Как сделать бумагу твердой
Мы давно хотели написать о том, как своими руками, дома, сделать лист бумаги для письма, рисования или для поделок. В этом году внучки подарили мне на день рожденья замечательные поделки из бумаги, которую они изготовили дома. А до этого они знакомились с производством бумаги в музее.
Об изготовлении бумаги в промышленности читайте в постах:
Здесь речь пойдёт об изготовлении бумаги в домашних условиях. Эту бумагу называют ещё “бумагой ручного черпания”.
Бумага только в девятнадцатом веке стала производиться с помощью машин в виде длинного полотна, наматываемого в рулон. А до изобретения бумагоделательной машины бумагу делали вручную, каждый лист по отдельности. Ручной отлив до сих пор распространён в ряде азиатских и латиноамериканских стран. При многих современных промышленных предприятиях, например, на бумажной фабрике в итальянском Фабриано , сохранились участки ручного отлива бумаги. Ручной отлив демонстрируется в ряде музеев бумажного производства, а в некоторых из них, посетителям предоставляют возможность самим сделать бумагу, а иногда и сделать из неё блокнотик или что-то напечатать на ней.
Хорошее оснащение имеют участки/лаборатории по изготовлению отливок в университетах, институтах лесотехнического профиля, готовящих специалистов — бумажников, исследовательские лаборатории и лаборатории отделов технического контроля на целлюлозно-бумажных предприятиях.
Изготовление бумаги своими руками может быть интересным занятием как для взрослых так и для детей. Это может быть интересно и познавательно в качестве занятия в детском саду или в школе. Изготовление бумаги поможет приоткрыть загадку получения этого, встречающегося в нашей жизни на каждом шагу материала. Будет способствовать пониманию детьми и технологических основ изготовления бумаги и важности организации регенерации бумаги после её использования.
Из бумаги, изготовленной своими руками можно сделать оригинальную, имиджевую бумагу для поздравлений, визиток, конвертов, писем и т.д.
Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?
Из чего делать бумагу?
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Добавки в композицию
- Белый винный уксус для обесцвечивания некоторых включений, содержащихся в бумаге (это не обязательно).
- Красители. Может быть использован пищевой краситель или пигменты, в том числе в виде водорастворимых гуашевых красок. Смешивать цвета следует осторожно. Можно легко получить некрасивый грязно-коричневый цвет. При использовании цветных салфеток можно обойтись без добавления красителей. Цвет бумаги будет зависеть цвета исходных салфеток и соотношения цветных составляющих композиции.
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
- Растительные добавки: семене, лепестки цветов, травинки, опилки. Такие добавки позволяют получить интересные эффекты для декоративной бумаги, предназначенной для праздничной упаковки, поздравлений и т. д.
Процесс изготовления
1. Измельчение бумажного сырья. Запечатанную бумагу (макулатуру) или салфетки нужно разорвать на кусочки величиной 3–5 см. Можно воспользоваться и шредером, но ширина полосок желательна более 5 мм. Это связано с тем, что подготовку волокон к изготовлению бумаги нужно провести в условиях максимального сохранения их длины для сохранения механической прочности бумаги.
2. Замачивание . Сухие кусочки бумаги заливают тёплой водой и выдерживают 1–4 часа для намокания и набухания волокон. Если волокна набухнут не достаточно, то при последующем механическом измельчении могут возникнуть трудности с дальнейшим измельчением кусочков бумаги.
3. Роспуск замоченного сырья (бумажники говорят, распустить) на достаточно мелкие элементы. С этой задачей хорошо справляется бытовой блендер. Полученная масса может быть использована для изготовления (отлива) листов бумаги или для введения добавок (смотрите раздел “добавки в композицию”). Часть включений, которые не обладают устойчивостью к механическим воздействиям, следует вводить в бумагу позднее, после того, как лист будет сформирован (отлит), перед сушкой.
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии. Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера. Для тонирования или окрашивания добавить красители. Для получения декоративных эффектов ввести другие добавки.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”. В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды. Во втором, расчётное количество однородной массы (в зависимости от получения желаемой толщины бумаги) вливается прямо на сетку и распределяется по её площади.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов. Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань. На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Можно использовать сита, которые найдутся на кухне. Тут важно, если хотим получить листы, а не объёмную массу для поделок, чтобы сито сильно не прогибалось, выдерживало плоскостное состояние.
5. Отжим отливки на сетке и съём влажного листа с сетки. Влажная отливка требует осторожного обращения. Снимается она с помощью хорошо впитывающей ткани. Чем более влажная отливка на сетке, тем больше воды должна впитать съёмная ткань. Для удаления воды полезна и плотная плоская губка, которой можно осторожно надавливая на сетку, облегчить удаление воды из отливки. Впитывая воду, ткань силами поверхностного натяжения воды удерживает отливку, перетягивая её с сетки.
На рисунке снятая с сетки отливка. Для того, чтобы отделить отливку от сетки возможно, нужно будет перевернуть сетку приёмной тканью наверх и, снимая ткань вместе с бумагой, как бы наматывать её на приготовленную цилиндрическую скалку.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки. Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком. Кроме того, если сушить отливку на сетке не до конечной влажности, а снять с сетки влажной и досушить под давлением, зажимая её между двумя ровными поверхностями, то плотность её увеличится и гладкость тоже.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию. Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском. Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
Вид на просвет светлого, филигранного водяного знака, полученного закреплением на сетке для отлива проволочного изображения
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
- Немецкие коллеги рассказывают, как делать бумагу дома в домашних условиях
- Еще одна подробная инструкция, как сделать бумагу ручным способом
Изготовление бумаги своими руками: 3 комментария
Здравствуйте, я ищу производителей бумаги ручного черпания может быть вы сможете поделиться информацией? Мастерскими, ссылками, контактами?
Здравствуйте Наталья!
К сожалению, только сейчас увидел ваш вопрос.
И опять же сожалею, что не могу сообщить ничего в дополнение к тому, что вы найдёте в интернете по прямому запросу.
Производители бумаги ручного черпания в бумажной отрасли России мне не известны. Но такая бумага на рынке есть. Это видно в интернете.
Всего доброго. Удачи.
Я давно уже хотел распечатать книгу самостоятельно и сделать для нее твердый переплет.
Но для того чтобы сделать книгу с твердым переплетом необходимо много времени, а его постоянно не хватает, да и печатать абы что не хотелось. И вот недавно у меня появилось свободное время и книга, которую я не мог нигде купить.
Книга Дэвида Флэнагана “JavaScript. Подробное руководство” (6-е издание) оказалась крепким орешком, во всей Уфе я не смог найти книгу, а если заказывать, выходило порядка 2500 рублей. Я смог найти электронную версию (скачал с вконтактика), но у меня есть заморочка: не люблю читать книги с планшета, особенно технические. Поэтому я решил что все же надо попробовать распечатать книгу.
Этими статьями я вдохновлялся при распечатывании и сборки книги:
Так как книга у нас очень толстая, то печатать будем по блокам из 8 листов, затем их согнем пополам и получим небольшую брошюрку (тетрадку). Затем все тетрадки сошьем между собой и вуаля, получается книга!
Но к сожалению тут много нюансов, к примеру как же распечатать эти брошюрки так, чтобы соединив их, мы получили бы книгу. Я советую вам переконвертировать книгу в pdf (благо у меня и так была в pdf формате) и воспользоваться бесплатной версией Adobe Reader.
Вначале необходимо написать диапазон с какой страницы по какую будут брошюрки, к примеру у меня брошюрки по 8 листов, на одной стороне 2 страницы, печатается с двух сторон и того на 8 листах располагается 32 страницы из книги.
Приведу пример как я написал диапазоны:
- 2 – 33
- 34 – 65
- 66 – 97
- ………..
- 1026 – 1057
После того как мы определились с диапазонами нажимаем печать в Adobe Reader, после чего появится окно, которое показано на рисунке снизу.
Распечатав все брошюрки мы получим в итоге что-то похожее на то, что показано на фотографии снизу.
Теперь необходимо согнуть листы так, чтобы получились аккуратные брошюрки по 8 листов, ложка нам в этом поможет. Ложкой удобно прижимать линию сгиба.
Необходимо сделать пресс для книги, он нам еще не раз пригодится. Для того чтобы его сделать нам понадобится:
- две дощечки;
- дрель;
- ножовка;
- скотч;
- два болта.
Скотчем можно обмотать доски, если они у вас необработанные.
Переходим к сшиванию книжного блока. Для этого нам понадобиться:
Перед тем как сшить книжный блок, необходимо проделать отверстия в каждой тетрадке шилом, от пропилов я отказался. Сначала сделаем шаблон, для этого разметим на картоне места, где нужно будет прокалывать отверстия. Отверстий должно быть 6, располагаться они должны примерно так же, как показано на рисунке снизу. Прокалывать необходимо изнутри.
Как именно надо сшивать книжный блок показано на рисунке снизу. Каюсь, фото для данного коллажа я взял из этой статьи. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сделать собственные фотографии во время сшивания я забыл.
Теперь необходимо обрезать неровный край ножом для бумаги, отнеситесь к этому серьезно, лично у меня не получилось сделать это достаточно ровно.
Закрепляем край книжного блока (тот который будем обрезать) в наш зажим, берем хороший нож для бумаги и меняем лезвие на новое (отламываем), все готово, приступаем к выравниванию края.
Теперь необходимо увеличить прочность нашего корешка, для этого мы приклеим с помощью ПВА на торец книги марлю и кладем под пресс. После того как марля высохнет, нужно приклеить капталы на нижнюю и верхнюю часть корешка.
Каптал – полоска материи с утолщённым краем, наклеиваемая на края корешка книжного блока для увеличения прочности.
Из папки вырезаем две картонки, по размеру они должны быть больше, чем книжный блок на несколько миллиметров с каждой стороны. Между картонками лежит полоска картона – это торец книги. Расстояние между картонками 5 миллиметров.
Я закрепил картонки с помощью скотча, в этом была ошибка, пришлось обклеивать переплет с помощью клея момент. Надо было использовать либо бумажный скотч (для окон), либо медицинский лейкопластырь на тканевой основе.
На самом деле книгу я буду обклеивать не совсем тканью, а если точнее то совсем не тканью. Обклеивать переплет я буду спанбондом (нетканый материал из расплава полимера), он дешевый и встретить его можно где угодно, в частности из него делают одноразовые медицинские халаты, а я взял его из сумки, которую продавали вместе с одеялом.
Если вы будете обклеивать переплет так же, как и я спанбондом, то не повторяйте моих ошибок. Его нельзя гладить утюгом напрямую, только через толстый слой марли.
После всех предварительных подготовок вырезаем нужного размера кусок ткани и делаем разметку, как показано на фотографии снизу (внутренний прямоугольник, это размер картонок).
Теперь нужно соединить переплет с нашим книжным блоком. Для этого нужно просто-напросто приклеить форзацы к переплету. Для этого смазываем форзацы клеем, а чтобы не осталось сухих мест используем кисточку.
Ну и в качестве завершающего штриха я украсил обложку в стиле мультфильма Gravity Falls, осталось мне заиметь третий том и я буду всесилен )))
В заключение хочу сказать, что процесс все же довольно трудоемкий, но зато вы можете проявить себя и подойти к процессу творчески. Можете сделать абсолютно любую книгу, здесь вы ограничены лишь своим воображением.
Изготовление бумаги ручной работы очень творческий и увлекательный процесс. Особенность данного мастер-класса заключается в том, что для создания собственной авторской бумаги вам не понадобятся никакие специальные приспособления и материалы, всё необходимое вы сможете найти у себя дома. Результат – красивая фактурная бумага, которую вы можете использовать по своему усмотрению: для скрапбукинга, кардмейкинга, различных поделок, изготовления подарочных коробочек, визиток, бирок для своих работ, рисунков и т.п.
Плюсы бумаги ручного отлива:
• Уникальность и неповторимость каждого листа;
• Приятная фактура и внешний вид бумаги;
• Творческий и увлекательный процесс (возможность делать вместе с детьми);
• Множество вариантов наполнителей;
• Утилизация бумажных отходов;
- Салфетки, бумага для принтера, бумажные упаковки, коробки из под яиц и т.п. (не советую использовать газеты, так как содержащаяся в них типографская краска сделаю бумагу серой) – вы можете использовать какой-то один материал или комбинировать их по своему желанию;
- Различные наполнители (сухие соцветия, лепестки цветов, конфетти, кусочки цветной бумаги, блёстки, кусочки ниток, приправы, красители натуральные или искусственные, акварельные краски, вы даже можете ароматизировать свою бумагу). Клей ПВА (по желанию).
- Ножницы (шредер), доска (поднос/лоток/противень), губка, утюг, полотенца, скалка, блендер (по возможности и желанию), пресс.
Первым делом измельчим бумагу, для этого используйте ножницы/шредер или же порвите её руками на кусочки среднего размера.
Залейте бумагу водой и измельчите её до кашеобразного состояния. Для этого используйте блендер, а если такой возможности нет, то оставьте бумагу отмокать на сутки, периодически перетирая её руками до нужной консистенции. Для того, чтобы сделать бумагу более прочной вы можете добавить в неё немного клея ПВА.
Возьмите часть получившейся массы и сформируйте лист скалкой, на доске (подносе/противне), в процессе можно добавить немного воды, для большей пластичности бумажной массы. На этом этапе вы сами определяете толщину будущего листа. Далее самый увлекательный этап, так как на нём вы можете смешивать бумажные массы различных цветов, добавлять всевозможные наполнители, красители ароматизаторы и всё, что позволит вам ваша фантазия. Теперь используя обычную губку аккуратно промокните бумагу несколько раз, чтобы удалить всю лишнюю влагу.
Далее накройте бумагу полотенцем (я использовала обычные вафельные полотенца) и просушите лист горячим утюгом до того момента, когда бумагу можно будет легко снять с доски. Будьте предельно аккуратны, т.к. пока бумага не высохла до конца, она очень хрупкая, и вы легко её можете повредить.
Теперь бумагу необходимо оставить просохнуть на ночь под чем-нибудь тяжёлым. А утром вы уже будете радоваться результату своих трудов. Удачного творчества!
Уже давно я работаю с бумагой, с различными ее видами, в том числе немного и с бумагой ручной работы. И сегодня я хотела бы показать вам, как я делаю бумагу в домашних условиях.
Хочу сказать, что вам нужно будет подготовить заранее всяческие добавки для украшения бумаги, например, сухие травки, цветы, ниточки, ну и многое-многое другое, то, что вам подскажет ваша неуёмная фантазия. Я заранее, в течение полугода наверно собирала и сушила всякие цветы, розы, орхидейки, которые опадали у меня на подоконнике. Засушила цветочки, подаренные мне на 8 марта и День Рождения!
Материалы, которые нам понадобятся, думаю найдутся в каждом доме!
Это обрезки бумаги, не сильно плотной, немного клея ПВА, вода.
Инструменты: блендер, рамка с мелкой сеткой нужного вам размера, ложка или палочка для перемешивания, мастихин или пластиковая карта.
Итак, начнем. Сначала нарвем бумажку мелкими клочками в глубокую посудинку.
Поместим обрезки в миску и добавим несколько капель клея. Количество клея зависит от количества обрезков. В данном случае я добавила около половины чайной ложки. С клеем лучше не перебарщивать, а то тяжело потом бумажку отодрать от сетки.
Наливаем в миску воды, так, чтобы она слегка покрыла бумагу. Даем бумаге немного размокнуть и измельчаем ее блендером в кашу.
Теперь пришло время добавить сухие цветы.
Я выбрала несколько фиолетовых. Измельчаем их руками и вмешиваем в бумажную смесь палочкой.
Теперь мы достаем рамку и наносим на нее бумажную смесь. Рамка помещается на поддон или просто на сложенную старую простынь.
Я наносила смесь пластиковой картой.
Наносим не слишком тонким слоем, но и не тостым. Следим, чтобы не было пробелов.
Выравниваем аккуратно поверхность легкими движениями пластиковой карты, держа ее практически горизонтально.
Можно подравнять краешки:
Ну и когда все готово, ставим сушиться на солнышко. При сегодняшней погоде лист сох у меня пару часов.
Нетерпеливые могут попробовать перекинуть лист, когда он хорошо стечет на другую поверхность. Так вы освободите рамку и сможете сделать еще листы. Но делать это надо очень аккуратно, потому что сырая масса легко разваливается.
После сушки бумага аккуратно снимается с сетки плоким тупым ножом и проглаживается утюгом.
И вот бумажка поближе. Очень мне нравятся эти цветочные вкрапления!
Почему я использую этот метод? Потому что проблематично найти большую емкость для воды, в которую бы поместилась рамка. Есть такой способ вылавливанием рамкой бумажной взвеси,плавающей на поверхности. Мне он оказался неудобен.
Буду рада, если мой МК окажется вам полезен и буду рада увидеть вашу бумажку ручной работы!
Читайте также: