Интересные факты о жизни елены образцовой кратко
Елена Образцова интересные факты из жизни знаменитой оперной певицы собрано ниже.
Елена Образцова интересные факты
Елена Образцова стала первой русской певицей, со времен Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число величайших оперных звезд мира.
Елена Образцова испытала ужас военной блокады города – всепоглощающее чувство голода, пронизывающий холод и постоянные бомбардировки, которые дали ей на долгие годы острое понимание ценности человеческой жизни.
До конца своих дней певица сохранила привычку подкармливать бездомных животных и никогда не позволяла себе выбрасывать еду — слишком ярки в её памяти были события, заставившие её так рано узнать цену человеческой жизни.
Она временно потеряла зрение из-за падения с велосипеда и пять лет была почти слепая.
Отец хотел, чтобы Елена поступила в радиотехнический институт. Но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. Потом, по настоянию родителей, год посещала подготовительные курсы этого ВУЗа. Но тяга к музыке победила.
Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В частности, «Гранд Опера», «Опер де Пари», «Ковент-Гарден», работая с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым.
Елена Образцова дружила с Монтсеррат Кабалье.
Образцова дважды была замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь, тоже Елена. После развода, по словам Елены Васильевны, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Поэтому она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, дочь поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у Монсеррат Кабалье. Вторым мужем Елены Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны.
По закону 80% от всех гонораров Образцова была обязана отдавать государству. Елена получала самые высокие гонорары в мире и отдала государству несколько миллионов долларов.
Образцова преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» в Токио, давала уроки в Европе, владея французский и итальянским языками.
Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др .
Певицей записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи.
С 2014 года страдала от лейкемии. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом.
Елена Васильевна просила хоронить ее в закрытом гробу. Она хотела, чтобы любимые зрители запомнили ее только живой и красивой…
Елена Образцова краткая биография жизни и творчества великой оперной певицы.
Краткая биография Елены Образцовой
Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера. Петь Лена начала рано, с 5 лет. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, два года обучалась вокалу в музыкальной школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты музыкального училища Ростова-на-Дону. В результате, 1957 году она была принята на 2 курс этого учебного заведения. В 1958 году ее приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, которая она успешно окончила в 1964 году.
В 1962 году Елена с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 года, состоялось дебютное выступление Образцовой на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». В истории театра это единственная певица, удостоившаяся такого приглашения, будучи студенткой третьего курса. А всего через 12 лет после дебюта стала народной артисткой Советского союза. В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием. О молодой вокалистке заговорили и отметили в прессе. Работая в Большом, Елена легко справлялась со всеми вокальными партиями, была занята в «Аиде», «Пиковой даме», «Царской невесте», «Войне и мире», «Хованщине», «Князе Игоре», «Семене Котко», «Садко». Вокальная неповторимость позволяли ей добиваться высших наград на международных площадках. Она была первой на конкурсах 1970 года им. Петра Чайковского в Москве, им. Франсиско Виньяса в Барселоне.
В 1971 году в столице Франции прошел ее первый камерный концерт. Далее были триумфальные выступления в Милане, Токио, Нью-Йорке, Марселе, Барселоне, Вене. Феномен Образцовой засиял новой ярчайшей звездой на вселенском оперном небосводе, в Испании ее объявили лучшей в мире Кармен.
С 1973 года более 25 лет преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского в Москве. В 1983 году за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 году работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер», в 1996 году в Санкт-Петербурге основала культурный центр своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» в Токио, давала уроки в Европе, владея французский и итальянским языками.
Образцовой рукоплескали в Венской опере, Миланском театре «Ла Скала», Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре «Ковент Гарден», а её партнерами были звёзды мировой сцены: Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие
В 1999 году прошло дебютное выступление певицы на драматической сцене в постановке Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой Образцова похудела на 28 килограммов, а в 2012 году – в его «Реквиеме по Радамесу».
В 2007-2008 годах руководила оперной труппой Санкт-Петербургского Михайловского театра.
Репертуар Елены Образцовой включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип», (Иокаста), «Сестра Анжелики» «(Герцогиня), а камерные концерты – порядка 100 отечественных и зарубежных авторов.
Последним масштабным мероприятием, на котором поклонники великой певицы смогли услышать ее стало празднование 75-летия в Большом театре 28 ноября 2014 года. До этого она не пела 5 месяцев, Образцова боролась с тяжелой болезнью…
12 января 2015 года, в Германии, на 76 году жизни, от лейкоза, скончалась великая русская певица Елена Образцова.
1973 год ознаменовался ее началом педагогической карьеры. Она обучала студентов Московской государственной консерватории им. Чайковского. В 1984 году Образцову удостоили званием профессора.В 1976 году певица брала участие в постановках «Метрополитена», где появлялась в главных ролях как приглашенная звезда. Спустя 2 года женщину пригласили на фестиваль Зальцбурга, а после на Международный фестиваль в Оранже. Дальше были презентации композиций на стихи известных писателей.
Жизнь великой певицы оборвалась 12 января 2015 года.
В детстве Елену Образцову не взяли в хор, а после школы она пошла учиться в радиотехнический институт. Сейчас певица дружит с Монтсеррат Кабалье, выступила практически со всеми великими певцами и дирижерами на лучших сценах мира, но при этом отказывается называть себя примадонной. Сегодня всемирно известной оперной певице, знаменитой меццо-сопрано исполняется 70 лет.
Крикуха
Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, и все ее воспоминания детства связаны с войной, блокадой Ленинграда, голодом и нуждой.
Отец ушел на фронт в первые дни войны, а семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Одно из самых страшных воспоминаний того времени для Елены Образцовой - умерший от голода человек в подъезде. "И это зрелище до сих пор стоит перед глазами", - говорит она.
Весной 1942 года их с матерью, бабушкой и теткой с дочкой Мариашкой эвакуировали по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они и жили до конца войны. "Эта земля спасла меня от смерти", - вспоминает она.
"Вместе с Мариашкой таскали жерди из чужих изгородей для того, чтобы было чем топить печку. По вечерам, когда деревенское стадо возвращалось с пастбища, я загоняла коров по домам. За это меня подкармливали - давали кто пирожок, кто яичко. А однажды соседка подарила мне цветок жасмина. Я пришла домой счастливая, а мама сказала: "Дурочка ты, дурочка, лучше бы хлебца кусочек дали", - рассказывает певица.
Военное время подарила Елене Образцовой талисман, с которым она не расстается до сих пор. Плюшевый песик Бобка - единственная мягкая игрушка во время войны, которую мама купила ей еще до ее дня рождения.
Лучше инженером
Петь она начала рано, с 5 лет: слушала по радио вальсы Штрауса и напевала их. За это родственники и соседи называли ее артисткой. Первой на ее голос обратила внимание музыкальная руководительница хора в детском саду. Но тогда мать не обратила на это внимания, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра.
А когда отец, у которого был отличный баритон и который к тому же хорошо играл на скрипке, вернулся с войны и привез коллекцию пластинок с записями итальянских певцов, Елена Образцова поняла, что мечтает стать певицей. В первом классе она решила записаться в хор, но ее не принимали.
"Я не знала ни одной песни до конца, - пояснила Елена Образцова "Аргументам и фактам". - Заучивать тексты для меня было самым страшным наказанием! Но я так горько плакала, что надо мной сжалились и приняли в хор условно. И вновь пришлось заучивать тексты. Помню, когда я окончила школу, то сказала родителям, что выберу профессию, где не надо будет ничего учить. Видимо, Бог наказал меня за такое упрямство: пришлось всю жизнь разучивать арии".
Так по настоянию отца Елена Образцова поступила в Ростовский радиотехнический институт. Но, проучившись там всего год, бросила занятия и поехала в Ленинград поступать в консерваторию. В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории. Из более чем ста человек, проходивших испытание, приняли только троих, среди которых и была Елена Образцова.
На пять с плюсом
После этого отец целый год с ней не разговаривал. И лишь когда она отучилась в консерватории три курса, получила две золотые медали на конкурсах и студенткой была приглашена работать в Большой театр, он перестал скептически высказываться относительно ее желания стать певицей.
В Большом театре Образцова дебютировала 17 декабря 1963 года в партии Марины Мнишек в опере "Борис Годунов". Она сразу же покорила и зрителей, и коллег, и критиков.
После блестящего дебюта было принято решение об окончании Еленой Образцовой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой пять с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.
С того момента Большой театр стал для Елены Образцовой жизнью, счастьем и надеждой. "Это мой дом, которому я никогда не изменяла и куда всегда хочу вернуться", - говорит она. Уже за первый год работы в театре Образцова исполнила восемь партий, в том числе Амнерис в "Аиде" Верди, заставив говорить о себе музыкальную Москву. А вскоре ее имя стало известно во всем мире.
Всего в репертуаре певицы около сорока разных и прекрасных партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Любаша в "Царской невесте", Марфа в "Хованщине", Кончаковна в "Князе Игоре", Графиня в "Пиковой даме", Любава в "Садко", Азучена в "Трубадуре", Эболи в "Доне Карлосе", Бабуленька в "Игроке" и, конечно, ее знаменитая Кармен.
Он спела практически все из оперного репертуара, что хотела спеть. Кроме "Тоски", исполнению которой, по словам певицы, всякий раз мешали какие-то непредвиденные обстоятельства.
В мире
Вслед за Большим театром певица покорила и другие оперные вершины мира: Марсельская опера, Лиссео, Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Опера Сан-Франциско, "Ковент-Гарден", театр "Колон" и др.
Она выступала с самыми знаменитыми певцами мира - Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Федорой Барбьери, Монсеррат Кабалье, Илеаной Котрубас, Джоан Сазерленд, Альфредом Краусом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом, Николаем Гяуровым, Карло Бергонци, Джакомо Арагалем - но никогда не чувствовала конкуренции.
Талант певицы "поставил на колени" саму Монтсеррат Кабалье. Правда, сначала встала на колени сама Образцова.
Оперная дива пела под управлением самых крупных оперных и симфонических дирижеров - таких, как Карло Мария Джуллини, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Карлос Клайбер, Джеймс Левайн и др.
Елена Образцова удостоена всех высших званий и наград СССР и России и самых престижных премий других стран, сообщается на сайте Культурного центра Елены Образцовой. Ее имя с почтением произносят поклонники вокального искусства в Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Марселе Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе Токио, Буэнос-Айресе, Осаке и Вашингтоне Будапеште Лиссабоне и Риме.
Путешествуя с гастролями по загранице, во времена дефицита оперной диве было нелегко соответствовать своему звездному статусу. Подразумевалось, что она очень богата, а бедность показывать было ни в коем случае нельзя. Выручали эмигрантами, которые дарили красивые наряды и косметику.
"Помню, я ехала на гастроли в Сан-Франциско и везла с собой два чемодана красивой одежды, добытой мною с таким трудом! И вдруг узнаю, что в аэропорту вещи пропали. Я была в шоке, а на меня недоуменно поглядывали: "Какая проблема? Неужели звезда такого масштаба не может купить других платьев?!".
Кстати, когда певица не успевала выучить слова для выступления за рубежом, ей приходилось пользоваться шпаргалками. И тогда для каждой мизансцены она находила местечко среди декораций, куда приклеивала листочки с текстом. Во время выступления она просто подходила к месту со шпаргалкой и заглядывала в нее.
"Однажды в "Метрополитен-опера" я исполняла "Самсона и Далилу" на французском языке, - вспоминает Елена Образцова. - Все слова выучить не успела. Тогда я переписала их на листок бумаги и наклеила его на стоящую на сцене большую серебряную чашу. Исполняя арию, я вращала эту вазу и считывала свой импровизированный подстрочник. Затем следовала партия Фьоренцы Коссотто - знаменитой итальянской меццо-сопрано. И, говорят, она была в восторге, когда увидела этот сосуд с наклейками".
Не быть примадонной
Для Образцовой пение - не просто профессия, это смысл жизни: "Я - раб своего искусства. Никогда не оформляла отпуск, мне казалось, что, если остановлюсь, придет конец моей энергии. Для меня жизнь - это пение, и я прошу Господа только об одном: чтобы он сначала дал мне умереть, а потом я бы перестала петь. Только так, а не наоборот".
Как призналась певица "Известиям", все, что она делает на сцене, - о любви и ради любви: когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. "Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть публикой, а чтобы отдаться ей без остатка. Хочу ее осчастливить, оторвать от обыденности, подарить минуты наслаждения", - говорит Елена Образцова.
При этом она не любит, когда ее называют примадонной оперы. "Это не ко мне. Мой папа сказал: "Никогда не будь примадонной, они все дуры", - рассказала она "Аргументам и фактам". - На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать".
Читайте также: