Как сделать прототип приложения
Вы придумали мобильное приложение, которое определяет по фото, будет ли вкусной картошка фри, или выдает классный ответ на неприятную фразу незнакомца. Что дальше? Сделать простое приложение стоит от 3 тысяч долларов. Прежде чем искать деньги, попробуйте сделать прототип вашей идеи. Так можно проверить, нужен ли ваш продукт аудитории. Даже если вы не умеете программировать, можно использовать сервисы для сборки прототипа приложений.
В статье мы расскажем, какие есть сервисы, сколько стоит сделать прототип и на что обратить внимание при выборе.
Прототип — средство быстрой визуализации вашей идеи. Его можно показать заказчику или пользователю. Идею можно даже набросать на салфетке, но это не особо наглядно: пользователь мало что поймет, а разработчику будет неудобно реализовывать задуманное. Вместо рисунков на бумаге создают прототип, который может выглядеть как набор экранов или даже максимально походить на мобильное приложение, где кнопки нажимаются, а переходы переходятся.
Как создают прототип:
- Формулируют идею и требования к приложению.
- При помощи wireframe показывают, как пользователи будут взаимодействовать с интерфейсом. Wireframe — это скелет приложения. Он фокусируется на поведении пользователя и содержании будущего проекта.
Показывают то, что получилось, заказчику и конечным пользователям.
Обрабатывают комментарии, и улучшают прототип.
Этапы показа пользователям и улучшения часто повторяются.
Первое, для чего нужен прототип, — проверить работоспособность вашей идеи, насколько она нужна пользователям. СBInsight пишут, что стартапы чаще всего проваливаются, потому что в них нет потребности рынка. Прототип экономит часы разработчиков и дизайнеров: вы переделываете прототип, вместо того чтобы переделывать интерфейс самого продукта, что обойдется дороже.
Какие еще плюсы прототипа?
- отнести инвесторам, показать, как круто выйдет;
- найти прорехи в логике самой идеи;
- сразу можно будет что-то поменять и не тратить на это бюджет;
- показать потенциальным пользователям, чтобы понять, где улучшить;
- показать разработчикам, чтобы сразу было понятно, куда кодить и сколько примерно это будет стоить.
Есть классный пример того, как прототип помогает при создании продукта. В фильме The Founder Рэй Крок переосмысливает, как выглядит кухня фаст-фуда. Прежде чем делать Макдональдс каким мы его знаем и любим, владельцы чертят на теннисной площадке кухню и тестируют. Сначала получается так себе, но с третьей итерации они находят идеальное расположение зон на кухне. Если бы они сначала построили ресторан и вложили сотни тысяч в оборудование и проведение коммуникаций, это привело бы к большим убыткам.
После сборки в сервисе получается приложение разных степеней прожарки:
- Изображения, чтобы, например, добавить в презентацию.
- Прототип для тестирования на своем телефоне или для отправки ссылки тестировщикам. Он будет выглядеть как настоящее приложение или мобильный сайт, в зависимости от возможностей конкретного конструктора.
- Готовое приложение для AppStore или PlayMarket.
Поэтому если вы хотите обойтись совсем без кода, выбирайте сервисы, которые соберут приложение. Если умеете кодить или планируете работать в команде — делайте прототип, по которому разработчики смогут создать приложение. Для любой кастомной функциональности скорее всего понадобится верстальщик, дизайнер и разработчик.
Базовый же прототип или приложение можно сделать, опираясь на шаблоны. Например, журналист Арина Тарасова поделилась, как в команде проекта получилось сделать функциональное приложение для Зимнего Суриковского фестиваля искусств в Красноярске, используя сервис Glide:
«Задача была рассказать о фестивале и сделать проект максимально удобным. Мы отказались от идеи представлять проекты на конструкторах вроде Wix, Readymag, Tilda и прочих, потому что они открываются в браузере, что не всегда удобно. Еще QR-коды и аудио с Soundcloud выглядят не очень привлекательно, а мы создали много мультимедийных форматов для проекта.
К этому событию в городе запускают брендированный троллейбус, в котором висит QR-код на наше приложение. Приложение открывается, и люди включают аудиогид, который идет по маршруту этого троллейбуса, смотрят карту суриковских мест.
Нам не понадобилось никаких специальных знаний в разработке. В лайтовом режиме, где мы выполняли и другие рабочие задачи, на создание приложения ушло 2–3 дня, чтобы разобраться в интерфейсе и интегрировать туда все наши мультимедийные файлы. Так что без разработчика на этапе прототипа точно можно обойтись.
Из минусов: мы пользовались бесплатной версией, и там есть ограничения по сочетаниям цветов. Если шаблоны не совсем попадают в ваше видение, это неудобно, но все решается подпиской на сервис.
Внутри ресурса можно посмотреть статистику посещений. Так мы знаем, что люди пользуются приложением».
Далее мы рассмотрим ресурсы, в которых можно собрать прототип без знаний разработки.
Платформа для создания прототипов и прогрессивных web-приложений из Google Таблиц в качестве баз данных для приложений. В 2021 году Glide выпускают новую версию, где таблицы можно будет создавать и редактировать внутри их веб-версии.
Чтобы получилось приложение, структурируйте информацию в таблице, после чего Glide собирает новое приложение. Есть комьюнити, чтобы пообщаться, спросить совета или показать свое приложение.
Особенности:
- большая библиотека платных и бесплатных шаблонов;
- через веб-интерфейс настраиваются страницы и блоки приложений, а информацию можно редактировать в таблице;
- можно добавлять изображения и видео;
- встраивается чат, корзина и комментарии;
- подключается Google Analytics;
- приложение можно использовать по ссылке, ничего дополнительно устанавливать не нужно.
Сколько стоит: есть бесплатная версия, ограниченная по размеру таблицы и 100MB хранилища, с брендингом ресурса. Платные версии стартуют от $12 в месяц. Версия без брендинга с кастомным доменом от $32 в месяц.
Продвинутый drag-and-drop конструктор прототипов. Все делается в браузере и есть приложения, чтобы показать прототип пользователям.
Свой прототип можно показать людям на Proto.io Spaces.
Особенности:
- большая библиотека элементов;
- библиотека шаблонов, но можно собрать приложение из элементов;
- есть плагины для редакторов, чтобы добавить свой дизайн, сохранив все слои;
- удобное добавление ссылкой на тестинговый сервис, например, Usertesting;
- можно поделиться ссылкой на прототип — она откроется в мобильном браузере, встроить на свой сайт или предоставить доступ в мобильном приложении.
Сколько стоит: 15 дней пробный доступ ко всем функциям без привязки карты. От 24 долларов в месяц — можно одновременно делать 5 проектов. Есть скидки для студентов и общественных организаций.
Бесплатное десктопное приложение, делает полностью интерактивные прототипы для любой платформы. Результат можно увидеть на Android, iOS и в браузере.
Особенности:
- простые в использовании шаблоны;
- редактор надо качать, есть версия для MacOS и Windows и мобильное приложение;
- импорт из фотошопа и иллюстратора;
- экспорт в html и в нативное приложение *.apk для андроид устройств;
- можно добавить приложение на Usertesting, чтобы получить фидбек от реальных пользователей;
- есть совместное редактирование.
Сколько стоит: есть пробный период 15 дней со всеми функциями. Но бесплатно можно пользоваться инструментом для создания wireframe.от 19$ в месяц с неограниченным количеством прототипов.
Объединяет неограниченное количество пользователей для планирования, дизайна приложения и создания прототипа.
Особенности:
- включает все этапы: от прописывания логики до интерактивного прототипа;
- есть расширения для браузеров;
- библиотека шаблонов;
- около тысячи плагинов для подключения сторонних сервисов;
- совместная работа над прототипом: можно добавлять карточки в Трелло из страниц прототипа.
Превратит дизайн на Фигме в интерактивный прототип и даже нативное приложение без программирования. Есть приложение для тестирования.
Особенности:
- работает с Figma;
- подключает реальные данные;
- генерирует нативный код для Android и iOS.
Сколько: бесплатно неограниченное количество проектов, но можно поделиться проектом не более трех раз, на проекте будет лого ресурса. Платные подписки от €19 в месяц. Они позволяют делиться проектом без ограничений и включают техническую поддержку через электронную почту. В тарифе от €49 в месяц вы добавляете свой брендинг и получаете техподдержку вплоть до публикации приложения.
Собирает прототипы и полноценные мобильные приложения, используя данные из таблиц. Идеально подойдет, например, владельцам малого бизнеса, которые хотят сами сделать систему учета.
- обработка данных из разных таблиц и баз данных, главное, правильно организовать в них информацию;
- интеграция карт;
- в приложениях можно использовать NFC или QR-коды;
- есть шаблоны;
- для использования придется скачать приложение.
Сколько: Потестить и показать можно бесплатно, платные тарифы начинаются, если вам нужно подключить больше 10 человек — от $5/месяц.
Делает прототипы и вполне функциональные голосовые приложения для инструментов Alexa и действий Google. Есть группа на фейсбук, где можно похвастаться или спросить совета. Активно обновляются, прислушиваясь к идеям пользователей.
Особенности:
- прототип можно сделать в браузере или сразу загрузить на смартфон и протестировать;
- логика и структура создается перетаскиванием блоков;
- можно работать с командой;
- есть режим доски;
- режим тестирования на сайте.
Сколько: два проекта бесплатно для индивидуального использования. Oт 40$ в месяц, для каждого редактора нужен отдельный план
Подойдет для новичков. В веб-версии можно собрать постраничный интерактивный прототип приложения для всех устройств, включая умные часы. Чтобы посмотреть прототип, пользователю понадобится установить приложение.
При помощи своего отдельного продукта может превратить ваш прототип на бумаге в интерактивный прототип. Сфотографируйте свои наброски, свяжите объекты, которые должны быть интерактивными с другими объектами и экранами
Особенности:
- помимо приложений в конструкторе можно собирать прототипы сайтов;
- импорт макета из Sketch, или можно использовать готовый макет Sketch из библиотеки;
- добавление в прототип гифок, видео и карт;
- можно комментировать и делиться ссылкой на прототип.
Сколько: бесплатно для одного проекта, больше — от $12 в месяц.
В этом конструкторе больше всего функций для командной работы с дизайнером. У Invision есть плагин Craft, который превратит дизайн-макет в прототип прямо в Sketch. Показать прототип пользователю можно через приложение. Если возникли сложности, можно задать вопрос официальному аккаунту техподдержки в Twitter.
Особенности:
- режим доски;
- проектный менеджмент для дизайнеров;
- тестирование;
- умеет быстро подставлять шаблонную информацию, например, имена или фото с Unsplash;
- можно создавать ветки комментариев по конкретным разделам проекта;
- комментирование в режиме реального времени.
Сколько: бесплатно до 10 активных пользователей, больше — $7.95 за пользователя в месяц.
Подойдет владельцам макбуков, нужен аккаунт разработчика Apple. Показать прототип можно в Origami, мобильном приложении для iPhone или с макбука с установленным Origami. Есть активное комьюнити, где можно задать вопрос.
Особенности:
- мощные анимации;
- функции «экспорта кода», которые позволяют преобразовывать визуальный дизайн в письменный код;
- тестировать можно на мобильном устройстве, подключенном к ноутбуку;
- есть поддержка Figma и Sketch.
Cколько: бесплатно.
Все упомянутые сервисы обещают относительно низкий порог входа. Но в любом случае вам придется разбираться в редакторе и базовой терминологии. Для этого многие сервисы создают поддерживающие комьюнити. Например, Thunkable поддерживают возможность задать вопрос на сайте, Bravostudio предлагает поддержку через почту в платных версиях, а Voiceflow называют свое активное комьюнити с поддержкой своим главным преимуществом. Даже если вы пользуетесь бесплатной версией ресурса, обращайтесь за помощью на внутренних форумах, работа над похожими проектами может повысить шанс на ответ.
Еще есть вариант зарегистрироваться на обучающих сайтах. Например, No Code в платной подписке предлагают личные консультации и групповые сессии по созданию приложения. На Makerpad можно спросить на форуме и посмотреть дополнительные туториалы, а в платной подписке получать индивидуальную поддержку.
На хабре уже присутствует некоторое количество статей, посвященных процессу прототипирования в разработке программного обеспечения. Есть достаточно фундаментальные статьи с обзорами стандартов и расчетами, есть статьи про прототипирование устройств, есть цикл из двух статей про процесс выбора инструмента для прототипирования. К сожалению, процесс создания прототипов мобильных приложений освещен очень скудно – в виде единственной статьи в 2010 году, и пара слов в статье Разработка мобильных приложений: с чего начать.
Прототип обладает чудесным свойством устранять недопонимания между различными специалистами (менеджер, руководитель, дизайнер, программист, клиент), вовлеченными в проект, структурировать мысли и предотвращать ошибки и выполнение лишней работы еще на ранних стадиях разработки. Можно тестировать будущее приложение, используя фокус-группу, это поможет получить полезную информацию от будущих пользователей.
В ритме сегодняшней жизни при достаточно высокой цене человеко-часов, очень важно работать быстро и, желательно, без потери качества. Для этого было введено понятие “быстрое прототипирование”. Что поможет нам перейти от простого прототипа к быстрому? Это развивающиеся технологии, наличие огромного количества сервисов и, конечно, собственные мозги.
Самый популярный инструмент создания быстрых прототипов.
Первый и самый любимый инструмент дизайнеров — это бумага и любой пишущий инструмент (карандаш, ручка, маркеры). Он позволяет накидать структуру приложения и сделать первые наброски интерфейса максимально быстро.
- почерк должен быть разборчивым, чтобы его понимала вся рабочая группа, и чтобы самому потом не расшифровывать собственные записи
- при удаленной работе неудобно демонстрировать такой прототип
Как ускорить и упростить «бумажное» прототипирование
Скетчпад (SketchPad, Скетчбук, sketchbook)
UI – блокнот
это тот же самый скетчпад, только без привязки к платформе. На нем можно рисовать абсолютно любые приложения
Лекала.
Штампы
На этом с обзором «бумажных» инструментов закончим, и перейдем к самому интересному:
Программные решения для создания быстрых прототипов
POP
popapp.in
Инструмент для любителей рисовать руками. Рисуете, качаете приложение на iPhone, фоткаете, создаете раскадровку, тестируете и делитесь с коллегами. Все очень просто.
Proto.io
proto.io
SaaS решение для прототипирования. Сервис нам очень понравился, но в бесплатный пакет входит очень скудный набор функций, поэтому он фактически бесполезен. За действительно рабочий инструмент придется заплатить не менее 24$.
Interface 2
interface2.lesscode.co.nz
Создание динамических прототипов для iPhone и iPad непосредственно на самих устройствах всего за 10 долларов каждое.
Демонстрация дизайна на устройстве без программирования
За подсказку спасибо Glebcha
За подсказку спасибо n0_quarter
За подсказку спасибо Ivnika
За подсказку спасибо Glebcha
Отдельного небольшого обзора заслуживают инструменты, которые вообще не позволяют сделать прототип, зато дают возможность продемонстрировать нарисованный дизайн на реальном устройстве.
Вывод
Инструментов для создания прототипирования огромное количество, здесь описаны лишь некоторые из них. Для себя мы остановились на следующем наборе: скетчпад для первоначального прототипирования, и Proto.IO/Fluid UI для создания интерактивных прототипов.
А чем пользуетесь вы?
Большую часть статьи написал мой коллега Александр Кочеванов (aimh), за что ему огромное спасибо
Продуктовый дизайнер (UX/UI), веб-дизайнер и бренд-дизайнер. Опыт проектов в международных компаниях Omega-R (агентство), iSpring Solutions (продуктовая) и со стартапами по всему миру. Преподаватель курсов «UI-дизайн и анимация интерфейсов» и «Веб-дизайн» в Институте программных систем и godesign.school.
Сен 9 · 11 мин читать
Прототип — это самый быстрый способ объяснить вашу идею. Прототип с виду похож на набор экранов и ведет себя как настоящее мобильное приложение, работает как «живое» приложение. Его уже можно дать в руки заказчику или пользователю, чтобы они тут же отгрузили поток ценной обратной связи.
Прототип — это чувственная концепция вашей идей, которая наглядно раскрывает суть идеи в работе. По прототипу можно понять полезное действие приложения и его конек. Прототип — это важный этап перед стартом детального дизайна и программирования.
Фундаментальная отсылка. Прототип — это быстрая, черновая реализация будущей системы. А еще это работающая модель, опытный образец устройства или детали в дизайне, конструировании, моделировании. Термин прототип произошел от древнегреческого πρῶτος «первый» + τύπος «отпечаток, оттиск» или первообраз.
«Одна картина стоит тысячи слов. Один прототип стоит 1 000 встреч.»
— Джон Маэда, дизайнер / remix известной цитаты Конфуция
В этой статье я расскажу о том, как создать прототип мобильного приложения. В результате у вас сложится полное представление о ценности прототипов, и вы даже сможете начать собирать их самостоятельно.
Содержание:
Что такое прототип и для чего он нужен
Прототип интерфейса приложения помогает представить дизайн и логику приложения, а также протестировать идею боем.
Прототип — это еще не настоящее полнофункциональное решение, он напичкан муляжами и заточен на работу только в определенных ситуациях и с определенном набором данных, но этого уже достаточно, чтобы собрать отклик от целевой аудитории.
Пример прототипа мобильного приложения:
Простыми словами, прототип — это тестовая, но еще не финальная модель будущего продукта, которую уже можно увидеть в настоящей работе, пощупать и оценить. Это уже фактически готовый образец, а не просто чертеж на бумаге.
Использовать прототип следует по следующим причинам:
Без прототипа приложения | С прототипом приложения | |
---|---|---|
1. Прототип дает взгляд со стороны и открывает новую точку зрения | В вашем воображении идея выглядит просто и идеально. Существенные недостатки отсутствуют. На самом деле, это портал бесконечные срывы ожиданий как клиентов, так и всех участников. | Взгляд со стороны помогает найти пробелы в задумке. Их уже можно устранить на этапе прототипирования и усовершенствовать идею. |
2. Создает простор для эксперимента и поиска наилучшего решения с учетом ограничений | Доработки идеи, реализованной в коде — это трудоемко, дорого и рискованно. | В прототип мобильного или веб-приложения можно мгновенно вносить правки без какого-либо риска. К тому же эти изменения незначительны в рамках общего бюджета и помогают выбрать для разработки лучшее решение. |
3. Прототип — предмет для исследований целевой аудитории | Когда вам нечего показать потенциальным клиентам, вы не можете рассчитывать на честную обратную связь о вашей идее или продукте. | Прототип веб- или мобильного приложения — это потрясающе точный инструмент для сбора данных с потенциальных пользователей. Дайте им поиграть с ним, понаблюдайте за прототипом на деле, и вас тут же накроет десятками идей о том, как доработать идею. |
4. Прототип помогает оценить стоимость разработки программистами | На вопрос: «Сколько стоит такое приложение, как Facebook?» — вы не получите ясного ответа, потому что оценивать нужно комплект полезных пользовательских сценариев (User Flow), состоящих из конкретного количества экранов и состояний элементов управления. | Покажите прототип разработчикам и они в течение недели сделают точную и сбалансированную оценку по времени и бюджету на разработку. |
5. Вовлекает в разработку и инвестиции | Идея звучит клево, всем нравится, но все ждут от вас каких-то действий, так рисковать усилиями и деньгами хочется лишь единицам. | Помогает чувственно донести идею о будущем продукте и продемонстрировать на деле. Прототип повышает ваши шансы убедить заинтересованных. |
Прототип мобильного или веб-приложения помогает вам проверить свою идею с минимальными рисками. На стадии прототипа вы можете добыть и осознать истинные потребности вашей целевой аудитории и скорректировать продуктовую идею.
Инструкция по разработке прототипа мобильного приложения
Порой может показаться, что без прототипов можно выиграть время и сделать проект быстрее. Но на самом деле, несколько сэкономленных часов выльются в недели переделок и исправлений ошибок. Поэтому выделите ресурсы создайте прототип. К тому же для его создания не нужно быть профессиональным дизайнером.
Шаг 1. Определите полезное действие и конек
Данный этап выполняется по классическому алгоритму дизайн-мышления и оформить результат данного этапа можно в формате POV (Point-of-View).
Хороший POV одновременно создает пространство для развития и фокусирует на поиске решения.. Хороший POV — бесконечный источник идей для развития и совершенствования.
__Пример POV__ / Сервис по доставке пиццы к вечеру пятницы
«Мы встретили ребят в пятничном офисе, у которых сегодня намечается вечеринка.»
«Мы были поражены, что они не могут определиться, чем разнообразить свой стол в этот раз и переживают, что праздник провалится.»
«Мы можем изменить мир, если подкинем им идей по заказу еды и превратим их метания в понятный путь к клевому празднику.»
Близкая аудитории культура: Отдых и развлечения, Карьера и деньги
Более подробно о дизайн-мышлении вы можете найти материал в курсе Дизайн-мышление - Базовый курс. Это курс с оригинальными методиками легендарной Stanford d.school. Теория и практика дизайн-мышления для разных отраслей в экспресс-формате. Заглянуть в курс по дизайн-мышлению →
Шаг 2. Зарисуйте Sketchflow ключевых экранов и протестируйте плавность сценария
Основная цель такого прототипа — быстро нащупать идею. Это очень важный этап, так как именно через работу руками вы начинаете чувственно погружаться в задачу.
Как выглядит
Чтобы скетчи экранов получились жизненными, я стараюсь сразу оформлять их в формате User Flow и запускать по ним виртуального пользователя.
Инструменты для скетчинга
Я беру карандаш, ластик и лист A4 или блокнот.
Иногда я беру за основу не чистый лист, а бесплатные печатные макеты для смартфонов различной марки, например, из Sketchsheets. Такое решение помогает лучше почувствовать формат.
В чем фишка бумажного прототипа
- Не требуется дорогостоящее оборудование и софт. Вам не потребуется специальное железо или дорогостоящий софт, вам не нужно платить профессионалу. Вы просто берете несколько минут своего личного времени и рисуете свою мечту.
- Начать может каждый. Вам необязательно быть профессиональным разработчиком или дизайнером. Все, что вам нужно, — это хорошее понимание предметной области и продукта, который вы собираетесь создать
- Начинать можно сейчас. Для создания бумажного прототипа достаточно уметь рисовать прямые и кривые линии, а также сгибать их в круги, квадраты, прямоугольники и треугольники
Шаг 3. Перенесите бумажный прототип на интерактивную бумагу
Как только вы сделали зарисовки сценария, переходите к созданию интерактивного прототипа. Главное сейчас — не застревайте в деталях. Просто возьмите POP от Marvel, установите на смартфон, сделайте снимки и соедините переходами. Теперь вы можете тестировать вашу идею прямо в гуще событий, в настоящих жизненных ситуациях.
Как выглядит
Фактические перед вами настоящее приложение, просто накиданное от руки в формате скетча. Но главное — оно работает как «живое». Клевая функция POP — создание интерактивных прототипов мобильных приложений. Вы просто связываете несколько экранов приложений: рисуете виртуальные области поверх фото и цепляете к ним переход на другое фото из серии.
Инструменты для дизайна
Вариант 1. POP by Marvel — превращает скетчи в прототипы для iOS and Android-платформ. Для мобильных веб-прототипов тоже годится.
В чем фишка
Такой подход помогает оперативно вжиться в настоящий контекст работы приложения и прочувствовать ситуацию. Это сильно помогает, так как настраивать не на дизайн экранов, на решение задач в реальном мире.
Шаг 4. Придайте прототипу профессиональный облик
На этом этапе можно взять комплекты готовых UI-китов или собрать детальный прототип (Low-Fi), опираясь на библиотеку готовых компонентов. Такой прототип уже будет похож на настоящее приложение и именно из-за такой подачи потенциальные клиенты будут ожидать от него функциональной пользы.
Инструменты для дизайна
Здесь под настроение я беру либо просто Figma или просто InVision Studio, иногда миксую Figma + InVision Studio — особенно когда хочется сделать эффектный выход.
Как выглядит
На этом этапе мы превращаем скетчи в серию экранов и получается простенький дизайн в стиле минимализм, его фокус — четкая информационная архитектура, навигация и сценарий взаимодействия. К примеру, заголовки — это как раз часть информационной архитектуры. А вот детальки внутри карточек — это уже микродетали.
В чем фишка
Такой прототип уже готов к демонстрации потенциальным клиентам и проведению UX-исследований, моделируемого UX-тестирования и сбора обратной связи от потенциальной аудитории.
Шаг 5. Поделитесь прототипом с заинтересованными в проекте и потенциальными клиентами и сделайте корректировки
Поздравляю. Ваш прототип готов к первым испытаниям. И только сейчас на самом деле начинается самое интересное — первая корректировка рынком вашего решения.
Инструменты для дизайна
Как выглядит
Вы можете проводить удаленные тестирования через Skype/Zoom с записью экрана или воспользоваться профессиональным софтом, например, Lookback для проведения модерируемых UX-тестирований.
В чем фишка тестирования прототипов на потенциальных клиентах
Чем раньше вы начнете получать настоящую обратную связь от аудитории, тем раньше вы узнаете, насколько вы действительно полезны.
Главный принцип — не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить. Здесь надо быть очень внимательным. А если вы не дурачите сами себя, вам легко будет не дурачить других ученых. Тут нужна просто обычная честность.
Ричард Фейнман
Прототипы — инструмент обучения и погружения в предметную область. Прототипы помогают быстрее учиться и быстрее совершенствовать ваши идеи.
3 примера хороших прототипов мобильных и веб-приложений
1. Демонстрация мобильного UX по созданию документов в мобильном приложении Craft – Create Amazing Documents
2. Микровзаимодействия в веб-приложении крупным планом
3. Демонстрация работы навигации в приложении
Что важно учесть при создании прототипа мобильного приложения
1. Тестируйте прототипы в конкретных ситуациях и тестируйте чаще
А контекст — это жизненные ситуации, под которые создается приложение. Здесь все как в реальном мире — подводная лодка должна плавать на глубине, а значит нужно сначала разобраться с тем, что там за среда, какое давление и какие требования к продукту.
К примеру, у вас приложение для прокачки знаний и им пользуются в минуты, когда есть время: во время рабочих перелетов, между встречами или каждый час с утра на работе. Видите, как проще становится создавать и оценивать прототип?
Суть идеи: Приложение должно помогать достигать пользователю цель в конкретной ситуации (контексте), справляться с ситуацией: утолять голод, помогать приятно провести время, ускорять выполнение дел, перемещаться в пространстве и времени.
2. Начинайте со скетчей, а не с графического редактора
Скетч помогает спланировать работу по дизайну, а еще скетч собирается в разы быстрее, так как у руки больше возможностей, чем у редактора. Зарисуйте скетч на бумаге, сфоткайте и закиньте в редактор — так у вас появится конкретный предмет для следующего этапа проработки дизайна. Предподготовка — ключ к успеху, а UI-кит — это, всего лишь конструктор, из которого можно собрать то, что решает задачу пользователя.
Суть идеи: Со скетчем у вас будет план. А еще скетч не сковывает вас в поиске решений.
3. Используйте живой контент, а не Lorem
Тексты — основа навигации. Мы сканируем пространство экрана и пытаемся зацепиться за слово, которое помогает сделать следующий шаг на пути к цели. Поэтому продумайте навигацию, а также содержание, за которым стремится пользователь.
Суть идеи: С живым текстом можно оценить пользу прототипа.
4. Наращивайте дизайн слоями
Помните, что даже черно-белый интерфейс уже решает задачу клиента. Поэтому не застревайте в эффектах и креативах, добейтесь сначала добротного функционального решения задачи, а затем двигайтесь к следующему уровню по эстетике.
Суть идеи: С живым текстом можно оценить пользу прототипа, и получить нечто больше, чем WOW.
5. Применяйте дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это про человекоцентрический дизайн. Дизайн-мышление ставит в центр потребность пользователя, а уже затем ищет пути технической реализации и экономические возможности. Дизайн-мышление побуждает искать наилучший из возможных способов в условиях ограничений. Подробнее про дизайн-мышление →
Суть идеи: Попробуйте дизайн-мышление. Эта международная практика помогает стартапам и продуктовым компаниям по всему миру делать мир лучше.
6. Изучайте паттерны и готовые библиотеки компонентов: лучше вспоминать, чем изучать заново
Есть много ресурсов, где собраны ux-паттерны и можно найти, как вашу задачу решали гиганты из Facebook, Spotify, Uber и Salesforce. Эти команды годами развивают свои продукты и ищут оптимальные решения для каждого сценария. Пользователи увереннее подойдут к решению задачи, когда увидят знакомые конструкции и знакомые механизмы.
Суть идеи: Готовые UI-киты сделанные на технологическом уровне значительно ускорят разработку.
7. Развивайте прототип через истории в формате POV (Point of View)
Изучайте обратную связь и формулируйте продуктовые истории с помощью техники POV (Point of View), так вы сможете нащупать концепцию с пространством для развития продукта.
Суть идеи: POV помогает сформулировать гипотезу о пользе продукта и создать контекст для тестирования и почувствовать аудиторию.
Вывод и рекомендация
Как видите, самостоятельно создать прототип мобильного приложения вполне реально. Конечно, нужно выделить несколько часов, изложить свои мысли на бумаге, а затем преобразовать их в интерактивный прототип. И самое классное, что такой прототип стоит только вашего времени, но зато дает четкое представление о том, каким должно быть приложение.
Мобильные прототипы — это классика человекоцентричного дизайна, с ними вы можете добиться максимально комфортного и эффективного маршрута до цели. А еще такой прототип добавляет согласованности в работе команды и экономит время и деньги.
Напомню, что прокачать навыки в создании как прототипов, таки и полноценных приложений вы можете на платформе Breezzly. На Breezzly вы тренируетесь в контексте сайтов, мобильных и веб-приложений и даже на примере приложений для смарт-часов. На боевых брифах.
Хотя Google обогнал Apple в 2013 году по количеству созданных приложений, платформа iOS всё ещё остаётся самой прибыльной для разработчиков. H&F нашёл несколько сервисов создания прототипов и эскизов приложений на iOS.
Приложение Prototyping on Paper позволяет использовать для прототипирования самые простые и доступные инструменты — карандаш, бумагу и айфон. Нарисуйте эскизы от руки, сфотографируйте их — сервис автоматически отрегулирует яркость и размер, позволит сделать симулятор вашего будущего приложения. В POP можно создать систему линков и с её помощью проследить, как приложение будет реагировать на нажатие той или иной кнопки. Также POP позволяет делиться созданным прототипом с коллегами и друзьями, собирать фидбэк.
Редактор для создания интерактивных мокапов — моделей дизайна в натуральную величину — в вебе. Бесплатно можно отрисовать одно приложение, за $7 в месяц — три, за $15 в месяц — неограниченное количество. Сервис представляет собой настоящий конструктор графических элементов, которые могут понадобиться при создании дизайна приложения для AppStore. При желании можно найти ряд похожих по функционалу редакторов, например Balsamiq или MockingBird.
Приложение позволяет создавать мокап прямо на айпаде. Рисовать эскизы можно пальцем, также существует возможность выбора графических элементов из библиотеки. Некоторые элементы линкуются и при желании можно создать подобие работающего приложения для демонстрации. AppCooker предлагает много функций для любителей поковыряться в деталях. Например, можно сделать несколько разных вариантов иконки или поиграть с калькулятором цены приложения. Стоит недёшево — $13,99. Этот и похожие сервисы идеально подходят для прототипирования в условиях долгого перелёта.
Редактор для создания интерактивного прототипа. Для того чтобы им пользоваться, необходимо иметь готовые макеты. Впрочем, загрузить в приложение можно не только хорошо проработанные мокапы, но и совсем сырые скетчи. Оно легко и удобно расставляет линки между разными элементами и загружает прототип прямо на рабочий стол вашего устройства для более удобной демонстрации. Стоимость подписки на месяц для индивидуальных разработчиков — $10, для команды — $25 с каждого участника. У приложения имеются более дорогие и навороченные аналоги, а также альтернативы для десктопа: Prototype и Briefs (Mac only).
Продукт, который больше подойдёт разработчикам, предназначен в том числе для прототипирования простой и сложной анимации. С помощью Framer можно создавать интерактивные приложения на десктопе. Приложение интегрируется в программу Photoshop, то есть для начала работы вам достаточно загрузить приложение, открыть файлы проекта в фотошопе и нажать кнопку Run в Framer. Перед вами появится папка проекта, здесь же можно писать код и наблюдать за тем, как ваш прототип становится неотличим от настоящего работающего приложения.
Читайте также: