Древние глиняные поделки
Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Так, скажем, птичка – это некая яйцевидная форма с едва намеченными хвостиком и головкой. Понятно, что декоративная эстетическая функция была затушевана, зато, очевидно, была функция, связанная с особой значимостью звука как такового. Что такое звук для традиционной культуры? Это Жизнь. Зачем наши предки выходили весной на проталины и зазывали, закликали, гукали весну? Чтобы помочь природе ожить, проснуться после зимнего безмолвия. Ребёнок при рождении заплакал - значит, будет жить. Петух закукарекал - значит, рождается новый день. Звук имел первостепенное, животворное значение. С развитием звуковых инструментов появлялись детали декора, которые делали функциональную вещь ещё и красивой.
- Мир образов русской глиняной игрушки – это мир крестьянина-земледельца, связанный с обожествлением и почитанием природы, заботой о плодородии. Поэтому больше всего поражает архаика, глубина этих традиций, корнями уходящих в язычество. Впрочем, у каждого народа, абсолютно каждого, есть подобные игрушки и музыкальные инструменты. Даже при раскопках пирамид Майя были найдены глиняные музыкальные инструменты. Более того, и образы-то схожи и однотипны – это фигурки животных (козлов, баранов, оленей), птиц, антропоморфные образы. Просто каждый народ шёл своим путём, но идеи для всех общие. И часто игрушки и музыкальные инструменты объединяли в одно целое декоративно-образное и музыкальное. Вот скажем, в Черногории есть однострунный инструмент гусло с грифом в виде головы козла, - рассказывает Владимир Иванович.
В каждом регионе есть свои особенности в традициях изготовления керамики. К примеру, дымковская игрушка, которая у всех на слуху, - очень яркая, эстетичная. Более архаичны пензенские или абашевские игрушки. Ещё более архаичными кажутся изделия калужских мастеров – хлудневские игрушки, романовские, каргопольские.
У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.
- Самое важное, на мой взгляд, что сохранено в новоторжском промысле, как ни в каком другом, так это любовь к материалу. Взять хотя бы дымковскую игрушку - она полностью закрашена, а вот у тверской игрушки остаётся чистый цвет глины. Этот материал при обжиге сам по себе даёт массу красивых терракотовых оттенков в зависимости от того, какие в ней есть примеси, где вы берёте эту глину. А если есть ещё и примесь слюды, то после обжига игрушка будет на свету даже золотом отливать.Необыкновенно смотрятся и игрушки, покрытые глазурью.
Владимир Ситников не только сам создаёт глиняные игрушки, но и обучает ремеслу студентов. Для таких занятий прикладным искусством - керамикой, ткачеством, резьбой по дереву и др. - в университете есть специальная аудитория. Там ребята и осваивают традицию изготовления тверской игрушки. Есть в помещении небольшая печечка для обжига, ну а материал…он под ногами.
- Глину берём везде, уж чего-чего, а этого добра в Тверской области хватает. Как говорится, на два штыка культурный слой почвы сними – и вот она глина. Вот были как-то с экспедицией в Торопецком районе, смотрим – канава, а в ней - глина сиреневого оттенка. Из неё такая замечательная игрушка вышла, что даже вообще не захотелось потом её раскрашивать.
Помимо новоторжских, мастер изготавливает игрушки и в стиле традиций других промыслов. Вот, скажем, это абашевская игрушка, покрыта глазурью, которая при обжиге тоже даёт различные цветовые оттенки и разводы на изделиях. Причём конечный результат не вполне предсказуем.
В последствии пензенские мастера для удешевления производства стали раскрашивать игрушки масляной краской. Есть одна из версий, почему очень часто окрашивают в красный цвет. Она возвращает нас к языческим временам: во время жертвоприношения в кровь убитого животного обмакивали фигурки из глины, дерева, камня и т.п., чтобы поставить в своём доме в качестве приобщения к жертве и оберега. Оттуда и пошли красные звери с позолоченными завитушками.
Уникальность игрушек Владимира Ситникова ещё и в том, что все они - это полноценные музыкальные инструменты. У каждой, даже самой маленькой птички, свой тон, каждая имеет свой голос, своё неповторимое звучание.
- Магазинная новоторжская игрушка петь не будет, в лучшем случае будет издавать пронзительный резкий звук - свист. Это потому, что она монолитная и свисток там делается всего двумя проколами. А мои все работы пустотелые, причём форма должна быть гладкой внутри, чтобы звук был чистым, мелодичным, не шипящим. Нужно правильно выстроить звукоряд (проделать игровые отверстия - дырочки). И конечно, должен быть качественный свисток, такой, которым в народной традиции снабжены свирели, сопели, пыжатки. И тогда игрушка приобретёт мелодичный голос, станет музыкальной забавой, музыкальным инструментом.
Наши предки умели мыслить музыкальными образами. Взять хотя бы самый простой звукоряд из трёх нот. Получится весьма архаичная мелодия для магического действа – обряда встречи и проводов Масленицы. Хотя на нас сегодня воздействует совершенно другая музыкальная среда, но эта простая мелодия нам тоже понятна и близка, потому что рождает отголоски звучащей родной природы, это заложено в нашей генетической памяти.
Музыкальная игрушка с шестью дырочками уже имеет семиступенный звукоряд, как гармошка, балалайка, хотя полутонов, конечно, нет, это диатонический звукоряд. Но на таком глиняном духовом инструменте можно уже исполнять довольно большой репертуар народной музыки. И звук получается чистый, глубокий.
- Процесс изготовления музыкальных игрушек вдвойне творческий. Сначала создаёшь пластический образ, потом работаешь над звуком. Никогда не знаешь, какой, в конце концов, будет звук, насколько мелодичен и объёмен он получится. Это для меня очень волнительно. Наверное, это трудно понять человеку, который сам ничего не созидает. Вот я взял с земли кусок глины и сделал из него красивую вещь, не просто игрушку-забаву, а музыкальный инструмент. Это человека поднимает в своих собственных глазах, приближает к осознанию того, что ты создан по образу и подобию божьему, потому что ты тоже можешь созидать, облагораживать окружающую среду, делать мир вокруг себя краше, добрее и человечнее.
Загадочно-красивая черная керамика Мексики поражает туристов и ценителей глиняных изделий со всего мира. Уникальные изделия местных мастеров то и дело встречаются на рынках и в магазинах сувениров по всей стране. Посуда и фигурки черного цвета просто завораживают. Самое интересное, что они не выкрашены – они реально черные! Делают эту красоту недалеко от города Оахака, расположенного в одноименном суверенном штате Мексики. Уникальное мастерство создавать глиняные шедевры местным мастерам-гончарам передалось от древних индейцев, ну а усовершенствовала технологию одна местная женщина.
Наследие предков
Черный цвет изделиям придают особые свойства местной вулканической глины. Любопытно что в сыром виде эта глина – невзрачно-серая, чернеет же она в результате обжига.
Тут стоит обратить внимание на саму технику обжига, практикуемую в Оахаке. Если использовать для этого обычную газовую печь, изделие получится желто-коричневого цвета. Ну а если обжигать изделия в традиционных местных печах – земляных, то они получаются черными. Топить нужно обязательно дровами и температура должна быть немного ниже, чем при обжиге обычной глины.
Считается, что этот способ обжига использовали в древние времена индейцы-сапотеки, жившие в этих краях еще две тысячи лет назад. Этот народ раньше обитал в штате Оахака, а также еще в нескольких штатах. Представителей этого этноса еще можно встретить в этих краях.
Кстати, посуду и фигурки из черной глины нередко находят в этой местности археологи во время раскопок.
По традиции изделия из черной глины принято формировать, не используя гончарного круга. Именно так делали посуду древние сапотеки, так что это давняя традиция. Вместо круга ремесленники обычно используют две тарелки, ставя одну на другую и медленно поворачивая эту конструкцию.
Вылепленные из глины изделия сушат примерно три недели. Для этого их обязательно нужно поместить в закрытое помещение. Затем мастер ножом вырезает на изделии узор.
Откуда берётся блеск
Стоит отметить, что перед сушкой поверхность, как правило, натирают кусочком кварца. Это делается для придания изделию блеска, который становится заметен уже после завершающего этапа – обжига. Придумала этот способ местная ремесленница по имени Роза еще в середине прошлого века.
Донья Роза (полное имя – Роза Реал Матео де Ньето) была известной мастерицей, работы которой ценились очень высоко и пользовались спросом у самых именитых коллекционеров. Сейчас ее дело продолжают дочь и внуки (сама мастерица умерла в 1980 году). У них есть семейная мастерская. Здесь потомки Доньи Розы иногда проводят демонстрацию своего искусства. И, конечно, в мастерской можно купить глиняные изделия. Знатоки говорят, что здесь они стоят дешевле, чем в магазинах, что логично: нет наценки посредников.
Вообще же в Оахаке насчитывается около 70 деревень, в которых делают посуду из глины (причем не только из черной, но и из красной). И способов изготовления изделий у местных мастеров десятки.
Изделия с блеском, выполненные по технологии Доньи Розы, выглядят действительно более красиво, чем те, у которых нет особого блеска. Однако при этом, как показывает практика, они получаются более хрупкими. Поэтому у этих блестящих тарелок, кружек, фигурок и так далее не прикладное, а чисто эстетическое предназначение. Покупают их обычно в качестве сувениров – например, для коллекции или кому-то в подарок.
Кстати, у наших предков глина по сути заменяла пластик. В том смысле, что игрушки детям часто делали именно из этого материала. Подробнее о том, во что играли дети много веков назад, можно прочитать в материале Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: Какими были детские игрушки в далёком прошлом.
Презентация об истории развития глиняной игрушки. На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Глиняная игрушка каргопольская. Абашевская игрушка. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка.
История происхождения глиняной игрушки
Отгадай
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры.
Глиняная игрушка каргопольская
Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него.
Сюжеты делятся условно на 2 категории:
Абашевская игрушка
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Эти вятские игрушки, Словно радуга весной: Посмотрите, вот индюшка, Хвост, как веер расписной, Удлинённая бородка, Как султанчик, гребешок, Крылья с яркою подводкой – Вся игрушка, как цветок!
Дымковская игрушка
Рядом барышня – красотка, Подбоченившись, стоит; Фартук, юбка и кокошник: Всё сверкает и горит. Брови чёрные дугою, Глазки, щёчки, алый рот – Кажется, взмахнёт рукою И немедля в пляс пойдёт.
Дымковская игрушка
Скоморохи, водоноски, Барыни и петухи – Украшают их полоски, Клетки, точки и круги. Красный, жёлтый и зелёный, Алый, синий, голубой – Все цвета на белом фоне Этой дымки расписной.
Дымковская игрушка
Знает промысел народный Вся страна и целый мир; Вы увидели сегодня Этот русский сувенир.
Дымковская игрушка
- Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка.
Свистульки
Мастер глину замесил И игрушек налепил. После высушил, и в печь – Добела их все обжечь. А потом он краски взял И игрушки расписал. Вот они какие в ряд Разноцветные стоят:
Свистульки
Цвет малиновый и синий, Жёлтый – яркий и красивый. Зайцы, птички, петушки – Музыкальные свистки, По-народному – свистульки. Лепят в области их Тульской И свистульки, спору нет, Покорили целый свет!
Филимоновская игрушка
Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.
Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.
История
Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.
О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.
Особенности
В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.
Отличие от других промысловых игрушек
Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:
- орнамент с языческими мотивами;
- простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
- вытянутость и худоватость фигурок;
- отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
- использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.
Филимоновские узоры в картинках
Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.
Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Первое знакомство и занятия для детей
Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.
Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.
- Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
- Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
- Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
- В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.
Как нарисовать филимоновскую игрушку?
Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.
Как нарисовать филимоновского петушка?
- Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
- Детям выдают шаблоны игрушки.
- Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
- Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
- Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.
А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:
Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.
Читайте также: