Как сшить саван для покойника своими руками
Староверы всегда отличались от прихожан православной церкви, и обряд похорон у них также обладает некоторыми отличительными особенностями. Они стараются всегда придерживаться заветов предков – причем куда заметнее, чем в случае с прочими православными.
Из-под умирающего всегда убирали подушку, а к его губам обязательно прикладывали святую воду. Для облегчения мук умирающего ему задавались вопросы:
- не желает ли он поведать что-либо важное;
- нет ли у него желания исповедать свой грех;
- не хранит ли он обиду на кого-либо из близких?
По окончанию исповеди всегда налагалась епитимья согласно озвученным им грехам. Считалось, что без такого покаяния нельзя предстать перед Богом. По нераскаявшимся же при жизни усопшим читали лишь молитву на отход души, но без отпевания.
Подготовка тела
Причитать у старообрядцев начинают обычно прямо с момента констатации факта смерти. Часто для подобных целей всегда приглашали плакальщиц, и опытные жалобщицы всегда могли своими причитаниями растрогать присутствующих.
В обязательном порядке по всему этому дому занавешивались абсолютно все зеркальные поверхности. Это касалось даже зеркал, начищенных металлических створок и самоваров.
Очищение всех телесных покровов всегда проводили в первые часы после кончины. В силу серьезной трудоемкости этим всегда занимались 2-3 человека. Начинали всегда с головы и заканчивали его ногами. Правую сторону омывали всегда прежде левой. Часто для подобных целей применяли крещенскую воду. После омовения такую воду никогда не выливали в общественных местах.
Одежду всегда заготавливали ранее – это были нательная рубаха, носки, а у женщин – чулки, мягкие тапочки из кожи, соломы либо грубой ткани. Женская рубашка достигала самых щиколоток, мужская – колен.
Гроб изготавливали лишь после смерти и никогда не готовили заранее. Его обычно сбивали из досок, без применения железных гвоздей: их заменяли крепления боковин по типу ласточкин хвост.
На дно гроба клали оструганную щепу, много берёзовых листьев, хвойный лапник. В изголовье же клали подушку, которую набивали листьями или же собранными в течение всей жизни волосами, сверху клали само тело.
Похороны
Старообрядцы обычно хоронят на третий день. Но летом, чтобы избежать быстрого разложения, тело могли захоронить и на следующий день после смерти. Прощание с умершим обычно устраивали у порога его дома: для этого гробы выносили во двор, обязательно ногами вперед, и клали на стол или же табуреты. Собравшиеся обычно подходили к усопшему с длинными молитвами или поклонами. Хозяева могли сразу же накрыть обильный обеденный стол.
Похороны у старообрядцев
Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.
Накануне смерти
Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.
Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:
- Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
- Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
- Не хранишь ли обиду на кого из близких?
По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.
Саваном называют погребальное покрывало, которое укладывают в гроб на тело покойного. У различных народов существуют свои обычаи по изготовлению и оформлению савана. Похоронные атрибуты отличаются длиной, материалом, цветом, предназначением. Подробнее о таком важном для погребения аксессуаре будет рассказано ниже.
Исторические сведения
Материал для изготовления
Материалом для изготовления савана выступала ткань, характерная для производства в соответствующем регионе. Так, в Европе чаще всего использовался лён, а в странах Азии – хлопок и шёлк. На территории Дании и Австрии встречаются саваны из дикой крапивы, достаточно дорогостоящего материала, что свидетельствует о высоком социальном положении упокоенного.
В XVIII веке, с развитием торговли, в Англию стали завозить дешёвые хлопковые ткани. Это ударило по благосостоянию местных овцеводов. Чтобы поддержать экономику страны, парламентом был принят указ об изготовлении саванов исключительно из шерсти.
Саван в различных религиях
Конфессиональная принадлежность определяет формат и размер савана.
Старообрядчество
У староверов явно видны отголоски язычества в погребальном обряде. Саван изготавливается из длинной материи в 2 роста человека. Ткань перегибают пополам и сшивают по одной стороне. Получается имитация ладьи, транспорта усопшего в загробный мир.
Со стороны перегиба ткани укладывают голову, а к свободному концу – ноги. В изголовье на саване делают крупными стежками намётку, которую затем стягивают вокруг лица. Получается, что на почившего надет капюшон. Края обычно обшиваются кружевом, подрубаются или вышивают крестами. Затем руки умершего укладывают на грудь, в них вкладывают новую лестовку, а само тело накрывают саваном.
Под шеей продевают узкую ленту и трижды перекрещивают её, оборачивая вокруг покойного: в районе груди, бёдер, икр. Именно так был спелёнут ветхозаветный Лазарь по своей смерти.
Прочие христианские конфессии
Ограничиваются небольшим покрывалом в длину тела. У православных на саване можно увидеть нанесённые принтом или вышитые гладью христианские символы. Края часто оторочены вышивкой или кружевом. При положении во гроб покрывало отгибают на уровне груди. После прощания тело полностью накрывается, а крышку гроба забивают.
Ислам
Заворачивают правоверного не менее чем в два куска ткани. Только в экстренных случаях допускается один отрез материи. В одно покрывало также укутывают рождённых мёртвыми или плод, появившийся вследствие выкидыша. Умерших малолетних детей разрешено оборачивать в два или даже один лоскут ткани.
У мужчин погребальный саван состоит из трёх обязательных частей:
- Лифофа – наружный, самый длинный отрез материи;
- Изор – отрез ткани, которым оборачивается тело мусульманина;
- Камис – нательная рубаха без швов.
Факультативно добавляют лоскут для оборачивания поверх головы – сооружения чалмы.
У женщин погребальный саван дополняют ещё два одеяния:
- Химор – наголовный платок;
- Синабанд – лоскут для укрывания тела от плеч до колен.
Для нательных частей савана (камиса, химора, синабанда) используют ситец, для наружных – бязь. Цвет погребального одеяния – белый или максимально к нему приближённый, зелёный.
Хоронить мусульманина в обычной одежде запрещено шариатом. Исключение – шахиды. Их предают земле в той одежде, в которой они погибли.
Иудаизм
После совершения омовения в большом количестве воды (часто на тело выливают около ведра жидкости), тело умершего иудея оборачивают в единый длинный отрез ткани. Длина его составляет 10-12 метров. Подобная аскетичность погребального одеяния символизирует равенство всех верующих евреев перед Богом. В последнее время допускается захоронение в скромном одеянии, которые почивший носил при жизни.
Индуизм
Тело ушедшего в мир иной после омовения оборачивают в шёлковую материю, укладывают на носилки из 7 бамбуковых палок, а затем накрывают нарядным покрывалом. Далее родственники погружают усопшего в воды Ганга и лишь затем укладывают на погребальный костёр. Верхний полог снимают и стирают в священной реке, а нижний саван остаётся на покойном во время обряда сожжения.
Приготовленный старообрядцами погребальный костюм в наиболее полном составе включал:
рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у мужчин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку
По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из сурового, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем холсты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "греховной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы красным льном. Орнаментальные мотивы располагались по вороту, поликам, низкам рукавов.
Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали горизонтальных швов - так было заведено исстари. Обращает на себя внимание и такая особенность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах рубаху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кержаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоясанных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чулки-обутки (от славянского "обути") распространился у них не так давно.
У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные рубахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.
Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из археологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встретилось нам и упоминание о погребальных чулках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").
В погребальном костюме старообрядцев Алтая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского происхождения). Саваны имели некоторое разнообразие в покроях, но по форме всегда напоминали мешок. Они выкраивались в рост человека, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое поперек и сшитое вдоль длинной стороны полотно. В конце XIX - начале XX вв. были распространены саваны из двух полотен, одно из которых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя капюшон, другое же подшивалось к нему со спины. Швы соединения располагались в этом случае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).
У кержаков одетого в саван покойника, независимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую перекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разрезали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переходная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещивали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.
В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцулов). Подобные мешкообразные виды одежды восходят, на наш взгляд, к широко распространенным в прошлом у многих народов плащам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.
Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, укладывали поверх умершего. В случае, если использовали одну длинную холстинку, то ее подстилали вниз и ею же , обогнув ноги, накрывали сверху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.
Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним платком", в похоронах принимали участие одни только девушки (с. Язово). При этом волосы распускали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоминание о подобной традиции находим в старообрядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что ". при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю. ". В случае похорон парня весь обряд совершали только мужчины. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенцами (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).
К изготовлению обрядовой одежды (свадебной, погребальной) предъявлялись особые требования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребальный комплекс традиционно шили только стежком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заготавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожиданно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возможно, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшивали не рубчиком, а косым стежком "через краешек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйской волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.
При изготовлении погребальной одежды соблюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действительно, некоторые из наших информаторов считали, что, если заготовленную впрок одежду дошить до конца, то человек может умереть раньше времени (с. Березовка).
Читайте также: