Фоллаут советское убежище
Убежище №3
Одно из контрольных убежищ, в котором процветала демократия, любовь и сочувствие. К сожалению, эти качества и сыграли злую шутку с обитателями, открыв двери спустя 200 лет, всех жителей вырезали "Черти" и устроили свою базу. Встречается в Fallout: New Vegas (NV).
Убежище №8
Еще одно контрольное убежище. Выходцы из него основали Город Убежища (при помощи ГЭКК'а), а их прошлый дом стал обыкновенным складом. Встречается в Fallout 2.
Убежище №11
Особо писать нечего, "Все уже написано до нас".
Убежище №12
Убежище, в котором по эксперименту правительства не закрывалась главная дверь (шестеренка). Цели были просты и банальны, узнать что будет с людьми во время ядерной войны.
Встречается в Fallout 1.
Убежище №13
Контрольное убежище. Все шло по плану пока не сломался водяной чип, отсюда и начинается первая игра серии (запасной чип был по ошибке отправлен в Убежище №12, а здесь было два ГЭКК'а). Встречается в Fallout 1, 2.
Убежище №15
Согласно эксперименту, в это убежище были поселены представители разных идеологий и культур (ярый верующий-ярый атеист), и открыться оно должно было через 50 лет. Как итог образовались первые группы рейдеров "Ханы", "Шакалы", "Гадюки". Встречается в Fallout 1, 2.
Убежище №17
По этому убежищу, очень мало информации, известно только то, что обитатели были пленены и обращены в Супермутантов. Упоминается в Fallout: NV.
Убежище №19
В рамках эксперимента убежище было разделено на два лагеря "Красных" и "Синих", дабы развить и исследовать в жителях дикую паранойю. Все шло по плану всем во всём казались заговоры, каждый был частью только своего "цветного" лагеря, и в итоге все закончилось войной (возможно). Встречается в Fallout: NV.
Убежище №21
Под стать своему номеру, в этом убежище, согласно эксперименту, все конфликты решались при помощи азартных игр. Итог известен: убежище стало плацдармом для зарождения игорного бизнеса в постапокалиптическом мире. Встречается в Fallout: NV.
Убежище №22
В этом убежище проводились эксперименты по разведению новых видов растений, которые могли функционировать в различных условиях. Но эксперимент вышел из под контроля, так как большинство жителей было заражено спорами и превращались в растений и жутких спороносцев. В итоге остатки жителей ушли на север (в Зайон), устав бороться против своей же природы. Встречается в Fallout: NV.
Убежище №27
Это убежище было сознательно переполнено (вместо 1000 людей, туда заселили 2000). Скорее всего убежище пришло в упадок из-за недостатка еды и воды. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №29
По задумке правительства, было заселено детьми до 15 лет. Дальнейшая история канонам не подлежит и писать смысла нет.
Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №34
В рамках эксперимента, оружейная комната этого бункера была забита самым разным оружием в огромном количестве, но не была оснащена замком. После попытки Смотрителя ограничить использование оружия, развязалась война, между сторонниками разоружения и теми кто был против этого. В итоге фанатики оружия покинули свой дом и основались на авиабазе "Неллис" (Бомбисты), а в самом убежище был поврежден реактор и оно пришло в упадок. Встречается в Fallout: NV
Убежище №36
Эксперимент правительства заключался в том что автоматы для еды производили только водянистую кашу и никакой нормальной пищи. Возможно процветал каннибализм. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №42
Все лампочки в убежище были не мощнее 40 ватт. Грубо говоря, обитатели вынуждены были жить в полумраке, а что еще хуже производить сложный ремонт без нормального освещения. Возможно, у жителей развилась светобоязнь и постоянная депрессия. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №53
В этом убежище, согласно эксперименту, большая часть оборудования ломалось каждый месяц. Цель эксперименты была проверить, как люди выносят чрезмерный стресс, ведь ремонтировать приходилось практически все. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №55
В этом бункере отсутствовали развлекательные видеозаписи. Судьба неизвестна. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №56
В этом бункере почти как 55 отсутствовали развлекательные видеозаписи, кроме шуток посредственного комика (Петросяна). Судьба неизвестна. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №68
В это убежище, по эксперименту, были поселены 999 мужчин и одна женщина. Судьба неизвестна. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №69
В это убежище, отличии от 68, были поселены 999 женщин и один мужчина. Единственный известный факт то, что мужчину растерзали из-за ревности. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №70
В рамках эксперимента в убежище №70 поселили мормонов (верующие) с весьма строгими взглядами на жизнь, но все автоматы для одежды должны были выйти из строя после 6 месяцев использования, без возможности починки. Упоминается только в "Библии Fallout".
Убежище №76
Контрольное убежище. Ничего особенного. Упоминается в дополнении к "Fallout 3" "Mothership Zeta".
Убежище №77
Согласно эксперименту, в бункер поселили одного человека и ящик кукол, это должно было проверить состояние одиночества на психику человека. В итоге единственный житель сошел с ума, убив одну куклу по приказу другой, и убежав на поверхность. Упоминается в Fallout 3.
Убежище №87
Правительство создавало здесь супер-людей для войны. В итоге жители подняли восстание, так как им сказали о целях только тогда, когда эксперимент начал выходить из под контроля. Итоги гражданской войны неизвестны, но постепенно 87 захватили супермутанты. Встречается в Fallout 3.
Убежище №92
Сюда были поселены музыканты. И над ними проводился эксперимент по изучению поведения при постоянном белом шуме. В итоге подавляющая часть жителей сошла с ума. Встречается в Fallot 3.
Убежище №101
Родина главного героя третей части. Цель была проста: оценить людей в долгой изоляции. Жителям передавались ложные записи с поверхности, которые все выставляли в черном цвете. Также развивался культ Смотрителя, которого боготворили некоторые обитатели. Встречается в Fallot 3.
Убежище №106
Спустя 10 дней после закрытия в убежище пустили психотропный газ. Со временем все жители сошли с ума. Встречается в Fallot 3.
Убежище №108
Убежище было оснащено лабораторией клонирования. Эксперимент состоял в изучении борьбы за власть и лидерство. Так как Смотритель был болен раком и вскоре должен был умереть. Также главный электрогенератор по умыслу должен был отказать вместе с резервными источниками питания. Плюс ко всему в бункере имелся утроенный запас оружия. Встречается в Fallout 3.
Убежище №112
Для резидентов убежища, с самого начала симулировалась виртуальная реальность. Но в итоге все вышло из под контроля, ученый из Волт-Тек начал "играть" с жителями 112 бункера. Встречается в Fallout 3.
Демонстрационное Убежище
Рекламное убежище, служило для показа жизни в нем. Встречается в Fallout 1.
Ложное Убежище
Недостроенное убежище Волт-Тек, должно было использоваться для личных нужд компании. Встречается в Fallout 2.
Новый Fallout — это такое же эхо холодной войны, как и советские радиационные убежища: обе темы круты, и об обеих лучше всего читать у нас. Отвратительные мужики рассказывают о том, какими были убежища в Восточном блоке, и как предполагалось спасать от ядерной зимы простых советских товарищей.
Война, конечно, никогда не меняется, но частности варьируются в зависимости от места и времени, и исследовать их бесконечно интересно. Серия Fallout в целом дала представление о том, какую роль убежища играли в жизни и культуре простых американцев, мы же хотим рассказать о том, как с этим обстояли дела в СССР. Какими были укрытия, что находилось внутри, и везде ли были гидропонные установки и «Калашниковы»?
Убежище гражданской обороны VS Vault-Tec
Специальные сооружения для защиты от оружия массового поражения — это настоящее зеркало общества и мировоззрений: узнав как и где были устроены убежища, можно многое понять о людях и идеях того времени.
Элементарный пример: в США было множество индивидуальных и даже персональных укрытий, тогда как в СССР — исключительно совместные и государственные. Не то чтобы советские люди так исключительно развили в себе коллективизм, просто в Союзе построить что-то подобное могло только государство: все оборудование было правительственным и военным, и отдельно взятому гражданину никто бы не продал, к примеру, уникальный радиационный фильтр.
К тому же, многие американцы времен холодной войны уже переселились в сильно растянувшиеся пригороды, и им в принципе было сложно добраться до больших убежищ, так что многие в панике строили собственные, во дворе своего же дома.
И да, это уже было в «Симпсонах».
Убежища испытали на себе эволюцию оружия массового поражения, постоянно подстраиваясь под новые способы убийства гражданских.
Если не считать средневековых крепостей, то все началось с более-менее герметичных газовых убежищ начала XX века. Ко Второй мировой гораздо актуальнее стали бомбоубежища, то есть укрепления, которые позволили бы пережить и мощный удар с воздуха, и последующий пожар, и как-то решить проблему горячего и дымного воздуха с поверхности, который приходилось охлаждать и очищать.
Фактически, бомбоубежище — это уже почти готовое радиационное убежище: оно должно было решать все те же проблемы, но потом добавилась необходимость справляться с радиацией и последующими загрязненными осадками и пылью (тот самый «f allout »).
Начиная с советских времен такие сооружения официально именуются «убежищами гражданской обороны», но часто используются названия «убежище», «бункер», «бомбоубежище». Формально такие названия не верны, но все понимают о чем речь, и мы тоже будем пользоваться ими.
Сколько подобных построек было по стране? Точных сведений найти не удалось, но вот данные по Йошкар-Оле, в которой я имею удовольствие находиться сейчас: по всему городу были выстроены 59 убежищ, половина из которых теоретически может спасти от ядерного удара до сих пор, но большая часть сейчас используется под склады, и в действительности места для спасшихся может просто не хватить. По городу можно встретить надземные части вентиляционных шахт и запасные выходы бомбоубежищ, причем даже на центральных улицах.
От чего именно должно было защищать добротное советское убежище? Вообще, все немного сложнее, чем просто радиация или бомба, и поэтому стены сооружения обязаны уберечь от многих катастроф сразу.
Ядерный взрыв вызывает целый комплекс последствий: взрывная волна чрезвычайно опасна даже на сравнительно большом расстоянии, световая волна — ничуть не лучше, она вызывает ожоги, слепоту и пожары. Затем идет мощное излучение, а после — выпадение радиоактивных осадков и пыли.
Кроме того, фильтры убежища одновременно защищали от бактериологического и химического оружия и должны были охлаждать слишком горячий воздух с поверхности. Последнее — едва ли не самое опасное, что может обрушиться на спасшихся в бункере, американские частные убежища, например, вообще почти не защищали от этого.
Как было устроено убежище?
Если не считать уникального примера германских хохбункеров времен Второй мировой, бомбоубежища располагались исключительно под землей. Главное отличие разных типов в том, что некоторые были построены отдельно, вдали от других сооружений, но большая часть все же располагалась в подвалах зданий. Прежде всего это касается правительственных учреждений и заводов. Хотите узнать, где точно были крутые и серьезные убежища — ткните пальцем в здание мэрии или большой и важный в военное время завод — точно не ошибетесь.
Типичное убежище выглядит примерно так
Допустим, мы бы спустились в советское убежище гражданской обороны в его лучшие времена. Что бы мы там увидели взглядом обывателя? Во-первых, массивные металлические двери, за которыми расположены тамбуры, то есть что-то вроде шлюзов на космической станции. Делалось все так, чтобы люди могли забегать сюда даже после взрыва: часть их можно было запустить в вентилируемый тамбур, полностью закрыть его и только после этого впустить выживших внутрь. При этом радиация или отравляющие газы не попадали в само убежище. Герметичность поддерживалась не только за счет мощных подогнанных дверей, но и за счет того, что в убежище искусственно устанавливалось более высокое давление: воздух все же немного выходил наружу через микротрещины и зазоры дверей, но не входил внутрь.
Во-вторых, мы бы увидели, что в целом все устроено по-спартански: центральное помещение предназначалось для спасшихся и было мало приспособлено для комфортабельного пребывания. Здесь были только двухэтажные нары и сиденья.
Вместительность бункера и мощности фильтра рассчитывались по принципу «5 человек на 1 нары». Вокруг основного помещения располагались вспомогательные помещения, и вот они — самая интересная часть убежища.
Система воздухоснабжения, легкие убежища
С одной стороны, все довольно просто: воздух, поступающий в помещения, нужно было фильтровать, а затем распределять по комнатам. На деле система оказывается довольно сложной. Поступающий кислород приходилось очищать от большого количества опасных веществ разом. Фильтры от радиационной пыли и дыма, фильтры от бактериологического оружия, фильтры от химического оружия и система охлаждения воздуха, нагретого взрывами и пожаром — все это было даже в самых непритязательных из советских убежищ.
Отдельная история с охлаждением, поскольку оно неожиданно оказалось весьма проблемным: воздух остужался за счет прохождения через камеры с песком и гравием или по принципу самогонного аппарата, за счет трубок с текущей по ним ледяной водой.
Но последний вариант работал только там, где была артезианская скважина. Кстати, сейчас такие фильтры стоят бешеных денег, например, замена одного фильтра в убежище обойдется в миллион рублей. Сколько стоит переоборудовать весь комплекс, трудно представить.
Электроснабжение
Осуществляется за счет городских коммуникаций, однако высока вероятность, что после мощного и близкого удара работать они не будут, поэтому в каждом убежище помещался дизельный электрогенератор. Это — сердце всего сооружения, без него все остальные системы работать просто не будут. Даже с учетом баллонов с кислородом и регенеративных патронов продержаться без дизеля долго не удастся, вот почему его охлаждению и работе с ним уделяли много внимания, а в крупных убежищах обязательно были дублирующие дизели.
Санузел
Здесь все ясно: туалет подключался к системе канализации города, но на случай, если та откажет, существовали отдельные ямы для вывода продуктов жизнедеятельности. Сурово, конечно, но это же ядерный апокалипсис, а не увеселительный аттракцион.
Снабжение водой
Как и в предыдущих случаях, оно связано с городскими коммуникациями. Понятно, что велик шанс того, что муниципальный водопровод окажется непригоден, поэтому в убежище размещались резервуары с водой.
Часто можно видеть баки, висящие под потолком — они здесь для того, чтобы не было нужды нагнетать воду насосами и тратить лишнюю энергию. В лучшем случае использовались артезианские скважины, которые очень сильно упрощали многие задачи.
Отдельные фичи
Кроме стандартного набора вспомогательных помещений более серьезные убежища могли располагать дополнительными приспособлениями, которые должны были ощутимо повысить выживаемость спасшихся.
Здесь я вынужден полагаться на рассказы очевидца, работника йошкар-олинского ММЗ, на котором в советские времена производились детали для баллистических ракет. Само собой, там было убежище гражданской обороны и, само собой, оно было больше и круче остальных городских укрытий.
Помимо обычных помещений там располагался морозильник для хранения еды, дополнительные дизели и даже гидропонные установки для выращивания овощей (которые наш пролетарий настойчиво называет «пумпонными»). Кроме этого, во времена холодной войны здесь был внушительный склад оружия, так что в подобном убежище можно было не только переждать первое время до эвакуации, но и в принципе не опасаться гипотетических яо-гаев или когтей смерти. В некоторых из таких укрытий предполагалось наличие велогенераторов электроэнергии, что само по себе выглядит довольно крутой идеей.
В том, что касается убежищ и бункеров, есть еще множество интересных тем, например, албанские бункеры, похожие на доисторические дольмены, современные израильские бомбоубежища и финские радиационные укрытия, способные вместить почти все население страны (куда там Vault-Tec с его 122 убежищами). Но обо всем этом как-нибудь в другой раз. Например, когда мы пройдем Fallout 4.
В серии Fallout убежища предназначались для защиты людей от последствий взрыва ядерных бомб; именно здесь выжившие могли переждать несколько лет, а затем вернуться на поверхность, когда она вновь будет безопасной. По крайнее мере, так утверждали представители корпорации Vault-Tec. На самом же деле убежища строились для проведения зловещих, жестоких, а иногда и весёлых экспериментов над ничего не подозревающими обитателями.
За всю историю Fallout мы повидали немало убежищ. В данный список я решил включить только те убежища, которые можно посетить в играх Fallout для ПК, поэтому бункеры, которые просто упоминаются в играх или не считаются за канон студией Bethesda, вы здесь не увидите (к примеру, убежище из Fallout: Tactics).
Учитывая, насколько зловещими являются убежища Vault-Tec, сложно сказать, какие из них лучше прочих. Мои критерии – это то, насколько интересным получилось то или иное убежище, насколько запоминающимися стали посещения этих бункеров и насколько креативно прописана предыстория каждого из них. Итак, представляю вашему вниманию список убежищ из серии Fallout в порядке от худшего к лучшему.
Убежище 88 (Fallout 4: Vault-Tec Workshop)
Убежище 88 так и не было достроено до конца, но в этом и заключалась основная задумка. Появилось оно в DLC для Fallout 4 под названием Vault-Tec Workshop, в котором у всех желающих появилась возможность стать Смотрителями и проводить собственные эксперименты.
К сожалению, данное убежище, по сути, является очередным поселением, которое отличается от прочих лишь тематической обстановкой и возможностью достраивать множество комнат. Эксперименты же не особо впечатляют; самое худшее, на что можно обречь обитателей бункера – это добыча энергии при помощи велосипедов и питьё модифицированной колы. Я себе как-то иначе представлял опыты Смотрителей.
Убежище 111 (Fallout 4)
Криогенная заморозка – это не самая плохая идея, особенно когда на дворе происходит натуральная атомная война, вот только Vault-Tec решила не предупреждать о заморозке обитателей бункеров, уверяя их, что капсулы предназначались для обеззараживания. Сюрприз! Пара секунд в капсуле, и вы уже превращаетесь в глыбу льда.
А из-за перебоев в поставке припасов персонал убежища устроил мятеж. Спустя приблизительно 200 лет один из замороженных обитателей (это вы) ненадолго проснулся, чтобы увидеть, как убивают его вторую половину и похищают их маленького сына. Ещё через 60 лет он проснулся снова, понимая, что оказался единственным выжившим в этом криогенном эксперименте.
Однако само Убежище 111 играет лишь роль отправной точки для квеста, и назвать его интересным бункером не получится. Куда интереснее поселение на Заповедных холмах, расположенное неподалёку от убежища.
Убежище 95 (Fallout 4)
Vault-Tec построила Убежище 95 как реабилитационный центр для наркоманов и поначалу действительно помогала обитателям избавиться от их пагубной зависимости. Весьма неплохо! А затем, спустя пять лет, компания решила спрятать на территории бункера партию наркотиков, просто чтобы посмотреть, к чему это приведёт. Не самый гуманный опыт!
Разумеется, в Убежище начался хаос, и многие из обитателей поубивали друг друга (радует, что эта участь постигла и представителя Vault-Tec, спрятавшего наркотики), а сам бункер превратился в базу Стрелков. Интересно, что в Убежище 95 можно не только перестрелять всех представителей фракции Стрелков, но и вылечить свою спутницу Кейт от её зависимости. Весьма неплохо!
Убежище 3 (Fallout: New Vegas)
Убежище 3 являлось одним из главных бункеров, и открыться оно должно было спустя 20 лет после падения бомб. Его обитатели, тем не менее, не сильно хотели встречаться с опасностями внешнего мира, а потому держали бункер на замке дольше, чем планировалось. И это почему-то привело к тому, что они поубивали друг друга. Очень странно!
На территории убежища проводился некий зловещий эксперимент (насколько нам известно), однако сама по себе локация является одной из наименее интересных в серии. Из-за неполадок в системе очистки воды жители Убежища 3 в итоге открыли его двери и сразу же стали жертвами группы Рейдеров, называвших себя Чертями. А мы можем нанести Чертям ответный визит, уничтожив их всех до единого и освободив всех оставшихся в живых пленников.
Убежище 34 (Fallout: New Vegas)
В Убежище 34 сильно не хватало жилплощади, что со временем стало огромной проблемой для его обитателей. А ещё Vault-Tec решила, что хранить оружие в комнате с незакрывающейся дверью – это хорошая идея. Несложно представить, к чему это привело. В бункере произошёл бунт, закончившийся перестрелкой, из-за которой произошла утечка радиации, а сами жители превратились в гулей. Неудачно получилось!
Посетить бункер стоит не столько из-за его предыстории, сколько ради возможности собрать оставшееся оружие и боеприпасы, которого там в избытке.
Убежище 19 (Fallout: New Vegas)
Красные против синих: извечный конфликт. Убежище 19 было разделено на красные и синие секции, попасть в которые могли обитатели с ключ-картами соответствующих цветов. Судя по всему, это был эксперимент, цель которого заключалась в наблюдении за тем, как люди из разных секций будут реагировать друг на друга.
К сожалению, в бункере произошла утечка серы, из-за которой жителям пришлось срочно эвакуироваться, а эксперимент от Vault-Tec, который должен был привести к массовым смертям, так и не удался. experiments. После этого на территории обосновались Подрывники, с которыми можно наладить дружеские отношения или же взорвать всех при помощи взрывчатки C-4. Здесь всё зависит только от вас, в лучших традициях Fallout: New Vegas.
Убежище 92 (Fallout 3)
Vault-Tec заселила в Убежище 92 самых одарённых музыкантов, но отнюдь не для того, чтобы сохранить музыкальную культуру человечества. На самом деле все они стали невольными участниками эксперимента с белым шумом, который должен был превратить их в послушных суперсолдат.
И, как вы уже, наверное, догадались, эксперимент пошёл совершенно не по плану. Из-за белого шума все обитатели убежища начали приходить в состояние неконтролируемой ярости, и всё бы ничего, вот только управлять такими солдатами было попросту невозможно. Закончилось это массовыми убийствами, разрушениями стен и проникновением в бункер полчищ болотников. А издаваемые болотниками звуки, как известно, сложно назвать музыкой.
Убежище 75 (Fallout 4)
Пожалуй, Vault-Tec переплюнула все свои предыдущие злодейства, построив Убежище 75. Бункер, задуманный как убежище для школьников, в итоге превратился в детскую тюрьму, а родителей, приводивших сюда своих отпрысков, моментально убивали и сжигали.
Здесь практиковались пытки и бесчеловечные опыты, целью которых был поиск «лучших» генов. А когда обладателю этих генов исполнялось 18 лет, гены «извлекались» и передавались новому поколению, что, по идее, должно было привести к созданию господствующей расы. Тех, кто отказывался участвовать в экспериментах, просто убивали, как и их родителей.
В какой-то момент обитатели бункера поняли, что на самом деле происходит, и подняли бунт, расправившись с учёными и покинув убежище. Где бы сейчас ни были эти дети, им явно живётся лучше, чем в Убежище 75. На данный момент на территории бункера обосновались Стрелки, отбивающиеся от членов Братства и Института. И хотя вы уже никак не можете помочь сбежавшим из Убежища 75 детям, у вас есть возможность собрать все результаты «опытов» и убедиться, что они не попадут в плохие руки.
Убежище 22 (Fallout: New Vegas)
Убежище 22, построенное с, казалось бы, достойной целью, было населено учёными, проводившими сельскохозяйственные исследования и питавшимися исключительно выращенными в бункере продуктами. К сожалению, как это часто бывает с видеоигровыми учёными, ситуация вышла из-под контроля, и грибок, созданный для борьбы с паразитами, обратился против своих создателей.
Споры грибка заразили жителей убежища, превратив их ужасных монстров, похожих на растения. В этом бункере вас ждёт изматывающий и долгий бой с этими монстрами всех форм и размеров. К счастью, в итоге вы можете взорвать всю лабораторию, чтобы бывшие учёные не смогли выбраться за её пределы.
Убежище 15 (Fallout, Fallout 2)
Один из нескольких бункеров, который можно посетить в двух разных играх, Убежище 15, был построен с целью провести ещё один эксперимент, цель которого – наблюдение за тем, как будут уживаться представители различных культур и конфессий. Если вкратце: очень плохо. Спустя 50 лет все обитатели уже разделились на несколько воинствующих фракций, а одна из этих групп впоследствии сформировала Новую Калифорнийскую Республику.
Несмотря на то, что на территории бункера уже практически не осталось ресурсов, сражения за него по-прежнему продолжаются. Вы можете заметно облегчить жизнь его обитателям, разобравшись с рейдерами, похищающих людей, живущих у входа, и предложив заключить перемирие между обитателями Убежища 15 и НКР.
Убежище 81 (Fallout 4)
В этом бункере вас ждёт настоящий шок, хотя бы потому что в нём живут… простые люди без мутаций и желания убивать.
Убежище 81 было построено с целью найти лекарства для всех известных болезней, для чего над его обитателями втайне проводились опыты (иными словами, их заражали этими болезнями). Однако местный Смотритель оказался довольно приятным человеком и решил попросту не впускать учёных в бункер. Затем убежище было заблокировано на долгие годы, за которые жители бункера успели не только создать лекарства, но и робота-медика со французским акцентом по имени Кюри, которая может сопровождать вас в ваших приключениях.
Убежище 118 (Fallout 4: Far Harbor)
Как насчёт расследования убийства? Убежище 118, расположенное под отелем, так и не было достроено до конца, а проводимый в нём эксперимент (разместить голливудских звёзд в роскоши, а рабочий класс – в тесных комнатках) не состоялся. Но здесь всё равно нашлось место драматическим событиям. Кто-то уничтожил робо-мозг, а вам предстоит сыграть в детектива, опросить подозреваемых и найти виновного. Довольно весёлый квест, в процессе которого можно найти немало полезных вещей.
Однако данный квест воспринимается весьма неоднозначно поклонниками Fallout – уж больно он поход на задание из мода Autumn Leaves для Fallout: New Vegas, в котором также имелась практически аналогичное убийство. Сам моддер не выдвигал никаких претензий, но отметил, что был бы признателен, если бы студия хотя бы упомянула его в титрах. Но Bethesda всячески отрицает связь мода с Убежищем 118.
Убежище 114 (Fallout 4)
Если кто и способен испортить собственную хорошую идею, то это Vault-Tec. Убежище 114 предназначалось для богатых политиков и других представителей элиты, которые должны были заселиться в тесные комнатки с общими уборными и следовать приказам безумного Смотрителя по прозвищу Консервный Гарри, предпочитавшего ходить без штанов.
К сожалению, бункер не достроили, а потому никто в него не заселился. С другой стороны, именно здесь вы впервые встречаетесь с лучшим из спутников Fallout 4 – роботом Ником Валентайном, а также вступаете в бой с гангстером Доходягой Мэлоуном. В качестве бонуса – запись собеседования с Консервным Гарри.
Убежище 106 (Fallout 3)
По меркам Vault-Tec, это не самый изобретательный эксперимент: спустя 10 дней после того, как двери бункера были запечатаны, в систему вентиляции распылили психоактивные наркотики. Разумеется, все сошли с ума и начали убивать друг друга. Ничего необычного. Мощные наркотики приводят к мощному безумию.
И это довольно жуткое место в игре. Оказавшись в бункере, вы невольно вдыхаете наркотические пары, из-за которых у вас начинаются галлюцинации – на ваших глазах убежище становится оживлённым. Вы видите своего отца, Бутча и других жителей Убежища 101. Все они атакуют вас (и моментально исчезают), а вместе с ними на вас нападают последние выжившие из Убежища 106. Весьма незабываемый опыт.
Убежище 12 (Fallout)
Радиация: как она работает? Vault-Tec решила выяснить это, заселив Убежище 12 тысячами людей и убедившись, что его двери нельзя будет закрыть после взрыва бомб. Вы уж извините нас, граждане!
Что показали результаты эксперимента? Радиация плохо влияет на людей, какая неожиданность! Обитатели убежища превратились в уродливых светящихся гулей, которых вы и увидите при первом же посещении бункера. Главное же открытие, связанное с Убежищем 12, заключается в том, что не все гули – это обычные монстры.
Они могут быть и хорошими ребятами, несмотря на произошедшую с ними трагедию, – подобный приём активно используется во всей серии Fallout. Большинство гулей из Убежища 12 выбрались на поверхность и основали целый город, названный Некрополем.
Убежище 11 (Fallout: New Vegas)
Социальный эксперимент, проводившийся в Убежище 11, был особенно мрачным. Жителям бункера сказали, что каждый год им придётся приносить одного человека в жертву, а иначе умрут все. Вам даже дадут заглянуть в ту самую комнату, где и убивали жертв, предварительно показывая ролик, уверяющий, что всё это во благо общества. А после ролика из стен появлялись турели, открывавшие огонь по человеку. Грустно то, что если бы жители Убежища 11 решили отказаться от ежегодных жертв, с ними ничего бы не произошло.
Но так уж устроены люди, а потому они подчинились правилам игры, в результате чего погибли практически все обитатели бункера. В конце осталось лишь пятеро; и когда они узнали, что все эти убийства не имели никакого смысла, они выбрали самый «логичный» из имеющихся вариантов: покончить жизнь самоубийством.
К слову, у них и это не получилось сделать правильно: один из них просто расстрелял оставшихся четверых. Чудесная группа людей, не так ли? Из всех убежищ, представленных в серии, именно в этом нагляднее всего была показана суть человеческой натуры.
Убежище 8 (Fallout 2)
В Убежище 8 проживало около 1000 людей, а бункер должен был быть запечатан на протяжении 10 лет, после чего его жители должны были начать возрождать цивилизацию на поверхности планеты. Но ведь что-то должно было пойти не так? На самом деле нет. Убежище 8 оказалось одним из самых успешных и продемонстрировало, что если не проводить эксперименты на людях в подземных бункерах, то можно построить вполне здоровое общество.
В итоге жители Убежища 8 основали Город Убежища, который до определённого времени процветал, однако со временем привычка людей держаться в изоляции привела к его падению. Сам бункер практически не пострадал – на его территории находится функционирующий медицинский центр и проживает масса персонажей, выдающих квесты.
Убежище 101 (Fallout 3)
Сложно не полюбить Убежище 101 из Fallout 3, в котором рождается и взрослеет главный герой, что показано в начальных сценах, исполняющих роль обучающего уровня. Сколько приятных воспоминаний: первый радтаракан, убитый пневматическим ружьём, робот, разрезающий торт при помощи циркулярной пилы на ваш день рождения, экзамен КОЗА, убийство Бутча с помощью бейсбольной биты… и, конечно, осознание того, что ваш отец лгал вам долгие годы и оставил вас практически на верную смерть. Столько воспоминаний!
Мрачная правда Убежища 101 должна была оставаться сокрытой навсегда. Но в результате бункер стал очередным неудачным экспериментом Vault-Tec. Тем не менее, это одно самых запоминающихся убежищ в игре – хотя бы потому, что вы проводите в нём первые годы своей жизни, а затем сбегаете из него при весьма драматических событиях.
Убежище 13 (Fallout, Fallout 2)
Всё, что мы знаем об истинном предназначении убежищ (что это, как правило, площадка для дьявольских научных и социальных экспериментов), начинается с Убежища 13. Оно должно было быть запечатанным на протяжении 200 лет, и не для того, чтобы защитить жителей от опасностей окружающего мира, а для того, чтобы пронаблюдать за тем, как долгая изоляция скажется на людях.
Когда выходит из строя система очистки воды, Смотритель Убежища 13, отправляет людей на поиски нужных деталей. А когда главный герой возвращается в бункер, Смотритель называет его героем, однако изгоняет его, опасаясь, что другие жители убежища захотят покинуть его. Таким образом, эксперимент Убежища 13 продолжился, а сама идея того, что от обитателей бункеров скрывают правду, получила своё развитие в других играх серии Fallout.
Убежище 112 (Fallout 3)
Как можно скоротать время в подземном бункере? Достаточно просто погрузиться в анабиоз, подключившись при этом к виртуальной реальности, в которой вас ждёт идиллическая утопия. К сожалению, мы говорим о симуляции от Vault-Tec, а потому за идеальными улочками и опрятными домиками Трэнквилити-лейн кроется натуральный ад. Смотритель Станислас Брон – безумец с садистскими наклонностями, использующий симуляцию для виртуальных убийств обитателей убежища. После каждого убийства он стирает память жертвы и начинает сначала. И так до бесконечности.
Вы тоже попадаете в данную симуляцию, где, следуя указам Брона, должны будете пытать жителей как физически, так и психологически. А освободить обитателей убежища от бесконечных пыток можно только одним способом – убив их в реальном мире. Это можно считать актом милосердия.
Убежище 21 (Fallout: New Vegas)
Что происходит в бункере под Вегасом, остаётся в бункере под Вегасом. Однако Убежище 21 можно назвать исключением из правил. В этот раз Vault-Tec решила заселить в убежище компульсивных азартных игроков. Удивительно, но общество, состоящее только из них, оказалось не самым мирным. В итоге на Убежище 21 положил глаз Роберт Хаус, решивший немного изменить обстановку бункера.
После этого Убежище 21 превратилось в казино с отелем, что, к слову, намного лучше того, что происходит со среднестатистическими убежищами в серии. Довольно приятно посещать убежище, в котором реально кипит жизнь, в отличие от множества других. Вы можете даже поселиться в одном из номеров отеля.
Убежище 108 (Fallout 3)
Когда фанаты Fallout обсуждают убежища, они всегда вспоминают про Гэри. И мне очень хотелось бы найти убежище лучше, но увы. Это просто невозможно. Гэри. Гэри? Гэри!
В Убежище 108 проводился эксперимент, целью которого было изучение поведения людей в условиях кризиса при отсутствии лидера и при избытке оружия. Бункером управлял Смотритель в терминальной стадии рака, который должен был умереть через пару месяцев, а в убежище наблюдались проблемы с электричеством. Так что произойдёт, если в бункере, полном оружия, внезапно выключится свет, а у людей будет отсутствовать лидер?
Если честно, мы не знаем, потому что в Убежище 108 почему-то решили построить комнату для клонирования. Это не очень вписывалось в концепцию эксперимента, но зато это подарило нам Гэри (и не одного). Гэри – это житель бункера, которого клонировали несколько раз, причём каждый из клонов мог говорить лишь слово «Гэри» и оказывался более жестоким, чем предыдущий клон. В итоге Гэри клонировал себя 50 раз, а потому единственными выжившими в убежище оказались лишь Гэри – и они не очень-то рады вас видеть.
Это определённо одна из самых запоминающихся локаций в игре: видеть одного Гэри за другим – это весьма необычный опыт. Но Гэри появляются не только в Убежище 108. Что интересно, Гэри 23 как-то сбежал и был найден членами Братства в дополнении Operation: Anchorage. Они отрезали ему руку, чтобы снять Пип-Боя, выражая явное недовольство тем, что Гэри произносил лишь своё имя. Ещё в одном убежище из Fallout 4 можно найти кубики, складывающиеся в имя Гэри. Быть может, один из сбежавших Гэри обзавёлся семьёй?
Убежище 76?
Бывает, что какой-то кусочек информации об игре заставляет вновь потратить время на ее установку, настройку и оптимизацию, чтобы вернуться и пережить эмоции, посмотреть на игру в новом ракурсе. Такой информацией сегодня для меня стало описание убежищ, а скорее экспериментов, которые ставила корпорация Vault Tec. на людях. Черт подери, я начну прохождение Fallout снова:
Убежища нумеровались по географическому расположению, с запада на восток.
Демонстрационное Убежище — специальное Убежище, построенное Волт-Тек в рекламных целях. Позднее Создатель превратил это убежище, расположенное под Собором, в свою базу.
Убежище 3 — эксперимент Убежища 3 в сущности, повторял эксперимент Убежища 101. Целью этого убежища было сохранение общества, основанного на таких добродетелях как любовь, сочувствие, сострадание — общество без насилия, злобы, агрессии.
Убежище 6 — находилось под горой Святой Елены в штате Вашингтон. Изначальная цель неизвестна.
Убежище 8 — контрольное Убежище, которое должно было открыться и начать восстановление цивилизации через 10 лет. Результат — Город Убежища.
Убежище 11 — граждане Убежища должны были ежегодно выбирать из своего числа жертву, которую убивали в специальной комнате автоматические системы Убежища; уже сами обитатели совместили эту роль с должностью смотрителя, таким образом, каждый год выбирая смотрителя и отправляя его на смерть. Гражданам было сообщено, что в случае отказа от выборов компьютер убьет всех в Убежище. На самом деле эксперимент ставил перед собой цель проверки на человечность, и мужественное, но запоздалое решение граждан Убежища никем не жертвовать было вознаграждено открытием Убежища.
Убежище 12 — для изучения воздействия радиации на человеческий организм двери этого Убежища было невозможно закрыть. В результате все его обитатели стали гулями. На поверхности над Убежищем они основали город Некрополь.
Убежище 13 — должно было оставаться закрытым в течение 200 лет для изучения влияния продолжительного изоляционизма, однако сломавшийся водный чип заставил Смотрителя импровизировать и использовать Выходца из Убежища для разрешения кризиса. Последующее изучение записей в Убежище 13 Анклавом навело его на их так и не осуществившийся план завершения войны.
Убежище 15 — согласно секретному эксперименту убежищ, убежище 15 должно было оставаться закрытым 50 лет, а его обитателями должны были стать люди противоположных культур и идеологий. К моменту открытия убежища это привело к расколу в обществе на четыре группы. Три из них стали рейдерами: Шакалами, Гадюками и Ханами. Четвёртая группа осела в нескольких милях от Убежища, основав поселение Шейди Сэндс.
Убежище 17 — упоминается в Fallout: New Vegas. Цель убежища в эксперименте убежищ неизвестна, кроме того, что его жители, включая пожилую Лилиан Мари Боуэн, были взяты в плен армией Повелителя и превращены в супермутантов.
Убежище 19 — расположено юго-западнее Нью-Вегаса. Население убежища было изначально разделено на враждующие стороны— Красных и Синих. У каждой стороны был свой собственный смотритель. Война Красных и Синих подстёгивалась специальным газом, постоянно поступающим в вентиляцию Убежища. Один медкабинет был с отдельной вентиляцией и тщательно охранялся, во избежание раскрытия эксперимента. Ещё одной напастью были серные потоки, постепенно пожирающие убежище.
Убежище 21 — находится под Нью-Вегасом, присутствует в игре Fallout: New Vegas. Все резиденты были обязаны решать все конфликты с помощью азартных игр. Позже убежище превратилось в мотель «Vault 21».
Убежище 22 — на момент игры убежище заросло разной растительностью. Эксперимент 22-ого заключался в изучении растительных культур. В определенный момент эксперимент вышел из-под контроля, и обитатели Убежища превратились в растительных «зомби»-спороносов.
Убежище 27 — это Убежище было значительно перенаселено. В него вошли 2000 человек, что в два раза превышало расчётную ёмкость.
Убежище 29 — ни один из вошедших в это Убежище не был старше 15 лет. Родители были распределены по другим Убежищам. Гарольд считал, что он родом из этого Убежища. Смотри также Литл-Лэмплайт.
Убежище 34 — оружейная комната была переполнена оружием и боеприпасами, и не снабжена запорным устройством на двери, в результате поломки реактора в убежище сильно повысился радиационный фон, большинство жителей превратилось в диких гулей.
Убежище 36 — синтезаторы еды были способны производить только водянистую кашицу.
Убежище 39 — находилось под городом Абилин, штат Техас. Изначальная цель неизвестна. Должно было появиться в Fallout: Brotherhood of Steel 2.
Убежище 42 — не было ламп освещения мощнее 40 Ватт.
Убежище 43 — В убежище находилось: 20 мужчин, 10 женщин и одна пантера.
Убежище 53 — большая часть оборудования должна была прийти в негодность в течение нескольких месяцев. Оно было ремонтопригодно, но постоянные поломки должны были ещё больше усиливать стресс обитателей.
Убежище 55 — все развлекательные записи были удалены.
Убежище 56 — все развлекательные записи были удалены, кроме фильмов с участием довольно посредственного комика. Социологи предсказывали, что падение этого Убежища наступит раньше, чем Убежища 55.
Убежище 68 — на 1000 обитателей Убежища приходилось 999 мужчин и лишь одна женщина.
Убежище 69 — на 1000 обитателей Убежища приходилось 999 женщин и лишь один мужчина.
Убежище 70 — механизмы по производству одежды должны были выйти из строя через 6 месяцев. Это Убежище было расположено в Солт-Лейк-Сити, в Юте. Вся пикантность ситуации в том, что большинство из обитателей этого убежища были мормонами со строгими рамками поведения.
Убежище 76 — Убежище было одним из контрольных, находилось в Вирджинии, должно было открыться через 20 лет. Упоминание о нём есть в терминале Штаб-квартиры «Волт-Тек».
Убежище 77 — в Убежище заселили всего одного человека, оставив ему в качестве единственного развлечения ящик с перчаточными куклами. Лишившийся рассудка обитатель Убежища по наущению одной из кукол (как он верил) «убил» другую и в панике покинул Убежище вместе с куклой-искусителем.
Убежище 87 — контрольное убежище, помимо прочего, оснащённое лабораторией по изучению вируса ВРЭ. Судя по всему, просуществовало достаточно долгое время после бомбардировок, так как в терминале смотрителя есть записи о попытках выйти на поверхность, безуспешных вследствие зашкаливающей радиации близ входа.
Убежище 92 — убежище для музыкальных талантов. В этом убежище проводились эксперименты с низкочастотным белым шумом, гипнотизирующим обитателей. Смотритель Ричард Рубин использовал его для превращения обитателей в супервоинов, однако гипнабельные 33 % жителей вышли из-под контроля и уничтожили всех остальных жителей. В Убежище хранится скрипка Страдивари.
Убежище 101 — убежище главного персонажа Fallout 3. Согласно программе экспериментов, оно не получило ГЭКК и должно было быть запечатано навсегда для сохранения людей с «чистыми» генами, а Смотритель должен был ввести тоталитарную систему.
Убежище 106 — через 10 дней после запечатывания двери в систему вентиляции были выпущены психотропные препараты, вызвавшие удовольствие и одновременно сведшие с ума резидентов. Главный герой Fallout 3, войдя в Убежище, также испытывает галлюцинации.
Убежище 108 — одно из немногих убежищ, где нет кабинета смотрителя и самого смотрителя, так как изначальная цель Убежища 108 — выживание резидентов без руководства. Убежище 108 располагало лабораторией клонирования, эксперименты в которой привели к непредсказуемым незапланированным последствиям: клоны резидента Гэри, отличавшиеся повышенной агрессивностью, вырвались за пределы лаборатории и уничтожили остальных резидентов.
Убежище 112 — полностью автоматизированное убежище, целью которого симулирование реальной жизни для резидентов при помощи технологий виртуальной реальности. Первый и единственный смотритель этого убежища — доктор Брон: создатель ГЭКК и продвинутых моделей виртуальной реальности. В итоге он сошёл с ума и сделал резидентов Убежища 112 своими безвольными игрушками, лишив их памяти и свободы.
Полуканоничные и неканоничные Убежища
Убежище 0 — гигантское убежище в горах Шайенн, не входящее в эксперимент Убежищ. Было рассчитано на 100 тысяч человек, было снабжено армией роботов для послевоенного восстановления планеты. Появляется в Fallout Tactics.
Убежище 10 — упоминается в неофициальном фанатском фильме по мотивам Fallout 3 и Fallout: New Vegas "Fallout: Nuka Break". Как говорится в фильме, Убежище 10 было создано для тестирования на людях различных пищевых продуктов. В результате этого, почти все жители этого убежища набрали большой избыточный вес; все, кроме главного героя фильма — Twig, который страдает от маниакального пристрастия к ядер-коле.
Убежище 74 — фигурирует в официальном руководстве к редактору G.E.C.K.. Присутствует в Fallout 3 и в Fallout: New Vegas, но попасть туда можно только с помощью консольных команд. Заселено несколькими рейдерами, в числе примечательных вещиц — записка смотрителя о произошедшем в Убежище.
Секретное Убежище — Убежище, в котором предполагало укрыться от войны высшее руководство «Волт-Тек». Находится под городом гулей Лос.
Прототип Убежища — очень маленькое Убежище, выстроенное «Волт-Тек» в Техасе для отработки технологий, впоследствии использовавшихся при строительстве больших Убежищ. Техасское Братство Стали использует его в качестве своей базы.
Присутствие в играх
Убежища 12, 13, 15 и Демонстрационное Убежище в Лос-Анджелесе встречались в Fallout. Убежища 8, 13 и 15 встречались в Fallout 2. Существует Убежище 0 из Fallout Tactics, однако оно не является частью правительственного эксперимента. В Fallout: Brotherhood of Steel существует секретное Убежище Vault-Tec, в котором разрабатывался вирус ВРЭ. В концепт-документах Van Buren упоминается Убежище 31. Убежище 101 является родным домом главного героя в Fallout 3. Также в этой игре присутствуют убежища 87, 92, 106, 108, 112, имеются указания на убежища 76 и 77, хотя на Пустоши их нет. Убежища 43, 69 и 77 упоминались в комиксе Penny Arcade. Убежища 3, 11, 19, 21, 22, 34, существуют в мире Fallout New Vegas. Также в Fallout 3 и в Fallout New Vegas присутствует убежище 74, о чем написано выше. Остальные Убежища описаны Крисом Авеллоном в Библии Fallout.
Читайте также: