Есть ли продолжение трудно быть богом
Повесть формально является продолжением одного из лучших произведений Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света». Действие повести происходит в наши дни, в нашем городе, только герои Стругацких постарели на десять лет, а изменились — лет на сто; таковы были эти десять лет в России. В центре сюжета — попытка ответить на вопрос, не дающий покоя христианской, да и не только христианской, культуре в течение многих тысяч лет: почему праведный несчастен, а неправедный счастлив? Пронзительно лиричная и одновременно — глубоко философская история человека, всю жизнь стоящего на грани ссоры с Мирозданием, и тем не менее остающегося человеком и мыслителем, сохраняющим способности любить, беречь и познавать. Концепция Бога-Мироздания, разработанная автором специально для этой повести, насколько можно судить, не имеет аналогов и предшественниц ни в мировой фантастике, ни в мировой теологии.
Продолжение повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких
В свою очередь у нее тоже есть продолжение — рассказ «Богу – Богово. » Владимира Германовича Васильева
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 96
Активный словарный запас: высокий (3102 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант | Интерпресскон, 1997 // Средняя форма (повесть) |
номинант | Бронзовая Улитка, 1997 // Средняя форма |
Похожие произведения:
Издания на иностранных языках:
master220641, 26 сентября 2008 г.
В «Миллиарде» была загадка.
Автор попытался дать на нее ответ.
Это его право, но меня такой ответ не устроил.
Yazewa, 15 января 2008 г.
Я честно читала в свое время «Время учеников». Как же, связано с АБС, интересно! Оказалось — неинтересно. Осталось острое чувство разочарования, близкое к даже раздражению: ну куда вы, ей-Богу, в калашный-то ряд! Ни одного достойного продолжения. Сначала было еще и чувство досады: батюшки, испортили. Потом оказалось, что нет. Абсолютно все выветрилось из памяти, никоим образом не прилипнув к первоисточникам.
Все это целиком относится и к данной работе. Рыбакову разве что в стиль более других удалось попасть, — потому что он в этом стиле, собственно, и пишет.
ceh, 4 декабря 2006 г.
Жалко, что эта прекрасная повесть осталась недооцененной. Что ж, для массового читателя она, наверное, оказалась очень необычной и сложной. Не по зубам, как говорится. Жалко.
Для меня — это по сути единственная вещь из всего проекта «Время Учеников», которая не уступила оригиналу. Истинно Рыбаковская, тонкая, вдумчивая, чувственная, глубоко философская. Это именно продолжение блестящих Стругацких, но неожиданное, а от того более интересное.
Vuvuzela, 23 августа 2014 г.
Мда. Как там говорилось:
«Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая…»
Вообще я бы сии фанфики назвал не «время учеников», а «фальшивые елочные игрушки». Вроде бы и блестят, но не радуют.
Странное ощущение. С одной стороны очень хочется высказать свое мнение об этой повести, с другой, чувствую, что автор поделился со мной чем-то настолько личным, если хотите интимным, что все размышления вслух тут не уместны. Миллиард. Стругацких я, если честно прочел один раз, довольно давно, и не скажу, что тогда посчитал эту работу даже в числе сильнейших в творчестве братьев. То, что я, довольно слабо, знаком с оригиналом, немного помешало, вначале, пониманию сюжетной линии. Но потом я вернулся к началу, немного вспомнив, в чем суть, и стал читать повесть КАК ОБСОЛЮТНО ОТДЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, БЕЗ ПРИВЯЗКИ К СТУГАЦКИМ. И тут, для меня все стало на свои места!
Главное, что показал автор, на мой взгляд, это то, что в жизни человека должен быть стержень, опора. И ее он видит в ЛЮБВИ. Именно она помогает ГГ пережить все тяготы, унижения, страх. Пусть для него самого и не осознанно, в сомнении, по крайней мере большую часть повествования. И не причем тут гомеоста. какое-то там мироздание, действовавшее во всем своем всемогуществе, у Стругацких, как мелкий рэкетир. Дело в человеке. И от него будет зависеть стержень, который питает его дела и помыслы. Любовь может ведь быть не только к близким, семье, людям, но и к истине. Но эта любовь приводит на костер, а не на Богом забытую окраину, в виде бомжа обливать собеседника презрением и желчью!
Рассуждать как именно связано произведение с Миллиардом. теперь, после прочтения, я считаю, бессмысленно. И спор это со Стругацкими или ответ. Какая разница? Повесть сама по себе очень нужная, полезная, кстати, написанная языком, наполненным образами и смысловыми посылами, и надо быть грамотным человеком, что бы уловить их. Стилистика полу-сожженной рукописи, на мой взгляд, выбрана и выдержана очень удачно. Атмосфера начала девяностых, труд ученых, переводящих ради заработка всякую безграмотную писанину, хохоча, чтобы не впасть в крайний цинизм или отчаяние; прописано так, что , по неволе , задумываешься об автобиографичности. Ну а финал. Это личное дело каждого. По крайней мере автор имел полное право подвести своего ГГ к именно такому.
P.S. Все таки прочтение данной повести подтолкнуло меня перечитать оригинал. Что-то я, наверно, недопонял у Стругацких!
mogzonec, 21 апреля 2015 г.
«За миллиард лет. » Стругацких для меня — это узнавание времени: глухие 80-е, пустота жизни, ничего не происходит, но страсти уже закипают, московское чаепитие и многое другое, что близко и понятно любому, кто тогда пытался разобраться в том, что происходит вокруг нас, и для чего мы живем. «Трудно стать богом» Рыбакова, хоть и формальное продолжение «Миллиарда. », хоть и вступает в определенный концептуальный спор с идеями Стругацких, но, в первую очередь, это все-таки блестящее и эмоциональное описание еще более глухих 90-х, точнее их первой половины. И это также узнавание времени, близкое и понятное каждому, кто тогда метался, пытаясь разобраться, ну не идиоты ли мы, или же выбор был все-таки правильный. Рыбаков великолепно передал время, настроение, метания, используя ту же чуть грустную, спокойную стилистику, характерную для «Миллиарда. » Стругацких, но при этом сохранил свою рыбаковскую экспрессию. Не думаю, что он писал реальное продолжение повести Стругацких, он писал все-таки свою повесть, немножко дискутируя с Учителями, пытаясь передать собственное восприятие того времени. А станет ли человек Богом — вопрос этот у него так и остался открытым. Ведь сосуществовать с богом, еще не значит быть им.
rosenkrantz, 17 февраля 2006 г.
Отлично описана атмосфера начала 90-х, аж ностальгия прошибает. Водка в баночках, всеобщий бардак, сданные в аренду площади в институтах и все такое. Но сама идея и все эти «. сказали Богу как другу» — это все увело далеко от Стругацких. Не о том они писали, совсем не о том.
mputnik, 26 апреля 2020 г.
«Время учеников» — это целый мир, в котором несколько поколений литераторов попытались если уж и не приблизиться к «литературному пьедесталу» АБС, то — хотя бы грамотно проимитировать это явление. Увы и ах, но в 90% случаев оной имитацией процесс и ограничился. Внешне — всё почти «один в один», с чувством, с огромным желанием, даже — с почитанием и где-то с благоговением, но. ещё раз увы — этого совсем не то, что ожидалось. Да, внешний вид — это почти половина успеха, но никак не больше оной половины, никак не больше.
Конкретно сей текст. Автор «прыгнул выше головы», выдал на гора нечто замысловато-философИчное, ненапряжно морализаторски-вдумчивое и фантазийно разнообразное. И . получилось — ПОЧТИ также, как и в первоисточнике. Но это «почти» — убивает все вышеозначенные положительные моменты. Суть (Идея) — она, безусловно, есть. Но она — ТРИВИАЛЬНА, аки валенок. Это — не мир Стругацких. И это — пардон, но не Фантастика. Это — именно — ИМИТАЦИЯ. Что было в «Миллиарде. »? Прежде всего — идея Гомеостатического Мироздания, некий эффект квазиразумной Вселенной, чей квазиРазум — «проявлялся» так, что ни доказать, ни опровергнуть его наличие было невозможно. Всё повествование балансирует на грани этой самой доказательности, и в этом — весь цимус, вся фишка повествования. Это вопрос Веры. Но — не требующей внешних признаков Культа. То бишь — проблематика позиции Личности, а не Бога. Религия — в любом её проявлении — ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНА эффекту Гомеостатического Мироздания, путать одно с другим — противопоказано.
Но «литературное чудо АБС» заключается не только в наличии вот ТАКИХ супер-пупер захватывапющих идей. Всё повествование строится «вокруг этой Идеи», при её отсутствии сам текст просто теряет смысл. Все слова, диалоги, описания — служат одной единственной цели: коснуться специфики аргументации Идеи, натолкнуть на размышления о сути Идеи, и т.д. и т.п. Муссируются все возможные аспекты Идеи — целесообразность, достоверность, важность, и т.д. и т.п. В ИТОГЕ — получается «литературное чудо АБС». Сама Идея — неогранённый алмаз, весь текст — результат профессиональной специфической огранки. Текст — бриллиант, в котором все три составляющих литТриады (Тема + Идея + Антураж) — гармоничны аки схема ограники, выверены с МАТЕМАТИЧЕСКОЙ точностью.
Здесь же получилось. — нечто СВОЁ: по сути, по специфике идейного наполнения, по антуражному оформлению. При чём тут АБС. Какие Миры Стругацких? Где тут Стругацкие?
Ах, да-да-да. как же это мы упустили. Внешний вид. Ну, да — имитация именно внешнего вида — имеет место, да. Но это же. пардон, опошление первоисточника. Не «дань памяти», а — чистой воды профанация. Именно так. Зачем путать Божий Дар с яичницей? Для чего? Книжка — в итоге — вполне себе более-менее ничего. Но это книжка — из ДРУГОГО МИРА
Андрона, 22 июля 2008 г.
Сколько книг прочитано за эти годы, но пара, занимающаяся литературной редактурой текстов и вылавливающая фразы типа: «Звездолеты летали между и везде. », «Какое гнусное пространство. » или «из под леса доносились индивидуальные голоса собак и кошкоподобный кашель преследователя..» запомнились намертво:haha:. Для меня эта повесть стала даже символом проекта «Время учеников». На данный момент многие ли из пишущих могут сказать, что они пишут СВОЮ НАСТОЯЩУЮ книгу, а не ловят неточности в чужих текстах?
LENA56, 8 июня 2008 г.
:rev:«. с тех пор все тянуться передо мной глухие кривые окольные тропы. » Так заканчивается «За миллиард лет до конца света», Вячислав Рыбаков подхватил эстафету и показал нам эти тропы. На фоне всеобщего бардака и запустения 90-х это выглядит особенно безрадостно, но автору всегда лучше удавались мрачные миры. Рыбакав смог создать крепкую, хорошую вещь, но это уже совсем другая история.
SoN, 2 сентября 2007 г.
Мастерски здорово. ): 3 в 1м:)))
Весьма Достоевская ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ получилась у Вячеслава Рыбакова! (СверхВольное продолжение ПИТЕРСКОЙ же «За миллиард лет до конца света» — а не «Трудно быть Богом» — Стругацких!.;))
Волн чешyйки в сеpом моpе
сеpебpо Невы чеканят…
Все безвеpье этот гоpод
дyшит добpыми pyками…
В этом стойбище тyмана,
в этом логове химеpы
даже семечко обмана
выpастает дpевом веpы.
andralf, 22 апреля 2014 г.
Довольно интересно, но не более того, все же не дотягивает до АБС, поскольку братьями планка поднята слишком высоко. Но альтернативные продолжения всегда интересны, так что советую всем кто любит «советскую» фантастику. Время точно не зря потратите.
Мяумикс, 25 сентября 2006 г.
главный герой, способный создавать только мечтая о том, что люди станут счастливее от его изобретения. понравилось
v_by, 22 октября 2005 г.
Неожиданное, но вполне логичное развитие ситуации, описанной в «За миллиард лет. » Все течет, все изменяется, и не всегда к лучшему — но все-таки миром правит этический закон.
ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
Авторов: 177
Произведений: 3382
1k Оценка:6.00*3 Фантастика
50k Оценка:5.51*50 Комментарии: 13 (10/07/2019)
86k Оценка:4.18*34 Комментарии: 62 (15/05/2011)
2k Проза
4k Оценка:4.84*55 Публицистика Комментарии: 7 (05/11/2010)
Издательство "Питер" буквально на днях опубликовало книгу "Зеркало для России: о чем молчит власть". Требуются парадоксальные идеи для реферата или диссертации? Не хватает аргументов для полемики с русофобами? Хотите поразить одноклассников и приятно удивить учителя истории? С утра мучает неуемное желание узнать главную тайну нашей загадочной Родины?Читайте эту книгу.
89k Оценка:5.51*54 Фантастика Комментарии: 3 (09/03/2016)
Продолжение знаменитого романа братьев Стругацких "Трудно быть богом", опубликованное в "Искателе". Сидя на белом коне с презрением взирать на дикое средневековье вокруг. Сверкающим мечом прогрессора наказывать мерзавцев, острым словом смущать подлецов, пировать в тавернах с бароном Пампой, крушить челюсти серым гвардейцам.Опять скрипит потертое седло. Снова кривит губы благородный Румата Эсторский на царящие в Арканаре подлость и невежество. Ему еще только предстоит узнать, кто стоит за доном Рэбой и в чем смысл великолепной интриги, некогда заверченной на далекой планете.
32k Оценка:6.00*3 Фантастика
Опубликован в журнале "Химия и жизнь". Остальные рассказы тоже где-то печатались и перепечатывались 17k Фантастика
13k Оценка:6.10*8 Фантастика
17k Фантастика
16k Фантастика
16k Фантастика
10k Фантастика
15k Фантастика
19k Оценка:5.94*5 Фантастика Комментарии: 3 (11/01/2009)
17k Фантастика
22k Фантастика
31k Оценка:4.93*7 Фантастика
"Знание-сила",Љ4 и5 за 2007г. 31k Оценка:6.93*7 Фантастика
"Если" 36k Фантастика
В журнале "Искатель" (ноябрь 2008 г.) опубликована новелла "Суперс", вошедшая в число победителей Большого конкурса фантастического рассказа, проводимого московским КЛФ при ЦДЛ. В тексте, замаскированном под фантастический рассказ, излагается история реальной и весьма успешной операции ФСБ. 42k Оценка:7.39*9 Фантастика
Рассказ вошел в число победителей конкурса "Фантастика 2008" ( призовой фонд конкурса - 30 000 рублей). 36k Оценка:7.00*4 Фантастика
Всякие истории случаются на конвентах фантастики. Вот и я поспорил с одним фантастом, что смогу написать вменяемый рассказ о Конвенте с такой "великолепной семеркой" героев: Аллах; Один из известнейших фантастов России; Первый олигарх Украины; Агент ЦРУ (как же без него); Лучший из патриотов России; Лучший историк Украины; Пророк Мухаммед. Пари я выиграю, если средняя читательская оценка рассказа будет выше 7 (хорошо).
Итак, главный герой «Трудно быть богом» — Румата. Землянин XXII века с тайной миссией на другой планете в эпоху Средних веков.
Что мы имеем? Имеем тотальную сеть планетарного охвата с видеосвязью чуть ли не в прямом эфире, хотя и односторонней:
«Историки на Земле видели и слышали всё, что видели и слышали двести пятьдесят разведчиков на девяти материках планеты».
И сеть давнюю — на Земле дети, будущие наблюдатели, уже играли в благородных донов.
Известные читателю агенты — весьма видные люди в своих странах. От шамана-эпилептика при вожде племени до командира роты мушкетё… арбалетчиков Его Величества. Или даже Генерального судьи и Хранителя больших государственных печатей. Все, кроме… Руматы.
Румата прекрасно подготовлен теоретически и психологически. Родословная — «с высоты моего происхождения не видно никакой разницы даже между королём и вами».
«На мечах — первый в мире». Физически — не слабее могучего барона Пампы, а то и сильнее. Раздаёт золото пудами — на уровне местных королевств. Его буквально знает каждая собака. И… что?
И ничего. Всех достижений — спасение нескольких книгочеев (которые спиваются от безделья) да внедрение носового платка. Сам герой отмечал: «Психологическая подготовка слезает с нас, как загар».
У Руматы везде знакомства, от короля до повстанца Араты Горбатого. Верных людей — никого. Решения феодала игнорируют и порицают собственные слуги!
Героя с репутацией великого любовника физически тошнит от местных красавиц. Лучший фехтовальщик мира на сотне с гаком дуэлей не убил никого. У человека, который вышел от местного «дона Корлеоне» Ваги Колеса, тут же срезали кошелёк.
И немудрено, что Румата отлично разбирается в засадах. С его-то поведением желающие его убить должны выстраиваться в очередь — от обманутых мужей и дворцовых карьеристов до любителей чеканной монеты с большой дороги.
Финал романа — полный проигрыш Руматы как землянина. Не обошлось и без резни на улицах.
На минуту — капитан Немо одним «Наутилусом» ставил на уши весь мир последней трети XIX века.
Уже мгновенная связь, доступ к любой информации и быстрый транспорт, не говоря о финансах, дают Румате в условные «Средние века» невероятные козыри. Причём списать на «нельзя вмешиваться» уже нельзя — по тексту, вмешиваться можно и нужно!
Вертолёт — привычный транспорт для героев
Но средневековый «мелкий хулиган и дурак» дон Рэба переиграл подготовленного землянина XXII века как младенца.
Стойте. А такой ли дурак дон Рэба?
Орёл наш дон Рэба
Человек ниоткуда: «Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник».
То есть полная противоположность Румате. И вероятно, намеренная. Авторы так старались сделать Рэбу, истребителя культуры и вообще редкостного гада, как можно более отвратительным, что получилось наоборот. Не верите?
Строго по тексту. Всего за три года Рэба запугал крайне чванливую аристократию до полной потери достоинства: «всякий называет себя родственником министра охраны короны по материнской линии». И захватил при живом короле абсолютную власть. А чего добился Румата за пять лет?
Ничтожный чиновник «снял с правительственных постов родовую аристократию» — что?! Человек, оставшийся после такого в живых, — явно не таков, каким рисует его Румата («чушь, мелочь… гений посредственности»).
Рэба владеет местным уголовным жаргоном, которого не знает Румата. Использует кого угодно: «остатки разбитой недавно крестьянской армии дона Кси и Пэрты Позвоночника, которых тайком подкармливает сейчас сам орёл наш дон Рэба на случай весьма возможных осложнений с баронами».
Он мгновенно просчитал «попаданца» Румату — и даже чрезмерную чистоту его золота. А затем — спокойно предложил этому «дьяволу» свои услуги!
Да, Рэба начал войны Арканара с соседями и баронами — и проиграл. «За такие промахи любой министр был бы повешен за ноги на верхушке Весёлой Башни, но дон Рэба каким-то образом остался в силе». А почему?
Но если дон Рэба с самого начала «работал» в пользу Святого ордена, намеренно ослабляя конкурентов, — так он просто гений.
«Шёпотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба — совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш».
Сейчас бы такого Рэбу назвали попаданцем. А тогда — прогрессором. Не зря поклонники Стругацких, например Лев Прозоров, пишут фанфики о том, что Рэба тоже был прогрессором, — просто Румата сорвался и наломал дров.
В порядке бреда можно предложить и теорию «работы в паре». Пока Румата отвлекал на себя внимание местной публики, Рэба тихо делал нужное дело — и куда успешнее прочих. За ночь высадить в чужом порту двадцать тысяч единообразно вооружённых воинов, особенно конников, — в Средние века задача явно для пришельца.
А то, что не все земляне на планете знали, — так идея первоначально могла быть инициативой мелкой группы или даже одного учёного. Тотальная секретность вполне в духе вселенной Стругацких, — вспомним «Обитаемый остров».
Минута реальности
А после разноса Хрущёвым современного искусства «мушкетёрский роман обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погружённой в сумерки Средневековья». И стал — благодаря литературному таланту и культурному багажу авторов.
Республика Соан с Академией наук — это всего лишь Сибирское отделение Академии наук. Рэба — изначально Рэбия, т. е. Берия. А заковыристое имя «Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара» — шутка опытного япониста Аркадия Стругацкого.
В начале 60-х всё тот же Хрущёв развернул яростную кампанию против религии. Стругацкие Хрущёва не любили — «но осадок-то остался». Поэтому «епископ и боевой магистр раб божий Рэба» — мракобес и полное чудовище. Мы видим его глазами человека 1960-х, а не нашего современника — с повальной любовью к инквизиторам и звёздным императорам.
Потому же в романе куча анахронизмов уровня «невозможно» — массовая колючая проволока до огнестрела, например. Исторически верное Средневековье авторам просто было не нужно.
Зато в романе есть неожиданно страшное открытие.
«Здесь вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любили не Человека, а только коммунара, землянина, равного нам». Получается, книгу можно трактовать и как «к чему приводит чванство современного образованного человека».
Да, трудно быть богом — а человеком быть ещё труднее. Не потому ли проиграл Румата?
Даже в XXI веке, перечитывая «Трудно быть богом», есть о чём подумать. А что думаете о Румате и Рэбе вы?
Герои противостоят злу которое оказывается общечеловеческим, зло фашизма вечно "Пулемет весь врос в землю. " Параллель с историей 20 века на лицо. В ранних вариантах рукописи антагониста дона Рэбу звали дон Рэбия что созвучно с Берия. А его приход к власти сравнивается с приходом к власти Гитлера. "За Гитлером стояли монополии. За доном Рэбой не стоял никто, и было очевидно, что штурмовики в конце концов сожрут его, как муху. Но он продолжал крутить и вертеть, нагромождать нелепость на нелепость, выкручивался, словно старался обмануть самого себя, словно не знал ничего, кроме параноической задачи — истребить культуру." Зло фашизма в романе сакрально, его не следует пояснять а значить и оправдывать. Оно не является событием истории, оно архетипично, вневременное событие. Через зло же и определяется добро данного времени-мира. На одном полюсе фашизм на другом гуманность.
В романе ставится ещё одна важная проблема Бескровного Вмешательства. Она яростно дискутируется героями
"— А пока мы будем выжидать, — сказал он, — примериваться да нацеливаться, звери ежедневно, ежеминутно будут уничтожать людей.
— Антон, — сказал дон Кондор. — Во Вселенной тысячи планет, куда мы еще не пришли и где история идет своим чередом.
— Но сюда-то мы уже пришли!
— Да, пришли. Но для того, чтобы помочь этому человечеству, а не для того, чтобы утолять свой справедливый гнев. Если ты слаб, уходи. Возвращайся домой. В конце концов, ты действительно не ребенок и знал, что здесь увидишь."
Иногда Румата ведёт внутренний диалог о Бескровном Вмешательстве
Базовая теория феодализма с точки зрения Руматы не соответствует реальности
Ну и конечно очень красивый финальный диалог Руматы и Будаха
— И это все? — спросил Румата.
— Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
— Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
— Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
— Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
— Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
— И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
— Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
— Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
— Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как-то не думал раньше о таких вещах. Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках.
— Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
— Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными. или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
— Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
В буддизме есть концепция бодхисаттв- существ которые достигли просвещения но остаются в миру и помогают другим существам, мы не можем быть бодхисаттвами пока в миру творится зло, но спускаясь в мир мы обязательно запачкаемся, обратите внимание что этот якобы разделённый мир романа на самом деле взаимопроникающий, в эпилоге ребята называют себя донами, а на планете между собой и так и эдак, то есть это ещё эксперимент и над человечеством Полдня, ведь исторический процесс не окончен. Вспомним Алмазную колесницу Акунина или есть ещё такая буддистская сказка, когда монахи везли золото для постройки ступы на Шри -Ланке, матросы решили убить монахов, но монахи обладали телепатическими способностями и узнали об их планах и убили матросов сами, во-первых таким образом матросы не попали в ад, во-вторых они построили ступу и дали возможность народу Ланки узнать буддизм и совершенствоваться, но конечно же пожертвовали собой. И здесь есть ещё одна мысль о том что благими намерениями вымощена дорога в ад, это конечно же правда, цель не оправдывает средства. Но мудрость здесь в том, что мы, мне кажется, достаточно развиты чтобы осознавать свои поступки. Различать ложь во спасение от лжи ради зла, насилие от борьбы со злом. Различать и брать на себя ответственность. Отметим что ненасилие работает и в обратную сторону когда Румата даёт золото на восстание которое повлечёт за собой может быть ещё и больше жертв чем после его финальной резни или когда он идёт с белым пером в спальню, а после фаворитку арестовывают, он же знал что с ней произойдёт. Это ненасилие оно точно так же находится в серой зоне, а значит ведёт к тьме. Единственный путь тогда это активное вмешательство с ответственной позиции более цивилизованного разума.
Ваще жанр вмешательства в историю достаточно разнообразен от полного запрета "И грянул гром" Брэдбери до частичного вмешательства "Конные варвары" Гаррисона и "Патруль времени" Андерсона. А теперь когда мы так умненько всё разложили по полочкам давайте актуализируем сюжет Стругацких и примеряем его на современные реалии! Прогрессорство США и Европы по отношению к исламскому миру? Запад конечно трудно воспринимать с позиции людей Полдня, которые не преследовали меркантильных и политических целей, но тем не менее мы можем провести такую параллель.
В фильме Германа идеалы не очевидны. Вся жизнь показана в чёрно-белых тонах. Если у Стругацких присутствуют хорошенькие горожанки в чепчиках, которые застенчиво стреляют влажными глазками, то у Германа нет даже возможности показать что-то приятное глазу. Жизнь Арканара это сплошная серость. Зло не связано с отдельными личностями оно рассеяно в окружающей действительности. Зло здесь приобрело статус антологичного. Оно есть природа всей серости. Если вспомнить Хрусталёва, то зло там принадлежало историческому периоду конкретной страны. В Трудно быть богом оно суть всего человечества. Зрителю приходится делать интеллектуальное усилие для того чтобы определить что есть добрым и красивым в этом полотне Босха. В этом нам конечно помогают цвета белый серый чёрный и рыжий. В фильме проговаривается что Румата и Кира рыжие, ну и конечно всё зло от рыжих))
В начале фильма перед нами заснеженный кадр- идеализированная картина планеты в эпохе Возрождение, и пока закадровый голос объясняет нам что на самом деле происходит реакция на Возрождение и истребление инакомыслящих, снег сменяется жопой и дерьмом.
Румата спит и ему снится детство, бабушка, он плачет. Здесь он ещё не запачкан миром Арканара, в белом исподнем, он играет на флейте казалось бы прямое физиологическое действие искусства музыки от которого не скрыться? но слуги затыкают уши, сам мир противится прогессорству. Когда мы наблюдаем эпизод на острове где прячут книгочеев один из них показывается с крыльями и объясняет что учится летать но всё больше вниз, а прогресс в химии превращается в самогонный аппарат! Арканар как будто выворачивает всё наоборот самым мистическим образом. После разговора с Рэбе на улице Румата топором рубит цепь и отпускает раба на что монах ему говорит ну зачем? он же умрёт без цепи! появляются голуби-символический знак божественного вмешательства и раб замертво падает на землю.
Божественная природа Руматы очень красиво показана в эпизодах когда он обещает высечь раба, тот говорит ему ну ты же Бог, ты добрый и Румата в ответ "Ещё как высеку в кошмарном сне не снилось" и выплёвывает воробушка. Или ещё один замечательный кадр когда Румата входит в застенки Рэбе и на плечо ему садится сова. Ну и самая очевидная метафора въезд Руматы на ослице в город, параллель Христу въезжающему в Иерусалим, только здесь он сидит задом на перёд и бросает в монахов кошель (я так понял, хотя может и гадость какую кинул) вместо того чтобы изгонять их как фарисеев, монахи его проклинают "Пусть тебе твой осёл вставит". Румата теряет сознание от выпитого раньше яда- символическая смерть Христа и когда приходит в себя видит перед собой огромную елду осла и понимает что проклятие мистическим образом обошло и осёл не вставил!))
Следовало бы ещё припомнить цветы платки молоко и рыбу. Рыба это знак ордена монахов. После того как Румата теряет сознание на въезде в город монахи преподносят рыбу в знак мира. Мальчик наклоняется над рыбой и говорит и познаешь ты муки, затем рыба кусает раба и тот истошно орёт на всю улицу. Вспомним ещё эпизод когда Румата спорит с капитаном охраны короны и настойчиво повторяет ему "Рыба любит молоко"! А до этого в замке короля когда капитан доносит Румате о Будахе он пьёт молоко и жалуется на страх смерти. Румата в ответ говорит что страх смерти есть ересь и роняет платок. Платки Румата ваще роняет весь фильм, очень часто их подбирают обычные дети, обычно платки падают после каких-либо сентенций типа о страхе смерти, таким образом Румата этими белыми платками как бы сеет доброе в этом мире онтологического зла. Вспомним так же цветы. Цветы это истина/ знание в мире Германа. В замке Румата обменивается цветами как и стихами с бардами. А на допросе у Рэбе когда тот срывает покров с прошлого Руматы то вываливает в кадр целую охапку роз.
В принципе экранизация Германа достаточно дословна)) Конечно если не брать во внимание символические вещи платки совы цветы ослы то эпизоды легко узнаются по диалогам. Когда Памап начинает вертеть мечом вы вдруг узнаёте что странная локация под причалом у костра это оказывается корчма! а когда монах на коне тыкает в Румату копьём зритель вспоминает аналогичный эпизод из книги. Но конечно же есть принципиальные отличия в сюжете которые мы должны соответственно истолковать.
Во-первых это красивый сюжет с Аратой Красивым! Арата приходит в дом Румата и рассказывает ему о том что ночью за его имуществом придут монахи ордена и ему следует сделать выбор либо умереть либо возглавить орден. Румата отказывается и тогда Арата заявляет что давно знал о том что "Бог сдох а иначе как? И ты я видел пускаешь соплю! Станешь во главе ордена а иначе полетишь к своему папашке" и затем ночью Арата убивает Киру чтобы выманить бога на чёрных! Если в книге Арата просто обвинял богов Полдня в их растлевающем присутствии на планете то здесь Герман добавляет дополнительный обертон в виде предательства Араты и убийства бога, богоборчества. Ставит вопрос о средствах для достижения цели.
Во-вторых конечно же смерть Пампы. После уже казалось бы успешного побега Пампы следующим кадром нам показывают изрешечённое стрелами тело барона и Будах который насмехается над нам и кричит ну кто теперь гав-гав барон? Это барон в фильме сдал Будаха дону Рэбе и Будах затаил обиду, потом ещё Памапа смеётся над книгочеем и говорит что Румата его ещё научит читать, а вот бароном Будаху никогда не стать! то есть вместо книжного философа "Доктор Будах, отмывшийся, переодетый во все чистое, тщательно побритый, выглядел очень внушительно. Движения его оказались медлительны и исполнены достоинства, умные серые глаза смотрели благосклонно и даже снисходительно." пред нами предстаёт эгоистичный злопамятный собственно уже и не нужный даже для финального философского спора. Тут больше не о чём спорить! Будах лишь просить стереть уничтожить человечество а Румата говорит что сердце его полно жалости.
Герман поднимает вопрос что же такое человек среди этой булькающей чавкающей массы реальности. Румата ещё человек после учинённой им резни? Пампа, Будах? У Стругацких их легко отличить, они ещё верят в гуманизм, Герман же заостряет вопрос. Обратите внимание на финал, когда после чёрного лица Руматы вымазанного в крови с белками глаз вдруг белое небо и наступает почти ощутимое физическое облегчение после резни. Да у Руматы едет крыша и это цена.
И конечно в финале мальчик спрашивает мужчину нравится ли ему музыка? от неё у него болит живот. Та самая музыка от которой слуги затыкали уши, у мальчика болит живот. Конечно это о фильме, такое кино мало кому нравится, но это не отменяет его необходимости.
Читайте также: