Готика это какая религия
Самым неожиданным результатом перестройки и краха советского режима можно назвать ощущение морального вакуума в постсоветском обществе, которое сохраняется и по сей день. В России кризис моральных норм оказался тем более силен, чем более радикально была скомпрометирована ханжеская «мораль советского человека». Полное отсутствие консенсуса по поводу морали — такова основа российской готической морали.
В предшествующие эпохи — скажем, в феодальном обществе широкий консенсус по поводу морали складывался на основе религии. Утрата церковью своих позиций морального арбитра в обществе, которую не в состоянии компенсировать никакой религиозный псевдоренессанс, не позволяет православию претендовать на то, чтобы снова лечь в основу светской морали.
Религия больше не рассматривается как убежище, позволяющее либо скрыться от кошмара, ужасов и нечисти, либо — и такова судьба Иммали-Исидоры в «Скитальце» или Маргариты в «Фаусте» — сохранить веру, не продать душу дьяволу и тем самым обрести вечное спасение. Зло не имеет ни религиозного, ни рационального объяснения: христианство перестало казаться убедительным вариантом ответа на вопрос о его природе. «— А чем ему крест поможет? Он же некрещеный. И в Бога не верит, раньше не верил. Теперь, наверное, надо? Если есть вампиры, то, значит, есть и дьявол, если есть дьявол, то есть и Бог? Если есть вампиры, есть и Бог? Если есть Зло, то есть и добро? — Ничего нет, — сказал Егор»[178]. Бог — вовсе не защита от вампиров, Бог не поможет спастись от них — считают герои фэнтези. Наоборот, религия может только помешать при столкновении с нечистью: «— И поскольку все вы верующие, предупреждаю еще раз: что бы вы ни увидели, не вздумайте креститься. (. ) Пропадем», — напутствует товарищей ведьмак — герой рассказа Панова[179].
Этическая и религиозная бессмысленность и необъяснимость зла рождает мистический ужас, внушаемый автором «Дикой стаи»[180]. Человек может оказаться просто пищей для нечисти — это ужасно, но неотвратимо, страшно, но абсурдно и, в конечном счете, не может стать предметом морального осуждения[181]. Ибо ясно, что к нечисти не применимы моральные нормы, я, следовательно, и поведение людей при столкновении с нечистью не связано с моральной ответственностью.
Интересно, что это может подтолкнуть к размышлениям о внерелигиозном обосновании морали. Например, Панов ищет его в идее «материнского проклятия», проклятия вообще, которое не опирается на божественную природу, но обладает собственной мистической силой[182]. Идея проклятия вносит некоторый — пусть непонятный, страшный и странный — порядок в человеческие отношения, накладывает ограничения на поступки.
Парадоксальным образом, поэзия, музыка, философия, оказались «возможны после Аушвица» и ГУЛАГа. Невозможна стала мораль.
Вот к чему приводит упадок религиозного чувства! — поспешат заключить православные соотечественники, почему-то массово уверовавшие после 1991 года. Трогательное зрелище переполненных храмов в дни церковных праздников несколько омрачается тем, что прихожане крестятся то правой, то левой рукой, то слева направо, то наоборот. «Что за формализм, важно, чтобы в душе была вера!» — возразят на это либерально настроенные православные. Но как быть, если, по данным социологических опросов, из назвавших себя православными только 85% россиян считают Пасху важным праздником и только 62% из 71% православных заявили, что они верят в Бога[183]? Отсутствие у большинства «верующих» самых элементарных представлений о христианской догматике и символах веры, не говоря уже об этической стороне учения, только способствует распространению готической морали. Христианство смогло войти в моду, стать частью «новой русской» культуры потребления, наряду с телешоу и евроремонтом, но не смогло обеспечишь консенсус в области морали, хотя именно поиском этического консенсуса был обусловлен религиозный ренессанс в «постатеистической» России.
Только ли вера в божественное может быть источником морали? Вспомним, что Леви-Стросс считал установление фундаментального запрета — запрета на инцест — попыткой человека противопоставить себя животному миру. Разве наблюдение за жизнью дикой природы не является достаточным поводом для того, чтобы желать вырваться из ее чудовищного лона? Сделать все, чтобы не походить на нее? «Газели и лани, эти грациозные млекопитающие, проводили свои дни в страхе. Львы и пантеры пребывали в состоянии тупой апатии, прерываемой краткими вспышками свирепости. Они убивали, терзали, пожирали слабых или больных зверей, а потом вновь погружались в бессмысленную сонливость, пробуждаемые от нее разве что нападениями паразитов, что грызли их изнутри. (. ) В целом дикая природа, какова она есть, не что иное, как самая гнусная подлость; дикая природа в ее целостности не что иное, как оправдание тотального разрушения, всемирного геноцида, а предназначение человека на земле, может статься, в том и заключается, чтобы довести этот холокост до конца»[184].
Ужас и протест, вызываемый уничтожением слабого сильным, могли стать вполне достаточным стимулом, чтобы поставить мораль между «девственной природой» и миром людей. Внимательное наблюдение за «миром, гармонично устроенным Богом» способно скорее подтолкнуть к разочарованию в религии, чем укрепить религиозное чувство.
Если верно, что эмоциональное послание и есть то главное, что мы получаем из прошлого, то мы живем в мире, наполненном эмоциями истории. Рождение понятий преступления, зла, запрета и моральных норм вполне объяснимо психологической трудностью жить в состоянии отвращения, подлости, в кольце эмоций, наполняющих страхам и страданием. Если это так, то нам остается робкая надежда, что эта трудность, которую, безусловно, остро ощущает современное постконцентрационное общество, может подготовить почву для формирования не только готической морали.
1. ДРЕВНЕЙШАЯ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ
1. ДРЕВНЕЙШАЯ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ Мы, по существу, не имеем надежных данных о древнейшей римской религии. Сведения о ней дошли в интерпретации авторов, писавших, когда многое из ранних верований и установлений было уже забыто, стало непонятно и толковалось в
Что мы знаем об обществе астеков?
Что мы знаем об обществе астеков? Как же было устроено астекское общество в период его расцвета? Его можно представить в виде пирамиды с жестким делением на страты. Подняться вверх по такой пирамиде было крайне сложно – для этого требовались особые заслуги перед
Глава 2 Религия кельтов. Ирландия и религия кельтов
Глава 2 Религия кельтов. Ирландия и религия кельтов Мы уже говорили, что из всех кельтских народов ирландцы представляют особый интерес, ибо их культура сохранила и донесла до нас многие особенности культуры древних кельтов. И тем не менее, свою религию даже они не
Место в обществе
Место в обществе Как видно из всей истории околофутбольной субкультуры, фанаты – будь то участники хулиганских фирм или те, кто «шизит» на трибунах, – практически всегда воспринимались как угроза: государству, существующему строю, общественному порядку и т. д. В чем
Страх в обществе
Страх в обществе Любимое место работы императора — плац-парад. Там и его канцелярия, и аудиенц-зал и суд. Все — от генерала до поручика — должны были являться на плац-парад каждое утро, и не знали, что их ожидает. Каждый неверный шаг мог обернуться ссылкой или увольнением
Брожение в обществе
Брожение в обществе Крестьяне ожидали не такой реформы и стали сомневаться в подлинности манифеста, который им прочитали. Во всех губерниях европейской части России были отмечены крестьянские выступления, которые подавляли войска.В обществе не ослабевало недовольство.
В ОБЩЕСТВЕ
В ОБЩЕСТВЕ Когда вы зеваете в обществе других людей, им может показаться, что вам скучно, что вас не интересует то, о чем говорится, а потому старайтесь подавить зевок, даже если вы в эту минуту ни с кем не беседуете. В крайнем случае зевните так, чтобы это вышло незаметно,
II. КУЛЬТУРА В АГРАРНОМ ОБЩЕСТВЕ
II. КУЛЬТУРА В АГРАРНОМ ОБЩЕСТВЕ В аграрный период истории человечества произошло событие, сравнимое по своей значимости разве что с возникновением государства. Это было появление письменности и выделение особого класса или сословия грамотных людей — ученого сословия.
ГОСУДАРСТВО В АГРАРНОМ ОБЩЕСТВЕ
ГОСУДАРСТВО В АГРАРНОМ ОБЩЕСТВЕ В этих обстоятельствах мало стимулов или возможностей для того, чтобы культуры стремились, если можно так сказать, к монохромной однородности и политической экспансии и господству, за которые позже, с приходом века национализма, они в
И кстати вегетарианцем наверное там нет?Им обязательно есть животных?Но, зачем?Прошу прощения если я кого то чем то обидела.Просто я многого не знаю.В любом случае я не нарочно.Если я обидела готов, то я не хотела.Просто я и правда не знаю этого, но я хочу знать.
Ой извините, опечатка, не вегетарианцем, а вегетарианцев.
Они разные бывают) ) в том числе и вегетарианцы, и романтики-сентименталисты. )
Готика -это стиль жизни, душевное состояние так сказать. И религия у них может быть какая угодно, хоть буддизм.))
Эм, люди едят мясо для того, чтобы.. . жить? А вас это удивляет?
Я его Не ем.Я вегетарианка.Жить вполне можно, и даже нужно БЕЗ плоти животных в организме.Я то живу.
Арки Мыслитель (8137) Угу, именно поэтому умственная деятельность вегетарианцев (что подтверждается как отсутствием ученых-вегетарианцев, так и медициной) заторможена по сравнению с мясоедами.)
А почему нет? Сам видел, в черном и с крестами . их ещё попами называют)))
Честно говоря что я слышала и видела, так -это просто сатанизм. Потому что замашки такие , .
педофилов тоже оскарбляет термин педофил. сумасшедшие и олигофрены тоже могут быть христианами и кем угодно.
Это имидж, стиль и кое какие нюансы в поведении, пред почитании музыки, фильмов и всего такого.
Сама субкультура появилось в какой то мере от музыки т. к зародилась на волне панка.
К религии как такого отношения не имеет, по этому гот может быть формально хоть буддистом, хоть христианином.
Готы совсем не вегетарианцы.
Совсем недавно они съели свою девушку в прямом смысле этого слова.
Посмотрите в Интернете.
Готика характерна для католичества, а не православия.
Про девушку Карину я знаю.Я смотрела это видео в передаче "Пусть Говорят".На самом деле была в шоке.И мне тоже всегда казалось то, что готы-католики.У них кругом кресты католические нарисованы.Поэтому как бы я этого не хотела, но Вы абсолютно правы и я с Вами согласна.
******* Мыслитель (6430) На Маше Распутиной то же есть крест , который она показывает , но ходит в коротких юбках и обольщает мужчин , отсюда и вывод. Кому она служит своим поведением Богу или развращенному миру.
Катя ты верно мыслишь. православие не принимает вообще никаких извращений. поэтому и право-славие. И поэтому как раз и пытаются оскорбить нас.. . У тех кто мыслит логически нет сомнений.
Готика это субкультура, религия, секта?
Что такое Готика.
Готика это субкультура, религия, секта? Что это вообще такое? Магия. Белая, черная. Какая?
Многие часто слышали такие выражения, например, как готический стиль или готическая музыка. Но кому принадлежат эти понятия? Готы как тип людей впервые были замечены в 1980–1981 годах. Они как бы создавали защитный круг против поп-культуры и обыденной жизни. Готов сразу определяешь среди толпы по обычной сурово-черной или блестяще-кожаной одежде, также в их взгляде можно увидеть что-то необычное, загадочное, не каждому понятное. Готы – это не стиль в одежде или музыке. Это, прежде всего, определенный взгляд на мир. Обычно ими становятся люди, испытавшие эмоциональную боль и понявшие, что боль может давать силу. Готы стремятся изменить серый день путем внесения в него эмоций, чувств, музыки (которая все это содержит в себе), стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Берут эти люди энергию и жизненное вдохновение из той литературы, музыки, философии, которая других людей просто «грузит», кажется слишком мрачной или сложной.
Готическая музыка обычно очень эмоциональная, заставляет задуматься, по-своему мрачная, делится она на много видов, основные из которых:
1. «Чисто» готический рок (The Sisters of Mercy, The Cure, Bauhaus и др.)
2. Проходя через готический металл и индастриал (Type o Negative, HIM, Oomph, Tiamat, Lacrimosa, Theatre of Tragedy и др.) 3.Окологотическая музыка или музыка с элементами готики (ее часто слушают потенциальные готы…и готы) U-2, Garbage, Mylene Farmer и др. У готов есть свой имидж, который в основном заключается в преобладании черного цвета, иногда с элементами красного, носится исключительно серебро (символизирующее не только ночь и луну, но и презрение к золоту, символу бессмысленно пролитой людской крови).
У девушек ярко-выразительный стиль Вамп – черная косметика, подводка, ногти и губы от ярко-красных (кровавых) до черных цветов, они выглядят как средневековые королевы каждый день. У парней стиль Ворон – рубашка с различными рюшками и оборками, также подводят глаза и губы черным цветом. У тех и других должен присутствовать минимальный пирсинг, в основном черный цвет волос.
Начатое клюнийцами и продолженное св. Бернаром, Григорием VII и нищенствующими орденами движение за обновление Церкви и веры в конце XII–XIII в. привело к религиозному подъему, который шел одновременно с расцветом городской культуры. В Европе возникают университеты, в них зарождается новая наука. Самыми старыми были университеты в Болонье, Париже, Салерно, Монпелье, Оксфорде. Преподавание во многих университетах велось не на местных языках, а на латыни, что позволяло учиться и преподавать выходцам из всей Европы. Вот почему университеты становятся воплощением и оплотом единой духовности и культуры всего христианского Запада.
Следует признать, что в основании и расцвете университетов значительная заслуга принадлежала папам, которые предоставляли им привилегии и доходы, необходимые для их деятельности. Папа Иннокентий III в 1213 г. признал устав и автономию Парижского университета. Правда, перед этим магистры университета, амальрикане, были сожжены как еретики в 1210 г., а тело самого Амальрика выкопано из могилы и осквернено.
Болонский и Равеннский университеты, где занимались юриспруденцией, возродили изучение древнего римского права. В дальнейшем это привело к тому, что имперская оппозиция папству сознательно развивала те аспекты еще языческого по сути Кодекса Юстиниана, которые утверждали превосходство государства над духовной властью. Созданная там цезарепапистская концепция государства была взята на вооружение императорами из династии Гогенштауфенов в XII–XIII вв. в их борьбе с папством и воспринята рождающимися национальными государствами.
Расцвет городской культуры и подъем всей духовной жизни Запада в XII в. обусловили развитие богословской науки. Богословие в это время выражалось в философии, а манера доказывать гармонию богословской традиции, постигать веру, обосновывая ее, и систематизировать полученные знания вокруг центральных проблем определили сущность схоластики. Пьер Абеляр (1079–1142), выдвинув принцип «понимаю, чтобы верить», подчеркивал преимущество разума перед слепой верой. В книге «Да и нет», выявляя противоречия в цитатах из Отцов церкви, он разрабатывает диалектический метод их согласования и применяет его к церковным догматам. Так он смело утверждает право на свободную мысль. Яростное неприятие его идей церковными ортодоксами Бернаром Клервоским и папой Иннокентием II (1130–1143) приносит ему много испытаний, которые он описал в «Истории моих бедствий» (1132/36), шедевре исповедального жанра. Спор Абеляра с Бернаром Клервоским о допустимости диалектики в богословии занимает важное место в его истории. И хотя Абеляр вовсе не высказывал пренебрежения к Священному Писанию, в чем его упрекал Бернар, он был осужден на соборе в Сансе в 1140 г. Его ученик Петр Ломбардский (ум. 1164) в знаменитых «Четырех книгах сентенций», необычайно популярных, дает систематическое изложение католического богословия и делает учение Августина фактической основой схоластики. «Сентенции» Петра Ломбардского были учебником теологии на протяжении всего средневековья, а «Комментарии» к ним составлялись вплоть до Нового времени. «Отцом схоластики» называют Ансельма, архиепископа Кентерберийского (ум. 1109). Этот горячий сторонник клюнийского движения был одной из ключевых фигур в проведении григорианской реформы. Его принцип «верую, дабы уразуметь» ясно провозглашает главенство веры над знанием, но и Ансельм требует, чтобы от веры переходили к познанию и умели рациональным способом доказывать истинность веры даже неверующему оппоненту. Ансельм первым привел так называемое онтологическое доказательство бытия Бога (как чего-то такого, выше чего нельзя помыслить).
Тринадцатый век называют золотым веком схоластики, а ее олицетворением – «князя схоластов» Фому Аквинского (1225–1274), «самого ученого из святых и самого святого из ученых». В его трудах «Сумма теологии» и «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников», в которых он стремился примирить веру со знанием, средневековая христианская цивилизация обрела собственную философию. Теология использует философию для того, чтобы сделать истины Откровения доступными разуму человека, поэтому «философия есть служанка теологии». И все же Фома признает: «Наибольшее, чего может достичь человеческое богопознание, – познать, что Бог непознаваем». Церковь очень скоро стала искать в трудах Фомы опору для борьбы с ересями, провозгласила его «ангельским доктором» и «всеобщим наставником», а его философию – томизм – официальной церковной доктриной. И хотя бурный расцвет натурфилософии в эпоху Возрождения и рационализма в XVII в. подорвал влияние томизма, папа Лев XIII в 1879 г. возродил его в виде неотомизма, как «единственно истинную философию католицизма», наилучшим образом выражающую его дух и позволяющую обновлять его в соответствии с потребностями времени.
Своеобразным отражением схоластики, расцвета религиозности и веры средневековья в искусстве стала готика. Готические соборы с их строгим соотношением частей и целого, гармоничным сочетанием противоположностей, логической строгостью были эквивалентом теологических сумм. Готика отказывается от аллегоричности романского стиля и непосредственно выражает новое восприятие природы, мира и жизни. Но Высокое Средневековье было не только временем возвышения папства и теологических сумм. В расцвете искусства готики отразились также возвышение городов и рост городской культуры, рождение нового класса буржуазии, укрепление национальных монархий и расцвет придворно-рыцарской культуры. Он начинается еще в романскую эпоху (X–XIII вв.) и наиболее яркое выражение находит в литературе. Рыцарская поэзия трубадуров связана с именем герцога Аквитанского Вильгельма IX. Наиболее выдающимися представителями поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готфрид Страсбургский («Тристан и Изольда»).
Название стилю дали в эпоху Возрождения, когда, не понимая его ценности, считали его «варварским», «готским» (от итал. gotico). В действительности готика была порождением именно католического церковного духа и проявилась прежде всего в церковном зодчестве, заказчиком которого были епископы и папы. Готика возникла в Северной Франции вместе с церковью в Сен-Дени в XII в., распространилась по всей Европе, началась в зодчестве, но затем охватила скульптуру, живопись, книжную миниатюру, прикладное искусство. Замечательными ее памятниками являются часовня Сент-Шапель и собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Руане, Шартре, Амьене, Фрайбурге, Страсбурге, а также в Ульме, Вене, Праге, Вестминстерское аббатство в Лондоне и собор в Солсбери. Устремленность готических соборов к небу и их невесомость (благодаря изобретению каркасной системы с внешними опорами для стрельчатых арок – контрфорсами), освещавшие их пламенеющими красками цветные витражи с «мистическими» розами (ибо красота мира, согласно Фоме Аквинскому, раскрывается в свете) соответствовали смыслу обращенных к Богу молитв. Необычайно жизненными и одухотворенными были многочисленные скульптуры, украшавшие соборы. Особенно впечатляющим был небывалый расцвет пластики в Германии (соборы в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге). Они рассказывали не только о священной истории Ветхого и Нового Завета, давая религиозное воспитание народу. В них отразился и мирской дух, о чем говорит обилие гротеска, а также реалистически выполненные фигуры донаторов – светских лиц с характерными чертами их социального положения и профессии.
Наивысшего расцвета это искусство достигло в интернациональной готике XIV–XV вв.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
274. Свобода от городской суеты содействует духовной жизни
274. Свобода от городской суеты содействует духовной жизни Милость Божия буди с вами! Приветствую вас с праздником Рождества Христова и полные вам шлю пожелания благ: и душевных и телесных, и житейских и гражданских. Бог дал вам нынешнюю зиму быть свободною от городской
В. Средневековая схоластика
В. Средневековая схоластика 1. Ансельм Кентерберийский Два философа и богослова Средневековья выделяются своими взглядами на спасение, поскольку они оказали существенное влияние на ход христианской мысли. Первый из них, Ансельм, архиепископ Кентерберийский, жил в
4. СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ
4. СХОЛАСТИКА И РЕФОРМАЦИЯ Схоластика являлась, вероятно, одним из наиболее презираемых интеллектуальных движений в истории человечества. Так, английское слово «dunce» («глупец, тупица») происходит от имени одного из величайших схоластических писателей Дунса Скота.
Схоластика и университеты
Схоластика и университеты По очевидным причинам, влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма пятнадцатого века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень
§ 297. Св. Фома Аквинский и схоластика
§ 297. Св. Фома Аквинский и схоластика Обычно «схоластическими» называют богословские учения, стремящиеся совместить откровение с разумом, веру с познанием. Уже Ансельм Кентерберийский (1033–1109) следовал принципу св. Августина: "уверовать, чтобы понять", — утверждающему
СХОЛАСТИКА
СХОЛАСТИКА СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. g%o1cxgtik6q — школьный), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным, подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к
Городской житель и старая обезьяна
Городской житель и старая обезьяна Один городской житель заблудился в лесу, где жила старая обезьяна, владевшая магическим даром. Обезьяна околдовала незваного гостя, сделала его своим рабом и помыкала пленником, как хотела. Она часто ездила на нём, сидя у него на шее, а в
Схоластика (Scholasticism).
Схоластика (Scholasticism). Форма христианской философии и теологии, разработанная средневековыми учеными, к-рых называют схоластами (слово происходит от греч. schole - "школа", поскольку схоластическая теология развивалась гл. обр. в университетах и монастырских училищах).
151 ПЬЯНАЯ ЖЕНЩИНА ВОЖДЕЛЕЕТ ДАЖЕ К ОСЛУ НА ГОРОДСКОЙ ПЛОЩАДИ
151 ПЬЯНАЯ ЖЕНЩИНА ВОЖДЕЛЕЕТ ДАЖЕ К ОСЛУ НА ГОРОДСКОЙ ПЛОЩАДИ Некоторым категориям женщин, согласно Галахе, положены алименты (то есть содержание за счет имущества или наследства мужа). Речь идет о замужних женщинах, живущих отдельно от мужа, вдовах, живущих за счет
Строительство новой городской стены. Неемия 4:7-18
Строительство новой городской стены. Неемия 4:7-18 Когда услышал Санаваллат и Товия, и аравитяне, и аммонитяне, и азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. И сговорились все вместе пойти войною на
1. Схоластика
1. Схоластика 1.1. Определение схоластикиСлова «схоластика» и «схоласты» появились через латинский язык из греческого слова schole, которое означает «место, где учатся». Схоластами называли учителей при дворе Карла Великого или при дворцовой школе, а также средневековых
Строительство новой городской стены. Неемия 4:7-18
Строительство новой городской стены. Неемия 4:7-18 Когда услышал Санаваллат и Товия, и аравитяне, и аммонитяне, и азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. И сговорились все вместе пойти войною на
Искусство и схоластика
Искусство и схоластика I Схоласты и теория искусства Dilectae Gertrudi-Raissae meaeDimidium animae dimidium operis effecit1*.Схоласты не создали никакого особого труда, озаглавленного <Философия искусства>. Это объясняется, скорее всего, строгостью педагогической дисциплины, которой следовали
Читайте также: