Галоша сталкер транспорт
Начну с банальной фразы,о том, что многие знают, что родоначальником и источником идеи игры "Сталкер" послужило произведение братьев Стругацких "Пикник на обочине". Насколько я знаю, это не только очевидно, но и подтверждается самими разработчиками игры.
Несмотря на то, что действия игры перенесены по отношению к книге из несуществующего города Хармонт в реально существующее место - Зону отчуждения ЧАЭС, из книги в эту Зону перекочевало немало понятий, идей и даже персонажей.
Начнем с главного - самого понятия "сталкер" . Сталкер в книге - исследователь, проводник по аномальной зоне, возникшей в результате посещения Земли инопланетным разумом. Кто такой сталкер в игре, Вы знаете, и , думаю, понятно, что эти понятия примерно совпадают в книге и в игре.
Аномалии и артефакты. Некоторые из них перенесены из игры в полной мере без и изменения, например, артефакт "Пустышка"
Вот описание артефакта из книги:
«Пустышка» («гидромагнитная ловушка», «объект 77-Б») — два металлических диска, пространство между которыми ничем (кроме воздуха) не заполнено, но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. В книге упоминаются «малые пустышки» (естественно предположить, что есть и большие). Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым — вязкой жидкостью синего цвета, возможно — ведьминым студнем.
В игре "Пустышка" представляет собой два диска, между которыми находится пустое пространство, то есть механически они не связаны. При этом диски нельзя сдвинуть с места относительно друг друга. Никаких свойств у пустышек не обнаружено, но учёные скупают их в надежде всё же понять сущность этих странных объект
Аномалия "Мясорубка" из книги трансформировалась в "Воронку" в игре, при этом сохранила свои свойства, описанные в книге. При попадании в её поле действия предмет или существо моментально скручивает, деформирует и разрывает на части. (книга) При попадании в центр «воронки» шансов выжить нет: тело и животного, и человека будет сжато в плотный комок, а затем разорвано в момент так называемой разрядки. (игра).
Зомби в игре , они же кадавры - это "муляжи" или "живые покойники" из книги Движения «муляжей» неуклюжие и резкие, напоминают движения механической куклы, интеллект практически на нуле.
Ну, а про Реда Шухова я уже рассказывал)
Я не ставил целью найти все параллели игры и книги, моя задача заинтересовать читателя и, возможно, сподвигнуть на прочтение книги, а тем, кто читал, напомнить о тех впечатлениях, которые они получили при прочтении.
Сюжет
Изначальный замысел
По словам самих Стругацких идея " Пикника на обочине " появилась у них во время лесной прогулки, когда они наткнулись на муравейник, оказавшийся на краю полянки, ставшей незадолго до этого местом отдыха каких-то туристов. Туристы были не очень аккуратные, поэтому оставили после себя мусор. Мусор в нашем понимании. А в понимании муравьев - если бы у них было бы какое-то понимание - это были артефакты совершенно непонятной для них цивилизации. Вот тут-то братья-фантасты и придумали написать повесть в которой человечество оказалось на месте этих муравьев: да, посещение инопланетянами Земли состоялось, оно произвело такой эффект, что писать это слово надо с большой буквы - Посещение, но кто посетил нашу планету, зачем, что они поняли о нас или ничего не поняли, может быть даже не очень-то и заметили - этого человечество сказать не может, вынужденное только исследовать остатки визита гостей.
Замысел только кажется копеечным. На самом деле он шикарен. Ведь он, в конечно итоге, ставит вопрос об универсальном критерии разумности. Долгое время человечество полагало, что знание элементарной математики уже достаточно для определения - разумен вам собеседник или нет: просигналил численный эквивалент теоремы Пифагора, как это делали герои Мартынова - и вот уже контакт. Но это вполне разумное предположение для цивилизации, которая только-только шагнула в космос, как это было с землянами в 60-е годы: мы лишь делали первые более-менее уверенные шаги в развитии технологий, у нас еще впереди было создание компьютерной техники, глобальных медий, современной генетики. А ну как у инопланетян, прошедших гораздо более серьезный путь развития и освоивших межзвездные перелеты другое понимание того, что важно, а что нет? Вдруг для них критерием разумности служит не создание ядерных устройств, а какая-нибудь моральная алгебра, до которой мы пока вообще не додумались? А если для них настоящая цивилизация начинается с управлением гравитацией и временем, а всё, что до этого - так, полуживотное существование? Вообще, возможен ли универсальный критерий, позволяющий определить степень разумности существа?
Кстати, в задуманном Стругацкими сюжете есть еще одна тема: что можно сказать о творце по его творению? Тут мы уже совсем выходим на грань богословия и должны поставить вопрос - возможно ли научное доказательство бытия или небытия Бога? И хотя правильный ответ - "нет, такого доказательства быть не может" - это не мешало бы со вкусом порассуждать на эту тему.
Но ничего такого Стругацкие не написали. Все эти темы, которые они, правда, косвенно, затронули в других произведениях, скажем тему разумности - частично в " Парне из преисподней " (вспомните музей в подвале у Корнея) и в " Малыше ", правда в другой формулировке - "что есть человек и что есть гуманизм"; божественный Демиург у них появляется в " Отягощённых злом ", но в " Пикнике " они разработки этих вопросов избежали.
Ну а что же у них получилось?
Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника" Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника"Вышедшие экранизации
Основные персонажи
«Пикник на обочине» и S.T.A.L.K.E.R.
Обложка современного издания
Основные принципы мира S.T.A.L.K.E.R., очевидно, созданы под влиянием «Пикника»: загадочная Зона, аномалии и артефакты, сталкеры, которые за ними охотятся.
В то же время Зона вокруг ЧАЭС имеет другую природу происхождения. Зона Стругацких не заселена, даже отлично экипированные сталкеры не могут находиться там долго; отсутствуют любые животные. Поэтому Шухарт и его коллеги ходят в Зону без оружия — там некого бояться. В то время как в окрестностях АЭС бродят несколько тысяч человек и огромное число мутантов. Зона в районе Хармонта имеет чёткие границы, в игре же Зона несколько раз меняла размеры. В Зоне Стругацких земные приборы не зашкаливают — нет ни радиации, ни каких-либо других излучений или химически активных веществ. Окрестности аварийной станции «пропитаны» как минимум радиацией.
Содержание
Главный герой
Рэдрик Шухарт. Парень, на котором держится история " Пикника ". Герой, с которым мы должны себя как бы ассоциировать. Сопереживать ему, сочувствовать.
Собственно, а кому там сочувствовать? Человек, зная о возможных и для себя и для человечества последствиях исключительно ради денег, о чем сам откровенно и говорит, начинает преступную карьеру. Естественно, в какой-то момент получает за это сполна: и тюремные сроки и "особенности" своей дочери. Но при этом почему-то ненавидит своих коллег, особенно Стервятника. Которого, кстати, спас когда-то, за что получил карту, указывающую положение золотого шара. Но, секундочку - а чем, собственно, Рэдрик Шухарт лучше Барбриджа? И чем Стервятник хуже Шухарта? Заняты они одним бизнесом, приблизительно в сходных объемах. Что касается беспринципности Стервятника, так разве не Шухарт вынес из зоны фарфоровый контейнер с "ведьминым студнем", прекрасно понимая, кому и зачем он нужен? Разве не он в благодарность Стервятнику повел Артура, сына Стервятника, на убой, в последний маршрут к золотому шару?
Шухарт в этой истории - такой же преступник, как все его товарищи. Он даже хуже, чем другие сталкеры, потому, что те просто несут хабар из зоны, а еще и осуждает за это всё человечества, начиная от своих же коллег, заканчивая тех, кто покупает у них хабар, обеспечивая тому же Шухарту безбедную жизнь.
Ну и самый важный, финальный эпизод повести, который как правило, и запоминается лучше всего. Давайте вспомним, что после всех этих слов, про то, что "их слишком много, Стервятников, почему и не осталось здесь ни одного чистого места", про то, как Очкарик лёг справа, Пудель лёг слева, Шухарт перед собой отправляет Артура, как до этого то же самое делал Стервятник.
А вот давайте представим себе, что устав от собственной подлости и от подлости всего вокруг происходящего Шухарт оставляет Артура и сам идет первым к шару. Да, для этого пришлось бы как-то обосновать такое решение, пришлось бы авторам заставить Артура раскрыть своё желание раньше, чем в последнюю секунду жизни, но разве это проблема? И попробуйте представить себе, что Шухарт таки жертвует собой ради того, чтобы Артур мог попросить "счастья для всех, полной ложкой и чтобы никто не ушел обиженным".
Потому, что нынешний финал вообще не объясним. Кстати, и сами авторы не считали, что за просьбой Шухарта последует что-то хорошее .
Аннотация
Но, несмотря на то, что пришельцы объявились на планете Земля, контакт, как таковой, не состоялся. Видимо, не пожелали инопланетяне выходить на контакт. Или, быть может, просто не заметили человечество. А может и специально создали эти непонятные зоны со своими странными непонятными законами - для того, чтобы человечество ознакомилось с возможностями инопланетян.
Смертельно опасное конфетти
Если первая половина творчества Стругацких - это триумф позитивизма, гимн победному шествию человечества по пути прогресса, то во второй половине в мире Полудня что-то необъяснимым образом ломается. Что случилось: авторы разочаровались в коммунистических идеях, или настали какие-то возрастные изменения, может быт сказалась необходимость постоянной борьбы с цензурой или причины были какими-то иными, сказать трудно. Высказывания самих Стругацких (Бориса Натановича в основном) по этому поводу скорее мешают, чем помогают разобраться в этом вопросе.
Но совершенно точно можно сказать, что у авторов наступает некий кризис. Я лично считаю, что причина его в том, что заряда, полученного в ефремовской " Туманности Андромеды " им хватило на несколько произведений, а потом уже требовалось придумать что-то самим, а - не придумывалось. Создать более или менее жизнеспособный утопический мир довольно сложно. Ещё сложнее придать достоверность характерам людей, этот мир населяющих. Как показать их глубину? Какие проблемы они будут решать в рамках тех отношений, которым никакого аналога в нашей реальности нет? Как избежать ходульности и "геометрической правильности", в которой сами Стругацкие обвиняли своего великого предшественника?
Братья решили воспользоваться довольно простым приёмом, который или сами изобрели или позаимствовали (что нормально вообще-то) у западных коллег: нагнали в свои истории хоррора. Можно даже построить арку творческой эволюции (хотя как по мне, так регресса) Стругацких: в начальной точке "Понедельник начинается в субботу" в котором вся возможная мистика становится предметом рационального научного анализа, а конечной - "Отягощенные злом", где одним из героев выступает Ялдабаоф , демиург гностиков, причем действует он как самая могущественная и управляющая людьми сила, более даже влиятельная, чем булгаковский Воланд.
Где-то посередине этой арки будут находится "Жук в муравейнике" с включениями в текст совершенно ненужных для сюжета записей из журнала Льва Абалкина и "Пикник на обочине" , в которых хоррор служит одной только цели - придать тексту какое-то подобие глубины.
И это в моём понимании - признак того, что авторы сдались. Просто потому, что придумывать страшное гораздо проще, чем веселое. И только для этого нужны все эти инструменты, которыми в " Пикнике " нагнетается ужас - бледно мерцающий в темноте подвалов "ведьмин студень", восставшие из могил мертвецы, нечто, ворочающееся в руинах заброшенной фабрики и весь другой антураж. Книги, наполненные такими вот артефактами можно писать в промышленных количествах, для сдачи в мукулатуру на вес, что и доказали успешно нынешние создатели многочисленных "ареалов", "зон" и прочих специальных территорий, наполненных следами загадочных катастроф.
Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника" Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника"История создания
Повесть была написана в течение 1971 года в Ленинграде, впервые опубликована в журнале «Аврора» в 1972 году. Однако ещё в течение восьми лет не издавалась в книжном варианте — при том, что уже в 1977 г. в США вышел первый перевод. Более того, в 1980 году в сборнике «Неназначенные встречи» повесть была серьёзно изменена: от правки «идеологически сомнительных» моментов и купюр «грубых» реплик до малообъяснимых и незначительных правок. «Авторский» вариант «Пикника» увидел свет только в 1997 году.
Основная тема
А получился у них производственный роман из жизни контрабандистов или браконьеров. Попробуйте заменить сталкеров из " Пикника ", например, людьми, которые незаконно добывают янтарь. Или моют золото. Или браконьерствуют в каком-нибудь заповеднике. Или таскают через границу " коньяк, чулки и презервативы ", как герои Багрицкого. Что изменится? Что станет невозможным в судьбе Рэдрика Шухарта? Только лишь смерть Кирилла и особенности Мартышки. Впрочем, можно придумать такую историю в которой и эти события останутся вполне возможными, при полном отсутствии фантастического элемента.
А теперь одна важная деталь: если вы придумали фантастическую историю, в которой фантастическое допущение не обязательно, то вы придумали плохую историю, а чтобы она стала хорошей надо или поменять фантастический элемент или не морочить людям голову и написать нормальную историю - ну, из жизни мелких уголовников, как в случае с " Пикником ".
Приведу примеры того, как это правило работает: в рассказах Айзека Азимова невозможно выкинуть роботов - без них те события, в которые попадают герои просто невозможны. А вот робота Вертера из фильма " Гостья из будущего " выкинуть вполне можно - на сюжет он никак не влияет, в книжке " Сто лет тому вперёд " его вообще не было. Из Жюль Верновского романа " 20 000 лье под водой " невозможно выкинуть "Наутилус" - не сложится никакой истории. А из его "Т аинственного острова " этот же "Наутилус" ампутировать вполне можно, герои могли спастись и без появления капитана Немо.
Можно ли представить себе, что в " Пикнике " больше всяких удивительных инопланетных штук? Запросто. Можно ли представить себе, что их там меньше? Тоже можно - пусть останется только золотой шар и ведьмин студень, сюжет изменится незначительно. А зачем они тогда понадобились Стругацким, все эти "комариные плеши", "жгучий пух", "батарейки", "черные брызги" и прочее? Сейчас попробую объяснить.
Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника" Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника"Аномалии и артефакты
Внимание! В данном разделе описаны только аномалии и артефакты, перенесённые затем в игровую вселенную. Описание всех аномалий и артефактов можно найти в статье на Википедии.
Копирайт
Несмотря на явные заимствования из «Пикника» (и некоторых других произведений А. и Б. Стругацких) компания GSC не вставила в титры игр ни одного упоминания фантастов или их повести. Более того, пришлось менять название игры: слово «Сталкер» оказалось защищено копирайтом, так появился «STALKER с точками». По имеющимся данным, права на «Пикник» Стругацкие продали другой компании, с которой GSC не сошлась в цене.
В аудиоподкасте с Сергеем Галёнкиным Андрей Прохоров согласился, что в случае с «Пикником на обочине», они поступили очень некрасиво в отношении авторских прав. Помимо этого, он упоминает тот факт, что в случае с другой игрой, «Venom, Codename: Outbrake», им тоже пришлось «немного» изменить название проекта.
Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.
Из интервью, которое специальный корреспондент Хармонтского радио взял у доктора Валентина Пильмана по случаю присуждения последнему Нобелевской премии по физике за 19.. год
– …Вероятно, вашим первым серьезным открытием, доктор Пильман, следует считать так называемый радиант Пильмана?
– Полагаю, что нет. Радиант Пильмана – это не первое, не серьезное и, собственно, не открытие. И не совсем мое.
– Вы, вероятно, шутите, доктор. Радиант Пильмана – понятие, известное всякому школьнику.
– Это меня не удивляет. Радиант Пильмана и был открыт впервые именно школьником. К сожалению, я не помню, как его звали. Посмотрите у Стетсона в его «Истории Посещения» – там все это подробно рассказано. Открыл радиант впервые школьник, опубликовал координаты впервые студент, а назвали радиант почему-то моим именем.
– Да, с открытиями происходят иногда удивительные вещи. Не могли бы вы объяснить нашим слушателям, доктор Пильман…
– Послушайте, земляк. Радиант Пильмана – это совсем простая штука. Представьте себе, что вы раскрутили большой глобус и принялись палить в него из револьвера. Дырки на глобусе лягут на некую плавную кривую. Вся суть того, что вы называете моим первым серьезным открытием, заключается в простом факте: все шесть Зон Посещения располагаются на поверхности нашей планеты так, словно кто-то дал по Земле шесть выстрелов из пистолета, расположенного где-то на линии Земля – Денеб. Денеб – это альфа созвездия Лебедя, а точка на небесном своде, из которой, так сказать, стреляли, и называется радиантом Пильмана.
– Благодарю вас, доктор. Дорогие хармонтцы! Наконец-то нам толком объяснили, что такое радиант Пильмана! Кстати, позавчера исполнилось ровно тринадцать лет со дня Посещения. Доктор Пильман, может быть, вы скажете своим землякам несколько слов по этому поводу?
– Что именно их интересует? Имейте в виду, в Хармонте меня тогда не было…
– Тем более интересно узнать, что вы подумали, когда ваш родной город оказался объектом нашествия инопланетной сверхцивилизации…
– Честно говоря, прежде всего я подумал, что это утка. Трудно было себе представить, что в нашем старом маленьком Хармонте может случиться что-нибудь подобное. Восточная Сибирь, Уганда, Южная Атлантика – это еще куда ни шло, но Хармонт!
– Однако в конце концов вам пришлось поверить.
– В конце концов – да.
– Мне вдруг пришло в голову, что Хармонт и остальные пять Зон Посещения… впрочем, виноват, тогда было известно только четыре… Что все они ложатся на очень гладкую кривую. Я сосчитал координаты радианта и послал их в «Нэйчур».
– И вас нисколько не взволновала судьба родного города?
– Видите ли, в то время я уже верил в Посещение, но я никак не мог заставить себя поверить паническим корреспонденциям о горящих кварталах, о чудовищах, избирательно пожирающих стариков и детей, и о кровопролитных боях между неуязвимыми пришельцами и в высшей степени уязвимыми, но неизменно доблестными королевскими танковыми частями.
– Вы были правы. Помнится, наш брат информатор тогда много напутал… Однако вернемся к науке. Открытие радианта Пильмана было первым, но, вероятно, не последним вашим вкладом в знания о Посещении?
– Первым и последним.
– Но вы, без сомнения, внимательно следили все это время за ходом международных исследований в Зонах Посещения…
– Да… Время от времени я листаю «Доклады».
– Вы имеете в виду «Доклады Международного Института Внеземных Культур»?
– И что же, по вашему мнению, является самым важным открытием за все эти тринадцать лет?
– Сам факт Посещения.
– Сам факт Посещения является наиболее важным открытием не только за истекшие тринадцать лет, но и за все время существования человечества. Не так уж важно, кто были эти пришельцы. Неважно, откуда они прибыли, зачем прибыли, почему так недолго пробыли и куда девались потом. Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной. Боюсь, что Институту Внеземных Культур уже никогда больше не повезет сделать более фундаментальное открытие.
– Это страшно интересно, доктор Пильман, но я, собственно, имел в виду открытия технологического порядка. Открытия, которые могла бы использовать наша земная наука и техника. Ведь целый ряд очень видных ученых полагает, что находки в Зонах Посещения способны изменить весь ход нашей истории.
– Н-ну, я не принадлежу к сторонникам этой точки зрения. А что касается конкретных находок, то я не специалист.
В одной из недавних публикаций я высказался о том, что не считаю повесть " Пикник на обочине " Стругацких удачной. Несколько комментаторов высказались по этому поводу в том смысле, что " ну теперь-то дизлайк и отписка ". Ирония ситуации в том, что я не знаю, как в Дзене посмотреть список своих подписчиков, поэтому ничего не знаю о подобных персонажах до тех пор, пока они хлопнут дверью. И тем не менее, я решил написать о "Пикнике" подробнее - потому что карантин, новогодние каникулы и писать особенно не о чём. Так что вот - подробности о том, почему я считаю эту повесть одной из самых слабых в корпусе произведений Стругацких.
Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника" Концепт-арт Алексея Андреева для несостоявшейся телепостановки "Пикника"Читайте также: