Имена пророков жен матерей и дочерей
Когда Фатима (ас) достигла возраста достаточного для замужества, то многие из влиятельных сподвижников и богачей курейшитов высказали желание взять ее в жены.
Фатима (ас) была одновременно и из достойной семьи, и получила воспитание Посланника Аллаха (сав). Кроме того Пророк (сав) при сподвижниках ни раз говорил о ее возвышенных качествах и добродетели.
Помимо этого она привлекала к себе внимание со стороны окружающих из-за своей красоты.
Бурайда аль-Аслами рассказывает:
«(Сначала) Фатиму попросили Абу Бакр и Умар. Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил им словами, что «она еще маленькая». Когда позже ее попросил Али (а.с.), то немедленно выдал ее замуж за него».
(Хаким, Мустадрак, 2/167, 168 (Похожий хадис есть у Ибн-и Са’да, 7/19-20; Табарани и Ибн Хаджара, аль-Исаба, 1374).
Абу Бакр был одним из первых среди сахабов, кто вышел с предложением. Когда Абу Бакр пришел к Посланнику Аллаха и сказал, что хочет взять в жены Фатиму (а), то на это он сказал: «Я жду повеления Аллаха на этот счет».
В другой раз, когда Умар донес до Посланника Аллаха о своем желании жениться на Фатиме (а), то он ответил ему: «Фатима пока еще маленькая и вопрос определения мужа для нее связан с повелением Аллаха».
Обращает на себя внимание то, что и рождение Фатимы (а), и ее замужество, и вся ее жизнь формировалась напрямую по повелению Всевышнего.
Эта великая женщина, которой было суждено продолжить род Посланника Аллаха, каждый миг была оберегаема взглядом Аллаха.
Даже, когда к Посланнику Аллаха с целью сватовства пришли одни из самых богатых сподвижников Абдуррахман ибн-и Ауф и Осман ибн-и Аффан, то и они не получили положительного ответа.
Когда Абдуррахман ибн-и Ауф сказал о том, что он готов в случае своего брака с Фатимой отдать сотни нагруженных приданным верблюдов, то Посланник Аллаха разгневался и сказал: «Ты подумал, что я поклоняюсь деньгам и богатству?! Ты гордишься и похваляешься своим богатством. Ты предлагаешь мне жениться на твоих деньгах?». (Манакиб-и Ибн-и Шахрашуб, т. 3, с. 345)
КАК СТАЛО ИЗВЕСТНО О НАМЕРЕНИИ АЛИ ЖЕНИТЬСЯ
Эта тема нашла отражение в некоторых книгах. В некоторых произведениях говорится, что после того, как Пророк (с.а.в.) получил божественное повеление, то вызвал к себе Али (а.с.) и в тот же момент заключили брачное соглашение.
Несмотря на повторные предложения о женитьбе со стороны Умара и Абу Барка, они не получили положительного ответа и подумали, что Посланник Аллаха уже ждет предложении о кого-то другого.
Ходят различные предания о том, как Али просил в жены Фатиму. Одно из них передал Салман-и Фариси:
Умар, Абу Бакр и Са’д ибн-и Меаз начали разыскивать Али (а.с.), чтобы переговорить с ним. Но они не нашли его в доме. Узнав от одного из ансаров, что он занимается подъемом воды в финиковой роще, немедленно направились к нему.
Они рассказали Али (а.с.), что каждый отправил сватов с просьбой отдать им в жены Фатиму, но Посланник Аллаха не принял предложения ни одного из них.
Они рассказали Али (а.с.), что поверили, что Фатиму он решил отдать ему.
Достопочтенный Али (а) после этой беседы объяснил, что главным препятствием для брака с Фатимой (а) видит в своей бедности.
Имам Али (а) сказал следующее: «Вы напомнили мне о вещи о которой до этого момента я не думал. Прекрасно, конечно я же хочу жениться, но если он отвергнет меня, так как он отверг вас, как я после этого смогу смотреть в лицо Пророка». (Саййид Ахмад Зайни Дахлан, т. 1, с.7)
«Абу Барк сказал следующее: «О Али, не говори эти слова. Потому что этот мир и мирские богатства для Аллаха и Посланника не имеет никакой ценности. Я считаю, что нам нужны принять быстрые меры и поторопиться, чтобы попросить руку Фатимы». (Бихар’уль-АНвар, т. 43, с. 125)
По этому преданию Али при поддержке Абу Бакра и других пошли к Посланнику Аллаха, чтобы попросить Фатиму.
По другому же преданию, когда в одну из пятничных ночей Посланник Аллаха задумал о том, что уже пришло время для замужества Фатимы, Всевышний Аллах позвал к себе Джабраиля, Микаила, Азраила, Исрафила (а.с.) и других великих ангел и сказал им, что хочет, чтобы дочь Мухаммада Мустафы (с.а.в.) Фатима была выдана за муж за самого любимого раба Али б. Аби Талиба. Он повелел Джабраилу и группе ангелов передать приказ об этом и провести бракосочетание. Когда об этом сообщили Господину Пророку (с.а.в.), он передал весть Али о том, чтобы он просил в жены Фатиму.
Когда Али, поддерживаемый Абу Бакром и Умаром, пришел для встречи с Посланник Аллаха, Пророк был в доме Умму Саламы. Когда в дверь постучали, Посланник Аллаха сказал Умму Саламе: «Открой дверь, это тот, кто любит Аллаха и Его Посланника и тот, кого любит Аллах и Посланник».
Али из-за стыда не смог перед Посланником Аллаха раскрыть тему. Он даже не смог поднять от земли голову.
Посланник Аллаха безусловно знал цель, с которой пришел имам Али.
Али в присутствие Пророка сказал следующее:
«Пусть мои мать и отец падут жертвой ради тебя. Ты забрал меня к себе от твоего дяди Абу Талиба и Фатимы бинти Асад. Ты кормил меня тем же, что ел сам. Ты воспитал меня своим нравом. Ты относился ко мне добрее и более милосерднее , чем Абу Талиб и Фатима бинти Асад.
Аллах с помощью тебя и твоими руками направил меня на истинный путь. Клянусь Аллахом, ты мое явное (zahirem?) сокровище этого мира и следующего. Вместе с желанием, чтобы Аллах вместе с тобой усилил мои мышцы, я захотел обрести женщину с которой в мой дом придет покой. Я прошу у тебя твою дочь Фатиму. Ты отдашь за меня свою дочь Фатиму, о Посланник Аллаха?».
Лицо Посланника Аллаха (с.а.в.) засияло от радости и довольства. Он пошел к Фатиме и сказал: «Али хочет тебя в жены. Ты его знаешь».
Фатима промолчала. Наш Пророк (с.а.в.) воскликнул: «Аллах велик! Молчание – знак согласия». Он вышел и выдал Фатиму замуж за Али». (Бихару’ль-анвар, т. 43, с. 93)
Имам Али (а.с.) рассказывает: «Абу Бакр и Умар просили в жены Фатиму, он не отдал им ее. После этого он отдал Фатиму за меня. Фатима услышав об этом, заплакала. Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал Фатиме следующее: «О Фатима, почему ты плачешь? Клянусь Аллахом, я сочетал тебя браком с самым знающим из сподвижников, с обладателем самой большой добродетели».(Ибн Абдильбарр, Аль-исти’аб фи Ма’рифат аль-Асхаб, т. 7, с. 221)
Узнав о этом решении Посланника Аллаха Али отошел в сторону и совершил земной поклон.
Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал следующее: «Прежде, чем я женил тебя на Фатиме на земле, Аллах женил тебя на ней на небесах.
Прежде, чем ты пришел, ко мне спустился один ангел и сказал следующее: «Эй Мухаммад! Всевышний Аллах обратил свой взор на землю. Из своих творений он выбрал тебя и отправил тебя посланником. После этого еще раз обратил взор на землю. И выбрал для тебя брата, везиря, товарища и зятя. Выдай за муж за него свою дочь. Ангелы на небесах празднуют это событие.
Эй Мухаммад, Аллах повелел мне передать, чтобы ты на земле выдал за муж свою дочь Фатиму за Али и обрадовал их радостной вестью, что у них появятся два сына, которые будут отличаться чистотой, избранностью, невинностью, благом и будут являться обладателями добродетели в этом и следующем мире».
Эй Али! Клянусь Аллахом, не успел ангел вернуться на небеса, как ты постучал в дверь». (Бихару’ль-анвар, т. 43, с. 127)
Эти события в труде Тирмизи «Назм-и Даруссибтейн» передается со ссылкой на рассказ Анаса сына Малика:
«Однажды я был рядом с Посланником Аллаха (с.а.в.). Я увидел на коже его лица признаки ниспослания откровения (вахи) и оно засияло. Тогда он повелел: «О Анас! Ко мне пришел Джабраиль и принес следующую весть: «Аллах повелел, чтобы Фатима и Али стали мужем и женой. Теперь собери предводителей мухаджиров и ансаров».
Я исполнил это благородное повеление и собрал предводителей курейшитов. После этого Посланник Аллаха прочел красноречивую проповедь и сказал: «О мое племя! Повеление и приказ моего Создателя таков, и будьте свидетелями тому, что я женю Фатиму аз-Захра и Али Муртазу».
Немедленно был вызван Али Муртаза. Он его спросил:
«О Али, я отдаю тебе Фатиму вместе с 400 мискалами золота и серебра. Принимаешь ли ты это?»
Али ответил: «О Посланник Аллаха, я согласился и принял».
БРАКОСОЧЕТАНИЕ ФАТИМЫ И АЛИ ПРОИЗОШЛО ПО ПОВЕЛЕНИЮ АЛЛАХА
Несмотря на то, что состоятельные курейшиты и предводители из сподвижников пророка просили в жены Фатиму, Посланник Аллаха себе выбрал в зятья Али. Поскольку Али был в глазах окружения бедняком, то решение Пророка много обсуждалось среди людей. Господин Пророк много раз подчеркивал, что этот брак это не его решение.
1. Хусейн бин Халид передавал от имама Ризы, а тот о своих дорогих предков, а они же от Али (а.с.):
«Посланник Аллаха (с.а.в.) повелел мне следующее: «Эй Али! Из-за того, что я отдал тебе Фатиму в супруги, одна группа курейшитов осудили меня и сказали: «Мы попросили ее у тебя, а ты отказал нам и отдал ее Али». Я им сказал: «Клянусь Аллахом, я не по своему желанию отказал вам и отдал ее Али, а напротив Аллах великий и всемогущий лишил вас этого, заключив брак с Али».
2. Ибн-и Аббас передает следующее:
3. Марвазий передает следующее от Мусы бин Джафара, а тот от своего отца Джафара бин Мухаммада (а.с.), он же от Джабира бин Абдуллаха:
«Когда Посланник Аллаха (с.а.в.) женил Фатиму (а.с.) и Али (а.с.), то некоторые из курейшитов пришли к нему и сказали: «Вы за очень малое приданное отдали свою дочь за Али». На это Посланник Аллаха сказал следующее: «Это не я выдал замуж за Али. Напротив Аллах Великий и Всемогущий заключил этот брак во время моего вознесения в Мирадж в месте Сидрат’уль-Мунтаха». (Аллама Маджлиси, Бихару’ль-анвар, т. 43, с. 104, из 15-го предания)
4. Абан бин Таглиб рассказал следующее:
«Имам Бакир (а.с.) повелел следующее: «Посланник Аллаха (с.а.в.) повелел следующее: «Я такой же раб как и вы, я также беру в жены и отдаю дочерей в жены, за исключением Фатимы, потому что ее брак был по повелению небес». (Аллама Маджлиси, Бихару’ль-анвар, т. 43, с. 144, из 47-го предания)
БРАЧНЫЙ ДОГОВОР ПОНАЧАЛУ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН В МИРЕ АНГЕЛОВ
1. Джабир бин Самура рассказал следующее: «Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал следующее: «Джабраиль сказал мне: эй Мухаммад! Всевышний Создатель передает тебе приветствие. Он выдал Фатиму за Али и для того, чтобы воплотить это он обязал меня. По этой причине я зачитал (брачный) договор, Всевышний Аллах же был опекуном». (Аллама Маджлиси, Бихару’ль-анвар, т. 43, с. 139)
2. Анас сказал следующее: «Я был рядом с Посланником Аллаха, когда ему было ниспослано откровение. Он в это время потерял сознание. Когда он пришел в себя, то сказал следующее: «Эй Анас! Ты знаешь, что принес Джабраиль от Хозяина Престола (Всевышнего Аллаха)?»
«Аллах и Посланник знают лучше»
«Он повелел мне выдать замуж Фатиму за Али».
После этого Посланник Аллаха (с.а.в.) повелел Анасу позвать некоторых из мухаджиров и ансаров. Когда они собрались, то он повелел: «Хвалы достоин Аллах, которого возносят за его дары и преклоняются перед Его мощью! Он тот, правлению которого покоряются, наказания которого боятся, тот, который проявляет благосклонность своим близким, тот, чьи повеления исполняются на земле и небесах.
Он достоин поклонения (ма’буд), который своей мощью создал людей, своей властью разъединил их друг от друга, оказал им честь, послав религию, проявил к ним уважение, послав пророка Мухаммада (с.а.в.).
Затем Аллах сделал обязательным связи с посредством брака (установленные в дальнейшем родственные отношения для человека) и привязал их друг к другу узами родства с помощью обмена между родами женихами, и повелел своим рабам это дело. Аллах, чье имя возвышенно, повелел следующее: «Также тот Аллах, что создал человека из капли воды (семени) и решил (создать) его из двух частей (связей), одна часть – мужчина, одна часть – женщина. (Мощь) Создателя достаточна мощи на все».
В таком случае, повеление Аллаха соответствует предопределение (када), а предопределение соответствует судьбе. Поэтому для каждого предопределения есть своя судьба, а для каждой судьбы свой срок и для каждого срока есть своя книга. Аллах стирает, что пожелает, и оставляет, что пожелает. Основа книги в Его присутствии».
После этого он повелел следующее:
«Если она будет на это согласна, то я выдам Фатиму за муж Али с выплатой приданного (махр) 400 мискалов и я беру вас в свидетели».
Его (Али) же на этой встрече не было, поскольку Посланник Аллаха (с.а.в.) отправил его по своему поручению». (Аллама маджлиси, Бихару’ль Анвар, т. 43, с. 119, предание №29)
3. В «Манакыб-и Харзами» пишется следующее:
«Джабраиль пришел к господину Посланнику (с.а.в.) и принес ему некоторое количество райской гвоздики и гиацинта, и сказал:
«О Посланник Аллаха (с.а.в.) твой Господь повелел следующее:
«Пусть украсят площадь рая, пусть принесут цветы дерева Туба. Пусть ангелы соберутся в месте, где Адам читал хутбу в день arz-I esma. Пусть гурии и райские юноши (гильман) подготовят место свадьбы.
И пусть ангел по имени Рахиль воздвигнет из божественной завесы и света Аллаха минбар и пусть совершит обряд бракосочетания (никах), прочитав ясным и четким языком проповедь.
Повеление Создателя было исполнено. Я, Джабраиль, приказ об этой свадьбе записал на шелк и передал хранителю рая. Когда дела с бракосочетанием закончились, то женщины, к которым не прикасалась ни одна рука [мужчины], в райских комнатах разбросали с тарелок гиацинт и гвоздики».
Цветы, распустившиеся на дереве Туба, рассыпали на них. Гурии оставили украшенную одежду там, где должны пройти невесты. На этом торжественная церемония завершилась. Они рассыпали и гиацинт, и гвоздику, которую принес я!».
4. Ибн-и Шахр Ашуб говорит следующее: «В некоторых книгах сообщается, что Рахиль в Байту’ль-Мамур в окружении толп обитателей семи небес прочитал следующее (текст брачного договора между Фатимой и Али):
«Хвала Аллаху, который существовал изначально (Аувал) и ранее начала первых и который останется вечными (Баки) после окончания этого мира. Мы возносим Ему хвалу за то, что решил сотворить нас духовными созданиями, ангелами и признаем его качество Творца. Мы благодарим Его за дары, которые он нам ниспослал. Он уберег нас от грехов, скрыл наши грехи, установил нас на небеса, приблизил нас к божественному месту, сберег нас от впадения в похоть, а нашим желанным делом он сделал восхваление и возвышение Его. Он пречист от наличия сотоварищей, которые ему причисляют земные язычники. Он превыше своей мощью над ложью неверных».
После этого он сказал еще одно слово и продолжил так:
«Аллах Могущественный (Джаббар) решил женить избранного из любимых и раба величия на самой лучшей из женщин, на дочери самого благого из пророков и повелителя посланников, и имама богобоязненных.
После этого Аллах связал веревку Пророка с веревкой из его семьи и веревкой его помощника. Одной из них была дочь Посланник Аллаха (с.а.в.), которая приняла приглашение и сдержала слово, а другим Бетуль (а.с.) и Али, связанный нитью Корана.
После этой проповеди Джабраиль передал следующие слова Аллаха Всевышнего: «Хвала – это покрывало, свойственное Мне, великолепие (азамат) - от моего Величия и все творения – мои рабы. Я сочетал браком мою слугу Фатиму и избранного Али. О ангелы, будьте свидетелями!» (Аллама Маджлиси, Бихар’уль-Анвар, т. 43,с. 110)
5. Посланник Аллаха (с.а.в.) повелел следующее: «Прежде, чем я женил тебя на Фатиме, Аллах женил тебя на ней на небесах.
Прежде, чем ты пришел ко мне, буквально вот недавно с небес спустился ангел и сказал мне: «О Мухаммад! Всевышний Аллах обратил свой взор на землю. Он избрал тебя из своих творений и отправил посланником. После этого он во второй раз взгляну на землю. И там он выбрал для тебя брата, везиря, товарища и зятя. Он выдал за муж за него твою дочь Фатиму (а.с.). И ангелы на небесах отпраздновали это событие.
О Мухаммад, Аллах повелел мне передать тебе, чтобы ты на земле женил Фатиму на Али и повелел передать тебе радостную весть, что у них родятся двое пречистых, избранных, очищенных сыновей, которые будут обладателями добродетели в этом и следующем мире».
О Али! Клянусь Аллахом, не успел ангел вознестись на небеса, как ты постучался в дверь». (Бихару’ль-Анвар, т. 43, с. 127)
6. В одном из изречений передается, что посланник Аллаха повелел следующее:
«О мой Аллах! Эти двое (Али и Фатима) для меня самые любимые из твоих творений. И Ты полюби их, сделай их род благородным и ниспошли им от Тебя защиту (возьми их под свою опеку). Я прибегаю к Твоей защите для этих двоих и их детей от шайтана, побиваемого камнями», (Аллама Маджлиси, Бихару’ль-Анвар, т. 43, с. 117)
Как показывают предания, брак Фатимы и имама Али полностью являлся исполнением воли Всевышнего Аллаха, и этот брак в первую очередь был заключен перед Его присутствием.
У Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, есть немало благословенных и славных имен (арабск. асма ан-Наби – имена Пророка), среди которых самые главные – Мухаммад и Ахмад, о которых сказано в Священном Коране. Имя Мухаммад означает «премного превозносимый», а Ахмад – «премного прославляющий». В Священном Коране имя Ахмад упоминается один раз, а имя Мухаммад — четыре раза. В Инджиле (Евангелие) помимо Ахмед использовано имя Фараклит, имеющее те же значения, что и вышеупомянутые имена.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Я Мухаммад и Ахмад. Я тот Махи, пророчеством которого Аллах уничтожит неверие. Я тот Хашир, за которым последуют люди в Судный День. Я Акиб. Я Хатаму’ль-Анбийя — Печать пророков! После меня больше никто не станет пророком!» (Бухари; Муслим)
Выходящую на Киблу стену Могилы Пророка (Равза Наби) украшают начертанные изысканной каллиграфией такие благословенные имена и качества Посланника Аллаха, как: Ахмад, Махмуд, Мухаммад, Халид, Хамид (Достойный похвалы), Башир (Приносящий добрую весть), Назир (Клятва), Бурхан (Довод), Амин (Надежный), Авваль (Первый получивший пророчество), Ахир (Последний из пророков), Духа, Хабибуллах (Любимый Аллахом), Хади (Указывающий истинный путь), Хатим («Печать» — Последний пророк), Мухтар (Предводитель), Мустафа (Избранный), Мутаххар (Благословенный), Муджтаба, Наби (Пророк), Нур (Свет), Рауф (Сострадательный), Рахим (Милосердный), Расулюллах (Посланник Аллаха), Расулю’с-Сакалейн, Рахматан ли’ль-Алямин (Милость для Миров), Сайиду’ль-Мурсалин (Господин пророков), Сайиду’ль-Кавнайн (Господин Вселенной), Имамуль-Харамайн (Имам обоих Святынь – Мекки и Медины), Имаму’ль-Муттакин (Имам богобоязненных), Шафи’уль-музнибин (Заступник грешников), Шамс (Солнце), Та-ха, Умми (Необученный грамоте), Ясин…
Пророк Мухаммед ( M uhammad) ﷺ – личность знаковая для исламской религии, а потому интерес к его персоне, а также к близким и родным ему людям, к возможным потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ не ослабевает уже много веков подряд. О родственном отношении к нему самому или к его потомкам заявляют многие люди, и часто мотивами для таких заявлений становится желание славы и легкой наживы, а также стремление к распространению ереси среди исламской уммы. В такой деятельности больше всего были замечены крайние суфии и рафидиты.
Значение имен дочерей пророка Мухаммада
Имена дочерей Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) стали весьма распространены среди мусульман – каждый считает честью назвать своего ребенка в честь одного из детей Пророка ﷺ. Все их имена особенные, имеют свое значение и наполнены особой духовностью и теми личностными качествами отпрысков самого Пророка Мухаммеда ﷺ, которые были ими развиты и приобретены в течение жизни.
Имя Уммукульсум, которое носила дочь Пророка ﷺ Умм Кульсум бинт Мухаммед, означает в переводе с арабского языка «полнощекая». Оно ассоциируется с кем-то младшим, нуждающимся в особой заботе.
Имя Фатима ассоциируется с дочерью Пророка ﷺ Умм аль-Хасан Фатимой бинт Мухаммед аль-Кураши. В дословном переводе оно означает «отнятая от груди», и оно стало очень популярно среди мусульман, поскольку и сама дочь Пророка ﷺ Фатима являла собой образец доброты, преданности и женской верности.
Имя Зайнаб, которое носила не только старшая дочь Пророка Зайнаб бинт Мохаммед ﷺ, но и одна из его жен Зайнаб бинт Джахш, а также одна из его внучек Зайнаб бинт Али. Зайнаб - одно из самых частых доисламских и исламских имен, означающее название красивого дерева с приятным запахом.
Имя Рукайя, которое носила еще одна дочь Пророка Мухаммада ﷺ, означает в переводе «заклинание». Рукайя бинт Мухаммад ﷺ стала символом преданности и стойкости перед лицом жизненных перипетий.
Дочери пророка Мухаммада
Зайнаб
Старшую из дочерей Пророка Всевышнего ﷺ звали Зайнаб (Zainab bint Muhammad). Она родилась, когда Пророку Мухаммеду ﷺ было тридцать лет. Выйдя замуж за ‘Аса, своего двоюродного брата по материнской линии, она стала матерью сына Али, который покинул этот мир еще до своего совершеннолетия, и дочери Умама. Мужа Зайнаб взяли в плен при Бадре еще до принятия Ислама, и, чтобы выкупить его из плена, она передала подаренную ей матерью на свадьбу золотую цепочку, чтобы выкупить его. ‘Аса освободили без выкупа, но поставили условие, что он отпустит Зайнаб в Медину, как только прибудет в Мекку. Вскоре ‘Ас переселился в Медину вслед за Зайнаб после того, как добровольно принял Ислам. Зайнаб умерла в 8 год хиджры, оставив после себя дочь Умама. Зайнаб была любимой дочерью Пророка Мухаммада ﷺ.
Рукайя
Вторую дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) звали Рукайя или Рукийя (Ruqayyah bint Muhammad). Она вышла замуж за сына Абу Ляхаба, который заставил своего сына развестись с ней назло Пророку Мухаммаду ﷺ, и того же требовали родственники ‘Аса. Однако, ‘Ас хотел быть только с Зайнаб, в результате чего обрел спасение и был возвеличен в Исламе – в противоположность сыну Абу Ляхаба, который был погублен. Рукайя после развода с ним была выдана замуж за Усмана. Их первенец покинул этот мир еще в детстве, а позже и сама Рукайя покинула этот мир – тяжелая болезнь сразила ее во время битвы при Бадре, Усман ухаживал за ней, поэтому участия в битве не принимал, но все-таки она умерла. Будучи замужем за Усманом, Рукайе дважды пришлось переселяться – в Эфиопию и в Медину.
Фатима
Дочь пророка Мухаммеда ﷺ Фатима (Fatimah bint Muhammad) была четвертым ребенком среди его ﷺ детей. Она родилась, когда Пророку Мухаммаду ﷺ было тридцать пять лет – в то время Кааба возводилась заново, и была любимой дочерью Мухаммада ﷺ. Мухаммад ﷺ выдал ее замуж за Али, сказав, что его он любит больше всех из людей. У Али и Фатимы родилось пятеро детей – Мухсин, Хусейн, Хасан, Зайнаб и Уммукульсум. Мухсин умер, будучи еще младенцем.
Фатима вошла в историю как предводительница правоверных в Ахирате и в миру – не было никого более усердного в молитвах, чем она, более терпеливого в бедах, чем она, более правильной в речи и убежденной в величии Посланника ﷺ, чем она. Она была похожа своим характером на своего отца ﷺ. По словам ‘Аишы, Фатима была очень дорога ей – дороже нее был для ‘Аиши только их отец Мухаммад ﷺ.
Сам Посланник Аллаха ﷺ тепло говорил о Фатиме, называя ее «куском моей плоти» и говоря, что будет считать своим личным обидчиком того, кто посмеет обидеть дочь – об этом упоминается в хадисе аль-Бухари.
Фатима была свидетельницей притеснений и обид, которые терпел от неверных Мухаммад ﷺ, но и сама претерпела много притеснений и обид. Когда неверный оскорбил Пророка Мухаммада ﷺ, поклоняющегося возле Каабы, бросив на него верблюжьи внутренности, Фатима бросилась к отцу и смыла нечистоты с его шеи, ругая Укбу. Когда Мухаммед ﷺ после битвы при Ухуде страдал от огромной потери крови, Фатима и Али смывали кровь с ран Мухаммада ﷺ, а затем натирали золой рану Пророка ﷺ, чтобы остановить кровь.
Последние слова Пророка ﷺ перед смертью были обращены к Фатиме. После его слов Фатима заплакала, но Посланник Аллаха ﷺ произнес еще одни слова, и Фатима обрадовалась, однако никому до самой смерти Пророка Мухаммада ﷺ она не сказала, о чем говорил ей отец.
‘Аиша попросила рассказать о последних словах отца после смерти Мухаммеда ﷺ, и Фатима рассказала, что сначала он сказал, что скоро умрет – его смерть приближается, и тогда Фатима заплакала. Но тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал о том, что Фатима из всей семьи будет первой, кто умрет после него, и станет старшей среди женщин в Раю, и эти слова зажгли радость в сердце Фатимы.
Фатима покинула этот мир через полгода после смерти Пророка Мухаммада ﷺ: она умерла в двадцать девять или двадцать пять лет, оставив после себя единственное потомство Пророка Мухаммада ﷺ.
Уммукульсум
Дочь Мухаммеда ﷺ Уммукульсум (Umm Kulthum bint Muhammad) стала его пятым ребенком. Выйдя замуж за второго сына Абу Ляхаба, она также покинула эту семью, когда семья ее мужа отказалась принимать Ислам. После развода она вернулась в дом отца. Но когда умерла Рукайя, за ее мужа Усмана Пророк ﷺ выдал Уммукульсум. В результате Усман получил прозвище «Обладатель двух светочей» или «Зуннурайн». Уммукульсум скончалась в 9-м году хиджры, прожив в браке с Усманом шесть лет. Посланник Аллаха ﷺ даже говорил, что выдал бы за Усмана и третью дочь, если бы она у него была.
Преимущества человека из потомков Пророка ﷺ над другими людьми
Принадлежность к благородной родословной Посланника Аллаха ﷺ не принесет пользы арабу или мусульманину другой национальности, если он является неверующим или нечестивцем, также как отсутствие принадлежности к роду Пророка Мухаммеда ﷺ не вредит мусульманину, если он является верующим и праведным. Принадлежность к благородному роду Пророка Мухаммеда ﷺ не дает в Судный день преимуществ, ведь Аллах сказал в Священной Книге Коран, что самым почитаемым перед Аллахом будет наиболее богобоязненный человек.
Определение принадлежности к родовому древу Пророка Мухаммеда ﷺ
В современном мире во всех уголках земли среди всех народов проживают потомки Пророка Мухаммеда ﷺ , и это не только арабы, но и представители других национальностей, которые могут жить в любой стране мира и некоторые даже об этом могут не знать. Но есть и такие люди, которые называют себя родственниками-потомками Пророка Мухаммеда ﷺ , не имея никаких оснований так называться.
Для определения того, принадлежит ли человек к родовому древу Посланника Аллаха ﷺ, является ли потомком Посланника ﷺ, применяется несколько способов. По словам Шейха Абдуль-Азиза ибн Бааза, на принадлежность человека к благородному роду Посланника Аллаха ﷺ и то, что он – потомок Посланника Аллаха ﷺ, указывают такие вещи, как наличие свидетельства в истории об этом авторитетных ученых историков, наличие официального свидетельства того, что человек – потомок и принадлежит роду Пророка Мухаммеда ﷺ, или другого документа, подтверждающего это, выданного авторитетным ученым в области истории и религии или известным судьей. Также, если факт того, что человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, широко известен в обществе, это тоже может стать подтверждением его принадлежности к роду Пророка ﷺ. Также способом определить, действительно ли человек является потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, может стать наличие доказательств этого факта, которые будут объективными и будут иметь указанную достоверную дату, подтверждающуюся действительными документами, или иметь свидетельство истинности от лиц, заслуживающих доверия.
Семья и родственники Пророка Мухаммеда ﷺ
К семье и родственникам Мухаммеда ﷺ относятся:
- его молочная мать по имени Сувайба, которая была вольноотпущенницей у Абу Ляхаба. Сувайба несколько дней кормила молоком Мухаммада ﷺ вместе со своим сыном Масрухом и Абу Салямом Абдуллахом бин аль-Асад аль-Махзуми. Молочная мать Сувайба также кормила и Хамзу бин Абдульмутталиба, дядю Посланника Аллаха ﷺ;
- его молочная мать по имени Халима, которая происходила из племени Саад. Халима кормила Мухаммеда ﷺ вместе со своим сыном Абдуллахом от аль-Хариса бин Абдульузза ас-Саади, а также дочерьми последнего по имени Унейса и Хузафа или Шайма. Эта же молочная мать Халима кормила своим молоком Абу Суфьяна бин аль-Хариса бин Абдульмутталиб. Абу Суфьян, повзрослев, стал для Посланника Аллаха ﷺ одним из самых ярых врагов, но после, когда была покорена Мекка, принял ислам и стал праведным мусульманином.
К числу родственников и близких людей Пророка Мухаммада ﷺ относятся люди, которые вырастили и воспитали его:
- родная мать пророка Мухаммеда ﷺ Амина бинт Вахб бин Абдуманаф бин Зухра бин Киляб;
- Сувайба, Халима, дочь Халимы по имени Шайма, которая также приходится Мухаммеду ﷺ молочной сестрой. Приводится история, когда Шайма посетила Пророка Мухаммада ﷺ в числе людей из племени Хавазин: тогда Посланник Аллаха ﷺ оказал ей высокое гостеприимство и соблюдал родственные отношения, постелив свой плащ и усадив Шайму на него.
Также к числу его семьи относится Умм Айман Бараката аль-Хабашия, доставшаяся Посланнику Аллаха ﷺ от отца в наследство, которая в дальнейшем последовала религии ислама и была выдана замуж за любимца Пророка Мухаммада Зайда бин аль-Хариса, родив ему впоследствии сына Усаму.
Внуки Пророка Мухаммеда ﷺ
Потомки Пророка Мухаммада ﷺ пошли от его дочери Фатимы через внука Хусейна и внука Хасана. У Пророка Мухаммеда ﷺ были внуки Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Зайнаб бинт Али, Умм Кульсум бинт Али и Мухсин.
Жены Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммада ﷺ относятся его жены, количество которых по разным источникам отличается: по мнению Масуди, у Мухаммеда ﷺ было пятнадцать жен, а по мнению Якуби, у Посланника Аллаха ﷺ было двадцать одна или даже двадцать три жены, из которых физическую близость Мухаммед ﷺ имел только с тринадцатью женами. Также приводятся мнения о девяти или десяти женах, но исследователь Уотт считает, что по причине того, что было много племен, желающих заявить о своих родственных связях с Пророком Мухаммадом ﷺ , количество его жен вполне может быть чересчур преувеличено. Традиционные представления сходятся на том, что у Пророка ﷺ было одиннадцать жен и две наложницы.
Хадиджа
Первой женой Мухаммеда ﷺ была Хадиджа бинт Хувайлид, которую называют матерью правоверных. Родом Хадиджа была из курайшитов, и на момент женитьбы с Мухаммедом ﷺ она уже имела дочь от первого мужа по имени Атик ибн Азиз, а также двух дочерей от второго мужа Абу Халы. Мухаммад ﷺ был ее третьим мужем. Хадиджа была женщиной добродетельной и добропорядочной, способной к торговым делам, и Мухаммад ﷺ был одним из ее торговых представителей. Хадиджа сама предложила Мухаммаду ﷺ на ней жениться после того, как услышала о его честности и прекрасных нравственных достоинствах. Мухаммед ﷺ женился на сорокалетней Хадидже в возрасте двадцати пяти лет. Хадиджа родила Пророку Мухаммаду ﷺ дочерей Фатиму, Умм Кульсум, Зайнаб и Рукаййу, а также сыновей Абдуллаха и Касима. Именно первая супруга Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа стала первым человеком, который уверовал в его пророческую миссию. Хадиджа поддерживала Мухаммада ﷺ во всем, и Посланник Аллаха ﷺ горячо любил свою жену и называл ее лучшей женщиной из всех.
Сауда бинт Зам‘а
Второй супругой Мухаммеда была Сауда бинт Зам‘а ибн Кайис ибн Абд-Шамс, родившаяся в Мекке, которую называют «матерью правоверных». На ней Пророк Мухаммад ﷺ женился в Медине, когда ему было пятьдесят три года и шел десятый месяц его пророчества, после того, как умерла его первая жена Хадиджа. Сауда бинт Зам‘а умерла в Медине.
Аиша бинт Абу Бакр
Третьей женой Мухаммада ﷺ была дочь Абу Бакра, сторонника и сподвижника Пророка ﷺ , по имени Аиша бинт Абу Бакр – умная, религиозная и праведная девушка, о которой сам Пророк ﷺ отзывался как о любимой жене после Хадиджи. Аиша является передатчиком огромного количества хадисов, особенно на тему личной жизни Пророка Мухаммада ﷺ и на бытовые темы. Аиша вышла замуж за Пророка Мухаммада ﷺ в очень раннем возрасте, точный возраст ее в разных источниках отличается, но наиболее достоверным принимают мнение, что Аише было девять лет на момент их свадьбы.
Хафса бинт Умар
Также к числу супруг Мухаммада ﷺ принадлежала дочь Умара ибн аль-Хаттаба сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ по имени Хафса бинт Умар, которую после смерти ее первого мужа отец попытался выдать замуж снова, но получал отказ от Абу Бакра ас-Сиддика и Усмана ибн Аффана, и тогда Мухаммед ﷺ предложил женится на ней – это было в третьем году по хиджре, и у Пророка ﷺ уже было две жены – Аиша и Сауда. Хафса была очень набожной женщиной, отличалась упорством и верностью поклонению Всевышнему, но характер имела волевой. Хафса передала около шестидесяти хадисов и сохранила первый экземпляр Священной Книги Коран, собранный при Абу Бакре, когда он был халифом (этот экземпляр Корана был размножен по его просьбе).
Зайнаб бинт Хузайма
Еще одна супруга Пророка Мохаммеда ﷺ – это Зайнаб бинт Хузайма, с которой супружеская жизнь Мухаммада ﷺ длилась всего три месяца, поскольку супруга скончалась. Это была очень милосердная, религиозная женщина, которая делала многое для нуждающихся, за что и получила прозвище «мать бедных».
Зайнаб бинт Джахш
Еще одной супругой Мухаммада ﷺ была Зайнаб бинт Джахш, которая до того, как сочетаться браком с Пророком Мухаммадом ﷺ , была замужем за его приемным сыном по имени Зайд ибн Харис. До того, как выйти замуж за Посланника Аллаха ﷺ , Зайнаб была замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Харисой, но этот брак распался, и Мухаммад ﷺ женился на ней сам.
Остальные жены Мухаммеда ﷺ
- Также супругой Мухаммада ﷺ была дочь Мусталик Хариса ибн Дирара, возглавляющего племя Бану, Джувайрия бинт аль-Харис, на которой Мухаммад ﷺ женился для того, чтобы установить между племенами добрые отношения.
- Сафия бинт Хуай ибн Ахтаб, дочь Надир Хуяйа ибн Ахтаба, возглавлявшего также племя Бану и бывшего врагом мусульман, убитого мусульманами во время столкновения, в котором также погиб и муж Сафии.
- Рамля бинт Абу Суфьян – одна из жен Мухаммеда ﷺ , которая развелась со своим первым мужем из-за того, что он решил выйти из ислама, приняв христианство. Мухаммада ﷺ восхитила сила веры этой женщины, и он попросил разрешения на брак с ней. В результате этого брака напряжение между Абу Суфьяном и Мухаммадом ﷺ было ослаблено. Рамля бинт Абу Суфьян является передатчицей хадисов, всего она передала более шестидесяти пяти хадисов.
- Еще одна супруга Мухаммада ﷺ - Умм Саляма бинт Абу Умайя, которая при рождении носила имя Хинд. Она получила прозвище «благодетель путешественника», поскольку была очень щедрой. Ее первый муж Абдулла ибн Абдульасад погиб в битве при Ухуде, после чего она получила прозвище «вдова арабов» и к ней приходили свататься и Умар ибн аль-Хаттаб, и Абу Бакр, но она согласилась только на предложение Пророка Мухаммада ﷺ .
- Маймуна бинт аль-Харис, последняя жена Мухаммеда ﷺ , жениться на которой ему посоветовал Аббас – после этой жены Пророк Мухаммед ﷺ до самой смерти больше никого не брал в жены.
Наложницы
Также можно встретить упоминания его наложницы Марии аль-Кибтии, которую Посланнику Аллаха ﷺ подарил правитель Египта Мукаукис. Мария родила сына Ибрахима, но мальчик скончался в возрасте шестнадцати месяцев.
Потомки Пророка Мухаммеда: миссия и обязанности
Когда упоминаются потомки Пророка Мухаммеда ﷺ всегда отмечают, что для Посланника Аллаха ﷺ семья имела очень большое значение, поскольку члены его семьи первыми приняли таухид, уверовали в его пророчество, а также поддерживали во всем Пророка Мухаммеда ﷺ . Семья и потомки Пророка Мухаммеда ﷺ беспрекословно слушали его и исполняли его запреты, старались быть образцом для всех последующих поколений мусульман, должны были знать шариат и Священную Книгу Коран, и старались жить так, как того желал Пророк Мухаммед ﷺ .
Основной обязанностью семьи и потомков Пророка Мухаммада ﷺ было сохранение и передача новым поколениям заветов Посланника Аллаха ﷺ и его Сунны .
Потомство Посланника ﷺ продолжилось по линии только Фатимы: род пошел от саййидов Рая, Хусейна и Хасана. К этому роду принадлежат люди, которые представляют собой гордость не только всех арабов, но и всей мусульманской общины и каждого мусульманина. На потомках Пророка Мухаммеда ﷺ лежит ответственность стать примером для всех арабов, для всех мусульман и всех народов, своим умом, знанием Корана и любовью к исламу. Данный род ведется до сих пор, и перед именами каждого мусульманина, кто принадлежит к данному роду, обычно пишут и произносят «ас-саййид», и это указывает на их принадлежность роду Пророка Мухаммеда ﷺ .
Для мусульман наречение ребенка именем – ответственное событие в жизни, поэтому они уделяют выбору имени для ребенка пристальное внимание. Имя человека – это не просто слово: в нем содержится частичка человеческой души, его личности. Недаром Посланник Аллаха ﷺ уделял выбору его большое внимание. Следует выбирать так, чтобы оно было благозвучным, чтобы у него был хороший смысл. Мухаммад ﷺ, встречая человека с именем, у которого был негативный смысл, обязательно давал человеку другое имя, с хорошим смыслом.
На эту тему часто приводят выказывание Посланника Мухаммада ﷺ о том, что каждый новорожденный ребенок с акикой связан: ему режут акику, дают имя и сбривают волосы на седьмой день после его рождения. Таким образом становится ясно, что нарекать ребенка именем нужно на седьмой день. Есть и такие хадисы, по которым младенца можно нарекать сразу после того, как он родился, в первый день: по словам имама Бухари, это могут делать те, у кого нет средств на то, чтобы резать курбан акыка. Те же, кто имеет достаточно денег и собирается резать курбан, должны нарекать ребенка на седьмой день.
Но в большинстве случаев вопрос относительно того, когда нарекать ребенка, остается на усмотрение его родителей.
Выбор же имени для ребенка – выбор порой очень трудный, особенно если речь идет о наречении девочки. И в этом случае стоит обратить свое внимание на имена дочерей Посланника Всевышнего ﷺ, его детей и внуков, поскольку эти имена, выбранные самим Посланником Аллаха ﷺ, являются образцом наиболее желательных для детей мусульман.
Дети Пророка Мухаммеда ﷺ
К числу семьи Пророка Мухаммеда ﷺ относятся его дети, в числе которых называют:
- аль-Касима, чье имя стало основой для куньи Пророка Мухаммада ﷺ (его кунья была «отец аль-Касима» или «абу аль-Касим»), и который умер еще в детстве;
- Зайнаб, которая родилась раньше аль-Касима;
- Рукайя;
- Умм Кульсум;
- Фатима, от которой пошли потомки Пророка Мухаммеда ﷺ;
- Абдулла, который родился после своих сестер, но неизвестно точно, был ли он рожден до начала пророческой миссии или после его. Относительно личности Абдуллы также возникают споры на тему того, ему ли принадлежат имена «ат-Тахир» и «ат-Тайиб», но достоверное мнение гласит, что это не имена, а прозвища сына Пророка Мухаммеда ﷺ Абдуллы.
- Ибрахим - еще один ребенок, которого родила ему наложница Мария Киптия в Медине. Весть о рождении сына принес отцу Абу Рафи, который был вольноотпущенником, и он получил от Мухаммада ﷺ в дар за хорошую весть раба. Но сын Ибрахим умер в младенчестве.
По свидетельству ибн Аббаса, старшей из всех сестер была Рукайя, а младшей – Умм Кульсум.
Дети Пророка Мухаммада ﷺ были все рождены от Хадиджи, поскольку от остальных жен у Посланника Аллаха ﷺ не было детей. Они все, за исключением Фатимы, умерли еще до смерти Мухаммеда, и только Фатима всего лишь на полгода пережила своего отца. Фатима получила особое благословение от Всевышнего Аллаха, который возвысил ее над всеми остальными женщинами мира и назвал ее и ее мать Хадиджу лучшей женщиной этого мира. К числу лучших женщин мира относят и Айшу.
Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ
Для обозначения семьи Мухаммеда ﷺ ввели в обиход выражение «Ахль аль-Бaйт». Также с этой целью использовали выражения «Ал-и Расул», «Ал-и Мухаммад», а также «Ытратун Наби».
Ахль аль-Бaйт – это выражение используется для обозначения семьи Посланника ﷺ чаще всего и в переводе с арабского языка «Ахль аль-Байт» имеет несколько значений:
- используется для обозначения семьи, детей, близких родственников,
- слово «Ахль» используется для обозначения местного населения той местности, о которой говорят,
- слово «Ахль» используется также для выражения принадлежности к определенному суждению – «Ахль Сунна»
- еще одно значение слова - его употребляют, когда человек чего-то достоин или заслужил по заслугам.
Среди синонимов слова «Ахль» есть «Аль» в значении «родственники, семья, близкие», но «ал» употребляют, когда говорят о семье людей избранных.
Слово «байт» в переводе с арабского означает «дом» или «семья». В арабском языке выражение «Ахль аль-Байт» означает «домашние люди и члены семьи» и только во второстепенном значении обозначает «близких родственников».
По традиции, дошедшей до нашего времени, выражение "Ахль аль-Бaйт" используют для того, чтобы обозначить семью Мухаммеда ﷺ. Ахль аль-бaйт, то есть круг его членов семьи и домочадцев, составляли супруги, дети, внуки, а также Али, который был зятем Мухаммеда ﷺ и сыном его дяди.
Дети пророка Мухаммада
У Мухаммада ﷺ было семеро детей: три сына и четыре дочки. Сыновей Мухаммада ﷺ звали Абдуллах, Ибрахим и Касим. Имена дочерей Посланника Аллаха ﷺ: Уммукульсум, Фатыма, Рукайя и Зайнаб. Мать шестерых из его детей – это Хадиджа, а матерью седьмого ребенка, сына Ибрахима, была Мария. Все дочери пророка ﷺ приняли ислам и совершили переселение в Медину.
Дяди и тети Пророка Мухаммеда ﷺ
Также к числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся его дяди:
- Хамза бин Абдальмутталиб, получивший прозвище «Лев Аллаха и Его Посланника», которого также звали «господином шахидов», и он являлся также Посланнику Аллаха ﷺ молочным братом;
- аль-Аббас;
- Абу Талиб, известный также еще как Абд Манаф;
- Абу Ляхаб, которого звали Абдульузза;
- аз-Зубайр;
- Абдулькааба;
- аль-Мукаввим;
- Дарар;
- Кусам;
- аль-Мугира по прозвищу «Хаджаль»;
- аль-Гайдак, у которого было прозвище «Мусаб»;
- Науфаль;
- аль-Аввам.
Старший дядя Мухаммеда ﷺ по имени аль-Харис, а самым младшим был аль-Аббас, и именно потомство младшего дяди Пророка ﷺ заполнило землю. Когда были пересчитаны потомки аль-Аббаса во время правления Мамуна, выяснилось, что потомки этого дяди Пророка ﷺ насчитывают шестьсот человек, но это называют преувеличением. Потомство пошло и от дяди Абу Талиба, и от аль-Хариса, и от Абу Ляхаба. Мнения относительно того, являются ли одним и тем же человеком аль-Мукаввим и аль-Харис, а также Хаджаль и Гайдак, периодически возникают, но единого мнения относительно этого нет.
Никто из этих людей не принял ислам, кроме Хамзы и аль-Аббаса.
К числу родственников Пророка Мухаммада ﷺ относятся тети Посланника Аллаха ﷺ:
- Сафия, которая приходится матерью аз-Зубайру бин аль-Авваму,
- Атика,
- Барра,
- Арва,
- Умайма,
- Умм Хаким аль-Байда.
Из этих людей ислам приняла только Сафия, и, по некоторым мнениям, Атика и Арва.
Читайте также: