Москва слезам не верит канал телеграм
Каналы Как в жизни Как в жизни Женщины в советском кино: почему «Москва слезам не верит» обсуждают, спустя 40 лет после премьеры
Женщины в советском кино: почему «Москва слезам не верит» обсуждают, спустя 40 лет после премьеры
Какими мы видим женщин в советском кино? Был ли в СССР феминизм? И можем ли мы назвать героинь фильма «Москва слезам не верит» феминистками? На эти и многие другие вопросы ответят ведущие Егор Беликов и Егор Сенников, а также гости выпуска – писатель и квир-журналист Константин Кропоткин, киновед Евгений Марголит и гендерная исследовательница Саша Талавер. – 02:00 О чём фильм? – 03:10 Почему фильм «Москва слезам не верит» стал таким важным для Меньшова? – 04:00 Как женских персонажей изображают в советском кино? Отвечает Евгений Марголит; – 06:47 Почему всё советское кино – женское? – 07:27 Вождь как единственный идеальный мужчина или почему в позднесовестком кино женщина остаётся одна:; – 11:44 Можно ли считать фильм «Москва слезам не верит» профеминистким? Отвечает Саша Талавер; – 14:33 Можно ли считать героинь фильма феминистками? – 16:38 Как эмансипация советской женщины отразилась на статусе мужчины? – 17:44 Женщина патриархальная, женщина-хищница и женщина-эмансипе. Типажи женщин фильма «Москва слезам не верит». Рассказывает Константин Кропоткин; – 19:20 Почему советскому фильму «Москва слезам не верит» дали Оскар? – 24:10 Какие постсоветские фильмы наследуют образы женщин из фильма Меньшова? – 27:39 Как меняется концепция счастья в фильме? – 32:50 «Сверстницы» и «Разные судьбы» как предтеча фильма Меньшова; – 35:02 Был ли феминизм в СССР? Отвечает Евгений Марголит; – 36:44 Как в СССР уравнивали права женщин и мужчин; – 40:16 «Неделя как неделя» Натальи Баранской. Повесть о трудностях женщины в СССР; – 46:12 Идеалы совестного кино и реальность, в которой жила советская женщина. «Старое и новое» Эйзенштейна; – 48:42 Образы женщин в постсоветском кино; – 51:06 Страдают ли от патриархата все? Отвечает Евгений Марголит; – 54:05 Советы ведущих. Партнёр выпуска: Независимый благотворительный центр «Сёстры» Телеграм-канал Константина Кропоткина: @gaybooksfilm Телеграм-канал Саши Талавер: @bessmertnyipol Ведущие подкаста: кинокритики Егор Сенников и Егор Беликов Команда проекта: главный по подкастам Стас Зверянов, издатель Михаил Кокин, редактор Софья Чернозуб и звукорежиссёр Виталий Дедков. Сделано в «Дорогой редакции» для Okko.
Мессенджер "Телеграм", самая модная фишка последних сезонов, в России существовал всегда, и Павлу Дурову ничего не оставалось, как сделать вид, будто именно он Телеграм и выдумал.
На самом деле Дуров просто вовремя подсуетился и оформил авторские права. В чем его несомненная заслуга – он сумел собрать воедино явления, так или иначе ранее присутствовавшие в жизни и даже Интернете, но разрозненно.
Бытование низового общественного мнения, традиция которого уходит в глубь веков, на деревенскую завалинку, сельскую улицу, доминошный стол в барачном квартале. Фольклорная политология (в виде конспирологических "телег"), прежде обитавшая в пролетарских бытовках, пивных и шалманах. Жанр светской (т. е. конечно полусветской) сплетни, которым развлекают и возбуждают себя гламурные круги – эдакое пиар-сопровождение элитной проституции. Почти по-ленински: три источника, три составные части, пропущенные через гаджеты. На самом деле составных телеграм-феномена гораздо больше, но эти - самые принципиальные.
Соавторов, если покопаться, у модной штуки тоже обнаруживается немало, и, перефразируя Гоголя, имена-то всё какие…
Ну, скажем, идею якобы тотальной и непрошибаемой анонимности Дурову явно подкинул современный классик русской литературы Пелевин Виктор Олегович, который, в качестве создателя множества национальных маркетинговых стратегий (Generation "π" и другие тексты), обязательно и убедительно обосновал бы, насколько декларируемая анонимность – беспроигрышный рекламный ход, дудочка крысолова. В душе самого продвинутого юзера, представляющего самые авторитетные организации, продолжает жить доверчивый маленьких лох, который верит в примитивные разводки, особенно если они касаются вожделенной анонимности. Давайте оставим это нежное существо пребывать в его самых розовых иллюзиях – Пелевин бы ровно так и сделал, а кому надо, воспользовались бы.
И они пользуются.
Вспомним еще, разумеется, Илью Ильфа и Евгения Петрова, обогативших русский дискурс темой "пикейных жилетов". Ну, помните, "Бриан – это голова" и что любой уважающий себя пикейный жилет пальца в рот не положил бы.
Палец, кстати, довольно важный элемент в обсуждаемой теме – едва ли не львиная доля предлагаемого телеграм-контента – есть продукт, полученный известной технологией высасывания из пальца. Проблема в том, что потребитель почти не имеет возможности проверить чистоту и стерильность этих пальцев. Тревожащее отсутствие гигиены. Антисанитария, прямо сказать.
Адепты и неофиты новой информационной веры в "Телеграм" животворящий истово убеждают публику, и прежде всего самих себя, в том, что любой телеграм-блогер – потенциально богатый и успешный персонаж. Поскольку продукт якобы легко и почти волшебно монетизируется. Если сказать в рифму, то кто-то нас магнетизирует, чтобы мы монетизировали. Здесь вспоминается Остап Бендер и его четыреста относительно честных способов отъема денег. А также – и это даже принципиальнее – Остап знал полтораста, кажется, рецептов приготовления самогонки, весьма напоминающих телеграм-технологии.
"Сейчас же вам продиктую, то есть сейчас же, по получении денег. Какой угодно: картофельный, пшеничный, абрикосовый, ячменный, из тутовых ягод, из гречневой каши, даже из обыкновенной табуретки можно гнать самогон. Некоторые любят табуретовку. А то можно простую кишмишевку или сливянку. Одним словом — любой из полутораста самогонов, рецепты которых мне известны".
Обаятельному Бендеру удавалось что-то зарабатывать на небольших комбинациях и разводках, но вот крупные его дела неизменно заканчивались фиаско и проблемами – см. первоисточник Ильфа-Петрова.
И, наконец, можно вспомнить знаменитый оскароносный фильм "Москва слезам не верит", незадачливого останкинского ветерана Рудольфа-Родиона: дескать, скоро не будет ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение. Фанаты телеграм-каналов не особенно замечают, насколько они в своих гимнах дуровскому патенту повторяют этого комичного, по сути, персонажа с его пожизненной дурацкой мантрой. Телеграмщики шумно отправляют на свалку истории не только бумажную и сетевую прессу, но и прочие площадки, соцсети и мессенджеры. Нет ничего наивнее, чем исторический оптимизм останкинских операторов и телеграм-активистов.
Впрочем, сравнения с русской литературой и советскими фильмами могут оскорбить бога "Телеграма". Как известно, Павел Дуров попросил не называть мессенджер "российским проектом". Об этом он высказался на своей странице в Twitter.
По словам бизнесмена, ему непонятно, почему некоторые СМИ используют формулировку "российский проект" по отношению к Telegram: "В этой стране у нас нет ни разработчиков, ни серверов, юридических лиц или банковских счетов", - заявил он.
Помните, как один из вышеупомянутых героев собирался в Рио-де-Жанейро? Ничего не напоминает?
Я обожаю этот фильм Владимира Меньшова, смотрела его десятки раз, но, признаться, на картины в интерьерах обратила внимание только сейчас. Во-первых, над кроватью молодой Катерины висит репродукция картины Шишкина "Рожь" из собрания Третьяковской галереи.
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Холст, масло. 107.5 х 188 см. Третьяковская галерея Иван Шишкин. Рожь. 1878. Холст, масло. 107.5 х 188 см. Третьяковская галереяТеперь вторая серия, квартира взрослой Катерины-директора - а в ней "Демон сидящий" Врубеля: похоже, это уже не репродукция, а копия. Обратите внимание на связанную с демоном чертовщину: одна и та же картина появляется в разных комнатах квартиры Катерины.
И снова в кадре с картиной книги. Они будут и в третьем примере! Обратите внимание, на фоне каких обоев висит Врубель, и листайте вправо. Это что же получается? Та же самая картина висит в той же самой квартире в другом месте?! И снова в кадре с картиной книги. Они будут и в третьем примере!Чертовщина, видимо, объясняется тем, что у создателей фильма были ограниченные ресурсы на декор, а показывать пустые стены не хотелось.
Что же касается оригинала картины Врубеля, он намного более внушительных размеров, чем копия из фильма: подлинник даже в директорской квартире не повесишь.
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. 116.5 х 213.8 см. Третьяковская галерея Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. 116.5 х 213.8 см. Третьяковская галереяА теперь логово, в котором переживает удар по самооценке и ест таранку (или что там у него за рыба?) Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора.
Обсуждают, что стабильности в мире нет: ничего с 1979-го года не изменилось. Обсуждают, что стабильности в мире нет: ничего с 1979-го года не изменилось.Слева от гитары - репродукция картины Марка Шагала "Я и деревня" (а скорее - воспроизведение тиражной графики по её мотивам: сама картина в Нью-Йорке).
Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Холст, масло. 191×150.5 см. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА) Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Холст, масло. 191×150.5 см. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)И наконец Тарас Шевченко - в сцене свадьбы Антонины: в доме её мужа, где и расставили бесконечные столы, на ковре висит портрет украинского поэта и художника. Конечно, обратить внимание на портрет в этой драматичной сцене было непросто: именно за этим столом подруги Катерины замечают, что её потянуло на солёные огурцы.
В 2014-м украинские сайты публиковали "новость" о том, будто российское Министерство культуры потребовало убрать Тараса Шевченко из фильма. Думаю, это просто слухи, возникшие на волне политического конфликта между Россией и Украиной. На канале "Мосфильма" в Ютубе есть фильм "Москва слезам не верит": проверила - Тарас Шевченко на месте.
И подписывайтесь на мой Телеграм-канал "Картины в кино" !
Пересматривать старую добрую классику и любимые с юности фильмы бывает приятно — до тех пор, пока не начинаешь анализировать их с современной точки зрения. Сексизм и другие проблемы с этикой — повод задуматься, почему мы раньше этого не замечали. Разбираем восемь популярных фильмов, которые в 2019 году выглядят далеко не так безупречно.
ТЕКСТ: Дина Ключарева,
автор телеграм-канала One Oscar For Leo
Вам письмо
You’ve Got Mail, 1998
Режиссёр: Нора Эфрон
Трогательная мелодрама Норы Эфрон с Томом Хэнксом и Мег Райан при взгляде через современную оптику оказывается леденящей душу историей о преследовании и манипулировании. Кэтлин, героиня Мег, содержит маленький книжный «Магазинчик за углом», наследие её матери и уютное местечко, где покупатели и продавцы знают друг друга по именам. В интернете она анонимно знакомится с мужчиной и заводит с ним роман по переписке. Герои изливают друг другу душу и делятся самым сокровенным. Одна проблема: она не подозревает, что он — Джо Фокс, обаятельный негодяй, её конкурент и владелец крупной сети книжных супермаркетов, соседство с которыми вот-вот разорит её собственный магазин и оставит её и подчинённых без работы.
Когда Джо обнаруживает, что Кэтлин и есть его подруга по переписке, то разрабатывает хитрый план по покорению её сердца — а заодно и по выведению её из бизнеса. Помимо того, что фильм приукрашивает то, как большие корпорации ущемляют мелких предпринимателей, и романтизирует измену (у обоих героев к моменту знакомства есть пары), он ещё и нормализует сталкинг. Например, Джо назначает Кэтлин свидание как друг по переписке, а является на него как реальный знакомый и «спасает» героиню от вечера в одиночестве. Сталкинг — это совсем не романтично, а страшно и очень неприятно.
Шестнадцать свечей
Sixteen Candles, 1984
РЕЖИССЁР: Джон Хьюз
Замахнуться на творчество Джона Хьюза — замахнуться на святое, но к 2019 году большинство его фильмов действительно морально устарели. Всемирно любимая подростковая классика «Шестнадцать свечей» с высоты XXI века оказывается безнадёжно провальной сразу по нескольким статьям, от расизма до оправдания насилия.
Сюжет строится вокруг дня рождения старшеклассницы Саманты. Её многое расстраивает: она недовольна своей внешностью, Джейк, симпатичный ей парень, не обращает на неё внимания, родные забыли о её празднике из-за свадьбы сестры. Саманта отправляется на вечеринку, куда придёт Джейк, но никак не может отделаться от навязанного роднёй сумасбродного парня из Китая, который приехал погостить в Америку по обмену. Она переживает суматошный день, но в конце концов её ждёт романтический финал.
Впрочем, по-настоящему романтичного в фильме немного. Герой азиатского происхождения — чудовищная компиляция стереотипов — ходит в одежде из шёлковой парчи, а каждое его появление на экране сопровождает звук гонга. Тот самый парень-зазноба оказывается редким подлецом: в разгар вечеринки сажает свою пьяную девушку, школьную королеву красоты, в машину к другому и разрешает ему с ней «повеселиться». А тот делает фото, пока она в отключке, чтобы все поверили в его бурную ночь с самой популярной девушкой школы. Сложно придумать что-то более неуместное в романтической комедии, чем сцена, как человек пользуется уязвимым положением другого под воздействием алкоголя.
Красота по-американски
American Beauty, 1999
РЕЖИССЁР: Сэм Мендес
Оскароносный фильм, который задумывался как трезвый взгляд на жизнь людей из пригорода, сегодня выглядит скорее как типичный представитель жанра «проблемы белого мужчины среднего возраста». Лестер, герой Кевина Спейси, переживает личностный кризис: карьерный рост давно остановился, жена изменяет, дочь — угрюмый подросток, соседи — странные. Словом, быть взрослым совсем не приносит человеку радости. Вместо того, чтобы выслушать желания жены или постараться наладить отношения с собственным ребёнком, Лестер неожиданно теряет голову от несовершеннолетней одноклассницы дочери и снова заряжается жаждой жизни. За что ею и расплачивается.
За лейтмотивом фильма — красота в глазах смотрящего, и даже обыденное может восхищать — почему-то совершенно теряется его фактическая индульгенция на соблазнение подростка взрослым мужчиной. Чтобы выбраться из кризиса среднего возраста, совсем не обязательно отрекаться от привычной жизни и пускаться во все тяжкие — пара визитов к психотерапевту гораздо эффективнее.
Дневник памяти
The Notebook, 2004
РЕЖИССЁР: Ник Кассаветис
Сентиментальная история о втором шансе на любовь, которая с изнанки оказывается историей токсичного манипулирования. Рабочий по имени Ноа знакомится на ярмарке с Элли, девушкой из весьма обеспеченной семьи, и они влюбляются друг в друга. Родители Элли не одобряют этот союз — Ноа слишком беден и прост, чтобы допустить его в их социальный круг, — и увозят Элли в другой штат. Начинается Вторая мировая война, Ноа уходит на фронт, а Элли служит медсестрой в госпитале, где знакомится с будущим мужем Лоном. Спустя несколько лет она видит в газете фотографию Ноа и приезжает к нему — и их чувства вспыхивают снова.
Несмотря на то что фильм считается одной из величайших историй любви, его главный герой — далеко не самый приятный тип со склонностью к манипуляции. Он раз за разом игнорирует отказ Элли потанцевать или сходить с ним на свидание (хотя «нет» всегда значит «нет») и насильно вынуждает её согласиться, угрожая убить себя в случае её отказа. Любовь Ноа похожа на одержимость: целый год он продолжает писать ей каждый день, хотя не получает ответа. Спустя много лет он всё ещё зациклен на этой любви и покупает дом, о котором она когда-то мечтала, дожидаясь возможности снова её увидеть и снова сыграть на её чувствах — что в конце концов и происходит.
Всё это похоже не на романтические «широкие жесты», а на вопиющий пример эмоционального давления. Конфликты Ноа и Элли изрядно приукрашены — после каждой темпераментной ссоры герои целуются и обнимаются. Прямая цитата из фильма: «Несмотря на их разногласия, у них было кое-что общее: они сходили с ума друг от друга». Невозможность спокойно выслушать друг друга без пререканий совсем не похожа на то, из чего вырастут нежные отношения до глубокой старости.
Москва слезам не верит
1979
РЕЖИССЁР: Владимир Меньшов
Выдающаяся иллюстрация неравенства и сомнительного распределения гендерных ролей в Советском Союзе. Три соседки по общежитию пытаются устроиться в Москве, и у каждой из них главная задача — выйти замуж. Катерине с кавалерами не везёт: сначала её соблазняет Рудольф с телевидения, но, узнав о её беременности, исчезает с горизонта со словами «это ваши женские дела». В зрелом возрасте она заводит роман с женатым мужчиной, который не хочет слышать её возражения, когда Катерина отказывается спать с ним в постели его жены, пока та в отпуске.
Переломной оказывается встреча с третьим и главным мужчиной её жизни — Жорой (он же Гога). Обычный слесарь, который то ли страдает от комплекса неполноценности, оказавшись рядом с женщиной — директором завода, то ли пародирует его — меньшее из зол. Да, он по-своему заботлив и хозяйственен, но в 2019 году от заявлений вроде «не хвалить же женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед» или «всё и всегда я буду решать сам — на том простом основании, что я мужчина» волосы встают дыбом.
Мужчинам в «Москва слезам не верит» тоже несладко — они обречены на вечную демонстрацию «мужественности»: исполнять роль «кормильца», носить тяжелые сумки и участвовать в драках. Но подспудное восприятие женщины как неполноценной, если у неё нет мужчины, характерно для большинства народно любимых советских фильмов: будь то фестиваль менсплейнинга «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» или чудовищный лукизм в «Служебном романе», где начальнице предприятия нужно ходить «от бедра», чтобы заполучить мужчину и стать «нормальной» женщиной.
Бриолин
Grease, 1978
РЕЖИССЁР: Рэндал Клайзер
Классический и катастрофически сексистский фильм о любви двух старшеклассников. На каникулах прилежная девушка Сэнди знакомится с приятным парнем Дэнни и заводит с ним милый летний роман. Когда каникулы заканчиваются и начинается учебный год, обнаруживается, что Сэнди перевелась в школу, где учится Дэнни. Что её весьма радует, а его нет — тяжело поддерживать репутацию главного плохиша и разбивателя сердец с ангелоподобной подружкой-отличницей.
Проблема в том, что Сэнди действительно нравится Дэнни, но поскольку его друзья её не одобряют, он пытается скрывать свою симпатию и обращается с девушкой совсем невежливо. Что возмутительно — ведь летом вне своего окружения его не смущали ни многослойные платья Сэнди, ни её скромное поведение. Апогей сексизма звучит прямо в легендарной песне «Summer Nights», в которой герои рассказывают друзьям о своём летнем романе, а те расспрашивают о подробностях: девушки хотят знать, была ли это любовь с первого взгляда, а парни — «сопротивлялась ли она».
К финалу Сэнди вынуждена полностью перекроить себя, чтобы угодить возлюбленному — который сам почему-то не задумывается об элементарном уважении к ней. Она преображается: надевает нарочито сексуальную одежду, делает химию, ярко красится в непривычной для себя манере и даже начинает курить. Что делает для возлюбленной Дэнни? Ничего.
007: Координаты «Скайфолл»
(и все остальные фильмы о Джеймсе Бонде)
Skyfall, 2012
Режиссёр: Сэм Мендес
Из двадцати с лишним фильмов об агенте 007 можно собрать очень длинный список пунктов, как не надо обращаться с женщинами. Пожалуй, самый вопиющий пример встречается в относительно свежем фильме франшизы «Координаты „Скайфолл“», где Бонд в лице Дэниела Крейга соблазняет Северин (Беренис Марло) буквально спустя несколько минут после того, как она признаётся ему в том, что является жертвой секс-рабства. Более того, когда она погибает, Бонд бесчувственно называет это «потерей хорошего виски» (стакан с которым стоял у неё на голове в момент гибели).
Ранние фильмы тоже изобилуют сомнительными моментами: Бонд шлёпает женщин по ягодицам, просто потому что может («Из России с любовью»), в «Голдфингере» подобный шлепок сопровождается его комментарием «выйди, мужчинам надо поговорить», а в «Человеке с золотым пистолетом» Роджер Мур сообщает героине, что «не узнал её в одежде». Женщины во вселенной Бонда — на сто процентов расходный материал.
Это всё она
She’s All That, 1998
Режиссёр: Роберт Исков
Ещё одна школьная вариация на вечную тему Пигмалиона и его Галатеи. Фильм ныряет в дебри сексизма с самого начала: школьного красавчика Зака отшивает девушка, он обиженно заявляет, что у неё за душой нет ничего, кроме навыков макияжа и увеличивающего размер груди бюстгальтера (как мило), а он способен к выпускному превратить любую «дурнушку» в такую же популярную красавицу. Зак уверен в своём успехе и обещает в случае провала раздеться догола на церемонии вручения аттестатов. Его приятель выбирает кандидатку на волшебное перевоплощение — ею оказывается тихая отличница Лэйни, которая не любит чужого внимания. Узнав её ближе, Зак понимает, что она нравится ему по-настоящему. Но Лэйни узнаёт о пари и бросает Зака, впрочем, вопреки здравому смыслу, к финалу всё же покоряется его неудержимому шарму.
Преображение заключаются в том, что Зак меняет её очки на контактные линзы, а джинсовый комбинезон и объёмные блузы — на красное платье-комбинацию — и вуаля, «девушка мечты» готова. Но зачем навязывать девушке своё мнение, если она и так тебе нравится? Лэйни вполне самодостаточна: ей комфортно в своей одежде, у неё разносторонние интересы — она занимается керамикой, рисует, играет в театре. Совершенно незамеченным проходит и момент, когда Лэйни домогается один из приятелей Зака, а она даже не думает дать ему отпор — вся её месть заключается в том, чтобы сильно дунуть в спортивный гудок возле его уха.
ФОТОГРАФИИ: Varus Video, Warner Bros., Universal Pictures, DreamWorks Pictures, New Line Cinema, Мосфильм, Paramount Pictures, WDSSPR, Miramax
Читайте также: