2 ватиканский собор и его решения кратко
ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р (11.10.1962–8.12.1965), собор Римско-католич. церкви (в католич. традиции – 21-й Вселенский собор). Был созван по инициативе папы Римского Иоанна XXIII ; осн. целями собора, согласно папской энциклике «Ad Petri Cathedram» (29.6.1959), были «развитие католич. веры», обновление христианской жизни, приспособление католицизма к изменившимся геополитическим условиям в мире. Проходил в базилике Св. Петра в Риме; состоялись 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. В В. II с. приняли участие 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали миряне, наблюдатели от др. конфессий, дипломатич. корпус. Собор завершил работу при папе Римском Павле VI .
(8 дек. 1869 - 1 сент. 1870). Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции «20-й вселенский»; проходил в Риме, в базилике св. Петра. Состоялось 4 пленарных и 86 генеральных заседаний Собора, в к-рых приняли участие, по разным данным, от 750 до 800 иерархов католич. Церкви, в их числе кардиналы, епископы и архиепископы, главы конгрегаций, генералы монашеских орденов. По политическим причинам работа Собора была прервана. На В. С. были провозглашены 2 догматические конституции: «Dei Filius» (24 апр. 1870) - об отношении веры и разума и «Pastor aeternus» (18 июля 1870) - о примате и непогрешимости папы Римского в суждениях, произнесенных официально (ex cathedra).
основные документы
ВВ. принял 16 документов.
о богослужебной реформе – Sacrosanctum Concilium
о Церкви – Lumen gentium
о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes
о Божественном откровении – Dei Verbum
о миссионерстве – Ad gentes
об униатских “восточных” церквах – Orientalium Ecclesiarum
о пастырском служении епископов в Церкви – Christus Dominus
о служении и жизни пресвитеров – Presbyterorum ordinis
об экуменизме – Unitatis redintegratio
об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям – Perfectae caritatis
о подготовке к священству – Optatam totius
о средствах массовой коммуникации – Inter mirifica
об апостольстве мирян – Apostolicam actuositatem
о религиозной свободе – Dignitatis humanae
о христианском воспитании – Gravissimum educationis
об отношении к нехристианским религиям – Nostra Aetate
основные документы
ВВ. принял 16 документов.
о богослужебной реформе – Sacrosanctum Concilium
о Церкви – Lumen gentium
о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes
о Божественном откровении – Dei Verbum
о миссионерстве – Ad gentes
об униатских “восточных” церквах – Orientalium Ecclesiarum
о пастырском служении епископов в Церкви – Christus Dominus
о служении и жизни пресвитеров – Presbyterorum ordinis
об экуменизме – Unitatis redintegratio
об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям – Perfectae caritatis
о подготовке к священству – Optatam totius
о средствах массовой коммуникации – Inter mirifica
об апостольстве мирян – Apostolicam actuositatem
о религиозной свободе – Dignitatis humanae
о христианском воспитании – Gravissimum educationis
об отношении к нехристианским религиям – Nostra Aetate
Причины созыва и подготовка Собора
Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, проиcшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.
Противоречия католич. доктрины с идеями и практикой либерализма приняли наиболее ярко выраженную форму в Италии, где само существование Папского гос-ва было препятствием к объединению страны и созданию единого королевства.
6 дек. 1864 г. папа Пий IX впервые объявил группе кардиналов о намерении созвать Собор католич. Церкви для того, чтобы найти средства «для излечения множества болезней, одолевающих Церковь». В марте 1865 г. была создана Центральная подготовительная комиссия, в к-рую первоначально вошли 5 кардиналов (позднее их количество увеличилось до 9), а также 5 подкомиссий: догматическая, церковно-политическая, по церковной дисциплине, по делам монашеских орденов, по делам Вост. Церквей и миссий. Президенты этих комиссий назначались лично папой. В их состав вошли кардиналы, но в работе принимали участие также 102 эксперта и консультанта, в т. ч. 10 епископов, 69 священников и 23 члена монашеских орденов. Комиссиями был подготовлен 51 рабочий документ, сгруппированный по 6 темам: «О вере»; «О Церкви Христовой»; «О христианском браке»; «О церковной дисциплине»; «О религиозных орденах»; «О восточных обрядах и апостолических миссиях». В апр. 1865 г. папа провел ряд предварительных консультаций с 36 европ. епископами по поводу проекта Собора.Публично о созыве Собора было объявлено 26 июля 1867 г., офиц. оповещение сделано только 29 июня 1868 г. буллой «Aeterni Patris», где назывались дата открытия и место проведения Собора - 8 дек. 1869 г. в Риме, в базилике св. Петра. Специальным бреве «Arcano divinae providentiae» от 8 сент. 1868 г. на Собор были приглашены представители Вост. Церквей, а бреве «Iam vos omnes» от 13 сент. 1868 г.- представители протестант. церквей, к ним также был обращен призыв воспользоваться случаем и вернуться в лоно единой католич. Церкви. Вост. Патриархи ответили отказом, указав на то, что стиль приглашения противоречит принципу равенства епископов, отрицательным был и ответ протестантов. Вопреки имевшейся ранее традиции главы гос-в офиц. приглашения на Собор не получили, что, однако, не исключало их участия в его работе. Присутствие в Риме в дни работы Собора нек-рых представителей европ. династий, в т. ч. бывш. суверенов Неаполя, Пармы, Тосканы, создало на Соборе атмосферу, к-рая трактовалась многими как антиитал.
В нач. 1869 г. при активном участии проф. Тюбингенского ун-та и еп. Роттенбургского Карла Йозефа фон Гефеле и иезуита С. Сангвинетти был разработан регламент работы Собора. Согласно регламенту, только папа Римский мог предлагать вопросы для обсуждения, участники же Собора могли подавать свои предложения в комиссию для отбора предложений (De postulatis), члены к-рой также назначались папой. Были созданы 4 рабочие комиссии, каждая из 24 чел., для предварительного обсуждения документов (схем), разработанных подготовительными комиссиями. После обсуждения на генеральных заседаниях эти документы должны были быть представлены на пленарные заседания. Регламент был опубликован в апостольском письме папы Пия IX «Multiplices inter» от 27 нояб. 1869 г. Был назначен секретарь Собора - еп. Санкт-Пёльтена (Австрия) Йозеф Фесслер. Установленный папой порядок обсуждения делал невозможной к.-л. серьезную дискуссию. В состав комиссий не были включены члены оппозиции; т. о., им пришлось выступать против решений комиссий уже на генеральных заседаниях. Оппозицию ограничили также и тем, что им предоставляли очень мало времени для выступлений.
Предварительные дискуссии
Хотя решение о созыве Собора было сделано публично, в пригласительной булле не был указан предмет обсуждений, цель созыва В. С. формулировалась в самых общих выражениях: «Очистить вероучение от искажений и восстановить благочиние и дисциплину, а тем самым спасти Церковь и все общество». Вместе с тем широко распространилось мнение, что на В. С. будет поставлен вопрос о непогрешимости папы. Дискуссии о предполагаемом провозглашении этого догмата, к-рый должен был быть противопоставлен теориям, оспаривавшим примат папской власти и ее верховенство по отношению к власти светской, заняли весьма важное место в предварительной богословской подготовке Собора. В 1-й пол. и сер. XIX в. идеи примата папской власти высказывались и пропагандировались такими философами, историками Церкви и специалистами в области церковного права, как Ж. де Местр и Ф. Р. де Ламенне во Франции, Ф. Вальтер и Г. Филипс в Германии. В период подготовки к В. С. идея непогрешимости папы нашла наиболее ревностного сторонника в лице архиеп. Вестминстерского Генри Эдуарда Маннинга, к-рый возглавил группу кардиналов, проявивших максимальную заинтересованность во включении этой формулировки в один из соборных документов. Ожидания этой части епископата нашли свое отражение в статье, опубликованной 6 февр. 1869 г. в иезуитском ж. «Civilta Cattolica» под названием «Письма из Франции» (Corrispondenza di Francia). В ней утверждалось, что католики всего мира ждут от Собора догматического провозглашения доктрин, опубликованных в «Syllabus», и непогрешимости папы. Эта статья спровоцировала волнение в обществе, в т. ч. и в церковных кругах. Идея провозглашения догмата подверглась серьезной критике. Среди его противников одни выражали свое принципиальное несогласие с ним (к таким деятелям, напр., относились в Германии историк Церкви мюнхенский проф. И. Й. И. фон Дёллингер, опубликовавший в марте 1869 г. в Аугсбурге 5 статей, изданных впосл. отдельной кн. «Папство и Собор» (Der Papst und Konzil), где он не только подверг критике идею непогрешимости папских определений, но и оспорил сам примат папской юрисдикции; еп. Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер, историк Церкви фон Гефеле, в Италии - архиеп. Болонский кард. Филиппо Мария Гвиди, во Франции - декан богословского фак-та Сорбонны еп. Анри Луи Маре, к-рый в сент. 1869 г. опубликовал в защиту галликанства кн. «Вселенский Собор и религиозный мир»), др. сочли принятие догмата несвоевременным, хотя с принципиальной т. зр. он не вызывал у них возражений (напр., еп. Орлеанский Феликс Антуан Дюпанлу, а также все нем. епископы, собравшиеся в Фульде в сент. 1869 для обсуждения полемики, открытой в Германии по поводу созыва Собора; они направили папе Пию IX меморандум, где содержался протест против постановки на Соборе вопроса о папской непогрешимости).
Работа Собора
Папа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском СобореПапа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском Соборе На первом заседании В. С., 8 дек. 1869 г., состоялась торжественная церемония открытия, на к-рой присутствовало более 700 участников, из них более 1/3 приехали из неевроп. стран, и 20 тыс. паломников. Российский имп. Александр II не позволил католич. епископам из России и Польши принять участие в работе В. С. 10 дек. начались генеральные заседания. Первым документом, представленным на обсуждение во время 4-го генерального заседания 28 дек., был проект конституции «О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма» (De doctrina catholica contra multiplices errores ex retionalismo derivatos), подготовленный под ред. священника-иезуита Дж. Францелина. Документ подвергся серьезной критике за неясность и излишний радикализм и был отправлен на доработку, а дискуссия прервана 22 февр. 1870 г. 18 марта был представлен на обсуждение новый вариант документа, подготовленный епископами Л. Пи, Виктором Огюстом Дешаном и К. Мартином при участии нем. богослова-иезуита Й. Клёйтгена. После внесения в документ правки он в виде догматической конституции «Dei Filius» был принят на 3-м пленарном заседании 24 апр. 1870 г., т. о. были конституционно оформлены основные принципы католич. вероучения и осуждены отклонения от основных канонов. «Dei Filius» состояла из 4 глав и 18 канонов и во многом повторяла положения «Syllabus».
Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 - проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором.
Окончание Собора
Работа В. С. осталась незавершенной. 16 июля было объявлено о том, что после завершения сессии 18 июля заседания будут прерваны до 11 нояб. Мн. участники В. С. разъехались по своим еп-ствам. Последнее генеральное заседание, в к-ром приняли участие оставшиеся в Риме епископы и кардиналы, состоялось 1 сент. Начавшаяся в июле 1870 г. война между Пруссией и Францией вынудила последнюю вывести свой гарнизон из Папской области. Воспользовавшись этим, войска Итальянского королевства быстро захватили Папское гос-во и 20 сент. после недолгого сопротивления папских войск заняли Рим. 20 окт. папа Пий IX специальной буллой «Postquam Dei munere» объявил о том, что Собор откладывается на неопределенный срок (sine die).
Итоги Собора
Офиц. трактовка догмата о непогрешимости была изложена в ст. Фесслера «Об истинной и ложной безошибочности пап» (Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Papstes), одобренной Пием IX как офиц. комментарий. Догмат был принят большинством из тех епископов, кто выступал против него в ходе работы Собора. Первыми подчинились решению В. С. епископы Франции, затем - епископы Германии, собравшиеся в Фульде, их примеру последовали и те герм. епископы, кто не смогли приехать в Фульду. Последним из них оказался фон Гефеле. В 1871-1872 гг. догмат был принят также епископами Австро-Венгрии, Италии, Англии и Америки.
В составе оппозиции продолжали оставаться неск. епископов Германии, Австрии, Голландии, Франции, Испании, Ирландии и Бразилии. 22-24 сент. 1871 г. они собрались на конгресс в Мюнхене. Однако переход к политике «Культуркампф» в Германии заставил мн. деятелей оппозиции отступить. Т. о. принять догмат о непогрешимости папы отказались в общей сложности неск. десятков тыс. представителей духовенства и верующих, к-рые в 1872 г. образовали Старокатолическую Церковь (см. ст. Старокатолики). Свящ. фон Дёллингер, бывший вдохновителем оппозиции, к старокатоликам не примкнул, тем не менее за свою оппозиционную деятельность он был отлучен от Римско-католической Церкви.
Из 51 подготовленного документа на В. С. были одобрены всего 2. Они зафиксировали и усилили централизацию власти в католич. Церкви, определив новое соотношение власти папы и епископата. Хотя документы, разработанные подготовительными комиссиями, не были в большинстве своем рассмотрены и приняты, они послужили впосл. основой для мн. офиц. документов католич. Церкви, в т. ч. для ряда энциклик Льва XIII, а также принятого в 1917 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici).
1962-1965 – католический собор, в результате которого католицизм официально перешел на модернистские и экуменические позиции. Подготовлен модернистской оппозицией внутри католицизма в кон. 50-х гг. XX в. Созван по инициативе “красного папы” Иоанна XXIII 11 октября 1962 г. Завершился при папе Павле VI 8 декабря 1965 г.
Согласно Иоанну XXIII, цель ВВ. – развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. В результате должна возникнуть Церковь, открытая миру.
В ВВ. принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли т.н. periti (эксперты).
Центральными фигурами ВВ. стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские “архимандриты” Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино и др.
На соборе присутствовал “цвет” православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Николаос Ниссиотис, представители общины Тезе “брат” Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т.д. Интересно, что о.А. Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американском Митрополии, а присутствовал на соборе, якобы, частным образом, как special guest.
Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 г. на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г.Г. Карповым в нач. апреля 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католический собор.
Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на ВВ. Во время тайной встречи в августе 1962 г. в Париже с Й. Виллебрандсом митр. Никодим сообщил, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 10 октября 1962 г. Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим, буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.
В течение всего ВВ. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом ВВ. госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.
О. Всеволод Шпиллер отзывался о ВВ.:
Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.
предыстория
Уже в первой пол. XIX в. в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.
Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.
Потерпев временную неудачу в 1907 г., когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.
В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Fourviere и Le Saulchoir, в движении “литургического обновления” и в нач. 40-х гг. – в движении “рабочих-священиков”. Возникают такие крупные фигуры будущих отцов ВВ. как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925) получает свою окончательную форму новое “социальное” учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.
В 1943 г. появляется модернистская энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.
Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х – 50-х гг., модернистское подполье в своих трех основных направлениях – модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) – благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.
созыв собора
Организаторы ВВ. изначально ставили целью “обойти” консервативных католиков, обманом и, если надо насилием, использовать их в своих интересах. Так, Иоанн XXIII объявил о своем намерении созвать собор спустя три месяца после своего избрания – 25 января 1959 г., что сразу застало консервативную Римскую курию врасплох. Больше курия и вообще консервативные католики не оказывают решающего влияния на события.
В 1960 г. Иоанн XXIII создает Секретариат по содействию единству христиан и назначает Августина Беа его президентом. Секретариат был создан в противовес ортодоксальной Римской курии и Конгрегации по делам веры во главе с кардиналом Оттавиани. В ходе подготовки ВВ. было выдвинуто предложение, чтобы все члены собора перед его началом исповедали Никейский Символ веры и принесли присягу против модернизма. Августин Беа протестовал и добился того, что предложение было отвергнуто.
Официально созыв ВВ. был объявлен конституцией Humanae Salutis 25 декабря 1961 г.
Различаются четыре этапа ВВ.
11 октября – 8 декабря 1962 г.
В ходе первой сессии Второго Ватиканского собора 13 октября 1962 г. большинство членов собора отказались следовать повестке дня, составленной курией, и голосовать за предложенных ею кандидатов в соборные комиссии. У Иоанна XXIII, подготовившего совместно Августином Беа эту “революцию”, был готов альтернативный центр руководства собором: Секретариат по содействию единству христиан, во главе с Беа.
Французский кардинал Лиенар предложил каждому члену собора в сане епископа составить свой список. Его поддержал немецкий кардинал Фрингс. После консультаций в состав комиссий ВВ. попали совсем иные лица, по большей части модернисты из Восточной и Северной Европы. В качестве лидеров собора обозначаются кардиналы Альфринк из Голландии и Сюненс из Бельгии. Негласно модернистов поддерживал папа.
Проект документа De fontibus Revelatione (Об источниках Откровения) был рассмотрен 14-21 ноября . Первоначально в нем излагалось учение о том, что Божественное откровение проистекает из двух одинаковых по святости и значимости источников: Священного Писания и Священного Предания. Проект подвергся жесткой критике со стороны либеральных теологов, отстаивавших свою концепцию, согласно которой Предание не имеет Божественного происхождения. Беа отметил, что проект мешает экуменическому диалогу с протестантами. Прошедшее голосование по проекту показало его неприятие большинством участников ВВ., но для полного его отклонения собранных голосов было недостаточно. 21 ноября Иоанн XXIII поддержал модернистов, объявив, что для отклонения этого проекта достаточно простого большинства, и документ был отправлен на доработку.
29 сентября – 4 декабря 1963 г.
После смерти Иоанна XXIII и выборов нового папы Павла VI ВВ. продолжил работу, к которой теперь были привлечены и миряне. Пленарные заседания собора становятся открытыми для наблюдателей и прессы.
Павел VI указал четыре основные цели ВВ.:
- более полно определить природу Церкви и роль епископов;
- обновить Церковь;
- восстановить единство всех христиан, принести извинения за роль католицизма в возникших разделениях;
начать диалог с современным миром.
В этот период произошло самое запоминающееся событие ВВ.: яростное столкновение между кардиналом Фрингсом и защищавшим консервативную позицию курии кардиналом Оттавиани. Необходимо отметить, что советником Фрингса был Йозеф Ратцингер.
Приняты конституция Sacrosanctum Concilium и декрет Inter Mirifica.
Sacrosanctum Concilium инициировал разрушительную реформу католического богослужения с одной главной целью: большего участия мирян в литургии.
На третьем этапе – с 14 сентября по 21 ноября 1964 г. – приняты основные документы ВВ.: Unitatis Redintegratio, Orientalium Ecclesiarum, Lumen Gentium.
Lumen Gentium утверждает:
Единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую… пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству (Выд. нам.- Ред).
ВВ. провозгласил, что люди, не по своей вине не слышавшие проповеди Евангелия, могут обрести вечное спасение. Встречается здесь и своеобразная католическая “соборность”: собор епископов не может действовать без согласия папы, но сам папа не обязан действовать в согласии с собором, он всегда может свободно осуществлять свою власть.
Было осуществлено предложение кардинала Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, на 3-й сессии присутствовали 16 католичек.
В заключение сессии Павел VI объявил об изменении порядка поста перед Причастием – обязательный пост сокращен до одного часа.
В перерыве между сессиями – 27 янв. 1965 г. – был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду: лицом к народу, на итальянском языке (за исключением евхаристического канона).
четвертый, заключительный, период – 14 сентября – 8 декабря 1965 г.
Создается “Синод епископов” – безвластный консультативный орган при папе.
Самым спорным документом ВВ. стала декларация о религиозной свободе Dignitatis Humanae, за которую проголосовали 1997, а против – 224 члена собора.
Ожесточенные споры вызвала и декларация Nostra Aetate, которая снимала с иудеев вину за Распятие Спасителя и осуждала антисемитизм.
Nostra aetate провозглашает, что католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого, что есть в нехристианских религиях. Согласно заявлению Августина Беа, готовившего Nostra Aetate, хотя в декларации говорится о всех нехристианах, отношения католицизма с иудеями были главным вопросом, который стремился разрешить ВВ. В ходе подготовки документа Беа консультировался с ведущими представителями иудейской общины через посредство председателя Всемирного еврейского конгресса Наума Гольдмана. Под “иудеями”, согласно Беа, подразумеваются все потомки Авраама, с которыми Бог заключил Завет, и, утверждает Беа в соборном документе, этот завет сохраняется неизменным и с иудеями, отвергшими Христа. Поэтому иудеи не должны изображаться как отверженные или проклятые Богом. Общее духовное наследие Христиан и иудеев настолько велико, что священный собор стремится поддержать это взаимопонимание и уважение, которое возникает как в результате библиологических и богословских исследований, так и братского диалога.
В последний день работы ВВ. обнародован текст совместной декларации Павла VI и Патриарха Афинагора о взаимном “снятии” анафем 1054 г. Беа зачитал послание Павла VI Ambulate in dilectione о снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария. В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и др. папских легатов.
учение ВВ. об экуменизме
Папой Иоанном XXIII была предложена удобная, хотя и псевдологическая, схема, которая предлагает отождествлять истины веры не со словесным их выражением, а с пониманием и переживанием этих истин верующими. Соответственно, если Православие и традиционный католицизм основываются на неразделимости слова и мысли, то современные католики-экуменисты предлагают шизофренически различать в человеческой речи форму и содержание. Этот прием используется и “православными”-экуменистами, хотя и не играет столь решающей роли.
Католики-экуменисты признают (см. конституцию Lumen Gentium), что в Церкви произошло разделение и что повсюду вне границ Церкви можно обнаружить частичную и неполную Истину. Одновременно католицизм утверждает, что католическая церковь есть полнота благодати и совершенное единство и никогда не была расколота. Целью католического экуменизма становится является поиск большей полноты, хотя при этом исповедуется, что в католицизме есть все необходимое для спасения.
Все верующие во Христа и крещенные во Имя Святой Троицы находятся в общении с Церковью, учит католический экуменизм, хотя это их общение и является несовершенным. Общение с Церковью усматривается Ватиканом даже у тех конфессий, которые не имеют крещения (“Армия спасения”, квакеры и т.п.). Разумеется, постановления ВВ. не объясняют и не могут объяснить, что это за общение и как оно возможно.
“дух” ВВ.
После окончания ВВ. в католический и вообще экуменический обиход вошло понятие “дух Второго Ватиканского собора”, в верности которому клянутся и католики, и симпатизирующие им.
После ВВ. быть “католиком” значит верить в то, во что хочешь, и понимать истины веры так, как хочешь. Католицизм – это “культура”, а не строгое исповедание с определенными положениями и требованиями.
До ВВ. Церковь воспринималась как основанная Христом и содержащая определенное учение и верная неизменным установлениям. После, Церковь – это сообщество, странствующее во времени и приспосабливающееся к обстоятельствам и эпохам.
До ВВ. католицизм считал себя единственной Церковью. После – как одно из проявлений Церкви, все из которых являются несовершенными.
Переворот, совершенный ВВ., чрезвычайно близок “православным” модернистам, которые на протяжении XX в. осуществили такой же переворот в Православной Церкви, правда, без всякого собора.
Ватика́нский II собо́р о священном Писании. Созыв папой Иоанном XXIII II Ватиканского собора на первый взгляд казался неожиданным, но на самом деле отвечал давно назревшей необходимости, которая была вызвана существенными переменами в церковной жизни и в мире. Собор открылся 11 октября 1962 с участием более 2500 кардиналов, епископов и др. представителей католической. иерархии. Без права голоса присутствовали богословы и эксперты, а также наблюдатели от некатолических церквей. Собор работал с перерывами до 8 декабря 1965 (4 сессии). Такая его продолжительность была вызвана противоборством двух направлений среди отцов В II Ватиканского собора – консерваторов и сторонников обновления (аджорнаменто). Речь шла, разумеется, не о коренном пересмотре церковного учения. «Одно дело, – сказал при открытии Собора Иоанн XXIII, – сущность древнего учения, содержащаяся в наследии веры, а другое – формулировка, в которую ее облекают».
Собор уделил большое внимание проблеме Библии в ее отношении к Преданию Церкви. И именно в этом вопросе с особой остротой проявилось расхождение двух течений. Первый проект («схема») конституции «О Божественном Откровении» («Dei Verbum») подготовила комиссия во главе с кардиналом Оттавиани, который представлял консерваторов. Эта «схема», составленная в старом схоластическом духе, вызвала резкий отпор со стороны многих участников II Ватиканского собора, в т. ч. кардиналов *Беа, Альфринка, Сюненса, Руффини и др. выдающихся иерархов и теологов. В прениях они заявили, что конституция должна считаться с мнением некатоликов, учитывать данные современной библейской науки и новые аспекты экклезиологии. Было предложено говорить о Священном Писании и *Предании Священном не как о двух источниках вероучения, а как о некоем единстве Откровения, живущего в Церкви. Церковная власть не должна ставить себя «над Писанием». Писание есть часть Предания; исторические свидетельства Библии не следует отождествлять с научной историей, ибо Библия есть прежде всего Откровение и провозвестие веры. Ссылались при этом на энциклику папы *Пия XII, который рекомендовал изучение литературных *жанров в Библии с помощью тех средств, которыми располагает современная критика. В результате первая «схема» была отвергнута с перевесом в 546 голосов: 1368 голосов было подано за переработку текста. В окончательной форме догматическая конституция «О Божественном Откровении» была подписана 18 ноября 1965. Она делится на 6 глав.
В I главе рассматривается природа Откровения. В ней говорится о Боге, Который открывает Свою волю людям и по любви Своей «призывает их к общению с Собой и принимает их в это общение». Этот акт божественного Домостроительства совершается через слова Откровения и события священной истории спасения. «Внутренняя истина как о Боге, так и о спасении человека сияет нам через это откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего откровения» (I,2). Оно восходит к древнейшим временам и идет через Авраама, Моисея и пророков к Евангелию, и после Евангелия «уже нельзя ожидать нового всеобщего откровения до явления в славе Господа нашего Иисуса Христа» (I,4). Откровение воспринимается свободной верой, которая внимает ему, укрепленная Духом Божьим. «Но для более глубокого уразумения откровения тот же Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами» (I,5). К области Откровения относится то, что «недоступно само по себе человеческому разуму», но в то же время истины Откровения могут быть осмыслены разумом, «даже в нынешнем состоянии человеческого рода» (I,6).
Во II главе говорится о передаче божественного Откровения. Передача Слова Божьего в истории происходила через проповедь пророков, мудрецов и апостолов, и именно их проповедь «исключительным образом выражена в боговдохновенных книгах» (II,8). Библия приходит к людям через живое, постоянно развивающееся Предание Церкви.
«Священное Предание и Священное Писание тесно и взаимно между собою связаны, ведь одно и другое, проистекая из одного и того же божественного источника, сливаются каким-то образом воедино и устремляются к одной и той же цели. Ибо Священное Писание есть Слово Божие, так как оно записано под вдохновением Духа Божия; а Священное Предание – Слово Божие, вверенное Христом Господом и Духом Святым апостолам, – передает его неповрежденно преемникам их, чтобы они, озаренные Духом Истины, своею проповедью верно его хранили, излагали и распространяли» (II, 9).
Церковное учительство призвано толковать Слово Божье, но оно «не превышает (здесь и далее выделение наше. – А. М.) Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано» (II,10).
III глава посвящена вопросу о *боговдохновенности Писания и его толковании. «Святая Матерь Церковь по вере апостолов принимает все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их составных частях как священные и канонические, так как, написанные под вдохновением от Духа Святого (ср. Ин.20:31 ; 2Тим.3:16 ; 2Петр.1:19–21; 3:15–16 ), они имеют автором самого Бога и как таковые были переданы Церкви» (III,11). Но в то же время священные писатели также должны считаться авторами Библии. «Бог избрал определенных людей, предоставив им для составления священных книг применить свои способности и силы, с тем чтобы при действии Его Самого в них и через них они письменно передали как настоящие авторы все и только то, что Он хотел» (III, 11).
Ввиду этого необходимо исследовать библейские тексты для уяснения того, что Бог хотел открыть и как именно священные писатели это выразили. «Истина предлагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, или пророческих, или поэтических, или в других видах речи. Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определенных обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, с помощью употреблявшихся в его время литературных жанров. Ибо для правильного понимания того, что священный писатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание и на обычные, прирожденные способы восприятия, выражения, повествования, присущие временам священнописателя, и на те, что были вообще в употреблении в ту эпоху в человеческих взаимоотношениях» (III,12).
При этом толкователи должны «обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов – содействовать согласно этим нормам более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, дабы благодаря как бы предварительному изучению созревало суждение Церкви» (там же). Соответствие Слова Божьего, выраженного в Писании, законам человеческой природы, речи и мышления есть акт божественной любви и уничижения ради людей, как и «Слово Предвечного Отца, восприняв слабую человеческую плоть, сделалось подобным людям» (III,13).
IV глава касается Ветхого Завета. «Вселюбящий Бог, промышляя и предуготовляя неуклонно спасение всего рода человеческого, избрал Себе по особому замыслу народ, чтобы вверить ему Свои обетования» (IV,14). Книги Ветхого Завета есть Откровение Бога «народу, который Он Себе приобрел» (там же). «Эти книги, хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие, однако показывают истинное Божественное детоводительство. Поэтому эти книги, выражающие живое восприятие Бога, в которых сокрыты возвышенное учение о Боге, спасительная мудрость касательно человеческой жизни и дивная молитвенная сокровищница, в которых, наконец, сокрыта тайна нашего спасения, должны благоговейно приниматься христианами» (IV, 15). В конституции проводится принцип единства Заветов. «Книги Ветхого Завета, полностью воспринятые в Евангельское благовестие, приобретают и являют в Новом Завете свое полное значение (ср. Мф.5:17 ; Лк.24:27 ; 2Кор.3:14–16 ) и, в свою очередь, освещают и объясняют его» (IV, 16).
Глава V посвящена Новому Завету. В нем Слово Божие «являет Свою силу в высшей степени», а «главное свидетельство» внутри самого Нового Завета заключено в Евангелии. Оно – «апостольского происхождения», ибо содержит то, что проповедовали «апостолы и впоследствии их сподвижники под вдохновением Духа Святого» (V, 18). Евангелие носит исторический характер в том смысле, что свидетельствует о величайшем событии истории спасения, совершившемся на земле в определенное время. Но при этом Евангелие – не хроника. «Священнописатели составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно или уже письменно, одно приводя в синтез, другое излагая с учетом состояния церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем чтобы сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе. Ибо они их написали либо по своей собственной памяти и воспоминаниям, либо по свидетельству» (V,19) «бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк.1:2 ).
В VI главе говорится о роли Священного Писания в жизни Церкви. Для Церкви Священное Писание «воедино со Священным Преданием» есть «наивысшее правило ее веры» (VI, 21). Это соответствует замыслу и воле Божьей. «В священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует» (VI, 21). «Нужно, чтобы христианам был широко открыт доступ к Священному Писанию» (VI, 22). В связи с этим Церковь не только одобряет древние переводы Священного Писания (*Септуагинту и *Вульгату), но заботится о том, чтобы «надлежащие и точные переводы делались на разные языки, по преимуществу с подлинных текстов священных книг». Мало того, Собор считает возможным, чтобы такие переводы делались в сотрудничестве с христианами-некатоликами, чтобы они были «в употреблении у всех христиан» (VI, 22).
Большое значение придается и толкованию Библии. Католические и некатолические экзегеты призываются к тому, чтобы, объединяя свои силы, «исследовать и излагать с помощью соответствующих пособий» Слово Божье. «Собор поощряет чад Церкви, преданных библейским наукам, продолжать по духу Церкви. дело, ими начатое» (VI, 23). Библия, по учению Собора, должна быть опорой богословия, пастырства, катехизации, молитвенно-литургической жизни. Клирики и все служители Церкви должны читать и изучать Библию. Они обязаны «научать верующих, вверенных им, правильному пользованию Божественными книгами, особенно Новым Заветом, и прежде всего Евангелиями» (VI, 25). С этой целью Собор поощряет издание комментированных Библий, в т. ч. и в расчете на неверующих.
Таким образом, в конституции II Ватиканского собора, касающейся Библии, намечен большой прогресс в сравнении с прошлыми веками. Вместо запрета мирянам читать Писание (который существовал в католичестве в средние века) – призыв к познанию Слова Божьего; вместо взгляда на священные книги как «продиктованные» Духом (Тридентский собор) – признание активного участия священных авторов в составлении боговдохновенных книг. Признается важность литературной и исторической критики, а также учета условий, в которых писались книги Библии. Само понятие боговдохновенности значительно приближается к православному, которое ориентируется на Халкидонский догмат. Ввиду всего этого *Лофинк считает решения II Ватиканского собора о Библии «не революцией, а возвращением к традиции».
■ Догматическая конституция «О Божественном Откровении», Рим, 1967; то же в кн.: II Ватиканский Собор: Конституции, декреты, декларации, Брюссель, 1992; Carirale R., Cronache del Concilie Vaticano II, v.5, Roma, 1966–1969.
• *Арсеньев Н., Второй В.С. и его значение (с точки зрения православного наблюдателя), в его кн.: Единый поток жизни, Брюссель, 1973; Бошан П., Священное Писание сегодня, «Символ», 1981, №6; II Ватиканский собор: (замыслы и итоги), ВНА, вып.6, М., 1968; Казанова А., II Ватиканский собор: Критика идеологии и практики современного католицизма, пер. с франц., М.,1973; Казем-Бек А., О втором Ватиканском соборе, ЖМП, 1963, №1; его же, Вторая сессия II Ватиканского собора, ЖМП, 1964, №2; его же, После третьей сессии II Ватиканского собора: Папа Павел VI, коллегиальность епископата и римский примат, ЖМП, 1965, №1; его же, Еще о II Ватиканском соборе, ЖМП, 1965, №7; его же, После Ватиканского собора, ЖМП, 1966, №4; Конгар И., Итоги и перспективы II Ватиканского собора, РВЦ, 1966, №1; *Лофинк Н., Библия и библейская наука после Собора, пер. с нем., «Логос», 1971, №4; митр. Никодим (Ротов), Иоанн XXIII, папа Римский, БТ, сб. 20, 1979; Рукет, Итоги первой сессии Второго Ватиканского собора, РВЦ, 1963, №1; еп. Зарайский Ювеналий, О завершительной стадии Второго Ватиканского собора, ЖМП, 1966, №3. См. также библиографию: ВНА, вып.6, 1968; Vatican Council II, NCE, v.4.
Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6
(8 дек. 1869 - 1 сент. 1870). Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции «20-й вселенский»; проходил в Риме, в базилике св. Петра. Состоялось 4 пленарных и 86 генеральных заседаний Собора, в к-рых приняли участие, по разным данным, от 750 до 800 иерархов католич. Церкви, в их числе кардиналы, епископы и архиепископы, главы конгрегаций, генералы монашеских орденов. По политическим причинам работа Собора была прервана. На В. С. были провозглашены 2 догматические конституции: «Dei Filius» (24 апр. 1870) - об отношении веры и разума и «Pastor aeternus» (18 июля 1870) - о примате и непогрешимости папы Римского в суждениях, произнесенных официально (ex cathedra).
Причины созыва и подготовка Собора
Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, проиcшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.
Противоречия католич. доктрины с идеями и практикой либерализма приняли наиболее ярко выраженную форму в Италии, где само существование Папского гос-ва было препятствием к объединению страны и созданию единого королевства.
6 дек. 1864 г. папа Пий IX впервые объявил группе кардиналов о намерении созвать Собор католич. Церкви для того, чтобы найти средства «для излечения множества болезней, одолевающих Церковь». В марте 1865 г. была создана Центральная подготовительная комиссия, в к-рую первоначально вошли 5 кардиналов (позднее их количество увеличилось до 9), а также 5 подкомиссий: догматическая, церковно-политическая, по церковной дисциплине, по делам монашеских орденов, по делам Вост. Церквей и миссий. Президенты этих комиссий назначались лично папой. В их состав вошли кардиналы, но в работе принимали участие также 102 эксперта и консультанта, в т. ч. 10 епископов, 69 священников и 23 члена монашеских орденов. Комиссиями был подготовлен 51 рабочий документ, сгруппированный по 6 темам: «О вере»; «О Церкви Христовой»; «О христианском браке»; «О церковной дисциплине»; «О религиозных орденах»; «О восточных обрядах и апостолических миссиях». В апр. 1865 г. папа провел ряд предварительных консультаций с 36 европ. епископами по поводу проекта Собора.Публично о созыве Собора было объявлено 26 июля 1867 г., офиц. оповещение сделано только 29 июня 1868 г. буллой «Aeterni Patris», где назывались дата открытия и место проведения Собора - 8 дек. 1869 г. в Риме, в базилике св. Петра. Специальным бреве «Arcano divinae providentiae» от 8 сент. 1868 г. на Собор были приглашены представители Вост. Церквей, а бреве «Iam vos omnes» от 13 сент. 1868 г.- представители протестант. церквей, к ним также был обращен призыв воспользоваться случаем и вернуться в лоно единой католич. Церкви. Вост. Патриархи ответили отказом, указав на то, что стиль приглашения противоречит принципу равенства епископов, отрицательным был и ответ протестантов. Вопреки имевшейся ранее традиции главы гос-в офиц. приглашения на Собор не получили, что, однако, не исключало их участия в его работе. Присутствие в Риме в дни работы Собора нек-рых представителей европ. династий, в т. ч. бывш. суверенов Неаполя, Пармы, Тосканы, создало на Соборе атмосферу, к-рая трактовалась многими как антиитал.
В нач. 1869 г. при активном участии проф. Тюбингенского ун-та и еп. Роттенбургского Карла Йозефа фон Гефеле и иезуита С. Сангвинетти был разработан регламент работы Собора. Согласно регламенту, только папа Римский мог предлагать вопросы для обсуждения, участники же Собора могли подавать свои предложения в комиссию для отбора предложений (De postulatis), члены к-рой также назначались папой. Были созданы 4 рабочие комиссии, каждая из 24 чел., для предварительного обсуждения документов (схем), разработанных подготовительными комиссиями. После обсуждения на генеральных заседаниях эти документы должны были быть представлены на пленарные заседания. Регламент был опубликован в апостольском письме папы Пия IX «Multiplices inter» от 27 нояб. 1869 г. Был назначен секретарь Собора - еп. Санкт-Пёльтена (Австрия) Йозеф Фесслер. Установленный папой порядок обсуждения делал невозможной к.-л. серьезную дискуссию. В состав комиссий не были включены члены оппозиции; т. о., им пришлось выступать против решений комиссий уже на генеральных заседаниях. Оппозицию ограничили также и тем, что им предоставляли очень мало времени для выступлений.
Предварительные дискуссии
Хотя решение о созыве Собора было сделано публично, в пригласительной булле не был указан предмет обсуждений, цель созыва В. С. формулировалась в самых общих выражениях: «Очистить вероучение от искажений и восстановить благочиние и дисциплину, а тем самым спасти Церковь и все общество». Вместе с тем широко распространилось мнение, что на В. С. будет поставлен вопрос о непогрешимости папы. Дискуссии о предполагаемом провозглашении этого догмата, к-рый должен был быть противопоставлен теориям, оспаривавшим примат папской власти и ее верховенство по отношению к власти светской, заняли весьма важное место в предварительной богословской подготовке Собора. В 1-й пол. и сер. XIX в. идеи примата папской власти высказывались и пропагандировались такими философами, историками Церкви и специалистами в области церковного права, как Ж. де Местр и Ф. Р. де Ламенне во Франции, Ф. Вальтер и Г. Филипс в Германии. В период подготовки к В. С. идея непогрешимости папы нашла наиболее ревностного сторонника в лице архиеп. Вестминстерского Генри Эдуарда Маннинга, к-рый возглавил группу кардиналов, проявивших максимальную заинтересованность во включении этой формулировки в один из соборных документов. Ожидания этой части епископата нашли свое отражение в статье, опубликованной 6 февр. 1869 г. в иезуитском ж. «Civilta Cattolica» под названием «Письма из Франции» (Corrispondenza di Francia). В ней утверждалось, что католики всего мира ждут от Собора догматического провозглашения доктрин, опубликованных в «Syllabus», и непогрешимости папы. Эта статья спровоцировала волнение в обществе, в т. ч. и в церковных кругах. Идея провозглашения догмата подверглась серьезной критике. Среди его противников одни выражали свое принципиальное несогласие с ним (к таким деятелям, напр., относились в Германии историк Церкви мюнхенский проф. И. Й. И. фон Дёллингер, опубликовавший в марте 1869 г. в Аугсбурге 5 статей, изданных впосл. отдельной кн. «Папство и Собор» (Der Papst und Konzil), где он не только подверг критике идею непогрешимости папских определений, но и оспорил сам примат папской юрисдикции; еп. Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер, историк Церкви фон Гефеле, в Италии - архиеп. Болонский кард. Филиппо Мария Гвиди, во Франции - декан богословского фак-та Сорбонны еп. Анри Луи Маре, к-рый в сент. 1869 г. опубликовал в защиту галликанства кн. «Вселенский Собор и религиозный мир»), др. сочли принятие догмата несвоевременным, хотя с принципиальной т. зр. он не вызывал у них возражений (напр., еп. Орлеанский Феликс Антуан Дюпанлу, а также все нем. епископы, собравшиеся в Фульде в сент. 1869 для обсуждения полемики, открытой в Германии по поводу созыва Собора; они направили папе Пию IX меморандум, где содержался протест против постановки на Соборе вопроса о папской непогрешимости).
Работа Собора
Папа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском СобореПапа оглашает декрет против новых философских учений на I Ватиканском Соборе На первом заседании В. С., 8 дек. 1869 г., состоялась торжественная церемония открытия, на к-рой присутствовало более 700 участников, из них более 1/3 приехали из неевроп. стран, и 20 тыс. паломников. Российский имп. Александр II не позволил католич. епископам из России и Польши принять участие в работе В. С. 10 дек. начались генеральные заседания. Первым документом, представленным на обсуждение во время 4-го генерального заседания 28 дек., был проект конституции «О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма» (De doctrina catholica contra multiplices errores ex retionalismo derivatos), подготовленный под ред. священника-иезуита Дж. Францелина. Документ подвергся серьезной критике за неясность и излишний радикализм и был отправлен на доработку, а дискуссия прервана 22 февр. 1870 г. 18 марта был представлен на обсуждение новый вариант документа, подготовленный епископами Л. Пи, Виктором Огюстом Дешаном и К. Мартином при участии нем. богослова-иезуита Й. Клёйтгена. После внесения в документ правки он в виде догматической конституции «Dei Filius» был принят на 3-м пленарном заседании 24 апр. 1870 г., т. о. были конституционно оформлены основные принципы католич. вероучения и осуждены отклонения от основных канонов. «Dei Filius» состояла из 4 глав и 18 канонов и во многом повторяла положения «Syllabus».
Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 - проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором.
Окончание Собора
Работа В. С. осталась незавершенной. 16 июля было объявлено о том, что после завершения сессии 18 июля заседания будут прерваны до 11 нояб. Мн. участники В. С. разъехались по своим еп-ствам. Последнее генеральное заседание, в к-ром приняли участие оставшиеся в Риме епископы и кардиналы, состоялось 1 сент. Начавшаяся в июле 1870 г. война между Пруссией и Францией вынудила последнюю вывести свой гарнизон из Папской области. Воспользовавшись этим, войска Итальянского королевства быстро захватили Папское гос-во и 20 сент. после недолгого сопротивления папских войск заняли Рим. 20 окт. папа Пий IX специальной буллой «Postquam Dei munere» объявил о том, что Собор откладывается на неопределенный срок (sine die).
Итоги Собора
Офиц. трактовка догмата о непогрешимости была изложена в ст. Фесслера «Об истинной и ложной безошибочности пап» (Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Papstes), одобренной Пием IX как офиц. комментарий. Догмат был принят большинством из тех епископов, кто выступал против него в ходе работы Собора. Первыми подчинились решению В. С. епископы Франции, затем - епископы Германии, собравшиеся в Фульде, их примеру последовали и те герм. епископы, кто не смогли приехать в Фульду. Последним из них оказался фон Гефеле. В 1871-1872 гг. догмат был принят также епископами Австро-Венгрии, Италии, Англии и Америки.
В составе оппозиции продолжали оставаться неск. епископов Германии, Австрии, Голландии, Франции, Испании, Ирландии и Бразилии. 22-24 сент. 1871 г. они собрались на конгресс в Мюнхене. Однако переход к политике «Культуркампф» в Германии заставил мн. деятелей оппозиции отступить. Т. о. принять догмат о непогрешимости папы отказались в общей сложности неск. десятков тыс. представителей духовенства и верующих, к-рые в 1872 г. образовали Старокатолическую Церковь (см. ст. Старокатолики). Свящ. фон Дёллингер, бывший вдохновителем оппозиции, к старокатоликам не примкнул, тем не менее за свою оппозиционную деятельность он был отлучен от Римско-католической Церкви.
Из 51 подготовленного документа на В. С. были одобрены всего 2. Они зафиксировали и усилили централизацию власти в католич. Церкви, определив новое соотношение власти папы и епископата. Хотя документы, разработанные подготовительными комиссиями, не были в большинстве своем рассмотрены и приняты, они послужили впосл. основой для мн. офиц. документов католич. Церкви, в т. ч. для ряда энциклик Льва XIII, а также принятого в 1917 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici).
ВАТИКА́НСКИЙ II СОБО́Р (11.10.1962–8.12.1965), собор Римско-католич. церкви (в католич. традиции – 21-й Вселенский собор). Был созван по инициативе папы Римского Иоанна XXIII ; осн. целями собора, согласно папской энциклике «Ad Petri Cathedram» (29.6.1959), были «развитие католич. веры», обновление христианской жизни, приспособление католицизма к изменившимся геополитическим условиям в мире. Проходил в базилике Св. Петра в Риме; состоялись 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. В В. II с. приняли участие 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали миряне, наблюдатели от др. конфессий, дипломатич. корпус. Собор завершил работу при папе Римском Павле VI .
1962-1965 – католический собор, в результате которого католицизм официально перешел на модернистские и экуменические позиции. Подготовлен модернистской оппозицией внутри католицизма в кон. 50-х гг. XX в. Созван по инициативе “красного папы” Иоанна XXIII 11 октября 1962 г. Завершился при папе Павле VI 8 декабря 1965 г.
Согласно Иоанну XXIII, цель ВВ. – развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. В результате должна возникнуть Церковь, открытая миру.
В ВВ. принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли т.н. periti (эксперты).
Центральными фигурами ВВ. стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские “архимандриты” Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино и др.
На соборе присутствовал “цвет” православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Николаос Ниссиотис, представители общины Тезе “брат” Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т.д. Интересно, что о.А. Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американском Митрополии, а присутствовал на соборе, якобы, частным образом, как special guest.
Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 г. на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г.Г. Карповым в нач. апреля 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католический собор.
Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на ВВ. Во время тайной встречи в августе 1962 г. в Париже с Й. Виллебрандсом митр. Никодим сообщил, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 10 октября 1962 г. Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим, буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.
В течение всего ВВ. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом ВВ. госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.
О. Всеволод Шпиллер отзывался о ВВ.:
Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.
предыстория
Уже в первой пол. XIX в. в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.
Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.
Потерпев временную неудачу в 1907 г., когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.
В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Fourviere и Le Saulchoir, в движении “литургического обновления” и в нач. 40-х гг. – в движении “рабочих-священиков”. Возникают такие крупные фигуры будущих отцов ВВ. как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925) получает свою окончательную форму новое “социальное” учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.
В 1943 г. появляется модернистская энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.
Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х – 50-х гг., модернистское подполье в своих трех основных направлениях – модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) – благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.
созыв собора
Организаторы ВВ. изначально ставили целью “обойти” консервативных католиков, обманом и, если надо насилием, использовать их в своих интересах. Так, Иоанн XXIII объявил о своем намерении созвать собор спустя три месяца после своего избрания – 25 января 1959 г., что сразу застало консервативную Римскую курию врасплох. Больше курия и вообще консервативные католики не оказывают решающего влияния на события.
В 1960 г. Иоанн XXIII создает Секретариат по содействию единству христиан и назначает Августина Беа его президентом. Секретариат был создан в противовес ортодоксальной Римской курии и Конгрегации по делам веры во главе с кардиналом Оттавиани. В ходе подготовки ВВ. было выдвинуто предложение, чтобы все члены собора перед его началом исповедали Никейский Символ веры и принесли присягу против модернизма. Августин Беа протестовал и добился того, что предложение было отвергнуто.
Официально созыв ВВ. был объявлен конституцией Humanae Salutis 25 декабря 1961 г.
Различаются четыре этапа ВВ.
11 октября – 8 декабря 1962 г.
В ходе первой сессии Второго Ватиканского собора 13 октября 1962 г. большинство членов собора отказались следовать повестке дня, составленной курией, и голосовать за предложенных ею кандидатов в соборные комиссии. У Иоанна XXIII, подготовившего совместно Августином Беа эту “революцию”, был готов альтернативный центр руководства собором: Секретариат по содействию единству христиан, во главе с Беа.
Французский кардинал Лиенар предложил каждому члену собора в сане епископа составить свой список. Его поддержал немецкий кардинал Фрингс. После консультаций в состав комиссий ВВ. попали совсем иные лица, по большей части модернисты из Восточной и Северной Европы. В качестве лидеров собора обозначаются кардиналы Альфринк из Голландии и Сюненс из Бельгии. Негласно модернистов поддерживал папа.
Проект документа De fontibus Revelatione (Об источниках Откровения) был рассмотрен 14-21 ноября . Первоначально в нем излагалось учение о том, что Божественное откровение проистекает из двух одинаковых по святости и значимости источников: Священного Писания и Священного Предания. Проект подвергся жесткой критике со стороны либеральных теологов, отстаивавших свою концепцию, согласно которой Предание не имеет Божественного происхождения. Беа отметил, что проект мешает экуменическому диалогу с протестантами. Прошедшее голосование по проекту показало его неприятие большинством участников ВВ., но для полного его отклонения собранных голосов было недостаточно. 21 ноября Иоанн XXIII поддержал модернистов, объявив, что для отклонения этого проекта достаточно простого большинства, и документ был отправлен на доработку.
29 сентября – 4 декабря 1963 г.
После смерти Иоанна XXIII и выборов нового папы Павла VI ВВ. продолжил работу, к которой теперь были привлечены и миряне. Пленарные заседания собора становятся открытыми для наблюдателей и прессы.
Павел VI указал четыре основные цели ВВ.:
- более полно определить природу Церкви и роль епископов;
- обновить Церковь;
- восстановить единство всех христиан, принести извинения за роль католицизма в возникших разделениях;
начать диалог с современным миром.
В этот период произошло самое запоминающееся событие ВВ.: яростное столкновение между кардиналом Фрингсом и защищавшим консервативную позицию курии кардиналом Оттавиани. Необходимо отметить, что советником Фрингса был Йозеф Ратцингер.
Приняты конституция Sacrosanctum Concilium и декрет Inter Mirifica.
Sacrosanctum Concilium инициировал разрушительную реформу католического богослужения с одной главной целью: большего участия мирян в литургии.
На третьем этапе – с 14 сентября по 21 ноября 1964 г. – приняты основные документы ВВ.: Unitatis Redintegratio, Orientalium Ecclesiarum, Lumen Gentium.
Lumen Gentium утверждает:
Единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую… пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству (Выд. нам.- Ред).
ВВ. провозгласил, что люди, не по своей вине не слышавшие проповеди Евангелия, могут обрести вечное спасение. Встречается здесь и своеобразная католическая “соборность”: собор епископов не может действовать без согласия папы, но сам папа не обязан действовать в согласии с собором, он всегда может свободно осуществлять свою власть.
Было осуществлено предложение кардинала Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, на 3-й сессии присутствовали 16 католичек.
В заключение сессии Павел VI объявил об изменении порядка поста перед Причастием – обязательный пост сокращен до одного часа.
В перерыве между сессиями – 27 янв. 1965 г. – был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду: лицом к народу, на итальянском языке (за исключением евхаристического канона).
четвертый, заключительный, период – 14 сентября – 8 декабря 1965 г.
Создается “Синод епископов” – безвластный консультативный орган при папе.
Самым спорным документом ВВ. стала декларация о религиозной свободе Dignitatis Humanae, за которую проголосовали 1997, а против – 224 члена собора.
Ожесточенные споры вызвала и декларация Nostra Aetate, которая снимала с иудеев вину за Распятие Спасителя и осуждала антисемитизм.
Nostra aetate провозглашает, что католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого, что есть в нехристианских религиях. Согласно заявлению Августина Беа, готовившего Nostra Aetate, хотя в декларации говорится о всех нехристианах, отношения католицизма с иудеями были главным вопросом, который стремился разрешить ВВ. В ходе подготовки документа Беа консультировался с ведущими представителями иудейской общины через посредство председателя Всемирного еврейского конгресса Наума Гольдмана. Под “иудеями”, согласно Беа, подразумеваются все потомки Авраама, с которыми Бог заключил Завет, и, утверждает Беа в соборном документе, этот завет сохраняется неизменным и с иудеями, отвергшими Христа. Поэтому иудеи не должны изображаться как отверженные или проклятые Богом. Общее духовное наследие Христиан и иудеев настолько велико, что священный собор стремится поддержать это взаимопонимание и уважение, которое возникает как в результате библиологических и богословских исследований, так и братского диалога.
В последний день работы ВВ. обнародован текст совместной декларации Павла VI и Патриарха Афинагора о взаимном “снятии” анафем 1054 г. Беа зачитал послание Павла VI Ambulate in dilectione о снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария. В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и др. папских легатов.
учение ВВ. об экуменизме
Папой Иоанном XXIII была предложена удобная, хотя и псевдологическая, схема, которая предлагает отождествлять истины веры не со словесным их выражением, а с пониманием и переживанием этих истин верующими. Соответственно, если Православие и традиционный католицизм основываются на неразделимости слова и мысли, то современные католики-экуменисты предлагают шизофренически различать в человеческой речи форму и содержание. Этот прием используется и “православными”-экуменистами, хотя и не играет столь решающей роли.
Католики-экуменисты признают (см. конституцию Lumen Gentium), что в Церкви произошло разделение и что повсюду вне границ Церкви можно обнаружить частичную и неполную Истину. Одновременно католицизм утверждает, что католическая церковь есть полнота благодати и совершенное единство и никогда не была расколота. Целью католического экуменизма становится является поиск большей полноты, хотя при этом исповедуется, что в католицизме есть все необходимое для спасения.
Все верующие во Христа и крещенные во Имя Святой Троицы находятся в общении с Церковью, учит католический экуменизм, хотя это их общение и является несовершенным. Общение с Церковью усматривается Ватиканом даже у тех конфессий, которые не имеют крещения (“Армия спасения”, квакеры и т.п.). Разумеется, постановления ВВ. не объясняют и не могут объяснить, что это за общение и как оно возможно.
“дух” ВВ.
После окончания ВВ. в католический и вообще экуменический обиход вошло понятие “дух Второго Ватиканского собора”, в верности которому клянутся и католики, и симпатизирующие им.
После ВВ. быть “католиком” значит верить в то, во что хочешь, и понимать истины веры так, как хочешь. Католицизм – это “культура”, а не строгое исповедание с определенными положениями и требованиями.
До ВВ. Церковь воспринималась как основанная Христом и содержащая определенное учение и верная неизменным установлениям. После, Церковь – это сообщество, странствующее во времени и приспосабливающееся к обстоятельствам и эпохам.
До ВВ. католицизм считал себя единственной Церковью. После – как одно из проявлений Церкви, все из которых являются несовершенными.
Переворот, совершенный ВВ., чрезвычайно близок “православным” модернистам, которые на протяжении XX в. осуществили такой же переворот в Православной Церкви, правда, без всякого собора.
Читайте также: