Какие есть гиперболы в былине илья муромец и соловей разбойник
Гипербола — преувеличение. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. …
Былин об Илье Муромце несколько. Вы не указали, которая вас интересует
Илья Муромец становится богатырем
Первый выезд Ильи
Tpи пoездки Ильи Mypoмцa
Илья Муромец и Калин-царь
Илья Муромец и Идолище Поганое
Илья Муромец и Баба Горынинка
Бой Ильи Муромца с сыном
Илья Муромец и Соловей разбойник
Илья Муромец и Богатырь-захватчик
Илья Муромец и Святогор
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец выходит на свободу
===================================
Приведу примеры из былины Илья Муромец и Соловей Разбойник
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Гиперболы в былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник":
1. "раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в Киев-град" (от Мурома до Киева по прямой 957 км);
2. "конь поскакивает чуть пониже облака, повыше лесу";
3. "скорым-скоро подъехал к Чернигову" (расстояние от Мурома до Чернигова по прямой 842 км);
4. "принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить";
5. "вскорости прибил, притоптал силу вражью великую"
6. "сидит разбойник на двенадцати дубах";
7. "от посвиста соловьего трава пожухла, цветы осыпаются, леса к земле клонятся, а люди замертво лежат";
8. "принимал злодей чару в полтора ведра одной рукой, выпивал чару за единый дух";
9. "засвистал в полный свист — маковки на теремах покривилися, околенки в теремах рассыпались, все люди на дворе замертво лежат".
Прежде чем искать гиперболы, попробуем вспомнить, а что они из себя представляют, для чего используются? В былинах использование гипербол обусловлено необходимостью обратить внимание слушателя на какие-то специфические детали, сделать на них акцент. Кроме того, гипербола разнообразит язык и стиль былины, делая ее более красочной и понятной.
Во всех былинах про Илью Муромца, и в обсуждаемой в том числе, гиперболы используются, чтобы подчеркнуть былинную силушку богатырскую, чтобы придать вес ратным подвигам и свершениям, чтобы описать силу и мощь поверженного супостата (врага). Примерами гипербол могут стать следующие строчки:
Гипербола в литературе - это сознательное преувеличение какого-то качества, которое призвано подчеркнуть значимость этого качества, обратить внимание слушателя на это качество, поразить воображение.
Гиперболы в былинах используются как по отношению к героям, былинным богатырям и тогда они призваны показать силу и величие богатыря. Так и к врагам, и тогда гипербола призвана показать силу врага, чтобы сделать еще более значимой победу богатыря над ним.
В былине "Илья Муромец и Соловей разбойник" главных героев два - сам Илья Муромец и его противник - Соловей разбойник. В тексте былины мы легко находим гиперболы, относящиеся как к Илье муромцу, так и к Соловью разбойнику.
Гиперболы про Илью Муромца:
О коне богатырском:
Гиперболы про Соловья разбойника:
Про силу и способность много пить:
Потому что в сказках авторы пытаются за счет этого преувеличения, акцентировать внимание читателей, на тех или иных плохих или хороших чертах их героев, ну и каких либо ситуациях в целом, которые с ними связаны. При этом хорошие качества, получают еще больший восторг и к ним чисто умозрительно хочется стремиться и совершать похожие благие дела и привить себе столь значимые для общества. Плохие же черты при их заострении, выдаются в самом невыгодном свете, а потому данные произведения, отталкивают читателей от них.
В былинах все в принципе то же самое, единственное, они сильнее замешаны на политической пропаганде, которая олицетворяет своих национальных героев, которых вообще не было в том образе в котором они их преподносят, тем самым возвеличивая и само государство в целом.
К примеру наши всесильные Три богатыря.
Былина относится к народным песням-сказаниям, былины описывают подвиги героев, которые существовали на самом деле. Сказка относится к устному народному творчеству как и былина, главные действующие персонажи вымышленные персонажи. Смотрите таблицу Сходство и различие былины и сказки. Два признака, по которым схожи былина и сказка, 4 различия былины и сказки.
Былина об Илье Муромце отличается от сказки описанием настоящего оружия и качеств Илья Муромца. В былине нет волшебного меча, которым Илья Муромца убивает врага. В былине описаются события в реальных местах, а в сказке место действия и событие вымышленное.
В повести "Тарас Бульба" Гоголь, описывая воинские подвиги и самого Тараса и других его товарищей запорожцев, часто прибегает к приему гиперболы, который собственно является одним из отличительных признаков богатырских былин. Эти писатель проводит вполне очевидную параллель между своими героями и героями богатырского эпоса, сравнивая казаков с богатырями.
Богатырей в былинах было много - Святогор, Вольга, Алеша Попович, Добрыня, Кожемяка и многие другие. Все они совершали великие подвиги или просто отличались богатырской силой. Но какого же богатыря мы можем сравнить с Тарасом Бульбой, или скорее наоборот, с каким богатырем мы можем сравнить Тараса?
Мне кажется, что ближе всего к образу Тараса образ Ильи Муромца. Вспомним, что Илья также часто сражался один на один с многократно превосходящим его врагом - под Черниговым, с разбойниками и просто полчищами врагов.
Последний бой Тараса очень напоминает эти подвиги Муромца, за тем только исключением, что Тарас все-таки погиб.
Разве не напоминает это бои Ильи Муромца? Тем более, что Илья Муромец также называется в былинах старым казаком:
Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.
Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:
1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:
или еще, про коня богатырского:
2) Эпитеты: с их помощью автор делает описываемые качества людей, животных, предметов более красочными и заметными. Эпитеты могут быть авторскими и постоянными (т.е. те, которые часто встречаются). В былине про Илью - множество постоянных эпитетов, которые мы могли встречать как в других былинах, так и, например, в сказках:
Чтобы найти в тексте былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.
Эпитеты - это красочные описания, слова, придающие большую выразительность речи. Найдем эпитеты в тексте былины:
В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.
Гипербола - это сознательное преувеличение. Язык былин часто использует гиперболы и их много в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
Назовем некоторые гиперболы:
Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.
1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;
3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.
- Силушка великая;
- Славный град
- Чисто поле;
- Лазоревы цветочки
Средства художественной выразительности представлены в былине "Садко" во всем многообразии. Попробуем выделить те из них, которые упомянуты в задании.
- Устойчивые (постоянные) эпитеты: невод шелковой, удача молодецкая, дружина хоробрая, палаты белокаменны, злата казна, уста сахарны.
- Товтологические: чудо-чудное, раным-рано.
- Выразительные: чернилица вальяжная, корабли черленые.
2) Гиперболы, примеры:
- Корабли, которые оставили Садко одного, не уплыли, а
- Настоятели новгородские приказали Садко "повыкупить" товары:
Повторы в былине можно найти как в лексике, так и в поэтическом синтаксисе.
3) Лексические повторы.
- плеоназм: Похвальбами все похвалялися, (хвастались) молодым молодечеством.
4) Поэтический синтаксис: практически все виды повторов можно встретить в былине.
- Эпифара: словосочетание "почестен" пир трижды повторяется в трех предложениях:
- Анафора: в отрывке, который я привела ниже представлено сразу несколько анафор (единоначалие):
Отвечая на вопрос о примерах гиперболы, иронии и гротеска в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, краткое содержание которого можно прочесть здесь, думаю, не лишним будет вспомнить определение оных литературных приёмов.
- добро пожаловать в мой новый просторный дом (однокомнатную хрущёвку) ;
- мы это обсуждали с тобой ещё сто лет назад.
А у М. Е. Салтыкова-Щедрина гиперболу можно найти в следующем высказывании о генералах :
Конечно же трудно в это поверить, и по мере развития повествования мы видим, что лексикон генералов хотя и не богат, но всё же состоит не из нескольких слов.
Или скажем такое явное преувеличение сразу же бросающееся в глаза :
Перейдём к следующему термину.
Достаточно вспомнить начало рассказа, когда неведомая сила непонятно как перенесла генералов на остров, либо как они от голода начали терять человеческий облик :
Как знать, генералам, привыкшим жить в роскоши и не иметь никаких проблем с пищей возможно и допустимо озвереть без еды уже на вторые сутки, однако маловероятно, да и орден висел на шее (реальность), а не являлся её частью (фантастическое), но вот заострение жизненных отношений между старыми приятелями после сего ужасного поступка достигло кульминации.
И закончим понятием "ирония".
То есть, проще говоря, автор описывая что-либо ( предмет, человека, действие) наделяет их не свойственными им качествами, а приписывает не характерные для них признаки (прямо противоположные). Взять хоть следующие предложения :
- Ваш лимузин невероятно удобный (о старом малогабаритном автомобиле) ;
- Совсем отощал наш маленький сынок ( о тучном взрослом мужчине) .
В данном же произведении генералы находят на необитаемом острове мужика. Или мысли генералов :
И конечно же мужик не бездельник, как сказано в тексте, и прекрасно прожил бы без непутёвых генералов :
Гиперболы в былине "Святогор и тяга земная" подчеркивает силу и мощь русских богатырей, показывает насколько сильным был прохожий с сумой , в которой лежала тяга земная. Вторая гипербола показывает, насколько тяжела тяга земная. Третья гипербола показывает, как бытро помчался конь богатырский. Четвертая гипербола показывает все уродство больного и немощного человека.
Если простым языком, то гиперболизировать - это преувеличивать с целью ярче выразить характеристики объекта или события. А утрировать - это таким образом расставить акценты, чтобы исказить происходящее изменив угол зрения. Это как просто лупа и кривая линза. Я себе это так представляю)
Рассказ Маленький солдат очень живой и правдивый. Из первого абзаца можно чётко увидеть все тяготы войны. В каждом слове глубокий смысл, яркие образы. Например:
Главный герой, мальчик Серёжа, в совсем юном возрасте успел познать весь ужас войны, потерю родителей и друзей, бомбёжки и смерть, голод и холод.
Серёжу взяли родители-военные с собой на войну.
В рассказе приводятся сравнения, что мальчуган умный и хитрый, худенький и маленький, незаметный как суслик в траве. Он очень помог нашим солдатам отбить склад с боеприпасами, он ходил в разведку один и приносил точные сведения о расположении противника.
Маленький солдат, воин, ему ещё нет десяти лет, но на нём взрослая потёртая шинель пошита по телу, сапоги, пилотка. Писатель описывает как он всхрапывает, когда спит, сравнивая с пожившим и взрослым человеком.
Так же из рассказа видно, что это ещё ребёнок. Серёжа льнёт к руке майора, заменившего ему родителей и отстраняет руку второго майора, незнакомого дяденьки, который должен забрать Серёжу.
Военные, взрослые мужчины показаны нежными и человечными, пытающимися вести себя с ребёнком внимательно и заботливо, как умеют. Когда пришло время расставания:
Конец рассказа неоднозначный и заставляет задуматься о судьбе мальчика. Тот на рассвете исчез и майор не нашёл Серёжу.
Читайте также: