Как описать функционал приложения
Хорошее описание позволит выделить ваше приложение в Microsoft Store и поможет потенциальным клиентам загрузить его. Описание, вводимое при отправке приложения, отображается на странице описания в Store. Первые несколько строк также могут отображаться в результатах поиска и алгоритмических списках в Магазине.
Ниже приведены некоторые советы по оптимизации описания приложения.
Привлекайте внимание первыми фразами. Самыми важными являются первые слова в описании, именно они должны привлечь внимание клиентов. Начните с описания преимуществ: почему потенциальным клиентам стоит потратить время и деньги на ваше приложение? В чем преимущество вашего приложения над другими? В одной или двух фразах простым и понятным языком объясните, в чем уникальность и привлекательность вашего приложения и чем оно полезно.
Упростите изучение приложения. После первых фраз, призванных заинтересовать клиента, опишите дополнительные преимущества, возможности покупки из приложения и предоставьте пользователям другие полезные сведения о приложении. Не забудьте включить сведения, касающиеся разглашения, и любую другую информацию, которую необходимо предоставить согласно законодательству тех рынков, где вы будете распространять приложение.
Используйте списки и короткие абзацы. Потенциальные клиенты могут быстро просмотреть описание вашего приложения. Разбиение содержимого на короткие абзацы и списки упрощает беглый просмотр.
Добавление списка функций продукта может также помочь быстро продемонстрировать, что делает приложение. Этот список отображается сразу под описанием приложения.
Не пользуйтесь канцелярским языком. Делайте описание ярким и свободным. Ясно изложите, что может делать ваше приложение, но постарайтесь выразить это так, чтобы описание не казалось скучным. Для большинства приложений подойдет свободный дружеский тон.
Используйте подходящий объем. Хорошее описание читается быстро, но содержит достаточно информации, чтобы заинтересовать читателя и показать достоинства приложения. Для сложного приложения может потребоваться больше фраз, а для простого может быть достаточно одной или двух. В большинстве случаев достаточно чуть больше 200 слов, но точно меньше 3000.
Ясно опишите возможности пробных версий и надстроек. Если вы предлагаете бесплатную пробную версию приложения, четко сформулируйте условия, чтобы клиенты понимали, какие возможности будут ограничены. Также стоит отметить, какие типы надстроек доступны, особенно в том случае, если они оказывают значительное влияние на функциональность приложения.
Используйте стандартную пунктуацию и обычное применение заглавных букв. Описания, содержащие только прописные буквы или необычную пунктуацию, трудно читать.
Не забудьте проверить правописание и грамматику. Описание с большим количеством слов с ошибками или искаженными предложениями не очень хорошо отражает качество приложения. Внимательно проверьте (или попросите кого-нибудь проверить), нет ли ошибок в вашем описании.
Не включайте ссылки или сведения, принадлежащие в других местах. URL-адреса в описании не открываются, так что не пытайтесь добавлять ссылки на вашу политику конфиденциальности или на веб-сайт службы поддержки. Вместо этого добавьте их в указанные области страницы свойств отправки.
Не используйте HTML-теги. HTML или другой код не будет обработан. Описание должно содержать только простой текст.
Просмотрите описания похожих приложений в Магазине. Рассмотрим, как другие разработчики описывают свои приложения. Это также поможет вам сформулировать, чем выделяется ваше приложение.
Как правило, приложения выполняют довольно много разных функций от регистрации до terms and conditions. Однако, для описания продукта нам не нужны абсолютно все функции.
Екатерина Абросимова, директор по маркетингу в Yalantis, написала руководство о том, как правильно составлять описание приложения для магазина.
App Definition включает в себя 3 части: название, описание, и скриншоты. Давайте рассмотрим вопрос app definition кратко и более подробно.
Название
В названии должны быть ключевые слова. Без них, пользователям будет сложно найти ваш продукт.
Описание
- Описание должно понятно объяснить пользователю, как работает приложение и зачем оно нужно.
- Ключевые слова нужно вставить в контекст всего описания, а не только названия.
- Писать описание нужно от второго лица, с точки зрения пользователя, избегая технических деталей, и неясностей.
Скриншоты
А теперь подробнее.
1. Как называется ваш продукт? Зачем он нужен?
Чаще всего, у продукта какое-то абстрактное название, которое совсем не намекает пользователю на то, для чего он предназначен. Поэтому в полное название для апп стора должно входить прямое предназначение приложения. Это важно не только для улучшения понимания продукта, а в первую очередь, для того, чтобы пользователи могли найти ваш продукт и скачать его.
Возьмем, к примеру My Day. Его название на апп сторах звучит так:
Именно countdown timer, countdown app в данном случае, ключевое слово, по которому наше приложение находят пользователи.
Flipboard: Your Social News Magazine
Четко и понятно зачем нам нужен Flipboard, и сразу 3 ключевика: news, social и magazine.
В данном случае, мы даем понять пользователю не только то, что это месенджер, а и его преимущество перед похожими продуктами.
Вот еще примеры названий продуктов, которые акцентируют внимание пользователя на своем отличии от других подобных приложений:
В названии приложения допустимо иметь максимум 25 символов. Если слов будет больше, в поиске их просто не будет видно.
Теперь приступим к составлению описания для апп стора.
2. Как написать описание продукта?
1. Правила
Стараясь описать приложение для апп стора как можно лучше, необходимо соблюдать следующие правила:
Описание желательно писать от второго лица, с точки зрения того, как пользователь будет использовать продукт.
Для того, чтобы составить дельное описание, нужно четко ответить на следующий вопрос.
2. Какие функции выполняет ваше приложение?
3. Из чего состоит описание?
Повествование о приложении для апп сторов можно разделить на 5 частей:
- 255 символов
- Ревью и награды (если есть)
- 2–3 абзаца основного текста
- Спиcок функций
- Что нового?
4. 255 первых символов
255 символов появляются на странице сразу, то есть пользователю не нужно нажимать на кнопку, чтобы читать дальше. Именно этот текст больше всего влияет на решение пользователя скачать приложение. Здесь мы описываем самую важную функцию, или как говориться, value proposition.
Начните с сильного, четкого предложения которое объясняет, зачем пользователю приложение и почему оно крутое. Опишите проблему и скажите, как ваше приложение ее решает. Если проблемы на первый взгляд нет, создайте ее.
Даже если твой продукт носит развлекательный характер, к его описанию тоже можно подойти с точки зрения проблемы и ее решения. Давате посмотрим на Vine, приложенько для смешных видосов.
Vine is the entertainment network where videos and personalities get really big, really fast.
Здесь создатели акцентируют внимание на том, что и ты, и твое видео быстро станете популярными, что очень важно для целевой аудитории Vine.
А дальше идут такие слова:
Watch videos that create trends, influence culture and make you laugh. Discover stories, characters and remixes you can’t find anywhere else. Be the first to hear incredible new artists and songs.
Rewind Time Tracking app: The best time tracking solution is the one you don’t even have to think about. Rewind automatically tracks your time based on your location. You just have to set up your important places and you’re done.
Не так уж и много информации, не правда ли? Суть мы поняли, и звучит интересно, потому пойдем читать дальше.
5. Ревью и награды
Если вам удалось получить ревью от уважаемого источника, цитату из него нужно вставить в описание приложения.
-
is the award-winning app from The Associated Press, the definitive news source relied upon by thousands of newspapers, broadcasters and digital news providers worldwide. Lyrics Finder: Musixmatch is the world’s largest lyrics catalog, that lets you enjoy diverse music with synced lyrics. Out of 155 countries it was selected for the Editor’s Choice on the App Store and was also chosen as an App Of The Year in 2013.
То есть, упомянув награду, нужно сказать за что вы ее получили:
- news source relied upon by thousands of newspapers
- the world’s largest lyrics catalog
Ну худой конец, если нет ни награды, ни ревью от уважаемого источника, иногда вставляют ревью от обычных пользователей, но, как правило, в этом случае у приложения очень специфический use case, например, медицина.
Ревью и награды повышают доверие пользователя к приложению, но не являются обязательными.
6. Основной текст
Описания для апп стора похожи на статьи в газетах: самая важная новость идет вперед, а менее важная и детали следуют за ней.
Если писать описание маленькими абзацами, пользователю будет проще понять содержание и убедиться в том, что аппу нужно скачать.
В первых 2–3 предложениях мы уже сказали все самое главное:
Wunderlist helps millions of people around the world capture their ideas, things to do and places to see. (Wunderlist: To-Do List & Tasks)
Whether you’re sharing a grocery list with a loved one, working on a project, or planning a vacation, Wunderlist makes it easy to share your lists and collaborate with everyone in your life. Wunderlist instantly syncs between your phone, tablet and computer, so you can access your lists from anywhere.
Из первых строк описания я уже поняла, зачем нужен Wunderlist, а теперь мне рассказывают, что конкретно можно заносить в списки и как ими пользоваться.
Заметьте, после перечня функций, Wunderlist подробно рассказывает пользователям за что ему дать денег:
Wunderlist is free to download and use. Wunderlist Pro upgrades your experience and gives you unlimited access to Files, Assigning and Subtasks to help you accomplish even more for $4.99 a month or $49.99 a year through an auto-renewing subscription.
7. Список функций
В списке желательно иметь от 3 до 7 функций, и все они должны иметь название и краткое описание. Иногда название фичи выносится заголовком, за которым следует предложение с текстом:
VSCO Journal: Publish original content to your Journal and share with the creative community. Find inspiration on the VSCO Journal, a publication highlighting creatives from around the globe.
- ability to view, save and share for-sale and rental listings
- email and call agents directly from the app
- tap into the database for all kinds of market- and property-level facts and history
И еще один удачный пример из категории health & fitness:
- HD videos with legend
- Challenges (setting personal goals)
- Apple TV
- Custom audio tracker
- Track progress
- Connect FitBit, Jawbone UO, MyFitnessPal
- Integrated with Health app
Описывая функции, нужно соблюдать следующие правила:
- Не делай описание функций слишком длинным.
- Помести две наиболее важные функции в начале, а третью самую важную в конце.
- Здесь никто ничего не читает.
- Здесь никто ничего не читает.
- Каждая новая функция должна начинаться с нового слова, и желательно, чтобы первое слово во всем списке относилось к одной части речи (глаголы, прилагательные, существительные).
- Третья самая важная функция.
Дальше можно поговорить о том, как ваше приложение зарабатывает деньги и зачем людям их отдавать, а можно дать пользователям узнать об этом непосредственно в приложении. Где говорить о деньгах, решать вам, а мы пойдем дальше.
8. Что нового?
Сюда пишем все, что починили или добавили в приложение. Проще всего начинать с глаголов или gerund, хотя можно как угодно.
- Now supporting iOS 9
- Likes: See who liked your post
- Now you can book up to 4 hotels at once on the app
- Fixed a bug affecting some iPhone 6 and 6 Plus readers
9. Что можно и чего нельзя делать в описании?
- Злоупотрелять ключевыми словами в описании (слишком много ключевиков и отсутствие связи с контекстом описания негативно воспринимается пользователями)
- Допускать грамматические ошибки и опечатки
- Говорить техническим языком
- Писать что-то вроде: Наш продукт был сделан в Нью-Йорке разработчиком Сидоровым.
- Врать (в ответ получим плохие отзывы)
- Писать запутанно и абстрактно
- Гиперболизировать (использовать словечки типо revolutionize, revolutionary, game changing, disruptive, если это не правда на самом деле)
3. Как написать описание к скриншотам?
- четко
- информативно
- коротко
- Shop the latest fashions and get trend updates and styling tips
- Dresses to denim, shoes to swimwear, find what you’re shopping for now
- Shop the latest styles first and create a personalized boutique of favorites
- See all gorgeous details up close
- The designers to put on your radar now
Желательно начинать описание скриншота с глагола, а если функционал ограничен, то с существительного.
- Beautiful countdown
- Event with a personal touch
- Many countdown styles
- Lots of wallpapers
- Use it as a widget!
My Day у нас красивый, и это главное, потому скрин, говорящий о красоте, впереди.
Посмотрим еще на примеры отличных скринов и подписи к ним:
4. Где брать ключевики?
- из головы
- из Google Trends
- из Google AdWords Keyword Planner
- и вот еще полезный список App Store Statistics
5. Что еще почитать на тему App Definition?
А для пущего понимания, как продать приложение людям, обязательно послушайте этот подкаст:
Ресурс Gamasutra регулярно публикует статьи разработчиков, арт-директоров и геймдизайнеров об индустрии. Мы выбираем самые интересные и делимся ими с вами.
Саймон Хилл (Simon Hill), журналист, чья сфера интересов включает в себя игры и мобильную индустрию, поделился советами о том, как создать хорошее описание к приложению.
Зачем нужно описание приложения?
Вступление
Вступление к описанию должно быть призывом к действию. Попытайтесь поставить себя на место своего покупателя. Что ему нужно?
Тут есть несколько простых правил.
Детали
Списки
Так что лучше будет разбить длинный список на несколько небольших, объединенных одной темой.
Поиск
Локализация
Учитывая этот факт, переведите хотя бы описание, если не все приложение целиком.
Убедитесь, что компания, которая занимается переводом, обладает соответствующими навыками. Google Translate вряд ли сможет передать те оттенки смысла, которые вы вложили в текст.
Рекомендации
Если отзыв на ваше приложение написал популярный сайт или знаменитость, то процитировать их стоит. Если вы выиграли награду, об этом тоже нужно упомянуть. Если ваше приложение очень популярно среди вашей родни… Пожалуй, лучше промолчать (если, конечно, ваша фамилия не Кардашьян).
Обновления
Перекрестные ссылки
Убедитесь, что ваша команда поддержки сразу отвечает на запросы. Если людям будет сложно с вами связаться, они оставят вам низкие оценки и, возможно, даже напишут злобный отзыв.
Если пользователи задают одни и те же вопросы, подумайте над созданием раздела FAQ на сайте приложения.
Если у вас уже есть успешный проект, не забудьте его упомянуть. Или можете оставить описание вида «если вам понравилось это, возможно, понравится еще и вот это» в конце другого своего приложения.
Перекрестные ссылки в ваших проектах могут увеличить трафик и повысить количество скачиваний.
Распространенные ошибки и как их избежать
Опечатки и пунктуационные/грамматические ошибки. Пригласите специально обученного копирайтера или, в крайнем случае, включите в текстовом редакторе проверку орфографии.
Злоупотребление гиперболами и клише. Ваше приложение правда революционное? А компания в самом деле молодая, динамично развивающаяся? Найдите менее избитые способы об этом сообщить.
Слишком много ключевых слов. Я уже упоминал, что неуклюжие попытки напихать в текст как можно больше ключевых слов только оттолкнут покупателя.
Итак, приступаем
Подведу краткие итоги: нужно подготовиться, написать, отточить, перевести и затем обновлять по мере необходимости.
Проведите исследования и подготовьтесь, прежде чем приступать к созданию описания. Найдите правильные ключевые слова и фразы. Запишите особенности вашего приложения в список и расположите в от самого важного к наименее важному.
Напишите черновик описания или наймите для этой цели талантливого копирайтера.
Переведите его на дополнительные языке, начиная с тех, которые особенно важны с точки зрения загрузок.
Убедитесь, что описание отражает все изменения, которые произошли с вашим приложением, вынесите основные улучшения в описания и подчеркните позитивные отзывы или награды.
Хорошее описание к приложению поможет его продать и стимулирует загрузки.
В процессе поиска нужного приложения в GooglePlay пользователь совершает ряд действий: делает запрос, изучает описание, рейтинг и отзывы. Тексты полного и краткого описаний — первый шаг во взаимодействии с приложением и со стороны пользователя, и со стороны разработчика.
Для пользователя тексты — источник информации о продукте «от создателя». Прочитав описания, покупатель делает вывод о том, представляет интерес это приложение для него или нет.
Для разработчика создание текстов описаний — отправная точка в подготовке маркетинговых материалов.
Создание описания приложения: блиц-инструкция
Мы подготовили инструкцию, с помощью которой легко делать описание и заполнять метаданные в GooglePlay, и наглядный пример — его можно использовать как шаблон.
Для того, чтобы работать с формой сначала нужно скопировать ее в новый документ.
Подготовительный этап — составление семантического ядра
В первую очередь необходимо составить семантическое ядро: первые два столбца таблицы содержат ключевые слова и фразы, которые должны присутствовать в описаниях.
Соберите ключевые слова, которые приносят трафик. Для этого можно использовать:
- Google Suggest;
- информацию по конверсиям, если вы делаете рекламу в Google Ads;
- статистику с AppStore SAP.
Добавляйте каждое слово/фразу отдельной строкой. По мере их использования в остальных окошках: title, short description, full description, — слова и фразы будут изменять цвет и станут подсвечиваться зеленым.
Важно: применяйте слова в описаниях в таком же виде, как они указаны в таблице — не склоняйте и не изменяйте — за исключением регистра букв.
Описание Title
Title — это название приложения. Создавая описание title, помните, что:
- у слов, расположенных в title, максимальный вес для поиска, поэтому он должен содержать ключевые слова и фразы из списка;
- из названия должно быть понятно, для чего предназначено приложение — это поднимет его позиции в поиске.
Для тайтла дается 50 символов (включая пробелы). По мере заполнения поля, справа от окошка вы будете видеть, сколько свободных символов у вас остается.
Краткое описание short description
Краткое описание — анонс, призванный захватить внимание пользователя.
Shout description находится на первой странице приложения, и от поданной здесь информации зависит дальнейший интерес покупателя к продукту:
- акцентируйте внимание на важных для целевой аудитории моментах;
- в описании используйте ключевые слова и фразы, органично вписывайте их в текст.
Короткое описание нужно вместить максимум в 80 символов. Справа от окошка отображается количество свободных символов, доступных к использованию в данном поле.
Полное описание full description
В full description опишите свое приложение, используя ключевые слова и фразы.
В Google Play максимальная длина описания — 4000 символов, но оптимально использовать 1000-2500 знаков.
Расскажите обо всех преимуществах и главных фишках приложения:
- Первые предложения должны «зацепить», вызвать желание читать дальше. Здесь уделите внимание главной функции приложения, расскажите о задачах, которые оно решает.
- Далее остановитесь на крутых особенностях, опишите функции, важные детали, полезные возможности приложения.
- Расскажите, что нового появилось в продукте: это свидетельство того, что он развивается и совершенствуется.
- Добавьте призыв к действию, например, «скачать», «купить», «почитать».
Для улучшения восприятия текста следуйте правилам:
- сделайте текст наглядным: используйте короткие абзацы, списки;
- используйте короткие, но емкие предложения: пользователю не нужна вода и украшательства;
- применяйте простые, понятные всем слова, не отпугивайте потенциального покупателя специальными терминами;
- уделите внимание грамматике: чем больше ошибок, тем меньше доверия к приложению;
- не повторяйте одни и те же мысли несколько раз — это раздражает;
- не злоупотребляйте ключевиками, органично вписывайте их в текст.
Локализация приложения
Эффективный способ продвижения мобильного приложения — выведение на зарубежные рынки. В этом случае возникает необходимость перевода на иностранные языки самого приложения и метаданных, то есть локализации ASO.
Отсутствие описания на родном языке — повод не скачивать приложение: пользователь не может понять, для чего оно предназначено, даже, если само приложение имеет перевод.
Применяйте шаблон для создания описаний при локализации продукта, если вы разрабатываете приложение на нескольких языках.
Используйте исходный язык (в нашем примере — английский), как опору и идею для создания описаний на переводимый язык, но НЕ переводите с помощью автопереводчиков!
Максимум полезной информации о тонкостях продвижения мобильных приложений вы найдете в телеграм-канале Радомира Новковича RadASO.
Радомир Новкович — разработчик уникального аналитического инструмента по выведению приложений в топ сторов, основатель агентства мобильного маркетинга RadASO. RadASO — первая компания, которая берет на себя риски, связанные с продвижением, и предлагает услугу «ASO с оплатой за результат».Локализация дает хорошие возможности роста, которыми стоит воспользоваться и занять свое место на зарубежных рынках.
Выводы
Описание для приложения в GooglePlay — первая информация о продукте, которую получает пользователь и которая призвана его заинтересовать.
Чтобы упростить процесс создания текстовой части, воспользуйтесь нашим шаблоном и выполните следующие действия:
- составьте семантическое ядро;
- придумайте title с использованием ключевых слов и фраз;
- создайте краткое и полное описание приложения, также применяя ключевые слова и фразы;
- для большего охвата аудитории поработайте над локализацией приложения с использованием нашего шаблона.
Сильное описание — один из факторов уверенного старта вашего приложения.
Процесс создания нативного приложения, описанный компанией BHW Group и адаптированный AppCraft под современный софт и реалии.
Каждый день тысячи мобильных приложений появляются в Google Play и Apple App Store. Соцсети, мессенджеры, игры и многие другие – все они делаются профессионалами по одному алгоритму разработки. И сегодня мы разложим его на понятные шаги, чтобы показать вам внутреннюю кухню мобильной разработки. Она включает в себя шесть этапов: оформление идеи, разработка стратегии, работа над дизайном, непосредственно разработка, выход на рынок и мониторинг ситуации.
Материал будет полезен начинающим студиям разработки, тем, кто задумал свой стартап, а также тем, кто спонтанно решил внедрить в свой бизнес приложение, но ещё смутно представляет, какие издержки оно может принести.
Как бы тривиально это не звучало, но хорошее приложение начинается с хорошей идеи. Если у вас её нет, подумайте над существующими в мире проблемами и возможными способами их решения. Перебирайте варианты, пока не обнаружите подходящий пробел на рынке, а потом ищите лучший путь, которым его можно заполнить. Это половина успеха.
Ключом к ответу может стать понимание того, почему эта проблема вообще существует, а для её решения до сих пор нет ни одного приложения. Погрузитесь в тему, соберите данные и обсудите их с командой. И, если у вас достаточно ресурсов на разработку, беритесь за дело.
Следующий шаг после рождения идеи – составить план работы над проектом. Его проще всего начать с анализа конкурентов. Найдите на рынке похожие мобильные приложения и проанализируйте следующие факторы:
- Количество загрузок – если приложение загружают, значит, это кому-нибудь нужно.
- Оценки и отзывы – помогут предусмотреть слабые места и адаптировать «фишки», которые нравятся пользователям, под свой продукт.
История компании – будьте готовы столкнуться с теми же трудностями, что и ваши ближайшие конкуренты. Заодно попробуйте понять, как они завоевали признание аудитории.
Благодаря анализу конкурентов вы убиваете сразу двух зайцев. Во-первых, учитесь на чужих ошибках, причём бесплатно, без траты лишнего времени и ощущения собственной неполноценности. Во-вторых, вы начинаете понимать, на что вам придётся пойти, чтобы выжить на рынке мобильной разработки. Что именно пользователь хочет увидеть в своём смартфоне? Есть ли для вашего приложения свободная ниша? Ответы на эти вопросы помогут вам найти баланс между вашими возможностями и потребностями рынка. Ну а если ваша идея настолько уникальна, что подобных приложений ещё нет в природе, посмотрите, как разработчики-первопроходцы из других сфер презентовали себя аудитории.
Если вы не занимаетесь разработкой мобильных приложений исключительно ради удовольствия, то наверняка заинтересованы в том, чтобы получить с продукта хорошую прибыль. Покупки в приложении, оплата подписки или премиум-версии, размещение рекламы, продажа данных – все эти способы монетизации можно использовать, даже если вы распространяете приложение не бесплатно. Чтобы выбрать оптимальный вариант, посмотрите, на чём зарабатывают ваши конкуренты, и определитесь, в какой момент начнёте монетизацию. Если спохватитесь слишком поздно, рискуете попасть в трудные времена.
Эта ступень мобильной разработки связана с пониманием главного вызова, стоящего перед любым разработчиком. Вам придётся продвигать своё приложение, чтобы о нём узнали и начали пользоваться. Сотни качественных мобильных приложений пылятся на виртуальных полках потому, что у их разработчиков не было маркетинговой стратегии и бюджета на её реализацию. А без неё могут обойтись только B2B-приложения, сделанные для внутреннего использования сотрудниками компании-заказчика.
Этап стратегического планирования завершается составлением дорожной карты вашего мобильного приложения, которая зафиксирует его идеальный путь от минимального жизнеспособного продукта (MVP) до попадания в топы магазинов. Составьте список контрольных точек и расставьте их в зависимости от собственных приоритетов. Учитывайте функционал приложения, возможные пожелания аудитории и следующие из них обновления. Но над ними вы будете думать, когда получите фидбек от первых пользователей MVP. Пока же можно сосредоточиться на других вещах.
Внутренняя архитектура зависит от функционала мобильного приложения и выбранного способа обработки и хранения данных. Обычно мы составляем два списка – характеристик, которыми должно обладать приложение, и ключевых визуальных элементов. Они становятся фундаментом для всех будущих архитектурных работ.
Инструменты: доска и маркеры. Много маркеров.
Затем мы рисуем на доске или бумаге экраны и располагаем на них необходимые элементы и данные. Несмотря на то, что один и тот же элемент может присутствовать на нескольких экранах, у него должен быть «дом». Именно на этом этапе в проект можно внести любые изменения.
Они определяют способы взаимодействия пользователя с приложением. Учитывайте все варианты его поведения, чтобы понять, сколько касаний ему потребуется для завершения того или иного действия, причём количество этих касаний должно быть пропорционально сложности действия. Если обнаруживается, что интерфейс не понятен пользователю интуитивно, приходится возвращаться к предыдущему шагу и менять вайрфреймы. При этом после любого изменения все пользовательские сценарии проверяются заново на случай, если мы, упростив одно действие, усложнили другое.
Инструменты: маркеры, плюс Invision, Adobe XD и Figma.
Самый простой способ проверить, насколько хорош ваш UX-дизайн – протестировать его на будущих пользователях. Отправьте им ссылку, после перехода по которой они смогут «потыкать» по отрисованным вайрфреймам. О функциональности речь не идёт, только о проверке навигации. Прислушивайтесь к комментариям, возвращайтесь на один-два-три шага назад, исправляйте проблему и тестируйте. Снова и снова.
Инструменты те же, что и для пользовательских сценарий: Invision, Adobe XD и Figma.
Стайлгайды – это стройматериалы для отделки «интерьера» мобильного приложения и повышения его юзабилити. Без продуманного стайлгайда элементы дизайна будут менять цвета и плавать по экрану, сбивая пользователя с толку.
Руководство по стилю мобильного приложения должно быть максимально подробным и опираться на характеристики аудитории. Ей нужно работать в приложении по ночам? Делаем тёмную тему. Это внутреннее приложение для сотрудников крупной компании? Убираем всё лишнее. Как это сделать? Опытный UI-дизайнер предложит сотню вариантов цветовой палитры, шрифтов и виджетов (кнопок, форм, значков и т.д.).
Рендеринг – это процесс отрисовки вайрфреймов в цифре в соответствии со стайлгайдом. Дизайнер должен придерживаться рекомендаций, но не следовать им слепо. Только так визуальная составляющая мобильного приложения будет выглядеть целостно.
Настало время подключать разработчиков, которые качественно реализуют продуманный до мелочей и многократно протестированный дизайн. Что может пойти не так? Например, вы заказали дизайн у одной компании, а разработку – у другой. Или у них внутренний раскол. Поэтому рекомендуем работать с профессиональной командой, которая занимается мобильной разработкой от идеи до результата.
В некоторой степени успех совместной работы дизайнеров и разработчиков зависит от выбора инструментов. Например, приложение Zeplin показывает последним все свойства загруженного в него дизайна, хотя не обладает всеми возможностями Sketch или Photoshop. В любом случае, убедитесь в том, что команда пользуется точными значениями измерений и не ленится копировать HEX-коды цветов.
В мобильной разработке существует великое множество технологий. Одни почти не требуют затрат, но не отличаются высокой производительностью, другие потребуют больших вложений во имя блестящего результата. Худшее, что вы можете сделать на данном этапе – использовать устаревшие или ненадёжные инструменты, которые приведут к тому, что вам придётся переписывать код, доплачивая остальным членам команды за переработку. Чтобы избежать этого, рекомендуем принять ряд важных решений до начала работы над проектом. Каких именно, расскажем ниже.
Существует три основных подхода frontend-разработке:
- Нативный – при таком подходе приложение пишется под конкретную мобильную платформу. То есть код приложения под Android нельзя будет использовать на iOS без адаптации. Интерфейс нативного приложения выглядит максимально органично, а само оно работает быстро и отлаженно. За такую надёжность приходится платить, поэтому нативная разработка стоит дороже остальных вариантов.
- Кроссплатформенный – код такого приложения универсален, вследствие чего ОС запускает его как нативное. Многие считают этот способ оптимальным по соотношению «цена-качество», но он всё равно требует от разработчика временных затрат на оптимизацию. Если остановитесь на нём, среди фреймворков выбирайте между React Native, Xamarin и Native Script.
- Гибридный – код пишется на HTML, CSS или Javascript в таких средах разработки, как Cordova, Phone Gap и Ionic. Получается дёшево, сердито и не без проблем.
Сервер влияет на производительность мобильного приложения и масштабируемость продукта, то есть способность системы увеличивать ту же производительность за счёт увеличения доступных ресурсов. Технологии здесь те же, что и в разработке веб-приложений. Отправная точка – определиться с:
Как вы могли понять из начала нашего гайда, разработка мобильного приложения состоит из множества этапов. Разобраться в следующих будет в разы проще, если вы слышали про Scrum - метод управления проектами, который подразумевает разбивку рабочего процесса на небольшие отрезки – спринты. В каждом из них есть стадии планирования, разработки, тестирования и подведения итогов. Скрам – один из подходов методологии Agile, о которой написано множество книг, поэтому глубоко вдаваться в терминологию мы не будем. Тем более, что какими бы методами не пользовалась та или иная компания, этапы работы над мобильным приложением будут примерно одинаковыми.
Чтобы спланировать спринт, составьте список задач с конкретными критериями оценки результата. Это поможет разработчикам оценить временные затраты на выполнение каждой из них и равномерно распределить обязанности внутри команды.
На этапе разработки команда воплощает в жизнь идеи дизайнеров и свои собственные. Результат проверяет QA-команда (отдел контроля качества) или менеджер проекта. Последний также распределяет задачи между разработчиками, добиваясь равномерной загрузки команды на протяжении всего спринта.
Разработчики должны чётко представлять концепцию приложения и его отличительные черты. Ничто так не мотивирует, как амбициозные цели, но в погоне за ними нельзя забывать о реальности. Возможно, вам придётся смириться с тем, что часть функций так и останется нереализованной.
Тестировать приложение не должны его же разработчики.
Тип тестирования выбирают исходя из проверяемой характеристики приложения:
Функционал – должен соответствовать заявленному. Хорошо, если у подрядчика есть QA-команда, а у неё – план тестирования со списком всех функций приложения и его желаемым поведением. Но если таковой нет – необходимо позаботиться об этом и нанять специально обученных специалистов. Юзабилити – интерфейс мобильного приложения должен быть интуитивно понятным и дружелюбным. О проблемах с этими качествами вам лучше всего расскажут те, кто видят продукт впервые.
Но и это ещё не всё:
Регрессионное тестирование – используется для проверки уже протестированного кода на ошибки, исправленные ранее, или возникшие в результате этих исправлений. Здесь на помощь вновь приходит QA-команда с чек-листами изменений, внесённых в код на каждом из спринтов.
В конце каждого спринта обсуждайте его результаты с заинтересованными сторонами. Сделайте выводы из трудностей, с которыми вы столкнулись, и постарайтесь больше их не допускать. Отмечайте успешные решения и используйте их в дальнейшем. Двух одинаковых проектов быть не может, поэтому разработчики постоянно прокачивают свои навыки, в том числе – навыки планирования работы над проектом. Который, кстати, переходит в следующую стадию.
К этому моменту приложение (или хотя бы MVP) должно быть полностью готово к выходу на рынок. Но если вы хотите потратить маркетинговый бюджет с умом, то размещать приложение в публичный доступ Google Play и Apple App Store пока рано. Нужно ещё раз протестировать его — на этот раз на небольших группах целевой аудитории. Сделать это можно двумя способами.
Первое правило фокус-группы — участники должны увидеть приложение впервые. Вам необходимо выяснить, кто они, откуда узнали о вашем продукте и пользуются ли чем-то похожим. Когда перейдёте непосредственно к тестированию, не давайте подсказок, а наблюдайте за тем, какие сложности возникают у людей в процессе использования приложения. Затем попросите каждого участника высказаться и обсудите все спорные моменты.
Вместе с фокус-группой (или вместо неё) можно устроить пробный запуск приложения для ограниченной аудитории опытных пользователей и охотников за новинками. Обязательно скажите им, что цените их интерес, попросите фидбек и пообещайте принять во внимание конструктивную критику. Кстати, бета-тестирование также позволяет проверить, как ваше приложение работает с разными устройствами и операционными системами.
Перед тем, как представить своё мобильное приложение миру, позаботьтесь о двух вещах: надёжном API-сервере и соблюдении правил Google Play Store и Apple App Store.
Большинству мобильных приложений нужен backend-сервер, который обменивается данными с ними. Если сервер перегружен или не отвечает, приложение не будет работать. Хорошая новость: благодаря облачным технологиям конфигурацию сервера можно менять в зависимости от размера пользовательской базы.
Публикация приложения в Google Play Store и Apple App Store – трудоёмкий процесс. Вам придётся убедиться в том, что приложение отвечает требованиям магазина, заполнить несколько форм для каждого из них, подготовить скриншоты и маркетинговые материалы, составить текст описания… а Apple ещё и тщательно в течение нескольких дней будет проверять само приложение и даже может не только потребовать изменений, но и отказать в публикации из-за “бессмысленности” приложения. Нет, мы не исключаем вероятность того, что магазин примет ваше приложение без лишних вопросов, и через несколько дней оно будет доступно для скачивания. Просто предупреждаем о возможных трудностях, которые возникнут с вероятностью в 99%.
Разработка мобильного приложения не заканчивается с его публикацией в сторах. Даже за умеренно популярными приложениями стоит целая история обновлений. Исправленные ошибки, улучшение производительности, новые возможности – поводов масса. Выбрать нужный именно вам поможет мониторинг следующих аспектов.
Современные системы аналитики мобильных приложений собирают информацию об аудитории вашего приложения (распределение пользователей по полу, возрасту, местонахождению, языку и т.д.) и особенностях взаимодействия с ним (времени входа в приложение, времени, проведённом в приложении, количестве просмотренных экранов и пр.). Некоторые даже составляют тепловые карты, которые показывают, на какие кнопки пользователи нажимают чаще остальных. Используйте эти данные как ориентиры на будущее: вкладывайтесь в доработку тех областей, в которых концентрация действий аудитории наиболее высока.
Этот показатель нельзя измерить двумя предыдущими способами, но следить за ним необходимо. Как часто происходило то или иное действие и как долго оно длилось – вот вопросы, которые помогут оптимизировать работу приложения. Если простейшее действие занимает больше времени, чем ожидалось, это тревожный сигнал.
Оценки и отзывы в магазинах крайне важны, особенно для новых приложений. Всегда отвечайте комментаторам: благодарите за хорошие слова и постарайтесь помочь тем, кто столкнулся с трудностями при использовании вашего приложения. Комментаторы обычно не ожидают, что им ответят реальные разработчики. Чуть больше клиентоориентированности – и две звезды превращаются в пять, а ваша репутация взлетает до небес.
Цель мониторинга – понять, что делать дальше. Используйте статистику и отзывы, чтобы выявить слабые места, а потом возвращайтесь на n шагов назад и укрепляйте их. Повышайте конверсию пользователей в покупателей, расширяйте клиентскую базу, зарабатывайте, в конце концов. Ведь мобильная разработка – это очень динамичная среда, и, чтобы быть на плаву, надо постоянно работать над продуктом и над собой.
Процесс разработки мобильного приложения кажется сложным только на первый взгляд. Да, вам придётся принимать множество важных решений и постоянно возвращаться к предыдущим этапам. Не поддавайтесь соблазну пропустить один или несколько – в конце вас ждёт заслуженная награда в виде денег и благодарных пользователей. Говорим об этом как разработчики с почти 7-летним опытом :)
Статья-источник на странице блога компании BHW Group.
Мы тут собрали умную камеру для наблюдения за котиками. Хотите научим?Статья длинная, но оно того стоило
Спасибо! Изначально хотели разбить на две смысловые части, а именно: подготовка+дизайн и разработка+релиз. Но они оказались оказались весьма не пропорциональными по отношению друг к другу, поэтому решили не мелочится.
Спасибо!
Всегда было интересно посмотреть не весь процесс разработки приложения!
Спасибо за бесценную информацию! Планирую создать приложение в b2b2c секторе, маркетплейс в сфере услуг на региональном рынке с перспективой масштабирования. Не знаю пока где найти разработчиков, связываться с фрилансерами опасно, собирать свою команду в моем регионе проблематично, не знаю как быть. Средства на реализацию думаю привлечь от потенциальных партнёров, показав презентацию, но если они захотят протестить приложение как быть?
Здравствуйте! Считаю, что вам необходимо описать концепцию вашего сервиса. При создании концепции я бы рекомендовал вам уделить основную часть времени маркетингу (совместно с опытным маркетологом) будущего продукта и его монетизации. Прошу обратить вас внимание, что на самом деле затраты на маркетинг, примерно такие же, как и на разработку самого продукта. Далее, вы выбирайте студию разработки мобильных приложений.
На что стоит обратить внимание на этом этапе?
A. Специализация студии (работает ли она со стартап-проектами напрямую?).
B. Штат сотрудников inhouse.
C. Работает ли над MVP версией продукта напрямую?
Затем, собранные данные о стоимости разработки и маркетинговых мероприятиях, тезисно упаковать в некую презентацию, а лучше ещё создать кликабельный UX-прототип совместно с уже выбранной студией разработки (это будет намного дешевле нежеле делать полноценное приложение, даже MVP версию).
Готово, теперь вы можете продемонстрировать свою идею потенциальным партнёрам.
Читайте также: