Как запустить приложение node js
Node.js – это популярная открытая среда выполнения, которая может запускать JavaScript вне браузера при помощи механизма V8. Механизм V8 используется для обработки JavaScript в браузере Google Chrome. Среда Node обычно используется для разработки инструментов командной строки и веб-серверов.
Умея работать в Node.js, вы сможете писать код для фронтенда и бэкенда на одном языке. Так будет проще переключаться между контекстами. Кроме того, вы сможете использовать одни и те же библиотеки на фронтенде и бэкенде.
Благодаря поддержке асинхронного выполнения Node.js отлично справляется с задачами с высокой нагрузкой I/O, потому он отлично подходит для веб-разработки. Приложения реального времени (например, видео-стримы или приложения, которые непрерывно отправляют и получают данные) могут работать более эффективно, если написать их в Node.js.
В этом мануале вы узнаете, как написать свою первую программу в среде выполнения Node.js. Вы познакомитесь с некоторыми концепциями, специфичными для Node. Мы создадим программу, которая поможет пользователям проверять переменные среды в своей системе. Для этого мы научимся выводить строки на консоль, собирать пользовательский ввод и получать доступ к переменным среды.
Требования
- Установка Node.js (в данном мануале мы используем версию 10.16.0). Чтобы установить эту среду выполнения на macOS, обратитесь к мануалу Установка Node.js и настройка локальной среды разработки в macOS. Для Ubuntu выполните мануал Установка Node.js в Ubuntu 18.04 (рекомендуем устанавливать через PPA).
- Базовые навыки работы с JavaScript. Полезные руководства есть в нашем Информатории.
1: Вывод на консоль
Чтобы создать простейшую программу “Hello, World!”, откройте текстовый редактор (например, nano) и создайте новый файл:
В файл введите следующий код:
Объект console в Node.js предоставляет простые методы для записи в stdout, stderr или в любой другой поток Node.js (что в большинстве случаев является командной строкой). Метод log выводит в поток stdout, так что вы можете увидеть его в своей консоли.
Сохраните и закройте nano, нажав сочетание клавиш CTRL + X, при появлении запроса на сохранение файла нажмите Y. Теперь ваша программа готова к запуску.
2: Запуск программы
Чтобы запустить свою новую программу, используйте такую команду:
Программа hello.js запустится и выведет такой результат:
Интерпретатор Node.js прочитал файл и выполнил строку:
Кавычки необходимы в коде, чтобы определить границы строки, но в результате они не выводятся на экран.
Убедившись, что программа работает, мы можем сделать ее более интерактивной.
3: Получение пользовательского ввода с помощью аргументов командной строки
Каждый раз, когда вы запускаете программу Node.js «Hello, World!», она выдает один и тот же результат. Чтобы сделать программу более динамичной, давайте научим ее собирать информацию от пользователя и отображать ее на экране.
Создайте новый файл arguments.js в nano:
Введите следующую строку:
Объект process – это глобальный объект Node.js, который содержит функции и данные, связанные с текущим запущенным процессом Node.js. Свойство argv – это массив строк, содержащий все аргументы командной строки, заданные программе.
Сохраните и закройте файл.
Теперь при запуске программы можно использовать аргументы:
node arguments.js hello world
Вы получите такой вывод:
[ '/usr/bin/node',
'/home/8host/first-program/arguments.js',
'hello',
'world' ]
Первым аргументом в массиве process.argv всегда является местоположение двоичного файла Node.js, с помощью которого выполняется программа. Второй аргумент – это всегда местоположение запускаемого файла. Остальные аргументы – это то, что ввел пользователь, в данном случае hello и world.
Нас больше всего интересуют не те аргументы, которые по умолчанию предоставляет Node.js, а аргументы, введенные пользователем. Откройте файл arguments.js в редакторе:
Измените console.log (process.arg); таким образом:
Поскольку argv является массивом, вы можете использовать встроенный в JavaScript метод slice, который возвращает набор элементов. Используя функцию slice с аргументом 2, вы получаете все элементы argv, которые идут в массиве после второго элемента, то есть аргументы, введенные пользователем.
Перезапустите программу с помощью команды node и тех же аргументов, что и в прошлый раз:
node arguments.js hello world
Теперь вывод выглядит так:
Итак, программа может собирать пользовательские данные, давайте теперь научимся собирать данные из среды программы.
4: Доступ к переменным среды
Переменные среды – это данные типа «ключ-значение», хранящиеся вне программы и предоставляемые операционной системой. Как правило, они устанавливаются системой или пользователем и доступны всем запущенным процессам для конфигурации или определения состояния. Вы можете использовать объект process, чтобы получить доступ к переменным среды.
Используйте nano для создания нового файла environment.js:
Добавьте следующий код:
Объект env хранит все переменные среды, которые доступны, когда Node.js запускает программу.
Сохраните и закройте файл, а затем запустите файл environment.js с помощью команды node.
После запуска программы вы должны увидеть подобный вывод:
…
COLORTERM: 'truecolor',
SSH_AUTH_SOCK: '/run/user/1000/keyring/ssh',
XMODIFIERS: '@im=ibus',
DESKTOP_SESSION: 'ubuntu',
SSH_AGENT_PID: '1150',
PWD: '/home/8host/first-program',
LOGNAME: '8host',
GPG_AGENT_INFO: '/run/user/1000/gnupg/S.gpg-agent:0:1',
GJS_DEBUG_TOPICS: 'JS ERROR;JS LOG',
WINDOWPATH: '2',
HOME: '/home/8host',
USERNAME: '8host',
IM_CONFIG_PHASE: '2',
LANG: 'en_US.UTF-8',
VTE_VERSION: '5601',
CLUTTER_IM_MODULE: 'xim',
GJS_DEBUG_OUTPUT: 'stderr',
LESSCLOSE: '/usr/bin/lesspipe %s %s',
TERM: 'xterm-256color',
LESSOPEN: '| /usr/bin/lesspipe %s',
USER: '8host',
DISPLAY: ':0',
SHLVL: '1',
PATH:
'/usr/local/sbin:/usr/local/bin:/usr/sbin:/usr/bin:/sbin:/bin:/usr/games:/usr/local/games:/snap/bin',
DBUS_SESSION_BUS_ADDRESS: 'unix:path=/run/user/1000/bus',
_: '/usr/bin/node',
OLDPWD: '/home/8host' >
Имейте в виду, что многие переменные среды зависят от конфигурации и настроек вашей системы, и ваши выходные данные могут существенно отличаться от того, что вы видите здесь.
Вместо длинного списка переменных среды вам может потребоваться получить конкретную переменную. Давайте попробуем это сделать.
5: Доступ к конкретной переменной среды
На этом этапе мы научимся просматривать переменные среды с помощью глобального объекта process.env и выводить их значения на консоль.
Объект process.env выполняет простое сопоставление имен переменных среды и их значений, хранящихся в виде строк. Как и с другими объектами в JavaScript, вы получите доступ к отдельному свойству, ссылаясь на его имя в квадратных скобках.
Откройте файл environment.js для редактирования:
Измените console.log (process.env) так:
Сохраните файл и закройте файл. Теперь запустите программу environment.js:
Вывод теперь выглядит так:
Вместо того чтобы отображать весь объект, вы теперь выводите только свойство HOME для process.env, в котором хранится значение переменной $HOME.
Опять же, ваш вывод, вероятно, будет отличаться от того, что вы видите здесь, потому что он специфичен для вашей системы.
Теперь, когда вы можете извлекать конкретные переменные среды, вы можете улучшить свою программу: она может запрашивать у пользователя переменную, которую он хочет получить.
6: Извлечение аргумента в ответ на ввод пользователя
Давайте используем возможность чтения аргументов командной строки и переменных среды для создания утилиты, которая выводит значение переменной среды на экран.
С помощью nano создайте новый файл echo.js:
Добавьте следующий код:
const args = process.argv.slice(2);
console.log(process.env[args[0]]);
В первой строке echo.js в переменной args сохраняются все аргументы командной строки, предоставленные пользователем. Вторая строка отображает переменную среды, хранящуюся в первом элементе args, то есть первый аргумент командной строки, предоставленный пользователем.
Сохраните и закройте файл. Запустите программу:
node echo.js HOME
Аргумент HOME был сохранен в массиве args, который затем использовался для поиска значения в среде через объект process.env.
Теперь вы можете получить доступ к значению любой переменной среды в вашей системе. Чтобы убедиться в этом, попробуйте просмотреть следующие переменные: PWD, USER, PATH.
7: Просмотр нескольких переменных среды
В настоящее время приложение может выдавать только одну переменную среды за один раз. Было бы полезно научить программу принимать несколько аргументов командной строки и выводить соответствующие значения. Используйте nano, чтобы отредактировать echo.js:
Отредактируйте файл так:
const args = process.argv.slice(2);
args.forEach(arg => <
console.log(process.env[arg]);
>);
Метод forEach – это стандартный метод JavaScript для всех объектов массива. Он принимает функцию обратного вызова, которая используется при выполнении итерации по каждому элементу массива. Мы используем forEach для массива args, предоставляя ему функцию обратного вызова, которая выводит значение текущего аргумента в среде.
Сохраните и закройте файл. Теперь перезапустите программу с двумя аргументами:
node echo.js HOME PWD
Вы должны увидеть следующий вывод:
Функция forEach обеспечивает вывод каждого аргумента командной строки в массиве args.
Теперь программа может извлекать переменные, которые запрашивает пользователь. Осталось только разобраться с неверным пользовательским вводом.
8: Обработка неправильного пользовательского ввода
Попробуйте передать программе неправильный аргумент:
node echo.js HOME PWD NOT_DEFINED
Вывод будет выглядеть примерно так:
/home/8host
/home/8host/first-program
undefined
Первые две строки правильные, а последняя строка имеет значение undefined. В JavaScript неопределенное значение undefined означает, что переменной или свойству не было присвоено значение. Поскольку NOT_DEFINED не является допустимой переменной среды, ее значение отображается как undefined.
Отредактируйте код echo.js таким образом:
const args = process.argv.slice(2);
args.forEach(arg => let envVar = process.env[arg];
if (envVar === undefined) <
console.error(`Could not find "$" in environment`);
> else <
console.log(envVar);
>
>);
Мы изменили функцию обратного вызова для forEach, и теперь она делает следующие вещи:
Теперь выполните следующую команду еще раз:
node echo.js HOME PWD NOT_DEFINED
На этот раз получится:
/home/8host
/home/8host/first-program
Could not find "NOT_DEFINED" in environment
Заключение
Начав с простой программы «Hello World», вы написали утилиту командной строки Node.js, которая считывает пользовательские аргументы и выводит переменные среды.
Если вы хотите продолжить работу, вы можете еще больше изменить поведение этой программы. Например, можно проверить аргументы командной строки перед выводом результатов. Если один из аргументов не определяется, вы можете вернуть ошибку, и пользователь получит вывод, только если все аргументы будут соответствовать переменным среды.
Если вы новичок в использовании Node.js, это руководство поможет вам начать с некоторых основ.
Предварительные требования
Если вы впервые пробуете Node.js, рекомендуем выполнить установку непосредственно в Windows. Дополнительные сведения см. в статье Выбор между установкой Node.js в Windows и подсистеме Windows для Linux.
Использование Node.js в Visual Studio Code
Если вы еще не установили Visual Studio Code, вернитесь к предыдущему разделу предварительных требований и выполните действия по установке, связанные с Windows или WSL.
Откройте командную строку и создайте новый каталог с помощью команды mkdir HelloNode , а затем введите каталог: cd HelloNode .
Создайте файл JavaScript с именем "app.js" и переменной с именем "msg" в: echo var msg > app.js
Откройте каталог и файл app.js в VS Code с помощью команды code . .
Добавьте простую строковую переменную ("Hello World"), а затем отправьте содержимое строки в консоль, введя его в файле "app.js":
Для запуска файла "app.js" с Node.js. Откройте окно терминала в VS Code, выбрав Представление > Терминал (или нажмите Ctrl+`, используя символ обратного апострофа). Если необходимо изменить терминал по умолчанию, откройте раскрывающееся меню и выберите Выбрать оболочку по умолчанию.
В окне терминала введите: node app.js . Вы должны увидеть выходные данные: "Hello World".
Обратите внимание, что при вводе console в файл "app.js", VS Code отображает поддерживаемые параметры, связанные с объектом console , который можно выбрать из использования IntelliSense. Попробуйте поэкспериментировать с Intellisense, используя другие объекты JavaScript.
Создание первого веб-приложения Node.js с помощью Express
Express — это простейшая, гибкая и оптимизированная платформа Node.js, упрощающая разработку веб-приложения, которое может обрабатывать различные типы запросов, например GET, PUT, POST и DELETE. Express поставляется с генератором приложений, который автоматически создает файловую архитектуру для приложения.
Чтобы создать проект с помощью Express.js, выполните следующие действия.
Откройте командную строку (командная строка, Powershell или любой другой вариант).
Создайте новую папку проекта: mkdir ExpressProjects и введите этот каталог: cd ExpressProjects
Используйте Express для создания шаблона проекта HelloWorld: npx express-generator HelloWorld --view=pug
Мы используем команду npx , чтобы выполнить пакет Node Express.js без фактической установки (или временно установить его в зависимости от того, как вы хотите его представить). Если вы попытаетесь использовать команду express или проверить установленную версию Express с помощью: express --version , вы получите ответ, о том, что Express не удается найти. Если вы хотите глобально установить Express, чтобы применять его на постоянной основе, используйте: npm install -g express-generator . Список пакетов, установленных npm, можно просмотреть с помощью npm list . Пакеты будут перечислены в соответствии с глубиной расположения (уровень глубины вложенных каталогов). Установленные пакеты будут расположены на уровне 0, зависимости пакетов — на уровне 1, другие зависимости —на уровне 2 и т. д. Дополнительные сведения см. в статье Различие между npx and npm на сайте StackOverflow.
Изучите файлы и папки, включенные в Express, открыв проект в VS Code, с помощью: code .
Файлы, создаваемые с помощью Express, создают веб-приложение, использующее архитектуру, которая может показаться немного перегруженной. В окне обозревателя VS Code (Ctrl+Shift+E для просмотра), вы увидите, что были созданы следующие файлы и папки:
- bin . Содержит исполняемый файл, который запускает приложение. Он запускает сервер (через порт 3000, если нет альтернативы) и настраивает базовую обработку ошибок.
- public . Содержит все общедоступные файлы, в том числе файлы JavaScript, каскадные таблицы стилей (CSS), файлы шрифтов, изображения и другие ресурсы, необходимые пользователям при подключении к вашему веб-сайту.
- routes . Содержит все обработчики маршрутов для приложения. В этой папке автоматически создаются два файла, index.js и users.js , которые служат примерами отделения конфигурации маршрутов вашего приложения.
- views . Содержит файлы, используемые модулем создания шаблонов. На платформе Express настроен поиск подходящего представления при вызове метода преобразования для просмотра. По умолчанию используется модуль создания шаблонов Jade, но он устарел по сравнению с Pug. Поэтому мы используем флаг --view для изменения модуля (шаблона) представления. Просмотреть параметры как флага --view , так и других флагов можно с помощью команды express --help .
- app.js . Начальная точка вашего приложения. Этот файл загружает все необходимые компоненты и начинает обслуживать запросы пользователей. Его можно назвать связующим компонентом, который объединяет все части.
- package.json . Содержит описание вашего проекта, диспетчер сценариев и манифест приложения. Его основная цель — отслеживать зависимости приложения и их соответствующие версии.
Теперь необходимо установить зависимости, которые Express будет использовать, чтобы создать и запустить приложение HelloWorld Express (пакеты, используемые для таких задач, как запуск сервера, как определено в файле package.json ). В VS Code откройте терминал, выбрав Представление > Терминал (или нажмите Ctrl+`, используя символ обратного апострофа), убедитесь, что вы все еще находитесь в каталоге проекта "HelloWorld". Установите зависимости пакета Express с помощью:
Часть DEBUG=myapp:* приведенной выше команды означает, что вы указываете Node.js включить ведение журнала в целях отладки. Не забудьте заменить "myapp" именем своего приложения. Имя приложения можно найти в файле package.json в свойстве "name". Использование npx cross-env устанавливает переменную среды DEBUG в любом терминале, но ее также можно задать с помощью конкретного терминала. Команда npm start сообщает npm о необходимости запуска скриптов в файле package.json .
Теперь вы можете просмотреть работающее приложение, открыв веб-браузер и перейдя по адресу: localhost:3000
Теперь, когда приложение HelloWorld Express выполняется локально в браузере, попробуйте внести изменения, открыв папку "views" в каталоге проекта и выбрав файл "index.pug". После открытия измените h1= title на h1= "Hello World!" и выберите Сохранить (Ctrl+S). Просмотрите изменения, обновив URL-адрес localhost:3000 в веб-браузере.
Чтобы отключить запуск приложения Express, в окне терминала введите: Ctrl+C
Знакомство с использованием модуля Node.js
Node.js включает в себя средства для разработки серверных веб-приложений. Некоторые из них встроены, а многие другие доступны с помощью npm. Эти модули позволяют выполнять множество задач.
Средство | Назначение |
---|---|
GM, sharp | Обработка изображений, в том числе редактирование, изменение размера, сжатие и т. д. непосредственно в коде JavaScript |
PDFKit | Создание PDF |
validator.js | Проверка строк |
imagemin, UglifyJS2 | Минификация |
spritesmith | Создание листа Sprite |
winston | Ведение журнала |
commander.js | Создание приложений командной строки |
Сведения об операционной системе вашего компьютера можно получить с помощью встроенного модуля ОС.
Мы начинаем публикацию серии материалов, которые представляют собой поэтапный перевод руководства по Node.js для начинающих. А именно, в данном случае «начинающий» — это тот, кто обладает некоторыми познаниями в области браузерного JavaScript. Он слышал о том, что существует серверная платформа, программы для которой тоже пишут на JS, и хотел бы эту платформу освоить. Возможно, вы найдёте здесь что-то полезное для себя и в том случае, если уже знакомы с Node.js.
Кстати, в прошлом году у нас был похожий по масштабам проект, посвящённый bash-скриптам. Тогда мы, после публикации всех запланированных материалов, собрали их в виде PDF-файла. Так же планируется поступить и в этот раз.
Сегодня мы обсудим особенности Node.js, начнём знакомство с экосистемой этой платформы и напишем серверный «Hello World».
Обзор Node.js
Node.js — это опенсорсная кроссплатформенная среда выполнения для JavaScript, которая работает на серверах. С момента выпуска этой платформы в 2009 году она стала чрезвычайно популярной и в наши дни играет весьма важную роль в области веб-разработки. Если считать показателем популярности число звёзд, которые собрал некий проект на GitHub, то Node.js, у которого более 50000 звёзд, это очень и очень популярный проект.
Платформа Node.js построена на базе JavaScript движка V8 от Google, который используется в браузере Google Chrome. Данная платформа, в основном, используется для создания веб-серверов, однако сфера её применения этим не ограничивается.
Рассмотрим основные особенности Node.js.
▍Скорость
Одной из основных привлекательных особенностей Node.js является скорость. JavaScript-код, выполняемый в среде Node.js, может быть в два раза быстрее, чем код, написанный на компилируемых языках, вроде C или Java, и на порядки быстрее интерпретируемых языков наподобие Python или Ruby. Причиной подобного является неблокирующая архитектура платформы, а конкретные результаты зависят от используемых тестов производительности, но, в целом, Node.js — это очень быстрая платформа.
▍Простота
Платформа Node.js проста в освоении и использовании. На самом деле, она прямо-таки очень проста, особенно это заметно в сравнении с некоторыми другими серверными платформами.
▍JavaScript
В среде Node.js выполняется код, написанный на JavaScript. Это означает, что миллионы фронтенд-разработчиков, которые уже пользуются JavaScript в браузере, могут писать и серверный, и клиентский код на одном и том же языке программирования без необходимости изучать совершенно новый инструмент для перехода к серверной разработке.
В браузере и на сервере используются одинаковые концепции языка. Кроме того, в Node.js можно оперативно переходить на использование новых стандартов ECMAScript по мере их реализации на платформе. Для этого не нужно ждать до тех пор, пока пользователи обновят браузеры, так как Node.js — это серверная среда, которую полностью контролирует разработчик. В результате новые возможности языка оказываются доступными при установке поддерживающей их версии Node.js.
▍Движок V8
В основе Node.js, помимо других решений, лежит опенсорсный JavaScript-движок V8 от Google, применяемый в браузере Google Chrome и в других браузерах. Это означает, что Node.js пользуется наработками тысяч инженеров, которые сделали среду выполнения JavaScript Chrome невероятно быстрой и продолжают работать в направлении совершенствования V8.
▍Асинхронность
В традиционных языках программирования (C, Java, Python, PHP) все инструкции, по умолчанию, являются блокирующими, если только разработчик явным образом не позаботится об асинхронном выполнении кода. В результате если, например, в такой среде, произвести сетевой запрос для загрузки некоего JSON-кода, выполнение потока, из которого сделан запрос, будет приостановлено до тех пор, пока не завершится получение и обработка ответа.
JavaScript значительно упрощает написание асинхронного и неблокирующего кода с использованием единственного потока, функций обратного вызова (коллбэков) и подхода к разработке, основанной на событиях. Каждый раз, когда нам нужно выполнить тяжёлую операцию, мы передаём соответствующему механизму коллбэк, который будет вызван сразу после завершения этой операции. В результате, для того чтобы программа продолжила работу, ждать результатов выполнения подобных операций не нужно.
Подобный механизм возник в браузерах. Мы не можем позволить себе ждать, скажем, окончания выполнения AJAX-запроса, не имея при этом возможности реагировать на действия пользователя, например, на щелчки по кнопкам. Для того чтобы пользователям было удобно работать с веб-страницами, всё, и загрузка данных из сети, и обработка нажатия на кнопки, должно происходить одновременно, в режиме реального времени.
Если вы создавали когда-нибудь обработчик события нажатия на кнопку, то вы уже пользовались методиками асинхронного программирования.
Асинхронные механизмы позволяют единственному Node.js-серверу одновременно обрабатывать тысячи подключений, не нагружая при этом программиста задачами по управлению потоками и по организации параллельного выполнения кода. Подобные вещи часто являются источниками ошибок.
Node.js предоставляет разработчику неблокирующие базовые механизмы ввода вывода, и, в целом, библиотеки, использующиеся в среде Node.js, написаны с использованием неблокирующих парадигм. Это делает блокирующее поведение кода скорее исключением, чем нормой.
Когда Node.js нужно выполнить операцию ввода-вывода, вроде загрузки данных из сети, доступа к базе данных или к файловой системе, вместо того, чтобы заблокировать ожиданием результатов такой операции главный поток, Node.js инициирует её выполнение и продолжает заниматься другими делами до тех пор, пока результаты выполнения этой операции не будут получены.
▍Библиотеки
Благодаря простоте и удобству работы с менеджером пакетов для Node.js, который называется npm, экосистема Node.js прямо-таки процветает. Сейчас в реестре npm имеется более полумиллиона опенсорсных пакетов, которые может свободно использовать любой Node.js-разработчик.
Рассмотрев некоторые основные особенности платформы Node.js, опробуем её в действии. Начнём с установки.
Установка Node.js
Node.js можно устанавливать различными способами, которые мы сейчас рассмотрим.
Так, официальные установочные пакеты для всех основных платформ можно найти здесь.
Существует ещё один весьма удобный способ установки Node.js, который заключается в использовании менеджера пакетов, имеющегося в операционной системе. Например, менеджер пакетов macOS, который является фактическим стандартом в этой области, называется Homebrew. Если он в вашей системе есть, вы можете установить Node.js, выполнив эту команду в командной строке:
Список менеджеров пакетов для других операционных систем, в том числе — для Linux и Windows, можно найти здесь.
Популярным менеджером версий Node.js является nvm. Это средство позволяет удобно переключаться между различными версиями Node.js, с его помощью можно, например, установить и попробовать новую версию Node.js, после чего, при необходимости, вернуться на старую. Nvm пригодится и в ситуации, когда нужно испытать какой-нибудь код на старой версии Node.js.
Я посоветовал бы начинающим пользоваться официальными установщиками Node.js. Пользователям macOS я порекомендовал бы устанавливать Node.js с помощью Homebrew. Теперь, после того, как вы установили Node.js, пришло время написать «Hello World».
Первое Node.js-приложение
Самым распространённым примером первого приложения для Node.js можно назвать простой веб-сервер. Вот его код:
Для того чтобы запустить этот код, сохраните его в файле server.js и выполните в терминале такую команду:
Разберём этот пример.
Платформа Node.js является обладателем замечательного стандартного набора модулей, в который входят отлично проработанные механизмы для работы с сетью.
Сервер настроен на прослушивание определённого порта на заданном хосте. Когда сервер будет готов, вызывается соответствующий коллбэк, сообщающий нам о том, что сервер работает.
Первый предоставляет в наше распоряжение сведения о запросе. В нашем простом примере этими данными мы не пользуемся, но, при необходимости, с помощью объекта req можно получить доступ к заголовкам запроса и к переданным в нём данным.
Второй нужен для формирования и отправки ответа на запрос.
В данном случае ответ на запрос мы формируем следующим образом. Сначала устанавливаем свойство statusCode в значение 200 , что указывает на успешное выполнение операции:
Далее, мы устанавливаем заголовок Content-Type :
После этого мы завершаем подготовку ответа, добавляя его содержимое в качестве аргумента метода end() :
Мы уже говорили о том, что вокруг платформы Node.js сформировалась мощная экосистема. Обсудим теперь некоторые популярные фреймворки и вспомогательные инструменты для Node.js.
Фреймворки и вспомогательные инструменты для Node.js
Node.js — это низкоуровневая платформа. Для того чтобы упростить разработку для неё и облегчить жизнь программистам, было создано огромное количество библиотек. Некоторые из них со временем стали весьма популярными. Вот небольшой список библиотек, которые я считаю отлично сделанными и достойными изучения:
Краткая история Node.js
В этом году Node.js исполнилось уже 9 лет. Это, конечно, не так уж и много, если сравнить этот возраст с возрастом JavaScript, которому уже 23 года, или с 25-летним возрастом веба, существующем в таком виде, в котором мы его знаем, если считать от появления браузера Mosaic.
9 лет — это маленький срок для технологии, но сейчас возникает такое ощущение, что платформа Node.js существовала всегда.
Я начал работу с Node.js с ранних версий платформы, когда ей было ещё только 2 года. Даже тогда, несмотря на то, что информации о Node.js было не так уж и много, уже можно было почувствовать, что Node.js — это очень серьёзно.
Теперь поговорим о технологиях, лежащих в основе Node.js и кратко рассмотрим основные события, связанные с этой платформой.
Итак, JavaScript — это язык программирования, который был создан в Netscape как скриптовый язык, предназначенный для управления веб-страницами в браузере Netscape Navigator.
Мы начнем с основ: никаких предварительных знаний Node.js не требуется. Цель этой книги — начать работу с Node.js и убедиться, что вы понимаете, как писать приложение с использованием этой платформы.
В первой главе вы узнаете, что такое Node.js, как установить её на свой компьютер и как начать с ней работать — так что в следующих главах можно будет приступить к реальной разработке. Приступим!
Node.js — это среда выполнения JavaScript, построенная на JavaScript-движке V8 из Chrome. В основе Node.js лежит событийно-управляемая модель с неблокирующими операциями I/O, что делает её легкой и эффективной.
Другими словами: Node.js предлагает вам возможность писать невероятно производительный серверный код с использованием JavaScript. Как говорится в официальном описании: Node.js — это среда выполнения, использующая тот же JavaScript-движок V8, который вы можете найти в браузере Google Chrome. Но этого недостаточно для успеха Node.js. В Node.js используется libuv — кросс-платформенная библиотека поддержки с акцентом на асинхронный ввод-вывод.
С точки зрения разработчика, Node.js однопоточна, но под капотом libuv использует треды, события файловой системы, реализует цикл событий, включает в себя тред-пулинг и так далее. В большинстве случаев вы не будете взаимодействовать с libuv напрямую.
При таком подходе довольно легко начать работу, но если позже вы захотите добавить в систему больше версий Node.js, лучше начать использовать nvm (node version manager) — диспетчер версий Node.js.
После его установки вы сможете использовать очень простой CLI API для смены версии Node.js:
Установка различных версий Node.js
Затем, если вы хотите проверить в работе экспериментальную версию:
Чтобы убедиться, что у вас установлена и запущена Node.js, выполните:
Если все в порядке, эта команда вернет номер версии текущего активного бинарного файла Node.js.
Если вы работаете над проектом, поддерживающим Node.js v4, вы можете начать использовать эту версию с помощью следующей команды:
Затем вы можете переключиться на Node.js v5 с помощью той же самой команды:
Хорошо, теперь мы знаем, как устанавливать Node.js и переключаться между её версиями, но в чём смысл?
С тех пор как был сформирован Node.js Foundation, Node.js имеет план релизов. Это очень похоже на другие проекты Linux Foundation. Это означает, что есть два релиза: стабильный и экспериментальный. В Node.js стабильными версиями с долговременной поддержкой (LTS) являются те, которые начинаются с четных чисел (4, 6, 8, …). Экспериментальные версии нумеруются нечетными числами (5, 7, …).
Мы рекомендуем использовать версию LTS в продакшене и пробовать новые возможности с экспериментальной версией.
Если вы используете Windows, здесь можно скачать альтернативу для nvm: nvm-windows.
Чтобы начать работу с Node.js, давайте попробуем её в консоли! Запустите Node.js, просто набрав node :
Хорошо, давайте попробуем что-то напечатать:
После нажатия Enter вы получите следующее:
Не стесняйтесь играть с Node.js с помощью этого интерфейса: я обычно тестирую небольшие фрагменты кода здесь, если я не хочу помещать их в файл.
Пришло время создать наше приложение Hello Node.js!
Начнем с создания файла index.js . Откройте свою IDE (Atom, Sublime, Code — выбор за вами), создайте новый файл и сохраните его с именем index.js . Если вы закончили, скопируйте в него следующий фрагмент кода:
Чтобы запустить этот файл, вы должны снова открыть свой терминал и перейти в каталог, в котором размещён index.js .
Как только вы успешно переместитесь в нужное место, запустите файл, используя команду node index.js . Вы увидите, что эта команда будет выдавать тот же результат, что и раньше, выводя строку непосредственно в терминале.
Теперь у вас есть файл index.js , поэтому пришло время перейти на следующий уровень! Давайте создадим что-то более сложное, разделив наш исходный код на несколько JavaScript-файлов с целью удобочитаемости и поддерживаемости. Чтобы начать работу, вернитесь в свою IDE и создайте следующую структуру каталогов (с пустыми файлами), но пока не трогайте package.json , мы сгенерируем его автоматически на следующем шаге:
Каждый проект Node.js начинается с создания файла package.json . Вы можете думать о нем как о JSON-представлении приложения и его зависимостей. Он содержит имя вашего приложения, автора (вас) и все зависимости, необходимые для запуска приложения. Мы рассмотрим раздел зависимостей позже в главе «Использование NPM».
Вы можете интерактивно генерировать файл package.json с помощью команды npm init в терминале. После запуска команды вас попросят ввести некоторые данные, например имя вашего приложения, версию, описание и так далее. Не нужно беспокоиться, просто нажимайте Enter, пока не получите сформированный JSON и вопрос is it ok? . Нажмите Enter в последний раз и вуаля: ваш package.json был автоматически сгенерирован и помещен в папку вашего приложения. Если вы откроете этот файл в своей IDE, он будет очень похож на фрагмент кода ниже.
Хорошей практикой является добавление стартового скрипта в ваш пакет package.json . Как только вы это сделаете, как показано в примере выше, вы можете запустить приложение с помощью команды npm start . Это очень удобно, когда вы хотите развернуть свое приложение у PaaS-провайдера: они могут распознать команду start и использовать её для запуска приложения.
Теперь давайте вернемся к первому созданному вами файлу под названием index.js . Я рекомендую оставить этот файл очень компактным: только подключение самого приложения (файл index.js из подкаталога /app , созданного ранее). Скопируйте следующий код в свой файл index.js и сохраните:
Теперь пришло время приступить к созданию реального приложения. Откройте файл index.js из папки /app , чтобы создать очень простой пример: добавление массива чисел. В этом случае файл index.js будет содержать только числа, которые мы хотим добавить, а логика, требующая вычислений, должна быть помещена в отдельный модуль.
Вставьте этот код в файл index.js в каталоге /app .
Теперь вставьте фактическую бизнес-логику в файл calc.js , который можно найти в той же папке.
Чтобы проверить, всё ли вы сделали правильно, сохраните эти файлы, откройте терминал и введите npm start или node index.js . Если вы все сделали правильно, вы получите ответ: 19. Если что-то пошло не так, внимательно просмотрите лог в консоли и найдите проблему на его основе.
В следующей главе под названием «Использование NPM» мы рассмотрим, как использовать NPM — менеджер пакетов для JavaScript.
Читайте также: