Колонизаторы настольная игра тактика
Каждый, кто достаточно долго играет в Колонизаторов (Settlers of Catan), со временем развивает свою выигрышную стратегию. В этой статье мы опишем некоторые из них.
В «Остров Катан» можно играть как в качестве настольной игры, так и онлайн. Мы рекомендуем первый вариант, потому что в онлайн игры ты играешь в одиночку, а настольная игра – это замечательный способ времяпровождения в кругу семьи и друзей.
Так вот, существуют десятки выигрышных тактик и стратегий (и их комбинаций) при игре в Колонизаторы. Предлагаем вам ознакомиться с несколькими подсказками, чтобы вы смогли стать королем Катана!
Как выиграть в игру «Колонизаторы» («Settlers of Catan»)
Все-таки как же это приятно – закончить свой ход, зная, что 10 победных уже у тебя в кармане. А мгновение спустя, и игроки за столом понимают, что ты выиграл благодаря выбранной тактике и/или удаче.
Как раз недавно я набрал свои 10 очков, пока все были заняты подсчетом своих. Их удивление было непередаваемым. Все трое считали очки друг друга, мысленно не обращая внимания на меня как на серьезного соперника, так как у меня действительно было существенно меньше очков. Но они не знали о моем запасе карт развития: три победных очка, на минуточку.
Совет № 1: никогда не недооценивайте своих соперников. Ведь вы не знаете того, что знаю они, – а вдруг это кардинально изменит ход игры?
Но давайте сначала разберемся, как в игре «Колонизаторы» можно заработать очки. Вы выиграете в игре при наборе десяти победных очков, независимо от того, каким способом они вам достались. Итак, что приносит победные очки на Катане:
Выигрышная стратегия в игре «Колонизаторы» состоит из двух частей: заработать очки себе и не дать заработать их другим.
Расположение своих поселений таким образом, чтоб получать ресурсы при каждом броске кубиков
Обычно, игроки строят поселения возле гексов с номерами, которые вероятнее всего выпадут. Но что, если вы покроете все номера?
В игре «Колонизаторы» ресурсы – ключ ко всему. Они нам нужны, чтобы строить и покупать карты развития. Это наш резерв для торговли с другими игроками.
Поэтому, когда вы ставите свои первые поселения, важно обратить внимание на захват как можно большего количества разных номеров. Цифры «6» и «8» выделены красным, так как они выпадают с большей вероятностью (наряду с «7») при бровке двух кубиков.
В игре «Колонизаторы» ресурсы – ключ ко всему.
Стратегическая добыча ресурсов
Исход игры может быть определен с самого начала. в зависимости от того, где вы поставите свои первые поселения.
К примеру, вы можете монополизировать сено и руду. И если в начале игры (для дорог, поселений и карт развития) они приблизительно равны в значимости с остальными ресурсами, то ближе к концу без которых никак не обойтись – ни один город не будет построен без этих двух ресурсов.
Эта тактика означает и другое:
Больше городов – больше ресурсов.
А увеличивающееся количество ресурсов приближает вас к победе. Вы всегда сможете построить хотя бы два города, развивая свои первые поселения. А потом – строить этими поселениями дальше.
Эту тактику можно отнести к основам игры на острове Катан.
Разбойник как тактика на Катане
Игрок, выбрасывающий «7», в любом случае обязан переставить разбойника. Это можно использовать тактически (и обычно так и происходит).
Во–первых, разбойника выгодно ставить на гексы с числами, у которых вероятность выпасть больше всего («6», «8», а также «5» и «9»). Во-вторых, чем больше поселений разных игроков стоит вокруг гекса, тем выгоднее его блокировать (естественно, если среди них нет вашего). Ну, а в-третьих, не забывайте о промежуточном подсчете победных очков – не дайте выиграть лидеру!
Среди прочего, следуя этой тактике, можно а) выбрать карту у игрока с большим количеством карт на руке (конечно же, после того, как он сбросил половину карт, если у него их было больше 7); б) либо у того, кто точно имеет то, что вам нужно (для этого нужно все время следить за игрой – кому какой ресурс выпадает).
Использовать карты развития для победы в игре «Колонизаторы»
Помните, в начале статьи я писал, как выиграл с помощью трех карт победных очков? Так вот, следующая подсказка в том, что карты развития важны. Они являются тем самым недооцененным элементом, который может принести вам победу в битве за Катан.
Карты развития являются недооцененным элементом, который может принести вам победу в битве за Катан.
Итак, что же это за карты, и как они могут принести победу?
Недостаток карт развития в том, что вы никогда не знаете, какую именно карту получите за свои сено, овцу и руду. Но в этом же и преимущество: ведь другие игроки тоже не знают, что вам попалось, а потому и стратегию защиты продумать не смогут.
Строительство самой длинной дороги
Покупка одной дороги стоит 1 дерево и 1 глину. Построив самый длинный тракт (от 5 дорог подряд), вы получаете 2 победных очка.
Ваша дорога должна быть непрерывной, ответвления не считаются.
Конечно, строительство самого длинного тракта – один из самых легких способов заработать дополнительные очки, но прибегать к этому не всегда разумно. К примеру, если ваши поселения стоят возле гексов дерева и глины – то в этом строительстве несомненно будет толк. Но с другой стороны, если хотя бы один из этих ресурсов не выпадает вам регулярно, то вы будете тратить ценные ресурсы при обмене, теряя при этом количестве (минимум вдвое – при обмене по гавани).
Также есть и другие опасности, связанные с такой тактикой. Во-первых, если кто-то другой построит дорогу длиннее вашей, 2 победных очка за самый длинный тракт переходят от вас к сопернику. Во-вторых, не забывайте, что дорога должна быть непрерывной. То есть если конкурент подводит свою дорогу к пустому перекресту на вашей и ставит там поселение (конечно же учитывая правило расстояния), то ваша дорога разбивается на две части. А карту самого длинного тракта получает тот, у кого теперь есть самая длинная дорога (если ни у кого нет больше 5 дорог подряд, то карта возвращается в резерв).
Строительство самого длинного тракта – один из самых легких способов заработать дополнительные очки.
Разумный обмен ресурсами
В игре «Колонизаторы» можно обмениваться ресурсами в любом количестве. Нельзя только отдавать в дар. и это замечательный способ выиграть, если придерживаться определенной стратегии.
Используя торговлю при игре в Катан, можно существенно влиять на ход игры. Давайте рассмотрим, как это происходит.
Вообще, торговля «с умом» действительно может привести вас к победе, так что дерзайте!
Купить настольную игру «Колонизаторы» по самой низкой цене в Киеве можно здесь.
Редактор: Дмитрий Тэлэри
Стратегия: расстановка и ресурсы
1. Типы земли. У вас есть по 4 гекса каждого типа, производящие овечью шерсть, Лес и зерно, а также по 3 гекса руды и кирпича. Кроме того, есть Пустыня, но она нас пока не интересует.
2. Гексы портов. У вас есть один для каждого ресурса. Порты позволяют вам менять ваши ресурсы соответствующего типа на любые другие по расценкам 2 к 1. Также у вас есть несколько универсальных портов, позволяющих менять любой ресурс на другой, но уже в соотношении 3 к 1.
Вначале вы можете поставить на игровое поле только два поселения, так что вам нужно будет выбрать для них местечко получше. Вот несколько стратегий, которые могут помочь вам (но 100% результат всё же не гарантируют).
2. Если вы ходите третьим, а играете втроём, это означает, что вы можете расположить два поселения в ряд. Используйте это для получения преимущества. Расположите второе поселение в месте, где больше всего нужных вам ресурсов. Если двух хороших мест вы уже не нашли, либо если одно из них вам не нравится, то посмотрите, каких ресурсов не хватает другим игрокам, и поставьте своё второе поселение так, чтобы присвоить себе именно эти типы ресурсов.
3. Постарайтесь не размещать поселение на гексах портов или моря. Это будет означать, что у вашего поселения будет всего две выигрышные цифры, а может быть и одна. Следуйте этому совету, но не забывайте и про порты. Если вы окажетесь в близости от порта 2 к 1 и точно будете знать, что он вам пригодится, тогда не пропустите Возможность построить поселение вблизи порта, чтобы воспользоваться им.
Подводим итоги:
Как правило, обычно вы хотите получить как можно больше ресурсов всех пяти типов, так что, если вы можете заполучить все виды ресурсов с помощью двух ваших поселений, то всё ок. Если вы построите два поселения в ряд, значит всё хорошо и можно будет двигаться дальше.
Начальная стратегия
В начале игры вы обнаружите, что получить желаемое довольно трудно, и происходящее на столе не всегда находится под вашим контролем. Важно знать стратегию ваших оппонентов, чтобы вы могли использовать это знание. Например:
Если вам не повезло, и вы играете с добрыми людьми, будьте добры и вы и оставьте грабителя доживать свой век в пустыне, если только вы хорошо умеете шантажировать других, чтобы вам дали какой-нибудь ресурс.
2. Постарайтесь сделать поселение так быстро, как только сможете. Не тратьте ресурсы на лишние дороги и тому подобное. Если вы окажетесь в ситуации, когда кто-то другой, возможно, хочет поселиться в том же месте, что и вы, воздержитесь от строительства дорог, пока не сможете построить и их, и поселение. Таким образом, они не будут знать, что вы приближаетесь, и не смогут быстро обменяться ресурсами, чтобы успеть раньше вас.
Стратегия для середины игры
Этот период игры очень важен, потому что в это время происходят основные события игры. Вы получаете больше ресурсов и больше возможностей, когда дело доходит до покупки разных разностей. В результате мы получаем массу различных стратегий. Вот вам некоторая пища для Размышления:
2. Будьте находчивы. Рассмотрим такую ситуацию. Вы хотите купить город. У вас есть одно зерно и две руды. У вас есть много карт и четыре шерсти, которой вы можете торговать. У вас стоит по городу на гексе зерна с цифрой 6 и гексе руды с цифрой 8. Какой ресурс вы купите? Конечно, зерно! Теперь, если мы выкинем на кубиках 8, то сможем построить город. Если вы купите руду и выкинете 6, вам всё ещё не будет хватать руды, зато ненужного зерна будут полные закрома.
Конец игры. Победная стратегия
1. Если я в одной или двух дорогах от самой длинной дороги и имею 7 или меньше победных очков (это означает, что я всё равно не выиграю, если даже дострою сейчас дорогу), то я не буду её строить. Если я сделаю это, то у меня будет 9 победных очков и повышенное внимание моих оппонентов. Лучше я построю поселение в конце этой дороги. За поселение я точно получу победное очко, которое никто у меня не заберёт. А вот самую длинную дорогу могут переплюнуть мои оппоненты. Лучше всего построить её, имея на руках 9 или 10 очков.
3. Победить с помощью карт развития было бы довольно неплохо, потому как противник о них не знает. Ваши оппоненты не могут видеть, как много победных очков у вас есть на самом деле. Всегда полезно иметь одну-две карты такого типа в руке. Конечно, вам не следует разыгрывать их, пока победа не станет близка.
Мне, как любителю дуэльных абстрактов, глубоко симпатичны простые и ясные стратегии в играх. Следуя таким стратегиям, игрок хорошо понимает, что ему требуется в целом, и может сосредоточиться на отдельных тактических моментах, либо просто получать удовольствие от игры, не затрачивая лишних усилий. Попробую привести пример такой стратегии для «Колонизаторов».
В «Колонизаторах» используется 5 видов ресурсов. При этом стартовая позиция подразумевает использование 6 гексов с ресурсами на выбор игрока. Гексы достаточно сильно различаются вероятностью выпадения ресурсов. Возникает вопрос, какие именно виды ресурсов желательно выбирать в начале игры? Первая мысль: хорошо бы иметь все виды ресурсов, в возможно большем количестве.
Эксперимент 1: ставим свои деревни так, чтобы мы имели все виды ресурсов, ориентируясь только на цифры вероятности.
Наблюдения:
- Достаточно трудно поставить деревни так, чтобы получился равномерный поток всех ресурсов.
- Как бы ни поставил деревни, большая часть видов ресурсов добывается с одного гекса. И, если этот гекс заблокирован разбойниками, развитие может сильно застопориться.
Эксперимент 2: ставим стартовые деревни так, чтобы максимально быстро получить новые деревни. Делаем акцент на глине и дереве, камень не добываем совсем, но третью деревню ставим уже на камне.
Выводы:
- Третью деревню бывает трудно расположить хорошо, особенно когда в игре много участников. Нередко оптимальное место оказывается заблокированным на старте или в начале игры.
- Проблема блокирования нужного вида ресурсов разбойниками принципиально решается только с отстройкой четвёртой деревни, только в этом случае каждый ресурс добывается с 2 и более гексов.
Последующие наблюдения, по результатам ряда партий:
- Как правило, город построить выгоднее, чем третью деревню. Следует из того, что первые 2 деревни можно поставить лучше, чем третью. Конечно, это работает в том случае, если ресурсы добываются относительно равномерно и решена проблема с разбойниками.
- Если участников много, то борьба за самую длинную дорогу может оказаться очень затратной по ресурсам и невыгодной.
Решение. Можно играть на победу, принципиально использую гексы только трёх ресурсов: камня, пшеницы и овец.
Первоначальные деревни ставятся на 2 камня, 2 пшеницы и 2 овцы, либо, реже, на 3 камня, 2 пшеницы, 1 овцу.
Цели такой игры — максимально быстрая постройка 2 городов и максимальное использование карт развития.
Интересно решается проблема разбойников. За счёт того, что гексы ресурсов дублируются, ни один ресурс не может быть перекрыт разбойниками полностью. Более того, за счёт большого количества карт развития и, следовательно, рыцарей, разбойники играют, скорее, за нас, блокируя чужие гексы и принося дополнительные ресурсы.
Примерный расклад победных очков: 2 города — 4 очка, самая большая армия (за счёт использования большого количества карт развития) — 2 очка, карты победных очков — 2–3 очка. Итого 8–9 очков.
Как правило, для победы нужно построить ещё одну деревню, на любом месте. Недостающее дерево и глина добываются с помощью карт развития, разбойников, либо вымениваются. Участок дороги, ведущий к деревне, часто получается построить совсем без ресурсов, с помощью соответствующей карты развития. При необходимости построенная деревня быстро улучшается до города, принося уже 2 победных очка.
Подчеркну, что мы набираем победные 10 очков, использовав 1–2 глины и 1–2 дерева за всю игру. Это ещё раз подтверждает, что добыча этих ресурсов с гексов нам не требуется совсем.
Базовый алгоритм действий в игре:
- Строим город на гексах с б ó льшими цифрами.
- Строим город на гексах с меньшими цифрами.
- Все ресурсы начинают тратиться на приобретение карт развития*.
- Используем рыцарей, блокируем гексы соперников, получаем самую большую армию.
- Как только появляется возможность — строим участок дороги и новую деревню.
- Улучшаем деревню до города.
- Победа.
При необходимости, если очков до победы ещё не хватает, повторяем 5 и 6 пункты.
*Часто карты развития берутся и раньше строительства городов, например, при избытке овец на руках. Но общий приоритет за городами.
Само по себе использование этой стратегии не является гарантом победы. Но при аккуратной и осмысленной игре результаты могут вас приятно удивить.
Ладно, я не ВСЕГДА выигрываю, так как с тех пор как я начал следить за моей статистикой побед и поражений, я не выиграл и 50% моих партий в «Колонизаторов». Но на ранних стадиях, когда моя основная компания играла практически только в «Колонизаторов», я выигрывал чуть ли не каждый раз. Моя игровая ячейка подошла к нашему хобби достаточно серьёзно, и всё же большая часть сыгранных нами партий осталась за мной.
Не подумайте, что я тут хвастаюсь своими выдающимися способностями в области настольных игр. Вы увидите, что мои победы являются результатом нескольких факторов:
- Я начал увлекаться этим хобби раньше моих друзей и уже поднаторел в стратегиях настольных игр.
- Мой игровой опыт выше, чем у любого, с кем я играю.
- Моя основная «игровая ячейка» — моя жена и шурин со своей супругой. И хотя они сыграли достаточно много партий, чтобы не называться «казуальными игроками», всё же они ближе к этому званию, чем большая часть пользователей BGG.
Так зачем рассказывать о том, как я обыгрываю в «Колонизаторов» новичков? Причина проста: чтобы объяснить, как «Парень, который всегда выигрывает» подходит к «Колонизаторам», и чем этот подход может отличаться от других.
Видите ли, многие утверждают, что «Колонизаторы» развивают социальные навыки наравне с игровыми. Они говорят что-то вроде этого: «Чтобы побеждать в «Колонизаторах», надо умело торговаться». Сообщу им новость: когда в игре «Парень, который всегда выигрывает» (ПКВВ), этот аспект игры вылетает в окно.
- ПКВВ: «Дам 2 руды за овцу».
- Соперник, недоверчиво бледнея: «3 руды и пшеницу, и мы договорились».
Так как же ПКВВ играет в «Колонизаторов»? Ну, я не стану говорить за всех ПКВВ, но вот вам моя схема действий.
1) Ищите монополии
О том, как расставлять первые поселения в «Колонизаторах», написано немало. Моя же стратегия меняется в зависимости от того, как расположились гексы, но что я всегда ищу, так это потенциальные монополии. Обычно монополия образуется для ресурса, на всех гексах с которым, кроме одного, лежат номера с небольшими шансами выпадения на кубике. Если вы сумеете окружить поселениями такой гекс, есть одна проблема — с вами перестанут торговать.
Схожая ситуация (и она встречается чаще), когда есть только 2 хороших места с определённым ресурсом. Рассмотрим, например, глину с шестёркой на одном гексе и пятёркой на другом. В то время как соперники окружат шестёрку, можно монополизировать пятёрку, что может быть выгоднее. «Почему?» — спросите вы. Накрыв шестёрку разбойником (в том числе при помощи карты рыцаря), вы не только перекроете соперникам частый «урожай» глины, но и лишите их возможности дёшево строить дороги и поселения. Вы же сможете строить и то, и другое сравнительно просто. Что подводит нас к п.2.
2) Всегда покупайте карты развития
Это почти что закон, поскольку сложно выиграть в «Колонизаторов» без бонусных победных очков из колоды развития. Но для ПКВВ важно брать карты и по другой причине. Соперники глубоко вздыхают, когда им достаётся всего лишь очередной рыцарь, ПКВВ же улыбается — рыцарь позволяет быть ему гибким. Рыцарь — лучший способ перекрыть доступ к ключевому ресурсу и создать монополию. Кроме того, рыцарь позволяет притормозить лидера, а также защитить ваш гекс от ожидаемо многочисленных атак соперников. К тому же рыцари могут принести вам 2 очка. Я редко строю самую длинную дорогу, но часто располагаю самой многочисленной армией.
Один совет: используйте рыцаря с умом. В начале игры создавайте при помощи них монополии. Потом же, когда соперники распространились вокруг созданной монополии, используйте их, чтобы освобождать ваши ключевые гексы. Так, например, время от времени разбойник будет занимать мой гекс, но не ключевой на данный момент (скажем, он встал на глину, когда я намерен строить города) — тогда я просто оставлю его там, пока глина мне не понадобится.
3) Создавайте возможности для торгов и торгуйтесь честно
Обычно никто с ПКВВ не торгует, но бывают и исключения.
- Если вам удалось наладить монополию, кто-то может торговать с вами, чтобы выручить такой нужный ресурс (впрочем, такое случается редко, поскольку соперники уже отметили, что вы сначала отрезали их от этого ресурса).
- Если все соперники хотят заполучить этот ресурс, а вы предлагаете честную сделку один к одному.
- Если вы выглядите, как меньшее из двух зол, по сравнению с кем-нибудь, кто близок к победе. Часто соперники избегают торговать с вами и сторонятся, как прокажённого. до момента, когда победа уже не за горами, но кто-то другой в гонке вооружений маячит впереди. Вам остаётся только подчеркнуть, кто из соперников близок к победе, и торговать (опять же, по ставке один к одному). Подчеркните угрозы чьей-то победы до того, как начинать торговаться. Иначе вашу попытку воспримут, как ложную тревогу в надежде организовать сделку.
4) Метагейм
- Не плачьтесь, когда соперники начинают дружить против вас (вы всё время побеждаете, так почему бы им не наброситься на вас?).
- Позволяйте другим игрокам начинать торги, а затем предлагайте выгодную сделку по курсу один к одному. Поскольку именно они затеяли торги, они будут менее подозрительными.
- Отмечайте угрозы, не ища в них выгоды для себя.
- Создайте атмосферу «он уже близок к победе!», когда кто-то набрал очков 7, но с картами развития (каждая карта развития является потенциальным ПО, не так ли?). Если удастся сорвать ему тем самым торговлю, вы наконец будете на равных с другими. Надеюсь, к этому моменту вы уже заняли конкурентную позицию.
- Играйте честно и будьте честны с другими игроками, и тогда, если кто-то будет вести себя отвратительно, торговля с ПКВВ уже не будет казаться самым худшим делом на свете, даже если это позволит ему выиграть ещё раз.
- Предпочитайте стратегию городов и карт развития другим. После всего, что я рассказал о важности рыцарей, это, скорее всего, очевидно. Кроме того, данная стратегия требует меньше строительства и потому меньше торговли (победа в классическом варианте: 2 дороги, 2 поселения, 3 города, самая большая армия и 1 карта развития с ПО).
Что ж, вот так ПКВВ обычно и играет в «Колонизаторов». Не сногсшибательный материал, но надеюсь, что хоть кто-то из вас теперь перестанет удивляться, как это ПКВВ умудряется выигрывать, хотя все играют против него.
Тов. Whirlwind прислал мне ссылку на собственную статью, в которой рассказывается о возможных стратегиях в игре Колонизаторы. Автор выделяет четыре основных направления в развитии: дороги, города, карты развития, торговля и рассказывает о плюсах и минусах каждого.
Интересно. Никогда не задусывался о таких тактиках. В основнов, в начале старался занимать гексы с цифрой 6 и 8, а затем как кубики лягут. Сегодня вечером можно попробовать одну из них.
хотя обычно я играю с любителями)
я как то уже наловчился выбирать те точки которые приносят больше всего ресов…
можно узнать как именно происходит выбор?
Блин 🙂 После лет 4х игры в Колонизаторы смешно читать такую развернутую статью про в общем то простую игру 🙂
Ну и как показывает практика, зачастую все эти стратегии разбиваются о броски кубика.
тут видимо больше интуитивно
2 и 3 направление, да возможно. Просто как то был случай когда города были отстроены, а все ресурсы шли достаточно одновременно =)
ну у меня маленький опыт игры с профессионалами =))) а любители не всегда замечают хорошее соотношение цифр на гексах с соответствующими портами
а почему не будут меняться на 2 овцы+ресурс? :)) часто прокатывает, да и набрать 2 овцы намного легче чем 4
спасибо за комплимент про статью) старался
У меня пару раз прокатывала такая тактика:
строим дороги, чтобы получить карточку за самую длинную дорогу
покупаем рыцарей чтобы получить карточку за самую сильную армию
Правда чтобы это сработало надо взять резкий старт чтобы соперникам было трудно угнаться за вами как по количеству дорог так и по рыцарям. Для этого можно попытаться расположить стартовые города рядом чтобы сразу получить 4 дороги в ряд, ну а дальше все от кубиков будет зависеть.
также появляется вероятность получить победное очко на карточке, что может еще больше упростить победу.
У меня пару раз прокатывала такая тактика:
строим дороги, чтобы получить карточку за самую длинную дорогу
покупаем рыцарей чтобы получить карточку за самую сильную армию
итого 4 очка уже есть, а оставшиеся 6 – это всего лишь 3 города.
У меня пару раз прокатывала такая тактика:
Строим дороги, чтобы получить карточку за самую длинную дорогу и получить доступ ко всем портам. Дальше строим 5 поселений в портах, а на гексах с 6 и 8 нужно построить 4 замка. Параллельно этому скупаем карты развития, чтобы сколотить самую большую армию рыцарей и по возможности получить 5-6 карт победных очков. В итоге имеем уверенную победу с большим отрывом!
Читайте также: