Хуан грис картины кубизм с описанием
Хуан Грис ( 23 марта 1887 года, Мадрид — 11 мая 1927 года, Булонь-Бийанкур ) — выдающийся художник и скульптор из Испании. Настоящее его имя — Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес: впоследствии он заменил его на более удобный и легко запоминающийся псевдоним. Хосе родился в семье состоятельного торговца и был самым младшим из тринадцати детей. Интерес и способности к живописи обнаружились у талантливого мальчика уже в возрасте семи лет, приблизительно в это же время финансовые дела его отца пришли в упадок. Хуану Грису пришлось помогать семье: свои первые деньги он заработал, продавая свои графические работы в местные газеты.
Начальное образование Грис получил в Школе Промышленности, куда пошел учиться по настоянию родителей. Однако интерес к искусству победил, и он забросил учебу ради уроков живописи. Наставником Хуана был известный портретист Хосе Морено Карбонеро, владелец частной школы в Мадриде. В возрасте 19 лет будущий мастер кубизма, художник Хуан Грис переехал в Париж, где и прожил безвыездно до конца своей жизни. Произошло это не только из-за того, что здесь он нашел все, что нужно для активной и плодотворной творческой жизни: была и более прозаическая причина. В Испании военнообязанный юноша не явился на службу в положенное время, покинув страну без документов. Паспорта у него не было всю жизнь, и это ограничило его возможность путешествовать.
Особенности творчества художника Хуана Гриса : в самом начале своего творческого пути, как и многие авторы того времени, он создавал рисунки в модернистском стиле. Позднее, уже во время обучения в Париже, Грис попал под влияние символизма, но интерес к нему быстро исчез. Не будучи сторонником консерватизма, к которому имел склонность учитель Карбонеро, Хуан стал искать то, что наиболее точно соответствовало его видению мира: эти поиски завершились, когда Грис увлекся кубизмом. Позднее он стал основоположником нового ответвления этого направления — синтетического кубизма.
Известные картины Хуана Гриса : «Жалюзи», «Скрипка и стакан», «Портрет Пикассо», «Мужчина в кафе», «Гитара на стуле», «Бутылка и нож». В качестве иллюстратора художник работал с известным французским авангардистом Гийомом Аполлинером, Пьером Риверди и чилийским писателем Висенте Уидобро.
Картины Хуана Гриса: эволюция творчества
Знакомство в Париже с художниками Монмартра стало ключевым моментом в творческой биографии Хуана. Через какое-то время он окончательно разрывает все отношения с издательствами и больше уже не возвращается к рисунку. Острополитические и сатирические карикатуры больше не интересуют художника.
Поначалу его привлекала манера Сезанна: он же был любимым живописцем Гриса. Однако по мере оттачивания своего собственного мастерства, он постепенно охладевает к постимпрессионизму и экспрессионизму. Наибольшее влияние на становление Хуана как мастера абстрактной живописи оказало творчество Пикассо, Леже, а также основателя кубизма Жоржа Брака. Для первых значительных картин Хуана Гриса, написанных в Париже, характерны черты именно этого направления.
Стиль, в котором предпочел работать художник, называется аналитический кубизм. Для него характерны расплывчатые, практически отсутствующие границы между формой предметов и окружающим их пространством, хаотичность расположения объектов, переливающиеся цвета и множество пересекающихся граней. В таком духе написана, например, известная картина Хуана Гриса «Гитара и цветы», а также несколько других произведений с датой создания до 1912 года.
Далее творчество художника эволюционирует: он анализирует работы Брака и вырабатывает на основе его идей собственную манеру рисования. В его картинах этого периода чувствуется большая, чем в работах его коллег, материальность: они обладают объемом и пластичностью, имеют сходство со скульптурой и архитектурой, которыми увлекался Грис. Полотнам присуща меньшая декоративность, чем у Пикассо или Брака, а также большее сходство с изображаемыми объектами. К известным «синтетическим» работам Хуана относятся «Бокал и газета», «Шахматная доска», «Фруктовая чаша». В 20-х годах манера художника стала менее суровой: линии смягчились, на полотнах стали преобладать крупные формы и обширные поверхности.
В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).
Подлинным первооткрывателем кубизма является предприниматель и коллекционер С. И. Щукин, привёзший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо.
Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что "кубизм - вещь хорошая, но не совсем новая". По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках.
К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Кубизм (фр. Cubisme) — стиль в живописи, являющийся одним из модернистских направлений. Кубизм зародился во Франции а начале XX века. Художники-кубисты раскладывали трёхмерные объекты на отдельные элементы и переносили их на двумерную плоскость. На первый взгляд кубизм — упрощение. Но в итоге кубистам удалось расширить возможности человеческого взгляда на изображаемые объекты. Предметы на картинах изображены так, будто на них одновременно смотришь с разных сторон. Получается, что сводя трёхмерный мир к двухмерности, художники-кубисты на самом деле словно открывали портал в четвёртое измерение!
Кубизм позволил живописцам отражать свойства художественных объектов, которые невозможно отразить классическими живописными методами. Кроме того, перед творцами открылись новые колористические возможности: геометризм нового стиля позволяет акцентировать внимание на цвете.
История кубизма
Истоки кубизма искусствоведы усматривают в работах Поля Сезанна (Paul Cézanne). Базовые принципы зарождающегося стиля критики отмечают в его полотнах «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю».
Немалое влияние оказали и эпистолярные советы мэтра молодому художнику Пабло Пикассо (Pablo Picasso): в переписке Сезанн советовал смотреть на художественную натуру как на слияние простейших геометрических форм.
Пабло Пикассо, внимательно отнёсшийся к рекомендациям старшего коллеги, и стал основателем кубизма. Именно в его творчестве многогранно раскрылись возможности живописного анализа и синтеза: разбирая объекты на элементы, Пикассо затем конструировал из этих «лоскутов» новую реальность.
Кубизм появился на свет в 1905-1907 годах. Первым полотном, открывшим начало новой вехи в истории живописи, считаются «Авиньонские девицы». А название ему дал художник Анри Матисс (Henri Matisse) в 1908 году. Взглянув на картину Жоржа Брака (Georges Braque) под названием «Дома в Эстраке», Матисс выдал знаменитую фразу: «Bizarreries cubiques!» В переводе — «Что за кубики!»
Направления и фазы кубизма
Искусствоведы выделяют три направления или, точнее, фазы развития кубизма:
- сезанновский, для которого характерно стремление к максимальному разложению на «лоскуты», а также использование тёплых оттенков для переднего плана и холодных тонов — для заднего;
- аналитический, отличающийся слиянием формы и пространства, появлением пересекающихся плоскостей, внедрением хаоса, использованием полупрозрачных структур и переливчатых красок;
- синтетический, связываемый с творчеством Хуана Гриса (Juan Gris) и выделяющийся использованием выразительных фактур, аппликаций, узоров.
Кубизм стал одним из самых известных направлений живописи, своеобразным манифестом изменений в творческом подходе. Картины знаменитых художников-кубистов входят в число самых дорогих лотов на аукционах.
Хуан Грис (Juan Gris; 23 марта 1887 — 11 мая 1927 гг.) — знаменитый испанский художник начала ХХ века, один из основоположников и наиболее ярких представителей кубизма. Хуан Грис также был талантливым иллюстратором, карикатуристом, создавал театральные декорации и костюмы для балетных представлений. Стоимость величайших шедевров творчества мастера в наши дни исчисляется десятками миллионов долларов, а его картины представлены в экспозициях лучших музеев мира. Биография художника тесно связана с Парижем, где он провел большую часть своей жизни.
Биография Хуана Гриса
Хуан Грис появился на свет 23 марта 1887 года в столице Испании в буржуазной семье среднего достатка. На фасаде дома № 4 на улице Calle del Carmen в центре Мадрида, где родился будущий художник, теперь размещается мемориальная доска, посвященная этому знаменательному событию.
Хосе с детства увлекался рисованием и уже с пятнадцати лет его карикатуры печатались в нескольких столичных сатирических журналах. Тем не менее в Школе искусств и наук он, по настоятельному требованию родителей, сначала два года изучал инженерное дело, пока не перевелся в класс профессора живописи Хосе Морено Карбонеро (José Moreno Carbonero). Увлекшись в начале творческой карьеры модернизмом, Хуан Грис быстро охладел к академическому искусству и бросил обучение в школе. В течение года он занимался созданием иллюстраций для популярных печатных изданий, но вскоре решил кардинально изменить жизнь и уехал в Париж.
Столица Франции в ту пору по праву считалась основным центром современного искусства, здесь работали многие выдающиеся художники-модернисты. Грис поселился на Монмартре, в знаменитом общежитии Бато-Лавуар, где прожил в окружении молодых коллег последующие десять лет. Здесь он познакомился и подружился с Пабло Пикассо (Pablo Picasso), а также другими выдающимися творческими личностями, в том числе:
-
(Fernand Léger); (Georges Braque);
- Жаном Метцингером (Jean Metzinger); (Amedeo Modigliani);
- Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire).
В 1908 году Хуан Грис женился на Люси Белен, которая вскоре родила ему единственного ребенка — сына Жоржа. Но страстной натуре художника было чуждо стремление к постоянству и покою, она жаждала перемен, как в личной жизни, так и в творчестве.
Поэтому Грис в 1911 году бросил работу карикатуриста и решил полностью посвятить себя живописи. Он увлекся кубизмом и начал целенаправленно развивать собственную уникальную манеру рисования. Уже через год он впервые принял участие в парижской выставке Общества независимых художников, где работы молодого автора были отмечены критиками.
Кроме того, в 1912 году Хуан Грис полюбил другую женщину и бросил жену с ребенком. Его избранницей стала Шарлотта Эрпен, с которой художник прожил восемь лет в гражданском браке. Начался наиболее плодотворный период творчества мастера, принесший ему всемирное признание.
Талантливого испанца постоянно приглашали принять участие в выставках кубистов, а его растущая популярность стала причиной творческой ревности со стороны Пикассо. Постепенно друзья перестали общаться, причем Грис остался до конца жизни верен кубизму, а Пабло постепенно эволюционировал к фигуративному искусству.
В середине 1920-х годов Хуан Грис успешно дебютировал в качестве театрального художника. По просьбе Сергея Дягилева он создал декорации для двух балетных постановок популярной антрепризы «Русские сезоны». А вскоре испанский живописец зарекомендовал себя и выдающимся теоретиком искусства, прочитав в Сорбонне лекцию, посвященную особенностям современной живописи.
Но дальнейшее развитие творческой карьеры художника внезапно было прервано обострившейся болезнью почек. Начиная с осени 1925 года мастер испытывал серьезные проблемы со здоровьем, а его жизнь стремительно приближалась к печальному концу. Несмотря на старания лучших парижских врачей, 11 мая 1927 года Хуан Грис умер в возрасте всего 40 лет, оставив после себя богатое творческое наследие.
Самые известные картины Хуана Гриса
Гениальный испанский живописец создал немало уникальных шедевров изобразительного искусства. И все же, к самым известным картинам Хуана Гриса по праву относятся:
- «Портрет Пабло Пикассо» (1912) — самое знаменитое произведение мастера. На нем художник изобразил своего друга и земляка в холодных серо-голубых тонах, глубоко погруженным в творческие раздумья.
- «Скрипка и гитара» (1913) — одна из наиболее дорогих работ испанца, проданная в 2010 году на аукционе Christies за 28,6 млн долларов. Картина, в которой преобладают темные оттенки, притягивает зрителя удивительной правильностью форм и узнаваемостью контуров музыкальных инструментов.
- «Натюрморт со скатертью в клетку» (1915) — шедевр, за который американский миллиардер Леонард Лаудер заплатил на открытых торгах более 57 миллионов долларов США. Впоследствии эту картину меценат подарил Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где она сейчас и находится.
- «Книга, трубка и очки» (1915) — еще одна работа мастера, проданная за астрономическую сумму в несколько десятков миллионов долларов. Она значительно отличается от большинства других произведений необычной четкостью контуров и оригинальным подборов цветов.
Хуан Грис прожил короткую, но очень плодотворную в творческом отношении жизнь. А его картины до сих пор вызывают огромный интерес у зрителей, посещающих ретроспективные выставки работ художника в разных уголках нашей планеты.
Читайте также: