Какая настольная игра была изобретена в древней индии
Игры - неотъемлемая часть человеческой истории. Одни приходят и уходят, другие живут веками. Одна из таких вечных игр, ставшая мировой - шахматы. Ей увлекались короли, а чемпионов почитали больше, чем современных рок-звезд, церковь же боролась с ней, как с азартными играми. Сегодня разберём историю этой интеллектуальной игры.
Шахматы в Средневековье
С завоеванием западной Европы (Португалии и Испании) арабами, а также с развитием торговых связей шахматы попадают в Европу и набирают там огромную популярность.
Кардинал-епископ Петр Дамиан осудил своего коллегу из Флоренции в 1061 году за то, что тот играл в шахматы, даже зная о ее пагубном влиянии «мысли и души верующих». Епископ Флоренции защищался, заявляя, что шахматы требуют навыков и, следовательно, «не похожи на другие игры».
Эти два направления аргументов звучали еще несколько веков. Известно два инцидента в Лондоне XIII века, когда жители Эссекса прибегли к насилию, приведшему к смерти в результате игры в шахматы, вызвали сенсацию и тревогу. Растущая популярность игры, которая теперь ассоциируется с разгулом и насилием, встревожила Церковь.
Рим вскоре вводит запрет на игру в шахматы, приравнивая их к гаданию, азартным играм и конским скачкам. Подобное происходит и в православной церкви. Но запрет не особо помогал. Играли даже крестоносцы, хотя магистры орденов издавали указы, строго карающие “шахматистов”.
Пока Ян Непомнящий готовится сразиться с Магнусом Карлсеном за мировую шахматную корону, мы с вами оглянемся и углубимся в историю шахмат.
Считается, что родоначальница игры в шахматы появилась в Индии в шестом веке нашей эры. Однако на древнем Востоке, от Китая до Египта, существовало несколько подобных игр, представляющих бой пешек на своеобразной доске.
Правила игры
Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.
Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).
Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.
В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые
Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.
В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.
Содержание
Истоки шахмат
О происхождении шахмат написано очень много, но споры по этому поводу до сих пор не прекращаются. Большинство источников данной информации в какой-то мере описано в документальной книге «История шахмат», изданной в 1913 году.
Хотя это великое произведение и огромная работа автора, в книге есть неточности и, конечно же, с тех пор появилось много новых доказательств об истоках шахмат.
В Средние века в шахматы иногда играли монархи с живыми шахматными фигурами во дворе, вымощенном как шахматная доска.
Существует три основных теории происхождения шахмат:
До 1000 г.н.э. не существует неопровержимых доказательств существования формы чатуранги с четырьмя игроками. В качестве аргументов в пользу китайского происхождения можно прочесть длинный и убедительный трактат под названием «Происхождение шахмат», написанный Сэмом Слоуном, но в настоящее время недостаточно доказательств, чтобы убедить большинство критиков в том, что у шахмат действительно есть китайский источник.
Таким образом, в настоящее время существует единодушная гипотеза о том, что чатуранга для двух игроков была изобретена независимо в Северо-Западной Индии, вероятно, в 5-м или 6-м веке.
Персы и различные модификации игры
Вскоре купцы из Персии привезли индийскую чатурангу на родину. В течении нескольких веков игра претерпела главные изменения:
- Играть в нее стало только два человека.
- Из игры убрали элемент судьбы - кости. Победа или поражение теперь полностью находились в руках человека. Британский историк шахмат Дункан Форбс считает, что этот переход связан с запретом церкви играть в кости.
- Победа достигалась матом (свержением короля). Правитель в восточном мире носил название “шах”. Персы, а затем и арабы говорили, что решающий ход - это “шахмат” - “король пал”. Так игра получила свое современное название.
Кроме Персии, игра из Индии последовала в другие уголки мира, приобретая свои отличия. В Китае центр доски пересекала река, а также существовали фигуры-пушки. У монголов (называлась “шатар”) доска была шире и существовали клетки-бастионы, на которых фигура была защищена от удара врага. В Византии игра получила название “Затрикион”: доска имела круглую форму, а клетки сходились к центру. С XV века, когда турки захватили Константинополь, “Затрикион” исчезает.
В Восточную Европу шахматы привезли арабские купцы. Слова “ферзь” пришло из фарси (персидского), а “слон” - прямой перевод арабского слова. В XI-XII столетиях в игру уже играли во дворах князей раздробленной Руси.
Вячеслав Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей» Вячеслав Шварц «Сцена из домашней жизни русских царей»Правила игры [ ]
Доска и фигуры [ ]
В чатурангу играли на доске размером 8x8 клеток, фигуры ставились на поля (всё это полностью сохранилось в современных шахматах).
В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки. Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии — ряд пешек.
В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) — аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией такой же, как в современных шахматах.
Ходы и взятие [ ]
Цель игры [ ]
Целью игры являлось условное уничтожение всей армии противника. Партия продолжалась до уничтожения всех фигур одной из сторон. В игре двух игроков победа также достигалась взятием вражеского короля. Не было таких понятий, как мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой, кроме случая, когда противник мог взять вашу последнюю фигуру следующим ходом. Тогда объявлялась ничья. Шаблон:Диаграмма чатуранги
Правила хода фигур [ ]
- Король мог делать ход на одно поле в любом направлении (как в современных шахматах). двигался на 1 клетку вперёд или на 1 клетку по диагонали. Впоследствии правила изменились, и слон стал ходить через одно поле по диагонали. При этом, как и конь, слон при ходе «перешагивал» через поле, поэтому возможность хода не зависела от наличия на пути слона своих или неприятельских фигур. ходил так же, как в шахматах.
- Колесница ( Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле. Правила, позволяющего им двигаться на 2 клетки вперёд первым ходом, не было.
- Визирь (Ферзь) двигался на 1 клетку по диагонали в любом направлении — он был слабой фигурой.
- Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя.
- Рокировки не было.
Один из вариантов [ ]
Шаблон:Начало цитаты Слон у них ходит на одно поле вперёд, как пешка, и на четыре соседних поля по диагонали, как ферзь. Они говорят, что эти пять клеток соответствуют пяти конечностям слона (четырём ногам и хоботу). Они играют в шахматы вчетвером, каждый со своей стороны доски, и по очереди бросают две кости. Ферзя они называют королём. Каждый бросок кости соответствует движению одной из фигур. При броске 1 или 5 движется пешка или король. Их ходы такие же, как в обычном шатрандже. Короля можно побить, и он не обязан уходить из-под шаха. При броске 2 движется ладья. Она ходит через одно поле по диагонали, как наш слон. При броске 3 движется конь. Его ход тот же, что и у нас. При броске 4 или 6 движется слон. Он ходит по прямой, как наша ладья. Если у него нет ни одного возможного хода, то препятствие удаляется броском одной из костей, и слон совершает ход. Передвижение слона имеет длину от 1 до 14 клеток, потому что кости могут упасть как 4 и 4, или 6 и 6, или 4 и 6. При любом из таких бросков слон может переместиться в противоположный угол доски, если на его пути нет других фигур. У каждой фигуры есть своя стоимость, в соответствии с которой по окончании игры делятся ставки. Если игрок побил чужого короля, он получает за него 5 очков, за слона - 4, за коня - 3, за ладью - 2, за пешку - 1 очко. Два короля стоят 10 очков, три короля - 15; но если шахматист забрал всех чужих королей и сохранил своего, то он получает 54 очка" (суммарная стоимость трёх полных комплектов фигур). Шаблон:Конец цитаты
Мифы Древней Индии
Точная дата появления шахмат неизвестна, но скорее всего, возникли они в VI веке нашей эры в Индии. Игра называлась "чатуранга" и она имитировала сражение на поле боя: поле было разделено на 64 клетки, и каждый из участников ходил по очереди. В той игре было 2 главных отличия от современных шахмат: состязались на одной доске сразу 4 игрока и фигуру, которой ходили, определял не человек, а брошенные кости.
Существует 2 легенды, объясняющие происхождение индийской чатуранги:
- Игру придумал придворный Сасса, чтобы показать своему королю, что от правителя мало что зависит. Королю игра понравилась (не понял намека) и чтобы наградить изобретателя, он предложил ему выбрать любой подарок. Тот сказал: хочу столько зерна, чтобы на каждой следующей клетке оно удваивалось. С математикой у короля тоже было плохо и он не сразу понял, что даже на всей планете нет такого количества зерна. Дальнейшая судьба Сассы неизвестна.
- Игру придумал сын правителя, чтобы показать матери, как погиб его брат. Доска с фигурами отлично имитировала сражение и быстро понравилась правителю и его преемникам.
Заключение
Литература с упоминанием игры была найдена 1500 лет назад, и мы можем быть уверены, что в игру играли задолго до этого. Многое в истории чатуранги пока остается загадкой. Существует множество мифов и легенд, связанных с игрой, в каждой из которых есть доля правды.
Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и предположительно объясняется тем, что первоначально в чатурангу играли вчетвером. Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа).
В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного XI века
История [ ]
В VI или, возможно, в сянци. В странах арабского востока чатуранга в течение нескольких веков видоизменялась, сохраняя, впрочем, основные черты. В конечном итоге появилась игра-потомок — шатрандж, который впоследствии превратился в шахматы.
Многие считают, что шахматы - это арабская игра. В действительности корни этой игры уходят в дебри индийской истории. Это заблуждение связано с тем, что к нам шахматы пришли из Ирана, точнее из Персии. Сама же история создания и развития шахмат весьма занимательна и, безусловно, стоит внимания.
Историю про изобретение шахмат часто рассказывают учителя математики, когда объясняют тему геометрической прогрессии.
Некий индийский царь узнал, что его придворный математик изобрел игру в шахматы, и эта игра ему настолько понравилась, что он решил наградить придворного. "Проси, чего пожелаешь", - сказал царь изобретателю. "О великий, царь, прикажи положить на первую клетку шахматной доски одно зерно, на вторую - два, на третью - четыре, на четвертую - восемь, на пятую - шестнадцать". "Ладно, ладно, я понял, на каждую клетку в два раза больше, чем на предыдущую" - не выдержал царь. И поплатился за свое нетерпение. Оказалось, что количества зерна, которые таким образом покрыло бы всю доску, не было не только в его государстве, но и на всей планете.
На самом деле, речь идет не о шахматах, какими мы знаем их сегодня, а об индийской игре "Чатуранга", что в переводе означает "квадрат". Она были изобретена в Индии, в самом деле похожа на шахматы, и, без сомнения, является их прародительницей, однако имеет не два набора фигур по 16 штук, а 4 набора по 8 фигур. В каждом наборе было 4 пешки, король, ладья, слон и конь. Играли вчетвером. Наборы были раскрашены в черный, зеленый, желтый и красный цвета.
Первое упоминание чатуранги в санскритской литературе относят к концу 6 века н.э., но точный год изобретения неизвестен. Однако игра быстро набирала популярность и распространялась как на запад, так и на восток. Арабы сократили число игроков до двух, для чего одного из королей заменили на ферзя, ввели шах и мат, переименовали игру в шатрандж или шатранг. Именно в их версию шахмат мы играем сегодня. В Юго-Восточной Азии игру так же адаптировали в различных вариациях, и она получила различные названия в зависимости от региона: в Японии - сёги, в Китае - сянцы, в Тайланде - макрук, в Корее - чанги.
В Россию, как и в Европу, шахматы попали из Персии в конце IX века. Забавно, что шахматы, как и вообще все новое, резко критиковались церковью, буквально приравнивались к азартным играм и пьянству. Однако это не сдержало распространение шахмат. В 1886 году был проведен первый Чемпионат мира по шахматам, и с тех пор интерес к игре не угасает.
Стратегия
В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.
- 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
- 2 означает, что вы перемещаете корабль.
- 3 означает, что вы двигаете коня.
- 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.
Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.
Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске. Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага. По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!
Легенда о происхождении игры Чатуранга (игра четырёх королей)
Легенда гласит, что Индия экспортировала древнюю форму шахмат в Персию, подарив шахиншаху (древний персидский монархический титул) Хосрову Ануширвану игру, изобретенную специально для него: игру «четырех королей» или «чатуранга».
Когда арабы завоевали Персию, они влюбились в эту игру. Первые книги по шахматам были написаны на арабском языке, халифы Багдада принимали к себе лучших игроков.
Стратегия достигла христианского Запада в конце 10 века, а еще раньше Китая и Японии. Торговля также принесла игру скандинавским и русским народам к концу 11 века.
За столетия игра претерпела глубокие изменения, каждое общество разработало правила со своими собственными кодексами. Несмотря на то что они имели одно и то же происхождение, ранние индийские, китайские и японские игры не имели ничего общего с западными шахматами.
Многие другие виды шахмат в мире произошли от чатуранги. В седьмом веке персы переняли эту игру и назвали ее чатранг. Они, в свою очередь, передали его арабам, которые назвали его шатрандж. Шатрандж передавался европейцам с десятого века и далее, а в конце пятнадцатого века он стал шахматами сегодняшнего дня.
В восточном направлении игра была перенесена в Китай, где она претерпела метаморфозу сян ци, самой популярной версии шахмат в современном мире. Другие восточные версии шахмат, такие как сеги в Японии, мак-рук в Таиланде и ситтуин в Бирме, все они использовали элементы чатуранги. Одной из ранних форм Чатуранги была игра для четырех игроков с игральными костями, иногда известная как Чатураджи.
Читайте также: