2 означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное
Взаимосвязь свободы и ответственности личности.
[По итогу тренировки 23 апреля в онлайн клубе]
Обладает ли человек реальной свободой или все его поступки продиктованы нормами и правилами общества, в котором он живет?
Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного развития человека во всей социально-общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.
Существует несколько видов ответственности:
*нравственная, историческая, политическая, юридическая;
*персональная (индивидуальная), коллективная, групповая.
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть.
Однако, сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза.
Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может.
Также Спиноза утверждал, что человек как часть природы всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование.
Таким образом, человек не может изменить коны природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих конов, и обрести господство над окружающей действительностью.
Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:
*борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;
*адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;
*бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или отделяется в своём поселении.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам.
Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства её достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности.
Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель.
Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
В толковом словаре русского языка С.Ожегова есть такие описания, на которое хочу обратить внимание -
*без задержек.
Свободный дом, не занятый, без жильцов; нам свободно жить в этом доме, просторно, не тесно.
Свободный труд, наемный, по воле; или нетрудный, легкий.
Свободные речи, вольнодумные, смелые; свободная речь, произношенье, ничем не стесненное, беглое. Он свободно говорит по-русски.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость,обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках. Чувствоответственности. Нести о. за что-н. Привлечь к ответственности (заставитьотвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить о. на кого-н.(офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).
ОТВЕТСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна.
1. Несущий ответственность (во 2знач.). Человек, о. за порядок.
2. паян. ф. Облеченный правами иобязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в; руководстве делами.О. редактор. О. по вахте.
3. Имеющий высоко развитое чувство долга, ревнивоотносящийся к своим обязанностям. Ответственно (нареч.) относиться к делу.
4. Существенно важный, очень серьезный. О. момент. II сущ. ответственность,-и, ж. (к 3 и 4 знач.).
В словаре древнесловянской речи раскрыты такие определения -
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» изначально «ОТВЕДСТВЕННОСТЬ» действие от знания или ведания, то есть ведаю что творю
СВОБОДА. Борьба за свободу – удел рабов. Зачем вольному человеку свобода («с» – с чемлибо, «во» – воля, «бода» – бодаться; т.е. идти против воли кого)? Спрашивается: «От чего свобода?» – Человек не может прибавить себе роста даже на локоть.
ВОЛЯ – способность удовлетворять свои желания, соответствующие Конам Всевышнего («вол» – бык, зубр, «я» – я; т.е. хозяин своей жизни).
Дополнительно хочу донести выдержку из вселенских законов изобилия переданных Кайроном. (немного позже разберём каждый из них в отдельности).
Закон СВОБОДЫ гласит:
Вы обретаете всё то чему даёте свободу и теряете то что пытаетесь привязать к себе. Хотеть осуществления Вашей мечты это не значит впасть в зависимость от неё и утратить ценности более важные, такие как - ценность Вашего собственного Божественного Я.
Самое важное что есть у Вас - это Ваш ДУХ. Всё остальное приходящее и взаимозаменяемо. Утратив какие-либо земные ценности Вы можете обрести другие, если не утратите сам инструмент Творения - Вашу связь с Духом.
Поэтому:
- Стремясь к цели, дайте себе свободу не зависеть от этой цели.
- Мечтая о чём-то, дайте свободу мечте.
- Выражая намерение просто отпустите его.
Так бывает лиж тогда, когда вы даёте свободу мечте, не сковываетет её осуществления своими переживаниями и чрезмерным контролем.
Если Вы переживаете и чрезмерно контролируетет процесс достижения желаемого -
Значит Вы лишились свободы
Значит Вы впали в зависимость
Значит Вы утратили ощущение более важной ценности - Вашего божественного Я.
И в заключении хочу отметить - свобода человека зависит от свободы этого человека изменять свои представления о пространстве, энергии, времени, формах жизни и о своей роли в них. Если он не может изменять своих суждений о них, значит, он фиксирован и порабощён барьерами – физической вселенной и своего собственного создания. То есть, человек порабощён барьерами собственного создания. Он создаёт их сам или соглашается с тем, что настаивает на действительности этих барьеров.
Помните Вы сами создаёте свой Мир - и Вы способны сделать его совершенно другим.
Определение чувства ответственности будет показателем Вашей наполненности нравственными, моральными жизненными принципами и серьёзности намерений в волеизъявлении.
1. Что означает выражение
Сартра: “Человек осужден быть свободным”? О какой свободе идет речь?
2. Означает ли
свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
3. Если все
дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?
“Нет никакой природы
человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Он есть лишь то, что сам из
себя делает. Если существование действительно предшествует сущности, то
человек ответствен за то, что он есть. экзистенциализм отдает каждому
человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за
существование.
Достоевский как-то
писал, что “если Бога нет, то все дозволено”. Это - исходный пункт
экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а
потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне.
. Если Бога нет,
мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые
оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой - в
светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы
одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек
осужден быть свободным. Однажды брошенный в мир, отвечает за все что
делает. Человек ответствен за свои страсти.
Заброшенность
предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с
тревогой.
Выбор возможен в
одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я
должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я
все-таки выбираю. Если верю, что, находясь в какой-то ситуации. я вынужден
выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за
выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но
все же не имеет ничего общего с капризом.
Мы определяем
человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора”.
Для того, чтобы понять смысл фразы "Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы" нужно понять, что означает слово "свобода".
Свобода - это отсутствие стеснений и ограничений,связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса,всего общества или его членов. Исходя из определения данного понятие я могу согласится с тем, что свобода это большая ответственность, поэтому в обществе существуют нормы права, которые регулируют общественные отношения, ведь если их не будет, то это уже сложно назвать свободой. Ведь, как говорил М.А.Бакунин «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», и нормы права хорошо это регулирует, ведь без них будет хаос. Люди не смогут решит какие-то элементарные вопросы, например,договор купля-продажа, ни один субъект данного правоотношения не будет соблюдать условия договора. В обществе начнется хаос, в котором будет невозможно жить, ведь человек странное существо, которым если не руководить и не воспитывать, как , например, это делает наше законодательство, которое в случае правонарушения выдвигает санкции в сторону субъекта.
Подводя итоги выше сказанных мною суждений, я хотел бы сделать вывод, что свобода это и впрямь огромная ответственность, но благодаря праву, это свобода регламентируется, и поэтому нам легче жить, а без нее будет полная разруха.
Обществознание ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
ТЕМА 1.7 "Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность"
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.
Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
Взаимосвязь свободы и ответственности личности.
[По итогу тренировки 23 апреля в онлайн клубе]
Обладает ли человек реальной свободой или все его поступки продиктованы нормами и правилами общества, в котором он живет?
Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного развития человека во всей социально-общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.
Существует несколько видов ответственности:
*нравственная, историческая, политическая, юридическая;
*персональная (индивидуальная), коллективная, групповая.
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть.
Однако, сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза.
Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может.
Также Спиноза утверждал, что человек как часть природы всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование.
Таким образом, человек не может изменить коны природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих конов, и обрести господство над окружающей действительностью.
Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:
*борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;
*адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;
*бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или отделяется в своём поселении.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам.
Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства её достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности.
Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель.
Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
В толковом словаре русского языка С.Ожегова есть такие описания, на которое хочу обратить внимание -
*без задержек.
Свободный дом, не занятый, без жильцов; нам свободно жить в этом доме, просторно, не тесно.
Свободный труд, наемный, по воле; или нетрудный, легкий.
Свободные речи, вольнодумные, смелые; свободная речь, произношенье, ничем не стесненное, беглое. Он свободно говорит по-русски.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость,обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках. Чувствоответственности. Нести о. за что-н. Привлечь к ответственности (заставитьотвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить о. на кого-н.(офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).
ОТВЕТСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна.
1. Несущий ответственность (во 2знач.). Человек, о. за порядок.
2. паян. ф. Облеченный правами иобязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в; руководстве делами.О. редактор. О. по вахте.
3. Имеющий высоко развитое чувство долга, ревнивоотносящийся к своим обязанностям. Ответственно (нареч.) относиться к делу.
4. Существенно важный, очень серьезный. О. момент. II сущ. ответственность,-и, ж. (к 3 и 4 знач.).
В словаре древнесловянской речи раскрыты такие определения -
«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» изначально «ОТВЕДСТВЕННОСТЬ» действие от знания или ведания, то есть ведаю что творю
СВОБОДА. Борьба за свободу – удел рабов. Зачем вольному человеку свобода («с» – с чемлибо, «во» – воля, «бода» – бодаться; т.е. идти против воли кого)? Спрашивается: «От чего свобода?» – Человек не может прибавить себе роста даже на локоть.
ВОЛЯ – способность удовлетворять свои желания, соответствующие Конам Всевышнего («вол» – бык, зубр, «я» – я; т.е. хозяин своей жизни).
Дополнительно хочу донести выдержку из вселенских законов изобилия переданных Кайроном. (немного позже разберём каждый из них в отдельности).
Закон СВОБОДЫ гласит:
Вы обретаете всё то чему даёте свободу и теряете то что пытаетесь привязать к себе. Хотеть осуществления Вашей мечты это не значит впасть в зависимость от неё и утратить ценности более важные, такие как - ценность Вашего собственного Божественного Я.
Самое важное что есть у Вас - это Ваш ДУХ. Всё остальное приходящее и взаимозаменяемо. Утратив какие-либо земные ценности Вы можете обрести другие, если не утратите сам инструмент Творения - Вашу связь с Духом.
Поэтому:
- Стремясь к цели, дайте себе свободу не зависеть от этой цели.
- Мечтая о чём-то, дайте свободу мечте.
- Выражая намерение просто отпустите его.
Так бывает лиж тогда, когда вы даёте свободу мечте, не сковываетет её осуществления своими переживаниями и чрезмерным контролем.
Если Вы переживаете и чрезмерно контролируетет процесс достижения желаемого -
Значит Вы лишились свободы
Значит Вы впали в зависимость
Значит Вы утратили ощущение более важной ценности - Вашего божественного Я.
И в заключении хочу отметить - свобода человека зависит от свободы этого человека изменять свои представления о пространстве, энергии, времени, формах жизни и о своей роли в них. Если он не может изменять своих суждений о них, значит, он фиксирован и порабощён барьерами – физической вселенной и своего собственного создания. То есть, человек порабощён барьерами собственного создания. Он создаёт их сам или соглашается с тем, что настаивает на действительности этих барьеров.
Помните Вы сами создаёте свой Мир - и Вы способны сделать его совершенно другим.
Определение чувства ответственности будет показателем Вашей наполненности нравственными, моральными жизненными принципами и серьёзности намерений в волеизъявлении.
Для того, чтобы понять смысл фразы "Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы" нужно понять, что означает слово "свобода".
Свобода - это отсутствие стеснений и ограничений,связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса,всего общества или его членов. Исходя из определения данного понятие я могу согласится с тем, что свобода это большая ответственность, поэтому в обществе существуют нормы права, которые регулируют общественные отношения, ведь если их не будет, то это уже сложно назвать свободой. Ведь, как говорил М.А.Бакунин «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», и нормы права хорошо это регулирует, ведь без них будет хаос. Люди не смогут решит какие-то элементарные вопросы, например,договор купля-продажа, ни один субъект данного правоотношения не будет соблюдать условия договора. В обществе начнется хаос, в котором будет невозможно жить, ведь человек странное существо, которым если не руководить и не воспитывать, как , например, это делает наше законодательство, которое в случае правонарушения выдвигает санкции в сторону субъекта.
Подводя итоги выше сказанных мною суждений, я хотел бы сделать вывод, что свобода это и впрямь огромная ответственность, но благодаря праву, это свобода регламентируется, и поэтому нам легче жить, а без нее будет полная разруха.
1. Что означает выражение
Сартра: “Человек осужден быть свободным”? О какой свободе идет речь?
2. Означает ли
свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
3. Если все
дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?
“Нет никакой природы
человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Он есть лишь то, что сам из
себя делает. Если существование действительно предшествует сущности, то
человек ответствен за то, что он есть. экзистенциализм отдает каждому
человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за
существование.
Достоевский как-то
писал, что “если Бога нет, то все дозволено”. Это - исходный пункт
экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а
потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне.
. Если Бога нет,
мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые
оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой - в
светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы
одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек
осужден быть свободным. Однажды брошенный в мир, отвечает за все что
делает. Человек ответствен за свои страсти.
Заброшенность
предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с
тревогой.
Выбор возможен в
одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я
должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я
все-таки выбираю. Если верю, что, находясь в какой-то ситуации. я вынужден
выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за
выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но
все же не имеет ничего общего с капризом.
Мы определяем
человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора”.
КАМЮ Альбер (1913-60) – фр. писатель и философ, представитель атеисти-
ческого экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Воззрения К. формирова-
лись под влиянием Кьеркегора, Ницше, Гуссерля, Достоевского, а также нем. философов-
экзистенциалистов. Центральная тема философии К. – вопрос о смысле человеческого су-
ществования, вопрос о том, «стоит ли жизнь того, чтобы жить». Рассматривая совр. Инди-
вида, включенного в бюрократизированную структуру буржуазного об-ва, анализируя
противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительного
ищущего смысл собственного существования, К. приходит к выводу, что существование
человека абсурдно, и делает категорию «абсурда» исходным принципом своей философии.
Бессмысленность человеческой жизни у К. олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, к-рый едва
достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, че-
ловек «бунтует»; отсюда время от времени вспыхивающие «бунты», революции, в к-рых
человек стремится стихийно найти выход из своего «сизифова положения». «Организо-
ванную», «подготовленную» революцию К. считает противоречащей своему понятию,
точно так же как он считает иллюзорной всякую надежду на то, что революция действи-
тельно может дать выход из ситуации, к-рой вызвана. Умонастроение К. – это настроение
безысходного одиночества человека в «абсурдном» мире, по-своему выразившее бесчело-
вечность совр. капиталистического об-ва. Соч.: «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий че-
ловек» (1951) и др.
К семинару по теме "Становление и развитие неклассической философии"
Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.
Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии). Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у Шарко — в Париже, у Бернхайма — в Нанси. В 1881 получил степень доктора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. В 1895 вышла их книга «Исследования истерий». От нее принято вести историю психоанализа. С 1902 — профессор Венского университета.
Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа. Работы: «Толкование сновидений» (1899), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921), «„Я“ и „Оно“» (1923), «Будущее одной иллюзий» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и другие. В 1930 удостоен Премии Гёте, в 1936 избирается иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).
Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового направления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в психике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.
В 1938, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто. Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребовали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.
Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.
К семинару по теме "Философская антропология"
1. Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь?
2. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное?
3. Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?
«Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование…
Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне…
…Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти.
Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой…
Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом…
Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора» . Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов.
Читайте также: