60-х», нежели Mafia 3. Так что ждем осени и надеемся на качественную игру.
Шестидесятые. Время рок-н-рола и маслкаров. Из приемников звучат The Animals, The Rolling Stones и Creedence Clearwater Revival. По дорогам разъезжают рокочущие монстры силой под четыре сотни «лошадей». По Америке проходит вторая волна феминистских протестов, а расизм в стране то и дело становится причиной преступлений и массовых беспорядков. В то же время вымышленный американский город Нью-Бордо, где происходят события Mafia 3, лишается по очереди всех своих капореджиме и их подручных.
Это вершит правосудие Линкольн Клей.
Когда Линкольн возвращался из Вьетнама, он вряд ли подозревал, что все так обернется. Первый день на гражданке ознаменовался вечеринкой, организованной в его честь друзьями и родными. Казалось бы, для него вновь началась жизнь в мире, свободном от ужасов войны. Однако и в этом мире есть свои ужасы.
Вскоре выясняется, что приемный отец Линкольна ведет дела при местной мафии. Сам герой и его друзья тоже не прочь провернуть выгодную авантюру и просто не могут отказаться от заманчивого предложения ограбить федеральное хранилище. Они и не отказались, но Сэл Маркано обвел их вокруг пальца и забрал деньги себе, а его люди убили всех близких Линкольна.
Досталось и Клэю, однако ему «повезло». Из пожара его вытащил, а затем и выходил священник отец Джеймс, который воспитывал Линкольна в детском приюте. Придя в сознание, герой клянется расквитаться не только с Сэлом Маркано, но и со всей городской мафией.
Коварство мафиозных семей — центральная тема «Мафии» с самой первой части. Вспомните, как легко пошел против Тома и Полли дон Сальери, прознав об их «халтурке». И как Вито Скалетту использовал каждый капо, на которого тот работал. Герои и их напарники рано или поздно становились неугодны кому-то «свыше» из-за какой-то мелочи, противоречащей омерте, и на них спускали всех собак.
Разработчики Mafia 3 решили раскрыть эту тему в самом начале игры. Они сразу показали мафию жестокой организацией, а ее дона — последней скотиной, идущим по головам ради богатства и власти.
Но лучше ли как человек сам Линкольн? Казалось бы, он руководствуется благой целью: отомстить за семью и избавить город от «раковой опухоли». Однако его метод — это метод типичного мафиозо, борющегося с конкурентами: уничтожить и прибрать к рукам чужой бизнес. Со временем Линкольн сам становится главой крупной преступной группы и встает в один ряд со своими врагами. Герой этого и не отрицает, но утверждает, что лучше он, чем кто-либо другой.
Такой герой не подходит для той самой «Мафии», да и не каждый игрок примет его. В прошлых частях нас тоже «кидали», и приходилось мстить клану, на который мы некогда работали. Но прежде история успевала познакомить с традициями семьи и давала вкусить немного специфической романтики.
В новой игре совсем нет мафиозного духа. И дело даже не в отсутствии фетровых шляп или костюма — Вито тоже половину игры ходил в кожаной куртке. Дело в том, что Линкольн — обыкновенный преступник. Ему ничего не стоит вломиться в чей-то дом, чтобы урвать следующий выпуск журнала Playboy. Равно как и убить свидетелей своих преступлений, будь то бабушка, ковыляющая к автомату сообщить об угоне, или парень, спешащий вызвать полицию, чтобы та разогнала схлестнувшихся отморозков. Характер и повадки Клэя не изменятся, даже когда он соберет подельников и выстроит внушительную криминальную империю.
Релиз PC-версии Mafia 3 вызвал скандал. Игру выпустили недоделанной как в техническом, так и в геймплейном плане. То, что можно было увидеть на экране, в лучшем случае тянуло на 2007 год. И черт бы с ограничением частоты кадров — проблема в другом. На максимальных настройках игра попросту растягивает картинку до 1080р. Прием, конечно, не новый, но ужасно грязный и некрасивый: изображение получается замыленным, теряет краски и контраст. Ни чистого глубокого черного, ни белого цвета при таком раскладе не встретишь. Все остальные цвета, разумеется, тоже блекнут.
Освещение лихорадило: стоило солнышку скрыться за тучами, как сгущалась предгрозовая тьма, небо затягивал смог. Вскоре же светило снова показывалось из-за туч и начинало бить в глаза так, что без солнечных очков на монитор больно смотреть. Тени порой выдавали лесенку из пикселей такого размера, что Minecraft позавидует. Брызги грязи, летящие из-под колес автомобилей, размером и формой напоминали детские кубики.
Не все ладно было и с отражениями — кузова машин блестели как дешевый пластик, боковые зеркала смотрели на игрока неотполированными кусками железа. С зеркалами в ванных и вовсе чертовщина — то они не отражают героя вовсе, то отражают лишь отдельные его части, то показывают слайд-шоу.
Проблема выявилась и с управлением. С одной стороны, оно содержало кучу не совсем понятных элементов, вроде перекладывания винтовки с плеча на плечо, с другой — активно использовало правую сторону клавиатуры, игнорируя при этом ряд F. При подключении контроллера я обнаружил, что играть с него не выходит. В раскладке управления под геймпад подписана всего пара кнопок, и это не глюк перевода — активные подсказки в игре тоже пустели, перебор кнопок не давал результата. При этом в отзывах в Steam я читал, что у других игроков контроллеры работали.
Многие игровые элементы вызывали вопросы. Враги и по сей день страдают задержкой в развитии: шагов Клэя они не слышат, а фигуру здоровенного детины могут не заметить, даже подойдя к нему вплотную. Физика разрушения транспорта примитивна. Легкие вмятины, выбитые фары и стекла, оторванная крышка капота, шатающиеся бампера, лопнувшие шины — вот и все, чем мне удалось измучить авто.
В итоге создается впечатление, что разработчики пытаются передать сложность жизни чернокожего в Америке 1960-х не через историю, а через насилие над игроком. На старте в PC-версии почти все было плохо или неудобно, каждая мелочь мешала получать удовольствие от игры. На следующий день авторы выпустили патч на 1,2 ГБ, и он подправил ситуацию. Блокировку в 30 FPS сняли, свет перестал меняться как на дискотеке, а управление перебрали. Игра стала красочнее и вылетает вроде бы не так часто. Исправили, конечно, далеко не все, но начало положено. Может, еще через пару «заплаток» мы получим современную игру, которой можно наслаждаться свободно.
Автор: Евгений Пекло
Но до того предстоит пережить часы пыльной, нудной и достаточно однообразной работы.
Власть в Нью-Бордо Сэл Маркано разделил между своими подручными. До него невозможно добраться, пока не уберешь его лейтенантов и капо. Чтобы выйти на любого из них, Линкольну нужно бегать по информаторам, знающим, как прижать того или иного гада. Какой-нибудь газетчик пожалуется ему, что гангстеры мешают изданию развиваться, а боксер расскажет, что не может выиграть бой из-за одного ублюдка и кучки бандитов.
В другом месте проблемы с наркотиками, в ином — с проституцией. А прежде чем удастся прихлопнуть даже самого мелкого подручного, придется расшевелить весь муравейник: нанести бизнесу изрядный ущерб и проредить шайку подручных головорезов.
Переключаются районы, торговцы оружием сменяются наркобаронами, но задачи остаются прежними и чаще всего сводятся к убийству очередного негодяя, краже денег, нападению на заведение и уничтожению ценного товара.
Да, студия Hangar 13 создала город, где вроде бы есть чем заняться, где не найти покоя и некогда отдыхать. Проблема лишь в том, что те занятия, что в ином Assassin’s Creed были бы побочными, здесь обязательны к выполнению, иначе не выманить очередного босса.
В итоге уже через несколько часов становится наплевать на имя того или иного злодея. В голове проносятся итальянские фамилии — не то Боттичелли, не то Морриконе, не то Пеллегрини, — и мы, будто на автомате, несемся пачкать руки новой кровью. И так до тех пор, пока на пути не окажется сам Сэл Маркано.
Их содействие избавляет игру от части рутины. По рации, которую мы получаем в определенный момент, можно попросить помощников Кассандры подогнать фургончик с оружием и боеприпасами. Парни Вито за отдельную плату рады помочь в зачистке очередного крысятника. Знакомые Берка по запросу готовы пригнать быструю или бронированную машину или подкупить копов.
Любопытно устроено и распределение территории между напарниками. Получая больше земли, они расширяют ассортимент услуг: предлагают новое оружие, улучшения для него, модификации для автомобилей и прочее. Но, если распределять территорию неравномерно, кто-то из обделенных начнет возмущаться, а в какой-то момент его терпение лопнет: подельник перестанет помогать, начнет вставлять нам палки в колеса и подсылать своих людей для «решения проблемы».
Системой захвата чужого бизнеса и территорий игра напоминает The Godfather 2. Однако, в отличие от нее, из Mafia 3 вышел неплохой боевик. Перестрелки с врагами не лишены накала и проходят в очень быстром темпе. Укрытия используются только для того, чтобы перевести дух, ведь враги очень скоро выкуривают из засады зажигательными смесями и гранатами или бесцеремонно заявляются, чтобы расстрелять в упор.
Нередко бывает, что Линкольн врывается на вражескую базу, подстреливает встретившего его врага, смачно и эффектно добивает жертву ножом, затем достает дробовик и кладет еще парочку верзил, схватывает пулю в плечо, присаживается подлечиться за укрытием, параллельно раздавая несколько хэдшотов подряд, — и в таком темпе зачищает всю локацию.
Следить за развитием сюжета тем не менее интересно. Конечно, развязка очевидна сразу, но за душу берет подача истории. Частично это нарезка из документального фильма, где разные люди рассказывают о Линкольне Клэе.
И каждый рисует персонажа с новой стороны. Детектив Магуайр, всю жизнь шедший по его следу, говорит о Линкольне как о чудовище, о киллере, который, очищая город от мрази и бандитов, сам превратился в их подобие. Истории отца Джеймса раскрывают Линкольна как человека и проясняют события, произошедшие с ним во Вьетнаме. Наконец, агент ЦРУ Джон Донован, который и выводит героя на большинство гангстеров, растолковывает, как именно они с Линкольном все провернули.
Из этих рассказов делаешь вывод, что Линкольн Клей — спорный герой. Иногда попросту неприятно ассоциировать себя с ним, и в этот момент вспоминается Мартин Уокер из Spec Ops: The Line. Возможно, многим Линкольн будет так же отвратителен. Хотя уверенный в своих действиях герой в любом случае лучше индифферентного Вито, который только и умел, что выполнять чужие поручения.
Что же касается второстепенных персонажей, то они оказались яркими и запоминающимися, не в пример героям Mafia 2, откуда кроме Вито и Джо с ходу сложно кого-то вспомнить. Тот же агент Донован показывает себя веселым и чудаковатым парнем, коего легко можно застать за стрижкой ногтей. Вито предстает возмужавшим хладнокровным гангстером. Глава гаитянской банды Кассандра очень недоверчива и со всеми расходится во взглядах. Берк — типичный грубый ирландец, вечно навеселе и редко расстается с бутылкой.
Увы, повествование в Mafia 3 резко контрастирует с миром игры. В общих чертах Нью-Бордо напоминает о своем прообразе (Новом Орлеане), но сам город безлик. О времени действия говорят только рекламные плакаты на зданиях, неоновые вывески баров, девушки в цветастых платьях и с пышными прическами да еще автомобили.
Презрительное отношение к темнокожим заметно только в сюжетных роликах и репликах врагов. В какой-нибудь GTA геймдизайнеры придумали бы кучу сценок, где полиция без причины избивает черного, а темнокожие бандиты устраивают перестрелки с итальяшками, или иным образом показали массовые беспорядки, участившиеся после смерти Мартина Лютера Кинга.
Но в Mafia 3 ровным счетом ничего не происходит. Люди и автомобили куда-то двигаются, но это все декорации, призванные лишь имитировать живой город во время погони за очередным мафиозо.
Миссии в большинстве своем не блещут изобретательностью, хотя встречаются и задания ручной выделки, вроде погони за капореджиме на тонущем пароме. На палубе все рушится, ходит ходуном, судно кренится, и в этих условиях нужно как-то отстреливать врагов. Такие миссии, к сожалению, можно по пальцам пересчитать. И если бы их было чуть больше, а всю ту рутину, которой приходится заниматься добрых два десятка часов, превратили в необязательные побочные задания, игра от этого только похорошела бы.
Как ни печально, но просто исследовать город тоже не хочется. К тому же и ездить на машинах в Mafia 3 не так интересно, как в прошлых частях. В первой Mafia я подключал руль, чтобы покататься по городу на медлительных довоенных автомобилях (и именно то, что они никуда не торопились, особенно грузовичок, доводило чуть ли не до экстаза). То же самое в Mafia 2, а вот в третьей части развлекаться подобным образом нет никакого желания.
Что касается местных маслкаров, то они ведут себя подобающим столь мощным и агрессивным машинам образом: срываются с места с пробуксовкой, входят в повороты со свистом шин. И при этом управляются комфортно. Даже в режиме «симуляции», когда автомобили показывают характер, их легко удержать на дороге и так же легко остановить, ударив по тормозам.
Самая серьезная проблема Mafia 3 в том, что из нее напрочь исчезло все, за что мы любили первую часть. Здесь не вдохнуть романтики криминального мира. Линкольн очень неоднозначный персонаж, которому сложно сопереживать. А просто кататься по миру, любоваться им и слушать рок-н-ролл наскучивает быстро.
Впрочем, все это не делает Mafia 3 плохой игрой. Для многих она станет недурным боевиком, действие которого происходит в 1960-х годах. Именно за это ее и стоит ценить.
У Линкольна Клэя, главного героя «Мафии 3», таких трудностей не возникает. В его распоряжении знаменитые луизианские болота, где водятся пусть не крупные, но весьма кровожадные аллигаторы. Они, как та стая крыс, что всегда в распоряжении у Корво Аттано, быстро и эффективно сожрут кого угодно вместе с костями, и никто жертву гарантированно не найдет. Не надо, как несчастному Хитмену, искать холодильники и изолированные комнаты — топь надежно скроет все следы.
Да, крокодилы — очень важная часть игровой механики в Mafia 3, где появился полноценный стелс. Большую часть миссий можно пройти, не привлекая ничьего внимания. Ну или, по крайней мере, с этого начать, перейдя к стрельбе только когда героя все-таки заметят.
Примерно так же был устроен и пятый Metal Gear Solid: никто не заставляет прятаться, обнаружение — это еще не провал. Но если действовать аккуратно, можно изрядно сэкономить боезапас. А если уж маскировка сорвалась — что ж, оставшихся можно перебить уже в открытую, с перестрелками, взрывами и вызовом подкреплений.
На пресс-показе в Новом Орлеане нам позволили провести в третьей «Мафии» пять часов. Первым делом мы пробежали самое начало, которое рассказывает о том, как Линкольн Клэй вообще ввязался в войну с организованной преступностью. Пересказывать стартовую линейку миссий — значит испортить всю интригу, но уж можете поверить — мотив у главного героя есть. История почти столь же тонкая, как и в первой части, где Томми Анджело оказался не в том месте и не в то время и просто не имел выбора — или работа на мафию, или смерть. А вот Линкольн Клэй ухитрился не в то время и не в том месте родиться.
Дело в том, что он — черный. Казалось бы, что с того — ведь Франклин из ГТА 5 тоже. Но тут очень важна эпоха. В Америке конца шестидесятых к «цветному» населению еще не начали относиться как к полноценным людям. Поэтому готовьтесь к тому, что вас будут презирать. Указывать на то, что ваше место среди прислуги. Не выполнять договоренности — ведь слово, данное черному, не значит ровным счетом ничего. Подставлять под пули и не только.
Этот момент попытались обыграть, например, в третьих «Людях в черном» — помните, как копы не могли поверить Джею, что он едет не в угнанной тачке? Там это был маленький незначительный эпизод, здесь же такое отношение будет постоянным. В какой-то момент Линкольна обидят настолько сильно, что он объявит местному заправиле Сэлу Маркано вендетту. Ровно с этого момента контроль над ситуацией полностью перейдет в ваши руки.
Клэй — парнишка смышленый, он понимает, что в одиночку ему против всех боевиков города не выстоять, чай, не Арнольд Шварценеггер в роли Джона Матрикса. Поэтому он находит союзников: предводительницу гаитян Кассандру, босса ирландцев Томаса Берка и нашего старого знакомого Витторио Скалетта, возглавляющего итальянскую диаспору.
У каждого из них свои мотивы и интересы, каждый хочет урвать как можно больше. Кому отойдет тот или иной отбитый у Маркано бизнес — решать вам. Накрыли вы, скажем, мануфактуру по расфасовке легких наркотиков, а на нее уже выстраивается очередь: «мне отдай — нет, мне — ой, делайте что хотите, но я тоже не откажусь». От этого выбора будут зависеть отношения с каждым из союзников — можете все отдавать одному, можете распределять равномерно, прислушиваясь к пожеланиям, кому что важно.
По мере роста уровня лояльности союзники будут открывать для вас новые возможности. Например, Кассандра предоставит мобильный оружейный магазинчик, который подъедет куда угодно, чтобы снабдить новыми стволами. Берк занимается подгоном транспортных средств в любой уголок карты. Ну а Вито всегда готов вызвать отряд головорезов-помощников.
Этим список не ограничивается, но все плюшки будут открываться постепенно. И очень важно не напортачить, потому что рассориться с кем-то раз и навсегда вполне реально. Тогда по вашу душу будут отправлены киллеры, и не останется иного выхода, кроме как прикончить обиженного босса — а вместе с ним пропадут все его бонусы и все связанные с ним сюжетные ветки.
От ваших решений, по сути, зависит весь сюжет — то, как будет выглядеть город. Он разделен на девять условных провинций, а в каждой из них есть по паре контор, изначально принадлежащих Маркано. Отобрать, судя по всему, придется все — с сюжетной точки это обосновано тем, что Линкольну мало убить злодея, нужно еще сделать так, чтобы он как следует помучался, шаг за шагом теряя все, что имеет.
Проходить миссии можно в произвольном порядке, отвлекаясь на побочные задания и случайные события. Скажем, едете вы по улице, а навстречу — подозрительная машина с головорезами. Если за ними проследить, можно обнаружить какой-нибудь схрон и поживиться деньгами. Но ехать за машиной придется аккуратно, по мере возможности не нарушая правил дорожного движения: будете ездить агрессивно — вам будут сигналить, что привлечет внимание бандитов. А уж авария или полицейская погоня точно заставит их скрыться.
Само вождение ощущается в игре довольно странно. Оно далеко не такое чугунное, как в Watch_Dogs, и не такое легкое и ненавязчивое, как в GTA или Mafia 2. Управляются машины тяжело: медленно разгоняются, еще медленнее тормозят, спасибо хоть в повороты вписываются плавно. Впрочем, на дворе ж еще даже не семидесятые, машинам того времени положено так двигаться. Сами разработчики называют свою механику вождения Hollywood Driving — дескать, ощущения от нее должны быть те же, что и при просмотре голливудских фильмов. И это вполне работает.
Смущает только странная модель повреждений, из-за которой машины при таране просто. взрываются. Стукнули вы кого-то с разгону в бок — а он р-раз, и подлетает на два метра вверх, объятый пламенем. Такое случается не всегда, но всякий раз вызывает большое недоумение — разве в жизни так бывает? Разработчики только пожимают плечами — зато красиво и весело.
Вторая часть презентации состояла из свободной игры. Время перемотали на несколько игровых часов, с уже развитым персонажем и на немалый процент выполненной сюжеткой, и позволили каждому самому решить, чем заниматься еще три часа. В меню выбора миссии нашелся десяток пунктов — отдельно сюжетные, отдельно побочные, но от этого ничуть не менее интересные — с собственными микросюжетами, раскрывающими еще немного истории Нью-Бордо.
А по самой карте, как в каком-нибудь Assassin’s Creed, раскиданы десятки пометок. Где-то можно ограбить магазин или кафе, стребовав плату за «протекцию». Где-то — установить жучок в узел связи, тогда можно будет подслушивать переговоры полиции и конкурентов в регионе.
Некоторые задания подразумевают не последовательное достижение целей, а что-то более общее. Например, нанести бизнесу конкурента урон на такую-то сумму, чтобы выманить из логова его владельца. Как вы будете решать задачу — дело ваше. Ломать, крушить, грабить, освобождать проституток, убивать охранников, стрелять в клиентуру — полная свобода самовыражения.
Линкольн отлично владеет приемами ближнего боя. При определенной сноровке можно зарезать двух противников подряд прежде, чем они схватятся за стволы, так что изрядную часть проблем проще решать врукопашную. Пострелять тоже дают, но Линкольн носит с собой всего два вида оружия и очень малый запас патронов. Если уж перестрелка началась, придется регулярно покидать укрытие, чтобы подобрать что-нибудь с поля боя. Ну или просто короткими перебежками добраться до противников и перерезать их ножом.
Кстати, в опциях можно включить режим нелетальных добиваний. По идее, степень вашей жестокости тоже отразится на концовке.
Здоровье восстанавливается само, но только до определенного уровня, дальше придется вкалывать адреналин, обильно разбросанный по всем аптечкам города. Запас жизненных сил очень невелик — двух-трех попаданий подряд хватит, чтобы оказаться на грани гибели, так что выступать в открытую не вариант. Даже в бронежилете. Чем больше противников успеете устранить по-тихому, тем проще будет в дальнейшем.
И все-таки пять часов — это очень мало, чтобы наиграться в третью Mafia. В ней очень приятные перестрелки, вождение, стелс и ближний бой. Придраться есть к чему, но ощущения остались исключительно приятные. Насколько интересной будет история, узнаем после релиза, но начало вдохновляет. «Мафия 3» позволяет прочувствовать, каково это — быть изгоем, хотя вроде как отличаешься лишь цветом кожи. И делает игра это более чем убедительно: Линкольну Клэю действительно сопереживаешь.
Читайте также: