Эрик серра 5 элемент
«Пятый элемент» французского режиссёра Люка Бессона — эталонный пример добротного развлекательного кино. Несмотря на весь космический антураж это, конечно же, сказка — с простым ясным сюжетом и незатейливым доходчивым юмором. По сути, всё очарование фильма кроется в деталях.
Сюда можно отнести и колоритный актёрский состав во главе с Брюсом Уиллисом и рыжеволосой Милой Йовович, и постмодернистскую иронию (халат монаха Корнелиуса явно намекает на Йоду из «Звёздных войн»), и фантасмагорические наряды, разработанные Жаном-Полем Готье, и мастерский монтаж, придающий повествованию ритм и дополнительный смысл (вспомним, как сцена полового акта перекликается с взлётом космического корабля).
Не менее важную роль в «Пятом элементе» играет музыка. Она звучит почти непрерывно и занимает 90% экранного времени. Недаром саундтрек к фильму разошёлся по миру тиражом более 750 тысяч копий.
Музыкальной же кульминацией «Пятого элемента», безусловно, является выступление синекожей инопланетной Дивы Плавалагуны.
По сути, оно состоит из двух разных частей. В начале Дива исполняет вполне классическую арию «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Однако неожиданно раздаются электронные ритмы, и ария переходит в необычный экспрессивный вокализ, известный под названием «The Diva Dance» («Танец Дивы»). Дива действительно не только издаёт невообразимые звуки (порой заставляющие вспомнить «Соловья» Алябьева), но и характерно двигается. При этом параллельно, за кулисами представления, разворачивается бой супердевушки Лилу со злобными мангалорами. практически синхронизированный по ритму и движениям с перфомэнсом Плавалагуны.
Написал этот вокализ (как и прочую оригинальную музыку к фильму) композитор Эрик Серра. С Бессоном он сотрудничал уже давно — начиная с первой короткометражки режиссёра «Предпоследний» (1981) и далее без перерыва — «Подземка», «Её звали Никита», «Леон»…
Многие, услышав впервые неземную арию Плавалагуны в фильме "Пятый элемент", посчитали ее искусным симбиозом человеческого и электронного голосов. Присоединяющиеся звуки флейты в некоторых пассажах невероятно усиливали этот эффект.
И если первая часть арии была узнаваема с первых звуков, то вторая - меня немало и удивила, и восхитила.
Трагическая опера Гаэтано Доницетти по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» - занимает почетное место в репертуарах многих известных театров мира.
И я не раз слышала восхитительную арию Лючии "Сладкий звук" в исполнении Марии Каллас, Анны Нетребко и Натали Дессей.
Так откуда взялась эта космическая вторая часть арии Плавалагуны, которая так органично подчеркнула всю фантастичность сюжета? И чей голос, за пределами человеческих возможностей, в ней звучит?
Столь талантливо "дописал" Доницетти кинокомпозитор Эрик Серра - неизменный автор музыки к фильмам Люка Бессона. Это его саундтреки звучат в картинах "Леон", "Никита", "Голубая бездна".
Но вокализ "Танец Дивы", которым он дополнил арию Плавалагуны, можно назвать одним из лучших его творений, не уступающим по великолепию и сложности партии Лючии.
Исполнила эту космическую арию албанская оперная певица Инва Мула, обладательница уникального лирического сопрано. Но, если с классической партией Инва справилась без особого труда, то с вокализом без эффектов не обошлось. Отсюда и ощущение нереальности голоса.
Диапазон вокализа оказался слишком широк для певицы и Серра пришлось "раскроить" его: верхние ноты исполняла Инва, а нижние - сам композитор. Затем звукорежиссер фильма смешал голоса и обработал их на компьютере. Так появились чистейшие переходы от басовых нот в колоратурную высь.
После того, как я узнала об этих "компьютерных играх", стало понятно, почему в арии Плавалагуны, которая теперь входит в репертуар Инвы, нет таких густых низких нот.
После выхода фильма, многие исполнители, не зная о технических нюансах записи, попробовали себя в роли космической дивы. И многим это удалось, что лишний раз доказывает: возможности человеческого голоса безграничны.
Вот несколько исполнителей, которые на мой взгляд, с легкостью бы озвучили диву и без компьютерной обработки.
Читайте также: