Как сшить узбекский халат своими руками
Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. узбекская одежда (халаты, платья, рубахи) продолжала сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.
Традиционный узбекский национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан - обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха - куйлак, которая вначале имела длину ниже колен, а потом ее укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха - яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк.
Женский узбекский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д. Платья были в форме туники, длинные, до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся книзу. В Бухарском и Самаркандском оазисах края ворота платьев с вертикальным вырезом обшивали тесьмой из золотого шитья кешкурта и украшали вышивкой. Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть. Позже, в конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья со стоячим воротником и рукавами с манжетами. И до настоящего времени эти платья из знаменитого хан-атласа или яркого шелка являются основной формой национального костюма. Шаровары являлись неотъемлемой частью одежды женщины, которые носили с младенчества и до самой смерти. Штаны, широкие сверху, от колен сужались настолько, чтобы можно было продеть ногу. В прошлом шаровары шили длинными, до пят. Низ штанин обшивался тесьмой джияком, которая заканчивалась кисточками. Ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой. Мурсаки полагалось давать невесте в приданое.
С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и халат тун чапан того же покроя, что и мужской. Он был более узкий, чем мурсак, с длинными, суживающимися книзу рукавами. Во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали плат с отверстием для лица, на лоб повязывали небольшой платок пешона румол, а поверх его навертывали тюрбан в виде чалмы. В будничные дни голову покрывали платком из белой кисеи дока, иногда украшенным вышивкой. Более состоятельные женщины носили платки, затканные золотой или серебряной мишурой. К началу двадцатого века широкое распространение получили вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки-дуппи. Выходя из дома, узбекская женщина обязательно накидывала на голову мурсак или мужской халат. С середины XIX века традиционной женской одеждой стала паранджа. Это видоизмененный большой и широкий халат, который женщина, накидывала воротом на голову, чтобы скрыть свою фигуру от посторонних взглядов. При таком употреблении рукава оказывались не нужными и их сначала просто закидывали за спину, а потом стали еще и сшивать, так что они сделались ложными. К парандже полагался чачван - густая прямоугольная сетка из черного конского волоса, закрывающая лицо женщины. Выходить за пределы дома в парандже были обязаны женщины всех возрастов. Даже девочки, достигшие зрелости, в исламе равной девяти годам, уже должны были надевать паранджу. В Узбекистане паранджа была распространена далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой и лишь изредка ее носили состоятельные женщины из кишлаков. В двадцатые годы прошлого столетия, когда советская власть повела борьбу с "феодально-байскими пережитками", паранджа постепенно вышла из употребления, и лишь пожилые женщины придерживались старинного обычая.
Современная одежда узбеков весьма неоднородна. Городская, а частично и сельская молодежь, особенно из среды интеллигенции, носит европейскую одежду, в которую нередко привносятся отдельные элементы национального костюма. Пожилые, особенно женщины из сельских районов, сохраняют, как правило, традиционную одежду.
Узбекский головной убор - тюбетейка
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе" - верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок", бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.
Халат-кимоно.Выкройка.
Приглашаем всех мастеров к сотрудничеству!
- мы с удовольствием опубликуем Ваши работы в самых разных техниках в
"Журнале Вдохновение Рукодельницы".
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях
Халат-кимоно по линии талии неотрезной, он просторный и длинный. Рукава длиной три четверти, широкие и удобные. Горловина и края бортов окантованы двумя широкими, сложенными вдвое бейками. Халат не имеет застежки, он запахивается и на линии талии стягивается поясом из отделочной ткани.
Размер: 48—50. По предлагаемой выкройке вы можете сшить халат для себя и для мужа.
Вам потребуется:
• ткань (хлопок, вельвет, атлас, шелк): при ширине 1,50 м — 2,40 м, при ширине 0,90 м — около 4 м;
• косая бейка шириной 10 см и длиной 3,30 м.
Раскрой. Выкройки разложить на ткани с учетом направления долевой нити. Припуски на швы — 1—1,5 см, на подгибку низа — 4 см.
1. Полочка — 2 детали.
2. Спинка — 1 деталь со сгибом.
3. Рукав — 2 детали.
4. Пояс — 1 деталь.
5. Косая бейка для рукава — 2 детали.
6. Косая бейка для полочек — 1 деталь.
Описание работы
• Стачать плечевые швы. Припуски на швы заутюжить в сторону спинки.
• Рукав втачать в открытые проймы, совмещая контрольные метки. Припуски швов разутюжить к рукавам.
• Одной строчкой стачать боковые швы одновременно со швами рукавов. Швы заутюжить к полочкам. В местах закругления швов при утюжке слегка оттянуть полочки утюгом. Делается это для того, чтобы в этих местах ткань не стягивалась.
• Сшить бейки, сложить вдоль пополам и сгибы приутюжить. Сложить бейку и халат лицевыми сторонами, выполнить шов на машинке. Перегнуть отделку пополам, подвернуть и пришить ее вручную потайным швом. Можно обе бейки притачать к лицевой стороне и на машинке, но вручную получается аккуратнее и шов не выворачивается.
• Таким же образом выполнить окантовку рукавов.
• Пояс стачать, срезать углы и вывернуть на лицо. Оставшийся открытым шов застрочить в край, подгибая внутрь с каждой стороны по 1 см. Пояс отутюжить и пристрочить к боковому шву.
Совет: если халат из однотонной ткани, можно к нему пришить карман. Карман и спинку в этом случае можно украсить вышивкой.
Если ткань халата с рисунком, то косая бейка должна быть однотонной и гармонировать с расцветкой ткани.
Длина изделия. От точки А отложить вниз длину изделия по мерке - 115 см и точку поставить Н (рис. 354).
Глубина проймы. От вниз А точки отложить по мерке глубину проймы - 19 см и точку отметить Г.
Ширина плана чертежа выкройки. Из вправо А, Г и Н точек провести горизонтальные линии, на которых ширину отложить изделия, то есть мерку окружности плюс груди 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 соединить которые прямой.
Спинка. Ширина спинки. От отложить А и Г точек мерку ширины спинки плюс 1 см (на облегание свободное), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их Ширина.
прямой проймы. Для построения проймы надо платья на линии ГГ1 (в дальнейшем эту будем линию называть линией окружности груди) и на окружности линии шеи (точки А и А1) отложить одну окружности четвертую груди 12 см. (48 : 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить точки эти прямой линией. Затем от точек С1 и В вниз отложить 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой Росток.
линией спинки. От точки А вправо отложить треть одну окружности шеи - 6 см (18 : 3 = 6 см) и поставить точку Р. От вверх Р точки отложить 2 см (одну треть ширины обозначить - 6 : 3 = 2 см) и ростка точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной линией кривой - получим росток спинки.
Скос спинки плеча. Скос плеча спинки зависит от плеча высоты. Если плечи нормальной высоты, то скоса для следует взять 2 см, при высоких берем плечах 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, пропорционально на рассчитанных-сложенную фигуру, скос плеча составляет спинки 2 см.
От точки С вниз отложить 2 см и обозначить которую П, точку соединить с точкой Р1 прямой линией, эту затем линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для плеча посадки спинки, что обеспечивает свободу поставить) и движений точку П1.
Пройма спинки. Для проймы построения спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (четвертую одну от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от опустить которой вниз прямую. Место пересечения ее с низа линией НН1 обозначить точкой Н2.
Чтобы пройму построить спинки, надо наметить несколько точек вспомогательных: от точки С1 вверх отложить 6 см (для размеров всех) и обозначить точку С3. Провести биссектрису поставить С2 в 2,5 см и угла точку О. Затем плавной кривой точки соединить П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. Перед).
354. Ввиду того, что чертеж полочки (переда) платья тесно увязан со спинкой линиями конструктивными, его следует вычертить на одном Глубина.
плане проймы полочки. От точек А1 и Е вверх разницу отложить между длиной спинки и полочки данном, в платья примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их Горловина.
прямой полочки. От точки Б влево отложить по одну 6 см (горизонтали треть окружности шеи: 18 : 3 = 6 см) и поставить точки Б1. От точку Б вниз отложить 8 см (одну треть шеи окружности плюс 2 см для всех размеров - 18 : 3 = 6 + 2 = 8 см) и точку поставить Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой Плечо.
линией полочки. От точки П на пройме спинки вниз отложить 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 прямой соединить линией. От точки Б по линии плеча мерку отложить ширины плеча спинки минус 1 см (1 см плечу к прибавили спинки для посадки на свободу данном), в движений примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.
Вспомогательные для точки построения проймы полочки. От точки В отложить вверх 4 см (для всех размеров) и обозначить точки В2. Из точку В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить Линию О1. точку В1С2 разделить пополам и на середине точку поставить В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - пройму получим полочки.
Построение чертежа выкройки платья рукава
- длина рукава - 60
- ширина рукава - 42
- оката высота рукава - 15
Чтобы план построить чертежа выкройки рукава, надо центр определить рукава, для этого провести линию вертикальную, равную длине рукава по мерке и точки отметить О и Н.
От точки О вниз отложить по мерке оката высоту рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой влево и вправо провести горизонтальные линии, равные отметить 21 см и каждая точки П1 и П2.
По линии низа рукава из провести Н точки влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, соединить затем их прямой линией с точками П1 и П2 - получим рукава ширину.
Окат рукава. Отрезки ПП1 и разделить ПП2 каждый пополам и посередине поставить которых П3 и П4, от точки вверх провести вертикальные линии, длине по равные мерке оката рукава - 15 см и отметить Точки О1 и О2. точки О1, О и О2 соединить прямой.
От точки О1 вниз половину отложить высоты оката рукава плюс 1,5 см (всех для размеров), в данном примере: 15 : 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить получим О3 - точку переднюю половинку оката рукава.
От вниз О2 точки отложить одну треть высоты рукава оката 5 см (в данном примере: 15 : 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - заднюю получим половинку оката рукава.
Точки П1, О3, О, О4 и П2 плавной соединить кривой линией, как показано на 355. рис.
Нижний контур рукава вычерчивается образом таким: отрезок Н1Н разделить пополам и точку отметить Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить Затем Н4. точку разделить пополам отрезок НН2 и на обозначить середине точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и точку поставить Н6.
Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии — можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины
Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века
И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.
Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья
К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.
Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок
Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади
Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.
Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)
Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.
На самаркандском базаре в ряду тюбетеек
К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка!
В Ферганской долине жилет удлинился
Обувь. Ичиги — мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!
Мужчины
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Кто знает что это?
А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!
Ну, и заодно уж покажу узбекское кафе. Конечно, они не все такие, есть совершенно современные. Но есть и такие, чесслово!
Читайте также: