Город на стенах которого олег прибил свой щит
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.
Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.
Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. - Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд. иже послани от Олега. » Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее - его предводители.
Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.
Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей - норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.
Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам - северянам: «Аз им (хазарам) противен. » Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.
Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають [то есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер - в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
О походе князя Олега на Царьград нам известно из «Повести временных лет». Это самая древняя из сохранившихся русских летописей, она датируется XII веком. Поход на Царьград, согласно «Повести…», произошёл в 907 году. То есть летописец повествует о событиях более чем двухвековой давности, примерно как современные историки пишут о войне 1812-го года.
Поход Вещего Олега на Царьград, иллюстрации в Радзивилловской летописи, XV век. Поход Вещего Олега на Царьград, иллюстрации в Радзивилловской летописи, XV век.Олег двинулся в поход на Византию с огромным войском. В летописи сказано, что частично оно плыло на кораблях, и кораблей этих было 2 тысячи (некоторые историки полагают, что это количество преувеличено на порядок), по 40 человек на корабль. А остальное войско шло берегом. Армия Олега должна была быть и в самом деле многочисленной, поскольку небольшой отряд византийцы бы просто уничтожили, а набег воинства средних размеров отбили, как это неоднократно случалось в истории Византии. В летописи указано, что Олег взял с собой всех союзников, с перечислением финно-угорских и славянских племён, участвовавших в этом походе. Князь Олег понимал, что важно собрать как можно большую воинскую группировку и только с ней может быть надежда на успех против такого сильного противника, как Византия.
Дружина Вещего Олега у стен Царьграда. Картина современного художника. Дружина Вещего Олега у стен Царьграда. Картина современного художника.В летописи далее говорится, что увидев русские речные суда, греки перекрыли вход в залив Золотой Рог перед Константинополем брёвнами и цепями. Олег, чтобы добраться до города, приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. После чего на них подняли паруса и таким образом пересекли оставшееся расстояние по суше. Трудно судить, на каких именно фактах основана эта легенда. Известно, что воинство Олега начало осаду столицы Византии, одновременно разоряя её окрестности. «Много палат разбили и церквей пожгли; пленных секли мечами, других мучили, расстреливали, бросали в море» — бесстрастно сообщает летописец. Неудивительно, что византийцы запросили мира.
Воин Вещего Олега прибивает щит над городскими воротами. Картина современного художника. Воин Вещего Олега прибивает щит над городскими воротами. Картина современного художника.Условия заключённого мирного договора приводятся в летописи, они исключительно выгодны для русской стороны. Огромная разовая выплата в 12 гривен каждому воину, ежегодная дань, торговые преференции для русских купцов, новые паруса для кораблей из драгоценного шёлка. Ясно, что византийцы согласились бы на такое, только будучи в безнадёжном положении. Стороны поклялись теми богами, в которых они верили, в нерушимости их клятв. Олег демонстративно прибил свой щит к городским воротам Царьграда, в знак своей победы. Византийские источники, однако, об этом ничего не пишут.
Если сам поход, как и его успешное завершение, вполне реален, то относительно его датировки учёные историки спорят по сей день. В летописях, как византийских, так и скандинавских (а викинги внимательно следили за происходящим на Руси и записывали самые важные события), именно в этом году нет записей о таком грандиозном военном походе. Самих походов русичей на Царьград было несколько, но все они относятся к более ранним временам.
Такой авторитетный историк как Б.А. Рыбаков считал, что этот поход на самом деле произошёл в 860-м году. Тем более, что в последующие времена русские войска для византийцев выступают в качестве союзников в войнах с болгарами, что вполне согласуется с мирным договором между Константинополем и Русью. Достоверных сведений о той далёкой эпохе сохранилось немного и вряд ли сейчас можно уверенно сказать, кто из историков прав в этом вопросе.
В начале X века во главе Византии стоял император Лев VI Мудрый. Государство в это время находилось в тяжелом положении, на востоке шла борьба с Багдадским халифатом и арабские пираты нападали на прибрежные города, на западе в ходе неудачной войны с Болгарией была потеряна часть территории и выплачивалась ежегодная дань, в самом государстве разгорался конфликт императора с церковью.
В это время к северу от Византии, на Руси после смерти Рюрика к власти в Новгороде пришел Олег, прозванный Вещим, он стал княжить как опекун при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В 882 году Олег с войском отправился к Киеву, где правили князья Аскольд и Дир, по дороге были заняты Смоленск и Любеч. Подойдя к Киеву Олег назвался купцом, едущим в Византию "от Олега и Игоря", а когда Аскольд и Дир вышли к нему, сказал «Я князь Олег, а это Игорь, сын Рюрика» и предъявил им малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
Взяв таким образом Киев, Олег назвал его "матерью городов русских" и сделал своей столицей. Затем Олег занялся расширением своих владений, подчинив племена древлян, северян и радмичей.
Поход.
В 907 году Олег снарядил флот и выступил в поход на Константинополь. Войско двинулось как по морю, так и по суше.
Прибыв под стены Константинополя, олегово войско принялось разорять пригороды византийской столицы. Чтобы преградить дальнейший путь к Константинополю, император Лев VI приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Увидев что доступ к городу с моря перекрыт, Олег пошел на необычный штурм, он приказал приделать к ладьям колеса и, пользуясь попутным ветром, двинулся к городу по суше.
Увидев это греки испугались и предложили мир. По условиям договора, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала выплачивать ежегодную дань. В знак этой победы Олег прибил щит к воротам Царьграда. Полученная дань была столь богата, что на обратную дорогу Олег приказал сшить новые паруса для ладей из шелка.
Русско-византийские договора 907, 911 годов.
Однако главным достижением похода следует считать заключение первого торгового соглашения между Русью и Византийской империей. Согласно условиям договора русские купцы получили право на беспошлинную торговлю и получение содержания за счет имперской казны на время пребывания в Царьграде и обратную дорогу.
В 911 году был заключен новый договор, подтвердивший положения договора 907 года и существенно расширивший их, в частности были установлены дружественные отношения Византии и Руси, определен порядок выкупа пленных, наказания за преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила проведения судов, изменено береговое право - вместо захвата выброшенного на берег корабля и его имущества, владелец берега должен оказывать помощь в их спасении.
Заключение.
Описание похода князя Олега на Царьград основывается на древнерусских произведениях, таких как "Повесть временных лет", Новгородская первая летопись. В то же время описание похода не встречается ни в одном византийском источнике, несмотря на то что этот временной период весьма подробно описан. Встречаются лишь некоторые намеки на реальность этого похода. Анализ текстов договоров 907 и 911 годов также указывает на их реальность.
Таким образом сведения о походе имеют под собой реальную основу и не являются чистой выдумкой древних летописцев, а молчание греческих текстов объясняется возможно неверной датировкой события.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.
Константинополь – столица Византийской империи
Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.
Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.
Для чего нужен щит над вратами Царьграда?
Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.
Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».
Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.
Мир и любовь
Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.
Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века
Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.
Согласно новым и более выгодным для Руси условиям, купцы могли прибывать в Царьград по 50 человек (правда, без оружия и в сопровождении местного чиновника), в течение полугода заниматься торговлей и жить на содержании казны. Помимо экономической сферы, договор касался и юридических аспектов, определяя меру наказания за различные преступления (убийство, воровство, грабеж, побои). Важно, что впервые Русь и Византия выступили в качестве равноправных государств, жители которых несли одинаковую ответственность за совершенные ими проступки в отношении друг друга. Кроме того, две страны образовали военный союз, обязуясь действовать сообща в случае опасности. Многие русские воины отправились служить в Византию в качестве наемников.
Корабли на колесах
Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).
Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов
Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.
Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!
Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше
Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино. разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.
Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.
Читайте также: