Поделка золотой человек
Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.
С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.
Народные промыслы и ремесла
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.
Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом "гардероба" каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!
Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Куклы-обереги
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:
- "На счастье", - это женский талисман
- "Семья", - помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
- "Крупеничка", - символ достатка
- "Желанница", - помощница в осуществлении задуманного
- "Травница", - защищает дом и создает уют.
Известны еще названия куколок "Веснянка", "Утешница", "Пеленашка" и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.
Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.
Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.
Глиняные поделки
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.
Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 - 700 градусов.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, - краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Соломенные шедевры
Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.
Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.
Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.
Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.
Игрушки из дерева
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.
Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.
Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.
Фото подборка необычных русских народных поделок
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Любо-дорого посмотреть: примеры работ от людей, у которых с идеей, желанием и терпением все в порядке
Смотреть на красивые вещи всегда приятно. А когда они сделаны не бездушным автоматом, штампующим пачки одинаковых вещей, а своими руками – то вдвойне. Потому что в них чувствуется душа того, кто их создал. Плюс это то, что называется эксклюзив – у каждого второго такое точно не увидишь.
Между тем людьми с золотыми руками не рождаются. Ими становятся в результате усердия и кропотливого труда. А если у человека при этом есть еще и творческая жилка, то вообще получается шедевр. И не важно, что это – картина, поделка из дерева, кулинарное блюдо, ювелирное украшение… главное – что человек занят любимым делом, которое приносит удовольствие не только ему, но и окружающим. Потому что не надо быть специалистом, чтобы отличить красивое от некрасивого, аккуратную работу – от сделанной тяп-ляп.
7. Петушок из ниток. Ларионова Ирина Владимировна.
10. Снеговичок-лесовичок. Колмогорова Наталья Ивановна.
19. «Рождественский натюрморт«. Автор: Ильина Елена Сергеевна.
21. Рождественский венок. Ильина Елена Сергеевна.
23. «Сказочный ангелочек«. Жукова Татьяна Николаевна.
25. Снеговик Олаф. Киселева Любовь Алексеевна.
27. Шары из мишуры. Киселева Любовь Алексеевна.
32. «Сладкая елочка«. Ястребцева Ольга Владимировна.
36. Петушок из шпагата. Трушина Лидия Сергеевна
42. Петушок из капрона. Парыгин Александр Александрович.
Внимание! Срочные вопросы лучше писать в комментариях на сайте (форма внизу страницы) или лучше сразу на почту. Уведомлений о комментариях из формы "Вконтакте" нет! Эта форма скорее для отзывов :)
И правда золотые руки. Все поделки очень оригинальные
Ваш комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK
"Золотой человек" (каз. Алтын Aдам) - условное название археологической находки, сделанной в 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык.
"Золотой человек" на крылатом барсе - национальный символ Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
17-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на хорошо подложенных досках, на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65-70 см.) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями. В последнее время, в связи с находками в древних погребениях на Алтае, предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины.
У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски. Среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Находка датируется V-VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.
Среди золотых изделий есть фигуры кошачьих хищников, литые обоймы с наконечником поясного ремня, ворворки (подвески) с изображением хищника, обоймы от портупейных ремней, серьга. Найдены также 14 бронзовых наконечников стрел, каменные бусы.
Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия
Сакский Золотой человек - легендарная амазонка?
Женщин массагетов (которых древние греки также причисляли к таинственным амазонкам) (в состав массагетов входили и сакские племена) были обучены военному делу и верховой езде. Согласно древнегреческим легендам, они даже удаляли одну грудь, чтобы она не мешала целиться из лука.
В романе "Таис Афинская" говорится об амазонках и скифских женщинах, которых древние авторы принимали за один народ: "Прежде всего – соответствие легендам. Истинные амазонки, посвященные Артемис девушки Термодонта, жившие за тысячу лет до нас, всегда сражались нагими и ездили на лошадях без потников. То, что будто бы они выжигали себе одну грудь для стрельбы из лука – нелепая выдумка, хотя бы потому, что нет ни одного древнего изображения безгрудой амазонки. Стиганоры стреляли или прямо перед собой над ушами лошади, или, когда проскакивали мимо врага, поворачивались и били с крупа коня. Настоящих амазонок вы можете видеть на старых клазоменских вазах и кратерах. Это крепкие, даже очень плотные нагие девушки, верхом на сильных лошадях, в сопровождении бородатых конюхов и собак. Ионийские и карийские женщины , привыкшие к свободе, не могли смириться с грубыми дорийскими завоевателями. Самые смелые, сильные, юные уходили на север, к Эвксинскому Понту, где образовали полис Темискиры. Это не народность, а священные девы Артемис, потом Гекаты. Невежественные историки и художники спутали их со скифскими женщинами, которые также прекрасные воительницы и наездницы. Поэтому очень часто амазонок изображают одетыми с ног до головы, в скифской одежде или каппадокийками с их короткими эксомидами."
Сакский вождь был похоронен в женской половине могилы. Кто он? Женщина? Возможно. Но нельзя сбрасывать со счетов и старую версию о том, что это связано с погребальной магией, для которой характерны действия, противоположные обычным. Например, кинжал обнаружен слева, хотя его носили справа; меч найден справа, а крепили мечи слева.
И в древней казахской легенде о Золотом человеке говорится именно о юноше-герое, и ему было 18 лет.
Античные историки разделяли саков (скифов) на несколько групп: хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см.
На голове золотого человека была высокая богато украшенная стреловидная шапка с низом в виде треуха, застёгнутая под подбородком. В мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы. На шее золотая кольчатая гривна. Одежда была сплошь обшита золотыми бляшками, выполненными в зооморфном стиле. Штаны и обувь так же были украшены золотыми бляшками. На пальцах рук было два массивных золотых перстня. На полу погребения стояли сосуды из глины, дерева, серебра и бронзы. Итого было обнаружено более 4000 золотых украшений.
Памятник юному вождю саков на главной площади Алма-Аты
Читайте также: