Деревья травы воды облака тени отражения
Первые русские пейзажисты могли обнаружить нечто, достойное их кисти, только в солнечной Италии, среди виноградников, пиний, скал и голубого неба. Но прошло совсем немного времени, и публика увидела на полотнах русских художников прилетевших ранней весной грачей, скромные московские дворики, просторные поля ржи и неповторимую игру света в берёзовых рощах — всё то, что окружало их в повседневной жизни.
Конечно, появление тюбиковых красок раскрепостило художников, позволило им выйти из мастерской и делать не только карандашные и акварельные наброски, но и этюды маслом. Живописцы могли работать при натуральном освещении и писать не обобщённые виды, а конкретные места, запечатлевать нужное состояние природы.
Но великий русский ботаник К. А. Тимирязев в статье «Естествознание и ландшафт», развивая мысль о единых корнях науки и искусства, утверждал, что пейзажная живопись достигла своего развития не случайно именно в XIX веке: то было время и бурного развития естествознания.
Эту же мысль высказал и другой великий учёный — Д. И. Менделеев в статье «Перед картиной Куинджи». Размышляя о том, как развивался жанр, он отмечал, что мастера прошлого видели в пейзаже лишь рамку для своих произведений, но как только человек обратил изучающий взгляд на природу, «из мёртвой и бесчувственной она стала живой, полной движения, скрытой энергии и красоты…». Заканчивая мысль, Менделеев пишет: «…быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи».
Предчувствие не обмануло учёного. Пейзажная живопись вошла в ряд ведущих жанров. И если распределить живописные холсты вдоль временнóй оси, можно увидеть воочию, какой рывок сделала отечественная школа — от первых декоративных изображений императорских дворцов и парков, от картин с роскошными видами Италии до полотен, воссоздающих пластическое богатство родной страны.
Такую возможность — проследить развитие жанра «вдоль временной оси» — получают посетители единственного в России Музея пейзажа.
Музей открыли в 1997 году в Плёсе — живописном городке Ивановской области, расположенном на правом — высоком — берегу Волги. Город уютно раскинулся на холмах, откуда открываются необыкновенно красивые виды на реку, на противоположный берег, на окрестности.
С Плёсом связано самое счастливое и самое плодотворное время в творчестве замечательного пейзажиста Исаака Левитана. Здесь появились на свет его наиболее известные полотна: «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Берёзовая роща», «Золотая осень. Слободка», «Тихая обитель», «Ветхий дворик», «Волга»… Серия этих картин, по словам М. В. Нестерова, принесла Левитану настоящую известность. Но, что важнее, в этих местах он обрёл свою неповторимую манеру — «Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана». Картины того периода с разнообразными видами украшают многие галереи страны.
«Когда-нибудь я скоплю денег, выкуплю свою мастерскую, и, когда стану старой калошей или умру, вы устроите в ней Дом пейзажа», — сказал как-то Левитан.
Мечта художника воплотилась в жизнь.
Музей пейзажа разместился в старинном особняке, принадлежавшем ранее купцам К. М. Грошеву и П. П. Подгорнову. Трёхэтажный, «под красной крышей дом» (о чём неоднократно упоминали современники) построен в конце XVIII века в стиле провинциального классицизма. Фасад его, обращённый к Волге, украшен лепниной. Это старейшее здание в нижней части Плёса, сохранившееся в прекрасном состоянии. Выбор здания для музея не случаен, — этот особняк запечатлел Левитан на картине «Вечер. Золотой Плёс».
Основу коллекции составили уникальные произведения конца XIX — начала ХХ века. Коллекция значительно расширилась за счёт большого раздела современного искусства — произведений живописи художников 1950—1980-х годов, переданных в дар музею Министерством культуры.
Художникам-передвижникам отведён отдельный зал, где экспонируются работы В. Д. Поленова, Н. Н. Дубовского, Н. А. Ярошенко, И. Н. Творожникова и А. А. Киселёва.
Большая подборка картин посвящена участникам творческого объединенения «Союз русских художников», инициаторами создания которого были С. А. Виноградов и В. В. Переплётчиков.
Самая значительная коллекция музея представлена полотнами художников так называемого левитановского круга, работавших в Плёсе. Они образовали своеобразную «колонию живописцев», нашедших в маленьком провинциальном городке идеальную натуру для «пейзажа настроения».
Посетители музея имеют возможность проследить и то, как развивался отечественный жанр в творчестве мастеров советского периода: Н. П. Крымова, С. А. Чуйкова, М. В. Куприянова, К. Н. Бритова, К. М. Максимова.
Традиции отечественной школы никогда не прерывались и продолжают развиваться, о чём свидетельствуют выставки лучших пейзажистов нашего времени. Недавно в музее состоялась персональная выставка народного художника России, главного художника МХАТ им. М. Горького Владимира Серебровского «Очарованье русского пейзажа», открывшаяся благодаря сотрудничеству работников музея и галереи Вересов.
Эта выставка стала логическим продолжением основной экспозиции — полотен, созданных мастерами прошлого, именно в них черпал вдохновение «романтический реалист» В. Г. Серебровский.
Картины Владимира Серебровского гармоничны и упорядочены особым образом. Деревья, травы, воды, облака, тени, отражения, блики образуют текучие формы, создавая впечатление постоянного движения, живого процесса. Пейзаж словно бы рождается на глазах зрителя, никогда не воплощаясь полностью и обещая продолжение. Если вернуться к картине завтра, то может даже показаться, что она изменилась — «самоорганизовалась». Наверное, именно это имел в виду выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейман, когда писал: «Созерцая закаты, волны в океане, хоровод звёзд на небе, мы испытываем не только эстетическое наслаждение. Созерцатель каким-то загадочным образом действует в унисон с аналитиком, и художественные формы изменяются под влиянием новых научных представлений о мире».
Значит, жанр пейзажа подарит нам ещё немало открытий.
Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя её красот есть какая-то внутренняя органическая связь.
К. А. Тимирязев
И быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи.
Д. И. Менделеев
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Для того ЧТО(БЫ) наш глаз увидел КАКОЙ(ЛИБО) предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже потом на сетчатку.
(ПО)ВСЕМЕСТНО на Руси в XVI столетии росли крепости — каменные стражи, в начале века были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле и Коломне, (ЗА)ТЕМ — в Зарайске. Москва не только город, а целый мир, его постигает каждый (ПО)СВОЕМУ, (В)МЕРУ отпущенных сил, знаний, возможностей, зоркости.
Мастеровитость ТО(ЖЕ) универсальна: если есть у человека терпение в труде, упорство, он будет хорошим работником, за ЧТО(БЫ) ни взялся.
(НА)СЧЁТ эстетических достоинств трилогии есть, что называется, разные мнения, однако надо иметь (В)ВИДУ: приз читательских симпатий эти книги так или иначе завоевали.
1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.
4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу
9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз
10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.
11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.
13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
15.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.
18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.
19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.
20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.
22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45
Сумеречными лучами учёные называют распространённое оптическое явление, выглядящее как чередование множества светлых и тёмных полос на небосводе. При этом все эти полосы расходятся из текущего места нахождения Солнца.
Сумеречные лучи – одно из проявлений игры света и тени. Мы уверены, что воздух совершенно прозрачный, а лучи света, которые проходят сквозь него, невидимы. Но в случае наличия в атмосфере мельчайших капелек воды или частиц пыли солнечный свет рассеивается. В воздухе образуется белесая дымка. Она практически незаметна в ясную погоду. Но в условиях облачности частицы пыли или воды, находящиеся в тени туч, освещаются слабее. Поэтому затенённые области воспринимаются наблюдателями, как тёмные полосы. Чередующиеся с ними хорошо освещённые области, наоборот, кажутся нам яркими световыми полосами.
18. Крушинница
В начале апреля, когда устанавливается стабильно тёплая и солнечная погода, можно заметить красивое светлое пятнышко, порхающее от одного весеннего цветка к другому. Это – бабочка, называемая крушинницей или лимонницей.
Размах крыльев крушинницы составляет порядка 6 сантиметров, длина крыльев – от 2,7 до 3,3 сантиметров. Интересно, что расцветка самцов и самок отличается. Мужские особи имеют яркие зеленовато-лимонные крылышки, а женские – более светлые, практически белые.
Крушинница обладает удивительно реалистичным природным камуфляжем. Её очень трудно отличить от листьев растений.
20. Соляные пустыни
Соляные пустыни встречаются во всех уголках Земли. У людей, находящихся посреди них, искажается восприятие пространства по причине отсутствия любых ориентиров.
На фотографии вы можете увидеть высохшее соляное озеро, расположенное в южной части равнины Альтиплано (Боливии) и носящее название солончак Уюни. Это место находится на высоте в 3,7 километра над уровнем моря, а его общая площадь превышает 10,5 тысяч квадратных километров. Уюни – самый крупный солончак на нашей планете.
17. Северное сияние
Солнце очень нестабильно. Иногда на его поверхности случаются мощные взрывы, после которых в сторону Земли на огромной скорости направляются мельчайшие частицы солнечного вещества (солнечный ветер). Чтобы достичь Земли, им требуется около 30 часов.
Магнитное поле нашей планеты отклоняет эти частицы к полюсам, вследствие чего там начинаются обширные магнитные бури. Протонные и электроны, проникающие в ионосферу из космического пространства, взаимодействуют с ней. Разрежённые слои атмосферы начинают светиться. Всё небо окрашивается разноцветными динамично движущимися узорами: дугами, причудливыми линиями, коронами и пятнами.
24. Линзовидные (лентикулярные) облака
Уникальная особенность линзовидных облаков заключается в том, что каким бы сильным не был ветер, они остаются неподвижными. Потоки воздуха, проносящиеся над земной поверхностью, обтекают препятствия, благодаря этому образуются воздушные волны. На их краях и образуются лентикулярные облака. В их нижней части происходит непрерывный процесс конденсации водяного пара, поднимающегося с поверхности земли. Поэтому линзовидные облака не изменяют своего положения. Они просто зависают в небе на одном месте.
Лентикулярные облака чаще всего формируются на подветренной стороне горных хребтов или над отдельными вершинами на высоте от 2 до 15 километров. В большинстве случаев их появление сигнализирует о приближающемся атмосферном фронте.
Это интересно: Из-за необычной формы и абсолютной неподвижности люди часто принимают линзовидные облака за НЛО.
22. Голова индейца Апаче
Это естественное горное образование во Франции ярко иллюстрирует нашу способность узнавать знакомые формы, например, человеческие лица, в окружающих объектах. Учёные недавно выяснили, что у нас даже имеется специальный участок мозга, отвечающий за распознавание лиц. Интересно, что визуальное восприятие человека устроено так, что любые объекты, схожие по очертаниям с лицами, замечаются нами быстрее, чем остальные визуальные раздражители.
В мире существуют сотни природных образований, эксплуатирующих данную способность человека. Но согласитесь: горный массив в форме головы индейца Апаче – наверняка, самое поразительное из них. Кстати, туристы, которым выпала возможность лицезреть эту необычную скалистую формацию, расположенную во французских Альпах, не могут поверить, что она сформировалась без вмешательства человека.
16. Противосумеречные лучи
Эти лучи наблюдаются в момент заката Солнца на восточной стороне небосвода. Они, как и сумеречные лучи, расходятся веером, единственное отличие между ними – расположение относительно небесного светила.
Может показаться, что противосумеречные лучи сходятся в какой-то точке за горизонтом, но это только иллюзия. В действительности, лучи Солнца распространяются строго по прямым линиям, но при проекции этих линий на сферическую атмосферу Земли образуются дуги. То есть иллюзия их веерообразного расхождения обуславливается перспективой.
23. Страж Пустоши
Страж Пустоши (другое название – «Голова Индейца») – уникальная геоформация, находящееся вблизи от канадского города Мэдисен Хэт (юго-восточная часть провинции Альберта). При взгляде на неё с большой высоты становится очевидно, что рельеф местности формирует очертания головы местного аборигена в традиционном индейском головном уборе, пристально смотрящего куда-то на запад. Причём этот индеец ещё и слушает современные наушники.
На самом деле, то, что напоминает провод от наушников, является тропой, ведущей к нефтяной вышке, а вкладыш – это непосредственно сама скважина. Высота «головы индейца» – 255 метров, ширина – 225 метров. Для сравнения: высота знаменитого барельефа в горе Рашмор, на котором высечены лица четырёх американских президентов, составляет лишь 18 метров.
Страж Пустоши образовался природным путём в ходе выветривания и эрозии мягкой почвы, богатой глиной. По оценкам учёных, возраст этой геоформации не превышает 800 лет.
21. Волна
Волна — образованная естественным путём галерея из песка и скальных пород, располагающаяся на границе американских штатов Юта и Аризона. Поблизости находятся популярные в США национальные парки, поэтому Волна ежегодно привлекает сотни тысяч туристов.
Учёные уверяют, что эти уникальные скалистые образования формировались не один миллион лет: песчаные дюны под воздействием условий окружающей среды постепенно затвердевали. А ветер и дожди, длительное время воздействовавшие на эти образования, отшлифовали их формы и придали им столь необычный вид.
25. Облака с грозовым валом
Нагоняющие ужас облака с грозовым валом наблюдаются на равнинных территориях довольно часто. Они опускаются очень низко над землёй. Возникает ощущение, что если подняться на крышу здания, можно дотянуться до них рукой. А иногда может казаться, что такие тучи вообще соприкасаются с поверхностью земли.
Грозовой вал (другое название – шкваловый ворот) визуально похож на смерч. К счастью, в сравнении с этим природным явлением, он не настолько опасен. Грозовой вал – это просто низкая, горизонтально ориентированная область грозового облака. Образуется она в его передней части при быстром движении. А ровную и гладкую форму шкваловый ворот приобретает в условиях активного восходящего движения воздуха. Такие облака, как правило, формируются в тёплый период года (с середины весны до середины осени). Интересно, что период жизни грозовых валов очень короткий – от 30 минут до 3 часов.
Согласитесь, многие из перечисленных выше явлений кажутся поистине волшебными, даже несмотря на то, что их механизмы можно легко объяснить с научной точки зрения. Природа без малейшего участия человека создаёт удивительные оптические иллюзии, поражающие воображение даже много чего повидавших на своём веку исследователей. Как тут не восхититься её величием и могуществом?
19. Магнитный холм
В Канаде есть холм, на котором происходят экстраординарные вещи. Припарковав автомобиль возле его подножия и включив нейтральную передачу, вы увидите, что машина начинает катиться (без какой-либо помощи) вверх, то есть в сторону подъёма. Многие люди объясняют удивительное явление воздействием невероятно мощного магнитного, заставляющего машины катиться вверх на холм и развивать скорость до 40 километров в час.
К сожалению, ни магнетизма, ни волшебства здесь нет. Всё дело в обычной оптической иллюзии. Благодаря особенностям рельефа небольшой уклон (примерно в 2,5 градуса) воспринимается наблюдателем, как подъём наверх.
Основной фактор создания подобной иллюзии, наблюдаемой и во многих других местах земного шара, – нулевая или минимальная видимость горизонта. Если человек не видит его, то судить о наклонности поверхности становится достаточно трудно. Даже объекты, в большинстве случаев расположенные перпендикулярно земле (к примеру, деревья), могут склоняться в любую сторону, вводя наблюдателя в ещё большее заблуждение.
Читайте также: