Какая мифология в ведьмаке
Вопрос о том, относится ли «Ведьмак» Анджея Сапковского к славянскому фэнтези, всплывает во многих обсуждениях этого цикла и его адаптаций. Моя точка зрения – в заголовке, но в статье я постараюсь раскрыть аргументы и «за», и «против». Поехали!
Почему славянское?
Во многом это заслуга гениального переводчика – Евгения Вайсброта . Его адаптация настолько качественная, что «Ведьмак» совершенно не воспринимается переводным – эти книги как будто изначально написаны на русском. Все просторечные и старомодные слова, которыми общаются персонажи, стоят на своем месте, как влитые:
«Ишшо б малость. Никак дожж ее спас. Он, зараза. Самые што ни на есть стары деды дожжу на Сковородке-та не припомнют» (с) « Час презрения »
Впрочем, немало славянских элементов было в оригинале изначально:
- имена : Визимир, Недамир, Радовид;
- города : Новиград, Марибор, Третогор;
- слова : кмет, войт, милсдарь;
- монстры : кикимора, утопец, стрыга, леший.
Это впечатление еще больше усилила серия игр от CD Projekt RED : расширилась славянская часть бестиария, прибавилось локаций в славянском антураже и атмосферной музыки.
Почему не славянское?
Западноевропейских имен, названий и монстров в «Ведьмаке» гораздо больше. И что гораздо важнее, в сюжете больше мотивов из западноевропейской мифологии. Вот что на эту тему говорит сам автор в декабрьском интервью :
– Какую мифологию вы использовали, чтобы создать мир «Ведьмака»?
– Было бы проще назвать мифологии и культуры, на которые я НЕ опирался. Есть несколько упоминаний славянской мифологии: вампиры, лешие, кикиморы, водяные. Была германская Дикая охота. Португальская брукса. Арабский гуль. Шотландский килмули. Были дриады из греческих мифов. Парацельсовские гномы. Японская кицунэ, или женщина-лиса… Эльфы и гномы, скажем так, похожи на Толкина. Можно сказать, что это довольно эклектичный коктейль.
Сапковский был большим фанатом кельтской культуры – так в книге появились друиды и эльфы. При этом самоназвание эльфов Seidhe – это аналог ирландского слова Sídhe , которое читается как «Ши». Так называли волшебных обитателей ирландских холмов, потустороннего мира. Их внешность тоже очень похожа на эльфов Сапковского – высокие, светлоглазые, с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, необычайно красивые. Говорят они на языке, близком к валлийскому или ирландскому. Остров яблонь, на котором остались Геральт и Йеннифер, в кельтской мифологии тоже символизировал потусторонний мир.
Основная сюжетная линия «Ведьмака» связана с артурианскими легендами . Цири встречает рыцаря Круглого стола по имени Галахад, которого поиски Грааля приводят к Дитя Предназначения. В книге есть Владычица озера – Нимуэ, упоминаются Мерлин и король Артур.
Многие рассказы – это переложения известных европейских сказок . «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм – рассказ «Меньшее зло», «Красавица и чудовище» Жанны-Мари Лепренс де Бомон – «Крупица истины», «Русалочка» Андерсена – «Немного жертвенности».
Поэтому, на мой взгляд, «Ведьмака» скорее можно назвать фэнтези со славянским элементом (которого в книгах не так уж и много – больше колорита дают игры), а не чисто славянским фэнтези.
Славянская мифология – это мир легенд и сказаний, от которых захватывает дух. Думаю, все люди, живущие в бывших странах СССР, не раз слышали о Бабе Яге, Кощее бессмертном и прочей подобной нечисти. И порой такая нечисть гораздо более самобытна, нежели уже ставшие попсой герои мифологии Древней Греции или Рима (к примеру). Ну не будут Перун или Велес выглядеть менее интересно на фоне Зевса, не смотря на его молнии и даже обильную мускулатуру, а Баба Яга это одно из лучших воплощений злой ведьмы во всей истории.
Есть всего несколько хороших всемирно известных проектов которые активно используют славянскую мифологию, и Ведьмак 3 один из них. (Спасибо Анджею Сапковскому и польской студии CD Projekt Red.)
Предлагаю рассмотреть "родную мифологию" на примере Witcher, в частности, на примере бестиария Геральта.
Славяне уже издревле были весьма суеверным народом. Упорно трудясь, работая с утра до ночи на полях они не забывали чтить духи природы и предков. Весь день славян - это тяжкий труд, весь день кроме полудня. Полдень - это сакральное священное время суток. Час, когда день делится пополам и преодолевает свою середину. В полдень на полях не работали. Обычай отдыхать в полдень считался нерушимым не под какими предлогами, люди собирались вместе, дожидаясь окончания полуденной жары и рассказывали страшные истории о злобных духов, которые бродят по полям под жарким солнцем, о духах, которые могут ударить с такой силой, что кровь из носа хлынет, о духах, которые наказывают всех, кто работает в священное полуденное время, о духах, которые могут защекотать до смерти, навечно усыпить человека или даже выкрутить шею. Конечно же речь идет о Полуденнице .
Люди были уверены, что Полуденница - это дух поля. Она привязана к полю, рождается и умирает вместе с ним, а потому тщательно следит за тем, чтобы люди правильно его обрабатывали.
Если вдруг человек вынужден работать в поле в полдень - Полуденница выследит его и будет загадывать загадки. И, если человек не угадает хотя бы одну из них - полуденница может сильно ударить его по голове или даже убить. Есть поговорка, которая характеризует надоедливых людей – про таких говорят - «Выспрашивает, как Полуденница».
Образы, которыми наделяют Полуденниц в различных сказаниях отличаются, но чаще всего их представляют высокими, стройными и красивыми девушками, одетыми во все белое с большой грудью и длинными, до самой земли, золотистыми волосами.
Полуденницами пугали детей, чтобы те не лазили по чужим огородам, а также про Полуденниц рассказывали молодым девушкам, которые хотели достаточно много работать в поле. Говорили, что Полуденница любит танцевать и, ежели она встретит молодуху в поле, тотчас же пустится с нею в пляс аж до самого заката. Если девушка выдержит и перепляшет духа - она получит богатое приданое. Беда только в том,что переплясать Полуденицу почти невозможно, ибо она не знает усталости и танцует с такой грацией, что любой, кто увидит ее танец, очаруется невиданной красотой девушки.
В эти истории верили и на следующий день работали с утра и до заката, надеясь встретить Полуденницу и переплясать ее. Не играй в загадки с Полуденницей, ибо на те вопросы, которые она тебе задаст в мире еще не придумали ответа.
В Ведьмаке образ Полуденниц очень сильно переплели с образом обычных злобных призраков, которые привязаны к миру страданиями или не завершенным делом.
В бестиарии ведьмака про Полуденниц есть следующая запись:
в особо жаркие дни на полях иногда появляются призраки, напоминающие иссушенных солнцем женщин. Одеты они в длинные белые одежды. Это полуденницы - духи женщин и молодых девушек, которые умерли насильственной смертью непосредственно перед или после своей свадьбы. Обезумевшие от боли и ненависти кружат они в поисках своих прежних неверных любовников или соперниц, но убивают каждого, кто попадется у них на пути. От перехода в иной мир их обычно удерживает некий предмет, имеющий для них особое эмоциональное значение, поэтому найдя в чистом поле обручальное кольцо или порванную фату, лучше их не поднимать и как можно скорее удалиться. Полуденницы появляются исключительно в сельской местности, в основном недалеко от мест своей смерти. Жертвами полуденниц чаще всего становятся работающие в поле крестьяне или играющие дети.
Лучше всего образ игровой Полуденницы раскрывается в квесте «Белая дама». ( хотя присутствует эта нечисть и в квестах "Лихо у колодца" и "Полуденная невеста".)
Люди в деревне близ Нильфгаарда боялись выйти на поле, ибо каждый, кто осмеливался это сделать, погибал от призрачных рук Полуденницы. Деревне грозил голод. Четверо не самых смышлёных смельчаков напились и решили, что белая дама потому на полях и свирепствует, что при жизни никакой нормальный мужик ее в постель не затащил (глупцыы))) Данные товарищи решили, что Белой даме недостает «мужского внимания», и нужно показать ей, как выглядят настоящие Мужики. Ну товарищи пообещали, что сделают это, и пошли на поле, где все разом и сгинули. В итоге деревня скинулась «на Геральта» и тому пришлось самолично выполнять задачу по укрощению Белой дамы. Оказалось, что эта Полуденница - дух девушки, которую насильно выдали замуж за нелюбимого. Из-за этого, после первой брачной ночи она украла у мужа стилет, сбежала в поле и наложила на себя руки. Именно эта девушка и стала злобным кровожадным духом Полуденницы. Геральт нашел стилет и смог прогнать Полуденницу, освободив поля вокруг Нильфгаарда от большого зла.
В итоге, вопреки расхожему мнению крестьяне прерывают работы в середине дня для того,чтобы спрятаться не от жары, а от Полуденниц.
Как убить Полуденницу ?
Полуденницы( духи) почти все время пребывают в нематериальной форме, в следствии чего вы вряд ли нанесете духу какой - то серьезный урон. Чтобы как-то взаимодействовать с подобным придется придать приведению физическую форму (Ирден или Лунная пыль вам в помощь.) Только после данных манипуляций следует атаковать врага серебряным мечом, щедро политым специальным маслом против призраков.
Если вы думаете,что на этом все, дух повержен - приготовьтесь встретить его в следующий полдень, уже вновь готового досаждать смертным.
Для окончательного уничтожения Полуденницы нужно предать огню самый сокровенный предмет несчастной (кольцо, фата и т.д.).
Образы игровой и фольклорной Полуденниц очень сильно расходятся. В первом случае - это злобный кровожадный призрак, а во втором дух полей, который хоть и может убить, но будет приглядывать за урожаем и помогать в том случае, если к нему относиться с почтением и не работать в полдень.
На этом краткая игровая справка о Полуденницах закончена, а кто такой Леший вы можете узнать из следующей статьи, посвященной бестиарию Ведьмака.
Понравилась статья? Тогда поддержите ее и меня лайком и не забывайте подписаться на канал. С вами был Хабар, до скорого!
Примечание: многие даты носят условный характер, так как уважаемый пан Сапковский, к сожалению, не всегда указывал точное время свершения тех или иных событий, поэтому наш материал не претендует на истину в последней инстанции.
Начало начал
Итак, давным-давно, когда даже об эльфах слыхом не слыхивали, а про людей и подавно, на вышеупомянутом Континенте мирно и спокойно проживали гномы (не путать с краснолюдами, которые появились чуть позднее). Следуя традициям классического фэнтези, гномы знали толк в кузнечном деле и рыли шахты для добычи полезной руды, а краснолюды им всячески помогали в этом. Так бы они и изрыли полконтинента, если бы к ним в гости неожиданно не пожаловали остроухие захватчики.
Случилось это не прошлой зимой и даже не позапрошлой. Ученые из Оксенфурта предполагают, что эльфы пришли в этот мир более тысячелетия назад, покинув свою родину в спешке. Точно неизвестно, из-за чего именно им пришлось уйти из своего мира, но гномы и краснолюды считают, что они просто опустошили его. К моменту своего прихода эльфы уже являлись высокоразвитой расой, умеющей пользоваться магией, путешествовать между мирами и строить огромные города. Возраст их цивилизации составляет несколько десятков тысяч лет.
Заносчивые и гордые эльфы тут же невзлюбили своих низкорослых соседей, поэтому началась война, в которой победа досталась остроухим. Гномы и краснолюды перебрались в горы, где стали залечивать раны, а победители тут же принялись отстраивать города и создавать новую цветущую империю.
Приход людей
Катаклизм произошел не за один день. Некоторые уверены, что он длился столетиями, поэтому люди и оказались в мире лишь в 764 году н.э. Они высадились с четырех кораблей в дельте реки Понтар и в устье реки Яруги (можно увидеть на карте, размещенной в начале статьи — откройте ее на новой странице) и создали три первых королевства (скорее всего, ими были Темерия, Каэдвэн и Редания). Один из первопроходцев, Йан Беккер (Yan Bekker), смог овладеть невероятной силой – магией. Он умел заставить воду течь из камня, успокоить морские волны и даже управлять погодой. Таким образом, его можно считать первым человеком-магом.
Практически все основные события в этом мире происходят при непосредственном участии чародеев. Хоть людей, обладающих магическими умениями немного, однако они способны творить удивительные вещи.
Стать магами могут лишь единицы, к тому же дар несет большие риски. Человек, обладающий магией, первым делом должен научиться контролировать ее, иначе он может навредить не только себе, но и своим близким. Поэтому были созданы специальные школы, в которых талантливых детей долгие годы обучают правильно владеть своим даром. Таким образом, магами, волшебницами, чародейками, чародеями и волшебниками обычно называют людей, прошедших обучение в соответствующих академиях, к примеру, в Бан Арде или Аретузе.
Благодаря своим особым силам маги способны постоянно омолаживать себя, то есть жить вечно. Они также могут увеличивать свою силу, вытягивая энергию из четырех элементов (воды, воздуха, огня и земли). Помимо всего прочего, волшебников отличают невероятные познания в самых различных сферах, начиная от алхимии и заканчивая политикой.
Но, даже несмотря на появление магических сил у людей, им приходилось туго на новых землях, ведь им противостояли ужасные вампиры, могущественные драконы и страшные упыри. Впрочем, с каждым годом человеческие королевства становились все сильные, а их границы постоянно расширялись, к тому же с моря прибывали новые поселенцы.
В это же время возникает культ Вечного Огня — своеобразная религия, где люди почитали Огонь как стену на пути различных чудовищ, живущих во тьме. Жрецы этого культа обещали пастве защиту от порождений ночи. Они также жестоко наказывали поселенцев, приносившим монстрам жертвы и поклоняющихся им как божествам.
Чародеев среди людей становилось все больше, поэтому Йан Беккером создал пристанище в Мирте для тех, кто обладал магическими способностями. Чуть позднее Беккер и Джамбаттиста (Giambattista), еще один известный маг, научились находить Истоков и отправляли их в Мирту.
К ним относят детей или подростков, которые обладают необыкновенно мощными и, порой, неконтролируемыми магическими навыками. Иногда Истоки впадают в пророческий транс, рассказывая окружающим о будущем. В одно время чародеи активно искали подобных одаренных, забирая их у родителей силой или обманом.
Позднее чародеи и жрецы заключили Новиградскую Унию (получила название по городу Новиград, основанному в 776 году), обязывающую их не встревать в политические дела королевств и не сражаться друг с другом.
Эльфы же практически не вмешивались в дела людей и никак не мешали их экспансии, считая, что те не способны им хоть что-то противопоставить. Однако остроухие не учли высокую рождаемость новой расы. Не успело пройти и несколько сотен лет, как число жителей людских королевств увеличилось в разы. Поэтому неудивительно, что между эльфами и людьми в итоге все-таки произошел конфликт.
Первое крупное столкновение случилось в 770 году н.э., когда армия маршала Милана Раупеннэка из Третогора (Milan Raupenneck of Tretogor) устроила кровавую резню в Лок Муинне, не пощадив никого. Началась масштабная и продолжительная война. Войска людей были огромны, а эльфы оказались неспособны и им противостоять. В итоге они сдали свои города, и ушли в горы, по иронии судьбы повторив участь гномов и краснолюдов. Позднее они начали называть своих низкорослых соперников братьями и призывать их к борьбе с людьми, словно забыв, что тысячу лет назад они так же поступили с ними.
Ярпен Зигрин (Yarpen Zigrin), близкий друг Геральта.
С 800 по 900 годы н.э. произошло два важных события, связанных с магами. Во-первых, был создан первый магический Капитул и утвержден Орден. Чародеев и чародеек, не пожелавших признавать власть Капитула, попросту уничтожили. Во-вторых, Клара Лариса де Винтер (Klara Larissa Winter), могущественная магичка, основала академию для девушек, мечтающих стать волшебницами, в Аретузе.
В 964 году появились первые упоминания о ведьмаках — профессиональных убийцах монстров. Мутагенные зелья для создания ведьмаков, предположительно, создал чародей-ренегат. Позднее они были значительно модифицированы.
Существует несколько Школ Ведьмаков. Доподлинно известно о существовании Школы Волка и Кота.
В 967 году в результате небольших междоусобных войн северному королевству Ковир удалось значительно нарастить свою мощь, став развитым и сильным государством.
В преддверии великих перемен
Через 64 года эльфы внезапно вспомнили о национальной гордости, и восстали против людей. Повела остроухую молодежь эльфийка по имени Аэлирэнн (Aelirenn). Она впервые использовала тактику террора, не нападая на армии, а уничтожая обычных граждан, включая женщин и детей. Закончилось это восстание весьма плачевно: многие молодые эльфы погибли, Аэлирэнн была казнена, а оставшиеся в живых взрослые были уже не способны иметь детей. Эльфийская раса начала постепенно вымирать.
Война войной, а эпидемии по расписанию — с 1166 по 1183 годы н.э. разразилась Великая Чума, унесшая жизни тысячи людей. В эти неспокойные времена родилась известная в будущем чародейка Йеннифер (Yennefer), одна из главных героинь романов Сапковского и третьей части The Witcher.
В 1190 году н.э. красавице Йеннифер удается сдать вступительные экзамены и стать милой студенткой. Ее наставницей становится Тиссая де Врие, знаменитая магичка, обладающая невероятной силой и знаниями.
В начале нового века Империя Нильфгаард все ближе подбирается к границам Северных королевств. Видимо, войны все же не избежать. А тем временем Геральт просто делает свою работу, даже не подозревая, что совсем скоро он повстречает свою настоящую любовь и сможет загадать у джинна любое желание…
Всем привет! Не так давно на платформе Нетфликс вышел один из самых долгожданных сериалов 2019 года "Ведьмак", который тут же собрал множество отзывов, как положительных, так и отрицательных. В этом видео я не буду подливать масла в огонь и обсуждать достоинства или недостатки адаптации. Мы поговорим о первоисточнике. Об отсылках к истории, социальным проблемам и мифологии разных народов, которыми "Сага о ведьмаке" просто переполнена.
Из этого ролика вы узнаете, почему Сапковский сделал Цири бисексуалкой, кто из героев саги хотел совершить инцест, какое влияние на книгу оказали фашисты и как в произведении появилась Дикая охота.
Прежде, чем обсуждать произведение, надо сказать пару слов о его авторе. Анджей Сапковский родился 21 июня 1948 года, то есть через три года после Второй Мировой войны, это важно, потому что отголоски военного времени будут встречаться в его произведениях. Больше 20 лет Сапковский работал во внешней торговле, но с самого детства он обожал читать о фантастических мирах и необычных героях. Хорошо зная несколько языков, он начал подрабатывать переводчиком в журнале с говорящим названием "Фантастика". Там же состоялся его дебют как писателя. Рассказ под названием "Ведьмак" был написан для конкурсной работы. И знаете, какое место занял Сапковский? Третье.
Но вернемся к компьютерной адаптации. Это именно то, что сделало Сапковского известным на весь мир, хотя сам он это отрицает и вообще очень неоднозначно относится к продукту, созданному CD Project RED. Тем не менее, многие узнали о книге именно благодаря игре. В связи с этим даже возникла весьма неприятная ситуация. Многие издательства стали печатать на книжной обложке компьютерного Геральта, что очень не понравилось Сапковскому, ведь, по его мнению, читатель мог подумать, что игровая версия вышла раньше, а напечатанная история - всего лишь сопровождение, вторичное и неоригинальное. Но, как по мне, и книга, и игра просто великолепны. Это одна из самых необычных историй в мире фэнтези.
Интересно, что сюжет первого рассказа, в котором Геральт спасает дочь Фольтеста и Адды, автор придумал не сам. В одном из интервью Сапковский признался, что когда писал конкурсную работу, долго думал над темой. И вдруг понял, что в Польше нет хорошего фэнтези. Решение пришло само собой. Он взял сюжет польской народной сказки о сапожнике, который спас принцессу от чудовища, а затем женился на ней, и немного переделал, придав ему большую реалистичность. У Сапковского принцессу спасает не просто какой-то человек, а настоящий профессионал - ведьмак. При этом много раз подчёркивается, что жениться на ней он не собирается, да и Фольтест не отдаст свою дочь за первого встречного (что мы часто наблюдаем в сказках). Примечательно и то, что чудовище, от которого девушку нужно спасти, это упырица, то есть она сама. Таким образом, Сапковский перестраивает всем известный сюжет, а какие-то детали вообще переворачивает с ног на голову, и делает это просто гениально. В последующих рассказах и романах автор использует уже не только сказки, но и другие элементы фольклора разных народов.
В "Ведьмаке" явно просматривается кельтская легенда о Святом Граале из цикла сказаний о короле Артуре, на это указывает и сам Сапковский. Цири выступает в роли Грааля, священного предмета, от которого зависит судьба мира, а Геральт в роли избранного рыцаря, который должен его найти. Однако кроме этого в произведении немаловажное место занимает мотив Предназначения, которое Сапковский заимствует уже из славянского фольклора. В рассказе "Вопрос цены" из сборника "Последнее желание" фигурирует фраза "Отдай мне то, что у тебя есть, но ты пока об этом не знаешь". Она прямо отсылает нас к русским народным сказках, где зачастую расплатой за спасение служит обещанный ребёнок, судьба которого становится полностью предрешённой. Удивительно, но писатель обращается даже к еврейскому мифу. В одной из древних легенд есть упоминание о демоне Лилит. Она была первой женой Адама, равной ему. Но именно из-за того, что не хотела подчиняться мужу, была изгнана и в последствии стала демоном, который наводит порчу на младенцев и женщин. В рассказе "Меньшее зло" фигурирует демон по имени Лилита, который должен принести гибель человечеству. Её предвестниками являются проклятые младенцы.
На самом деле абсолютно все фэнтезийные произведения построены на мифах или фольклоре. Но всё же "Ведьмак" выходит за рамки обычного фэнтези. В чём это проявляется?
Во-первых, в нём нет противостояния добра и зла, как во всех других романах этого жанра. Война, которая играет едва ли не ведущую роль и является двигателем сюжета - это сражение за территорию. У главных антагонистов - нильфгаардцев- нет цели уничтожить всех живых существ, они просто хотят завоевать как можно больше земель. Всё, что они делают - охотятся за Цири, убивают людей - обосновано стратегией, а не слепой злобой, как к примеру, у Саурона из "Властелина колец". Скоятаэли также борются за место под солнцем, поэтому, по словам Сапковского, его война лишена мистического элемента. В мире "Ведьмака" нет абсолютного добра и абсолютного зла. И здесь немаловажную роль сыграли рассказы о немцах в период Второй Мировой, которые писатель слушал в детстве. Поведение Эмгыра и его солдат во многом копирует образ действий фашистов - их точность, продуманность и беспринципность. Даже жестокость, которая на первый взгляд кажется необоснованной, продиктована чётким планом по захвату территории. Государство Нильфгаард в целом является прототипом Нацистской Германии. Вспомним хотя бы их стремление нести свою культуру и свои законы, о котором император Эмгыр часто говорит. Точно также мыслили и немцы, они считали, что, захватывая страны, спасают их, просвещают и окультуривают.
Вторым отличием являются чародейки. Вернее, их роль в произведении. Для Сапковского было очень важно наделить женских персонажей самостоятельностью. И это не уступка феминизму, как думают многие. Автор делает это ради сюжета. Его задачей было обмануть ожидания читателя, который привык, что если в волшебной истории появляется женщина, значит она будет наградой воину. Здесь же чародейки сами вершат судьбы. Причём не только свои, но и чужие.
Эльфы, которые во всех произведениях фэнтези представлены как высшие существа, перед которыми остальные народы благоговеют, в мире Сапковского предстают скорее второсортной, низшей расой. Вообще в книге многократно подчёркивается расовое неравенство. Люди пренебрежительно относятся к эльфам, краснолюдам, гномам. И, конечно, к ведьмакам и чародейкам. Не потому что боятся, хотя страх у них тоже есть, а потому что те отличаются от них. Ведь люди, как известно, отвергают всех, кто на них не похож.
Бестиарий "Ведьмака", наверное, самый разнообразный в мире фэнтези. Например, эльфы, гномы и гоблины заимствованы из европейского фольклора, вампиры, волколаки, водяной и леший - из славянского (в книге даже упоминается Баба Яга и Избушка на курьих ножках), джинн и гули - из арабского, василиск - из римского. А сейчас поставьте видео на паузу и угадайте, Дикая охота - это выдумка Сапковского или заимствование из мифа? Напишите в комментарии, что вы думаете. На самом деле Дикая охота - это существа из скандинавской мифологии. По представлениям древних германцев - бог Один со своей свитой призраков носился по ночному небу, собирая души людей. Каждого, кто встретится им на пути, Дикая охота забирала в потусторонний мир. Также считалось, что всадники Одина являются предвестниками эпидемий, катастроф и прочих трагедий. Примерно такая же функция у них в саге о ведьмаке. Хотя сам ведьмак - 100% выдумка Сапковского. Он говорит, что до выхода книги даже слова такого не существовало. Ведьмы были, а ведьмаки - нет.
А теперь немного интересных фактов о книге.
Некоторые писатели упрекали Сапковского в недостоверности фактов, в частности в том, что у него слишком много эротических сцен, и герои в них действительно получают удовольствие, чего в средневековье быть не могло. Мол, тогда всё это было под строжайшим запретом церкви. Но Сапковский не растерялся и заявил, что церковь действительно боролась с гедонизмом, однако безуспешно, и на самом деле в средневековье от плотских удовольствий не отказывались.
Неспособность Йеннифер иметь детей, важная часть сюжета, это скорее случайность, чем намеренный ход Сапковского. По его словам, в одном из первых рассказов Йеннифер принимает участие в охоте на дракона, поэтому ему нужен был какой-то мотив, поясняющий, почему она, чародейка, представительница элиты, общается с голодранцем вроде Геральта и вообще участвует в охоте.
После этого рассказа автор долго думал, оставить ли Йеннифер в сюжете или сделать эпизодичным персонажем. Но в конце концов решил, что взбалмошная и своевольная чародейка ещё может пригодиться, и, как мы видим, не прогадал.
Следующий факт может показаться очевидным, но Сапковский не случайно сделал Йеннифэр брюнеткой, любящей чёрный цвет, Геральта "белоголовым". Они — символический контраст черного и белого, как ин и янь. Визуализация противоположностей, которая подчёркивает их бурную, полную конфликтов любовь.
Самым неоднозначным персонажем является Цири. Она - одновременно и принцесса, которую нужно оберегать, и Святой Грааль по кельтской мифологии, на которую опирался Сапковский, но при всём этом Цири - воин, который рушит все стереотипы, сложившиеся в связи с её образом: она сражается наравне с сильнейшими солдатами, и не просто не становится наградой мужчины, но и сама получает награду в виде девушки. Да, лесбийские наклонности львёнка из Цинтры вызвали немалый ажиотаж вокруг книги, учитывая, что романы писались в то время, когда даже разговоры о нетрадиционной сексуальной ориентации считались запретными и постыдными. Хотя Цири не совсем лесбиянка, ведь после связи с девушкой из банды Крыс у неё было влечение и к противоположному полу. Но не будем отрицать, что Сапковский неплохо так поломал жанровые каноны.
Можно по-разному относиться к Анджею Сапковскому как к человеку, но нельзя не признать, что "Сага о ведьмаке" - это произведение, которое проживёт ещё очень долго и с каждым годом будет набирать всё больше фанатов. Необычные сюжетные повороты, постоянное стремление удивить читателя, огромное разнообразие мира "Ведьмака" - это то, что действительно цепляет.
Друзья, а какие интересные отсылки или символы вы нашли в "Ведьмаке"? Напишите об этом в комментариях! Что ж, а на этом у нас всё. С вами был Рекап ТВ, пока!
Читайте также: