Batman the enemy within концовки
Конечно, ещё по первому сезону интерактивных приключений Бэтмена мы знали, что Telltale предпочитает по-своему смотреть на историю культового суперзлодея, а не следовать проторенной дорожкой из штампов и клише. Там нам рассказывали о молодом ещё Брюсе Уэйне, который переживал личную драму, выясняя подробности о своих погибших родителях, и постоянно разрывался между масками супергероя в обтягивающем костюме и успешного бизнесмена.
В Batman: The Enemy Within сомнения вроде бы остались позади, а впереди Брюса ждёт тяжёлая схватка с суперзлодеями во главе с Загадочником. Те готовят очередную пакость, грозящую навредить не только Готэму. Однако вместо постоянных драк и эффектного избиения злыдней (хотя и это, конечно, тоже присутствует) мы видим удивительные вещи.
Бэтмен вступает… в ряды своих противников, пытаясь в образе Брюса Уэйна доказать, что он такой же преступник, готовый на всё ради обретения полной власти в Готэме, — иными словами, работает под прикрытием. Это приводит к тому, что герой вынужден совершать не самые приятные вещи, ставя под удар свою и без того неидеальную после событий первого сезона репутацию.
Но самое главное, весь сезон Бэтмен выстраивает отношения с Джоном Доу, который в финале превратится в Джокера. И именно от наших действий зависит, какой это будет Джокер — привычный маньяк и линчеватель, который с шутками и прибаутками мучает, издевается и убивает, или человек хоть и ненормальный, но при этом сомневающийся, искренне пытающийся стать добрым и хорошим героем.
Оценка: 9.5
Вердикт: Same Stitch подвел идеальную черту под событиями второго сезона Batman. Сериал получился настолько хорошим, что о неудачном первом сезоне лучше просто забыть.
Telltale Games готовится завершить сезон Batman: The Enemy Within. Авторы утверждают, что финальный эпизод Same Stitch получился самым богатым по количеству возможных вариантов сюжета в истории компании. Чтобы как-то подтвердить столь громкое заявление, Telltale выпустила сразу два трейлера пятого эпизода с совершенно разными Джокерами.
В официальном блоге компания пишет, что серия Same Stitch содержит две непохожие линии повествования — у них, дескать, в лучшем случае три общие сцены. Кроме того, некоторые правки внесут ваши решения помельче на протяжении предыдущих эпизодов. Telltale уверяет, что сценарий одной лишь пятой серии Batman: The Enemy Within по длине превосходит всю трилогию «Тёмный рыцарь» от Кристофера Нолана (Christopher Nolan).
Судя по двум роликам, Джокер может стать как более-менее классическим злодеем, так и наоборот — союзником Бэтмена. Если боитесь конкретных спойлеров, можете взглянуть другой трейлер в самом низу, где в общих чертах демонстрируют весь сезон Batman: The Enemy Within.
Финальный эпизод Same Stitch стартует 27 марта на PC (Windows и Mac), PlayStation 4, Xbox One и мобильных устройствах.
Сразу про ошибки. Главное, за что ругали первый сезон, — плохое техническое исполнение. Так вот, в Batman: The Enemy Within с этим всё в порядке, во всяком случае в PC-версии. Я не заметил ни проседания частоты кадров, ни «глюков», да и с высокими разрешениями всё нормально.
В самом же игровом процессе изменения минимальны, да они особо и не требовались. Главное, чем выделялся первый сезон, — очень динамичные, нелинейные, складывающиеся в комбо QTE и квестовые элементы с поиском улик, их логическим связыванием и дальнейшим выстраиванием на их основе правильной цепочки событий. Всё это стало ещё динамичнее, вариативнее и разнообразнее.
Тут, например, как-то чаще прямо в драке, на бегу приходится выбирать, как и чем вырубить врагов. А в финале одной грандиозной схватки нужно успеть выделить сразу несколько точек, чтобы прикрепить к ним крюки и удержать на весу огромный металлический куб, грозящий раздавить людей в казино. В самом начале эпизода нашему супергерою дарят нового дрона, и в конце это ружьё громко стреляет: с его помощью мы должны сначала правильно связать ключевые предметы и персонажей, чтобы понять, как взорвать клетку, куда посадили Бэтмена, а потом остановить запущенные ракеты.
По такому же принципу, находя и связывая похожие слова, мы расшифровываем важный радиосигнал. В общем, про Batman: The Enemy Within нельзя сказать так, как часто говорили про многие другие интерактивные сериалы Telltale Games: это, дескать, исключительно диалоги и простенькие QTE — игра куда больше похожа на полноценную экшен/адвенчуру.
Кто ты, Бэтмен?
Но главное, что изменилось в Batman: The Enemy Within, — это, понятно, сюжет. И дело не только и не столько в самой фабуле, рассказывающей о противостоянии с Загадочником и маячащими за ним Джокером и Харли Квинн, а в смещении акцентов.
В первом сезоне мы увидели достаточно необычную историю о молодом ещё Брюсе Уэйне, а сценаристы во многом фокусировались на его внутреннем мире, на необходимости постоянного раздвоения, метания личности между супергероем в обтягивающем костюме и успешным бизнесменом. Плюс тяжелейшая личная драма, связанная с выяснением действительно шокирующей правды о родителях Брюса и их роли в Готэме.
Поэтому противостояние с Пингвином, с Двуликим и Леди Аркхем во многом было фоном именно для раскрытия внутреннего мира Тёмного Рыцаря. Даже его мелодраматические отношения с Селиной, Женщиной-кошкой, цепляли сильнее драк с суперзлодеями.
Здесь же, в первом эпизоде, нам рассказывают более типичную супергеройскую историю и сразу заставляют лихо бить морды Загадочнику и его приспешникам. Нет, тема вынужденного раздвоения личности и ношения масок также присутствует, и нам периодически снова приходится выбирать, в каком образе — Бэтмена или Брюса Уэйна — решать проблемы, нарушать ли кодекс Тёмного Рыцаря, подставляя других и жестоко обращаясь с врагами, или нет.
Есть и личная драма, связанная с потерей близкого друга. Но это уже скорее натянуто, по инерции. И всё больше внимания сосредоточено именно на эффектном противостоянии с Загадочником. История не менее интересная, просто она более традиционная. Во всяком случае, пока — это ведь только начало.
Дилеммы и травмы
При этом вы можете оценить последствия и некоторых принятых в первом сезоне, и новых решений (например, в том, что касается Джеймса Гордона, главного полицейского Готэма).
И хотя решать, кому жить, а кому умереть, не придётся, всё равно наше поведение рискует привести к неприятным последствиям — например, одна симпатичная девушка может оглохнуть. В финале мы узнаём, что это нанесёт ей душевную травму, и тем интереснее будет увидеть, как это отразится в будущем, ведь именно с ней связан намёк на новые романтические отношения Тёмного Рыцаря.
К слову, в Batman: The Enemy Within, как и в третьем сезоне The Waking Dead, используется более наглядная система выстраивания отношений с ключевыми персонажами. В конце нам показывают, какими они стали и в результате каких поступков.
Стартовый эпизод Batman: The Enemy Within внушает исключительно оптимизм. Технических проблем, замеченных в начале первого сезона, тут нет, игровой процесс выглядит даже чуть динамичнее и разнообразнее, а сюжет сразу сталкивает нас с крутым суперзлодеем, державшим некогда в страхе весь Готэм, и интригует назревающим противостоянием с Джокером и милашкой Харли Квинн. Да, возможно, кому-то не понравится, что история тут рассказывается более традиционная, без того же акцента на внутренней драме и страданиях юного Бэтмена, но это уже, как говорится, дело вкуса. Да и окончательные выводы делать рано.
Плюсы: эффектное противостояние с Загадочником; игровой процесс стал динамичнее и разнообразнее; новая система выстраивания отношений с ключевыми персонажами.
Batman: The Enemy Within - Episode 5: Same Stitch
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
Минусы:
Джокер на распутье
Дело в том, что Джон на самом деле считает Брюса другом, ищет его поддержки и участия. А Бэтмена и вовсе называет своим кумиром, собирая его фотки и радуясь совместному селфи. По сути, он представляет собой чистый лист, на котором мы своими действиями рисуем портрет будущего суперзлодея. Личность Джокера тут проходит становление, развивается на наших глазах. Да и с Харли Квинн он ведёт себя не как доминантный самец-садист, а как влюблённый школьник.Фактически Уэйн на протяжении всего сезона Batman: The Enemy Within выступает в роли этакого личного психотерапевта Джона. Как вести себя с Харли, как обуздать внутренних демонов, можно ли отвечать на зло злом, стоит ли отдаться ненависти и мести, или лучше следовать внутреннему кодексу, подсказывающему, что герои никогда не убивают?
От наших слов зависит многое, но ещё важнее, станет ли ваш Брюс Уэйн настоящим другом Джону или нет. Поначалу дилемма кажется надуманной — мы сознательно используем Доу, чтобы проникнуть в банду суперзлодеев, а словами о дружбе прикрываемся как ширмой. Но где-то в четвёртом эпизоде лично у меня уже возникло чувство реального сопереживания будущему Джокеру, и вечные его вопросы уже не казались пустой формальностью или поводом для чисто научных изысканий в стиле «что будет, если ответить по-другому».
«Я его слепила из того, что было»
Ну а в пятом эпизоде Batman: The Enemy Within случается совсем уж неожиданная и очень приятная вещь — здесь мы видим реальные, а не мнимые последствия того, как вели себя с Джоном Доу и что закладывали в его чокнутую башку. Понятно, что в некоторых ситуациях он всё равно поступает по-своему — авторы это иронично обыгрывают, сообщая, что «Джокер совершенно забыл это запомнить». Но ключевые развилки определяются именно нашими действиями.
Джокер, как я уже сказал, может стать совершенно разным. И в зависимости от этого вы получите реально два разных эпизода, где различается всё — события, диалоги, ситуации и загадки. На моей памяти это первый случай, когда в играх Telltale Games фраза «сюжет меняется в зависимости от ваших поступков» полностью соответствует своему содержанию.
Естественно, вариант с Джокером-линчевателем во многом получился ярче — там он предстаёт во всём своём безумном великолепии, устраивая нашим героям виртуозную западню. Но и возможность увидеть знаменитого клоуна в образе супергероя, летающего вместе с Бэтменом на крыльях ночи, согласитесь, стоит многого — не говоря уже о чувстве глубокого удовлетворения от того, что вы хотя бы попытались уберечь его от окончательного падения в бездну.
Драчный сезон
Множество важных решений нужно принимать и вне рамок занимательной психиатрии с «человеком, который смеётся». Стоит ли перечить Харли Квинн, или лучше играть по правилам? Нужно ли сотрудничать с Агентством, пытающимся использовать злодеев в своих целях? Стоит ли быть жестоким, или обойтись без тяжких телесных повреждений?
Наши действия влияют на отношения с кучей персонажей (резюме прилагается в конце каждого эпизода), на то, удастся ли в какой-то ситуации обойтись без жертв или нет. И снова, как и в первом сезоне, за всем этим встают вопросы об ответственности Бэтмена за то, что происходит в Готэме.
А что если его фанатичное стремление избавить город от преступников и является источником всех бед, невольно навлекая на него и на всех, кто окружает Брюса Уэйна, беду? Это не пустые размышления, призванные заполнить вакуум между драками и подвигами. Всё логично подводится к тому, что в финале возникает совсем уж декадентская дилемма…
Такое насыщенное сюжетное содержание подкрепляется и отточенным игровым процессом. Как и в первом сезоне, про новый нельзя уже сказать, что это типичный для Telltale примитив с рудиментарными квестовыми элементами и QTE-драками. Тут есть и интересные загадки (особенно в пятом эпизоде с Джокером-линчевателем), и возможность использовать разные режимы зрения, реагирующие на тепло и холод. Хотя, если бы в игре были только драки, я был бы не против — настолько феерично они поставлены, словно боевой балет, где прямо во время полёта или уворота нужно решить, какой гаджет использовать, чем огреть врага и кому спасти жизнь.
В Batman: The Enemy Within Telltale сделала ещё один шаг вперёд. Авторы практически избавились от технических проблем, придумали множество интересных ситуаций, ещё выше задрали уровень хореографии в боях и очень нестандартно взглянули на противостояние Бэтмена и Джокера. А главное, чуть ли не впервые позволили нам реально влиять на сюжет. Что ж, лично я с нетерпением буду ждать третьего сезона, жирный намёк на который в финале был так же ожидаем, как и улыбка Джокера.
Плюсы: увлекательная история; проработанные персонажи; отлично написанные диалоги; возможность реально влиять на сюжет; нестандартный взгляд на противостояние Бэтмена и Джокера; сбалансированный геймплей; выразительная озвучка; симпатичная графика.
Минусы: некоторые линии отношений с персонажами так и остались нераскрытыми — как минимум до следующего сезона.
Telltale продолжает удивлять нас качеством своих сериалов. Да, мы слышали о неоднозначной обстановке внутри студии, о каких-то жестких дедлайнах и очень узком пространстве для творчества разработчиков. Правда это или нет, доподлинно неизвестно, однако в любом случае авторы сделали практически невозможное. На фоне откровенно штампованного первого сезона Batman: The Telltale Series вышел сиквел, который мы очень рекомендуем к прохождению. Последний эпизод под названием Same Stitch только подтверждает это.
Финал сезона The Enemy Within, в отличие от других сериалов Telltale, действительно опирается на действия, которые вы совершали в прошлых сериях. В предыдущих играх студии концовка сериала определяется каким-то выбором посреди пятого эпизода, а посмотреть альтернативный вариант событий можно было на YouTube. Второй сезон «Бэтмена» опирается на последствия третьего эпизода и полностью зависит от развития сюжета четвертого. При этом, как мы уже писали в рецензии на What Ails You, нарративная развилка прячется в диалогах. Зазевались или решили поиграть в сурового папочку, и ситуация резко выйдет из-под контроля.
Джон Доу, которому так или иначе суждено стать Джокером, крайне нестабилен в психическом плане. В каком-то смысле он обречен — он в любом случае станет врагом, и это никак нельзя изменить. Но не спешите ругать Telltale: несмотря на то, что они не позволят вам сделать из Джокера очередного Робина в долгосрочной перспективе, они выложились по-максимуму в рамках дозволенного. Разработчики сделали двух абсолютно разных Джокеров. Если вы действительно прониклись симпатией к Джону, то он до последнего будет верен вам. Даже если для этого ему придется изо всех сил подавлять голоса в голове. Ну а для любителей классического противостояния «супергерой-суперзлодей» авторы приготовили серию экшен-сцен со взрывами и ударами. Джокеры настолько разные, что Same Stitch, по сути, — это два совершенно разных эпизода, которые повторяют друг друга лишь в одной сцене перед титрами.
Первая версия Джокера несет под собой глубокую обиду на самого Уэйна. Джон перестает верить Летучей мыши и полностью погружается в ту темноту одиночества, в которой прячется маньяк-психопат. Сюжет развивается очень быстро: герои, злодеи, предательства. Джокер-злодей одержим местью, и количество жертв на его пути не имеет значения. Чего уж там, даже романтические чувства отходят на второй план — ради того, чтобы поиграться с Уэйном, Джокер спокойно предаст свою пассию Харли Квинн. Самое время для гомоэротических теорий и фанфиков, если вы понимаете, о чем мы. Иногда в этой версии возникают вопросы: почему Джокеру стало скучно, и он стал убивать всех направо и налево? Как может месть к конкретному человеку пересекаться со скукой ко всему остальному? Складывается ощущение, что этот момент авторы подсмотрели из других сюжетов DC, однако он очень не вяжется с основной историей мести.
Другой вариант развития событий гораздо свежее. Уэйну удается удержать внутреннего монстра Джона и склонить того на свою сторону. Начинается интересное сотрудничество: у Бэтмена появляется напарник, за которым приходится тщательно приглядывать. Доу из всех сил старается подражать своему учителю, нехотя соглашается с супергеройским кодексом и копирует элементы снаряжения Летучей мыши. Некоторое время боевик превращается в комедию, где все перешучиваются друг с другом, а клоун постоянно падает или во что-то врезается. Конечно, это длится недолго, однако в рамках серьезной вселенной DC второй сезон Batman выглядит весьма свежо.
Впрочем, Same Stitch не спешит надолго оставаться легким и беззаботным приключением. В отличие от остальных эпизодов, в последнем авторы решили немного поиграть в Дэвида Кейджа и с удовольствием увечат героев. В буквальном смысле. Не сильно, конечно — до отрезания пальца на камеру дело не дойдет. Однако приготовьтесь к не самым простым моментам. Тут живот разрезать, тут осколок из руки достать. В конце концов, в Бэтмена будет регулярно втыкаться какой-нибудь острый штырь — в руку или под ребро. Мультяшная графика сглаживает ситуацию, но ненамного.
Различия в сюжетных концовках затрагивают не только отношения Бэтмена и Джокера, но и остальных персонажей. К примеру, офицер Гордон — птица не слишком большого полета, и ваши действия повлияют только на личные отношения. То же самое и с Харли Квинн: да, она лидер преступной группировки и являлась основной целью в завязке сезона, но к финалу она превратилась в обычную преступницу. Пусть и весьма импозантную. Другое дело ваши отношения со спецагентами — они очень влияют на то, как именно закончатся истории многих героев. Кто попадет в тюрьму, а кто останется работать в «Уэйн Энтерпрайзес». А вот про романтическую линию Бэтмена хоть с кем-нибудь авторы забыли. Селина Кайл, главная женщина Уэйна в сезоне, просто исчезает к концу сериала. Даже при самом удачном раскладе она говорит что-то в духе «найди меня, когда все это закончится», но все равно о ней как-то не вспоминают. Судьбы остальных персонажей очень различаются от концовки к концовке и, судя по всему, будут сильно влиять на завязку третьего сезона.
Same Stitch, конечно, далеко до разнообразия событий какой-нибудь Heavy Rain, которая старалась подловить тебя в каждой сцене. Половина QTE здесь по-прежнему не требует участия игрока, а развилки в повествовании встречаются очень редко. Тем не менее, в рамках игр Telltale The Enemy Within — это огромная работа над ошибками и просто отличная вещь во вселенной Batman.
Читайте также: