Как сделать каргопольскую игрушку
Тема: Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан.
Цель: Практическое освоение участниками мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.
Познакомиться с русским художественным керамическим промыслом – каргопольской игрушкой.
Раскрыть символическое значение орнамента в росписи глиняной игрушки.
Научить участников мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность занятия: 50 минут.
Материалы и оборудование:
1. Наглядные материалы:
- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.
2. Учебно-дидактическое обеспечение:
3. Материалы и инструменты:
- дощечки для работы с глиной;
- стаканы с водой;
- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.
Ход занятия (слайд №1)
- Прежде всего мне хотелось бы услышать от вас, что вы знаете о каргопольской игрушке?
- Каргопольская игрушка - русский художественный керамический промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали глиняную посуду: печные горшки, миски, кринки. Некоторые мастера лепили глиняные игрушки. (слайд № 2 фото города)
- Мне очень интересно узнать, какие образы каргопольской традиции вам наиболее известны?
- Каргопольскую игрушку можно сразу отличить от яркой дымковской и филимоновской (слайд № 3 сравнение игрушек) по приземистой форме, глухой окраске, орнаменту. По своему характеру и сдержанной внутренней силе она близка к язычеству. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: (слайд № 4) образы животных (конь, олень, медведь и др.), людей и сказочные персонажи.
Одним из таких персонажей является образ Полкана.
- Знаете ли вы кто такой Полкан?
(слайд № 5) Это фантастическое существо, полуконь-получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан – это символ огромного, доброго богатыря, защитника людей от зла, богатырь, наделенный несокрушимой народной силой.
- В каких других культурах встречается похожий образ?
(слайд № 6) фото У. И. Бабкиной
Постановка цели занятия
- Сегодня я предлагаю слепить эту необычную игрушку по традиционной технологии.
Планирование предстоящей работы
- Возьмите, пожалуйста, в руки Полкана, рассмотрите его и попытайтесь определить этапы изготовления игрушки. (слайд № 7)
- А может быть, кто-то из вас знает, что означает орнамент, который нанесен на игрушку? (слайд № 8)
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узоры, которые вы видите, являются символами солнца, земли, зерен. (слайд № 9). Основное занятие каргопольских мастеров – землепашество. Не случайно поэтому знаки солнца, земли, зерен как пожелание благополучия украшают их игрушки.
Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег солнца вокруг земли. Крест – означает то, что солнце светит на все 4 стороны и все времена года о него зависят.
Волнистые линии – обозначают воду (дождь).
Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.
Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось.
К сожалению современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, скульптурки все больше тяготеют к натурализму, а роспись становится более конкретной, чем это принято традицией.
Технология изготовления игрушки:
Каргопольские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины:
Приступая к изготовлению Полкана, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.
Затем сгибаем валик по середине ровно на 90 градусов.
Левой рукой держим игрушку, а правой начинаем распределять глину на ноги. Распределили. И сразу начинаем влажными пальцами вытягивать столбики ног, которые широко расставлены и плавно сужаются книзу.
После того, как сделали ноги, четырьмя пальцами из задней части фигурки начинаем вытягивать хвостик. Он небольшой, аккуратный, направлен вниз.
Следующий этап – вылепливание верхней части фигурки. Сначала распределяем глину на руки и голову, затем снова влажными пальцами выравниваем руки, одна из которых направлена вверх, другая – вниз. Голову формируем на высокой шее с выступающим вперед массивным подбородком.
Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу с широкими полями. Затем тщательно примазываем ее к голове.
Для завершения образа, необходимо сделать нос и острым инструментом наметить на лице Полкана глаза и рот.
Вот и готов наш Полкан!
Вам лишь осталось обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.
Оценка работы, подведение итогов
- Пришло время подведения итогов нашего мастер-класса. Я хотела бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали и чему научились? Как можете применить полученные знания в работе с детьми?
- В свою очередь, я хочу сказать мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей! Всего вам доброго!
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Как сделать легкие браслеты дружбы из ни 10.10.2017 --> Смотрели: 58 (0) Вязаный шарф руками 12.05.2017 --> Смотрели: 59 (0) Что было бы, если бы мы родились в друго 09.05.2017 --> Смотрели: 39 (0) Пермяки записали музыкальное поздравлени 09.05.2017 --> Смотрели: 17 (0) ПОМНИ И НЕ ЗАБЫВАЙ КОМУ МЫ ОБЯЗАНЫ И ДЛЯ 09.05.2017 --> Смотрели: 33 (0)
-Музыка
-Поиск по дневнику
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Каргопольская глиняная игрушка.
Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.
Готовую посуду отвозили нарынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.
Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни.Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток.
Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов.
Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов.
Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать.
Одним из немногих каргопольских мастеров, который не бросал ремесло в 1930 годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.
В этой же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950 годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.
В 2003 году в Каргополе открылсядом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.
Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.
Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.
О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику - овалы, кресты, колосья, зерна, солнце. Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.
Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.
Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.
Читайте также: