Ghost in the shell призрак в доспехах 1995
Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи, а именно к попытке анализа аниме 1995-го года «Призрак в доспехах», предлагаю зайти издалека настолько, насколько это вообще возможно в контексте той среды, где существует объект. Нет, это не аниме, нет, это не мультипликация в принципе, и нет, это даже не киберпанк. «Призрак в доспехах» — это изначально кино. Соответственно, прежде чем разбирать картину на части, нужно понимать, что такое кино, и какими качествами оно должно обладать, чтобы быть хорошим.
Если коротко, кино — это закономерно связанный аудио-визуальный ряд. Из данного определения (которое не взято из интернета, между прочим, но с которым, думаю, трудно не согласиться) можно выявить три ключевых особенности. Первая особенность — кино имеет звук и картинку, что, по сути, составляет свой уникальный язык. При помощи аудио-визуала кино обращается к зрителю, оно с ним разговаривает. Вторая особенность — закономерность. Человек в принципе существо такое, что воспринимает информацию закономерностями, поэтому глупо было бы ожидать, что творческое направление, конечной целью которого является обращение к зрителю, к человеку, не должно быть закономерным. Последняя особенность заключается в связанности всего того, что есть в кино. Эту всю конструкцию для пущей наглядности можно рассмотреть на примере машины. Киноязык в данном случае выступит в роли разного рода шестерёнок и пружин, закономерностью будут механизмы, которые в отдельности друг от друга выполняют различные функции, а связанность всего этого в конечном итоге заставит машину работать и быть машиной.
Если транслировать все эти буквы на нынешний кинематограф, то получается вот такая картина. В кинофильме должна быть некая центральная идея — основная функция, которую она выполняет. Это может быть поучительная мораль или авторская мысль. Проще говоря, «о чём это кино?» Наличие центральной идеи определяет то, для чего создана «машина» и обеспечивает связанность киноленты. Соответственно, отдельно взятые «механизмы» внутри неё должны проектироваться с оглядкой на задачи, которые эта машины выполняет. Другими словами, всё то, что имеется в фильме, должно работать на центральную идею, иначе фильм просто не будет функционировать. У всего должен быть смысл, у каждой сцены, реплики диалога или построения композиции. А инструмент, при помощи которого можно передать этот смысл — киноязык. Он может быть как богатым, так и скудным. Одно от другого отличить, на самом деле, не так уж и сложно, нужно лишь понять, что делает режиссёр, чтобы передать тот самый смысл, как-то работающий на центральную идею фильма. Как режиссёр использует цвет, свет, как он «двигает» камеру и т.д. Тут даже размер кинематографических полос имеет значение.
Научиться понимать и обозначать «центральную идею» любого художественного произведения помогут либо детские мультфильмы, либо мультфильмы для всей семьи, например, студии Disney. Всё потому что они очень понятны и прозрачно излагают свои задумки.Делаем вывод из всего вышесказанного: чем богаче киноязык, чем оригинальней и актуальней центральная идея, и чем шире она раскрывается — тем лучше. Конечно, каждый человек уникален, и одна и та же информация, пропущенная через него, может быть воспринята по-разному, но, как я думаю, это дело всё равно как-то коррелируется. И, о мой призрак, вступление и так затянулось, поэтому предлагаю перейти непосредственно к фильму.
Аниме 1995-го года «Призрак в доспехах» базируется на одноимённой манге 1989-го года. Правда, нынешнее название «Ghost in the Shell» никак не связано с его изначальным, что немного нивелирует тезис выше, но это отдельная история и вообще, на самом деле, абсолютно не играющая роли. Важно то, что по задумке автора, Масамунэ Сиро, история должна была быть названа в честь книги Артура Кэстлера «The Ghost in the Machine» 1967-го года, но издатель не разрешил. Поэтому первоначальное название произведения отдавало классическим «боевичком про спецназ». Вернёмся к сути разговора. Режиссёром аниме выступил Мамору Осии. В его распоряжении оказались деньги, что для 1995-го было редкостью, на самом деле, и до «Призрака в доспехах» в японской мультипликации большим бюджетом мог похвастаться только «Акира». Немаленькое финансирование позволило сделать анимацию плавной и более приближенной к западным аналогам, но при этом, уж не знаю, связано ли это с японским виденьем или нехваткой средств, не лишенной особенностей аниме — статичных планов и долгих пауз. Иными словами, анимация была одновременно и богата, и бедна. За звук был ответственен Кенжи Кавай. И, кстати, в недавней премьере «Укрась прощальное утро цветами обещания»(с чем советую познакомиться) вы также могли слышать его звучание. По моему мнению, композитор гениальный. Из интересных подробностей ещё отметим, что оригинальная история, написанная мангакой, кардинально отличалась от её киноадаптации. Там были совершенно иные характеры персонажей, а также комедийный тон. В истории Мамору Осии и Казунори Ито (сценарист аниме) шуток всего три-четыре, и те не преследуют цели рассмешить зрителя до чёртиков в животе, когда как в манге повествование было нарочито комедийным. А ещё «Призрак в доспехах» был первым аниме, где использовалась компьютерная графика, что довольно символично, ведь затрагивало оно тему технологий.
Так о чём этот фильм? Давайте разбираться. Чаще всего, чтобы выявить центральную идею того или иного фильма, нужно проследить за драматургической линией главного героя. Каким он предстаёт в начале картины, какое препятствие выпало на его долю, и как он поменялся после преодоления трудностей? С Мотоко Кусанаги, коим является главная героиня «Призрака в доспехах», это вполне работает, но данный персонаж не является единственным носителем всего смысла картины. Смысл тут может нести абсолютно любая его часть, и только на первый взгляд может показаться, что к центральной идеи та или иная шестерёнка никак не привязана. Это, скорее всего, будет заблуждением.
Начинается «Призрак в доспехах» с того, что Майор девятого отдела, Мотоко Кусанаги, через прослушивающее устройство, сидя на крыше небоскрёба, следит за неким совещанием. Что примечательно, первое, что слышит зритель в таком случае — шутку, убитую плохим дубляжом в плане перевода (не самим дубляжом, а именно переводом. Дубляж топовый). Поэтому всем настоятельно рекомендую субтитры Advokat’а. Вступительная сцена, помимо того, что отсылает зрителя к первому выпуску оригинальной манги, делает ещё несколько вещей, самые важные из которых две. Во-первых, она представляет некоторые действующие лица фильма. Девятый отдел в роли ударной группы, которой в принципе плевать, законно ли убийство зарубежного дипломата или нет; и Мотоко Кусанаги в роли ключевой персоны Девятого отдела, которая, ко всему прочему, абсолютно не стесняется своей наготы (что вообще-то важно). Во-вторых, сцена делает затравку для развития центрального сюжета, но при первом просмотре это будет не так заметно.
Следующая сцена — вступительные титры, где зритель может увидеть заимствованные «Матрицей» бегающие зелёные строчки кода на чёрном фоне и, что намного важнее — не много не мало «происхождение» главной героини. Режиссёр показывает процесс сборки киборга: как сканируется органический мозг, как он помещается, уже будучи кибермозгом, внутрь кибертела, как героиня «сбрасывает змеиную чешую» и находится в позе эмбриона. Это всё похоже на «рождение» киборга. А потом, словно ото сна, Мотоко просыпается. Просыпается в тёмной, пустой комнате, которая абсолютно никак не отражает её индивидуальность, а Мамору Осии ставит кадр так, чтобы образ персонажа был заключён в рамки города. Только город и Мотоко. Эти пару минут хронометража, сколько шли сами вступительные титры, делают очень многое. Они представляют главного героя обезличенным существом, чей бэкграунд состоит лишь из процесса сборки кибертела. Мотоко абсолютно потеряна, загнана в рамки, и единственный, с кем она на одной волне — город. В этом вступлении настолько много визуальной информации, настолько ярко здесь демонстрируется киноязык картины, что уже на этом этапе можно сделать вывод о ставке режиссёра на визуальное повествование.
Казалось бы, здесь иллюстрируется обычное сканирование мозга. Однако в дальнейшем Мотоко будет сомневаться в его существовании, а потому этот кадр, на самом деле, более важен, чем может показаться изначально.Первая половина фильма запускает основной сюжет и знакомит с рядом второстепенных персонажей: мусорщиком, чей кибермозг взломали, от чего тот потерял своё «я», прилежным полицейским Тогусой, недавно пополнившим ряды Девятого отдела, и главным антагонистом, Кукловодом, который достигает своих целей путём манипуляций «призраками» своих жертв. Ещё отмечу боевого товарища Мотоко, Бато, но его роль в фильме вспомогательная, и какой-то внятной драматургической линии он не имеет. Сейчас эта часть фильма не столь важна, хотя интересно поданной информации и здесь хватает, а проблематика Майора становится более очевидной.
Аниме разделено на две части, и после завершения первой, где делается вывод о значимости воспоминаний для человека, запускается трёхминутная интерлюдия, по сюжету которой главная героиня просто наблюдает за городом. Однако, как и в случае с вступительными титрами, на самом деле не всё так просто. Не зря выше написано о том, что героиня и город находятся на одной волне. Город в «Призраке в доспехах» — полноценное действующие лицо, которое, конечно же, не имеет строчек диалога, но которое и без этого может многое что сказать. Предлагаю разобраться в этом. Первое, что передаёт сцена — настроение. Сцена угнетает, в ней неуютно и одиноко. На фоне играет музыка Кенжи Кавая, которая, по сути, вызывает похожие чувства и закрепляет впечатление. Но почему? Город в «Призраке в доспехах», как и главная героиня, страдает от того, что не знает, кем является. Плоды цивилизации тут соседствуют с отголосками прошлого, а люди в нём просто не успевают за технологическим прогрессом. Основные режиссёрские инструменты в этой сцене — отражение и сопоставление. Смотрим внимательно. Недостроенное здание находит своё отражения в окне достроенного и функционирующего; самолёт в небе, что является метафорой на живую птицу, но «более развитую», отражается там же; загрязнённые водоёмы контрастируют на фоне общего состояния города, а цифровая реклама со старомодными вывесками и плакатами; и даже сама Мотоко находит взглядом женщину(а, может, и мужчину) с абсолютно таким же кибертелом. Ещё её внимание приковывается к какому-то бутику, где стоит множество манекенов, так похожих на людей, но ими не являющимися. Причём, манекены в кадре появляются дважды — одни одетые, причёсанные, окруженные людьми и выполняющую какую-то роль в своём существовании, а другие — сломанные, нагие и одинокие. Здесь пережитки прошлого сопоставляются с нынешним, настоящим, а общая атмосфера одиночества так и норовит, чтобы зритель сделал (имхо) неправильные выводы о пагубном влиянии технологий на человека, который попросту не успевает за прогрессом, а, значит, теряется. Однако, помимо всего того, что я перечислил и не перечислил, тут есть ещё одна важная деталь — город живёт. У него есть своя ритмика, есть своё «кровообращение» и своё «дыхание». Дождь, пробегающие люди, транспортная магистраль, покачивающая лодка — всё свидетельствует тому, что город этот жив. А, значит, несмотря на то, что у Мотоко проблемы с самоидентификацией, она тоже жива, и это ключевой фактор в понимании её персонажа.
Затем, после интерлюдии в середине, начинается вторая половина фильма, где детективная часть истории идёт дальше, проливается свет на Кукловода и ставятся все точки над «i». А мы продолжаем наблюдать за главной героиней, чтобы выявить центральную идею всей картины. Мотоко Кусанаги узнаёт о том, что в отдел попало самостоятельно собранное на заводе кибертело, в котором, ко всему прочему, имеется подобие «призрака». На тему, что есть «призрак», можно писать отдельную статью, поэтому предлагаю не вдаваться в подробности и считать, что кусок железа просто обрёл самосознание. Обстоятельства складываются так, что Майор заинтересовывается находкой, что, на самом деле, ещё мягко сказано. Её рвение погрузиться в сознание машины можно назвать даже фанатичным, а всё потому, что одиноко плутающий «дух» где-то среди транзисторов отражает её собственное «я». А так как с её «я» связана основная проблематика персонажа, то, как дальше выясняется, Кукловод становится очень важным для Мотоко.
Перетекаем к финальной сцене, которая ставит окончательно сформированный контекст всему произведению, нужный для его цельного понимания. Происходит схватка с танком-пауком за украденное кибертело Кукловода. Мотоко, ориентируясь на интуицию, находит неприятеля и вступает с ним в бой, не дожидаясь подкрепления, потому что ей всё ещё не терпится погрузиться в сознание машины. Бой проходит в заброшенной и затопленной части города, внутри музея. В процессе разрушается множество столбов, на которые опирается некогда великое, но ныне никому не нужное здание, расстреливаются фрески вымерших животных, древо жизни, осыпается стеклянный потолок. Думаю, сложить два и два читатель сможет и разбирать отдельно взятый символизм или метафору уже не нужно. Однако, несмотря на все усилия Майора, одержать победу над противником заведомо сильнее не удаётся. Но зато подкрепление в лице Бато успевает как раз вовремя. После сражения происходит диалог между Кукловодом и Мотоко, где первый, осознав себя как существо незавершённое, предлагает второй слияние, потому что он в виду гендерных особенностей не может жить, он не в состоянии развиваться. Кукловод предстаёт в аниме в качестве некоторой нежизнеспособной системы, которая, вроде существует, но которую может одолеть лишь один небольшой вирус, так как эта система не подразумевает разнообразия. Она уникальна сама по себе, но её внутренние механизмы одинаковы.
Вот отрывок из кульминационного диалога.
«— Но что будет со мной? К чему это слияние, если я не могу иметь детей. Вдруг я умру?— Ты будешь давать жизнь нашим отпрыскам в сети, также как люди передают детям свои гены. А всё живое умирает. Я тоже стану смертен».
«— Но мне нужна гарантия, что я останусь собой.— Зачем тебе это? Всё вокруг постоянно меняется. Желание остаться собой ограничивает твои возможности, очень ограничивает.— Ты так и не ответил мне. Почему ты выбрал меня?—Мы с тобой похожи больше, чем ты думаешь. Мы похожи по своей сути. Мы зеркальное отражение друг друга».
Похожи персонажи не только ментально, но и внешне. В версии картины 2.0 Кукловоду заменили голос на женский, чтобы ещё раз подчеркнуть схожесть, однако само переиздание оригинального произведения привнесло в него ряд значительных ошибок.Реплика Мотоко после слияния:
«— Бато, слушай внимательно. Когда-то мои слова, чувства и мысли были, как у ребёнка. Повзрослев, я стала мыслить и чувствовать иначе… Я уже не та женщина, что звали Мотоко Кусанаги, но и не программа под названием «Кукловод»».
Мне нужно ещё о чём-то писать? По-моему, этот диалог хорошо подводит общую черту после увиденного. Драматургическая линия завершена, персонаж Мотоко прошёл путь изменения, в котором краеугольным камнем являлось само изменение. А центральную идею картины можно сформулировать примерно так: «Изменение — это часть нашей жизни, и не стоит его бояться». Но, опять же, любая формулировка полный смысл не передаст, потому что мысль сложная. Её можно изменять множество раз. Например, она не исключает, а даже дополняет центральную идею другого классического киберпанка от кинематографа «Бегущего по лезвию» — «жизнь определяется самим стремлением жить». И делает это с бесчисленным множеством иных стандартизированных и популярных идей в кино. Например, тема семьи является центром бесчисленного множества фильмов, а «Призрак в доспехах», даже не пытаясь её раскрыть, раскрывает, потому что семья как ничто иное демонстрирует жизнь через динамическую систему, где уникальные её части обеспечивают её жизнеспособность.
Мне очень нравится обложка недавно вышедшего комикса (не манги) «The Ghost in the Shell: Global Neural Network». Она хорошо иллюстрирует то, чего обычно ждёшь от любого произведения под тэгом «Призрак в доспехах».С Майором Кусанаги и Кукловодом разобрались. Но у нас остаётся ещё один ключевой персонаж истории, чья роль не менее важна— Тогуса. Этот персонаж является символом той уникальности, что нужна любой системе для выживания. В данном контексте системой выступает Девятый отдел, который, как мы уже выяснили, привык решать проблемы ударными методами. Прилежный полицейский, в отличие от своих сослуживцев, не имеет кибернетических имплантатов, кроме кибермозга; очень консервативен в своих взглядах, предпочитает классический револьвер, а не автоматическое оружие, и, как итог, решает проблемы иным методом, чем это привык делать Девятый отдел. Быть крутым боевиком в мире, где каждый солдат имеет кибернетическое тело, просто не представляется возможным, поэтому в ход идёт пытливый ум и смекалка. И пока Мотоко Кусанаги терпит поражение в прямой стычке с танком, Тогуса находит доказательства шпионажа Шестого отдела, ставит жучок на автомобиль ускользающего врага, при этом договорившись с каким-то левым дальнобойщиком, и обеспечивает выигрышную партию своей команде.
И это ещё не всё, на самом деле. В разборе я не упомянул ещё много интересных вещей просто потому, что их число плавает где-то в сотых, или, может, даже в тысячных долях. Начиная от любовной линии Бато, Мотоко и Кукловода, которая вообще не очевидна, заканчивая отдельными образами, метафорами и символами. Но, думаю, это уже можно оставить для личного ознакомления каждого. Картина очень богата на смысловое наполнение, а потому при каждом последующем просмотре зритель может открывать для себя что-то новое. Кто-то увидит в её финале что-то похожее на финал «Космической Одиссеи» Кубрика, кто-то отметит реалистичную баллистику и щепетильное отношение к деталям, некоторые, может, откроют для себя изысканные режиссёрские ходы, коими «Призрак в доспехах» изобилует и т.д. Факт заключается в том, что всем критериям, описанным в начале данной статьи, картина Мамору Осии соответствует. Тут есть настолько оригинальная и универсальная центральная идея, что она может быть по-настоящему полезной в реальной жизни и не потеряет актуальности никогда. В фильме множество закономерностей, которые точно работают на эту идею, что делает его абсолютно законченными и цельным произведением. И даже если зритель не понял смысла или понял, но не так, можно быть уверенным, что некоторого рода эмоции «Призрак в доспехах» вызовет, ведь в нём сокрыто множество образов, которые по определению должны вызывать какие-то ассоциации. Однако каждый человек уникален (что мы уже выяснили), а потому, если ты увидел в трёхминутной интерлюдии жизнь, это не значит, что другой человек не заметит там её отсутствие. А где-же тогда истина? В вине, естественно, поэтому…
этот отзыв - мешок с мусором, кинутый под памятником величию челокекчества, пакет с пустыми бутылками из под пиваса кей-он, кинутый проходившим мимо дядей васей, покуривающим мадоку с кнопкой.
нового ничего в моих словах нет, я шавка, подстилка н3вэльного, и просто конч. и мнение мое ценности не имеет, но раз шикимори дает мне шанс высираться, я не остановлюсь, пока не буду забанен по айпи хакером из страны восходящего солнца, что переведет мой отзыв и увидит здесь политические угрозы. роскомнадзору удачи
если не ошибаюсь, тайтл этот частично был вдохновлен бегущим по лезвию, чтобы им вдохновлялись матрицы, и другие бегущие по лезвию (а куда они бегут?), но ценность его состоит не только в одном фильме, а я кроме него ничего и не видел.
так что сейчас я буду ковыряться в этом анимэ, как ковыряется дед, водивший ржавый уазик, в новой тесле.
первое правило леса то есть киберпанка ГДЕ сочная грязь. анимэ вылизано до предела, да даже когда в министра в начале влетает РАЗРЫВНАЯЯЯ покадрово видно как из под мяса там, кожи, вылезают абсолютно чистые позвонки, че, колгейтом отбеливает? 9 стоматологов из 10 довольны, десятый - я. вот честно люблю жевать киберпунк где чувствуется не только кибер, но и пунк. ну хоть немного той вони, что от летова исходит. а х** мне в рот вместо помойного киберпанка, тут почти стерильная чистота.
(и не говорите мне про те ошметки "мусора", город выглядит как москва при собянине, каждый год меняют обшивку и все такое. даже рынок - где раздавленные помидоры, картонки под ногами?)
да и сам мир то не разрушен. фильм концентрируется не на повсеместной проблеме, а о конфликте небольшого масштаба, устраненного так же быстро, как и мое желание поставить десятку после первых двадцати минут.
теперь про гг. столько раз я никогда не обсирался, сколько она четвертую стенку ломала своими глазами-блюдцами, эффект зловещей долины во всей красе.
еще что сказать. мне как человеку простому, с завода, тяжело видимо понять все эти материи высокие, окружающие мотоко и кукловода. сюжет то он сюжет лежит, мыраль тоже, а вот герои.
особенно кайфанул с того что
мотоко, ты красавица конечно, но почаще ходи к психотерапевту там, осознанность все дела, будущее же
в принципе странно когда героиня с подобной работой (которая вообще уже жизнью становится, а не работой, раз ради нее заменяют slave body на cyberpunk gym master bod ). ни один повторяю ни один чел что говорит про ее ДИП сысли не убедит меня что в этом фильме она не выглядит пустышкой. не потому что у нее такое тело особенное или беды с башкой, а потому что ее история пуста как черепная моя коробка судя по этому отзыву. в бато больше истории, в тогусе абобусе, в кукловоде, но не в ней. и после фильм начинает спрашивать "а чо апределяет личноздь??" да судя по всему ниче. личности я в вашей рободевочке не вижу, не вкусно, не вайфу.
ну и отдельно особенный респект сальным кадрам в музее, где вся с у т ь скармливается на тарелочке с каемочкой, бл***, становится даже как то стыдно, хочется в хиджаб одеться. сразу осознаешь себя грязным извращенцем, че это я пялюсь полтора часа на голых девушек (ни одного парня не показали, а где фансервис для моей подруги сердца, как мне это ей показывать, мне ведь пропишут по первое число почему там только дэвушки голые, к тому же с телами как у моделей), а тут то на самом деле разговор о вечном цикле жизни и смерти, репродукции, колесе сансары, самосознании и познании, слиянии с бесконечно вечным.
из плюсов что?
ну, начнем с того что сюжет даст чапалах любому хейтеру. почти без изъяна, все четко, по пацански, экспозиция, завязка, кульминация, да вот только с развязкой немного яица прижали. не хватило накала, не хватило неожиданностей. все вполне предсказуемо, но потому и не разочарует, это крепкий костяк фильма, что держит внимание все полтора часа.
музон. музыкальное сопровождение моцарт отдыхает. уже лежит в плейлисте для покурить на балконе.
общая атмосфера вот эта вот повседневного отношения к тому, что так вожделеют сейчас миллионы миллиардов, ведь в будущем это не мечта, а реальность. тут без рофлов верится, что подобное возможно там когда то будет дай бог сыграть в ящик раньше чем меня раздавит кибер мусоровозкой.
подытоживаю свое скромное мнение: семь убийств меня как богохульника из десяти, к просмотру советую в качестве ознакомления с классикой, пересматривать не буду
Сегодняшний пост посвящен аниме-фильму «Ghost In The Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society», уточнению некоторых деталей и подведению итогов по всей серии «Синдром одиночки».
Но для начала – маленькое лирическое отступление: рассказ о «Днях Татиком». Это набор спэшл-серий, которые, если так можно выразиться, дополняют оба сезона сериала. Всего выпущено 52 эпизода (то есть, по одному эпизоду на каждую серию). Каждый эпизод «Дней татиком» длится чуть меньше минуты и являет собой эдакий юмористический скетч по мотивам. Главные герои здесь, как понятно из названия, татикомы. Они обсуждают события соответствующей серии, выдвигая свои теории и мнения. Всё действие происходит в виртуальном пространстве (являющим собой белый фон). Чем-то напоминает «Матрицу». «Дни татиком» — абсолютно необязательная для ознакомления вещь. Если хотите поднять себе настроение – посмотрите. В остальном, никакой особой смысловой нагрузки этот сериал не несёт.
Теперь же перейдём наконец к «Solid State Society». Необходимо оговориться о переводе названия. Дело в том, что Solid State Society – это игра слов. Это можно перевести и как Общество Стабильной Государственности, и как Закостенелое общество. И в рамках аниме оба варианта находят свое воплощение и реализацию.
Фильм вышел в 2006 году. Сюжет его разворачивается через два года после событий второго сезона. Мотоко больше не работает в 9-м отделе. Полевыми операциями теперь руководит Тогуса и это удается ему далеко не так мастерски, как Майору (уже самое начало фильма нам это живо доказывает). Бато же теперь окончательно замкнулся в себе и стал напоминать себя из аниме 2004 года. В этом сезоне 9-й отдел расследует дело так называемого Кукольника – мастера по взлому кибер-мозга.
Сюжет здесь очень хорош. Авторы очень грамотно играют со зрителем, то давая одни намеки и наводя на определенные подозрения, то вдруг обрубая их и начиная вести по иному следу. Одним словом, просто прекрасно. Но я понимаю, что могут быть придирки вида «это же копирка сюжетов старых аниме! Ничего своего придумать не могут!». Развею ваши сомнения чуть далее по тексту.
Единственное, что должен отметить – фильм несколько более неровный в плане соотношения экшена и разговоров. Вся первая половина фильма – практически сплошные разговоры, зато вся вторая – почти один сплошной экшен. Это не самый страшный минус, просто имейте это в виду.
Визуальный стиль аниме ничуть не изменился. Впрочем, тут куда больше мрачных тонов, теней и полутеней и тому подобного. И это довольно неплохо – «Синдром одиночки» словно с каждым новым продолжением становится всё более и более взрослым. Впрочем, концовка здесь, как мне кажется, слегка чересчур счастливая. Да и вообще весь фильм несколько рушит трагизм второго сезона. Но это уже совсем субъективно.
К слову, в 2011 году в Японии транслировалась 3D версия фильма. Как обычно, нас таким счастьем обделили.
Музыка в аниме всё на том же уровне. Опенинг лично меня впечатлил куда меньше, чем его собрат из второго сезона, но всё равно выглядит куда лучше опенинга первого сезона. К слову, раз забыл сказать об этом ранее, исправлю ошибку сейчас. Все опенинги (и часть эндингов) серии «Синдром одиночки» исполняет певица Origa (О́рига). Её настоящее имя – Ольга Я́ковлева. Так что русский язык песен – это вовсе не алхимические эксперименты наших локализаторов. Они действительно исполняются на русском (с примесью английского).
И вот теперь пришла пора поговорить о соотношении сюжетов этого фильма и фильма 1995 года. На самом деле, рассуждать об этом довольно сложно и тут могут быть разные трактовки и споры. С одной стороны, Solid State Society даёт явные отсылки к предшественнику. Одно только начало чего стоит: стоящая где-то на верхотурах Мотоко и камера, пролетающая над ней и берущая просто изумительные по красоте ракурсы и виды… где-то мы это уже видели, не находите? Но на практике, содержательно аниме очень и очень разные. Solid State Society, как понятно из названия, посвящен совершенно другим проблемам – проблемам общества, одиночества человека в рамках системы, его отрешенности от всего мира… впрочем, не буду углубляться, лучше сами посмотрите и проанализируйте.
Кроме того, сильно разнятся и образы героев. Во-первых, образ Мотоко, как мне кажется, здесь прямо противоположен по концепции и конечной идее образу из аниме 1995 года. Мотоко «Синдрома», в конечном итоге, не смогла существовать без 9 отдела, оставшись частью системы. И, как по мне, здесь это не делает ее слабой или какой-то незаконченной. Просто это совершенно другой образ, с совершенно другим характером и мировосприятием, только и всего. Во-вторых, интерес вызывает вопрос — является ли Кукольник аналогом Кукловода из аниме 1995? Довольно сложный вопрос. Казалось бы, имена схожие, да и сама суть вроде одинаковая – мастер по взлому чужого мозга. Но концептуально персонажи очень и очень разные. У них разные цели, разные задачи и судьба. Один ищет себя в этом мире, пытается доказать своё право на существование, второй же пытается перестроить общество, сделать, как ему кажется, благое дело. Потому я считаю Кукольника совершенно отдельным персонажем, хотя и явно намекающим нам на Кукловода.
Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод: «Синдром одиночки» не лучше и не хуже аниме 1995 года. Он просто другой. Кому-то он может нравится, кому-то нет, но это вовсе не делает его плохим и неудачным. Это просто дело вкуса. И он вовсе не является тупой копиркой. Тут совершенно другие персонажи, абсолютно другой сюжет (хотя и имеющий некие сходные мотивы), да и во всё это действо заложены совсем другие смыслы и подтексты. Так что обвинять авторов в отсутствии фантазии – дело в данном случае неблагодарное.
Кроме того, здесь же хочу отметить следующий момент – я считаю крайне странными попытки представить «Синдром» как приквел аниме 1995 года. Выше я уже указал на серьезные концептуальные и идейные различия как минимум двух персонажей. И вы всё еще считаете, что это те же самые лица, что и в аниме 1995 года? Тогда я еще раз повторю – это спин-офф. Он не имеет никакого прямого отношения к дилогии Осии. Это совершенно отдельное произведение, хотя и снятое в недрах той же студии. Да и потом, раз 9-й отдел уже сталкивался с Кукольником, почему тогда в деле Куколовода они столь беспомощны и не понимают, с чем имеют дело? Не кажется ли это вам серьезнейшей несостыковкой, напрочь рушащей все попытки связать эти аниме?
Что я скажу про «Solid State Society» по итогу? Да, даже перейдя в формат полнометражного аниме-фильма, «Синдром одиночки» сохранил все свои достоинства и недостатки. Быть может, ему удается чуть лучше раскрывать героев, но сути это особо не меняет, поскольку раскрываются все те же Мотоко, Бато и Тогуса. Но при этом в этом аниме прекрасный сюжет, глубокий и неглупый посыл. Он может порадовать вас очень сильными, напряжёнными и драматичными эпизодами. Конечно, это уже не то изысканное произведение искусства, какими были фильмы 1995 и 2004 года. Но тем не менее, я всё равно очень люблю «Синдром одиночки». Это поистине прекрасное и отлично продуманное воплощение «Призрака».
И, если хотите знать мое мнение, то на этом история качественных адаптаций «Призрака в доспехах» и заканчивается. Дальше нас ждёт только весьма спорный Arise и еще более спорный фильм 2017 года. «Синдром одиночки» же пусть и не идеален, но очень и очень близок к этому, потому что даёт то, что надо: атмосферу, хорошо продуманный и закрученный сюжет, красивую и яркую картинку, глубокий и хороший посыл и довольно ярких и колоритных героев… словом, всё то, за что мы любим «Призрака».
Arise являет собой 5-серийный сериал. Снят он всё той же студией Production I.G. Позднее права на серию приобрела американская студия Funimation, дабы выпускать сериал в Америке.
Arise представляет собой приквел. Причем, насколько я понимаю, то по мысли создателей – приквел к аниме 1995 года. Весьма странно, ибо они же сами в сериале дают море несостыковок, которые заставляют думать, что перед нами скорее очередной спин-офф. Сюжет повествует о сборе команды 9-го отдела. Начинается всё с Мотоко, желающей расследовать жестокое убийство своего бывшего начальника, но на её пути уже с самой первой серии буду попадаться знакомые нам герои – Тогуса, расследующий это дело от имени полиции, Бато, ведомый личными мотивами и так далее. Появляются и новые, ранее нам неизвестные персонажи – военные, разведка и тому подобные личности. Мало этого, Arise являет собой еще и своего рода «перезапуск» серии – у персонажей другой дизайн и абсолютно другие характеры. И… это не всегда идет сериалу на пользу. Но я забегаю вперёд.
Сюжетно аниме сосредоточено вокруг вопросов взлома чужого сознания, ложной памяти и так далее, что вполне соответствует идеям оригинала, спору нет. Однако не ждите здесь той же сюжетной глубины. Больше скажу – здесь даже идейной глубины «Синдрома одиночки» нет. Да, сюжеты не самые плохие, но какие-то поверхностные и тягомотные. И это крайне печально.
С героями ситуация тоже весьма странная. Во-первых, им сильно поменяли предыстории и характеры. Например, Падзо теперь не бывший преступник, а тайный агент Японских спецслужб, внедренный в преступную среду. Сайто из хладнокровного профессионала превратился в какого-то фрика, который постоянно спит на ходу и не интересуется ничем, кроме денег и азартных игр. И мне такие перемены не всегда нравятся. Да, новый Падзо мне импонирует больше, а вот Сайто стал катастрофическим разочарованием.
Но, казалось бы – ух ты, теперь у героев есть характеры и индивидуальности! Не обольщайтесь. Напомню, что «Синдром одиночки», включавший куда больше серий и событий, не успевал раскрывать героев, а уж Arise, где в сюжет впихивают еще и новых героев до кучи… Да, некоторым дают раскрыть себя в отдельных сценах, но и только. В дальнейшем характеры остаются абсолютно статичными и герои себя никак толком не проявляют. Потому про них снова говорить особо и нечего. Тогуса вроде как стал более самодовольным, но такой вывод я могу сделать буквально по двум сценам. Бато кажется все таким же нахальным весельчаком. А про Бому я снова не знаю что говорить. Он просто никакой.
Но мало нам этой беды, так создатели еще и дизайн персонажей решили поменять. И вновь, далеко не всегда в лучшую сторону. Бома стал просто каким-то кабаном, Сайто превратился в панка, но больше всех досталось бедной Мотоко. В аниме 1995 года она была просто брюнетка с не самой выдающейся внешностью (что было плюсом, на самом деле, делая ее более живой и реальной). В «Синдроме одиночки» она превратилась прямо-таки в идеальную роковую красавицу (к слову, единственную, нарисованную настолько по-анимешному няшно). А тут… это девочка-подросток, затянутая в кожу. Я серьезно. Конечно, я понимаю, что перед нами предыстория и персонажи тут еще «молоды-зелены». Но… все равно странные решения. Если уж так омолодили Мотоко, то почему бы и остальных не сделать такими же юными? Кроме того, раз уж завел речь о визуальных решениях, уровень графики тут заметно хуже, чем в «Синдроме» и даже в аниме 1995 года. Низкая прорисовка, странноватый стиль… наверное, свои ценители найдутся. Но это не точно. Зато тут вернулись сцены обнаженки. Любители поглазеть на голую Мотоко могут возрадоваться (но напоминаю, что выглядит она как подросток).
Периодически сериал пытается давать какие-то отсылки к оригиналу или «Синдрому», но делает это настолько неуклюже, что лучше бы и не пытался. Например, момент, когда в одном кадре находилось 3 или 4 персонажа с оторванными конечностями (отсылка на оторванные руки Мотоко в конце фильма 1995) вызвал у меня только приступ истерического хохота.
Неужто всё настолько плохо? Не сказал бы, что совсем уж плохо, просто на практически каждый плюс приходится по жирнющему минусу. Сюжеты любопытные, но на редкость путаные, дырявые, затянутые и поверхностные. Персонажи вроде пытаются раскрываться, но ничего у них не выходит. Графический стиль в целом может порадовать красивыми ракурсами и сценами, но на фоне предшественников как-то теряется. Музыка не выразительная. А опенинг меня вообще поверг в уныние. Создалось впечатление, что меня впереди ждет полу-хентайная история в киберпанковском антураже.
Единственное, чем сериал и правда хорош – атмосфера. Вот тут создателям все удалось просто на ура – все, что надо он вам точно передаст. Кроме того, хочется отметить, что и некоторые эпизоды и сцены показались мне очень эффектными. Например, сцена со Страшилой и Дровосеком в 4 серии запомнится мне навсегда. Ну и экшен-сцены здесь довольно впечатляющие. Но это мало что меняет. Всего этого преступно мало, чтобы признать сериал удачным. Он выглядит как просто коммерческий проект, в который не хотели вкладывать слишком много сил и времени. Результат на лицо.
Кроме того, есть еще так называемое «Альтернативное построение». Состоит оно из 10 серий по 25 минут. Суть проста – старые серии распилили пополам и переставили местами. Здесь хочу сделать небольшую оговорочку. Дело в том, что в оригинальном Arise, сколько не ищите, вы вряд ли найдете 5-ую серию. Зато здесь она в наличии. Как так вышло – не имею ни малейшего понятия. Изменение структуры здесь крайне глупое. Просто четвертую серию поставили вперед, в ее конце нам радостно сообщают «А теперь мы отмотаем время назад и посмотрим, что было с майором и как создавался 9-ый отдел!» и идут все знакомые нам серии – 1-я, 2-я, 3-я и… 5-я, которая сюжетно продолжает 4-ю. Помогло ли это хоть чем-то? Опенинг стал чуть-чуть получше. В остальном, это всё тот же Arise со всеми его промахами и глупостями, к которым еще и прибавилась дурная структура – пока дело дойдет до 5-й серии, зритель успеет уснуть и напрочь забыть содержание 4-й.
В 2015 году вышло продолжение Ghost in the Shell: The New Movie. Это полнометражный аниме-фильм. И, чёрт возьми, да это всё тот же Arise! Тематика всё та же – взлом мозгов. Такое чувство, что ничего оригинальней и придумать нельзя. Почему-то «Синдром одиночки» не стеснялся придумывать оригинальные сюжеты и концепции и удивлять чуть ли не в каждой новой серии. Помимо того, сюжет The New Movie местами перенакручен лишними деталями. Да, он чуть более комплексный, чем сюжет сериала, потому что не тратится время на сбор команды, сразу все в деле. Но губит его один простой факт – он нецепляющий. Интриги особой нет, разговоры – сплошная вода, действие какое-то тухловатое… короче говоря, полная беда. Уровень графики, музыка не изменились ни коим образом. Раскрытие персонажей опять отсутствует. Зато, совершенно внезапно, Мотоко показывают как ту еще стерву. Не могу сказать, что в том же «Синдроме» она была прямо таки доброй милашкой, но оставляла куда более приятное впечатление о себе. Здесь же у меня периодически возникало жуткое желание отвесить ей знатную затрещину дабы поставить на место. Быть может, таким образом авторы хотели подчеркнуть независимость и силу этой Мотоко… Результат все равно получился дурацкий и совершенно противоположный: вместо симпатии герой начинает раздражать и вызывать желание просто вырубить аниме к чёрту.
Кроме всего прочего, фильм еще больше намекает на отход от оригинальной истории 1995 года. В частности, по этому сюжету отряд Мотоко так и не присоединяется к 9-му отделу. Вот за такие моменты я всё-таки хвалю Arise – действительно красивое и интересное переосмысление, ставящее всё с ног на голову.
Но вновь у фильма слишком много минусов и слишком мало серьёзных плюсов, чтобы рекомендовать его к ознакомлению. Сравниться с «Синдромом» и дилогией авторства Осии Arise не способен. Он намного слабее, скучнее, глупее и просто хуже. Это простой коммерческий проект, в котором нет ничего оригинального и полезного. Его просто не за что рекомендовать. Хотите потратить своё время на просмотр этого посредственного творения – дело ваше, но я бы посоветовал этой ошибки не совершать. Слабенькая и скучненькая подделка, скрывающаяся за громким именем, не более того.
А в следующий раз мы завершим историю Призрака в доспехах и рассмотрим фильм 2017 года.
Читайте также: