Крепость щитом и мечом главные герои
Приключение, историческая драма. Признаться, был очень рад, когда узнал о выходе данного мультфильма, и даже намеревался сходить в кино, но дела помешали этому, и все же я рад, что мультик не провалился в прокате, а заработал довольно прилично. И вот мое краткое мнение - качественная патриотическая работа, а не очередные "богатыри" Тем не менее, я рассмотрю все плюсы и минусы данного творения студии "Мельница". Так давайте же приступим, и поймем, почему всем стоит посмотреть данную работу. Итак, плюсы: 1. Тема - Что? "Мельница" сделала классный исторический мультик, а не очередных, задолбавших всех, ,"богатырей"? Не вериться! Но это именно так. В центре повествования находиться осада Смоленска войсками короля Речи Посполитой ( союза Польши и Великого княжества Литовского) Сигизмунда Третьего, когда в Московском государстве царила Смута, начавшаяся со смерти Ивана Грозного. Воспользовавшись этим, хищный западный сосед захотел прибрать к рукам не только западные русские земли, но и Москву, а в дальнейшем - и все Московское царство, после чего - "окатоличить" население. Как видите, планы были грандиозные, но на их пути встал Смоленск - древний город, который прикрывал удобную дорогу на Москву. Да, сейчас кажется, что Польша не представляла такой уж опасности, но с середины шестнадцатого, и почти до конца семнадцатого века Польское королевство было сильнейшим государством в Восточной Европе, которого боялись, и с которым считались. А во время Смутного времени Польша была сильна как никогда. Данная тема, не частый гость в отечественном кино, и я благодарен создателям за то, что они справились, и даже очень хорошо справились. 2. Анимация - вот за что мы любим творения студии "Мельница"? Что у них удается на "ура" каждый раз? Правильно - анимация, и данный мультик в грязь лицом не ударил. К тому же, что бы качественно передать атмосферу и дух того времени пришлось усиленно зарыться в исторические документы, и в результате мы получили исторически достоверную униформу русского и польского войска, например в мультике есть знаменитые "крылатые" гусары, костюм воеводы довольно точно передан, различие между подразделениями. Казалось бы мелочь, но приятная. 3. Патриотизм - надо отдать мультику должное, он не кричит "Я патриот" каждые несколько минут, а герои в нем на деле доказывают свой патриотизм, ежедневным трудом. Солдаты защищают город, работные люди делают снаряды, как говориться с миру - по нитке. Ах, как же хочется побольше таких мультиков. На Западе этот мультик опустили, что и не удивительно, ведь тут показано, как несколько сотен русских утерли нос многотысячной, хорошо подготовленной армии. Они этого не забыли, и не забудут. Поэтому не обращайте внимания на их оценки. Этот мультик сделан нами, и для нас, для наших детей, для наших внуков, правнуков и так далее. Это надо ценить. 4. Приключение - ну и конечно же, как и подобает хорошему историческому мультику, война здесь всего лишь фон для настоящей истории, и здесь мы будем следить за сорванцом по имени Сашка, который попадает в различные неприятности, и за этим интересно наблюдать. Итак, минусы: 1. Логические дыры - их всего несколько, но, поскольку они касаются интересных поворотов, то распространяться я об этом не имею права. Просто знайте, что они тут есть. 2. Карикатурность - это касается короля Сигизмунда и его свиты. "Мельница"! Вот без этого никак было нельзя обойтись? В общем данное обстоятельство немного испортило впечатление. Немного о главных героях: 1. Сашка - сорванец, каких мало. И, хотя персонаж поначалу отталкивает своими, далеко не хорошими чертами характера, ты проникаешься его смелостью, отвагой и самопожертвованием, на которое он готов пойти ради защиты города. Хотя, он всего лишь ребенок, но задатки сильной личности в нем есть. 2. Михаил Борисович Шеин - смоленский воевода, душа и опора жителей, без усилий которого город не смог бы продержаться так долго. Опытный полководец. Личность историческая, и прописана просто прекрасно. Именно на таких людях держалась, держится, и будет держаться Русская земля! 3. Сигизмунд Третий - польский король с далеко идущими планами, которые разбились о Смоленск. Карикатурен до нельзя, хотя реальный Сигизмунд был сильным королем и расчетливым политиком. В итоге имеем отличный мультик про осаду Смоленска польскими войсками в годы Смутного времени с отличной анимацией от студии "Мельница", отличными сценами битв, классными персонажами и хорошим посылом.
Россия начала XVII века. Пользуясь Смутой, польская армия под началом короля Сигизмунда III вторгается на русские земли и окружает город-крепость Смоленск. Поляки рассчитывают захватить город в течение нескольких дней и дальше двигаться на Москву. Однако воевода Шеин прилагает все усилия для защиты вверенной ему крепости. Среди прочих защитникам Смоленска старается помочь маленький Сашка, помощник городского пекаря. Поначалу шебутной выдумщик лишь путается под ногами, но со временем он находит дело себе по плечу. Сашка выслеживает польского шпиона, который саботирует военные приготовления и едва не оставляет крепость без артиллерии.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Поскольку русская Смута привела к укреплению монархии, а не к наступлению коммунизма, в советские времена ее изучению и художественному осмыслению уделяли сравнительно немного сил. Конечно, все знали Ивана Сусанина, Кузьму Минина и князя Пожарского, но менее известные герои того времени оставались в тени.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Теперь – другое дело. Введенное в 2005 году празднование 4 ноября официально сделало Смуту одним из важнейших периодов в истории России. Пока наше массовое искусство реагирует на эту перемену очень медленно, но с годами фильмов, сериалов и даже мультфильмов о тех событиях будет становиться все больше. Нужно же толком объяснить людям, что именно мы празднуем, когда отмечаем День народного единства! Это теперь не частное дело – это дело государственное.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Новый мультфильм питерской студии «Мельница» как раз и решает, если можно так выразиться, одно из уравнений этой большой задачи. Конечно, Минин, Пожарский и Сусанин к обороне Смоленска отношения не имели. Но подвиг защитников города, которые почти два года сковывали многократно превосходящую по численности польскую армию, был очень важен для подъема национального духа по всей России и для окончательной победы над интервентами. Хотя поляки все же взяли Смоленск, их армия была обескровлена, и триумф оказался пирровым. Так что в то время в России немного было людей, которые внесли в национальную победу большой вклад, чем воевода Михаил Шеин. А ведь ему, между прочим, даже в Смоленске нет подобающего героическому военачальнику памятника.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Впрочем, памятник – это статуя, которую увидят лишь горожане и гости Смоленска. А «Крепость» – это памятник Шеину, который увидят по всей России. И монумент у режиссера-дебютанта Федора Дмитриева получился на загляденье. Поскольку в «Крепости» Шеин не главный, а второстепенный персонаж, создатели картины не были обязаны наделять его слабостями (то есть пространством для роста, необходимым для полноценного главного героя). И они не стали этого делать.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Воевода предстает перед зрителями идеальным соединением древнего богатыря и современного генерала. Он вместе с солдатами палит из пушек и рубится на крепостных стенах, но он также быстро разгадывает польские тактические замыслы и отвечает каверзой на каверзу. А когда из Москвы в Смоленск приезжает боярское посольство, требующее сдать город, Шеин спрашивает совета у горожан и лишь после этого посылает бояр восвояси. Воин, полководец, патриот и даже демократ – в полку русских экранных «супергероев» весомое пополнение! Впрочем, картина не устает подмечать, что оборона Смоленска – дело всех сознательных горожан, а не только воеводы.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Одним из этих граждан оказывается Сашка, юный главный герой «Крепости». В начале фильма он предстает типичным маленьким хвастунишкой и дуралеем, и открывающие «Крепость» сцены по ироническому настроению очень похожи на предыдущие, комедийно-приключенческие мультфильмы «Мельницы» о трех богатырях. Но по мере развития событий мальчик все меньше выдумывает и все больше делает дело, и он быстро превращается из маленького шалопая в маленького героя, который несколько раз в одиночку спасает город. Совершая при этом правдоподобные и посильные, но от этого не менее значимые и опасные подвиги.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
К сожалению, определение «мультфильм от создателей “Трех богатырей”» может не только информировать, но и слегка дезориентировать зрителей, поскольку «Крепость» – мультфильм иного жанра и иного повествовательного стиля. В нем нет крови, но есть смерти существенных персонажей и масштабные батальные сцены без всякого «богатырского» юмора. И если богатыри по определению сильнее всех, с кем сталкивают их былинные сюжеты, то Сашке угрожает более чем реальная опасность. В частности, от польского шпиона, который по своей крутости и по манере одеваться напоминает ниндзя. Только это не хороший ниндзя вроде многих аниме-персонажей, а ниндзя зловещий, коварный и безжалостный.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Вообще, поляки в «Крепости» изображены как смелые, решительные и отлично вооруженные и подготовленные воины, и это справедливо – все-таки они взяли Смоленск. Пусть и с куда большими усилиями, чем рассчитывали. Единственным исключением из этого правила служит король, который в фильме почему-то изображен молодым парнем (в реальности ему было за 40). Но поскольку Сигизмунда окружают компетентные советники, то комичные глупость и высокомерие монарха ничуть не ослабляют его армию. Они лишь добавляют юмора и света в картину, которая без комических отступлений превратилась бы в мрачное полотно наподобие «Иванова детства».
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Безупречна ли «Крепость»? Нет, не безупречна. В ее сюжете есть очевидные для взрослого зрителя прорехи (почему Шеин не пытается заблокировать подземные ходы, которыми пользуется польский лазутчик?), и ее кульминация – типичный «бог из машины». Правда, это один из самых обоснованных «богов из машины», которых нам доводилось видеть. Но все же этого трюка нужно избегать любой ценой, потому что в кульминации победу должны одерживать главные герои, а не внешние силы. И еще – почему картина заканчивается историческим экскурсом, но не начинается им? Мы не требуем многого, но карта России и пара слов о Смуте в зачине были бы очень кстати.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Если бы наше кино было заполнено лентами вроде «Крепости», мы бы, наверно, уделили куда больше места проблемам мультфильма и придрались к каждой мелочи. Но в нынешней ситуации сделать это у нас рука не поднимается. Да, это комковатый блин. Но прежде всего это уникальный для современной России увлекательный, драматичный, красиво нарисованный и душевный военно-патриотичный мультфильм. Который прославляет наших героев, не унижает иноземных врагов и рассказывает свою взрослую историю так, чтобы она была понятна и близка детям. При этом в «Крепости» куда меньше вымысла, чем можно было бы предположить, и многие из показанных в фильме событий в самом деле произошли, хотя и развивались иначе, без участия Сашки.
Так что в нашей стране «Крепость» – это мультфильм, который стоит увидеть. И как блокбастерное развлечение, и как историческую зарисовку о ключевом событии нашей истории, и как детальный рассказ об артиллерии XVII века… И как пример для подражания для будущих творцов, которые хотели бы достойно отметить новый ноябрьский праздник.
Сразу хочется отметить, что картина произвела, исключительно, хорошее и положительное впечатление. Поэтому всем рекомендую сходить на неё в кинотеатр. Для справки: в Смоленске состоялся предпремьерный показ мультфильма 28 октября 2015 года. Сеанс можно было посетить абсолютно бесплатно, что особенно порадовало.
Сюжет мультфильма
Мультфильм «Крепость» рассказывает о русско-польской войне 1609-1619 гг. Войска Сигизмунда подошли к Смоленску. Смоленск до сих пор считается ключ-городом, через него лежит прямой путь на Москву. Из-за такого географического положения городу немало достаётся во время военных событий. Итак, Сигизмунд с его войском у крепостной стены, защищающей город. Жители готовятся к обороне.
Сашка – эдакий проказник-непоседа, искатель приключений. Немножечко любит приврать. У него есть друг по имени Фёдор. Сашка с помощью своей маленькой лжи часто увлекает Фёдора в свои приключения.
Сашка и Фёдор, к тому же, нередко демонстрируют свою недюжинную отвагу и любовь к Отечеству, выказывают готовность в любой момент вступить в народное ополчение и сражаться с неприятелем, защищать свою Родину. Такие образы героев мультфильма особенно радуют.
Ещё один интересный образ – это старичок, живущий в бане. Непонятно, кто он: то ли он – волхв, то ли дух, то ли вообще всё это привиделось Сашке. Но в целом, его можно оценивать как некую силу внутри России, которая направляет молодых, чтобы те одержали победу над врагом, выполнили поставленные цели, помогли выжить своей Отчизне. И, надо сказать, такие люди на Руси всегда были, и есть до сих пор, поэтому данный образ не лишён своего реального фундамента.
Также очень важным является образ врага. Польский король Сигизмунд показан женоподобным, и явно уступает нашему воеводе Шеину в доблести, отваге, мужественности. Шеин по сравнению с ним выглядит как настоящий русский богатырь, обладает не только огромной силой, но и недюжинным умом. Сигизмунд же ничего не смыслит в военном деле, и крайне манипулируем католическим кардиналом, который сопровождает его в военном походе.
Но самое главное – не образ поляков, которые пришли захватывать Русь, а образ зла. Самым настоящим злом в мультфильме представлено ПРЕДАТЕЛЬСТВО!
Именно с предательством предстоит сразиться силам добра и света, именно оно наносит серьёзный вред нашему государству, именно его следует больше всего опасаться, и именно его предстоит победить.
Хоть мультфильм и имеет возрастное ограничение 6+, тем не менее, война показа в фильме со всей её жестокостью, но без обилия крови: это смерти, это пожары, это разрушенные здания, крики, вопли, ужас на лицах людей, это шальная пуля или снаряд, который уносит жизни близких тебе людей. Видимо, война оставила такой неизгладимый след в нашей генетической памяти, что не можем мы её изобразить как приключение, в котором смелый мальчик, улыбаясь, летит на драконе и играючи побеждает всех своих врагов. Война – это тяжёлое испытание духа и воли, проверка на прочность.
Важным является также образ бояр, переводя на современный язык – олигархов. Дело в том, что во время осады Смоленска в Москве низвергли царя Василия Шуйского, и у власти на Руси оказалась так называемая «семибоярщина». Перекликается с «семибанкирщиной», не правда ли?! Бояре-олигархи прислали Шеину приказ сдать город Сигизмунду. Но Шеин по собственной инициативе отказался выполнять данный приказ, что было поддержано и жителями города.
В мультфильме нет пьющих бородатых мужиков, нет князя-самодура (местного царька), вопреки которому простым людям всё же удаётся отстоять родной город, нет «диких» русских нравов, кои выглядят дурно и убого на фоне европейских оккупантов.
В рецензии хотелось бы привести и небольшую историческую справку о данном событии в отечественной истории
После отказа Шеина сдать город Сигизмунд III поставил смолянам трёхдневный ультиматум под страхом смерти сдать город, но смоляне по истечению срока ответили подрывом батареи рижских пушек, под которую совершили подкоп.
К весне 1611 года количество защитников крепости стало критически малым. Зная об этом, Ян Потоцкий после артиллерийского обстрела предпринял 3 июня 1611 года решающий штурм, ударив по городу со всех сторон. Защитники не смогли более удерживать нападавших и отчаянно отбивались на улицах города. Поляки, литовцы, казаки и наёмники устроили среди населения жестокую резню.
Сам Шеин вместе с 15 ратниками и семьёй заперся в одной из крепостных башен и долго отбивал нападающих. Шеин убил около 10 немцев и собирался принять смерть, но в конечном итоге, вняв мольбам членов семьи, вышел из башни. Его сразу же доставили в ставку к Сигизмунду III, где подвергли пыткам и допросу. Король был настолько взбешён двухгодичной осадой, огромными потерями среди шляхты и подорванным личным престижем, что пренебрёг кодексом чести, по которому пленных командующих не пытали. Во время пыток Шеин не выдал ни одного из своих верных соратников и в полумёртвом состоянии был в кандалах увезён в Польшу. Сын Шеина достался королю, а жена и дочь — Льву Сапеге.
В плену Шеин провёл восемь лет. Сигизмунд мстил ему за упорство в том числе позором, возя вместе с другими смолянами в открытой карете по улицам Варшавы, а также заставив присутствовать на приёме в королевском дворце, где привезённого из Москвы Василия Шуйского в знак полной покорности заставляли припадать к стопам польского монарха.
Смоленская оборона имела важное историческое значение. Наличие стойко оборонявшегося Смоленска, не поддающегося ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему его польскому королю Сигизмунду, сыграло в 1610—1611 годах колоссальную психологическую роль в формировании патриотического лагеря в России и стало идеологическим обоснованием Первого народного ополчения.
Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, составили около 30 тысяч человек. Полтора года значительная часть королевской армии была скована под Смоленском. После его взятия, она была неспособна вести боевые действия и вместо того, чтобы двинуться на помощь польскому гарнизону в Москве, была распущена, а король ушёл обратно в Польшу.
В результате взятия город вновь вошёл в состав Великого княжества литовского, но ненадолго — во время осады 1654 года Смоленск был возвращён в состав России. Оборона Смоленска 1609—1611 годов является одной из самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады во всей российской истории.
Насилие Весьма реалистичные сцены войны. Имеет возрастное ограничение 6+.
В копилке нашего кинематографа появился ещё один хороший мультфильм, на столь важные для нашего времени темы любви к Родине, чести и отваги.
Народ конъюнктурно созрел для такого кино, недаром многие с упоением ждут ещё одной картины: «28 панфиловцев», которая также обещает быть исторически достоверной, а главное, отразить ПОДВИГ НАШИХ ДЕДУШЕК И БАБУШЕК.
Но некоторые наши деятели киноискусства почему-то в упор не видят настроений в обществе, и продолжают заниматься самовосхвалением, вместо того чтобы снимать достойные фильмы. Падая ниц перед эстетами Запада, они продолжают топтать в грязь и нашу историю, и наши ценности, и нашу культурную самобытность, причём на наши же деньги.
Что хочется сказать: «Побольше бы таких фильмов. И обязательно сходите в кинотеатр, покажите, какие картины нам действительно интересны…»
Россия начала XVII века. Пользуясь Смутой, польская армия под началом короля Сигизмунда III вторгается на русские земли и окружает город-крепость Смоленск. Поляки рассчитывают захватить город в течение нескольких дней и дальше двигаться на Москву. Однако воевода Шеин прилагает все усилия для защиты вверенной ему крепости. Среди прочих защитникам Смоленска старается помочь маленький Сашка, помощник городского пекаря. Поначалу шебутной выдумщик лишь путается под ногами, но со временем он находит дело себе по плечу. Сашка выслеживает польского шпиона, который саботирует военные приготовления и едва не оставляет крепость без артиллерии.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Поскольку русская Смута привела к укреплению монархии, а не к наступлению коммунизма, в советские времена ее изучению и художественному осмыслению уделяли сравнительно немного сил. Конечно, все знали Ивана Сусанина, Кузьму Минина и князя Пожарского, но менее известные герои того времени оставались в тени.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Теперь – другое дело. Введенное в 2005 году празднование 4 ноября официально сделало Смуту одним из важнейших периодов в истории России. Пока наше массовое искусство реагирует на эту перемену очень медленно, но с годами фильмов, сериалов и даже мультфильмов о тех событиях будет становиться все больше. Нужно же толком объяснить людям, что именно мы празднуем, когда отмечаем День народного единства! Это теперь не частное дело – это дело государственное.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Новый мультфильм питерской студии «Мельница» как раз и решает, если можно так выразиться, одно из уравнений этой большой задачи. Конечно, Минин, Пожарский и Сусанин к обороне Смоленска отношения не имели. Но подвиг защитников города, которые почти два года сковывали многократно превосходящую по численности польскую армию, был очень важен для подъема национального духа по всей России и для окончательной победы над интервентами. Хотя поляки все же взяли Смоленск, их армия была обескровлена, и триумф оказался пирровым. Так что в то время в России немного было людей, которые внесли в национальную победу большой вклад, чем воевода Михаил Шеин. А ведь ему, между прочим, даже в Смоленске нет подобающего героическому военачальнику памятника.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Впрочем, памятник – это статуя, которую увидят лишь горожане и гости Смоленска. А «Крепость» – это памятник Шеину, который увидят по всей России. И монумент у режиссера-дебютанта Федора Дмитриева получился на загляденье. Поскольку в «Крепости» Шеин не главный, а второстепенный персонаж, создатели картины не были обязаны наделять его слабостями (то есть пространством для роста, необходимым для полноценного главного героя). И они не стали этого делать.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Воевода предстает перед зрителями идеальным соединением древнего богатыря и современного генерала. Он вместе с солдатами палит из пушек и рубится на крепостных стенах, но он также быстро разгадывает польские тактические замыслы и отвечает каверзой на каверзу. А когда из Москвы в Смоленск приезжает боярское посольство, требующее сдать город, Шеин спрашивает совета у горожан и лишь после этого посылает бояр восвояси. Воин, полководец, патриот и даже демократ – в полку русских экранных «супергероев» весомое пополнение! Впрочем, картина не устает подмечать, что оборона Смоленска – дело всех сознательных горожан, а не только воеводы.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Одним из этих граждан оказывается Сашка, юный главный герой «Крепости». В начале фильма он предстает типичным маленьким хвастунишкой и дуралеем, и открывающие «Крепость» сцены по ироническому настроению очень похожи на предыдущие, комедийно-приключенческие мультфильмы «Мельницы» о трех богатырях. Но по мере развития событий мальчик все меньше выдумывает и все больше делает дело, и он быстро превращается из маленького шалопая в маленького героя, который несколько раз в одиночку спасает город. Совершая при этом правдоподобные и посильные, но от этого не менее значимые и опасные подвиги.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
К сожалению, определение «мультфильм от создателей “Трех богатырей”» может не только информировать, но и слегка дезориентировать зрителей, поскольку «Крепость» – мультфильм иного жанра и иного повествовательного стиля. В нем нет крови, но есть смерти существенных персонажей и масштабные батальные сцены без всякого «богатырского» юмора. И если богатыри по определению сильнее всех, с кем сталкивают их былинные сюжеты, то Сашке угрожает более чем реальная опасность. В частности, от польского шпиона, который по своей крутости и по манере одеваться напоминает ниндзя. Только это не хороший ниндзя вроде многих аниме-персонажей, а ниндзя зловещий, коварный и безжалостный.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Вообще, поляки в «Крепости» изображены как смелые, решительные и отлично вооруженные и подготовленные воины, и это справедливо – все-таки они взяли Смоленск. Пусть и с куда большими усилиями, чем рассчитывали. Единственным исключением из этого правила служит король, который в фильме почему-то изображен молодым парнем (в реальности ему было за 40). Но поскольку Сигизмунда окружают компетентные советники, то комичные глупость и высокомерие монарха ничуть не ослабляют его армию. Они лишь добавляют юмора и света в картину, которая без комических отступлений превратилась бы в мрачное полотно наподобие «Иванова детства».
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Безупречна ли «Крепость»? Нет, не безупречна. В ее сюжете есть очевидные для взрослого зрителя прорехи (почему Шеин не пытается заблокировать подземные ходы, которыми пользуется польский лазутчик?), и ее кульминация – типичный «бог из машины». Правда, это один из самых обоснованных «богов из машины», которых нам доводилось видеть. Но все же этого трюка нужно избегать любой ценой, потому что в кульминации победу должны одерживать главные герои, а не внешние силы. И еще – почему картина заканчивается историческим экскурсом, но не начинается им? Мы не требуем многого, но карта России и пара слов о Смуте в зачине были бы очень кстати.
Кадр из мультфильма "Крепость: Щитом и мечом"
Если бы наше кино было заполнено лентами вроде «Крепости», мы бы, наверно, уделили куда больше места проблемам мультфильма и придрались к каждой мелочи. Но в нынешней ситуации сделать это у нас рука не поднимается. Да, это комковатый блин. Но прежде всего это уникальный для современной России увлекательный, драматичный, красиво нарисованный и душевный военно-патриотичный мультфильм. Который прославляет наших героев, не унижает иноземных врагов и рассказывает свою взрослую историю так, чтобы она была понятна и близка детям. При этом в «Крепости» куда меньше вымысла, чем можно было бы предположить, и многие из показанных в фильме событий в самом деле произошли, хотя и развивались иначе, без участия Сашки.
Так что в нашей стране «Крепость» – это мультфильм, который стоит увидеть. И как блокбастерное развлечение, и как историческую зарисовку о ключевом событии нашей истории, и как детальный рассказ об артиллерии XVII века… И как пример для подражания для будущих творцов, которые хотели бы достойно отметить новый ноябрьский праздник.
Читайте также: