Хрустальный про какого маньяка в реальной жизни
Сериал «Хрустальный», концовка которого вышла 16 июня, не разочаровал поклонников. 10 серия оказалась максимально мощной и драматической. В данном материале будет не только обсуждение концовки сериала «Хрустальный», но и рассуждение о том, чем так хорош данный проект, и почему подобные истории в России снимаются крайне редко?
Краткое описание
Если Вы читаете данный материал, то наверняка начали смотреть онлайн сериал «Хрустальный». Именно поэтому я опишу сюжет вкратце, а далее уже перейдем к рассказу о финале.
Конфликту двух братьев посвящена львиная часть экранного времени Конфликту двух братьев посвящена львиная часть экранного времениГлавный герой Сергей много лет назад покинул родной город, ведь здесь с ним произошло сразу несколько трагичных ситуаций. В Москве он стал опытным следователем, одним из лучших в деле поимки маньяков. Однажды Сергей получает новое задание: расследовать таинственное убийство мальчика, которое произошло в его родном городе.
Вернувшись в Хрустальный, он тут же сталкивается с призраками прошлого. Теперь Сергею не только придется вести расследование, но еще и разбираться с семейными проблемами.
Чем закончился сериал?
Главный вопрос, который волновал фанатов: кто убийца в сериале «Хрустальный». Версии были самые разные. Главные герои до последнего были уверены в причастности Барса. Но, как оказалось, главный злодей не имел никакого отношения к похищению детей.
Внимание! Дальше будет много спойлеров.
В итоге маньяком оказался Вячеслав Игоревич, учитель и наставник Сергея. Поклонники сериала догадывались о таком повороте событий еще пару недель назад. Уж больно хорошим выглядел этот персонаж на первый взгляд. А в детективах маньяком чаще всего оказывается тот человек, на которого бы никто не подумал.
Концовка оказалась крайне жестокой для главного героя Концовка оказалась крайне жестокой для главного герояВ развязке брат Сергея погибает, пытаясь обезвредить преступника. Сам же главный герой связывает маньяка и начинает его допрашивать. Тут-то и выясняется, что Сергей был первой жертвой Вячеслава Игоревича. Тот надругался над мальчиком и ждал скорого ареста. Каково же было удивление преступника, когда выяснилось, что из-за шокового состояния Сережа забыл все, что с ним произошло. Это развязало Вячеславу Игоревичу руки.
Таким образом, преступник умудряется обвинить главного героя и сделать его частично причастным к происходившему. Думаю, Сергея еще очень долго будут мучить угрызения совести, ведь он, будучи опытным охотником на маньяков, не смог разглядеть зверя рядом с собой.
Маньяк долго скрывался за личиной добропорядочного гражданина Маньяк долго скрывался за личиной добропорядочного гражданинаИ все же, финальная сцена оставляет надежду для зрителей. Сергей решает спасти Катю и ее сына из ада, в котором они живут. Он забирает их в Москву и навсегда уезжает из Хрустального.
Концовка очень сильная. В своем монологе Вячеслав Игоревич рассказывал о том, что у убитых им детей не было шансов. Эти ребята из неблагополучных семей, которые почти наверняка повторят путь своих родителей и навсегда сгинут в болоте Хрустального. Забрав Катю и ее сына в Москву, Сергей пытается спасти хотя бы их. Благодаря этому жесту во всем этом мраке появляется лучик надежды.
Почему «Хрустальный» - лучший российский сериал последних лет?
Тут все просто: проект Душана Глигорова получился бескомпромиссным. Героев здесь на жалеют, концовку не пытаются сделать светлой и прекрасной ради того, чтобы зрителям было комфортно. Все мы понимаем, что подобный сериал не мог закончиться счастьем для всех главных героев. Именно поэтому смерть Гены — логичный поворот событий.
Возьмем хороший российский сериал «Чики», который тоже пытается показать, как живут люди в российской провинции. В этом проекте сценаристы не рискнули продемонстрировать, что на самом деле могло произойти с их героинями в реальности. Все же мы понимаем, что ничего хорошего их бы не ждало. Но в концовке сериала жизни трех из четырех героинь складываются хорошо.
Именно поэтому сериал «Хрустальный» получился сильнее. Он искреннее, честнее. Это проект о той России, про которую крайне редко говорят. А зря. Говорить об этой самой России нужно, а иначе мы никогда не решим имеющиеся в стране проблемы.
Теперь жду Ваших отзывов о сериале. Какие эмоции остались от финала? Ожидали ли Вы подобной развязки или были удивлены?
Сразу развею все ожидания - сюжет не повествует о конкретном маньяке. Где-то вы можете найти информацию, что речь идет о шахтинском маньяке, но это ошибочное мнение. К сожалению, российский уголовный розыск пестрит историями убийц с отклонениями. Вот несколько громких дел, которые могли быть прототипами для сериала.
- Андрей Чикатило - самый известный маньяк в СССР, его еще называют “советский Джек-Потрошитель”. До убийств работал учителем в школе-интернате, где пытался совратить учениц. После скандала он переехал в город Шахты. Именно тогда маньяк начал убивать детей и женщин, проявляя особую жестокость и извращенные методы. Более 220 томов дела доказывали убийства 50 жертв. Но это только официальные данные.
- Владимир Муханкин из города Шахты называет себя учеником Чикатило. По его словам, впервые убил в 6 лет. Кошку. Потом были другие животные. Все убийства совершал после того, как его били дома или сверстники. Постоянно сидел в тюрьме за мелкие хулиганства, но после очередного выхода на свободу начал убивать. Суд признал его виновным в 8 убийствах, из них 3 несовершеннолетних.
- Роман Бурцев из города Каменск-Шахтинский, его также называют “Каменский Чикатило”. Он был женат, работал на заводе, ничем не выделялся. Не найдя девственниц среди женщин, начал насиловать и убивать девочек. Забрал жизни 6 жертв возрастом от 7 до 12 лет.
Можно продолжать, но понятно то, что образ маньяка в сериале собирательный. Нет конкретной реальной истории, которая точь-в-точь совпадала бы показанным в сериале серийным убийцей.
Тогда откуда строка “Основано на реальных событиях”?
Психологическая травма как фундамент
Я уже начала думать, что это всего лишь маркетинговый ход - ведь пометка “основано на реальных событиях” сразу дает +1000 баллов любой картине. Но вдруг наткнулась на статью-признание “Я могу говорить”, которую написал сценарист сериала “Хрустальный” Олег Маловичко.
Сценарист Олег Маловичко (Фото: Роман Пименов, Интерпресс) Сценарист Олег Маловичко (Фото: Роман Пименов, Интерпресс)Олег Маловичко - один из самых востребованных российских сценаристов. Он автор и соавтор таких культовых проектов, как “Союз спасения”, “Лед”, “Вторжение” и “Притяжение” Федора Бондарчука, сериалы “Метод”, “Троцкий”.
В 2018 году в журнале Esquire он признался в сексуальном насилии, которое пережил в детстве. Признаться честно, вынуждена скопировать текст и вставить, чтобы сохранить историю, как это показал автор.
“Мне было тринадцать, ему — сорок. Я был пухлым подростком, прибегавшим на физре последним, он — бывшим боксером с тюремным сроком.<. >
Я рос без отца, таким образом, представляя собой классическую жертву; он был кандидатом на вакантное место папы.<. > В один из вечеров, напившись, он выставил мать из дома, запер дверь, подошел ко мне и ударом кулака свалил на пол. <. > Он бил меня, пока не устал. Cказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет.<. > Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.<. >
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И тогда я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. .<. >я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань.<. > Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли.
Мы никогда не говорили об этом в семье. Не обмолвились ни словом. Сделали вид, что этого не было. Не сговариваясь. Просто жили дальше, и это, я думаю, в итоге разрушило нашу семью.<. >”
(Ссылка на полный текст в конце статьи).
Если вы уже посмотрели фильм, то узнаете сцену. Основано на реальных событиях, в том числе и на том, как герой переживал события прошлого. Еще важный момент: Олег из города Красный луч, который сейчас переименовали в Хрустальный. Почему? Если посмотреть на карту России, то мы увидим, что это город находится рядом с Украиной, а город переименовали именно после начала войны на юго-востоке Украины. Из воинственного названия в нечто чистое, хрупкое.
Из детектива сериал превратился в социальную драму. Как вам?
Табуированная тема на российских экранах
Нашему обществу необходимо прощаться со стереотипами и мифами нашего советского менталитета. Нам надо перестать притворяться хрустально-чистыми. Вокруг много грязи и боли. Пора начать об этом говорить громко.
Страна: Россия
Жанр: драма
Год производства: 2021
Режиссеры: Душан Глигоров
Актеры: Антон Васильев, Николай Шрайбер, Екатерина Олькина, Дарья Екамасова, Карина Разумовская
Сколько сезонов и серий
Премьера сериала состоялась 19 апреля, и с момента показа пилотных выпусков проект не отпускал внимание зрителя до самого финала.
В фильме «Хрустальный» 10 эпизодов продолжительностью 50 минут. При этом каждая серия лишь частично приоткрывает завесу мрачной тайны, окутавшей небольшой городок Хрустальный.
Кадр из сериала.
Что легло в основу сюжета
Каждая серия сериала «Хрустальный» начинается с надписи, что в основу легли реальные события, но при этом все совпадения случайны. Однако ни режиссёр, ни сценарист не дают прямых указаний на то, кто стал прототипом для главного злодея этой мрачной и запутанной истории.
Из интервью Олега Маловичко следует, что показанный в сериале образ маньяка – собирательный. По мнению сценариста, серийный убийца живёт в каждом из нас, но эта часть личности подавляется сознанием, хотя и продолжает существовать. Если нарушается внутренний баланс, подавленная личность вырывается на свободу.
Однако многие зрители ассоциировали главного антагониста сериала с небезызвестным Шахтинским маньяком Романом Емельянцевым. Этот «серийник» родился в 1979 году, в девятилетнем возрасте получил травму головы, после чего поведение мальчика изменилось. Он мучил животных, проявлял агрессию по отношению к сверстникам. Повзрослев, он пытался побороть свою патологию, но безуспешно. В результате он совершил три убийства, в том числе двух мальчиков 6 и 7 лет, которых он изнасиловал и задушил. В процессе следствия маньяк признался ещё в 17 попытках изнасилования. Емельянцева приговорили к 15 годам лишения свободы, и освободиться он должен был в 2025 году. Однако в Ростовских пабликах появилась информация о том, что убийца уже вышел на свободу. Ранее Емельянцев заявлял, что если он выйдет на свободу, то Чикатило всем покажется просто ребёнком.
Помимо этого, в основу сериала легла и личная трагедия Олега Маловичко. Когда сценаристу было 13 лет, его попытался изнасиловать один из ухажёров его матери. Мальчик спасся, только выпрыгнув в окно. Этот эпизод был показан в одной из серий «Хрустального».
Содержание сериала
В небольшом городке Хрустальный находят тело ребёнка. Мальчика изнасиловали и жестоко убили. Следствие ведёт местная полиция во главе с Геннадием Пронченко. В помощь коллегам из Москвы приезжает специалист по серийным убийцам Сергей Смирнов – родной брат Геннадия.
В детстве Серёжа дважды стал жертвой насилия, и сбежал из родного города в Москву, чтобы забыть о случившемся. Однако боль никуда не ушла. Поэтому у Сергея не ладятся отношения с женой, он постоянно пьёт, регулярно подумывает о самоубийстве.
В Хрустальном призраки прошлого напоминают о себе. Здесь ничего не изменилось и всё напоминает о трагедии. Он встречается с бывшими одноклассниками, понимая, что город искорёжил судьбы всех людей, которые здесь остались. Это место обманутых душ, где все лицемерят и у каждого есть свои секреты.
Чтобы раскрыть преступления, Сергей использует нестандартную методику. Он ставит себя на место преступника, пытается понять, какие им движут мотивы. Для этого он сам выслеживает детей возле школы и без труда заманивает одного из мальчишек в свою машину.
Полиция Хрустального и губернатор области заинтересованы в том, чтобы дело было раскрыто максимально быстро и без лишней шумихи. В городе запланировано крупное мероприятие, на которое ожидают первых лиц государства. Верхушка города давит на Сергея, и когда он выходит на предполагаемого преступника – бывшего одноклассника Сашу Головченко, его вынуждают уехать из города. Из Головченко выбивают признательные показания, но он не знает, где находится последний ребёнок, похищенный маньяком.
Уже в Москве Смирнов узнаёт, что преступник забрал сына своей знакомой – проститутки Кати Сказки. Во время нахождения в Хрустальном Сергей сошёлся с мальчиком, поэтому бросив всё, он выезжает обратно. Смирнов уверен, что преступник Барс – местный криминальный авторитет. В детстве Барс и компания надругались над Сергеем, и он уверен, что эта тяга к насилию сохранилась у него на всю жизнь. Однако реальность оказалась совсем другой.
Кадр из сериала.
Концовка
Вернувшегося в город Сергея ожидает «тёплый» приём со стороны полиции и охранников Барса. Смирнова задерживает его брат, но Геннадий верит ему, поэтому соглашается на авантюру. Братья решают действовать негласно и провести обыск в доме Барса.
Сергей уверен, что в подвале есть тайная комната, где содержится пропавший мальчик. Комнату они находят, однако ребёнка здесь нет. Это просто тайное любовное гнёздышко Барса, где он играет в изнасилование с женщинами, снимая всё на камеру.
Маньяком, который много лет похищает и насилует детей, оказывается Вячеслав Игоревич. В схватке с преступником Гена погибает, но подоспевший Сергей обезвреживает маньяка и узнаёт страшную правду о своём детстве. Оказывается, именно «добрый» педагог изнасиловал его в детстве, но мальчик не запомнил убийцу: сработал психологический блок. Первое преступление сошло с рук, и за 20 лет Вячеслав Игоревич изнасиловал и убил 37 детей.
Учитель географии Вячеслав Игоревич, роль которого исполнил Владимир Виноградов. Кадр из сериала.
Маньяк отправляется за решётку, с перспективой провести там остаток жизни. Сергей приезжает на место, где его когда-то изнасиловала компания подростков. Здесь он проводит много времени, засунув ствол пистолета в рот, но не решившись спустить курок.
Он принимает ответственное решение – забирает из Хрустального Катю и её сына и увозит их в Москву, впервые в жизни решившись взять ответственность за воспитание ребёнка.
Будет ли продолжение?
Сериал «Хрустальный» полностью раскрыл историю Сергея Смирнова и маньяка, много лет терроризировавшего город. Хотя проект получил высокие оценки кинокритиков и зрителей, которые ждут продолжения, снимать второй сезон будет ошибкой. Даже если продюсерам удастся подыскать для следователя другого маньяка, история потеряет свою остроту.
Ведь по задумке сценариста, основное развитие сюжета сводится не к поимке маньяка, а личным переживаниям главного героя. Без этой составляющей продолжение сериала потеряет больше половины своей привлекательности.
Актёры и роли
Антон Васильев в роли Сергея Смирнова. Кадр из сериала.
Николай Шрайбер – Геннадий Пронченко, родной брат Сергея. Он всегда опекал и искренне любил своего брата, который об этом даже не догадывался. При этом любовь была патологической, даже в ущерб собственным интересам. Генку в детском возрасте сыграли Роман Ленков и Максим Карушев.
Николай Шрайбер в роли Геннадия Пронченко, брата Сергея Смирнова. Кадр из сериала.
Екатерина Олькина – Алёна, жена Геннадия Пронченко. Типичная представительница «золотой молодёжи», которая выбрала себе мужа, помогла ему построить карьеру и оберегающая свою семью любыми способами. По словам Екатерины, когда она в перерывах между съёмками она кормила свою грудную дочь, она понимала, что является абсолютно счастливым человеком.
Алена (Екатерина Олькина) с мужем Геннадием. Кадр из сериала.
Дарья Екамасова – Катя Сказка. Она встречалась с Геной, который пытаясь добиться уважения старших ребят, допустил изнасилование девушки. Об этом поступке Геннадий сожалел всю жизнь, приезжая к бывшей пассии, и пытался уговорить её уехать их города. Ребёнок Кати – его сын.
Катя Сказка, роль которой сыграла Дарья Екамасова. Кадр из сериала.
Карина Разумовская – Ирина Крупенникова. Это бывшая одноклассница Сергея, и объект его тайных воздыханий. Она пытается использовать Смирнова для того, чтобы вырваться из Хрустального, но при этом доносит обо всех его планах Барсу.
Карина Разумовская в роли Ирины Владимировны Крупенниковой. Кадр из сериала.
В городе Хрустальном обнаружили тело мальчика. Он был изнасилован и убит. Родителей вызывают на опознание, и оказывается, что это не их ребенок, их всё еще числится пропавшим без вести. Местным властям вся эта история с предполагаемым маньяком совсем некстати, поэтому они просят помощи в этом деле у «центра», вызывают специалиста по маньякам из Москвы, который вроде как случайно родился и вырос в Хрустальном.
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по-крайней мере говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Социум в этом случае не очень-то помогает, потому что тема-то табуированная: предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!» И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой «Хрустального» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
«В один из вечеров, напившись, он выставил мать из дома, запер дверь, подошел ко мне и ударом кулака свалил на пол. Удар был настолько неожиданным и сильным, что мне показалось, будто на меня налетел поезд. Я попытался подняться. Второй и третий удары — позже я узнал, боксеры называют это двойкой — окончательно определили для меня правила игры. Это не драка, а избиение — не будете же вы драться с поездом.
Потом он бил меня ногами, и для меня это было лучше: я подставлял под удары локти и колени. Заметив мою хитрость, он снова пустил в ход кулаки, и стало еще хуже: он бил в бок, я инстинктивно закрывал места ударов, и тогда он бил ногой в грудь, живот, голову.
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
Читайте также: