Crusader kings 3 щит рода
Наконец-то, в сентябре, вышло продолжение моей любимой стратегии, продолжение игры, в которой я провел тысячи(!) часов. Игры, в которой я создавал Российскую империю и создал Славянский Союз, в которой провел реконкисту на пиренейском полуострове, в которой возродил Несторианство в Персидской империи и успешно вытеснил Индуизм из Индии, и все это в круговороте интриг, мистики, нашествии монголов и банальнейшей борьбы с наглыми родственниками. Думаю, у каждого игрока в CK2 надуться свои уникальные воспоминания, о которых всегда интересно рассказать.
Тем не менее, в новую часть я наиграл уже более сотни часов, и уже достаточно ознакомился с нововведениями. CK3 на старте уже выгодно отличается от предшественницы, и давайте обсудим в чем именно.
Вассалы
Как правитель, вы, вероятно, будете наместником хотя бы одного вассала. Это правители в вашем царстве, которые присягнули вам на верность.
В соответствующем меню можно узнать список ваших нынешних вассалов, а также некоторую дополнительную информацию о них. Вверху списка находится правитель, землю которого вы можете увидеть на карте — это графство (титул уровня графства) внутри вашего королевства.
Здесь можно узнать мнение ваших вассалов о вас, считаются ли они могущественными, а также уровни налогов и сборов, которые они вам в настоящее время выплачивают. Стоит делать так, чтобы ваши вассалы были довольны, тогда будет меньше шансов, что они пойдут против вас.
Не важно, насколько могущественным правителем является ваш персонаж, если ваше царство объединится против вас, чтобы попытаться убить. Некоторые из ваших вассалов могут входить в состав вашего совета, что делает их мнение особенно важным, поскольку им будут доверены задачи советников.
Земля
Не все в вашей династии будут собственниками земли, но у каждого участка земли на карте есть собственник. Иногда этот владелец — вы, иногда один из ваших вассалов, а иногда это совсем другое царство.
Все так же сложно
Если вы много играли в CK2, то третью часть освоите быстро, так как геймплейная основа тут та же: глобальная карта, захват земель, дипломатия и реалистичная система управления феодальным государством. Война — далеко не единственный способ решения проблем в игре, и зачастую выгодный брак может быть гораздо эффективнее, чем очередная кровавая стычка.
Новичку же Crusader Kings 3 наверняка покажется сложной: очень много неочевидных механик и уникальных для серии особенностей. Это одна из тех игр, которая целиком и полностью построена на взаимодействии с интерфейсами. Этакий симулятор таблиц Excel, но про Средние века.
Единственное, в чем игра делает поблажку начинающим игрокам, так это по части интерфейса — он стал более дружелюбным и понятным. Например, появились интерактивные подсказки и виртуальный советник, который будет полезен даже опытному феодалу. Также есть неплохое обучение, но оно затрагивает лишь самые основы, в то время как продвинутые механики придется открывать самостоятельно. Ну или зачитываться гайдами по любому поводу.
Короли крестоносцев
Как и предшественницы, Crusader Kings 3 посвящена Средневековью и позволяет попробовать себя в роли независимого правителя небольшого государства. На выбор доступно шесть кампаний, в каждой из которых есть несколько рекомендуемых стартовых владений. Начальную дату тоже можно выбрать — 867 или 1066 годы, а вот конечная точка зависит только от самого игрока, ведь он управляет не одним персонажем, а целой династией.
При желании также можно играть за абсолютно любого феодала на карте, при этом, правда, никто не гарантирует, что в таком случае сложность будет сбалансирована. Так что лучше всего начать с фракций по умолчанию.
Что ветеранам Crusader Kings 2 нужно знать о новой игре? Это не переосмысление и не попытка сделать что-то принципиально новое. Почти все, что есть в Crusader Kings 3 взято из прошлой части и дополнений к ней, пусть и с некоторыми изменениями.
И это хорошо, потому что «двушка» со всеми DLC стоит больше 6 000 рублей, в то время как CK3 — 930. Это напоминает ситуацию с Sid Meier's Civilization 6, которая на релизе была компиляцией Civilization 5 со всеми ее многочисленными аддонами, но была гораздо выгоднее по цене.
Но кое-что все же вырезали: из-за проблем с балансом разработчики отказались от инвентаря, который плохо себя показал в прошлой части. Также были переработаны некоторые механики, такие как управление кочующими племенами и торговыми республиками.
Как и раньше, в игре нет четко обозначенных целей, кроме, конечно, выживания. Поэтому иногда придется самостоятельно ставить задачи: объединить Европу под своим флагом, победить в священной войне против неверных, стать отцом сорока двух детей от разных женщин и так далее. Минус это или плюс — решать вам.
1. Огромное количество контента на старте.
Начнём с фундаментальных моментов. Очень приятно осознавать, что Paradox трепетно относится к наследию второй части, и выпустила игру, в которой уже включено множество контента, который был доступен раньше только в платных DLC. Покупая CK3, вы сможете играть за любого правителя, в независимости от его религии, карта стала еще больше, Индия и Сибирь присутствуют, а также добавилась часть центральной Африки, можно создать свою конфессию, с приличным редактором настроек и условий; и т.д. Напомню, что раньше все это было доступно в только в DLC, то сейчас со старта игра выглядит живой, а не каркасом для будущих дополнений, как это было с Imperator: the Rome.
Всем доброго времени суток. В данной статье я буду писать о довольно так хорошем бонусе, который выдается не одному единственному правителю, а всему вашему дому. Почему же стоит попотеть за этот бонус? Он передается по наследству и это круто.
Ковен Ведьм
Итак, расписываю подробно по пунктам:
- Плодовитость 10% - это приятно, чем больше потомства, тем лучше.
- Здоровье: Средний бонус - это имба, так как ваш перс возможно сможет дожить до 80 лет даже без прокачанного перка Здоровое тело(Образ жизни Ученость,путь Медицины). А что если сделать комбо-вомбо?
Что нового?
Новых возможностей в Crusader Kings 3 немного. Но среди них есть особенно важные. Отныне династии могут дробиться на отдельные дома. Если вы, к примеру, поссорились с братом, он может собрать лояльных родственников и основать отдельный дом. Новая семья все еще будет частью вашей династии, но получит автономность — вы просто не сможете ей управлять.
Еще одна новая возможность — тираническое правление. Во второй части игроки были вынуждены поддерживать хорошие отношения со своим окружением. Иначе можно было стать жертвой переворота, отравления или любого другого опасного события. В Crusader Kings 3 заискивать перед всеми подряд вовсе не обязательно: можно просто всех запугать.
Вассал отбился от рук и требует преференций? Посадить в тюрьму, пусть подумает над своим поведением! Сын своевольно отказывается от выгодного для династии брака? Отравить его любовницу, чтобы у него просто не было выбора! Подобные действия создают репутацию жестокого правителя и дают специальные очки. Чем их больше, тем сильнее вас боятся. А пока вас боятся, бунтовать не станут.
Также игроки наконец-то могут создавать собственные религии, выбирать внешность своих детей, заниматься евгеникой, лично назначать рыцарей в своей армии и строить осадные машины. Возможностей тут много, и осваивать их — одно удовольствие.
И, конечно, нельзя забывать про обновленную графику. Визуал второй части уже морально устарел, так что разработчики полностью переработали глобальную карту, а также заменили 2D-портреты персонажей полноценными трехмерными моделями.
Проблемы, впрочем, тоже есть. Периодически игра начинает сильно тормозить. Решается это перезагрузкой, но часто проходит само через минуту-две. Также в переводе иногда можно увидеть незначительные ошибки, но для игры с таким большим количеством текста это не новость.
О Crusader Kings 3 можно говорить очень и очень долго — так много в этой игре необычных механик и скрытых возможностей. Причем уже сейчас, без всяких дополнений и пользовательских модификаций. Это отличный подарок для всех фанатов серии и поклонников глобальных стратегий в целом.
Титулы являются ключом к расширению вашей династии в Crusader Kings 3 — если вы владеете титулом, вы владеете землей. Это не значит, что другие нации не будут пытаться украсть ваши титулы, поэтому важно понимать, как они влияют на процесс строительства империи.
Самая семейная RPG
Третья часть продолжает курс Crusader Kings 2 — еще больше механик управления династией, еще больше ролевых элементов. Так, появилась система стиля жизни, которая дает возможность правителю специализироваться на одном из пяти основных занятий: дипломатия, военное дело, управление, интриги и ученость. Выбрав свой жизненный путь, персонаж может развивать умения в трех ветках. Эта система похожа на прокачку в дополнении Way of Life для CK2, но возможностей стало больше.
В отличие от коллег по цеху, в Crusader Kings 3 ролевая составляющая не является дополнением к основному геймплею. Развитие своей династии — это самодостаточная механика. Игра вообще не заставляет захватывать что-то, можно просто спокойно жить в своем имении, как будто это не глобальная стратегия, а The Sims в средневековом сеттинге. Что характерно, так играть даже интереснее, чем гонять армии туда-сюда и красить карту мира в свой цвет.
В конце концов, проиграть тут можно только в одном случае: если у вас нет наследника. Во всех остальных случаях игра продолжается, даже если вас захватил сосед и сделал своим вассалом. В таком случае вернуть себе власть будет проблематично, но это все же возможно, причем снова благодаря грамотному управлению собственной династией. Например, отравить своего сюзерена или поднять против него восстание.
Титулы
Титулы в Crusader Kings 3 представляют территорию, которой вы владеете. Однако есть один нюанс, который важно понимать, если вы не хотите, чтобы ваши титулы исчезли со временем.
Есть пять видов земли: баронства, графства, герцогства, королевства и империи. Они могут иметь различные названия в зависимости от вашей культуры (например, феодальное герцогство в Ирландии — это «Мелкое королевство»), но суть остается той же. Баронства составляют графства, графства — герцогства и так далее.
Важным аспектом титулов являются претензии. Претензии — это титулы, на которые вы имеете право претендовать. Вы можете захватить титулы более низкого уровня, если вы владеете титулом более высокого. Если вам принадлежит титул герцогства, но не титул всех его графств, вы можете по закону вести войну за недостающие титулы.
Когда вы владеете титулом, эта территория добавляется к вашему королевству и владениям. Вы можете контролировать только определенное количество владений в Crusader Kings 3 (здания на карте, находящиеся под вашим непосредственным контролем) и всего два герцогства в пределах королевства, прежде чем начнутся штрафы. Эти неблагоприятные эффекты варьируются от более низких налогов и сборов вашим вассалам до развития негативного мнения о вас. Чтобы смягчить этот эффект, вам придется передать некоторые из этих территорий другому персонажу, дав ему титул и право собственности на землю.
Поскольку эти люди останутся вашими вассалами, земля по-прежнему будет в вашем королевстве, но вам нужно будет помнить о том, кому вы отдаете всю эту силу. Не стоит давать титул персонажу равному вашему высшему титулу, иначе вы рискуете, что он может стать независимым. При этом хорошо немного распределить богатство, чтобы одна семья не консолидировала слишком много власти. Титулы передаются на основании законов о наследовании вашего королевства, поэтому примите их во внимание при передаче герцогства одному из ваших подданных. Их наследники могут не попадать под ваш дом или вступить в брак с другими династиями. Вы рискуете потерять эту территорию, если титул передается тому, кто не считает вас своим королем.
Вы можете присвоить титул, щелкнув правой кнопкой мыши на портрет персонажа и выбрав соответствующую опцию внизу, или нажав на баннер вашего мира рядом с портретом вашего персонажа в правом нижнем углу (также эту информацию можно найти на листе вашего персонажа, под аватаром и чертами характера). Вы можете выбрать любые доступные титулы и подарить столько, сколько захотите, одному персонажу за один раз, но не забывайте следить за значком здания рядом с некоторыми из титулов. Это указывает на то, что в праве собственности находится одно из ваших владений. Большее количество ваших владений позволит увеличить налоги и сборы. Вассалы внесут свой вклад, но владения, находящиеся под вашим контролем, принесут наибольшую пользу.
При присвоении титулов, лучше всего отдавать их либо дальним родственникам, остающимся в вашей династии, либо вашим придворным с перком Доля (Content). У вас будет меньше шансов столкнуться с проблемами, если вы это сделаете. Но обязательно следите за их браками, чтобы убедиться, что они не вступят в брак с новой династией и не потеряют титулы благодаря вашим собственным законам о наследовании (например, их единственным наследником является женщина в патриархальном обществе, то есть ее сыновья возьмут на себя дом и династию своего отца, которые могут попасть под чье-то правление, не ваше).
Наконец, вы не можете отдать свой основной титул или титул, на котором основана ваша столица. Вы можете отдать все остальное, но это принадлежит только вам. Если у кого-то есть претензии на это, то они могут попытаться узурпировать вашу власть.
ПАТЧ 1.3. Теперь дает сопротивление БОЛЕЗНЯМ ВМЕСТО БОНУСА К ЗДОРОВЬЮ. СТАЛО ХУЖЕ.
- Сила враждебных происков: +10.0 - любые интриги +10(убийства,похищения,соблазнения,рычаги влияния) Мощный бонус, который усиливает нас.
- Сила сопротивления проискам: +10.0 - Противодействие любым враждебным действиям вражеского тайного советника нам не помешает.
Как получить?
Перед тем, как мы получим это чудо чудесное, нам нужно дождаться рандомный ивент в игре. Ивент возникает по разному. Одни прокачивали образ жизни Ученость и их Персонаж случайно наталкивался на какую-то таинственную книгу. Он ее читает и становится Ведьмой.
Читая много комментов на эту тему, я заметил, что этот ивент вылезает у игроков именно через Ученость чаще всего. Как бы. закономерность какая-то есть.
Первый случай:
В моей партии, я развивался через Управление и мне выпал рандомный ивент "Ойя, мы слуги твои".Ну название я сам придумал :)
Нажимаем "Всем своим сердцем" и становимся Ведьмой. Я начинал на самом юге Африки (только вы давайте найдете сами по карте игры. Это была дочь моего первого африканского вождя. Всего одно поколение прошло.
Второй случай:
На этот раз я играл через интриги, выбрал путь ИСТЯЗАНИЙ(через пытки) В процессе игры у моего перса случился нервный срыв второй стадии и выдало такой рандомный вариант ответа с ведьмовством:
Выбираем "Я изгой, как и Дхедхир" . Ну я в шоке немного с разрабов, т.к я не знаю кто такой Дхедхир. Кто это ?! Может перевод кривой.
Третий случай:
Как я понял из сюжета, мой африканец находит какую то книгу и тайно читает её. Дождался я таки этого развития событий.
Кто то спецом оставляет книгу, чтобы её нашли и потом приобщает моего героя к ведовству. Это был один из 15 моих воителей, которых я пригласил недавно.
После того, как мы соглашаемся и получили свойство "Ведьма" у нас появляется возможность принять решение "Основать Ковен Ведьм" во вкладке Решения. Предлагаю посмотреть требования:
Как выполнить условия?
Главой дома можно стать создав Младшую линию.
Нужно как можно быстрее обратить своих членов семьи к ведьмовству, т.к требования скоро изменятся и вы скоро получите вот это:
Обратить 60% всего дома не так уж и просто, если вы успели бурно размножиться.
Что мы получим в ходе самого совершения ритуала?
Обратив в ведьмовство всех и вся, мы можем получить ТОННУ мнения о себе. После первого диалога появляется окно выбора наград, в которые входят:
Предыстория: Анонсирована стратегия Crusader Kings 3 — трейлер В начале своего пути Crusader Kings была просто еще одной глобальной стратегией, но с выходом сиквела постепенно мутировала в уникальный симулятор феодала, не похожий ни на одну игру. А что может предложить третья часть?
Династия и дом
Развитие семьи — одно из самых важных занятий в Crusader Kings 3. Наследник игрока всегда будет происходить из вашей династии и чаще всего из вашего дома. В будущем не помешает следить за семьей и ее линией преемственности. В зависимости от законов о наследовании, некоторые потомки могут унаследовать титулы (вместе с землей и вассалами) от своих родственников.
Читайте также: