Декоративные элементы готики
Готический стиль имеет множество особенностей, которые делают его абсолютно уникальным и непохожим ни на какой другой. Во-первых, не существует другого стиля просуществовавшего и развивавшегося почти десять веков. Во-вторых, ни один другой стиль не имеет такого глубокого религиозного подтекста: готика – это, в первую очередь, стиль католической архитектуры. Поэтому, все основополагающие элементы имеют теологическое значение. Со временем, религиозный смысл отошёл на второй план. Сегодня, когда мы отделываем интерьер загородного дома, у нас нет цели прославлять Господа. Однако, нельзя забывать историю и истинный смысле средневековых интерьеров.
История появления стиля и значение каркасной системы для архитектуры.
В XI веке европейские архитекторы сделали ряд революционных открытий. Они научились рассчитывать нагрузку на опоры здания при строительстве, что коренным образом изменило подходы к строительству и оформлению зданий. В предшествующий романский период возводились замки с толстыми стенами и маленькими окнами, инженеры просто не знали, как облегчить конструкцию так, чтобы не повредить её прочности. Понимание того, что в основу здания можно заложить базовую группу опор (каркас), которая станет основой строения, позволило совершить прорыв в архитектуре. Мастера осознали, как можно конструировать большие окна, создавать просторные помещения, наполненные светом и, самое главное, - сосредоточиться на декоративном наполнении интерьеров. Стало возможно украшать не несущие стены как угодно, не нанося ущерба их прочности.
На протяжении несколько столетий после появления, готика использовалась только в церковной архитектуре. Оформление жилых интерьеров в таком стиле считалось кощунственным. Технологии строительства и декоративного оформления интерьеров были настолько сложными и дорогостоящими, что на возведение собора уходило, зачастую, несколько столетий. Только к XV веку, появляются первые жилые готические здания, но позволить их могли только очень богатые люди.
К концу XVI века готическая архитектура приходит в упадок, ей на смену приходит эпоха Возрождения с её интересом к античной греческой и римской культуре. Однако, спустя несколько столетий, к концу XVIII века, начинается бурный период возрождения средневекового стиля. Именно в XIX веке сложилось понятие светского жилого готического интерьера, которое сейчас считается классическим. Именно об этом периоде развития мы будем говорить в нашей статье больше всего, хотя коснёмся и других направлений.
Что означает термин «готика» (происхождение и значение)? Вплоть до XVI столетия стиль назывался «французским», по месту его зарождения. Однако, когда наступил новый период в искусстве, то средневековые постройки стали повсеместно называть убогими, отсталыми и страшными. Итальянский историк искусства Дж. Вазари предложил термин «Готика», который должен характеризовать варварскую культуру готов (дохристианских племён). Поэтому, «Готика» – это, ни что иное, как оскорбление и унизительное название культурного наследия средневековья.
Важное замечание! Многие путают классическую готику с мистическим «стилем готов» - это синтетический стиль XX века, который отличается мрачным дизайном и символами загробного мира. Прямого отношения к католическому христианскому стилю все эти «комнаты страха» не имеют и абсолютно не грамотно их смешивать.
Готический и романский стили
Готический стиль сменил стиль романский. Романский и готический стили кажутся совершенно разными в своем архитектурном выражении, однако, готика многое наследовала от романского стиля. Особенностью готического зодчества стала каркасная система – этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра – нервюры.
Нервюры в готическом своде.
Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода – возможность покрывать здания неправильной формы.
Благодаря каркасной системе в готических соборах значительно уменьшалась нагрузка на стены.
Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта собора, образующих в плане крест. Неф - прямоугольное в плане внутреннее пространство собора, огражденное наружными стенами. Трасепт - поперечный неф в крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной неф.Благодаря новому подходу к строительной конструкции романская и готическая архитектура очень разнятся внешне. Романские сооружения имели гладкие толстые стены, которые создавали ощущение защиты и силы, замкнутости, отчуждения. Готические строения представляют собой пример сложного взаимодействия окружающей среды и внутреннего пространства. Такой эффект достигается при помощи больших окон, кажущимися воздушными и легкими башнями, каменным декором.
Романский и готический стиль отличаются декором зданий благодаря витражам, тысячам скульптур, статуй, лепнине с природными мотивами, которые стали характерными элементами готики и практически отсутствовали (или использовались в небольших количествах) на фасадах романских сооружений.
Аббатство Мария Лаах (Abtei Maria Laach) в романском стиле немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера в горах Айфель. Монастырь заложил в 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства - 1216 год.
На фото Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)
Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге - первом готическом строении в Германии. (1209 - 1520 гг.)
Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Величавость соборов, их величина, несоизмеримая с размерами человека, оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующего человека. Пример готического стиля в архитектуре, фото которого представлено ниже:
Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.)
Этапы развития готического стиля в архитектуре
В готической архитектуре выделяются несколько этапов развития: ранний, зрелый -высокая готика и поздний, так называемая «пламенеющая» готика.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Примеры готического стиля раннего периода: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг.
Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.
Зрелая готика.
Сооружения зрелой готики возводились с 20-х годов 13 века и до его конца. Примером являются соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.
Собор в Реймсе ( Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d'Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.
Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв.
Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.
Скульптура на фасаде Миланского собора
В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.
Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах
Сооружения готической архитектуры строились и перестраивались в течение многих десятилетий, а иногда намного дольше. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Поэтому трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. К 15 веку в Европе появился новый класс - буржуазия, стали развиваться централизованные государства, укреплялись светские настроения в обществе. Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение.
Дизайн готической архитектуры примечателен тем, что все его элементы направлены на создание эффекта величия, устремленности ввысь, соединения с Божественным светом.
Готический собор в Кутансе, Франция.
В готическом дизайне существуют самые разнообразные приемы, отражающие философию средневекового духовенства. Создание каркасной системы кровли позволило возводить сооружения невероятной для тех времен высоты, создавать сложные ажурные конструкции, облегчить стены и увеличить окна. Фасады готических сооружений украшены богатым скульптурным декором. Огромные окна с витражами, большое количество скульптурных композиций, выполненных в динамичной манере, способствовали созданию эффекта маскировки конструкции здания. Рассмотрим конструкцию и дизайн фасада готического храма на примере одного из наиболее знаковых сооружений готики - Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).
Собор Парижской Богоматери. Париж. Западный фасад.
Западный фасад здания в стиле готика архитектурно разделялся по горизонтали на три части. В нижней части располагались порталы с дверями. Портал был похож на крыльцо, как сделали строители в Реймсском соборе, или на паперть, ведущую внутрь здания, так устроен портал в соборе Нотр-Дам в Париже – такой портал называли «перспективный».
Порталы готических зданий были щедро декорированы статуями католических святых, ангелов, библейских персонажей. Нередко над порталами, на втором ярусе сооружения, располагали галерею скульптур («галерея королей»). Для готической скульптуры был характерен «готический изгиб» или «готическая кривая» - S -образный изгиб фигур, отображающий душевное состояние изображаемых персонажей. Третий ярус представлял собой аркадную галерею или стрельчатые окна. Фасад готического здания могли венчать фронтоном, щипцом - карнизом, который визуально казался продолжением стены, или пинаклем – декоративной башенкой.
Нартекс – (nárthex), входное помещение с западной стороны христианского храма.Контрфорсы также могли декорироваться пинаклями. Если был фронтон, то его внутреннее треугольное или полукруглое поле (тимпан) декорировали горельефами. Наиболее распространенными темами дизайна готического стиля были: Страшный суд, сюжеты, посвященные Деве Марии, или сюжеты, связанные со святым, которому посвящен храм. По сторонам от нартекса размещались башни.
Пример плана готического сооружения и расположение нартекса.
На шпиле башни, расположенной над средокрестием, нередко помещали символическую фигуру. В дизайне готических зданий использовались объемный резной декор - крабы, кроссы, ими украшали ребра крыши и пинаклей. Порталы и окна украшались высокими остроконечными фигурами - вимпергами. Торец трансепта* оформляли, как и западный фасад сооружения, создавая порталы, витражные окна и скульптурные композиции.
Трансепт в Вестминстерском аббатстве (Коллегиальная церковь Св. Петра в Вестминстере).
На фото сверху на Коллегиальную церковь Св. Петра в Вестминстере видно, как оформлен трансепт.
Дизайн готики предполагал форму оконных проемов в виде стрельчатой дуги, также использовались «горбыли».Горбыли в готике - это вертикальные перегородки, в их верхней части располагается объемный декор из камня, изображающий пламя, трилистник, цветок розы. Водосточные желоба и трубы создавали в виде драконов, змей и других фантастических чудовищ, гаргулей с человеческими лицами. В дизайне готического здания использовался растительный орнамент: виноградные, дубовые листья, плющ, хмель, кустики земляники, чертополоха. Растительные мотивы декора очень разнообразны: иногда их делали натуралистичными, иногда стилизоваными.
Декоративные растительные орнаменты создавались в форме распускающихся листьев, что создавало ощущение живых растущих форм.
Квадрифолий — один из видов плоской кривой: «роза». Фигура описывается полярным и алгебраическим уравнениями.Часто используется розетка – мотив орнамента в виде цветка с лепестками, расположенными по радиальному принципу. Льняные складки - готический орнаментальный мотив, напоминающий складки ткани. Цоколь, стены, двери в готических сооружениях нередко украшали разнообразными композициями из квадрифолий.
Квадрифолии украшают двери Баптистерия во Флоренции (Сан-Джованни Батиста). 28 рельефов с фигурами, изображающими житие Иоанна Крестителя, в рамках квадрифолия. Андреа Пизано (1330 г.)
Витраж стал одним из основных декоративных элементов готики. Мастера витражей составляли композиции из библейских сюжетов, изображений Христа и Девы Марии, католических святых, евангельских апостолов. В ранней готике в мозаике витражей применяли синие, красные, фиолетовые краски. Фиолетовый стал символом готики, являлся цветом молитвы и духовности. Затем в рисунках витражей появился желтый, зеленый и оранжевый. Радужное мерцание света, проходящего через цветное стекло внутри церкви в сочетании с мерцающими огнями свечей, создавали ощущение зыбкости, нереальности пространства, что по замыслу создателей, должно было приближать людей к Высшим Силам.
Разновидности дизайна в готическом стиле:
«Ланцетовидным» дизайн в готической архитектуре стали называть от слова «lаnсеа», что означает – ланцет – то есть нож с лезвием с обоих концов. Нервюры в таких строениях расходились от опор как веер, напоминая зонтичный свод. Вместо аркбутан и контрфорсов использовались мощные вертикальные выступы, равномерно располагающиеся вдоль стен.
«Ланцетовидный» дизайн в готике. Собор в Солсбери (Salisbury Cathedral) 1220 - начало 14 века.
«Украшенным» дизайном в готической архитектуре (конец 12-начало 13 вв.) называют следующий этап развития готики. Это название возникло благодаря причудливому, сетчатому сплетению нервюр. «Украшенный» стиль особенно заметен в декоре капеллы Генриха VII. В этом сооружении колонны имели изящный вид, они были словно прижатые к стене, около потолка они словно переходили в тонкие нервюры, которые будто бы оплетали свод сложными узорами.
«Украшенный» готический дизайн. Капелла Генриха VII Вестминстерского аббатства. Лондон. 1502—1512 гг.
Очень красочный дизайн архитектуры в готическом стиле более позднего периода (14-15 вв.), который назвали «пламенеющая готика». Сооружения пламенеющей готики украшались большим количеством декора, который был похож на языки пламени. Наиболее известным примером «пламенеющей готики» стал кафедральный собор в Руане. В этот период особый изгиб приобрела «готическая кривая». Изображения человеческих фигур стали очень изогнутыми. Экзальтированность поз поддерживалась мимикой лиц, развивающимися одеждами.
«Пламенеющая готика» в аббатской церкви Мон-Сен-Мишеля. (1446-1521) Франция.
Поздняя готика получила название «перпендикулярной» из-за пересечения под прямым углом горбылей окон и специфического узора на плоскости стен. Этот вид готики характерен для Англии.
Перпендикулярный стиль в готике. Часовня Святого Георгия в Виндзорском замке. Главный храм рыцарей Ордена Подвязки, возведенный корoлем Эдуардом II в 1348 г.
Разные периоды готики отражены в архитектуре церкви Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей. По архитектурному декору это сооружение ближе к перпендикулярному стилю, северная часть трансепта строилась французскими мастерами и похожа на раннюю готику. Восьмиугольный зал капитула создан в ланцетовидном стиле: он имеет зонтичный свод из множества нервюр, расходящихся от тонкого столба в центре зала. Готический дизайн дал католической церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готической архитектуры используются эффекты, которые усиливают эмоциональное начало в человеке. Архитектурный облик храма сочетался с торжественным ходом богослужения, духовной музыкой и это слияние достигало основной цели: приводить верующих людей в состояние религиозного экстаза.
Готический стиль - один из самых старых и сложных европейских стилей, имеющий огромный набор уникальных декоративных элементов. Готика развивалась на протяжении многих веков начиная с XI века и каждый новый период обогащал стиль новыми орнаментами. Их настолько много, что описать все их типы в рамках одной статьи невозможно, тем не менее можно выделить базовые орнаменты, лежащие в основе.
Подробнее читайте в статье: Готический стиль в интерьере с подробным описанием истории и характерных особенностей стиля.
В готике можно найти практически все известные типы узоров: геометрические, растительные, цветочные, геральдические и анималистичные. Национальные традиции отдельных стран имеют свои специфические орнаменты не похожие ни на какие другие. Средневековые мастера приветствовали эксперименты, поэтому зачастую в новых постройка появлялись декоративные детали, не имеющие аналогов.
Значение орнаментов для готики. В XI веке средневековые архитекторы освоили новую систему строительства – каркасную систему. Инженеры поняли, что в основе здания лежит система опор (каркас), а промежутки между ними - это дополнительные не несущие элементы, поэтому не обязательно уделять всё внимания прочности конструкции и можно сосредоточиться на эстетическом облике сооружения и его интерьерах. За период с XI по XVI века средневековая архитектура проделала огромный путь в направлении развития декора.
Готика – это, в первую очередь, стиль католических соборов, поэтому декор наполнен религиозным символизмом. Средневековые теологи наделяли тот или иной элемент здания или орнамент божественным смыслом. Так что не стоит относиться легкомысленно к старинным интерьерам.
В каких элементах здания используют орнаменты:
- оконные рамы;
- капители колонн и стволы колонн;
- арочные проёмы;
- дверные порталы;
- мебель;
- оформление стен.
Это далеко не полный список, настоящий готический интерьер буквально переполнен разнообразными узорами их можно встретить повсеместно.
Окружность - основа базового орнамента, а циркуль – главный инструмент художника орнаменталиста. Теологи предавали значение значение форме круга, а из кругов и пересекающихся дуг окружностей создавалась большая часть основополагающих орнаментов.
1. Разнообразие направлений готического стиля
За многие столетия развития стиля в Европе сформировалось множество течений и национальных традиций. Правильнее всего говорить о готике не как о едином стиле, а, как о большой группе стилей, имеющей общие черты и множество подгрупп. Все эти направления мы перечислим в сводной таблице, если вы хотите узнать более подробно о том или ином течении, то перейдите в отдельную статью по ссылке: Разновидности готического стиля.
Таблица. Виды и направления готического стиля
По назначению
1. Религиозные постройки и интерьеры: соборы, храмы, монастыри, капеллы в жилых домах.
2. Светские общественные постройки: ратуши, парламентские здания, университеты, музеи.
3. Жилые здания: замки и дворцы.
1. Средневековый период: XII – XVI века. В основном церковная архитектура: соборы и храмы. Период подразделяется на ранний, зрелый и поздний этапы.
2. Неоготика периода историзм: кон. XVIII – нач. XX века. В основном светские интерьеры. Самым крупным направлением в этой группе является английское – Викторианская готика (английская).
В зависимости от того какие используются орнаменты и типы декорирования. Течений очень много, но самые популярные: лучистая готика, перпендикулярная, украшательская и пламенеющая (мы разберём подробно эти течения в статьях об английской и французской готике).
Национальные стилевые течения: английская готика, французская, немецкая, итальянская, русская и т.п. Крупнейшие направления – французское и английское, которые, в свою очередь подразделяются на отдельные подвиды в зависимости от временного периода и декора.
К концу XV века всеобщую популярность в Европе приобретает, так называемый, международный стиль - это направление включающее синтез всех национальных направлений, крупнейшими мастерами данного течения были архитекторы Германии и Фландрии
2. Характерные признаки стиля и элементы готики
Вероятно, никакой другой стиль не имеет такого большого числа признаков. Причём, каждый отдельный элемент готики имеет множество разновидностей. На нашем сайте опубликовано большое количество тематических статей об элементах готики, чтобы их посмотреть нажимайте на ссылки (в списке, ниже).
- Остроконечная стрельчатая форма – основной признак и мотив готического интерьера. Такие формы используются повсеместно: в окнах, арках, дверях, орнаментах. Стрельчатая форма – не прихоть художников, а требование инженеров, которые рассчитали, что нагрузка на опоры уменьшается если над ними надстроить стрельчатую конструкцию (отсюда необходимость сводчатых потолков).
- Большие помещения и обилие света – это условие не является обязательным, но именно этим характеризуются многие старинные помещения
- Окна. Ни в одном другом стиле нет такого «оконного разнообразия». В ранний период развития стиля здание рассматривалось как каркас для окон и всё мастерство архитектор должен проявить в оформлении оконных проёмов. Классическое готическое окно имеет стрельчатую форму и ажурный орнамент рамы (переплёты). Другой знаменитый символ готики – круглое окно-роза (розетка).
- Витражи– важнейший элемент декоративного оформления интерьера (иногда главный). Средневековые теологи утверждали, что лучи света, преломляющиеся через цветные стёкла наполняют помещение божественным светом.
- Колонныредко используются в жилых комнатах, однако, важность колонны в том, что это основа каркаса здания и в традиционном готическом декоре она обязательно должна быть выделена и оформлена.
- Арки остроконечной формы. Простейший способ подчеркнуть характер готики – сделать акцент в интерьере на стрельчатых проёмах. Аббат Сугерий писал, что арка символизирует разрыв круговорота времени, напоминает о быстротечности времени и грядущем судном дне.
- Орнаменты. Типов орнаментов огромное количество: растительные – цветки четырёхлистники, геометрические – масверк (традиционный орнамент, построенный на пересечении частей окружностей), геральдические.
- Резные элементы из камня или дерева, которые применяются в декоре мебели или оформлении любых архитектурных конструкций.
- Потолки. В классическом интерьере потолки сводчатые, но также имеется множество разновидностей потолочного декора для небольших помещений (см. статью по ссылке)
Это далеко не полный список признаков. Практически каждый декоративный элемент в помещении или архитектурная деталь имеет свои традиции оформления в готике. Индивидуальный стиль могут иметь: двери, камины, лестницы.
Цветовая гамма: любая. Популярны деревянные фактуры и яркие цвета, но строгих правил нет.
Готический стиль в архитектуре стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства перед началом эпохи Возрождения. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.
Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.
Читайте также: