Сорочинская ярмарка поделки
"Сорочинская ярмарка" - одно из бессмертных произведений Н. В. Гоголя, вошедших в цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Яркие иллюстрации, выполненные художницей в гротескном стиле, живо передают украинский национальный колорит.
Как Гоголь Сталинскую премию заработал
Вот снова подкралось лето со своей жарой и самое время вспомнить повесть Гоголя, в которой так смачно и красочно описаны прелести летнего зноя, томительность жарких часов и нега теплых воздушных объятий. Правда, дело там происходит не в Москве, где сейчас очень жарко и я пишу эти строки, а в Малороссии, если кому-то не понравится такое географическое определение, претензии не ко мне, а к Гоголю :) И все же, в Москве сейчас достаточно жарко, чтобы вспомнились поэтические описания знойной разморенности, рождающей сонную лень.
Эта повесть фасадная, она открывает первый сборник Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", то есть, с неё, как правило, начинается знакомство большинства читателей, предпочитающих системность, а не выборочность, с малороссийским циклом повестей нашего великого отечественного классика.
Повесть, как большинство произведений Гоголя, очень поэтичная и атмосферная, проникнутая мотивами местного фольклора. Все-таки автор писал о своих родных краях, о людях, знакомых ему с детства, о преданиях, также слышанных в детские еще годы. Но об этом более подробно и глубоко я напишу, если удосужусь сесть за рецензию на весь первый сборник Гоголя.
Сегодня же я хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что повесть Гоголя нашла свое отражение в классике соцреализма. Точнее, в киноклассике. Есть у нас такой известный фильм "Кубанские казаки". А при чем здесь Сорочинская ярмарка? - спросите вы. Отвечаю.
Был в те времена очень уважаемый и плодовитый драматург и сценарист Николай Погодин. До "Кубанских казаков" вершиной его творчества был сценарий "Человека с ружьем". И вот Пырьев просит его написать сценарий на тему счастливой колхозной жизни в СССР. Тема достойная, говорю без лукавства, Погодин, видимо, тоже так думал и скоро представил пред очи режиссера готовый продукт. И фильм получился, и песни особенно, чего стоят "Ой, цветет калина" или "Каким ты был, таким ты и остался".
Так при чем же здесь Гоголь, повторяю свой вопрос. Так дело в том, что именно "Сорочинская ярмарка" легла в основу сюжета нового фильма. Вспомните повесть, она начинается по дороге на ярмарку, фильм тоже начинается дорогой на ярмарку.
В повести на возу чернобровая дивчина Параска, в фильме в кузове грузовой машины несколько дивчин, но одна особенно чернобровая Даша. В обоих случаях происходит затор на мосту, и тут появляется он - в повести парубок Грицко, в фильме коневод Николай. И там, и там конфликт и перебранка, и там, и там, молодые люди приглянулись друг другу.
Потом идут приключения на ярмарке. Здесь опытному сценаристу пришлось отойти от прямого подражания классику, ну, не чертовщину же вставлять в фильм о советских колхозниках, поэтому вместо рассказа о красной свитке в фильме дается шикарный концерт колхозной самодеятельности.
От себя сценарист вставляет любовную линию председателей колхозов Галины Пересветовой и Гордея Ворона. Однако в последнем, в его поведении и некоторой туповатости угадываются черты Солопия Черевика, думаю, Погодин такой цели не ставил, но очарование Гоголя победило и заставило его выписать образ Ворона под стать Солопию.
Короче, вместо Полтавщины - Кубань, вместо чертовщины - советская колхозная действительность, но заканчивается в обоих случаях всё одинаково - свадьбой!
В принципе к Погодину по сценарию нет претензий, почему бы не воспользоваться классическим сюжетом, если оригинального придумать не удается. Вот другой вопрос мучает, ведь Николай Фёдорович за этот сценарий получил Сталинскую премию 2-й степени, так отдал он хоть часть её Музею Гоголя или решил, что это не обязательно?
Без чего невозможно представить произведения Гоголя – так это без налёта этнографической мистики и без яркого, колоритного языка, служащего прекрасным дополнением к общей атмосфере.
В этой повести Гоголь погружает читателя в бойкую и красочную атмосферу Сорочинской ярмарки. Визуальный ряд сразу же услужливо предлагает нам картинку жаркого, томного лета, где среди разноцветных шатров и повозок закрутилась вихрем сельская ярмарка. Яркая, пёстрая, наполненная шумом, бранью, смехом, мычанием, рёвом – это единый организм, движущийся в едином порыве. Коровы, лошади, возы, бублики, горшки, пряники, цыгане, ленты, галушки, вареники – всё перемешано, как в безумном калейдоскопе, и в то же время становится единым в своей разрозненности.
Богатый селянин Солопий Черевик едет на знаменитую Сорочинскую ярмарку продавать пшеницу. Вместе с ним отправилась и вся его семья: сварливая жена Хывря и три дочки Параська, Горпына и Мотря. Молодой парубок Грыцько, встретив на ярмарке Параську, влюбляется в нее. Но мачеха Хывря против их свадьбы. Грыцько знакомится на ярмарке с цыганкой — ворожкой, которая помогает ему уговорить родителей Параськи выдать за него дочь.
Поклонники хендмэйда тоже нашли, на что посмотреть. Послушав песни, горожане шли гулять по самой ярмарке, где было немало интересного. На нижней выставочной площадке у главного городского фонтана продавались сувениры. Например, Оксана шьёт игрушки. На ярмарку она привезла кукол-домовых, которые, как она считает, должны быть в каждом доме. Домашних духов она изготавливает уже восемь лет и уверена, что залог успеха – в любви к своему делу.
Рядом можно было найти украшения из биcера, кольца, ожерелья, чётки, горшки для цветов, в том числе в виде человеческих черепов и персонажей комиксов вселенной Marvel.
Богдан с детства увлекается резьбой по дереву, чеканкой и макраме. Но во Владивосток приехал с гипсовыми изделиями. Их он профессионально изготавливает на протяжении четырёх лет. На показ выставил скульптуры животных, копилки для детей, копии человеческих черепов и орла в натуральном размере.
Развлекают горожан на площадке для игр с собаками. Хозяевам и их питомцам предлагают поучаствовать в конкурсах. Мамы с детьми могут сложить из бумаги прыгающую лягушку, а взрослые – собрать фрагмент кольчуги из колец.
Кроме того, на ярмарке представили выставку предметов быта украинских переселенцев. Здесь можно увидеть маслобойки из бересты, самовары, декоративные панно, вышивку и прочие предметы домашнего обихода. Гости могли сфотографироваться в модели украинского хуторка.
Читайте также: