Игра алкоголик эрик берн описание
В этой статье мы будем обсуждать жизнь больного алкоголизмом и его окружения не с точки зрения медицины и болезни, а с точки зрения психологии взаимодействия (Трансактного анализа). Основными авторами этой теории и направления психотерапии являются американские психологи и психотерапевты - Эрик Берн, Клод Стайнер, Стивен Карпман.
Психологическая игра «Алкоголик».
Основные взаимоотношения в семье больного алкогольной зависимостью описаны в Трансактном анализе как психологическая игра «Алкоголик».
Психологическая игра – это череда повторяющихся, неосознаваемых, насыщенных эмоциональными переживаниями взаимоотношений человека со своим окружением. Психологическая игра является эквивалентом близких отношений в дисфункциональных семьях. В психологических играх отсутствует открытое выражение своих чувств, прямые высказывания, ясные границы, имеется манипулятивное поведение. Все фразы, которые произносятся в процессе игры имеют под собой двойное дно, их цель - манипуляция другим человеком, попытка заставить его измениться или сделать то, что ты от него хочешь. Взаимоотношения происходят на двух уровнях. Поверхностном – социальном, и глубинном - психологическом. Для психологической игры характерна смена ролей или позиций (переключение): Спаситель, Преследователь, Жертва.
Основная психологическая игра, которая происходит в семье больного алкогольной зависимостью – это игра «Алкоголик». Для самого Алкоголика характерны переключения между ролями Преследователя (когда он напивается, нарушает обязательства, причиняет боль, унижает или оскорбляет близких) и Жертвы (когда Алкоголик страдает от похмелья, испытывает чувству вины или стыда за свое поведение в опьянении, пытается оправдать или «загладить» вину перед близкими).
Психологическая игра "Алкоголик" подразумевает переключения между ролями Преследователь, Спаситель, Жертва Психологическая игра "Алкоголик" подразумевает переключения между ролями Преследователь, Спаситель, ЖертваОсновным партерном Алкоголика в игре является супруга или мать больного. Для партнера Алкоголика также характерны переключение между ролями Жертвы и Преследователя. В позиции Жертвы близкие становятся в буквальном смысле слова жертвами Алкоголика, подвергаются унижению или даже физическому насилию с его стороны, вынуждены терпеть нарушение обязательств с его стороны, с тревогой ожидать, что с ним может случиться что-то плохое, обзванивать морги и больницы, когда тот пропадает. Потом происходит переключение в позицию Преследователя, когда близкие изливают злость за все страдания и боль, которые причинил им Алкоголик во время своего «загула» (сам Алкоголик в этот момент находится в позиции Жертвы и принимает на себя вину за причинный им вред). У партнера Алкоголика к ролям Жертвы и Преследователя добавляется роль Спасителя. В этом случае супруга продолжает жить с Алкоголиком, несмотря на все обещания развестись с ним, забрать детей, «оставить его гнить под забором», которые она дает, когда находится в позиции Преследователя. Спаситель продолжает верить в то, что «без нее он пропадет», считает, что вызволять Алкоголика из очередной ямы, в которую он свалился, это ее родительский или супружеский долг. Сам Алкоголик в этот момент находится в позиции Жертвы и безропотно позволяет «вытаскивать себя из пропасти», дает обещания «никогда больше не пить», может даже по настоянию супруги обратиться к врачу (правда, без малейшего желания прикладывать собственные усилия реально изменить свою жизнь). Но в позиции виноватой Жертвы Алкоголик долго находиться не может. Рано или поздно светлый промежуток трезвости заканчивается (часто уже к вечеру), происходит переключение в позицию Преследователя. В этом случае Алкоголик напивается и весь круг начинается сначала. Такие переключения между ролями насыщены разнообразными эмоциональными переживаниями, когда надежда на перемены подбрасывает игрока до неба, а потом опять следует разочарование, боль, унижение, гнев. Ключевым моментом для диагностики психологической игры считается переживание «ну почему это со мной опять происходит», «сколько можно наступать на одни и те же грабли», которые сопровождаются чувствами отчаяния, безысходности и тоски.
Как уже говорилось выше, в психологических играх отсутствуют искренние и честные близкие отношения. Все взаимоотношения происходят на двух уровнях. Каждое обращение имеет под собой двойное дно. В позиции Жертвы супруга говорить о своей боли, которую ей причиняет Алкоголик, не для того чтобы выразить ее, а для того чтобы тот «услышал, почувствовал себя виноватым и прекратил пить». То есть из выражения чувств фраза «мне больно» превращается в попытку манипулировать близким человеком и заставить его измениться. Также супруга в позиции Преследователя говорит, что разведется с Алкоголиком не для того, чтобы озвучить уже принятое решение, для того чтобы опять же угрозами пытаться заставить его прекратить пить.
Далее мы хотим привести пример, когда брак с созависимой женщиной привел к ухудшению течения алкогольной зависимости.
Клинический случай №1. Женщина – Наталья (имя изменено), 42 года. На момент обращения к врачу психиатру-наркологу была на протяжении 2 лет замужем. Муж – Василий (имя также изменено), 55 лет. Злоупотребляет алкогольными напитками. До брака муж проживал один в деревне в Рязанской области, работал в Москве вахтовым методом. Получив зарплату, уезжал домой, где закупал водку, которую выпивал в одиночку на протяжении 3-5 дней. Далее водка заканчивалась, опохмелятся было нечем – приходилось останавливаться. Со слов мужа:: «До магазина было несколько километров, сил пройти которых не было». Через несколько дней состояние восстанавливалось, но возобновлять употребление спиртного уже не хотел. Так продолжалось на протяжении многих лет, пока Василий не женился на Наталье. После свадьбы переехал жить к ней, в город Рязань. Наталья проживала в общежитии, в очень небольшой комнате, полученной ей от завода. Во время запоя Василий он кричал, что «ему плохо, налей» и пытался встать с кровати. Наталья боялась, что Василий встанет, упадет, расшибется, разобьет мебель, технику (нажитую тяжёлым трудом на заводе), подавала ему выпить. Продолжительность запоев увеличилась до 3-4 недель. Весь период отдыха между вахтами (а иногда и больше) Василий пил. Состояние абстиненции было тяжелым с эпилептическими предками и психотическими эпизодами. Во время одного из запоев Василий умер.
Психологическая игра "Алкоголик" передается по "наследству" Психологическая игра "Алкоголик" передается по "наследству"Передача психологической игры из поколения в поколение
Психологические игры наследуются из поколения в поколение. Дети учатся у своих родителей в какие игры будут играть, когда создадут свои семьи. Родители ребенка являются образчиком поведения, которое будет в последующем скопировано их детьми. Мальчики, воспитанные в алкогольных семьях, чаще выбирают путь зависимости от химического вещества - алкоголизм или наркоманию. А девочки выбирают путь безуспешной борьбы с зависимым человеком за его здоровье – созависимость. Иногда игра передается из поколения в поколение как эстафетная палочка. Для иллюстрации мы приведем следующий клинический случай.
Клинический случай № 2. Екатерина Васильевна, 48 лет. Замужем на протяжении 24 лет. Муж страдает алкогольной зависимостью, 2 стадия. В настоящий момент – состояние длительной ремиссии. На протяжении многих лет Екатерина «билась» над тем, чтобы муж бросил пить. Наконец после 40 лет он немного остепенился и «завязал». Но спокойная жизнь Екатерины продолжалась недолго – подрос младший сын, у которого начались проблемы с алкоголем, и снова бессонные ночи, бесконечные тревоги, отчаянные просьбы прекратить и бесконечные обещания, «что все будет нормально». Муж Екатерины до поры бывший ведущим игроком в игре (Алкоголиком) превращается также в Преследователя и Спасителя уже другого игрока – своего сына. «Одна радость – со старшей дочерью таких проблем нет». «Она – молодец, не пьет совершенно, за нее мы спокойны». «С мужем только дочке не повезло – попивает, может руку приложить».
Заключение.
Осознание Психологической игры и сценарного характера своих взаимоотношений помогает преодолеть зависимость от пьющего человека.
Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как «алкоголизм» или «алкоголик», но есть роль в игре определенного типа, которая называется «Алкоголик». Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) — этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое — социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры «Алкоголик».
В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль — роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль — роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль — роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.
Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, — роль Подстрекателя, «хорошего парня», который снабжает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)».
Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры — профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре «Алкоголик» это пятая роль — роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками — это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.
На начальных стадиях «Алкоголика» все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить «спасти» себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.
Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в «Алкоголике» (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации — похмелью. То же самое в игре «Растяпа»: сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному — к получению прощения Блэка.
Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: «Коктейль» (сколько выпили и что смешивали) и «А на следующее утро» (я расскажу тебе о своем похмелье). В «Коктейль» играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое «А на следующее утро», и такие организации, как «Анонимные алкоголики», предоставляют им для этого неограниченные возможности.
Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство — они говорят о нем только из уважения к Преследователю, — а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, — создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.
Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное — следующее утро. Это сходство между «Непьющим алкоголиком» и обычным вариантом «Алкоголика» подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. «Наркоман» также аналогичен «Алкоголику», но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.
Существует множество организаций, вовлеченных в игру «Алкоголик» — национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т. д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в «Анонимных алкоголиках» Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.
Существуют также организации, цель которых — улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.
Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного «исцеления от игры» таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное «полное воздержание» не удовлетворяет аналитика игры.
Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в «Я только пытаюсь вам помочь», у Преследователя — в «Посмотри, что ты со мной сделал», и у Простака — в «Славный малый». С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм — это болезнь, алкоголики учатся играть в «Деревянную ногу (калеку)». Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от «Я грешник» к «А что можно спросить с больного?» (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее «Анонимные алкоголики» для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.
Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.
Родственные игры. В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод, который называется «Выпьем по одной». На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: «Выпьем по одной!» Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт — в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт — босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.
В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки — часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в «Славного малого», таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.
Кстати, один из вариантов «Славного малого» разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность — «Крутой парень», который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice[8].
Анализ:
Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.
Цель. Самобичевание.
Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.
Динамика. Оральная депривация.
Примеры:
1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в «Попробуй поймать меня», лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т. д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы.
2. Алкоголик и его круг.
Социальная парадигма. Взрослый — Взрослый.
Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».
Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».
Психологическая парадигма. Родитель — Ребенок.
Ребенок: «Попробуй поймать меня».
Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»
Ходы. 1. Провокация — обвинение или прощение. 2. Снисходительность — гнев или разочарование.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая — а) пьянство как процедура — бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра — самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая — возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная — «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная — «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая — чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная — «Все хотят меня обидеть».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке?
Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? Как вы увидите во время дальнейшего чтения, мой ответ на этот вопрос менее важен, чем может показаться. Однако я полагаю, что должен ответить на него ради множества людей, имеющих дело с алкоголизмом, и из уважения к
Кто такой алкоголик?
Кто такой алкоголик? Один из трудных вопросов в терапии алкоголизма: является ли тот или иной игрок алкоголиком? ПГ игроки обычно отрицают то, что они — алкоголики, и зачастую обижаются на подобное предположение.Ниже приведены типичные примеры бесед с ПГ игроками. Каждый
Алкоголик из Челябинска
Алкоголик из Челябинска Разрешите рассказать вам историю, которая приключилась в Челябинске, в России, в начале 1990-х гг. Там, на демонстрационном тренинге, который был частью программы по болезненным зависимостям для психологов, мне пришлось работать с молодым
Люди издавна играют в «игры», но Эрик Берн был первым, кто проанализировал и показал эти игры в схематическом виде. В своем бестселлере «Игры, в которые играют люди»[1] [7] он описал ряд игр. Среди них в разделе «Игры на всю жизнь» была и игра под названием «Алкоголик».
Игра — это повторяющаяся транзакция, имеющая начало, середину и конец, а также скрытый мотив или вознаграждение. Алкоголизм как игра — это повторяющийся паттерн (как всем нам известно), имеющий идентифицируемую начальную, среднюю и конечную стадии, который проигрывается алкоголиком по значимым причинам, не всегда очевидным для него самого или наблюдателя.
Игра — это серия транзакций между людьми. Участвующие в игре исполняют в ней различные роли, но для всех игроков стимулом являются награды. Согласно Берну, в игре «Алкоголик» роли таковы: Ведущий (Алкоголик), Спаситель, Преследователь, Простак и Посредник. Берн указывал, что люди, которые играют в игре одну роль, обычно рано или поздно начинают исполнять и другую. Важно помнить, что игра — это социальное событие, которое включает более одного человека, и что человек не может играть в подобную игру в одиночку. Соответственно, алкоголику требуется включить в свою жизнь людей, которые готовы с ним взаимодействовать, с тем чтобы игра могла пройти через несколько стадий (начало, середина и конец). Если бы не было других людей, исполняющих различные игровые роли, алкоголик смог бы дойти только до первой транзакции, на которой ему пришлось бы остановиться. Этот важный принцип — что для игры требуются два человека (или более) — является одним из вкладов игровой теории транзактного анализа в понимание человеческого поведения.
Вот как Берн описывает игру алкоголика в книге «Игры, в которые играют люди» (отредактировано и сокращено):
«В анализе игры отсутствует такое понятие, как „алкоголизм“ или „алкоголик“, а есть роль, которая в определенном типе игры носит название Алкоголик. Если при чрезмерной выпивке основным движителем является какая-то биохимическая или физиологическая аномалия — а это предположение продолжает оставаться под вопросом, — тогда ее изучение относится к области медицины внутренних болезней. Анализ игры рассматривает нечто совершенно иное — виды социальных транзакций, которые связаны с подобными эксцессами. Отсюда и игра „Алкоголик“.
В своей законченной форме это — игра, в которой участвуют пять человек, хотя количество ролей бывает меньшим, так что игра может начинаться и заканчиваться при двух участниках. Центральная роль принадлежит Алкоголику — тому, кто является „Объектом“. Главную вспомогательную роль исполняет Преследователь, которого, как правило, играет представитель противоположного пола, обычно супруга. Третья роль — Спаситель, ее обычно играет представитель этого же пола, часто заботливый семейный врач, проявляющий интерес к пациенту, а также к проблемам пьянства. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его привычки. После того как Алкоголик воздерживается от выпивки в течение шести месяцев, они поздравляют друг друга с успехом. На следующий день Алкоголика находят в сточной канаве.
Четвертая роль отведена Простаку, или Марионетке. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину закусочной, который продлевает Алкоголику кредит или предлагает ему в долг сэндвич, а возможно, и чашку кофе, не преследуя его и не пытаясь его спасти. Иногда Простак принимает на себя другую роль, которая тоже оказывает влияние на игру, но не столь существенна — роль Подстрекателя, „хорошего парня“, который предлагает выпивку, хотя его об этом вовсе не просят. „Пойдем, пропустим по одной“ (и ты быстрее скатишься в пропасть). Профессионалом, ассистирующим во всех играх с выпивкой, является бармен или продавец спиртных напитков. В игре „Алкоголик“ он исполняет пятую роль — Посредника, являющегося прямым источником выпивки и в некотором смысле наиболее значимым человеком в жизни зависимого.
На начальной стадии игры „Алкоголик“ жена может исполнять все три вспомогательные роли. В полночь она — Простак, когда раздевает своего мужа, готовит ему кофе и позволяет себя поколачивать; утром — Преследователь, ругающий за порочный образ жизни; а вечером — Спаситель, который умоляет алкоголика измениться. На последующих стадиях, иногда обусловленных органическим ухудшением состояния алкоголика, он может избавиться от Преследователя и Спасителя, но терпит их, если они готовы выступить в качестве источников выпивки. Алкоголик отправится в благотворительное заведение и будет спасен, если сможет получить там бесплатный обед или станет мириться с внушениями, исходящими от дилетанта или профессионала, до тех пор, пока сможет получать после этого еду. Данные исследований свидетельствуют, что вознаграждением в игре „Алкоголик“ (характерным для игр в целом) является аспект, которому большинство исследователей уделяют наименьшее внимание. При анализе этой игры выявилось, что сама выпивка является лишь второстепенным удовольствием, дающим дополнительные преимущества, — процедурой, ведущей к реальной кульминации, которой является похмелье. Аналогичная ситуация имеет место в игре „Неудачник“; неприятное положение, которое привлекает наибольшее внимание, — это всего лишь удовольствие, позволяющее довести дело до кульминации, которой является получение прощения от партнера. Для Алкоголика похмелье — это не столько физическое мучение, сколько психологическая пытка.
Транзактная цель пьянства, кроме личных удовольствий, которые оно приносит, — создать ситуацию, в которой Ребенка может строго отчитать не только внутренний Родитель, но и любая родительская фигура в его окружении, которая достаточно заинтересована в оказании услуги. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на событиях следующего утра — желании подвергнуться самобичеванию. Однако существует тип запойного пьяницы, у которого не бывает похмелья, и подобные люди не относятся к данной категории.
Психологическое лечение алкоголика также заключается в том чтобы заставить его полностью прекратить игру, а не просто поменять одну роль на другую. В некоторых случаях это оказывается возможным, хотя трудно найти нечто столь же привлекательное для Алкоголика, как продолжение игры. Поскольку в классических случаях он боится близости заменой может стать другая игра, а не свободные от игры отношения. Часто так называемые завязавшие алкоголики представляют собой не слишком привлекательную компанию для общения, и, возможно, они чувствуют, что их существование лишилось источников возбуждения и испытывают постоянный соблазн вернуться к прежнему образу жизни. Критерий истинного „исцеления от игры состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог культурно выпивать, не подвергая себя опасности. Обычное исцеление в виде „полного воздержания“ не должно удовлетворять аналитика игры.
Тем не менее организация „Анонимные алкоголики“ по-прежнему остается для большинства людей оптимальным первым шагом в терапии злоупотребления спиртным“».
Я включил эту длинную выдержку в свой текст по нескольким причинам. Она иллюстрирует провокационный и временами комический стиль Берна, сделавший его сочинения известными во всем мире, но также приведший к тому, что некоторые сочли транзактный анализ лишенным строгости и профессионализма [6].
С другой, более серьезной точки зрения, читатель должен заметить, что в этой цитате я выделил предложение, которое вызвало настоящий фурор в области лечения алкоголизма.
Критерий истинного «исцеления от игры» состоит в том чтобы бывшим Алкоголик мог культурно выпивать, не подвергая себя опасности.
Это высказывание вызвало множество возражений со стороны людей, которые полагают, что алкоголизм — неизлечимая болезнь. Оно утверждает, что алкоголизм — это игра, а не болезнь, и что если алкоголик откажется от игры, то сможет культурно выпивать, не подвергая себя опасности возврата к алкоголизму. Это по-настоящему радикальное утверждение. У многих людей, работающих с алкоголиками, особенно у тех, кто связ ан с АА, данная точ ка зрения вызывает сильное беспокойство. Я обсуждал этот вопрос множество раз и обнаружил, что когда мне удается получить вдумчивый, а не иррациональный ответ, опасение собеседника состоит в том, что человек, достигший состояния неустойчивого воздержания, может услышать или прочитать слова Берна (или мои) и извлечь из них ложную надежду, которая способна вызвать новый запой. Я хорошо понимаю эту тревогу. Она весьма актуальна, поскольку опасность вполне реальная.
Но Берн не говорит, что алкоголики могут продолжать выпивать, не подвергая себя опасности. Согласно его определению, один из важнейших аспектов алкоголизма состоит в том, что это игра, и если вы перестаете играть, то вы более не алкоголик (что АА считают невозможным). Соответственно, не предполагается, что человек, который не достиг той стадии, когда он более не является алкоголиком — т.е. если он по-прежнему играет в игру, — может или должен выпивать культурно или как-то иначе.
Это самодостаточный аргумент, который основан на определении, так что его невозможно опровергнуть. «Алкоголизм — игра, и если вы не играете в эту игру, вы — не алкоголик и можете культурно выпивать». Отметьте, что эти слова очень похожи на определение АА: «Алкоголизм — болезнь, и если вы ею больны, вы — алкоголик и не можете культурно выпивать».
В этом обсуждении очень важны слова «культурная выпивка». Культурная, или социальная, выпивка — это особая форма выпивки, и она исключает тот вид выпивки, который большинство людей считают социальным: выпить пару коктейлей перед обедом, немного вина во время еды и глоток ликера после обеда. Пропустить шесть или семь рюмок на вечеринке или шесть бутылок пива в жаркий день — это не социальная выпивка. Социальной выпивке больше соответствует стакан вина за обедом или рюмка перед ним либо пара бутылок пива во время продолжительной вечеринки или несколько глотков ликера после сытной еды. Целью социальной выпивки является проверка вкусовых качеств алкоголя и легкое опьянение, вызываемое употреблением небольшого количества спиртного.
То, что в США понимают под социальной выпивкой, в действительности является первым шагом — если не более прогрессивной стадией — на пути к алкоголизму.
Наконец, утверждение Берна, по-видимому, не предполагает, что бывший алкоголик должен пить культурно, с тем чтобы доказать, что он больше не алкоголик. Я думаю, Берн хотел сказать, что единственный способ, каким посторонний человек может определить, действительно ли алкоголик излечился от своего недуга, — посмотреть, может ли тот выпивать культурно. Следовательно, в этом свете утверждение Берна можно переписать следующим образом: «Алкоголизм является не неизлечимым заболеванием, а игрой; следовательно, от нее можно отказаться. Одна из проверок того, перестал ли человек быть алкоголиком, — это посмотреть, умеет ли он выпивать культурно, т.е. соблюдая традиции и не скатываясь к новому циклу пьянства».
Как бы то ни было, хотя мои взгляды [17, 20] и основаны на теории Берна, они имеют важные отличия: «Алкоголизм — это игра, но также физиологическая зависимость, причем обычно и то и другое одновременно. Эмпирические данные показывают, что некоторые (немногие) люди, которые подпадают под определение алкоголизма, перестают и быть физиологически зависимыми, и играть в игру, и возвращаются к социальной выпивке, хотя большинство не способно или не желает возвращаться к выпивке на любом уровне».
В следующей главе я конкретизирую свои взгляды.
Глава 1 Игра алкоголика
Глава 1 Игра алкоголика Если алкоголизм — не болезнь, тогда что же это? Я полагаю, что самым простым, но тем не менее наиболее обоснованным определением алкоголизма будет следующее: это очень плохая привычка. Привычку к алкоголизму можно приобрести различными способами.
ИГРА Шесть шляп — это игра. Чем больше вы в нее играете, тем эффективнее становится метод. Люди чувствуют себя очень глупо, если не играют вместе со всеми. Если все кругом надели желтые шляпы, человек в черной шляпе чувствует себя не в своей тарелке. Используя метод при
3. Игра в солдатики или игра с куклой
3. Игра в солдатики или игра с куклой Первую группу вариантов образуют факторы, формирующие у индивида социально-половую роль — мужскую или женскую. Это значит получает ли индивид предпочтение к мужским профессиям, мужской одежде, соответствующему положению в обществе и
Игра Это транзактное событие, приносящее выигрыш, который двигает вперед сценарий. Судя по всему, в каждом сценарии есть одна базовая игра, а остальные игры являются ее вариантами. Так, при жизненной стратегии «убить себя» главной игрой может быть «Алкоголик», а ее
Глава 3. ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЖЕНА АЛКОГОЛИКА
Глава 3. ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЖЕНА АЛКОГОЛИКА Работа с родственниками больных алкоголизмом (стенограмма лекции, прочитанной на Смоленском некоммерческом семинаре по психотерапии и практической психологии) . Я заявил в качестве темы лекции - «Работа с родственниками
Как не следует вести себя жене алкоголика?
Как не следует вести себя жене алкоголика? В семейном консультировании члены семьи больного с зависимостью часто задают один и тот же вопрос.– Скажите, как мне себя вести?– Не знаю. Что вы имеете в виду? Себя вести, чтобы что получилось в результате?– Чтобы он перестал
1. РАЗУМ АЛКОГОЛИКА, КУРИЛЬЩИКА, НАРКОМАНА
1. РАЗУМ АЛКОГОЛИКА, КУРИЛЬЩИКА, НАРКОМАНА Действия алкоголика, курильщика, наркомана связаны с чувствами. Именно они подталкивают человека к этим пороки. Бытует определение, что человек — раб своих страстей (чувств). Это определение появилось со времен Б. Спинозы —
Игра Но тут возникла следующая проблема. Нашли красивый образ или, наоборот, ужасно страшный. А как себя правильно вести? На врожденные реакции полагаться нельзя, они больно примитивные. Из них надо формировать поведенческие стереотипы. А это дело трудное, сразу не
Игра и не игра
Игра и не игра Скучно мне, скучно… Нам всем бывает скучно. От скуки лекарства нет, хотя люди думают, что есть. Например, роман с новой девушкой. Или вечеринка, или поездка в горы. Один роман за другим, один развод за другим, одна сумочка за другой, один бутерброд за
Игра и не игра
Игра и не игра Если вам бывает скучно и вы недовольны своей жизнью – вам сюда. Если вы хотите что-то изменить – вам сюда. Если вы пытались что-то изменить, но у вас не получилось, хотя вы все, кажется, сделали правильно – вам сюда. И даже если вам удалось изменить свою жизнь,
ИГРА Сегодня ночью я не мог заснуть. Сознание уже практически отключается, начинается сон, и вдруг приходит интересная мысль. Я понимаю, что утром могу об этом забыть, поэтому надеваю халат и иду в общую комнату, где у меня лежит тетрадь для записей.Назавтра я собираюсь
Игра в дом
Игра в дом Думаю, у меня было разумное количество игрушек: кукольная кроватка с настоящими простынями и одеялами и доставшиеся мне от брата и сестры кубики, из которых можно было построить домик. Многие игрушки я изобретала сама. Вырезала картинки из старых
Игра Когда ребенок «при деле», то есть занят решением тех колоссальных задач, которые диктуются необходимостью выживания и обучения, его главный инструмент – это игра.Игра – это метод, изобретенный космическим разумом специально с той целью, чтобы мозг имел
Тенденции
Тупик. Игры по Берну.
Эрик Берн "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных"
Эрик Берн - фигура достаточно авторитетная в психологической науке 20 века. Развивая психоаналитические идеи Фрейда, он разработал собственную психотерапевтическую методику, основанную на транзакционном анализе. С его идеями я познакомился поверхностно впервые на тренинге, когда работал в одной крупной корпорации, там в первую очередь нам рассказывали о трех основных состояниях: "ребенок", "взрослый" и "родитель", в которых в той или иной степени находится каждый из нас в разных жизненных ситуациях. На тренинге это преподносилось, конечно, значительно упрощенно и направленно было в первую очередь на то, чтобы мы могли дать себе отчет, в каком "состоянии" мы сейчас находимся и попытаться сознательно перейти в состояние "взрослого", так как это состояние якобы более всего подходит для деловой сферы.
Далее, заинтересовавшись этим тренингом, я прочитал книгу Берна "Игры, в которые играют люди" и понял, что вопрос куда более сложный, чем то, что нам преподносилось на работе. Но в итоге я остановился на этой книге на тот момент, так как понял, что изучение вопроса более глубоко бессмысленно без должной базы знаний в области психологии. А так как я по специальности вовсе не психолог и этими вопросами интересуюсь с точки зрения только своей природной любознательности, вопрос знакомства с творчеством Эрика Берна я тогда закрыл.
В дальнейшем периодически я возвращался к интересу своему к психологической науке и изучал в основном некоторые учебники на эту тему. Мне не хотелось читать тонны книг по популярной психологии, потому что они далеко не всегда НАУЧНО-популярны. А читать узконаправленные научные труды без общей базы не представляется возможным. В итоге я изучил "Общую психологию" Маклакова и "Детскую психологию " Урунтаевой. И тут мне вновь попался на глаза Эрик Берн и привлекло то, что данная его книга позиционируется как раз для широкой аудитории непосвященных. Таких как я.
Единственное, что меня смущало перед прочтением, что книга написана в 1957 году и с того времени прошло более 60 лет, в течение которых наука, в том числе психология и психиатрия, не стояла на месте. Но в то же время современных научно-популярных изданий такого плана я не нашел (может плохо искал, конечно, но всё же), поэтому всё же решил ознакомиться с этой книгой.
Могу сказать, что в любом случае я не пожалел. Я не профессиональный психолог или психиатр и не могу судить объективно с точки зрения современной науки. Но многое, что описано в книге точно имеет право на жизнь, имеет за собой экспериментальную базу и практикуется во многом и по сей день. И хотя в книге много отсылок к Фрейдизму, который в чистом виде сейчас считается несколько устаревшим направлением, психоанализ, как течение в психологии, переработанные идеи Фрейда, в том числе и идеи Берна живы до сих пор , хотя и не неоспоримы.
Мне очень импонирует психоаналитический подход к объяснению многих жизненных проблем и ситуаций. Берн, в отличие от Фрейда, описывает все это простым языком, концепция и подход становятся более ясными. Как по мне эту книгу можно читать тем, кто хочет в общих чертах понять, что такое психоанализ, но Фрейда читать тяжко. Я как раз из таких.
Из плюсов книги я выделил бы:
1. Подход к психике скорее с точки зрения психиатрии, как к некому естественно-физиологическому явлению, имеющему природную суть. Берн практически не уходит в отстраненное философствование, в основном пишет по факту.
2. Позиция о том, что психологической помощью должны заниматься профессионалы. Что неграмотный или непрофессиональный психолог может только усугубить негативные психические процессы. Особенно ярко показано, к каким трагедиям может привести то, если попутаны психологические проблемы ( неврозы) с психическими болезнями (психозами) и если не выяснены причины психических проблем, которые могут иметь вообще физиологическую природу, и тогда никакое общение с психологом не поможет, пока будет физиологическая причина ( гормональный сбой например).
3. Очень простой язык, понятный более менее образованному человеку даже далекому от психологической науки.
Из минусов я выделил бы:
1. Несколько устаревший взгляд на гомосексуальность как на психическую болезнь. ( Хотя это и утверждается в книге, там пишется о том, что многие данные говорят о том, что гомосексуальность врожденное явление, а не приобретенный невроз, что в принципе для США 50х уже достаточно лояльно и прогрессивно, так что я всё таки делаю скидку на эпоху)
2. Странная глава про гадалок, экстрасенсов и интуицию. Мне она показалась вообще не уместной и несколько противопоставленной остальной книге.
Подводя итог. Для заинтересованных дилетантов книгу рекомендую .
И вопрос к профессиональным психологам и психиатрам, которые конечно же есть на пикабу. Интересно ваше мнение насчет этой книги. Сохранила ли она сейчас право на жизнь? Или почти всё что там есть устарело и опровергнуто? Очень хотелось бы ваше мнение. Желательно с аргументами и ссылками на современные работы, которые тоже интересно было бы изучить.
Читайте также: