Концовка метро 2035
Сегодня мы рассмотрим заключительную книгу известной трилогии «Метро». В романе «Метро 2035» переплетаются судьбы героев из двух предыдущих книг. Главным героем заключающей книги этого цикла вновь оказывается Артем, а сам сюжет завязан на событии, произошедшем, когда в первой части трилогии он совершал свой знаменитый подвиг.
После событий первой части, Артем вернулся на родную станцию «ВДНХ», однако жить, как раньше, он уже не мог. Рискуя своей жизнью и здоровьем, он выходит на поверхность зараженной земли, пытаясь найти уцелевших людей. Артем верит, что не только в Московском метро остались выжившие, ведь еще тогда, два года назад, поднимаясь на Останкинскую телебашню, он, хоть и с помехами, но поймал сигнал, отправленный явно не из метрополитена. Выходы на поверхность не сулили ему ничего хорошего, он постоянно испытывал на себе недопонимание со стороны жителей станции, считавшие его сумасшедшим, и укоры близких людей.
Началом нового приключения для Артема становится знакомство с писателем Гомером, который пришел со станции «Севастопольской» и собирает информацию, чтобы написать об истории становления Метро в том виде, в котором оно существует теперь. Писателя интересует проблема с «Черными», а также он делится новостями других станций метро. Так Артем узнает о радисте, который смог установить контакт с городом Полярные Зори.
Чтобы доказать всем, что жители московского метрополитена не единственные, кто выжил после ядерной катастрофы, Артем отправляется в долгий, непростой путь на станцию «Театральная», в поисках этого радиста и людей, пропавших без вести, но герой и представить себе не мог, какая чудовищная правда откроется перед ним.
Сценарий для игры, как и прежде, написал сам Дмитрий Глуховский — создатель вселенной «Метро». На «Игромире» он рассказал «Канобу» о том, что игры 4A Games и его книги образуют собой единое целое — полотно, состоящее из лоскутов разных медиа. Так, например, действие «Метро 2035» происходит после событий «Метро: Луч Надежды», а некоторые персонажи стали ключевыми в романе. Ровно такая же ситуация и с «Исходом»: она продолжает события «Метро 2035» и развивает линии и идеи, заложенные Глуховским в свое произведение.
Однако это не значит, что без книги вы не поймете сюжет Metro: Exodus — вас введут в курс дела в первые часы игры. А вот чтобы лучше понять мотивы Артема и причины, по которым он вообще решил покинуть метро и повести за собой людей — книгу, все же, лучше прочитать.
Если у вас нет на это времени, желания или вы читали «Метро 2035», но уже успели забыть, в чем соль, перед вами сжатый пересказ концовки романа, которая и послужит отправной точкой для сюжета «Исхода».
ЧУДОВЩИНЫЕ СПОЙЛЕРЫ к «Метро 2035». МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ.
Защитив бункер от «Красных» (события «Метро: Луч Надежды»), Артем становится героем метро и возвращается домой на ВДНХ вместе с Аней — своей беременной женой. Пожить спокойно, впрочем, у них не получается: Артем помнит, что во время одного из подъемов на поверхность рация его товарищей в мертвом эфире на долю секунды уловила сигнал с четкими позывными. Возможно, Москва — не единственный город, где выжили люди — и герой потихоньку становится одержим этой мыслью. Каждый день он выходит на поверхность и поднимается на Останкинскую телебашню в попытках вновь поймать хоть какой-нибудь радиосигнал и связаться с другими выжившими. Причина, по которой ему это не удается, выясняется лишь в конце романа. Оказывается, что мифы о наблюдателях, живущих в роскошных условиях в секретных недрах подземки и в тайне управляющих социальным и политическим развитием метро — это правда. Им удалось внушить и «Ордену», и «Красным» простую мысль о том, что враг, уничтоживший Москву, тоже еще жив — точно так же затаился у себя на континенте и только и ждет, как бы добить спрятавшихся в Метро людей. Поэтому Москву было решено окружить «глушилками» — устройствами, блокирующими радиосигнал в зоне своего действия. Ради безопасности и общего блага.
Невероятной ценой сломав одну из таких глушилок, Артем пробивается в эфир и слышит тысячи сигналов из разных концов Земли. Вернувшись в метро, он надеется открыть людям эту горько-сладкую правду и повести их с собой на поверхность — туда, где можно начать все заново. Но люди не слушают его: кто-то просто не верит, кто-то боится, но большая часть — просто не хочет никуда уходить (пускай здесь грязь и смерть, зато свое, родное). Спасая свою жизнь, Артем забирает Аню с ВДНХ, выходит с ней на поверхность и вместе с ней отправляется во Владивосток в поисках места, где по улице можно будет ходить без костюма химической защиты и противогаза.
Таким образом, в сценарии «Исхода» не совсем понятными остаются две вещи: откуда Артем взял поезд (о нем чуть позже), и как к нему присоединились другие персонажи, учитывая, что в книге метро он покинул лишь в компании своей жены.
Тем интереснее будет играть!
КОНЕЦ ЧУДОВИЩНЫХ СПОЙЛЕРОВ К МЕТРО 2035.
«Исход» — более самостоятельное произведение, чем предыдущие игры серии
«Метро 2033» фактически повторяла события одноименной книги, а «Луч надежды» активно использовал составляющие уже прописанной Глуховским вселенной. В этом плане «Исход» — произведение почти что самостоятельное. Например, из книжных персонажей здесь — лишь Аня и Мельник. С Мельником все понятно — это один из ключевых героев вселенной, который появился еще в первой книге. Он глава «Ордена» — легендарных защитников всего метро, принимавший участие во всех основных событиях и книг, и игр. В концовке «Луча надежды» он лишился ног, так что не удивляйтесь, откуда у него протезы, когда встретитесь с ним в «Исходе».
А вот Аня, что любопытно, изначально появилась в «Луче надежды», а уже потом Глуховский перенес ее на страницы романа «Метро 2035». Это дочь Мельника и опытный снайпер «Ордена». Именно она отправляется с Артемом на поиски последнего черного в прологе второй игры и в итоге спасает ему жизнь. Романтические отношения завязываются между персонажами еще в игре, но полностью раскрываются в «Метро 2035».
О черных
СПОЙЛЕРЫ К КНИГЕ «Метро 2034» И ИГРЕ «Метро: Луч надежды».
В событиях последней книги они не принимают участия и лишь упоминаются вскользь. В «Метро 2033» их сначала представили, как главную угрозу: живучих, опасных тварей, способных сводить людей с ума. И их уничтожение — и есть главная цель Артема в дебютном романе Глуховского.
То, насколько чудовищную ошибку он совершил, Артем понял уже после того, как спалил гнездо черных в ботаническом саду ядерным взрывом. В концовке «Метро 2033» (книги и одноименной игры), мы узнаем, что на самом деле черные — единственные существа, которые могли бы помочь человечеству вернуться на поверхность. Да и намерения у них были весьма мирные — установить контакт с людьми. А Артема они вообще выбрали в качестве своегобразного «проводника»: когда-то еще в детстве он, играя с друзьями, сбежал со станции через гермозатвор и впервые в истории вступил в контакт с этими созданиями. Именно поэтому, кстати, он способен телепатически разговаривать с детенышем черного в «Метро: Луч надежды».
К слову, о «Луче Надежды»: именно в этой части мы узнаем истинное происхождение черных: российское правительство создало их в качестве универсальных солдат на случай ядерной войны. Шли подобные исследования в бункере Д-6, где и заканчиваются события игры: маленький черный показывает Артему своих спящих сородичей, введенных в анабиоз, и просит Артема отвести его к ним. Ровно в тот же момент на бункер нападают «Красные» (радикальные коммунисты во вселенной «Метро»), которых интересует хранящееся в бункере биологическое оружие. А вот что будет дальше — зависит от концовки. В «плохой» черный просто будит своих соплеменников и навсегда покидает метро, не участвуя в обороне бункера и обрекая Артема на смерть. В «хорошей» он вместе с сородичами сдерживает угрозу и лишь потом уходит, а Артем остается жив. Каноничной считается, конечно же, вторая концовка.
Одна из главных интриг «Исхода» — увидим ли мы возвращение черных. Раз им все же удалось выжить, вполне вероятно, что их могут задействовать в сюжете.
В любом случае, по словам Глуховского, больше книг про метро он писать не планирует. Так что если вам интересно узнать, чем же закончится столь долгое и насыщенное приключение Артема, «Исход» — ваша единственная возможность.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ К КНИГЕ «Метро 2034» И ИГРЕ «Метро: Луч надежды».
Это очень большая игра
А вот полное (и в каком-то смысле даже правильное!) прохождение займет больше 25 часов. Все дело в том, что мир в игре правильнее всего назвать полуоткрытым. Каждая большая локация в «Исходе» — это огромный хаб, который можно свободно исследовать. Подслушал диалог двух врагов, и вот уже знаешь расположение схрона — осталось сходить в другую часть локации и найти его. Кроме того, некоторые дополнительные задания дают вам и ваши компаньоны.
Последнее время изрядная часть книг в жанре постапокалипсиса может показаться упрощенными, осветленными, умытыми и, если позволите, втиснутыми в рейтинг PG-13. И Вселенная Метро не избежала подобной участи – иногда казалось, что основы сюжета словно взяты из сказки, когда положительные персонажи, преодолев многочисленные препятствия, побеждали злодеев, и все заканчивалось хорошо, и все жили счастливо.
И также часто в книгах серии героев окружают все более комфортные (или приемлемые) условия обитания – чтобы они начали думать о высоком, о светлом, о добром, не отвлекаясь на житейские проблемы, вроде поисков пропитания.
Метро 2035, долгожданная, как говорят некоторые, разительно отличается от вышеназванных книг, и не только рейтингом. В этом ее плюс, но и одновременно минус.
Плюс – перед нами Постапокалипсис с большой буквы. Настоящий, оглядывающийся на известнейшую «Дорогу». Метро после глобальной ядерной и биологической катастрофы, как оно было бы на самом деле – сырые, темные, опасные перегоны и загаженные, перенаселенные, вонючие станции, полные людей без надежды на лучшую жизнь, но с полным букетом психологических и физических отклонений.
Пугающее и мрачное окружение «Метро 2033» обратилось в злобное, пожирающее без остатка любые благие намерения место. Здесь буквально все покрыто слоем грязи и чернухи – а уж люди и вовсе, кажется, купаются в этом.
И с каждым эпизодом градус окончательного безумия повышается, походя, скажем, на мир «Шестиструнного самурая». Так, поедание куриного яйца на некой станции может превратиться в подобие праздника, понаблюдать за которым собирается куча народу.
Этому миру соответствуют и главные персонажи – спаситель Метро и оставшегося человечества от Черных, теперь - помешанный на идее поймать радиосигналы из других городов, почти шизофреник, которого сторонятся.
Проститутка – потому что это не хуже других занятий, которые может предложить Метро. Бывший боец-одиночка, ныне - пьяница-психопат, о котором будут только говорить, но который даже в кадре не появится. Писатель, носящийся со своим учебником новейшей истории – и трус, бросивший главного героя в последний момент, сославшись на то, что «революционные методы изменения жизни людей к лучшему – не его, и вообще он устал…».
Минус – автор, как известно, занимался разработкой сценария для последней игры в серии Метро, «Metro: Last Ligh», а потому, не сильно заморачиваясь, в «2035-том» просто продолжил эту историю, полностью игнорируя расширенную вселенную и любые события, произошедшие в ней.
Так, непонятно, как обитатели московского метро совсем не замечают того, как по их станциям, по самой Москве и по области кто-то постоянно протаскивается с очередной громкой миссией. Также непонятно, откуда взялись глушилки радиосигналов, хотя в других книгах таких штук в глаза не видели. Умалчивается факт того, что почти вся область испещрена бункерами и даже наземными поселениями, худо-бедно торгующих друг с другом и периодически воюющих.
Здесь только Артем подозревает, что «Москва не одна», и крысится, потому что ему никто не верит.
Таким же образом из игры сюда перекочевали такие элементы как «Анна», «Орден», «Спартанцы». Упоминается оборона бункера…
И ладно бы так, можно согласиться, мол, зачем пропадать добру, когда очень удобно за счет игры расширяется вселенная – однако, зачем тогда было вновь проталкивать идею о том, что Красная Линия – «нехорошие человеки», и Рейх тоже не лучше?
Развить эту идею? Может быть, поскольку здесь очень наглядно показан весь сволочизм правящих систем. Например, когда местные театралы боятся ставить спектакли, небезосновательно уверенные в том, что их пьесы - Чеховские и Шекспира, примут за насмешки над партиями.
Или, если особо показательно - эпизод, где в мгновенно вспыхнувшей войне между красными и фашистами обе стороны бросили сражаться между собой орду рабов-мутантов и заключенных с Лубянки, пока сами засели за пулеметы и не давали толпам отступить.
Имеется, конечно, и здоровый стеб над бюрократами, взяточниками и чрезмерно исполнительной службой безопасности. Но мысль, ярче всего загорающаяся ближе к финалу о том, что «все люди вокруг - стадо, которому проще грудью на пулемет, чем выбраться из метро и попробовать жить» нависает сверху и топит обратно в грязь всех тех, кто решил задрать головы.
Для этого, видимо, и была придумала новая правящая Сила, противопоставленная всем «метрошным» фракциям, чтобы едва ли все время на словах и на деле доказывать главному герою и читателю, что всегда люди лучше будут верить, к примеру, в общего врага, сидящего где-то там и вроде как еще угрожающего; в красивый миф, что только метро сохраняет жизни оставшимся, но только не действовать, не пытаться максимально улучшить свое существование.
Весь сюжет построен на том, что Артем яростно доказывает свою правоту, но даже когда он, едва не ценой жизни, добывает доказательства, остальные также яростно отбрыкиваются от этого, не желая изменений.
И впечатления от текста похожие – яркая, но противоречивая книга, которая изначально стоит особняком от остальной «Вселенной Метро», и не только игнорированием ее событий, но и большим, изощренным психологизмом, выковыривающим из персонажей всю мерзость напоказ. В этом метро нет монстров, даже крысы остались за кадром - только люди копошатся и похрюкивают.
Читая «2035», чудится, будто сам автор, потрясая кулаками и брызгая слюной, вдалбливает читателю свою точку зрения, а под конец плюет, бросает это дело, и уводит отчаявшихся от неудач и непонимания героев за горизонт.
Излишне политизировано? Пожалуй.
Хорошо написано? Вполне.
Условности постапокалиптического жанра соблюдены? В достаточной мере.
Итог? Впечатляет, однако – с людьми всё не очень хорошо, но не до такой же степени!
Слово «перечитал» не совсем корректно — я перечитал первые две части, а вот с финальной частью, «Метро-2035,» познакомился впервые. Я вообще считаю, что если книги какой-то серии написаны с разрывами в несколько лет, то перед прочтением последующего тома очень полезно «освежить» воспоминания о прочитанных когда-то давно частях. Пауза между книгами может очень сильно повлиять на восприятие.
Здесь расскажу свои мысли о каждой книги по отдельности, а также свои мысли о трилогии в целом.
Метро-2033
С этой книги всё начиналось. Теперь, прочитав все книги буквально за неделю, могу смело сказать, что как и тысячи других читателей считаю эту часть лучшей.
Сюжет книги скроен по лекалу, который учёный Джозеф Кэмпбелл называет «путешествие архетипического героя». Если кто-то не знаком с книгой Кэмпбелла «Многоликий герой», поясню: большинство самых популярных мифов и сказок строятся по одному сюжету, многие очень успешные литературные произведения также повторяют эту схему. Вот она: Герой получает призыв -> герой проходит испытание -> герой возвращается домой. Это и «Одиссея» Гомера и «Хоббит» Толкиена и множество других книг.
История Артёма вполне вписывается, разве что возвращение на ВДНХ остаётся за скобками, но.
Жил он себе спокойно, но потом получил задание-миссию от Хантера,в результате чего прошёл множество испытаний. В последующих частях мы узнаем, что деяния его многие восприняли именно как подвиг.
В «Метро-2033» вообще много мифологического, мистического. Переплетение различных суеверий, верований, мировоззрений и идеологий пропитывает практически каждую страницу. Это создаёт свою непередаваемую атмосферу. Каждый метр туннеля, даже хорошо знакомый, может оказаться опасным. Самым страшным кажутся даже не люди или мутанты, а само Метро — оно здесь реально кажется живым. Может пропустить нетронутым, может проглотить не жуя, а может «слегка» пожевать да выплюнуть, но покалечить навсегда.
Артёму тут очень легко сопереживать: у него важная и понятная цель и он, не будучи каким-то супервоином, упорно ей следует, получая всё новые испытания и тумаки.
Концовку книги многие в своё время встретили в штыки, мне же она очень понравилась. Этакий вариант столкновения и недопонимания с чужеродной расой, при этом без космоса и пришельцев.
Метро-2034
На мой вкус наименее удачная книга. Что, на самом деле, довольно странно: в сравнении с первой она богаче на сюжетные повороты, гуще населена различными персонажами. Написана хорошим, понятным языком. Здесь осталось много мистических, атмосферных моментов, вроде перехода небольшого отряда во главе с Хантером через Нагорную станцию. Ведь там до конца остаётся непонятным - правда ли на них напали скрытые туманом огромные монстры, или же это лишь наваждение…
Но при этом, чего-то тут не хватает. Например, здесь мне уже сложно было сопереживать главным героям. Наиболее удачный из них, на мой взгляд, это девушка Саша. Местами она кажется гораздо старше своих лет, но это выглядит очень логичным с учётом всего того, что она успела пережить. Местами, наоборот - Саша кажется очень наивной, маленькой девочкой, но и этому есть объяснение - сколько лет она не знала ничего кроме единственной станции метро и никого, кроме собственного отца.
Остальные герои цепляют меньше: надломленный столкновением с чёрными Хантер должен бы вызывать сопереживание, но чего-то не хватает. Гомер, мечтающий написать книгу и оставить свой след, почему-то порой вызывал у меня необъяснимое раздражение. Музыкант и сын лидера красных Леонид мог бы быть очень интересным персонажем, но не успел раскрыться. Есть ощущение, что он был придуман для одного - чтобы оправдать быстрые перемещения Саши, не имеющей вообще никаких документов, по всему метро.
Но при этом читается книга легко, сохраняет интригу и её хочется дочитать до конца.
Метро-2035
Самая противоречивая книга, вокруг которой сломано немало копий. Одно из самых больших отличий — из метро ушла атмосфера мистики и таинственности, все опасности сконцентрировались вокруг людей, его населяющих.
Изменилась всё не только внутри, но и на поверхности: автор вскользь упоминает, что ядерная зима подошла к концу, стало теплее, из-за чего подтаяла почва, повысился радиационный фон и большинство монстров покинуло столицу. Кажется, сделано это лишь для того, чтобы оправдать частые вылазки главных героев на поверхность, в том числе средь бела дня. Это полное отсутствие многих знакомых аспектов оттолкнуло часть читателей.
Эта книга ещё и наиболее жесткая из всех: с обилием мата, насилия и жести. Это тоже удивило и разочаровало многих. Неожиданно много тут и околополитических интриг.
В некоторых отзывах пишут, что книга «о политике и о дерьме». Да, многие увидели, что в «Метро-2035» Глуховский продемонстрировал свои политические взгляды и заметили в политике Невидимых наблюдателей аллюзии на политику современную. Но на мой взгляд всё это лишь иллюстрирует главную идею книги и она вовсе не в том, чтобы показать какое правительство плохое. Тут скорее о том, что наши люди очень часто сами не очень-то хотят что-то менять. И политики наши берутся не с другой планеты, а получаются, в принципе, из таких же как мы сами людей.
Что меня по-настоящему порадовало, что Артём остался жив, смог-таки вырваться из метро и не остался в одиночестве.
Книга — гораздо лучше чем 2034 и всё же достойное окончание серии. В отличие от многих, я не считаю концовку серии провальной или перечёркивающей плюсы других частей.
В целом же хочется сказать, что в середине нулевых, когда вышла первая часть Глуховскому сильно повезло. В том, что первая книга выстрелила большую роль сыграло стечение обстоятельств: успех игр серии Сталкер и одноименной книжной серии подготовили почву. Людям хотелось чего-то более серьёзного и знакомого. Эту нишу и заняло «Метро». За пару лет до или после серия могла и не сыскать такого успеха.
А вы читали эту трилогию Дмитрия Глуховского? Какое ваше мнение? Делитесь им в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Читайте также: