Какой танец назван в честь бога войны
Те, кто выжили на Великой войне, среди пулемётов, самолётов, цеппелинов и газовых атак с полным основанием считали своё выживание чудом. И очень сомневались, что чудо это имеет божественную природу. Ведь молитвы в боях не спасали. Смерть не разбирала званий, рас и религий. Равно уязвимыми были на фронте и солдаты, полуграмотные работяги да крестьяне, и офицеры, образованный класс. Одинаково гибли от пуль и осколков что белые европейцы, что чёрные до синевы сенегальцы, что смуглые индийцы. И феминистки неожиданно для себя победили. Женщины, к которым до войны относились с лёгкой усмешкой или плохо объяснимой злобой – слабый ведь пол – успешно заменили мужчин там, где, казалось, им не было места в силу их природы: у станков, и на тяжёлых работах.
В общем, следовало задуматься, так ли жили до войны. И чаще всего люди понимали: нет не так. Не надейся на будущее, его может не оказаться! Не строй абстрактных планов! Живи моментом! На бога, конечно, надейся, но и сам не плошай!
Десять послевоенных лет часто называют «ревущими двадцатыми». И они, действительно, во всю ревели. Подали свой голос автомобили, которые стали доступны всем слоям общества, массовым средством коммуникации стало радио. И, конечно, отовсюду, из каждого увеселительного заведения, которых развелось видимо-невидимо, гремела музыка.
До войны эта музыка, весь этот джаз, показались бы какофонией. Но сейчас такое было в самый раз. Новую музыку не надо было слушать в концертных залах, нарядившись словно на приём к королевской особе. Можно было пойти в кабак, то есть, в кабаре, где подавали вино, и где позволительно было после бокала вина от души выдать чучу на танцполе под лихую негритянскую музыку. У женщин уже хватало смелости не ждать приглашения кавалеров. Под такую музыку можно было и одной танцевать или в паре с подружкой, весело размахивая руками и высоко поднимая ноги. Благо, фасон новых платьев, укороченных почти до колена, позволял это делать ловко и красиво. Мир захватил не империализм, и не социализм. Мир захватил чарльстон.
Этот весёлый танец получил своё название от города Чарлстон (Charleston) в американском штате Южная Каролина. По меркам истории США Чарлстон – город старый. Он был основан в 1670 году переселенцами из Англии и назван в честь короля Карла II (1630 — 1685), правившего в то время. Чарлз Таун был первый город на большом куске земли, который король даровал в 1663 году восьми лордам, поддержавшим его возвращение на престол после революции, в ходе которой был убит его отец, Карл I (1600 — 1649). В честь Карла I подаренные земли назвали колонией Каролина. Позже, в 1729 году Каролина разделилась на Северную и Южную. Вот какая выявляется дальняя, через 300 лет, связь между британской монархией и легкомысленным танцем!
По традиции местом рождения чарльстона считают сиротский приют Дженкинса («Jenkins Orphanage»). Чёрные дети-сироты играли на благотворительных вечерах в духовом оркестре. И пританцовывали, как могли. Они же были дети!
Больше всего электризовало публику, что чарльстон был вроде бы женский танец. Раньше такого не бывало! Его могли танцевать в одиночку или парой девушки, которых в обществе стали называть «flappers» (что по-английски означает «хлопушки»). Название вроде бы презрительное. Если судить по-старому, женщина не может танцевать без кавалера. И если танцует одна, значит, ищет спонсора, значит, проститутка. Одно из значений слова «flapper» было «распутница». Это возбуждало!
Между тем, старое рассуждение о нравственности девушки, танцующей в одиночестве, оказывалось неправильным. Эмансипированные девушки-флапперы, как правило, работали, и поэтому средства к существованию у них имелись. И мечтали они не столько о супруге-кормильце, сколько о друге сердечном. А поскольку «хлопушки» были девушки простые, то на неуважительные приставания могли ответить просто, но чувствительно. Кстати, ещё одно значение слова «flapper» – «колотушка». Так что, долой традиции и слава чарльстону!
Чарльстон завоевал Америку. Научиться танцу не составляло труда. Движения его оказались просты и бесхитростны. Главным умением было энергично двигаться под быструю, ритмичную, музыку и, улыбаясь, довольно высоко поднимать ноги и энергично размахивать руками. В 1925 году чарльстон танцевала вся Америка.
Пришла пора заразить чарльстоном и Европу. Парижская публика узнала этот танец, когда туда приехала с гастролями из Америки Жозефина Бейкер (1906–1975). Эта мулатка очаровала Париж и в свою очередь, сама была им очарована настолько, что, в конце концов, стала французской гражданкой. А во время Второй мировой войны она доказала верность новой родине делом. Впрочем, это отдельная история.
Но в 1927 году она продемонстрировала в Париже необычные и зажигательные танцы, приучив французскую публику к джазовым ритмам. К тому же танцы почти голышом в одной юбочке из бананов фраппировали французов гораздо меньше, чем американцев. В общем, французская публика именно в её исполнении с энтузиазмом восприняла и чарльстон.
Благодаря Жозефине Бейкер этот танец в Европе стал настолько же популярным, как в Америке. Чарльстон признали королём танцев.
Кстати, снова о королях, и снова о королях английских. Чарльстон пересёк Ла-Манш и стал популярным в Великобритании. Настолько, популярным, что его станцевал даже наследник короны, принц Йоркский Эдуард. Вероятно, дух короля Карла II, опосредствованно причастного к названию этого танца, был сконфужен. Он никак не думал, что кандидату в наследники его короны понравятся диковатые танцы чёрных рабов из американских колоний! Так недолго и до неподобающего брака с какой-нибудь американкой. Как в воду смотрел старик! Был брак с американской разведёнкой, из-за которого Эдуард VIII в 1936 году отказался от короны. В результате чего история Британской империи в далёком от Карла II двадцатом веке пошла совсем по-другому.
На этот танец обратили внимание даже в СССР. Как и всё, что приходило с загнивающего Запада, танец этот понравился людям, но не советскому идеологическому начальству. Нарком Луначарский, например, писал: «Я видел танец чарльстон и считаю его в высшей степени отвратительным и вредным». Сказано наркомом – сделано подчинённым ему Главреперткомом. В 1924 год на эстраде и в советских учреждениях было запрещено исполнение американских танцев, которые, как констатировалось в постановлении «…направлены несомненно на самые низменные инстинкты. …они по существу представляют из себя салонную имитацию полового акта и всякого рода физиологических извращений». Как всегда, забота о подрастающей смене: не развратить бы! Тем же постановлением, что и чарльстон, запретили фокстрот, шимми и тустеп. Что с ними, буржуазными танцами, разбираться?
Впрочем, волей-неволей, хотя бы как иллюстрацию разложения буржуазии, чарльстон был продемонстрирован в первом советском балете «Красный мак» Р. Глиэра, а также в балете Д. Шостаковича «Золотой век».
Но Луначарский умер. С наркомами это случалось. А вот чарльстон выжил. Такое случается с танцами. Вынырнув из относительного подполья, чарльстон, вместе с твистом, вновь оказался на слуху у всех в Советском Союзе. Даже чешскую песенку «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон» перевели на русский и распевали довольно широко. Кстати, чешские авторы отреагировали на «вторую молодость» чарльстона, которую в 1960-е годы танец переживал за рубежом. Это было связано с ностальгией тех, кому в те годы было 60+ по славным ревущим двадцатым, по своей молодости… Старые танцы о главном…
«Вторая молодость» – гарантия долгой жизни. Хотя чарльстон сейчас не слышится из каждой радиотрубы, он всё равно у всех на слуху. В фильмах, если хотят напомнить об Америке добрых старых, докризисных, 1920-х. А главное, он размножился, преобразовавшись в несколько более современных танцев, линди-хоп и свинг. Дети, естественно, стараются не походить на родителя, но родства не скроешь.
История танца в Азербайджане уходит в глубину веков. Как и везде на планете, танец выражал собой не только радостные или печальные эмоции, любовь или ненависть к врагу. Танцы были неким магическим актом - с их помощью наши предки вымаливали у богов удачу на охоте или в войне, танцы были способом выразить богам уважение и любовь.
В дальнейшем с духовным развитием человечества танцы перестали нести в себе ритуальное начало и стали чистым творчеством, т.к. танец - не что иное, как разновидность народного искусства. Однако движения танца очень часто остались древними, несущими в себе не только ритуальное или обрядовое начало, но и отражающими быт и воззрения народа.
Так, по танцу можно понять, кочевниками были предки того или иного народа или насельниками. Причем для этого не нужно быть большим специалистом в истории танца: танцам кочевых народов свойственны, например, движения рук, напоминающие движения рук всадника, когда тот держится за уздцы лошади. У азербайджанского народа таких движений нет, передает Day.Az со ссылкой на Azerhistory.
Танец пастухов, фото 1977 года В.Калинина
Точно так же на основе танцевальных движений можно понять, воинственным были предки народа, или нет. В азербайджанских народных танцах нет воинственных разновидностей, а вот у соседей на западе - есть. Этот танец называется "Ярхушта" и является боевым танцем. Зато в азербайджанских народных танцах много элементов от спорта, от состязаний. Всем этим оставалось время заниматься, только постоянно живя на земле. Точно так же, как и земледелием, скотоводством, поэтому в азербайджанских народных танцах присутствуют элементы, напоминающие движения виноградаря, пастуха или пахаря.
Элементы танца указывают также и на древность народа. Кстати, древность азербайджанского народа доказывают изображения одного из самых популярных и любимых танцев - Яллы - на скалах Гобустана. То, что в петроглифах запечатлен именно этот танец, доказал знаменитый ученый Тур Хейердал, неоднократно бывавший в Азербайджане.
Яллы на скалах Гобустана в Азербайджане
Танец Яллы, фото 1939-1940 года
Помимо Яллы в Азербайджане со временем обрели популярность и другие национальные танцы. Они весьма разнообразны по тематике и по рисунку движений, в них выражаются самые разные эмоции. Можно назвать такие танцы, как Новрузу, Сэмяни, Джейраны, Гювенг, Хыдыр Ильяс, Коса-коса, Году-году и т.д.
Многие из этих танцев были посвящены природе и праздникам. Так, обрядовый танец Сэмяни был посвящен приходу весны и возрождению природы. Обрядовый танец Хыдыр Ильяс был олицетворением живительной весенней влаги и напрямую связан с ожиданием (вызовом) дождя. Приходу весны посвящался и танец Кос-Коса, а культу солнца - Году-году. В названии танца часто присутствовали цветы или плоды: Иннаби, Лаля, Бяневшэ и т.д.
Как правило, танцы азербайджанского народа - сольные, что опять же говорит о насельническом характере народа: у кочевых племен не бывает лидеров-"солистов", там все решается скопом, грубо говоря, давят массой. И танец все это отражает.
Помимо обрядовых, были и свадебные, пастушечьи, хороводно-игровые и другие танцы. При этом мужские и женские танцы резко отличались, что было обусловлено четким разделением жизненных ролей. Любопытно, что в женском танце главным было движение рук, а в мужском - ног. Соответственно и ритм танца сильно отличался: у женщин он был плавным, у мужчин - быстрым, резким.
Фото 1970-х годов
Многие путешественники и этнографы отмечали красоту и разнообразие азербайджанского народного танца. Так, Иван Шопен, российский историк и этнограф Кавказа, побывавший в азербайджанских ханствах в 1820-1830-х годах, в работе 1852 г. "Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху присоединения ее к Российской Империи" (Армянской областью в царской России стали называть Эриванское и Карабахское ханства после присоединения их к России и искусственного заселения армянами) описал несколько танцев: "Татарки (так называли в ту пору азербайджанцев) пляшут обыкновенно попарно, имея в руках кастаньеты, которыми производят удары, то быстрые, то медленные; иногда звуки вовсе умолкают и пляшущие остаются как будто неподвижны; вдруг, при ускоренном дребезжании кастаньетов - с судорожным движением всего тела и будто в наступлении они бросаются вперед, но один шаг - и обращаются в тихий нимф, которые легкими и стройными движениями выражают томление и страстную негу. В это мгновение самые души их, кажется, изнемогают и вылетают влажными взглядами, исполненными пылкого наслаждения. Пляска эта называется Мирзаи".
Танец Гюванк И.Шопен описал так: "При начатии пляски две пары, поджав ноги под себя, садятся одна против другой в довольно дальнем расстоянии и под такт музыки придают своему стану разные положения, прищелкивая пальцами рук; вместе с этим все пары, не вставая, подвигаются вперед и сходятся вместе, так, что колена их дотрагиваются; тут они придают телодвижениям своим более страсти и живости и, выказывая всю красоту стана, танцующая то перегибая голову назад, так, чтобы распущенными волосами касаться пола, то забрасывая ее вперед, скрывают свои пламенные взгляды под густым покрывалом волос".
А вот описание того же И.Шопена мужского танца (Орфография сохранена, пунктуация цитат современная - О.Б.): ". несколько мужчин берутся за руки и составляют полукружие; сначала музыка играет тихо: цепь танцоров раскачивается со стороны на сторону, как будто желая расшевелить свои сонные чувства, и лица их, покоряясь сильным ударам барабана, принимает вид менее суровый: после непродолжительного вступления музыка несколько ускоряет такт и тогда начинается перестанавливание ног одной за другою, в таком направлении, что вся цепь пляшущих принимает в сторону, переваливаясь вместе с этим всем корпусом то направо, то налево; это движение ускоряется и наконец доходит до дикого неистовства, но сильный удар в барабан останавливает беснующихся и пляска начинается снова теми же ленивыми приемами".
Азербайджанские танцы попадали также на картины и рисунки. Так, весьма знаменательны акварели и рисунки князя Г.Г.Гагарина, побывавшего в азербайджанских ханствах в 1840-х годах, изображающие женский танец: "Танцовщица Ниса", "Шемахинские баядерки", "Женщина из Шемахи".
10.В 1933 году ОН завершил «Парижский танец»: панно с фигурами шести людей. ( Анри Матисс ).
20.ЭТО и один из четырех старейших традиционных шотландских танцев и часть балета «Спартак». ( Танец с мечами ).
30.В основе «Танца скелетов» Уолта Диснея лежит музыка ЭТОГО французского композитора. ( Сен-Санс ).
40. ОНА состояла из петлей и восьмерок и мягких, расплывчатых треугольников, переходящих в квадраты и пятиугольники, и не прекращающегося ни на минуту негромкого гудения. ( Пляска голода Каа ).
50. Название ЭТОГО танца произошло от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. ( Мамбо ).
10. Этот сын Никты издевался даже над Афродитой, хотя единственное за что он смог ее высмеять - это разговорчивость и скрипучие сандалии. ( Мом зач: Момус)
20. "Тaabe" - "солнце", "tatzinupi" - "звезда", "janib" - кукуруза, - вот некоторые слова из ЭТОГО вымирающего языка, которым в годы Второй мировой войны пользовались радисты-шифровальщики. ( Команчского )
30. Он неплохо плавает, лазает по деревьям, развивает скорость до 62 км/ч, а в случае опасности может боднуть головой или загнать врага в нору и раздавить своим крепким задом. ( Вомбат )
50. К написанию музыки эту итальянку вдохновили "Битлз", Боб Дилан и подаренная родителями гитара, а ее самой знаменитой ролью в кино стала Жюстина в экранизации де Сада. ( Ромина Пауэр )
10. В 1963 году Лев Яшин сыграл в ЕЁ составе, а через восемь лет в составе её соперников. ( сборная мира )
20. Этот, состоящий из двух слов лозунг утвердился в советской печати с 1951-го года. ( Миру – мир! )
30. В 2010 году в Ганновере для подписания официального перемирия собрались члены «Бандитов» и «Ангелов ада» - одних из крупнейших в мире группировок представителей этого движения ( байкеры )
40. Именно ЕЮ является, существующий с 1957-го года «Мир» в котором грузовики накручивают по спирале 8 км., а вес крупнейшей находки достигает почти семидесяти грамм. ( Кимберлитовой трубкой ком: алмазы добывают открытым способом)
50. По этому мирному договору, получившему название от дворца Версаля в котором он был подписан, Венгрия лишалась двух третей своей территории ( Трианонский ком: 1920-й год)
10. Именно он пульсирует победной молнией в песне «Трус не играет в хоккей» ( фонарь за воротами противника зач: фонарь)
20. Анатолий Тишлер вспоминает, что в конце проходившего в Лондоне чемпионата мира по спортивной акробатике, на котором сборная СССР завоевала девятнадцать золотых медалей из двадцати одной, проводившая награждение английская принцесса призналась, что уже выучила именно это. ( Гимн СССР )
30. В 2007 году чемпионом мира по этому виду спорта в полутяжёлом весе стал немец Франк Штольд, поставивший мат в 7-м раунде своему сопернику американцу Дэвиду Депто. ( шахбокс ком: вид спорта существующий официально с 2003 года, гибрид бокса и шахмат)
40. Статья на одном из футбольных сайтов о победе «Милана» над «Наполи» благодаря двум голевым передачам правого защитника называлась «Милан одолевает Наполи», какую букву мы пропустили в названии статьи. ( Д ком: «Милан ОДДОлевает Наполи» Массимо Оддо – игрок Милана)
50. Она дебютировала в кубке мира шестнадцатилетней девочкой сменив временно выбывшую из строя «Турбо-Дизль». ( Магдалена Нойнер ком: «Турбо-Дизль» - прозвище знаменитой немецкой биатлонистки Уши Дизль, преемницей успехов которой в каком-то смысле стала Магдалена)
10.Денис Зайцев в девятилетнем возрасте снялся в ЭТОМ фильме. (« Рыжий, честный, влюбленный» )
20.ЕЕ делают из высушенных листьев лавсонии. ( Хна .)
30. «За что меня миряне прозвали ИМЕННО ТАК - ей-богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно». Как ТАК? ( Рудый Панько )
40.Джон Рэй первым в 1671 году выделил из НИХ метановую кислоту. ( Рыжие муравьи ). Она же муравьиная кислота.
50.В ЭТОМ детективе разобраться с преступлением помогает Джинджер Корриган. Джинджер – означает Рыжик. ( Вилла «Белый конь »).
10. Этот, умерший в 2009 году писатель, получил Пулитцеровскую премию не за прославивший его роман, а за романы "Кролик разбогател" и "Кролик успокоился". ( Джон Апдайк ком: упомянутые романы - сиквелы знаменитого "Кролик, беги")
20. Этот фильм снял Тим Бёртон, основательно переработав новеллу Вашингтона Ирвина и превратив комическую историю неудачного сватовства в мистический триллер. ( Сонная лощина )
30. Этот писатель хотел, чтобы в экранизации его романа главную героиню сыграла Мерлин Монро, однако она отказалась и роль досталась Одри Хепберн. ( Трумен Капоте ком «Завтрак у Тиффани»)
40. В Серии игр «Starcraft» есть персонаж, который носит эти имя и фамилию, как и в знаменитой антиутопии, он вооружён огнемётом и носит за спиной баллон с керосином. ( Гай Монтэг ком: Главный герой «451 по Фаренгейту»)
50. [Ведущему: при чтении не акцентировать внимание на кавычках] Во время недавнего путешествия, автор темы читал «В дороге» этого писателя. ( Керуак ком: роман Керуака «В дороге»)
10.Согласно анекдоту, российский герб, представляет собой петуха, родившегося именно в этом украинском городе. ( Чернобыль )
20.В названии третьего романа серии Пелагия соседствует с НИМ. ( Красный петух ).
30.Царевич-герой из оперы «Золотой петушок» носит ЭТО «пушкинское» имя. ( Гвидон )
40.Именно на этом изобретении держатель заднего переключателя скоростей называют петухом.
50.На гербе именно этой страны Восточной Африки изображен петух.
Не самая умная тема
10. Одним из классических её примеров является, например, форма штекера не позволяющая вставить его в гнездо кабеля неправильно. ( дуракозащита зач: защита от дурака)
20. В отчёте за пятое марта герой этого произведения писал: «всю жизнь я хотел быть умным а не глупым и моя мама всегда гаварила старайся и учись и мисс Кинниан гаварит это но очень тежело быть умным и даже когда я штонибудь выучю в класе я много забываю» (« Цветы для Элджернона »)
30. О смерти этого поэта в песне Макаревича в новостях сообщают лишь в спешке в самом конце «парад закончив идиотский». ( Бродский ком: рифма должна помочь)
40. Перу этого целителя, уроженца Узбекистана пренадлежит книга «Опыт дурака или Ключ к прозрению» ( Мирзакарим Норбеков )
50. Даже весьма грамотному в картах игроку не просто будет сразу разобраться в правилах этой разновидности дурака: козыри в игре всегда пики, трефы можно бить только трефами, а десятка старше короля. ( китайский дурак ком: «грамотный игрок» и «непросто разобраться» – намёк на китайскую грамоту в которой не просто разобраться )
Отборочный бой 2
10. В оригинале этого героя зовут Монтерей Джек или Монти за пристрастие к популярному американскому сыру Монтерей Джек. В русском переводе героя стали звать ТАК.
( Рокфор или Рокки ).
20 Обычная форма этого сыра шарики. Большие шарики называются "боккончини", маленькие, размером с черешню, "чильеджини", крошечные, как конфетки, "перлини". Бывает и косичка— "трэчча". ( Моцарелла )
30 В этих лесных грибах нашли заменитель сычужному ферменту для изготовления сыров. Забавное совпадение. ( СЫРОежки ). (В сыроежке красной ученые обнаружили фермент руссулин. Он заменяет сычужный фермент в производстве творога и сыров)
40 Некоторые сорта сыров перед созреванием протыкают длинными иглами. А для чего?
( Заносят споры плесени ).
50 Так называют людей, коллекционирующих сыры разных сортов.
10. Так психологи называют эффект возникновения доброжелательных чувств со стороны похищенного к похитителю. ( Стокгольмский синдром )
20. В пародии Жвалевского и Мытько она выведена под фамилией Макканарейкл. ( профессор Макгонагл )
30. Это прозвище получил хирург с корабля «Ласточка» в одной из дальних стран. ( Человек Гора ком: хирург - Гулливер)
40. По традиции и для смягчения ударов головой при падении прическа суматори делается в форме НЕГО. ( Листа гинкго )
50. Этот немецкий гроссмейтер был одним из наиболее активных пропагандистов шахмат по переписке. (Эдуард Дикгоф )
10. Фильм, снятый Джеймсом Уейлом в 1933 году, по этому роману, стал для своего времени подлинным праздником трюков и спецэффектов: велосипед, едущий без седока, рубашка, плавающая в воздухе и сигарета, горящая сама по себе. (« Человек невидимка »)
20. Песенка главного героя этого фильма начинается словами «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки» (« Соломенная шляпка »)
30. Для съёмок одной из сцен фильма «Девятая рота», в которой советский боец посещает афганский кишлак, долго не могли подобрать подходящую «актрису». Наконец в Ялте была найдена исполнительница, обладавшая завидным киностажем. Именно в этом фильме Леонида Гайдая «актриса» дебютировала за 39 лет до «Девятой роты». ( «Кавказская пленница» ком: исполнительница – ослица)
40. Прототипом этого киногероя, стал как ни странно, не уроженец своего континента а латышский охотник Арвид фон Блументалс, уехавший в далёкие края в 1944-м году.( Данди Крокодил )
50. Глава об этом фильме в книге Александра Борянского «Приключения синематографа в третьем тысячелетии» называется «Новое число зверя». ( «Фаренгейт 9/11» )
10. Именно в ЭТУ представительницу подотряда нежвачных безумно влюбился жираф в мультфильме "Мадагаскар-2". ( Бегемотиха (Зачёт: Гиппопотамиха, Бегемотиха Глория, Гиппопотамиха Глория, а антилопы как раз – подотряд жвачных).
20. Жираф – четвертое по величине наземное животное, уступающее только слону, бегемоту и ЭТОМУ млекопитающему. ( Носорогу ).
30. Жираф съел флюгер на морском судне именно в ЭТОМ известном произведении. (" Приключения капитана Врунгеля " (Комментарий: Автор книги - Андрей Некрасов).
40. Именно ТАК звучат Имя и фамилия известного книжного путешественника и охотника, героя девяти романов, сумевшего поймать живого окапи в дикой Африке. ( Томек Вильмовский (Зачёт: Томаш Вильмовский. Комментарий: в романе Альфреда Шклярского "Приключения Томека на Черном континенте " ).
50. Именно в ЭТУ игру предлагает сыграть с жирафом герой песни Юрия Энтина про "очень длинношеее животное". ( Пятнашки ).
ЗАПАС. Именно ЭТОЙ строчкой заканчивается стихотворение, начинающееся со слов "Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд. ". (" Изысканный бродит жираф ")
Пригодится в быту
10. Некоторые многоразовые ИХ разновидности комплектовались счетчиками по номиналам, другие имели музыкальные замки, третьи открывались только по достижении определенной суммы. ( Копилки ).
20. В городе Мейкон, штат Джорджия женщина отбилась от грабителя с помощью ЭТОГО бытового устройства. Он правда был выключен и ожогов не осталось. ( Утюг ).
30. В городе Линкольн, штат Небраска, мужчина ограбил хозяйственный магазин, использовав для маскировки ЕЕ. Сколько метров ЕЕ было использовано, не уточняется. ( Туалетная бумага ).
40.Внутри стержня особой ЕГО разновидности находится полый канал с клапаном для отвода двуокиси углерода. ( Штопор ). Для шампанских вин.
50.ЕГО название происходит от немецкого «пробивать насквозь». ( Дуршлаг ).
10.У Тарковского «С насмешливым свистом ОНИ/ Стригут комаров-ротозеев». ( Стрижи ).
20. Абсурдный аметист, / от индюка с принцессою метис. / О, самоцветный самохвал! Писал о НЕМ Д.Бобышев. ( Павлин ).
30.Державин сравнил с НЕЙ ласточку, Пушкин – серого коршуна, а Горький – буревестника. ( Молния ). Комм. О домовитая ласточка! <. > Ты часто, как молния, реешь/Мгновенно туды и сюды (Державин). Носился, плавал коршун серый / И пал как молния на двор. (Пушкин). Буревестник с криком реет, черной молнии подобный (Горький)
40.У Багрицкого «ОН взорвался, как фейерверк. / Дробь вырвала хвою. Он / Пернатой кометой рванулся вниз,/В сумятицу вешних трав». ( Фазан ).
50.Юнна Мориц назвала ЕГО чернильницей с когтями. ( Ворон ). Комм.: Чернильница с когтями — / Расселся ворон синий.
Запас.Рясофорная, бисерящая птица самоварного золота – назвал ЕГО Пастернак. ( Петух ).
10. Его называют и немецким и российским математиком, хотя родился и жил до девятнадцати лет он в швейцарском Базеле. ( Леонард Эйлер )
20. Изначально она предназначалась прусскому королю, но вскоре после создания оказалась в России. В 1915 году императрица Александра Фёдоровна хотела подарить её своему прусскому кузену, но Государственная Дума воспротивилась. Впрочем, через несколько десятилетий в Германию она всё-таки попала. ( Янтарная комната )
,30. Её начало часто отсчитывают от взятия немецкими войсками железнодорожной станции Мга. ( Блокада Ленинграда )
40. На проходившем там чемпионате Европы Германия одолела Россию благодаря голам Кристиана Циге и Андреаса Мёллера. ( Англия ком: 1996-й год)
50. Именно за это звездой героя советского союза был награждён уроженец Саксонии Зигмунд Йен. ( За полёт в космос ком: это единственный космонавт ГДР)
10. В нём происходят действия компьютерной игры 1997-го года «The Last Express». Сам же он курсирует с 1883 года. ( Восточный экспресс )
20. С ним часто сравнивают спортивную команду поднимающуюся из низшей лиги в высшую, и в следующем опять вернувшуюся в низшую. ( лифт )
30. В одной из новогодних передач Андрей Макаревич говорил, что в праздники в Москве известным музыкантам приходится выступать так часто за очень короткое время, что даже это утверждение уже иногда становится ложным. ( Звёзды не ездят в метро ком: на машине не всегда успеешь от места к месту)
40. В рассказе Беляева это транспортное средство состояло из множества ячеек-пузырьков. Пустоты ячеек заполнены водородом. При толщине стенок - тонких пленок - в одну тысячную миллиметра получался невесомый материал. ( ковёр-самолёт )
50. Техническую возможность создания таких транспортных средств обосновал Владимир Левков в 1925 году в работе «Вихревая теория ротора». ( на воздушной подушке )
Имя этого выдающегося танцора знают миллионы людей на всей планете. В Индии его боготворили за «Золотого Бога», в Мексике приходили в восторг от «Хорабио тапатио» и в благодарность танцору пели «Подмосковные вечера», колумбийцы помогали ему разучить «Бамбуко», бразильцы — освоить «Макумбу». Его понимали в каждой стране: он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его родном языке.
Его искрометные, непревзойденные хореографические новеллы завораживали зрителей на сценических площадках всего мира. О Махмуде Эсамбаеве сложены легенды, написаны книги.
Фото: Рудольф Дик / Фотохроника ТАСС
Махмуд Эсамбаев. Москва, 1974 год
Его имя и папаха, которую он не снимал даже перед королями, но снимал перед ветеранами Великой Отечественной войны и друзьями, вызывали уважение и восхищение.
С его именем связаны щедрые эпитеты, присвоенные ему восторженной публикой, искусствоведами, близкими и друзьями — «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Маршал танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века», «Звезда мировой величины».
Он был не только выдающимся и талантливым танцором. Дочь Стелла называла его выдающимся и талантливым отцом, друзья считали его самым верным и преданным другом.
15 июля исполнилось 95 лет со дня рождения уникального танцора и человека Махмуда Эсамбаева. Своими воспоминаниями о нем делится с «Это Кавказ» его племянник Саид-Абдул Эсамбаев — Президент Всемирного благотворительного фонда Махмуда Эсамбаева.
«Отцу пришлось смириться»
— Я-то не помню, но по рассказам старших родственников, отец дяди был недоволен его увлечением танцами. А он ребенком еще в Старых Атагах танцевал каждую минуту. Импровизировал. Какие-то халаты на себя накидывал, ритмично двигался. За своей тенью следил — движения корректировал. За это ему попадало. Отец хотел более мужскую профессию для него. Видел его прокурором, судьей или врачом.
У чеченцев это совсем не просто — пойти наперекор отцу и поступить в хореографическое училище. В 1939 году дядя так и сделал. И только через много лет, когда к нему пришло мировое признание, отцу пришлось смириться и простить.
На пути к славе были Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, выступление в составе фронтовой концертной бригады на фронтах Великой Отечественной войны, Пятигорский театр музыкальной комедии, Киргизский театр оперы и балета.
О выступлениях дяди на фронтах мне рассказывал Герой Советского Союза, бывший губернатор Московской области Борис Громов, у которого я два года проработал советником. Борис Всеволодович очень уважал и любил дядю, знал исторические факты о нем и рассказывал мне, что дядя дал на передовой более 400 концертов. Был ранен осколком в ногу. Ее должны были ампутировать. Но он не согласился и со словами «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать» написал расписку-отказ.
Бабушка наша исцелила его народными средствами. За месяц дядя восстановился и снова начал танцевать. Он нам рассказывал, что, увидев его на обеих ногах, да еще и танцующим, начальник госпиталя сказал: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете».
Аскет с чувством юмора
— В дяде всегда преобладали человеческие качества. Простым, чистой души человеком был, исключительно хорошим. Он ничего не наигрывал, как есть, так и преподносил. Несмотря на нехватку времени, всегда пытался успевать везде. Когда были нелегкие времена, где бы и сколько бы ни встречал своих земляков, всех поддерживал. Искренне за всех переживал.
Относились ли и к нему так же? Человеческий фактор всегда и во всем присутствует, конечно, но в основном я не видел таких, которые дядю не любили. Были люди, которые за спиной что-то говорили. Я спрашивал его: «Тебя это не задевает?» Он с такой веселой лукавинкой отвечал: «А пусть придут и в глаза мне скажут». Но такие люди появлялись перед ним со словами «О, Махмуд!» и начинали трепетать. И он говорил мне: «Видишь, Абдулла, во что превращаются те, кто плохое желает. Что я их, пугал, бил? Нет, они меня увидели — и все».
Ему любили вопросы задавать, он почти всегда с юмором отвечал. Например, однажды спросили: «Махмуд Алисултанович, вы такой великий человек. Почему у вас нет телохранителей?»
Он взглядом всех окинул и в ответ спросил: «А где вы видите тело?»
— Самая ваша заветная мечта?
— Хоть один раз в жизни досыта наесться. Чтобы понять мое желание, попробуйте поститься изо дня в день, постоянно.
Фото: Рудольф Дик /Фотохроника ТАСС
Махмуд Эсамбаев среди молодежи аула. Чечено-Ингушская АССР, 1974 год
Он именно так жил. Был строгим по отношению к себе, ограничивал себя во всем — в еде, во сне, в отдыхе. Мог лечь спать в половине пятого утра, а в половине седьмого уже встать. Приучил себя высыпаться за два-три часа.
Я не видел ни одного другого человека, который бы постоянно с таким усердием над собой работал. Если рассказать о некоторых вещах, никто не поверит. Но пусть попробуют так жить и так порхать, как он порхал, и делать то, что он делал. Пока никто не повторил. А он старался быть лучшим во всем, считал, что это необходимо, так как он представлял свой народ, который очень любил. Всегда называл его многострадальным. После концерта всегда говорил: «Еще лет двадцать буду танцевать, Дала мукълахь» (с чеченского — Бог даст, — Ред.). Еще в советское время говорил эту фразу по-чеченски даже на Кремлевской сцене. У нас есть эти записи.
Есть запись и его разговора с Джохаром Дудаевым, когда тот сказал дяде: «Дай, я обниму твое львиное тело». В ответ прозвучало: «Ты мое тело так не называй, я не кошка. Ты лучше мой народ оставь в покое и вернись туда, откуда пришел». Если кто этому не верит, могу показать запись этого момента.
Первое золото Махмуда
— Как и весь народ, он был репрессирован и поэтому оказался в Киргизии, где был артистом Киргизского театра, но выступал там не как чеченец, а как представитель киргизского народа.
Его рывком к вершине стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, куда дядю пригласили участником. Чтобы поехать в столицу, даже надеть-то особо нечего было. Пишут, что жена дяди продала ковер и швейную машинку. Но еще и бабушка наша продала корову и материалы из заветного сундука. Так и справили ему костюм.
Дядя рассказывал, что якобы на этом конкурсе должен был выиграть англичанин и что перед выступлением дяди на сцену бросили битое стекло. И он танцевал на нем. Когда танец закончился, вся сцена была в крови, потому что ноги у него были порезаны осколками. За кулисами ему стало плохо. «Но мне всегда помогала вера во Всевышнего и жажда показать миру, кто такие чеченцы и в каком формате их можно рассматривать».
В итоге дяде присудили одну золотую и две серебряные медали, а англичанин пожал ему руку и признал лучшим.
Гораздо позже, чтобы соответствовать сценическим образам, рассказывал дядя, он сам себе делал костюм, своей фантазией. Так, для всемирно известного индийского танца «Золотой Бог» он изначально сделал костюм из консервных банок.
«Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом»
Некоторые думают: «О, Махмуд Эсамбаев ходил, парил, двери все открывал». Но он прожил нелегкую жизнь.
Не мог без слез говорить о депортации, о том, что не видел, как умерла мама, что не смог ее похоронить, о последних военных кампаниях в Чечне.
«Молиться, чтобы не думать о холоде, голоде, болезнях и смерти» Воспоминания чеченцев, переживших депортацию в Среднюю Азию в середине XX векаОчень переживал, когда видел по телевидению последствия войны, теракты, слышал, что происходит на родине. Недоумевал. Говорил, что в самые трудные времена чеченцы всегда держались друг за друга. «Если бы не это, нас бы как народа не стало. Мы своим уважением, пониманием и любовью друг к другу сохранили наш народ. А сейчас что происходит, я не пойму».
После его комментария по поводу теракта в Буденновске ему приписали фразу: «Мне стыдно, что я чеченец». Ее выдернули из контекста. Я был рядом и слышал весь разговор. Он говорил, что, будучи настоящими чеченцами, люди на такие поступки не идут. «А люди, которые называют себя чеченцами, не будучи чеченцами, всегда нас подводили, и если эти подонки, которые пошли с оружием на женщин и детей, называют себя чеченцами, тогда, конечно, стыдно быть таким чеченцем. Но мой народ не такой. Поэтому я всегда был, остаюсь и всегда буду с ним» — это его слова. Из-за всех последних трагедий на чеченской земле дядя получил инсульт — и глубокие переживания за судьбу народа, за безопасность близких, за вопиющую несправедливость унесли его жизнь.
Памяти чародея танца
На малой родине Махмуда Эсамбаева всемерно чтят память знаменитого земляка. В Грозном его имя носит центральный пешеходный бульвар, где на стене одного из зданий находится монументальный 3D-портрет танцора. Чеченскому государственному детскому ансамблю песни и танца «Даймохк» присвоено имя Махмуда Эсамбаева. У здания Республиканского центра культуры и искусств в 2008 году ему открыт памятник. Ежегодно лучшие танцоры мира собираются в Грозном на Международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева.
В Шатойском районе есть Эсамбаевский родник — так его называют в народе, потому что Махмуд Эсамбаев любил здесь останавливаться и пить из него воду.
В последние годы жизни Махмуд Эсамбаев любил отдыхать в пансионате «Лесной городок» — в деревне Осоргино Одинцовского района Московской области. В его честь названа одна из улиц, а рядом с пансионатом установлен оригинальный памятный комплекс — вокруг бронзовой фигуры танцора, которая парит на пьедестале в центре, расположены восемь рельефов живописных образов-героев, созданных Махмудом Эсамбаевым в танцах. Тут и бог Шива, и благородный горец, и русский рубаха-парень, и бесстрашный тореадор…
Рожденный летать не может ползать
— Последние годы жизни дяди я был рядом с ним. Меня отец поэтому и отправил в Москву. Когда у дяди случился инсульт, он не мог ни разговаривать, ни ходить. Но он не сдавался. Проявлял неистовое желание восстановить свои силы. При этом воли и силы духа ему было не занимать. Делал все упражнения, выполнял все процедуры. После этого мы с ним обязательно выходили на прогулку и совершали по три круга вокруг парка. Я говорил: «Когда ходишь, старайся вытягивать носок». На что он с горечью усмехался: даже просто нормально идти ему было трудно, особенно на третьем круге. Обычно же он порхал по земле, а плестись, еле передвигая ноги, было не в его стиле. И как-то он сказал: «Знаешь, чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть».
Я ответил, что это успеется, и посоветовал: «Лучше вспомни свою прежнюю волю, какую ты проявлял, когда стремился быть танцором. Никто ведь не ожидал, что ты будешь таким великим. Включи свою память, вспомни, как ты стремился, как добивался». И в течение недели такая динамика у него появилась. Волевым был человеком, сильный духом. Поэтому мог преодолевать себя и обстоятельства и добиваться того, чего хотел.
«Оставляйте после себя только хорошее»
— А вообще, дядя всегда со всеми находил общий язык. Хоть маленького ребенка к нему подведи, хоть старика — со всеми мог поговорить.
Фото: Рудольф Дик/ Фотохроника ТАСС
Махмуд Эсамбаев исполняет бразильский танец «Макумба», 1974 год
Ему было без разницы, какой человек перед ним — черный, белый, желтый, высокий, толстый, худой. Он всегда говорил: «Главное — будьте людьми, несите в себе добро, а в темноте мы все одинаковые».
Наставления он давал очень хорошие. Мудрость его не имела предела.
Он очень не любил, просто терпеть не мог сплетни, грязь. Не любил, когда люди ссорятся из-за каких-то бытовых моментов и выносят это на всеобщее обозрение. Его печалила неприязнь людей друг к другу, особенно когда люди сами создавали ее между собой. Он говорил: «Жизнь такая короткая, лучше посмотрите друг другу в глаза, простите искренне друг друга, обнимитесь и идите в мир с доброй душой и хорошими намерениями».
Больше всего он ценил внимание людей друг к другу, понимание. Всегда говорил: «Оставляйте после себя только хорошее. Когда уходите, чтобы люди не говорили вам вслед: „Дай Бог, чтобы его больше здесь не было“. Наоборот, чтобы говорили: „Еще бы раз увидеть этого человека, посидеть бы с ним рядом“».
Читайте также: