Роль оригами в развитии творческого воображения
Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика
Содержание
1. ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ 9
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Выдержка из текста
Актуальность темы работы обусловлена важностью развития творческого воображения у дошкольников. В настоящее время в связи изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать с дошкольного возраста творческие способности, творческое мышление, творческое воображение.
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Дошкольное детство — это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество, это период первоначального раскрытия творческих сил ребёнка и становления индивидуальности. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможность наверстать упущенное.
В настоящее время, к сожалению, становится очевидным, что развитие творческого воображение детей-дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Поэтому нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля воображения дошкольников, учитывая возрастные особенности психологического развития детей.
В то же время, сегодня в процессе развития творческого воображения детей-дошкольников налицо противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого воображения ребенка и результатами этого развития, наблюдаемыми в практике ДОУ. На практике воспитатели часто не знают, как развить творческое воображение детей, опираются в основном на интуицию.
Эти противоречия обусловили проблему исследования: каковы возможности развития творческого воображения у дошкольников средствами техники оригами.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у дошкольников средствами техники оригами.
Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у дошкольников средствами техники оригами.
1. Рассмотреть понятие воображения и особенности творческого воображения.
2. Проанализировать возможности развития творческого воображения у дошкольников средствами конструирования из бумаги в технике оригами.
3. Рассмотреть методику обучения дошкольников конструированию из бумаги в технике оригами.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
3. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогич. гос.изд-во, 2003. – 188 с.
4. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, доп. – М.: Ин-т практич. психологии, 1996. – С.21-25.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.
9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006. — 255с.
10. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 — № 2, с.6-10.
11. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. — М.: Аркти, 2008. – 74 с.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М. Мозаика — Синтез, 2005. – 120 с.
13. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65— 67.
15. Лиштван З.В. Конструирование /Под ред. Л.А.Парамоновой. Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981.
16. Немов Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999 – кн.1. Общие основы психологии. – 688 с.
19. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006. — С. 80-82.
20. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т.Кудрявцева и Н.А.Смирновой. Дубна, 1995.
21. Речинская Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников – М.: Владос, 1999.
22. Романенко Ю.М. Онтологический подход к воображению, или воображаемый подход к онтологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2003, вып. 4 (№ 30).
23. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1979.
25. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — 2-е изд. — М.: Просвещение; Владос, 1994.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. — М.: Академия, 1996. – 235 с.
27. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
Автор: Миненко Надежда Сергеевна
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Автор: Табатчикова Татьяна Анатольевна
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Пояснительная записка.
Мы считаем, в настоящее время занятия художественной деятельностью, в том числе и оригами, являются актуальными для современного ДОУ, т. к. создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать занятия по оригами в педагогический процесс.
Цель: рассмотреть специфические особенности влияния оригами на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
- изучение проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выявление влияния оригами на развитие творческих способностей детей;
- разработать систему занятий по оригами, способствующих развитию творческих способностей детей.
1. Теоретические основы формирования детского творчества.
Сегодня огромное значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.
С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В.Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и оригами.
Детское конструирование, в том числе и оригами, из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может носить подлинно творческий характер.
Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек: он становится творческой личностью. А формирование творческой личности - одна из важнейших задач, педагогической теории и практики на современном этапе.
На сегодняшний день творчество перестаёт быть неким таинством, в которое, по мнению ряда учёных (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.)
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем является новизна результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, т. к. в нём проявляется индивидуальность творца.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это- вторая особенность детского творчества.
Данные особенности демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. И учёт этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
В процессе аппликации, лепки и оригами ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов.
Как же определяют детское творчество известные отечественные учёные?
Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А. Флёрина оценивает его как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом.
А.А.Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. В творческой деятельности взрослых принимает участие ум, характер, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество.
И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребёнка:
* самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
* видение новой функции предмета (объекта);
* видение проблемы в стандартной ситуации;
* видение структуры объекта;
* способность к альтернативным решениям;
* комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Выделенные выше художественно – творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действия.
Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчётливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно – творческому выражению (художественно – творческие способности).
2. Проблемы детского изобразительного творчества.
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла.
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), её целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приёмов решения, когда старых уже недостаточно.
Этот показатель – своего рода следствие проявления двух первых.
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов), гибкость (вариативность способов).
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской деятельности:
1. Нахождение адекватных (соответствующих) средств для воплощения образа. Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной творческой задаче.
3. Соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детской поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учётом специфики взаимодействия этих качеств.
Условия развития творчества:
1. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного нравственного творчества.
2. Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
3. Единая позиция педагогов и взаимодействие между ними. Чем больше педагогов работает с детьми, тем больше взаимодействие должно быть между ними.
4. Учёт индивидуальных способностей. Важно учесть и характер, и темперамент, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребёнка в день, когда предстоит творческая работа.
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б. М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.
Читайте также: