Поделка горящий куст моисея
Народ Израиля взывал к Богу, чтобы он спас их от страданий как рабов в Египте, и Бог услышал их. Он был готов освободить их. Но сначала Бог должен был открыть себя Моисею убедительным образом, чтобы доказать его силу и его цели. Бог должен был привлечь все внимание Моисея. Он сделал это, явившись Моисею в горящем кусте, но кусте, который не был уничтожен. В этом ошеломляющем облике Господь отличился как Бог Израиля, который знал о страданиях своего народа и собирался избавить их.
Ссылка на Писание
История Моисея и горящего куста появляется в книге Исход 3 и 4.
Краткое изложение истории
Находясь на пастбище овец своего свекра Джетро на земле Мадиамской, Моисей увидел удивительное зрелище на горе Хорив. Куст был в огне, но он не сгорел. Моисей подошел к горящему кусту, чтобы заняться расследованиями, и к нему призвал голос Божий.
Бог объяснил, что он видел, как несчастные его избранные люди, евреи, были в Египте, где их держали в качестве рабов. Бог сошел с небес, чтобы спасти их. Он выбрал Моисея для выполнения этой задачи.
Моисей был в ужасе. Он сказал Богу, что не способен на такое огромное начинание. Бог заверил Моисея, что он будет с ним. В этот момент Моисей спросил Бога, как его зовут, чтобы он мог сказать израильтянам, которые послали его. Бог ответил:
Все еще боясь, Моисей жаловался, что он не мог говорить хорошо
Бог был зол на неверие Моисея, но пообещал Моисею, что его брат Аарон присоединится к нему и будет говорить за него. Моисей сказал бы Аарону, что сказать.
Попрощавшись со своим тестем, Моисей встретил Аарона в пустыне. Вместе они вернулись в Гошен, в Египет, где евреи были рабами. Аарон объяснил старшим, как Бог собирается освободить людей, и Моисей показал им знамения. Превозмогнув, что Господь услышал их молитвы и увидел их горе, старейшины поклонились Богу и поклонились ему.
Точки интереса
Вопрос к размышлению
Жизнь Моисея резко изменилась. Первые сорок лет своей жизни он провел в Египте, воспитываемый как сын дочери фараона. После этого, следующие сорок лет, Моисей был пастухом у Иофора, своего тестя. Спустя долгое время умер царь египетский (т. е. фараон). И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли к… Богу. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста, и увидел он, что терновый куст горит огнем, во куст не сгорает. Моисей сказал: "Пойду и посмотрю на сие великое явление отчего куст не сгорает". Господь увидел‚ что Моисей идет посмотреть и воззвал к нему из горящего куста: "Моисей! Моисей!… Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога. Господь сказал ему из куста: "Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его. Я знаю скорби его; и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне. Итак, пойди: Я посылаю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых". Но Моисей сомневался. Он считал себя недостойным такой великой задачи. Он сказал Богу: "Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?" На что Бог ответил ему: "Я буду с тобою".
Ветхий Завет
Новый Завет
Фильмы для детей
Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.
Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.
Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.
Моисей видит Неопалимую Купину. Фрагмент мозаики. VI в. Базилика Сан-Витале, Равенна
То, что можно назвать духовным приготовлением Моисея, описывается и во 2-й, и в 3-й главе Книги Исход. В этих главах рассказывается, как Господь формировал характер Моисея, развивая и раскрывая в нем именно чувство обостренного стремления к справедливости: сначала Моисей пытается защитить собрата-еврея и убивает угнетателя-египтянина (ср.: Исх. 2: 11–12), потом Моисей разнимает уже своих собратьев (ср.: Исх. 2: 13–14), а после Моисей вступается за дочерей Мадиамского жреца, которых отгоняли от колодца (ср.: Исх. 2: 16–17).
Пастырь
Но, с точки зрения истолкования святых отцов, главные качества, необходимые для духовного лидера, Моисей приобрел тогда, когда в течение десятилетий пас овец у своего тестя, священника Мадиамского.
Было бы более точно перевести, что Моисей пасет овец тестя своего, уводя их далеко за пустыню. И действительно, как можно пасти овец в пустыне? Тому может быть две причины.
Первая причина может заключаться в том, что Моисей щепетильно относится к чужой собственности и не хочет наносить любого ущерба чужим владениям, чужим лугам и наделам земли под выпас овец. Осторожный в мелочах, он реально мог быть возвеличен Богом за строгое стремление исполнить все тонкости Божиего Закона.
Моисей пасет стада Иофора и Неопалимая Купина. Мозаика. VI в. Базилика Сан-Витале, Равенна
И далее мы читаем:
Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния:
Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества
Преподобный Иоанн Дамаскин именно так истолковал данный образ:
В любом пророческом явлении и само слово Божие, и те образы, которыми оно сопровождается, равноценны. Причем иногда слово Бога есть раскрытие видения, а иногда наоборот: пророческие видения наяву более явственны, ярки и лучше запоминаются, нежели видения сонные или пророческие видения в состоянии обморока (ср.: Чис. 24: 4). Иногда же чудесное (необычное) явление может приуготовлять человека к самому пророческому диалогу, как бы постепенно приучая, вводя человека в него.
Именно так и понимает их святитель Григорий Великий, папа Римский, он пишет:
Неопалимая купина в монастыре св. Екатерины
В православной традиции мистическое богословие раскрывается для людей созерцательного типа, менее, может быть, деятельных, но более созерцательных 6 .
Сними обувь – символ мертвости
И далее мы читаем:
Конечно, Моисей мог бы и не послушаться Божественного призыва, он мог остаться счастливым пастухом большого стада и счастливым отцом своего семейства. Но подлинное счастье человеческой жизни – это распознать Божие повеление относительно самого себя и жить в соответствии с этим замыслом Творца.
Несчастье многих людей как раз и заключается в том, что они, не распознав Божиего повеления относительно самих себя, занимаются не своим делом.
И далее мы читаем:
Моисей у Неопалимой Купины. XII в., Египет, монастырь св. Екатерины на Синае
Любая материя, чрез которую Господь проявляет Свое присутствие, освящается и воспринимается как святое, как святыня и посвященное. Святыми и, следовательно, освященными могут считаться и земля, как мы прочитали, и целый народ (ср.: Дан. 7: 27), и гора (ср.: Дан. 9: 16), и город (ср.: Дан. 9: 24), и одежда святого (ср.: Деян. 19: 11–12), и его мощи (ср.: 4 Цар. 13: 21) и т.д.
В призыве снять обувь с ног своих преподобный Ефрем Сирин видит и призыв к мщению:
Всем известен смысл этого пророческого сна по отношению к виночерпию (ср.: Быт. 40: 12–13), но есть у него и скрытый смысл по отношению ко всему Египту, этой империи зла. Три ветви-грозди – это три Божиих пророка, которые должны будут опрокинуть весь Египет в точило Божиего гнева. Это пророки Моисей и Аарон и пророчица Мириам. Все они выполнили свою миссию в деле великого сокрушения оккультной цивилизации Египта.
В том, что чашу подают в руку фараона, содержится пророчество, что и сам правитель Египта пострадает от чаши гнева Бога. Преподобный Ефрем Сирин и в этом видит миссию Моисея.
О мертвости обычных сандалий блаженный Августин писал:
Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Христа ко всякому греху
28 октября 2016 г.
2 См.: Климент Александрийский. Педагог.
3 См.: Иоанн Дамаскин. Три слова об иконах.
5 Григорий Великий, святитель. Нравственные поучения на Книгу Иова. 15. 57.
6 В пророке Моисее неожиданно гармонично сочетался и созерцательный, и деятельный тип верующего человека.
8 Амвросий Медиоланский, святитель. Об Исааке, или О душе. 4. 16.
В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они стали опасаться умножения еврейского народа, они боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.
В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея.
Моисей
Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.
Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды.
Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.
Неопалимая купина
Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.
Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: «Неопалимая Купина«. Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.
Жизнь Моисея
Жизнь Моисея состоит из трех периодов, по сорок лет каждый.
Первые сорок лет он провел в Египте. Он был усыновлен дочерью фараона в трехмесячном возрасте. Когда ему пришлось бежать из Египта ради спасения жизни, он отправился в землю Мадиамскую. Бог явился Моисею в виде горящего куста и повелел ему вернуться в Египет и вывести Израиль из рабства.
Последние сорок лет своей жизни он провел, водя сынов Израилевых по пустыне.
Фактически, в Библии не сказано, что горящий куст (или, так называемая неопалимая купина), был прообразом церкви. Однако, рассматривая горящий куст и церковь, можно отметить достаточно соответствий между ними, достойных нашего внимания.
Святое место
Когда Бог явился Моисею в виде горящего куста, Бог повелел ему снять обувь, ибо место, на котором Моисей стоял, была святая земля.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.(Исх.3:2-5)
Именно из того куста Бог объявил Моисею Свою волю — вывести Израиль из египетского рабства (Ис. главы 3 и 4).
Церковь — это святое место!
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,(Евр.10:19,20)
17 Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.(1Кор.11:17-34)
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.(Матф.26:26-29)
Священна именно церковь, а не здание.
Церковь должна провозглашать слово Божие, чтобы освободить грешников от рабства греха.
Из тех же отрывков мы узнаем, что церковь должна наставлять святых. Церковь должна помогать нуждающимся.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
(Гал.6:10)
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,(2Кор.9:12,13)
Церковь также должна осуществлять поклонение (Иоан. 4:24; Евр. 10:25).
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:24)
Работа церкви может быть также извращена, как церковь в Коринфе извратила сущность Вечери Господней, превратив ее лишь в пиршество любви (благотворительные обеды) (1 Кор. 11:17-34).
Не было ничего плохого в благотворительных пиршествах, которые устраивали богатые члены общины, пока они не привели к извращению богослужения.
1 Кор. 11:17-34 — отрывок читать выше
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
(Иуд.1:12)
Находился в пустыне
Горящий куст находился в пустыне и был он, как казалось, ничего уже не стоящим и почти погибшим. Тем не менее, именно из этого куста Бог говорил с Моисеем.
Церковь находится в окружающем ее мире, пустыне греха.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
(1Иоан.5:9)
Многим церковь кажется бесполезной и незначительной. Но Иисус не отдал бы Свою жизнь и не приобрел бы церковь Своей кровью, если бы она была ничего не стоящей.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян.20:28)
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)
Церковь состоит из спасенных, потому что Сам Господь прибавляет спасаемых к церкви.
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)
Пламя не могло поглотить куст.
Это побудило Моисея повернуться и рассмотреть его (Исх. 3:2,3).
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.(Исх.3:2,3)
Церковь подвергается жгучим гонениям, даже и в наши дни, но церковь не подвержена и не будет подвержена истреблению.
44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
(Дан.2:44)
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.(Деян.14:21,22)
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
(1Пет.1:7)
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
(1Пет.4:12)
Бог прибывает
Бог был среди горящего куста.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
(Исх.3:4)
Бог пребывает сегодня в церкви.
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.(Еф.2:20-22)
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
(Кол.1:27)
Церковь — храм Божий.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.(1Кор.3:16,17)
Нам следует осознавать, что Бог обитает в Его святом храме.
4 Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.
(Пс.10:4)
20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!
(Авв.2:20)
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.(Евр.12:22-24)
Собрания церкви, таким образом, должны проходить в атмосфере благоговения.
Читайте также: