Кукла в белгородском народном костюме своими руками
Оценить 987 0
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству
для дошкольников (подготовительная группа)
Вид художественной деятельности: коллективная работа.
Тип учебного занятия: вариация.
Педагог дополнительного образования
Лубенская Наталья Владимировна
г. Белгород-2014 г.
Цели:
раскрыть возможность личности в познании новых способов эстетической художественной деятельности на материале народного костюма России с учетом регионального компонента;
развитие у обучающихся творческого воображения и художественного мышления;
формировать у обучающихся умения и навыки при составлении орнаментальных композиций на основе повтора и вариаций с учетом народных традиций;
использование изобразительных средств выразительности на примере работы в технике акварель (составление декоративных композиций элементов народного костюма);
включение приемов и методов коллективной формы деятельности.
Задачи:
для педагога: показать (продемонстрировать) обучающимся примеры составления орнаментальных композиций по мотивам традиционной русской народной вышивки на основе южно-русского региона с учетом импровизации;
для обучающихся: создать импровизированную орнаментальную композицию костюма Белгородского региона.
Оборудование:
для педагога: основа для панно (коллективная работа), конверты с силуэтами народного костюма; наряд – народный костюм Белгородской области.
для обучающихся: акварельные краски, кисть, палитра, баночка с водой, тряпочка, силуэты женского народного костюма.
Материалы к занятию:
наглядность: зрительный ряд методических таблиц, фотоматериалы;
План занятия
Самостоятельная работа обучающихся.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено женскому образу и народному костюму.
Беседа по теме.
Итак, хочу поведать вам
Я о костюме южно-русском,
- Ребята, а что вы можете сказать о назначении одежды для человека? (Ответы детей).
- Издавна одежда не только скрывала наготу, согревала тело, но и подчеркивала достаток человека, его положение в обществе. В самой композиции одежды и орнаментах отложилось родство человека с природой, с землей и небом. Костюм, устремляясь вверх, словно прорастает из земли. С давних времен женщина сравнивалась с землей, дающей урожай. И называли ее ласково.
- Ребята, а кто из вас знает как на Руси называли женщину? С кем ее сравнивали? (С птицей).
- А как вы думаете, почему так называли женщину? (Потому что похожа в одежде на птицу). Когда девушка шла, то создавалось впечатление, что она плывет, как лебедь по воде.
- Ребята, давайте назовем из каких частей состоит женский костюм? (Сарафан, кофта, юбка, лапти, платок, кушак (пояс).
- Хотя одежда для жителей каждой местности Руси отличалась, но все же общие элементы были. Вообще женский костюм делится на северный и южный. К южному костюму относятся Воронежская, Курская, Белгородская области.
- В южно-русском костюме выделяют 2 типа: поневный костюм и сарафанный. Поневный костюм носили женщины, а сарафанный – девочки и девушки до того, как выйти замуж. Чес же они отличаются? Главной частью поневного костюма была понева, то есть юбка, а сарафанного – сарафан.
- Поневный костюм, кроме поневы, включает рубаху, пояс или кушак, сороку-головной убор, украшения, обувь, фартук.
- Сарафанный костюм, кроме сарафана, имеет также рубаху, фартук, платок, ленту, обувь.
- Да, невозможно представить костюм без рубахи. Шилась она из белого домотканого полотна. Посмотрите на таблицы, скажите какие части рубахи наиболее украшены вышивкой? Как вы думаете? Почему?
- Да вы правы, вышивка наносилась лишь на определенные места – плечи, шею, грудь, запястья. Для крестьянина главным в работе были руки – потому вышивка наносилась на рукавах. Она как бы оберегала руки от плохого. А также большое значение придавалось сердцу, душе – потому богатая вышивка на груди. И здесь она была оберегом (от слова оберегать), так как в ней особыми знаками был изображен реальный мир. Каждый знак на вышивке: крестик, линии, прямую или волнистую, можно прочитать. Каждый знак что-то обозначал.
- Среди особо почитаемых предметов на Руси был пояс. Опоясаться, значит замкнуть себя в круг, то есть оградить себя от напастей. Круг – оберег.
- Поверх рубахи и поневы замужняя женщина и девушка одевали фартук, или как его называли передник. Внизу он тоже был украшен вышивкой.
- Девичий сарафан был черного цвета. Низ украшен цветными полосками красного, зеленого, оранжевого, желтого цвета, а также золотыми лентами. Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным кушаком, более старшие девицы – кушаками красного, малинового, зеленого, реже синего цвета.
- Одним из главных и красивейших элементов был головной убор. По головному убору можно было узнать замужняя женщина или нет. Незамужние носили ленты на голове, украшенные вышивкой, жемчугом.
- Платок – тоже головной убор. Он во все времена был самым желанным подарком. Платок предназначен для каждого случая жизни: свадьбы, поминок, для сенокоса, посиделок и т.д.
- В повседневной жизни на юге носили туфли из кожи богатые люди, кто победнее – лапти. На праздник женщина обувала черевички из кожи, украшенные вышивкой, бисером, медной подковкой на каблучке.
- Вот видите, сколько информации можно узнать о народном костюме.
- А вот значение знаков, вводимых в вышивку (педагог показывает на таблицу):
◊ ромб с точкой внутри - зерна, брошенные в землю;
волнистая линия - вода;
елочка - дерево жизни.
В нашей местности был только геометрический орнамент и делалась вышивка в основном черным цветом.
- В целом народный костюм можно рассматривать как модель вселенной, поскольку головной убор в себе содержал идею неба – небесные светила, птицу.
Объяснение задания.
- А теперь мы с вами попробуем полученные сведения о костюме воплотить в практическую коллективную работу.
- Сейчас мы попробуем создать сюжетную композицию по мотивам народного костюма. Каждый из вас получил силуэтное изображение женского костюма: сарафанный или поневный стиль. В соответствии с видом костюма необходимо украсить силуэт. Посмотрите, вот такой поневный наряд я увидела в этом силуэте, а вот такой сарафанный – в этом.
- Каждый из вас должен придумать свою композицию, используя знаки-символы: солнце, воду, землю и другие. Украшаем головной убор (платок или сороку), рубаху вышивкой (шею, грудь, плечо, запястья), юбку, разбитую на квадраты, или сарафан внизу полосками. Работа цветом ведется сверху вниз.
- После того, как вы выполните задание, мы с вами будем создавать коллективную композицию, то есть украшенные вами силуэты мы наклеим на панно в соответствии с его формой и предметным изображением окружающей среды.
Самостоятельная работа обучающихся.
Дети раскрашивают силуэты, подходят к панно и при консультации педагога наклеивают.
В проекте представлен материал для ознакомления дошкольников с традициями родного края, а в частности с одеждой которую носили предки. Проект индивидуальный - рассказ ребенка о своих исследованиях и наблюдениях. Проект будет интересен воспитателям при ознакомлении дошкольников с краеведением.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_kostyum.docx | 872.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта: Вызывать интерес к русской истории, традициям и культуре.
Воспитывать бережное отношение к культурным традициям и истории родного края. Знакомя с традициями Белгородчины способствовать формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре.
Вид проекта: культурологический, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации проекта : 14 декабря – 25 декабря 2015г.
- Пуль Матвей
- Воспитатели
- Родители Матвея.
Что мы знаем о себе, о своей истории, о своей малой родине? Довольно немного. Какие они, наши корни? Какими были наши предки? Как они жили? Что носили?
Я родился и живу на Белгородчине, и мне стало интересно каковы особенности народного костюма моего края.
Я в беседе с ребятами из детского сада узнал, что они не знают, что носили наши предки, как украшали свою одежду и хотели бы узнать. Я тогда решил все узнать об этом вопросе и им рассказать.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы как совместная партнерская деятельность воспитателя, ребенка и родителей.
Защита проекта ребенка перед детьми.
Составление паспорта проекта.
Подбор презентации для просмотра.
Подбор иллюстраций с изображением народного традиционного костюма города Белгорода.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Пополнение патриотического уголка дидактическими пособиями.
2 этап: Этап проектирования:
Чтение литературы по данной тематике
Изучение материала по интернету
Рассмотрение иллюстраций с изображением народного традиционного костюма города Белгорода.
Просмотр презентаций и видео роликов.
Рисование народного традиционного костюма города Белгорода.
Рассказ воспитанника группы о традиционном костюме Белгородчины.
3 этап: Заключительный этап:
Презентация проекта перед детьми
Выставка работ по рисованию народного традиционного костюма города Белгорода.
Народный костюм Белгородчины.
И сегодня сохранились виды костюма, которые может носить только член определенной группы (военные, милиция, летчики).
Русский народный костюм вырабатывался постепенно. Красота формы русского костюма – это красота покоя, а не движения. Костюм создавался для человека – сочетал в себе и красоту, и пользу. Сегодня я познакомлю вас с русским народным костюмом Белгородской области. Народные костюмы мы видели в музее, на телеэкране во время выступления артистов, но практически не задумывались, почему он именно такой? Сегодня мы прикоснёмся к истории создания русского народного костюма.
На территории Белгородчины бытовали все основные комплекты русской одежды: с поневой, с сарафаном, с домотканой юбкой, с юбкой городского покроя.
Русский народный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющий свою историю создания.
Слайд 2 (На экране проецируется фото Белгородского народного костюма)
Народная одежда Белгородской области собрала в себе все виды русского народного костюма; впитала в себя общерусские, южнорусские и украинские черты, которые прослеживаются в деталях, вышивках и украшениях, т.к. Белгородская область образовалась в результате слияния юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области.
Слайд 3 (На экране проецируется фотографии народных рубах, преобладающих на территории Белгородской области)
Народный костюм Белгородской области состоит из рубахи.
Рубаха – основа народного костюма, самая древняя и необходимая его часть, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Ее носили мужчины, женщины, дети.
С рубахой связывали множество обрядов и поверий. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь. Самая распространенная на Белгородчине, была рубаха с прямыми прямоугольными плечевыми вставками – поликами. Она состояла из двух частей: верхняя (стан) шилась из тонкого полотна, нижняя (подстава) изготавливалась из более грубого холста, которая пришивалась и отпарывалась по мере необходимости. Славянские рубахи не имели отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым, посередине груди, но бывали и косой, справа или слева. Затягивали ворот на пуговицу (бронзовая, медная, костяная и деревянная). Отсюда и название – косой ворот, косоворотка.
Слайд 4 (На экране проецируется фотографии орнамента, преобладающих на территории Белгородской области)
Рубаха носилась на выпуск с поясом.
Слайд 5 (На экране проецируется фотографии поясов, преобладающих на территории Белгородской области)
Пояс наши предки называли еще кушак, женщины подпоясывали им понёвы и сарафаны, мужчины - рубахи. Длина пояса — около трех метров. Почти на всей территории Белгородчины (кроме Приосколья) бытовал пояс фабричного производства, который украшали вышивкой, кружевом, лентами, блестками, бахромой, парчой, бисером. Пояс также имел магическое значение. Он сопровождал человека от рождения до самой смерти, считался сильным оберегом.
В нашем крае преобладали юбки одного покроя: их шили и 4-7 вертикальных полотнищ, сшитых друг с другом. По характеру ткани выделяются два вида юбок:
- из домотканой шерсти (волосени, реже сукна);
- из домотканого холста.
По окраске выделяются три разноцветности:
- полосатые;
- однотонные;
- клетчатые.
Слайд 9 (На экране проецируется фотографии понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Передник – был неотъемлемой принадлежностью женского костюма, его надевали поверх рубахи с поневой, сарафаном, юбкой. По покрою выделяют два типа передников:
- короткий, повязываемый на талии,
- высокий, укрепляемый на плечах.
Постепенно фартук становится только рабочей одеждой. В качестве праздничной одежды – только у женщин старшего поколения.
В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Завязывали его под подбородком, охватывая подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке.
Сорока – головной убор замужних женщин, состоит из многих частей, главные – кичка и сорока с подзатыльником. Кичка – твердая основа, надеваемая на голову. Сорока – мягкий чехол, покрывающий основу и дополняемый множеством деталей.
Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок. Обувь шили также из кожи (башмаки, черевики), но их носили только богатые люди. Грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками, были практически одинаковыми – открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге.
Сапоги считались признаком достатка, и если таковые в семье имелись, то обувались в основном по праздникам.
Обувь, как и головные уборы, в области называлась разнообразно: бахилы, чоботы, онучи, лапти.
Бахилы – черные вязаные туфли на кожаной подошве, их носили пожилые женщины.
Чоботы – мужская и женская обувь в виде глубоких башмаков. В прошлом веке так стали называть сапоги. (У слова сапог есть родство со словом труба). Обувь с голенищами в виде трубы – сапог.
Онучи – прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. На ноге закреплялись веревками.
Лапти носили в центрально-черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право.
Крестьянская одежда широко представлена в музейных коллекциях Белгородчины, куда я попросил маму меня сводить на экскурсию. В музеях мне очень понравилось, я с интересом слушал экскурсоводов и узнал много нового об истории своей малой Родины.
Вместе с папой я выучил много пословиц об одежде людей:
- По одёжке встречают, по уму провожают.
- Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
- Без порток, а в шляпе.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Достались от жилетки рукава.
- Одежда лучше новая, а друг — старый.
- С миру по нитке - голому рубаха.
Бабушка мне рассказала загадки про элементы народного костюма:
- У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе (рубашка)
— Маленька, пузатенька, в загородке сидит (пуговица)
— Сплетен липовый куст: днем полон, а ночью пуст (лапти)
— Два поросенка, четыре хвостика (лапти)
— Голова есть – мозгу нет, спина есть – костей нет (башмак)
— От поясницы до ног 70 дорог (понева)
— Днем как обруч, ночью как уж. Кто отгадает – будет мне муж (пояс)
Вот такое маленькое путешествие я совершил к нашим корням, традициям, истории Белгородчины.
Презентуя свой проект перед детьми своей группы, я помог им узнать, что носили наши предки, как украшали свою одежду. Многим ребятам было интересно прикоснуться к частичкам прошлого своей малой Родины через изучение народного костюма Белгородчины.
Анализируя свою работу, я пришел к выводу, что:
- я мало знал о традициях и культуре жителей Белгородчины;
- я не достаточно знал информации, как раньше одевались люди на Белгородчине.
- не имел представления о том, где можно посмотреть на одежду тех времен.
Но реализуя этот проект я смог добиться поставленной цели и решить задачи.
Ведь проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное значение и интересен и значим для самих открывателей.
В дальнейшем все продажи перейдут туда!
Кстати, буду благодарна всем, кто добавит свой, очень мало, увы, кто оставляет отзыв! Можно и не прикреплять фото, просто напишите пару слов!
Вот несколько основных правил заказа кукольной одежды:
1. Заказы принимаю и выполняю в порядке очереди, в среднем - это месяц. Но если срочно/"горит"/на подарок, то конечно есть исключения!
2. Предоплату не беру, но так как бывают случаи игнора со стороны заказчика, то она приветствуется!
3. Полная оплата только после того, как Вы увидите все подробные фото именно Вашего наряда. Доставка оплачивается отдельно! Упаковка (коробочка и почтовый пакет) всегда с меня!
4. Рассрочка возможна, но по предварительной договорённости.
5. Я планирую возобновить распродажи кукольной одежды, но что именно будет включено в неё - это будет секрет!)
Спасибо Вам, что Вы со мной, за доверие, за всё тёплые слова, которые я слышу и читаю. Буду и дальше стараться радовать Вас новинками и скидками!
Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.
Немного истории
История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.
По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.
Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.
Разновидности кукол
Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.
Виды народной куклы на Руси были следующие:
- Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
- Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
- Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.
Игровые детские куклы
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:
Тряпичные куклы
Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.
При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.
Обрядовые куклы
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:
- Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
- Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
- Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
- Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
- Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
- Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
- Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
- Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
- Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).
Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.
Обережные куклы
Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:
- Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
- Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
- Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
Куклы-мотанки
Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.
Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.
При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.
Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:
- юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
- сорочка — триединство мира; (лента, платок) — символ связи с небом.
Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.
Музей народной куклы
Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:
Куклы в русских народных костюмах
Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.
Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.
Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.
Куклы из серии "ДеАгостини"
Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.
Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.
Читайте также: