Есть ли жизнь после смерти есть ли бог
Хотя ежедневный опыт говорит, что смерть – это непреложный удел каждого человека и закон природы, Священное Писание учит, что первоначально смерть не входила в планы Бога о человеке. Смерть не есть Богом установленная норма, а скорее уклонение от нее и величайшая трагедия. Книга Бытия повествует, что смерть вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. Согласно Библии, целью пришествия в мир Сына Божия было вернуть человеку утраченную им вечную жизнь. Здесь речь не о бессмертии души, потому что она по своей природе не подлежит уничтожению, а именно о бессмертии человека в целом, состоящего из души и тела. Восстановление единства души с телом должно осуществиться для всех людей одновременно при всеобщем воскресении мертвых.
В некоторых религиях и философских системах (например, в индуизме и стоицизме) приводится мысль, что главное в человеке – это душа, а тело – лишь временная оболочка, в которой душа развивается. Когда душа достигает известного духовного уровня, тело перестает быть нужным и должно быть сброшено, как сносившаяся одежда. Освободившись от тела, душа восходит на более высокую ступень бытия. Христианская вера не разделяет такое понимание человеческой природы. Давая предпочтение духовному началу в человеке, она все же видит в нем принципиально двухсоставное существо, состоящее из друг друга дополняющих сторон: духовной и материальной. Существуют и простые бестелесные существа, как ангелы и бесы. Однако у человека – другое устройство и назначение. Благодаря телу его природа не только сложнее, но и богаче. Богом определенный союз души и тела – это вечный союз.
Когда после смерти душа покидает свое тело, она попадает в чуждые для себя условия. Действительно, она не призвана существовать как призрак, и ей трудно приспосабливаться к новым и неестественным для нее условиям. Вот почему для полного упразднения всех разрушительных следствий греха Богу угодно было воскресить созданных им людей. Это произойдет при втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное и обновленное тело. Надо повторить, что она войдет не в новую оболочку, а соединится именно с телом, которое принадлежало ей раньше, но обновленным и нетленным, приспособленным для новых условий бытия.
Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» , ибо у Него все живы, – сказал Христос ( Матф. 22:32 ; ср.: Екк. 12:7 ). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (см.: 2Пет. 1:15 ; Фил. 1:23 ; 2Тим. 4:6 ; Деян. 13:36 ). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше.
Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (см.: Лук. 16:19–31 ) и из чуда на Фаворе. В первом случае евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на землю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадовался (см.: Ин. 8:56 ). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (см.: Апок. 5 , Апок. 6 , Апок. 7 , Апок. 8 , Апок. 9 ). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлучения с телом.
При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» ( Сирах 11:26 ). И дальше: человеку надлежит «однажды умереть, а потом суд» (Ев. 9:27), очевидно, индивидуальный. Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» – о детях (в прямом и переносном смыслах).
О состоянии души до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о Православной вере, член 18).
Таким образом, Православная Церковь различает два состояния души в загробном мире: одно – для праведников, другое – для грешников, – рай и ад. Она не признает римско-католического учения о среднем состоянии в чистилище, поскольку в Священном Писании нет никакого указания на среднее состояние. При этом Церковь учит, что мучения грешников в аду могут быть облегчены и даже могут быть сняты по молитвам за них и по добрым делам, совершаемым в их память. Отсюда обычай подавать помянники за Литургией с именами живых и умерших.
Источник: На пороге жизни и смерти / епископ Александр (Милеант) - Санкт-Петербург : Сатис, 1997. - 48 с.
В этой статье и последующих статьях, я буду публиковать отрывки из книги «Ответ» поэтапно.
Иногда бывает так, что человек, точно знает, что занимается не тем чем ему хотелось бы заниматься. Простой пример, если взять усредненную статистику по всему миру, то примерно — это официальные данные — 70% работников различных структур усердно трудятся не потому что им интересен тот или иной род деятельности, а ради перспективы развития выгоды. Как простейший пример — материальная нужда является основной причиной, последствий и развития именно такой системы ценностей; то есть люди с момента становления совершеннолетними, (или даже в отдельных случаях раньше) в абсолютном большинстве неуклонно предрасположены получать средства к существованию именно тем способом, который является нормой в обществе. Грубо говоря: каждый человек старается прокормить себя.
В нашей реальности, очень часто, приоритетно именно такое направление развитости. Ну, человек (я имею в виду усредненного к общей статистики гражданина), если, за основу брать систему как первостепенную отправную точку в развитии, по сути он не должен располагать особыми знаниями в постижении мирового порядка или ценностей, устоявшихся идеалов; или же стереотипов о том, что для того что бы получить больше денег, необходимо еще больше работать — а лишь выработать простые способности получения информации, а после и без особого труда быть похожим на остальных людей. Похожим на соседа, который трудится по двенадцать часов в день; он платит налоги, льготные взносы, ипотеку, а кредит на новую «Audi», чтобы не переплачивать проценты, необходимо закрыть досрочно.
Так, размеренно постепенно, по цепочке, когда есть следствие, вырабатываются последствия. И эти самые последствия, в отношении высокой вероятности взаимодействия граждан — только по официальным данным на планете живет больше 7 миллиардов людей — умножаются и растут в геометрической прогрессии.
Из этого следует, что большая масса людей не в состоянии мыслить нестандартно (то есть, не так как устроена и диктует система условия — необходимость в благополучии). Более того, это поколение людей, с каждым годом преумножается и соответственно демография растет, что лишь доказывает вполне очевидный факт: эволюционно, человек именно в этой системе распределения ролей и материалов, приумножая свои приобретенные качества в подчинении — сам того, возможно не осознавая ограничивает собственное восприятие и первостепенно-природное виденье мира в целом.
Эти логические, основанные на реальных данных факты, в очередной раз доказывают, что человек, как вид не в состоянии ответить на те вопросы, которые до сих пор остаются сложной загадкой. Да и даже великие ученные современности (я не буду их перечислять, вы и не понаслышке знаете об их открытиях и трудах) не могут познать тайны; что за долго до появления «Homo Sapiens» заложила природа.
Но, пока что технологический прогресс не достиг, не пресек грань жизни и смерти (нет возможности существенно на столетия вперед продлевать жизнь людей различными методами модернизации. Это когда «человека, сложно назвать человеком», потому что все, что остается от организма — это способность взаимодействовать кровяных сосудов и нейронов с механическим телом носителя или грубо выражаясь: биомасса с набором импульсов. То есть, само определение «человек», вероятно, при таких условиях поддается сомнениям — ведь, когда технология еще не реализована никто со сто процентной вероятностью не может заключить ее эффективность и т.д.). Пока человек –это человек, а не Бог, а не набор модификаций, я вижу значимости понимания этих вопросов.
И я интуитивно знаю, что даже когда кажется, что истина относительна, она имеет абсолютную форму и не подвержена критики определенных условий в действия; и даже самый уверенный скептик, чувствуя ее понимает, а после и знает — это не противоречие.
Я это к тому, что человеку не просто так дана возможность верить в высшие идеалы. Это своего рода, грубо говоря: «подсказка». Да, даже на основе литературных произведений, раскрывающих тему войны и не только; а также и жизни некоторых сильным духом людей — мы понимаем, что по ка у человека есть хоть малейшая возможность цепляться за жизнь, он например, на основе инстинкта выживания, будет верить в возможность снова вздохнуть полной грудью; в то, что война закончится, а смерти солдат конфликтующих сторон за ненадобностью прекратятся; в то, что экономический кризис, на основе перевернувшего весь привычный мир важнейшего для общественности события — как снежный ком не обрушится на головы заинтересованных лиц (вкладчики, бизнесмены — те, кто занимается деятельностью, основанной на устоях и экономических признаках современного мира). И выражение: «надежда умирает последней», как нельзя к ста те характеризует этот фак наличия высшего стремления в осознании каждого.
Мы так устроены природой, что, когда кажется, что «мир идет под откос», люди чувствуют больше, чем предполагают знать. Они понятия не имеют, что ждет их впереди, — светлое будущее или очередная утопическая идея — но это не мешает в стремлениях обрести цель (комфорт, покой, достаточность, идея, действие, знание, не знание, богатство, счастье и т.д.).
Дальше я разберу более подробно.
Известно, что мы воспринимаем информацию по средствам органов чувств. Т.е. в ограниченном спектре восприятия. К примеру, за действуя зрительный орган, мы воспринимаем определенную часть электромагнитного излучения; от волн длинной 380 нано метров, до волн с длинной 780 нанометров — это доступная информация множественных положительных, доказанных исследований. Аналогично тоже самое можно сказать о других органах чувств. Мы видим мир, на основе собственной биологической способности принять информацию. Но очень часто человек думает, что видит достаточно хорошо; и как бы это парад сально не звучало: такой человек видит информацию настолько же реальную (я имею в виду, относящеюся к предмету познания), насколько в своей, предрасположенной биологической ограниченности.
А также, как и через органы чувств, мы познаем мир на уровне впечатлений — это разные вещи. Впечатления от столкновения с различными объектами как материального мира, так и в абстрактном смысле понимания — входят в тело через все биологические органы восприятия (я не знаю, как более проще подать, но чувствую, что это информация верная). Далее, сквозь человеческое тело, впечатление «впечатывается в наше сознание». Дальше, осознание биологического взаимодействия с впечатлениями, воспроизводит различные образы.
Это очень просто понять на примере. Если человек представляет банан, он видит его не как плоскую картинку, а как полный набор информации, которую когда-либо получал о банане; также, возможно включая и события относящиеся к предмету представления — банану.
Для более четкого представления, считаю нужным привести именно такой принцип далее:
Некоторые люди, чувствуют друг друга на не определенном расстоянии. По всему миру происходят, как и задокументированные случаи (когда кровные родственники понимают друг друга с полу слова, к примеру), так и не поддающиеся огласки события связи (человек с которым ты очень давно знаком — ты делишь с ним пространство и часть времени. И на основе получаемой информации, складываются образы, которые попросту выражаясь ты можешь передать этому человеку, который также, как и ты предрасположен или видит простые связи взаимоотношений…). Таким людям кажется, что они настолько знают своего родственника, что становится понято — кто и что подумал? Кто и что хочет сделать? И я предполагаю, что эти люди в какой-то, вероятно степени читают мыслительные образы друг друга; и очень часто сами не отдавая себе отчет об этом.
Я откапал информацию, которая доказывает этот факт. В ходе исследования, так же нашел задокументированные эксперименты, следствием которых стала научная статься, которая была направленна во Французскую Академию Наук. И не только. Что бы вы понимали — это не просто возникший на пустом месте вымысел, а при реальных обстоятельствах, вполне логичная теория.
Пьер Буше, французский художник, 19 век. В 1880 году, Пьер Буше зарабатывал на жизнь фотографией (А, мы помним, что в те времена, сама идея фотографировать, являлась новинкой; как для современного общества те открытия, что свершилась относительно недавно). Проснувшись утром, после бурной вечеринки, на которой Буше перебрал алкоголя, он вспомнил ночные кошмары. А именно (это информация из исторических источников): «Всю ночь, за ним гонялись отвратительные, ада подобные черти с рогами и копытами за место ног». Но это не помешало ему направится в лабораторию и проявить материалы для клиентов, которым он должен был отдать готовые снимки в срок.
И тут, что важно, дальше: «При свете красного фонаря он пытался вспомнить — на каких из напечатанных пластинок нужные ему снимки. Но шум в голове и навязчивые образы адовых существ, мешали сосредоточится».
После проявления кассет, Пьер обнаружил на фотографиях не счастливые, улыбающиеся лица своих клиентов, а «четкие образы» этих самых адовых существ, что снились ему ночью.
Далее, французский художник и его друг исследователь, повторили эксперимент. Эксперимент оказался положительным. Но учитывая это, Французская Академия Наук не приняла на рассмотрение проявление такого, пусть и задокументированного феномена. Статью печатать не стали.
И именно эта тематика, в свое время интересовала и Никола Тесла. В своих датированных 1893 годом записях, он рассуждал, следующим образом:
«Уже не кажется невероятным предположение, что в ответ на образ, возникающий в мозгу, в следствие работы мысли в сетчатке глаза, возникает ответное рефлекторное возбуждение, где оно превращается в картинку».
Для полноты картины, считаю нужным привести еще несколько примеров:
Научный журнал «Техника молодёжи» №2 1970 года. В нем была опубликована статья Валерия Скурлатова (Московский физик). В этой статье была выдвинута гипотеза о том, что «можно фотографировать зрительные галлюцинации». Вот, дословно:
«Зрительные галлюцинации, формируются в зрительном анализаторе. Галлюцинации идут по обратным путям. Доходят до сетчатки глаза, с которой мы воспринимаем информацию. Там возникает галлюцинаторная картина, рождающая перевернутый образ в мозгу. Однако, необходима фотовспышка, со стороны, чтобы этот образ выбросить на экран. В таком случае этот образ из глазного дна, проецируется на экран. И только тогда, со стороны можно было фотографировать фотоаппаратом».
Я не буду досконально описывать ход действия множественных исследований, потому что информации очень много, а принцип, с которого и начинал я рассуждать сначала — тот же. Он аналогичен тем доказанным результатам человеческой деятельности, что наглядно можно понять из приведенных мной примеров.
Теперь, я суверенностью могу ответить на вопрос: Как человеку узнать недостижимое и доселе, с набором современной, прогрессивной информации, не поддающиеся общественности новаторские возможности влияния — Как ответить на: Зачем человек существует? Есть ли жизнь после смерти? Существует ли Бог, в полном спектре понимания?
Для того что бы это понять, не нужно много знать. Достаточно быт человеком. Достаточно не только думать так, как все мыслят в ограниченном, навязанном знании мира, а больше прислушиваться к внутренним ощущениям. Ведь как мы все с вами знаем не понаслышке — самое интересное прячется глубоко внутри. И при определенных обстоятельствах, не забывая о реальном, привычном — быть не только ученым скептиком, но и основываться на интуиции. И только, так, вероятней всего, — а вероятность высока, потому что именно эти два фактора и составляют суть человека в постижении мира — я считаю, можно истинно ответить на эти вопросы.
Отступление.
И будь это легко — это делали-бы абсолютно все, но это не легко, это самое простое, что вообще может существовать в нашем мире. Это истина. А ключ к этой истине, есть сам человек. И выше, я наглядно показал Вам это! Если же вы по какой-либо причине не поняли: «как так получилось, что этот парень такое говорит?», пожалуйста перечитайте, потому что всё, что написано с начала этой не стандартной книги, является очень важным для понимания того, что в дальнейшем я бы хотел затронуть.
Я бы хотел, вместе с Вами, все же ответить на многие вопросы, в отношении которых ученые и многие мыслители как современности, так и прошлого не могли дать АБСОЛЮТНЫЙ ответ. Я знаю и чувствую — как можно это осуществить. И не вижу границ в достижение этой цели. И я не предлагаю вам вариант новой религии, потому что любая система — это ограничение. А по моей теории, дабы понять суть всего, необходимо мыслить совершенно в ином ключе. К тому же в ходе эволюции, у человека отпадает предрасположенность верить, например, учению Будды, потому что истинная реальность, заключается, отдельно в каждом из нас; а не является каким-нибудь сводом правил «о том как жить? Ит. д». Пожалуйста, поймите меня правильно…
Вы могли подумать, что мы пойдем по другой, не истоптанной многими дорогой, но это не совсем так. Мы «отрастим крылья» и полетим над ними всеми; видя пути к котором они ведут или могли бы привести человечество в последствии; учитывая относительность их закономерностей, интуитивно прочувствуем их на предмет расположенности к высшим идеалам человека, не только по средствам логики и доказательств, но также на основе интуитивного мышления.
Конец отступления.
Если статья стоит Вашего внимания пожалуйста, поставьте лайк или дизлайк. По возможности, напишите комментарий - выскажитесь. Я стараюсь для Вас:)
Сегодня будет одна из самых нестандартных статей из цикла о жизни после смерти, где я рассказываю свою историю.
Я не буду, как обычно, в деталях описывать события, которые со мной произошли. А отвечу на вопрос, который мне задавали в комментариях буквально под каждой статьей. И часто не один раз.
А именно : есть ли Бог на Том Свете? Довелось ли мне его увидеть? Или хотя бы слышать о нём?
Ну что ж, настало время об этом рассказать. Но перед этим я хочу сделать одно важное уточнение. Я делюсь ЛИЧНЫМ опытом и впечатлениями.
У каждого человека на Том Свете (и в нашем мире тоже) своё восприятие и своя история. Поэтому мое мнение и выводы "истиной в последней инстанции" ни в коем случае не являются. Я просто хочу дополнить Вашу картину мира, рассказав о своём опыте.
Для тех, кто раньше не читал мои статьи. Если Вас заинтересовала тема рассказа, советую прочитать его с самого начала.
Я пишу о своей смерти в прошлой жизни и о том пути, который мне довелось пройти после неё.
Тогда я был мужчиной (хотя сейчас я женщина), поэтому мой рассказ ведётся от мужского лица.
Начало моей истории можно прочитать по этой ссылке:
Глава 1 : Как я умер и что было дальше
А вот, на всякий случай, ссылка на прошлую главу (если кто-то её пропустил):
Глава 23 : Рождение новой личности
Ну а теперь возвращаюсь к сегодняшней теме - моему восприятию Бога и всего Божественного.
Начну с того, как я относился к этому в прошлой жизни - ещё до того, как умер. Поскольку весь рассказ ведётся от лица "Тогдашнего меня" то думаю, это будет не лишним.
Итак, в прошлой жизни я не был религиозным человеком. Но и атеистом меня тоже нельзя было назвать.
Я жил в Америке и был католиком. При этом в церковь ходил только если был повод (крещение, похороны и так далее). А просто так туда почти не заглядывал - не тянуло. Хотя нашего священника я уважал - он был неплохим человеком, и его любили в округе.
По поводу веры в Бога : у меня было четкое ощущение, что он в какой то форме существует. Но я сомневался в том, что эта форма совпадает с той, которую описывают в религии.
Когда я только умер, то почти сразу убедился, что все происходит не так (или не совсем так) как нам рассказывали в церкви. Там говорили, что за душу человека идёт постоянная борьба ангелов и бесов. И после смерти на Страшном суде будут решать, что перевесило - свет или тьма.
Когда же я на самом деле умер, у меня первое время было ощущение что я вообще никому не нужен. Ни ангелы, ни бесы и вообще никто за мной не приходил. От нечего делать я слонялся по Астралу, где придётся.
Я был как тот "неуловимый Джо" из анекдота. Который неуловим, потому что никто его не ловит.
Когда позже я стал работать Смотрителем, то узнал Астрал получше. Он был воистину огромен и состоял из множества миров. Каких только сущностей там не было!
Тогда я убедился в том, что Ангелы хранители действительно существуют. Потому что лично их видел и общался с многими из них.
И прототипов "бесов" тоже встречал предостаточно. Это были сущности низких вибраций, которые существовали за счёт энергии, которую "выкачивали" из людей. Я называл их астральными "паразитами".
И у тех, и у других было "начальство". А именно, более развитые сущности, которые контролировали их работу и деятельность.
В случае с Ангелами- хранителями это были более мощные Ангелы. Большинство из них в Астрале появлялось редко - они "жили" на Том Свете.
В случае с "паразитами" рядовых сущностей тоже контролировали более мощные. С такой же "темной" энергией но более высоким интеллектом и обширными возможностями. Непосредственно с людьми они контактировали редко. А скорее руководили своими "подчиненными", поддерживая порядок в их среде. И брали себе за это определённый "энергетической процент".
В общем, и "светлых" и "тёмных" сущностей со своей иерархией в Астрале было предостаточно. И даже мирки, которые имитировали Рай и Ад в библейском понимании, там тоже были. Они были как "голограмма" или аттракцион с платой за вход (их подробное описание было в одной из прошлых статей).
Но вот Единого Бога, или сущность хоть как-то похожую на него, я в Астрале так и не встретил.
Идем дальше - рассказываю про Тот Свет. Он представляет из себя область гораздо более тонкой и светлой энергии. Там я уже не встречал злобных или "паразитических" сущностей, которых в Астрале было великое множество.
Работников Того Света я про себя Ангелами не называл. Не потому что они были плохие или недостаточно "светлые". Наоборот, большинство из них были очень добрыми и любили тех, с кем работали.
Просто в моем понимании Ангелы - это те сущности которые работают с живыми людьми и помогают им. А они в основном находятся в Астрале (по крайней мере рядовые сотрудники), чтобы быть ближе к своим "клиентам".
У работников Того Света тоже была своя огромная иерархия. Мне довелось общаться в основном с рядовыми сотрудниками. И всего один раз с теми, кто был на один- два уровня выше их.
У тех, кто повыше, уровень энергии был ощутимо сильнее моего, и это сразу ощущалось.
На каком-то бессознательном уровне они вызывали уважение и даже трепет. Спорить с ними и перечить им не хотелось.
Можно было бы сейчас сказать, что те, кто ещё выше, это уже совсем небожители и "просто космос". И возможно, Бог где то там, среди них.
НО! К сожалению (или к счастью, не знаю как правильнее) я не могу этого утверждать.
Дело в том, что в этом цикле статей я описываю историю всего лишь одной своей " жизни после смерти". А были и другие, и я также помню некоторые из них.
Так вот, в один из "разов" моего пребывания на Том Свете мне довелось быть там работником довольно высокой иерархии.
Должностью выше тех, которых я встречал будучи "американским ковбоем", и которые тогда казались мне сверхмощными.
Что я могу сказать о своём опыте? Когда работаешь на Том Свете на ответственной должности, тебя "под такое дело" наделяют энергией. Примерно как и Смотрителя в Астрале, только энергия другого свойства - более высокая и тонкая. Поэтому обычные умершие тебя воспринимают с трепетом и уважением, ощущая этот потенциал.
Я был работником немного выше середины иерархии. И подо мной, и надо мной были другие люди, и мне довелось общаться со многими из них.
Видел ли я самое " высокое руководство"? Не очень часто, но бывало.
Ни один вопрос так не волновал человеческие умы за все время существования человека, как вопрос о бессмертии души, о загробной жизни. Раньше, чем приступить к раскрытию этого вопроса, необходимо сказать, что и для нынешнего времени он является самым настоятельным вопросом, трудность которого сознают величайшие философы и мыслители. Но мы будем руководствоваться не только собственным разумом, а главным образом Священным Писанием.
Я знаю, что, избравши предметом сегодняшней беседы с вами такой вопрос, я столкнусь с предубеждениями и разными учениями настоящего времени и должен буду идти против течения современных философов. С тех пор как существует христианство, ни одна эпоха не была менее преисполнена сознанием о вечности, как настоящая. Мысли современных поколений, нас окружающих, направлены к настоящему часу, к области видимого мира. Вопрос, который будет служить предметом сегодняшней беседы, с первого взгляда не представляет ничего реального, действительного. Такой взгляд несколько смущает меня, руки как бы опускаются, чувствуется несостоятельность своих богословских и философских знаний, и готов, кажется, сойти с этой высокой церковной кафедры с немым молчанием, но и не теряя энергии. Мысли современных поколений, как я уже сказал, направлены к настоящему часу, к области видимого мира, но христианство не есть религия эпохи или часа, оно неизменно в своих догматических и нравоучительных истинах. Религия христианская касается души человека, а не вкусов времени, отдельных лиц или школ, веяний или направлений. Христианство создано на крепком фундаменте, основания которого непоколебимы, и оно не ищет себе опоры в господствующих мыслях дня, оно ищет ее и находит в страданиях и постоянных стремлениях человечества.
Будущая жизнь отрицалась многими во все времена, она многими отрицается и в наше время. Одни приходят ко гробу умершего для того только, чтобы взять его тело как ненужную и даже вредную вещь и похоронить на кладбище. Из уст их не выходит ни одной молитвы, ни одно божественное слово не освещает их печали, и на что им молитвы и божественные слова, когда они не веруют в Бога и в загробную жизнь. Другие – верующие – провожают умершего в надежде встретиться в загробном мире. Одни себе говорят: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15: 32), а если иногда и признавали будущую жизнь, то делали это из-за практического материализма. Другие со страхом и трепетом совершают свое спасение. Одни утверждают, что со смертью все кончается для человека. По их собственному мнению, в человеке никакой души нет, и то, что мы называем душою, по их словам, умирает вместе с человеком. Это говорят только те, которые вместе с душою отрицают и бытие Бога. Главная характерная черта таких людей – беспечность: они живут, не задумываясь ни над чем, ничто их из области высшей, духовной не интересует, они живут большею частью беззаконно, стараясь только об одном: как бы прожить получше, повеселее и поудобнее, лишь бы жизнь их удовлетворяла, хотя бы она была исполнена всякой лжи, неправды, мерзости и лукавства. Вот почему существование Бога и бытие души для них одно только неприятное явление: они мешают их широкой жизни течь так, как она течет, и вот почему они отрицают Бога и душу. Они сознают, что за беззакония необходимо отвечать, и вот они успокаивают себя и говорят, что нет никакого Бога и нет никакой бессмертной души. Взгляд такой на Бога и душу льстит их греховной и испорченной природе, взгляд такой дает им смелость есть, пить и веселиться, ибо, по их мнению, завтра все равно умрут, а там, за гробом, жизни нет, души нет и отчета о своих деяниях некому давать.
Но пусть они говорят и утверждают так. Мы знаем, что душа есть и что она бессмертна. Это подтверждает нам Священное Писание. В книге Екклесиаста Ветхого Завета говорится: Отходит человек в вечный дом свой (то есть после телесной смерти)… И возвратится прах (то есть тело) в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 5, 7). То же самое и в книге Премудрости говорится: Праведники живут во веки; награда их – в Господе и попечение о них – у Вышнего (Прем. 5: 15).
В бессмертие человеческой души (следовательно, и в загробную жизнь) веровали и все ветхозаветные праведники. Но особенно ясно бессмертие души человека чувствуется в Новом Завете. Там прямо сказано: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене (Мф. 10: 28); Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). Те из христиан, которые умерли и достигли воскресения из мертвых, умереть уже не могут, ибо они равны ангелам (Лк. 20: 35–36). Вот почему Господь наш Иисус Христос многократно повторял и говорил Своим ученикам и последователям: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 19–20). Или прочтите 25-ю главу Евангелия от Матфея о десяти девах – о пяти мудрых и пяти юродивых, как Он предостерегает Своих последователей вместе с горящими свечами запастись и елеем, чтобы свечи не потухли и внезапно не пришел Жених. Здесь раскрыт момент Страшного суда. Если бы загробной жизни не было или, что то же, если бы душа человека не была бессмертна, то зачем было Христу Спасителю предупреждать Своих последователей о грядущем Суде.
Кроме слов Священного Писания Ветхого и Нового Заветов в бессмертии человеческой души нас убеждает еще и сношение душ людей умерших с людьми живыми. Сношение это происходило всегда и во все времена Ветхого и Нового Заветов. В этом можно убедиться из жизни Моисея, царя Саула, пророка Самуила и др. Но не будем приводить примеры из ветхозаветной жизни. Возьмем недавнее сравнительно прошлое. Двести лет тому назад Россия гордилась своим знаменитым ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Плывя (из Голландии) в Россию на корабле, он видел следующий сон. Взору его представляется бесконечное Ледовитое море, по которому он в детстве часто плавал, и на море заметил он лодку и сидящего в лодке своего отца-рыбака. Поднялся сильный ветер и буря, волны морские готовы были поглотить его любимого родителя. Ломоносов хочет броситься к своему отцу на помощь, но руки его онемели. Лодка, грянувшись о берега близ одного скалистого острова, разбилась в щепы. Ломоносову представляется страшная и ужасная картина. Отец его борется с высокими гигантскими волнами жестокого моря; на минуту погрузившись в воду, он опять появился на поверхности воды и вскрикнул: «Михайло!», но скоро снова погрузился в воду и исчез из глаз Михаила Ломоносова, своего сына, а спустя несколько минут был выброшен на берег. Ломоносов сейчас же проснулся. Сном, только что виденным, он был сильно обеспокоен и решил в душе, что отец его действительно утонул в море и, выброшенный волнами на берег, лежит непогребенным.
По прибытии в Петербург он с большим трудом нашел здесь своих земляков и спросил о судьбе своего отца. Те сказали ему, что в начале весны отец его со своими товарищами отправился в море, но прошло уже четыре месяца, а о них не было никаких известий. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хотел поехать на виденный им во сне остров, который был ему знаком с детства, но его не отпустили из Петербурга. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если они найдут там тело отца его, предать погребению. Действительно, в указанном им месте рыбаки нашли тело отца Ломоносова и погребли его. Не ясно ли отсюда, что сыну во сне явилась сама душа его отца, чтобы сказать о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело оставалось без погребения и молитв? Так верил и сам знаменитый Михаил Васильевич Ломоносов.
Души умерших являются не только во сне, но еще и наяву. Бессмертие души человеческой тут является более точным и открывается еще яснее. Тут человек своими глазами видит умершего как живого, и так как до его смерти он хорошо знал покойника, то тут он безошибочно может сказать, что он видит вот именно того-то, такого-то своего знакомого или близкого.
Иногда души умерших являются родственникам просто по чувству родства, как бы скучая по ним. Очевидно, душа по выходе своем из тела некоторое время не теряет той связи с ними, какую имела, будучи в теле, и вот, по воле Божией, так или иначе и показывает эту связь. При этом нередко своим явлением души умерших приносят родственникам и какую-нибудь житейскую прибыль, разъясняя то или другое недоразумение, не разъясненное при их земной жизни, или указывая им, что они должны сделать для получения себе какого-нибудь прибытка.
После близких родственников самый близкий человек каждому есть его друг и благодетель. К друзьям и благодетелям люди питают искреннюю привязанность и благодарность. Душа человека, никогда не умирающая, бессмертная, и после выхода своего из тела удерживает эти чувства и нередко из загробного мира является к своим живым друзьям и благодетелям, чтобы засвидетельствовать им дружбу или благодарность.
Если бы позволило время, можно бы рассказать много случаев о явлениях душ умерших живым людям. Из этих явлений, при свидетельствах еще о том слова Божия, ясно, что душа человека после выхода из тела не умирает, а живет и будет жить вечно, иначе сказать – душа человека бессмертна. А если душа бессмертна, то человек, имея веру в бессмертие ее, должен быть готовым к этому; свою жизнь на земле он должен располагать так, чтобы она была приготовлением к будущей его жизни. Земная жизнь может продолжаться только несколько десятков лет и есть только начало жизни человека; главная же, настоящая жизнь для человека будет после и продолжаться не какие-нибудь десятки, а бесчисленное число лет, вечно. Вот об этом-то и нужно подумать каждому христианину. Необходимо каждому верить, что смерть не конец, а только начало жизни, поэтому заранее, заблаговременно нужно готовиться к ней. Она может наступить во всякое время. Не сегодня-завтра завеса закроется, и каждый пойдет туда, откуда возврата нет. Там возмездие за все сделанное в сей кратковременной земной жизни.
Братья! Верьте в загробную жизнь, верьте в бессмертие человеческой души, верьте, что вы после смерти будете жить вечно. Если вы в это не верите, то вы не верите, что и Господь Христос воскрес, и тогда напрасна ваша вера. Берегитесь ложных учений и лжеучителей, которые проповедуют и видят в смерти полное уничтожение человеческой души. В особенности это замечается в наш век. Но пусть настоящий век волнуется, пытается именем разума основать веру в жизнь вечную; пусть он находит для защиты своего дела апологетов красноречивее Руссо или мыслителей глубже и проницательнее Платона, мы, христиане, без боязни можем ожидать их результатов. Я вам напомню только последнюю беседу самого великого из древних философов со своими учениками в его темнице в Афинах. Сократ умирал, яд тек в жилах великого мудреца, и уже леденели его члены. Ученики его, наклонившись к нему, спрашивали его беспокойным взглядом, что ему предносится за этим светом, а он, проницательный гений, возвышенная и искренняя душа, старался приподнять завесу, он пытался показать, что душа человека бессмертна, и напоминал своим ослабевающим голосом все доказательства этой великой истины! Но к чему привели его усилия? Не открыл ли он желанной истины? Увы! Он, величайший гений и философ, мог только сказать: «Может быть…» Ему его будущее представляется темным, неясным, а накануне перед своими судьями у него вырвались такие полные меланхолии слова: «Если уничтожение есть мой удел, все-таки его я предпочту жизни, ибо я испытал, что самый лучший из моих дней не стоит одной ночи спокойного сна». Вот чем кончились усилия величайшего философа и гения.
Но и новейшая философия, как и древняя, пошла ложным путем. Она думала своими собственными усилиями основать веру в бессмертие человеческой души. Достаточно вспомнить смерть таких, как Ролан, Валазе, Леба, Кондорсе [1] и др. Здесь не слышно было ни одного голоса о вечности.
Философии никогда не удастся основать веру в вечную жизнь. И человеческую душу не удовлетворит ни одна философская теория. Нужен голос с неба, который бы возвестил о вечной жизни, и Голос этот был, и мы уверовали Ему всей душой и всем своим сердцем. Голос этот ободрил нас и все здравомыслящее человечество. Спасителем нашим Иисусом Христом разрушена смерть и явлена жизнь и нетление через благовестие (ср.: 2 Тим. 1: 10). Начиная с Иисуса Христа здравомыслящее человечество исповедует свою веру в жизнь вечную. Начиная с Него вера эта овладела сердцами миллионов людей всех веков с такою чудодейственной силой, что шли на мучение, как на праздник, но не для того, чтобы избавиться от жизни, как убивающий себя индус, и не для того, чтобы вкусить наслаждение чувственного рая, как последователи Магомета, но для того, чтобы вступить в жизнь правды, святости и любви. Мы, верные Христу Богу, будем вместе с многострадальным Иовом говорить: Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27).
Перечитывая Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, я нашел в нем слова «вечная жизнь» 40 раз. И, не сомневаясь, могу утверждать, что Спаситель целью Своего учения поставил вечную жизнь. Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), – сказал Он. А как искать Царства Божия, если нет загробной жизни? Царство Божие и правда Его начинается здесь, внутри нас, но оно будет полным и вечным после смерти, ибо наше жительство на небесах (Флп. 3: 20), а здесь, на земле, мы чужеземцы, жизнь эта – это жизнь ожиданий, мы временные путешественники, стремящиеся к тихой вечной пристани неба. Я не понимаю состояние души таких людей, которые совершают свое земное течение со всеми его трудностями без Бога и Его помощи, без веры и надежды. В самые тяжелые минуты жизни, в самых ужасных страданиях у меня в сердце была и есть торжествующая надежда, которая укрепляет меня на тернистом пути. Я рассуждаю так: земле всецело я не принадлежу, моя земная жизнь временная, но я могу страдать, ибо знаю, что мои страдания имеют цель, которую объяснит мне вечность; знаю также, что кого Бог милует, того и наказывает. С таким убеждением я могу страдать. Страдайте и вы, братья мои, в надежде, что страдания ваши приведут вас к цели. Сейте везде за собой и кругом себя свои живые надежды, расточайте эту надежду в ночи сомнения, проповедуйте о будущей жизни, без которой настоящая земная жизнь была бы самой бестолковой, ненужной и бесцельной. Будем верить, что Христос, восста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15: 20). Аминь.
Читайте также: